Беседы с батюшкой. Жизнь по вере. Священник Андрей Щукин. 5 марта 2025

5 марта 2025 г.

В гостях в студии  настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Порт-Артурская» (г. Екатеринбург) иерей Андрей Щукин.

– Идет первая седмица Великого поста. Это особые богослужения, особый настрой и вообще какое-то сосредоточение, внимание. Даже на телеканале «Союз» в это время, условно говоря, с понедельника до пятницы, нет ни новостей, ни программ ведущего дня. Мы стараемся убрать все это из эфира и больше транслировать богослужение, чтобы люди как-то сосредоточились. Наверное, это какая-то жизнь по вере. Можно так и обозначить название для нашей встречи – «Жизнь по вере».

– Эта тема очень точно открывает нам Великий пост – жизнь по вере. Потому что противоположно этому – когда мы в своей повседневной жизни опираемся на собственный опыт. Это ни плохо, ни хорошо, это у нас есть. У нас есть определенные знания о мире, о том, как взаимодействовать с людьми, как выходить из определенных событий. Мы много размышляем о том, как лучше сделать, с кем лучше взаимодействовать. Но когда речь идет о взаимоотношениях с Богом, здесь несопоставим опыт человека и опыт Божий. Опыт Творца мы не можем сосчитать, исчислить, мы не можем его даже записать. В том, что делает Бог (практическая часть), нам заметно не так много. Даже Библейская история не позволяет нам до конца осмыслить дела Божии. И Господь с нас этого не требует; Он иногда нас немножко останавливает и говорит: как вы можете понять Мои дела, как можете осмыслить все это?

Об этом, собственно, одна из прекрасных Книг Ветхого Завета – Книга Иова. Иов в болезни своей, в своем недуге, оставленный Богом (как ему оказалось) и людьми, пытался понять, что происходит. И Господь утешил его Своим явлением и вразумлением: «Иов, не дано тебе понять, каковы Мои дела, как они будут совершаться, каким образом все будет происходить в истории человечества. Но даю тебе четкое понимание, что Я не где-то далеко, а рядом с тобой».

Так вот, время Великого поста – это когда мы должны обратиться к другому опыту. Опыту веры, опыту Божьему, который открывается нам во Христе, в жизни многих подвижников. Не зря перед началом Великого поста мы вспоминали всех тех великих подвижников, преподобных отцов, которые потрудились во славу Божию и победили не столько мир, сколько посрамили дьявола своей верой, своим упованием, своей верностью заповедям Божиим и тем самым открыли для нас путь веры, путь доверия Богу. А начинается он, конечно, с того внимания, когда мы предстаем перед Богом.

Поэтому, наверное, одно из самых важных деяний первой седмицы Великого поста – предстать перед Богом. То есть прийти в храм и окунуться в богослужения первой седмицы Великого поста, связанные прежде всего с вниманием Церкви к человеческим немощам. Это очень хороший, важный момент, когда мы отрекаемся, отказываемся от гордости, высокомерия, смиренно предстаем перед Создателем и находимся во внимании к своей душе и тем процессам, которые проходят в нас глубоко внутри. Зачастую мы тщательно скрываем эти процессы, потому что нам нужно делать одно дело, второе, третье, четвертое, пятое. Мы можем нафантазировать себе ту реальность, в которой живем, но эта реальность не будет иметь ничего общего с той реальностью, в которой по-настоящему живут человек и Бог.

Великий пост – это такое упражнение для человека, возвращение его к реальности, когда он вновь возвращается к самым важным моментам своей жизни. И начинается все с веры.

– Вы очень красиво сказали о том, что это время, когда можно предстать перед Богом, зайдя в ближайший храм, и обратить внимание на какие-то свои внутренние моменты. Человек, который не ходит в храм, не видит в этом необходимости, не задумывается об этом, живет своим опытом, как Вы выразились вначале. Такова сегодняшняя реальность, так люди живут. Человек до этого десятилетиями жил без храма и сейчас у него нет в этом необходимости

– Все, что связано с опытом, с верой, касается всякого человека, вне зависимости от того, помнит он о Боге или нет. Это наш способ взаимодействия, можно сказать, так мы проявляем себя. Мы всегда на что-то опираемся. Господь дал нам определенные дары, в том числе разум и свободу, и мы по-разному используем это в своей жизни. Не так важно, верующий человек или неверующий. Божие присутствие в жизни людей очень деликатно. Но в какой-то момент та человеческая фантастическая реальность, которую мы создаем вокруг себя, просто исчезает перед тем, как Господь буквально приближается к нам.

