Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 16 сентября, Православная Церковь совершает память мученицы Василиссы Никомидийской (309).
В царствование нечестивого римского императора Диоклетиана едва ли в каком другом городе было пролито столько мученической крови, как в Никомидии, где такое множество верующих было убиваемо за Христа, что только за один месяц принявших мученическую кончину насчитывалось до семнадцати тысяч, кроме двадцати тысяч, сожженных в церкви в день Рождества Христова. И такое неповинное убиение верующих в это жестокое гонение продолжалось не один месяц, а долгое время. Кто же в состоянии исчислить всех погибших за сие время христиан, кроме только единого Бога, исчисляющего и множество звезд!
В Никомидии же пострадала и святая мученица Василисса. Слава Всесильному Богу, проявляющему Свою великую силу не только в людях взрослых, но и малых детях! Святой мученице было всего девять лет, когда ее привели на суд к игемону Александру, правителю Никомидии, пред которым эта отроковица, непорочная невеста Небесного Жениха, так смело исповедала Христа, что все были удивлены благоразумию и свободному разговору ее с мучителем. Она вела спор о вере Христовой, как вполне совершенный муж. Правитель надеялся склонить ее к почитанию своих богов ласками и обещаниями, но святая оставалась непреклонною. Тогда правитель повелел бить ее по лицу: святая отроковица возблагодарила за сие Бога. Правитель приказал тогда снять с нее одежды и бить ее розгами: она воздала за сие еще большее благодарение Господу. Это привело правителя в ярость, и он повелел бить ее еще сильнее. Когда все тело ее покрылось как бы сплошною язвою, она воскликнула: «Боже, благодарю Тебя за все сие». Тогда правитель приказал, провертев ей голени, повесить ее вниз головою и на разведенный под нею огонь бросать смолу, серу, масло и олово, в уверенности, что она скоро испустит дух от тяжких страданий и смрадного дыма. Но святая и при этих мучениях, как в райской прохладе, не переставала воспевать хвалу Господу.
Видя, что святая относится с пренебрежением к изобретаемым им мучениям, правитель приказал бросить ее в разожженную печь. Оградивши себя знамением честного креста, святая Василисса вошла в пламень и долго оставалась в нем без всякого вреда. Все присутствующие были объяты ужасом и с недоумением смотрели на столь чудесное видение. Тогда ее вывели из печи и выпустили на нее двух львов, чтобы они растерзали ее, но святая, помолившись, осталась невредимою: молитва отроковицы, подобно тому, как некогда молитва пророка Даниила, заградила уста львов (см. Дан. 6, 1–23).
Ужас объял тогда самого правителя Александра, который, пробыв долгое время как бы в исступлении, воскликнул: «Это судьбы Божии!» Засим, припав к ногам святой мученицы, он воззвал: «Помилуй меня, слуга Небесного Царя и Бога, и прости за все мучения; помолись Богу твоему, чтобы не погубил меня Господь за тебя, ибо отныне и я верую в Него».
Тогда святая мученица, громогласно прославив Милосердного Господа, просветившего слепоту правителя и открывшего ему познание истины, повелела епископу Антонину разъяснить Александру истинную веру и, научивши ей, крестить его. Все бывшие там христиане искренне радовались обращению правителя Александра, который, крестившись, принес покаяние в своем прежнем нечестии и причиненных им христианам мучениях и молил святую Василиссу, чтобы испросила ему прощение у Господа.
По ходатайству и молитвам святой мученицы правитель Александр, вполне уверовав, в скором времени преставился, исполненный истинного покаяния, и погребен был христианами с честью.
Святая же удалилась из города на расстояние трех поприщ (около 4 км). Почувствовав жажду и найдя камень, святая встала на него и обратилась с молитвою к Господу, и тотчас из камня потекла вода. Утолив жажду, она отошла немного от этого места и, став с молитвою на колени, предала дух свой Богу. Узнав об этом, епископ Антонин пришел туда и похоронил святую близ того камня, из которого, по молитве ее, появилась вода.
По молитвам святой мученицы излей, Господи, и на нас Свою великую и богатую милость. Аминь.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
сщмч. Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мчч. Феофила, диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, диакона, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302);
прп. Феоктиста Палестинского, спостника Евфимия Великого, игумена (467);
блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580);
св. Фивы Кенхрейской (Коринфской), диаконисы (I);
сщмч. Аристиона, епископа Александрийского;
свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354);
Собор новомучеников и исповедников Тульской земли;
сщмчч. Пимена (Белоликова), епископа Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского, пресвитеров, прмч. Мелетия (Голоколосова), иеромонаха (1918);
сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского, пресвитеров (1919);
сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова, пресвитеров (1920);
сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова, пресвитеров (1921);
сщмч. Николая Сущевского, пресвитера (1923);
сщмч. Евфимия Круговых, пресвитера, и с ним четырех мучеников (1924);
сщмч. Романа Марченко, пресвитера (1929);
сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова, пресвитеров (1937);
совершается празднование в честь иконы Божией Матери Писидийской (VI).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Симферополь. Форум «Женщины как мироносицы»
Москва. Студия игры, слова и дела «Тут культура»
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!