Беседы с батюшкой. «Зачем нужно упростить свою жизнь? Значение простоты». Игумен Фома (Василенко). 13 марта 2025

13 марта 2025 г.

В студии игумен Фома (Василенко), настоятель Архиерейского подворья храма Святой Живоначальной Троицы на Октябрьской набережной (г. Санкт-Петербург). 

 Тема сегодняшней передачи как сделать свою жизнь простой.  Когда я готовился к передаче, то смотрел различные материалы и прочитал много советов, например, о том, что в жизни нужно довольствоваться минимализмом, еда должна быть более простой и так далее.  Здесь речь идет не о духовной жизни, а скорее о том, как сделать свою обыденную жизнь не такой сложной. Ведь если в жизни есть сложности, то нам будет тяжело жить. А надо жить проще. Но нас интересует несколько другой аспект этой проблемы. И мне кажется, чем старше я становлюсь, тем больше хочется жить проще не только в бытовом плане, но и в духовном.

− Когда идет разговор о простоте, мне на память всегда приходит история про художника. Сидит художник на Арбате и карандашом пишет для желающих их портреты.  Люди подходят, видят, что он кого-то уже изобразил, платят деньги, посидят перед ним полчаса  и портрет готов. И вот один человек тоже сел, художник его карандашом изобразил и говорит: «С вас пять тысяч рублей». Человек удивился: «Полчаса  и пять тысяч  А художник ему в ответ: «Я здесь 30 лет сижу.  Поэтому 30 лет и полчаса».

Мне вчера прислали один видеоролик. Ведущий и молодая девушка сидят в студии, и он ей говорит: «Представь себе две аудитории, идут какие-то семинары. В одной аудитории лектор  дьявол; в другой Бог.  Мы заглядываем туда, где дьявол, – там полный зал.  Заглядываем туда, где Бог,  там сидят единицы, практически пустой зал.  Почему так?  А потому, что дьявол обещает людям достичь желаемого быстро и легко; а Бог обещает долгий и трудный путь. Поэтому Бог не так популярен. 

Говоря о простоте, которая человека увлекает за собой, мы имеем в виду то, что на самом деле человек хочет жить легко. И он думает, что надо упростить жизнь, тогда будет легче. Но святые отцы говорят, что та простота, о которой нужно говорить в Церкви, никак не связана с духовным невежеством. Напротив, она связана с просвещением. И чтобы этой простоты добиться, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, Бог нам день ото дня прибавляет и прибавляет ума и знаний.  А кто-то из святых даже сказал, что та простота, которая человеку нужна в вечности, как раз и есть то, о чем сказал Христос в Евангелии: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. А вот чтобы этой простоты добиться, нам нужно всю жизнь провести в трудах.

Поэтому одно дело простота, которая останется с нами в вечности и является свойством Божиим.  И другое дело – так называемая простота light, легкое времяпрепровождение.

 Вопрос от Ирины из Ярославля: «Была у меня в жизни одна коллега и вредная, и высокомерная, мы ее все обсуждали и даже были рады, когда ее сократили.  И вдруг я узнаю, что эта женщина умерла.  И тогда все, что было раньше, оказалось настолько мелким, настолько ненужным! Ее земная жизнь закончилась, и уже нет к ней никаких претензий, никаких обид. Нет человека и нет никаких его плохих качеств.  И я думаю, что действительно память о смерти должна быть, и тогда мы поймем, что мы здесь, в жизни, копошимся… А ведь это все настолько не нужно! Может, я ошибаюсь, но такая мысль у меня возникла, и я хотела ею поделиться».

Мысль правильная.  Простота – это отсутствие суеты. Суета – это излишество.  Преподобный Иоанн Лествичник говорит про обрезание, которое было в Ветхом Завете, когда излишек кожи удаляли с тела мужчин. У нас, христиан, обрезание заменено крещением.  Но прежде чем крестить человека, нужно его научить и, так сказать, обрезать у него все лишние желания.  А обрезание лишних желаний и приводит человека к этой божественной простоте.