Мне кажется, что Великий пост – это не то, как мы приближаемся к Богу; на самом деле Бог приближается к нам. Удивительно, но о посте больше спрашивают люди, которые много слышали об этом, но никогда не приступали к этой теме. Вдруг происходит так, что человек вдохновился темой Великого поста, и ему нужно какое-то пояснение, какое-то внимание. И хорошо, если человек придет напрямую к священнику и спросит: «Знаете, батюшка, я никогда не постился, но сейчас эта мысль почему-то становится для меня важной, и я хотел бы послушать, что Вы об этом скажете». Дай Бог, чтобы человек был внимателен к этому стуку, который раздается в его сердце. А стучать в наше сердце может только Создатель, потому что Он знает, где дверь нашего сердца. Поэтому нам слышно, когда Он стучит.

Удивительно, что это происходит во время Великого поста? Может быть, удивительно. С другой стороны, мы же разделяем время: у нас есть время для отдыха и время для трудов; есть время для второстепенного и время для важного. И для Бога это время тоже важно. И Церковь к этому расположилась. Потому что это связано с воскресением Христовым, с такими событиями, которые и по сей день являются ключевыми для всего человечества. В конце концов, мы до сих пор считаем время от Рождества Христова, от Его святого подвига ради всего человечества. Как мы реагируем на этот подвиг – это уже вторая тема, но во время Великого поста мы чувствуем руку, протянутую нам воскресшим Христом.

Для Русской Православной Церкви самая главная икона – Воскресения Христова. Она изображает не сам момент воскресения, а события, которые происходят на день раньше: как Христос спускается в ад и забирает оттуда всех тех, кто протягивает к Нему руки. Это Бог проделывает с нами постоянно: Он давно протянул нам руку. И во время Великого поста, видимо, эта рука ощущается на нашем плече.

Как Вы отвечаете на вопросы своих прихожан, которые приходят в канун Великого поста и спрашивают: «Батюшка, а в храм ходить каждый день или не каждый? Как понять, по силам мне это или не по силам? Что обязательно нужно делать, а от чего можно отказаться?»

– Вне всякого сомнения, не может быть двух одинаково постящихся людей. Жизнь каждого человека уникальная, единственная, и для Бога она важна. Соответственно, всегда пост должен быть по силам. Наверное, это правильно, когда человек приходит во время Великого поста и говорит: «Я хочу работать в этом винограднике Божием, хочу в нем потрудиться. Батюшка, подскажите, с чего начать». Пост – это внимание к себе. Посмотрим, что ты можешь.

Если человек буквально подойдет к этой духовной теме, к тому, как посвящать это время Богу, и переключится только на материальную сторону поста, будет внимательно следить за пищей, за временем принятия пищи и так далее, думаю, это может оказаться даже опасным, особенно если он делает это впервые. Потому что во время Великого поста нужно решать прежде всего свои главные духовные проблемы. Если они не решаются, если им не уделяется внимание, если не преодолевается какое-то главное препятствие, которое стоит между человеком и Богом, то все второстепенные труды и усилия могут оказаться совершенно бесплодными.

Мы любим переключаться на второстепенное в своей жизни. Когда мы видим, что не решаются какие-то важные вопросы или проблемы в общении с другими людьми, начинаем переключаться на какие-то второстепенные, дополнительные темы. А душа-то от этого неспокойна. Во взаимоотношениях с Богом все должно быть предельно открыто. Думаю, что пост по силам – это то, с чего мы начинаем эту тему в своей жизни.

– Первое и самое важное – пост по силам. Это касается в том числе и посещения богослужений?

