Человек существо переменчивое, и это касается и физического, и эмоционального, и духовного состояния. И это возможно как в одну сторону – к свету, правде, истине, так и в другую. Вспомни свою первую любовь. За много лет церковной жизни наблюдаю такие истории: когда человек открывает для себя Бога (точнее, когда Бог открывает Себя человеку), происходит встреча, влюбленность в Него, в Церковь, в духовные аскетические опыты. Первые годы своей церковной жизни человек проходит на вдохновении. Обычно этот период продолжается три года или чуть больше. Все интересно, все как в первый раз: первые службы, первые паломничества, первые духовные беседы и прочтенные книги. И человек живет этим вдохновением.
А потом наступает период пустыни, когда нужно идти к цели, когда душа иссыхает, когда не хватает сил и необходимо волевое усилие, дисциплина, порядок. И этот период занимает большую часть жизни по сравнению с начальным. В это время мы являем Богу свою веру.
Но то, что было когда-то в юности, в период влюбленности, – было настоящим. Это никуда не делось, просто пришло время, когда нужно доказать верность. В Священном Писании есть слова: Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Богу важно, чтобы мы обращались к Нему не только тогда, когда грянет гром или пришло какое-то вдохновение.
Иногда говорят, что было время, когда молиться было легко, радостно, когда слезы на молитве, когда каждый раз чувствуешь наполненность. Но в этом же нет твоей личной заслуги. Ангел молился вместе с тобой, был рядом, и ты это каким-то образом ощущал, но здесь не было твоего усилия; следовательно, не было духовного роста. Богу важно наше усилие ради Него.
Исповедание по-другому можно назвать верностью. Когда сохранил верность своей первой любви в течение времени, когда казалось, что она иссякла, что Бог оставил, что Он далеко, но, тем не менее помня моменты встречи, ты продолжал идти, делать усилия, преодолевать страсти, уныние, расслабленность. Ты делал это ради веры.
Когда Иоанн Креститель был в тюрьме, находился в тяжелейших условиях, хотя всю жизнь проводил в подвиге, его душа заколебалась, и он спрашивает: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Господь ему не отвечает. Он оставляет ему подвиг веры, верности. Христос говорит посланникам: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.
Претерпевший же до конца спасется. Этот период важно прожить, помня, что есть благодать Божия и ты лично ее проживал.
Эта история возможна и в семейных отношениях. Был период, когда вы встретились, но любовь никуда не ушла. Бывает, что быт немножко все присыпает. Но если верить и идти, то наше сердце имеет возможность меняться.
Бог в какой-то период прикасается к нашей душе, к нашей жизни, и происходит преображение. И это последний период нашей жизни. Кто-то им питается как плодами осенью, кто-то этими плодами насыщает других, а у кого-то он бывает уже за пределами этой жизни. Но та верность, с которой человек шел к цели, всегда будет вознаграждена Богом, ибо это и есть исповедание, сохранение верности Ему.
Записала Анна Вострокнутова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Тропарь Архистратигу Михаилу
Этот день в истории. 19 сентября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!