Мы говорили, что не так-то это легко.  Чтобы эту простоту приобрести, нужно учиться, трудиться, перенимать опыт у тех людей, которые этой простоты достигли в своей жизни.  И есть у святых отцов небольшие труды, посвященные простоте.  Святитель Григорий Богослов, преподобный Ефрем Сирин, праведный Иоанн Кронштадтский про это пишут. 

Я себя не один раз ловил на мысли, что слова «простота» и «прости»  однокоренные.  Когда обидели, буря в душе поднимается, думаешь, как же теперь этому человеку отомстить А нужно слово «прости» применить.  Не усложнять самому себе жизнь этим изобретательством мщения.  Ведь простить легко: просто забудь! Ну, согрешил он  Бог его проститИ остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!  Если я хочу, чтобы какие-то мои нехорошие проступки Бог воспринял легко и просто, то и мне нужно иметь такое состояние души, чтобы я мог поступать по отношению к своему обидчику так же, как Бог по отношению ко мне. Бог же закрывает глаза, образно говоря, долго терпит, желая, чтобы я изменился. А бывает, Господь откладывает наказание, но потом оно все-таки случается.  И нужно такого состояния духа, души достигнуть, чтобы не изобретать, как отомстить кому-то за личную обиду. Здесь не идет речь о государстве, о семье. Речь о личной обиде. Не надо носить в себе это злопамятство. Надо упростить жизнь. 

В Ветхом Завете Господь учил людей: око за око, зуб за зуб. Но это не значит, что обязательно надо было мстить.  Это было некое ограничение: сделать обидчику то же, но не больше!  Господь понимал, что люди еще не готовы к тому, чтобы подставить правую щеку, если ударили по левой. 

Вопрос от Евгения из Белгорода: «Есть начало всего.  А как раз начало всего Бог.  Получается, что самый простой – это Бог.  И чтобы жить просто, надо начать жить по Богу. Но это уже совсем не так просто. Как вы это объясните?»

Мы и говорим сейчас о том, что нужно учиться этому у святых отцов. Святые отцы говорят, как научиться душе жить в христианской простоте.  Преподобный Ефрем Сирин, по-моему, говорил, что простота против лукавого должна быть с хитростью. Если кто-то против меня лукаво поступил, то я уже вижу, что это лукавый человек и что в следующий раз он может поступить так же. Преподобный Ефрем Сирин ссылается на Евангелие, в котором сказано: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. И он говорит, что простота против лукавого должна быть с хитростью.  Но только против лукавого! А во всех остальных случаях не нужно мудрствовать.

Если лукавый что-то изобретает против нас, то нам нужно иметь эту змеиную мудрость.  Но опять же эта мудрость нам может быть открыта, может быть нами усвоена, только если у нас есть детская простота, детское незлобие, ведь дети не замечают, что им что-то плохое сделали. 

В житиях святых читаем и удивляемся, как им, например, братия в монастыре клопов подкидывала в постель.  А святые терпели и ничего не говорилиКакое у человека должно быть терпение, незлобие, чтобы он не возмущался, не роптал!  У святых одна цель – спасти свою душу. И все, что происходит во внешнем мире, они считают такой мелочью!  И чем чище, проще становится человек, тем больше считает себя достойным всяких наказаний, обид, притеснений и скорбных обстоятельств.  Лишь бы только ему добиться этой желанной цели быть с Господом. А быть с Господом это уже причаститься этой простоте.

Когда человек причастен простоте, незлобию, не желает отомстить другому, он уже причастен Божественной природе.  И ничего другого и не хочет. Если у человека есть память о смерти, о том, как он предстанет на суд пред Богом, то на все остальное он уже не обращает внимания. Он занят только тем, чтобы подготовиться к своему смертному часу, к исходу души из тела.  Все силы свои, умственные, волевые, чувственные, направляет на то, чтобы качественно к этому подготовиться.  И этой простоты ищет.

А что такое простота?  Надо читать святых отцов. Им это Духом Святым было открыто, они нам оставили духовное наследство, которое мы можем усвоить себе, если у нас нет лености. 

Мы читаем у святых отцов, что благодать Божия дает человеку возможность всегда быть довольным чем-то малым и в пище, и в одежде, и в жилье.  Мы были у преподобного Саввы Освященного, спускались в келью преподобного Иоанна Дамаскина

 Туда пройти-то очень сложно.

Да, пещера, гранитные стены, и вот представьте себе: когда нам душно, мы открываем окно. А в келье преподобного нет такой возможности: окошек нет, там каменный мешок. В нем есть выступ, на который можно лечь, причем чтобы лечь − нужно свернуться калачиком, это назвать словом «лечь» даже невозможно. Но благодать Божия человеку восполняет все эти внешние недостатки, неудобства.  Человек этой благодати вкусил, и он рад тому малому, что у него есть. Он рад благодати, а все остальное уже не имеет значения.

А пример человека без благодати мы видим в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.  Сначала старухе корыто надо было поменять, а закончилось все тем, что золотая рыбка должна быть у старухи на посылках.  Так что вот тебе корыто твое назад. 

 Причем треснутое, разбитое.

 Такое безблагодатное состояние ничем внешним заменить нельзя.  А простота и есть благодатное состояние. 

Мы у святых можем увидеть какие-то внешние подсказки.  А чтобы говорить об этом и понимать, о чем идет речь, нужно это пережить опытным путем.  Для этого нужно себя все-таки стеснять. У нас есть церковный устав, он регламентирует нашу духовную жизнь. Надо подчиняться ему в простоте, без рассуждения: зачем сейчас эти службы, эти поклоны, воздержание от пищи? Это уже мудрование человеческоеТы же даже не попробовал следовать этому уставу. А ты попробуй!  А потом уже можешь говорить: «Я все попробовал, все сделал, что Церковь велит, – и все без толку». Но так не будет.  Если человек начал жить в простоте, просто подчинился церковному уставу, то благодать Божия его подхватывает, и на первом этапе человек реально не чувствует своего тела, у него как будто крылья за спиной вырастают, он готов горы свернуть. Настолько преизобилует эта Божественная энергия, что человек весь мир готов на руках носить, всех готов любить, всем благотворить.  А бывает, что потом Господь такое состояние немного как бы приглушает.  И тогда человеку нужно, как рыбаку, у которого парус обвис и ветра нет, брать весла и грести.  Господь дает человеку потрудиться, но при этом его не оставляет. 

Вспоминается история, как некий человек увидел рядом еще чьи-то следы.  И Господь говорит: «Это Мои следы»«Но здесь, − говорит человек, я вижу только одни следы, в мои самые трудные жизненные моменты». На что Господь ответил: «В самые трудные моменты Я нес тебя на руках 

А мы думаем, что в самый трудный момент Бог нас оставил. Мы не понимаем, что  происходит в духовном мире. Он для нас закрыт. И мы думаем, что когда нам трудно, то мы сами справляемся со своими трудностями, берем весла и гребем. Но Господь говорит: «Нет, это Я тебя на руках нес». Загадка в том, что нам не очень понятна природа духовных событий в нашей жизни. 

Святитель Тихон Задонский говорит, что познать свою душу – это наука из наук. А мы же ленивые в основном. Нам хочется, чтобы было как в истории с лектором − дьяволом, который говорил, что он даст нам все и сразу, быстрый успех.  А где Бог – там долго и трудно.

Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Почему одни люди добрые, неравнодушные, всегда готовые прийти на помощь, а другие, наоборот, злые, равнодушные, стараются плохое что-то сделать? Это зависит от духовного воспитания или от того, что некоторые живут по своей воле, как бы от лукавого?» 

Ну, насколько я понял вопрос, почему некоторые люди и добродушные, и хорошие, а у них в жизни бывает все непросто. Кого Бог любит того и наказывает.  Садовник видит, что кустарник приносит плоды, но ветки этим плодам мешают, забирают силу… Значит, надо обрезать лишние веточки, чтобы кустарник больше плодов приносил. Так и человека, который приносит плоды добродетели, Бог еще больше очищает.  А если человек не приносит плодов добродетели, то на такого Бог уже просто махнул рукой. И это страшно.

 Уже и секира у дерева лежит.

Раз уж нечего с тебя взять, не приносишь ты плодов добродетели  бери тогда от жизни все сейчас. Но вот потом будет как в притче о богаче и Лазаре: ты уже получил все доброе в жизни.

Тут уместно вспомнить молитву преподобного Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». В том смысле, что я вижу свои прегрешения,  работаю над ними, начинаю справляться с ними, но замечаю, что кто-то этого не делает.  Надо просить Господа, чтобы не замечать нам этого, надо только над собой работать. Нельзя сказать: «Я уже достиг высокого уровня, практически святой, мне больше не надо над собой работать». Нужно научиться смотреть на самого себя. 

 Я еще подумал о духе праздности и любоначалия.  Мне кажется, что обратная сторона праздности и есть простота.  Мы знаем такое выражение: «Где просто там ангелов со сто». Мы много знаем примеров отцов, которые старались найти именно эту простоту жизни.  А я хочу еще один момент здесь затронуть.  Мы часто любим что-то придумывать в своей жизни, о чем-то мечтать, фантазировать. Еще можем проявлять остроумие, и все это считаем креативностью.  Я никоим образом не умаляю таланты людей, но ведь бывает так, что и талант человеческий превращается в некое мечтание.  Скажите, пожалуйста, об этой проблеме, потому что, наверное, мы все, миряне, подвержены этому. 

 Смехотворство, например, входит в перечень грехов, оно там упоминается.  И еще есть такой грех, как потеря простоты. Когда человек готовится к исповеди, он может почитать, например, книгу о подготовке к исповеди отца Иоанна (Крестьянкина). Но нужно читать ее внимательно, если хватит сил на это. У меня сил не хватило, я просто не поднял, как говорится, этот груз.  И есть такой грех, как потеря простоты, а есть грех самолюбования: «Я так сказал!»

Святитель Феофан Затворник перечисляет те «камни», о которые человек может споткнуться. Например, культура, образованность могут заслонить собой образ Бога.  Одно дело, когда мы воспринимаем образованность как возможность вернуть образ Божий. А вернуть образ Божий можно как? Только в Церкви. Вне Церкви это невозможно.  Вернись в Церковь, там всё есть! 

Мы с Вами говорили перед передачей о том, что мы крестились уже во взрослом возрасте, после 20 лет.  Я приходил в храм и видел там одних бабушек. «И раз в Церковь одни бабушки ходят, то какой в ней прок?  Ладно, крещусь, чтобы можно было крестик носить»Тогда из-за моего невежества я про Церковь ничего не знал.  А когда уже стал немного читать, записался в церковную библиотеку, то открыл для себя безбрежное море мудрости Божией. Я понял, что Церковь – это отнюдь не только бабушки. Это далеко не так. 

Важно прислушиваться к мнению тех людей, которых Церковь назвала святыми.  Не все из них оставили нам свои письменные творения. Но если такие творения святых есть, то можно смело их читать. Это будет такая пища для души, что человек восклицать, восторгаться будет! Душа будет радоваться, что ее начали наконец-то кормить.

Завтра же у нас День православной книги.

 Вот мы невзначай и подошли к этому событию

О простоте преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что образцовая простота была во времена преподобного Антония Великого.  Была она и у нас, в Оптиной пустыни, во времена преподобного батюшки Амвросия, преподобного Анатолия.  В чем состояла эта простота? В отеческой доступности. К старцу все могли просто обратиться, он не был начальником, до которого не дозвонишься, не достучишься.  Он был доступен, к нему можно было прийти, поговорить с ним обо всем, что накипело на душе.  Вот в этом была их простота.  Вот об этой простоте говорил преподобный Варсонофий. А когда этих старцев не стало, простота эта поубавилась. Преподобный Варсонофий Оптинский часто в свой адрес слышал, что слишком уж просто он ведет себя с людьми, с братиейА для него это было естественным

Я себя вспоминаю, когда первый раз увидел старца  схиигумена Иеронима.  Это был 1997 год. В 1996 году я первый раз исповедовался и причастился. В 1997уже трудником был, уже что-то узнавал о Церкви.  И вот мне говорят, что приедет старец.  Я про них слышал, но ни разу не видел.  Старец приехал и все побежали ему навстречуИ я – за всеми.  Идет схимник, седые волосы, в мантии, по-моему, без головного убора.  Все подходят за благословением; и я тоже. Я уже образцово-показательный неофит был, уже знал, что надо подойти под благословение к батюшке. Подбегаю к нему: «Батюшка, благословите А он  меня не благословил так, как это обычно бывает, а обнял!  Это я на всю жизнь запомнил. Если бы на моем месте был Кай из «Снежной королевы», его ледяное сердце бы растаяло. Но у меня, наверное, был не лед, а камень какой-то, и он мне этот камень в сердце разрушил.  Вот с такой простотой я встречался. 

Другой старец был, схиархимандрит Феофан.  Приехал он на святой источник, с ним спутники его, и он кому-то говорит: 

– Тут святой источник, давайте искупаемся

– Да ну, отец, зачем нам этот святой источник?

 Ну и ходи немытый! – говорит старец.

Он не мог больше никак обозвать человека, только так: ходи немытый 

И третья история произошла в Оптиной пустыни, я уже священником тогда был.  Это было в начале 2000 годов. Рядом со мной два старца.  На них кресты с украшениями, сами они седые, уже заслуженные старцы. Служба идет, кафизмы читают.  И я краем глаза вижу, что один старец захрапел.  А второй его локтем в бок как двинет: «Ты чего это храпишь?» С улыбкой, так просто!  Как два мальчишки, два брата, старший и младший.  По-братски его локтем двинул. Тот тут же проснулся. 

Вот такие детали. И это все – простота, именно святая простота, без ироничного оттенка. 

Иоанн Креститель приходящим к нему креститься говорил: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Прямота присуща святой простоте.  Сотворите же достойные плоды покаяния.

 «Сделайте пути ваши прямыми...» 

 Прямыми, простыми. Не надо кудри завивать. 

 Батюшка, все-таки хочется услышать от Вас совет, с чего нужно начать, чтобы сделать свою жизнь проще. 

 Довериться Богу всем сердцем. Помнить о том, что кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец.  И держаться за Церковь, за ее традиции всеми своими силами. А Церковь, как мы сегодня говорили, – это не только бабушки, молящиеся в здании, у которого купол с перекошенным крестом.  Они лишь часть Церкви. Церковь в ее широком смысле  это все сокровища премудрости Божией. И там все человек для себя может найти. Нужно прилепиться к Богу через церковную жизнь. И если что-то не получается, то нужно вспоминать историю о том, что где дьявол там все быстро и легко.  А где Бог там долго и трудно.

 Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель.

 Да. И широким путем идти быстро и легко.

 Я благодарю Вас за эту беседу, потому что для меня очень многое стало понятно.  Хотя разговор-то был простой.  О простоте, наверное, только просто и можно говоритьБлагословите наших телезрителей! 

 Благословение Господне на вас! 

 Дорогие друзья, я очень рад возможности поблагодарить вас за то, что вы нас поддерживаете, за вашу простую молитву, за ваше простое, но очень сложное делание, потому что для вас это настоящий подвиг, и мы его очень ценим.  Без вас нам сложно, а с вами нам проще! 

Беседовал Глеб Ильинский

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X