– В том числе и посещения богослужений. Если человек живет в мегаполисе, в большом городе, он не исключается из повседневной жизни в плане своей работы. Надо сказать, что во время первой седмицы Великого поста очень многие храмы переносят богослужения на чуть более позднее время, особенно это касается чтения Канона преподобного Андрея Критского. И наш храм – не исключение, мы переносим богослужение на чуть более позднее время, чтобы у людей была возможность хотя бы какое-то время побыть в храме и послушать эти чудесные слова преподобного Андрея, обращенные к Богу.

Если человек хотя бы короткое время побывает на службах первой седмицы Великого поста и последующих, это будет очень хорошо. В этом смысле помогает информационное сопровождение телеканала «Союз». Телеканал очень много времени этому уделяет. То есть можно разобраться, где действительно важно было бы присутствовать. Потому что очень много особенностей в богослужениях Великого поста, и первая седмица – не единственная, дальше тоже будут какие-то особенности. Верующие стараются в это время побывать именно на тех богослужениях, которые совершаются практически раз в год, только во время Великого поста. С этого можно начать: по возможности побывать на этих исключительных богослужениях, связанных с Великим постом. Основная тема этих богослужений – что есть человек перед Богом.

– Основываясь на личном опыте, могу сказать, что понимание, что есть человек перед Богом, очень живо, по-настоящему, без лишних слов и шелухи возникает, когда человек оказывается в непростой жизненной ситуации; не скажу, что на пороге смерти, но близко к этому.

– Экстремальные, тяжелые ситуации в жизни по-разному на нас влияют: кого-то они действительно умягчают, открываются глаза на какие-то вещи, а кого-то – ожесточают. Когда человек даже просто приходит в храм и не во время богослужения, а когда в храме царит тишина, которую иногда невозможно найти в нашей повседневной жизни, это говорит о том, что он наконец-то просит помощи. То есть ему нужна помощь, и он об этом свидетельствует своим приходом. Может быть, не словами, но таким предстоянием перед Богом он начинает говорить: «Господи, я не всемогущий, я не могу преодолеть в своей жизни это…»

Например, человек не может открыть для себя тему любви. Тема опыта или тема труда человеку понятна. Но есть вещи, которыми по-настоящему жив человек. И эти вещи ускользают именно тогда, когда мы целиком и полностью погружаемся в этот мир, в эти заботы, в этот поиск без конца и края. Следующий опыт, который мы приобретаем, сменяет предыдущий. Знания недолговечны. Мы постоянно что-то открываем для себя заново, достигаем чего-то, вновь ставим перед собой какие-то цели и снова идем к ним...

– Что значит «знания недолговечны»?

– Это связано с тем, что человек по-прежнему читает открытую книгу мира, так сказать, как в первый раз. Потому что и знания, и ученые, и люди, которые формируют эти знания, говорят нам о том, что мир еще более интересен, более глубок, более необъятен. Наверное, его невозможно объять, потому что невозможно объять его Создателя. Чем дольше человек живет, тем больше он понимает, что опыт – это еще не все, что помогает ему в жизни и на что он опирается.

Если человек вдруг осознает смысл и значение веры в своей жизни, она становится необходимой для него. Потому что все наши взаимоотношения с людьми целиком и полностью лежат в этом поле веры, доверия, верности. Вера открывает нам надежду.

Цель – достичь более возвышенной темы, прикоснуться к ней, открыть ее в себе, быть причастным к ней. Это тема любви. И вот здесь человек начинает с внимания к себе, а закончить он должен Причастием. Нужно переоткрыть эту тему для себя.

– Я вспоминаю один из разговоров с уже почившим отцом Сергием Вогулкиным, новопреставленным протоиереем. Он говорил мне: «Время поста, Тимофей, жду с нетерпением». Это не про ограничения, не про грусть.

В природе мы вообще наблюдаем совсем другой процесс, когда все ограничения снимаются. Жизнь жительствует, берет свое. Даже в наше время, когда нам очень трудно наблюдать зиму иногда.

В этом году, в конце января, мы посещали Москву, Покровский женский монастырь, где почивают мощи блаженной Матроны. Мы – взрослые люди, педагоги – остановились просто перед деревом, которое цвело. Природа нам буквально говорит: Господь так устраивает, что Великий пост – это не про ограничения. Наоборот, они снимаются. Вот только ограничения не снимаются в духовной области. То есть когда мы способны беседовать с Богом легко и непринужденно.

– Что значит «беседовать с Богом»?

 Нам трудно с Создателем общаться. По этому поводу есть трагедия человеческой истории. Мы все бываем похожи на своего праотца Адама. У него одна проблема была  прятаться. Поэтому человек в своей жизни иногда убегает от Бога. Господь ему говорит: «Я здесь!» А человек отвечает: «Боже, я немного занят. Ты же понимаешь, у меня (как в притче) – работа, семья, еще что-то». Господь говорит: «Это все подождет! Потом определенным образом даже лучше будет». Человек в ответ: «Нет, я сейчас все сделаю, а потом у нас будет время поговорить».

И вот мы бегаем, прячемся от Него. Тем более что мы знаем, за что иногда можно прятаться от Бога. Мы делаем такие дела, из-за которых лучше скрыться от Него. Проблема состоит в том, что от Господа невозможно спрятаться, но у нас это игра в голове.

Опять мы что-то придумали и с этим живем. Какая-то своя реальность…

 Конечно, это такая своя фантастическая реальность. В Великий пост Господь открывает нам такие темы, когда говорит: «Неужели ты и сейчас не откликнешься?» Человек понимает, что здесь, наверное, тема любви, тема страданий. Это же все очень близко нам, и тогда мы замедляем свой шаг.

Иногда человек действительно во время поста находит время для беседы со своим Создателем и говорит: «Да, Боже, я все время прячусь от Тебя, бегаю от Твоих заповедей, от молитвы бегаю, от добрых дел. Сейчас я понимаю, что в какой-то момент некуда будет бежать. Потому что я наконец-то сброшу эти представления фантастические о той жизни, которая в моей голове, и обращусь к той реальности, которая вокруг меня».

А реальность вопиет о присутствии Божием. Как во время Входа Господня в Иерусалим. Дети кричали: «Осанна, благословен Грядый во имя Господне А взрослые им запрещали. Господь им говорит: «Смотрите, как бы не произошло такого, что камни эти начали говорить о славе Божией».

Не надо доводить ситуацию в своей жизни, душевную ситуацию, духовную, до такого момента, когда Господь будет очевидными событиями и явлениями говорить нам о Своем присутствии. Не нужно доводить ситуацию до экстремальной, чтобы представать перед Богом. У Него нет желания просто зафиксировать внимание человека на Себе. У Господа есть желание приобщить человека к вечности. По замыслу Божию она начинается именно здесь, на земле. Все, что касается вечности (а это любовь, блаженство), начинается здесь. И на земле человек становится причастником жизни вечной, настоящей любви, того добра, которое и делает его настоящим человеком с большой буквы, как бы вырывает его из лап природы и превозносит на ту высоту, что он становится равен Богу.

Батюшка, скажите слова назидания уважаемым зрителям православного телеканала «Союз».

 Не будем пренебрегать периодом Великого поста. Господь для нас это время приготовил, открыл нам его. Оно может быть для нас временем поворотных событий, приобщением к настоящей реальности, чтобы заново открыть не только себя, но и окружающих нас людей. Мы вдруг открываем для себя их значимость, важность. А также просто учимся во время Великого поста видеть Бога, Который созидает спасение людей без устали. Он заботится о нас, и мы начинаем видеть эту заботу Его о нас в период Святой Четыредесятницы. Трепетно воспринимаем ее.

Дай Бог, чтобы человек остановился в своем беге, предстал готовым пред Богом и сказал: «Господи, да, я знаю, что немного отвлекся, но я здесь, я не убежал и не прячусь. Я помню о том, что является важным в моей жизни: вера, упование на Тебя и любовь».

Спасибо Вам за добрые слова, наставления, подсказки. За то, что поделились своими мыслями

Я очень рад, что телеканал «Союз» по-прежнему на страже внимания к важным вопросам нашей жизни.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Павел Зюзин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы зрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской священник Михаил Проходцев. Тема передачи – «Зачем человеку разум?».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X