Церковный календарь 14 сентября. Начало индикта – церковное новолетие

14 сентября 2023 г.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 14 сентября, Православная Церковь празднует начало индикта – церковное новолетие.

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причем дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым». Но, оказывается, январский Новый год – петровское новшество, а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – еще только 1 сентября. Действительно, здесь мы читаем: «начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка можно предположить, что точка отсчета этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным индиктом. Что же это такое?

Историки знают, что индикт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктиона») от одной индикции (переписи) к другой. Сами индикционные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.

Первоначально «индикция» (лат. indictio – «провозглашение») – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остается неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые пятнадцать лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам.

Официально этот счет времени ввел император Константин Великий (в 312/313 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до ее распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах.

Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми».

В современном русском православном календаре, как уже было сказано, под 1/14 сентября значится начало индикта – церковное новолетие, отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).

Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летоисчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сентября 2000 года н. э. = 1 сентября 7509 года от сотворения мира, 9-й год индикта; 14 сентября 2006 года = 1 сентября 7515 года от сотворения мира, 15-й год индикта; 14 сентября 2007 года = 1 сентября 7516 года от сотворения мира, 1-й год индикта; 14 сентября 2017 года = 1 сентября 7526 года от сотворения мира, 11-й год индикта. И так далее.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Симеона Столпника, архимандрита (459) и матери его Марфы Каппадокийской (ок. 428);

сщмч. Аифала, диакона (IV);

мцц. 40 дев постниц и сщмч. Аммуна Ираклийского, диакона, учителя их (IV);

мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309);

прав. Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.);

прп. Дионисия Малого (до 556) (Румын.);

преподобномученицы Татианы Грибковой, послушницы, мученицы Наталии Козловой (1937);

совершается празднование в честь икон Божией Матери Августовской (1914), Александрийской, «Всеблаженная» (в Казани), Миасинской (864), Черниговской-Гефсиманской (1869).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и церковным новолетием. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать