Беседы с батюшкой. Животворящий Крест Господень. Священник Василий Равлик. 25 сентября 2023

25 сентября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма Святой Животворящей Троицы в Пушкине иерей Василий Равлик.

– Тема сегодняшнего разговора – Животворящий Крест Господень. Мы находимся в преддверии праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Расскажите историю этого праздника. Чем важен этот праздник?

– Этот праздник важен, как и всякий великий праздник. Мы помним, что праздник Воздвижения празднуется как один из двунадесятых, то есть один из особо выделенных Церковью праздников. Если большинство праздников посвящены памяти Спасителя или Божией Матери, то этот посвящен Кресту. Но не все так просто, и в процессе программы мы об этом поговорим.

Этот праздник нас отсылает к IV веку, когда наступает эпоха торжества христианства. Заканчиваются гонения, равноапостольный святой император Константин Великий объявляет христианство дозволенной религией. Снова начинают созидаться храмы, все получают определенную свободу исповедовать христианство.

У святой царицы Елены, матери святого равноапостольного императора Константина, возникает желание обрести тот самый Крест Господень, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Она отправляется в Иерусалим, и после долгих поисков ей удается обрести Крест. Замечу, что Крест впоследствии при ней же был разделен на две части: одна часть была отправлена в Константинополь, к ее сыну, а вторая часть осталась в Иерусалиме. Установилась традиция в этот день выносить Животворящий Крест Господень на обозрение всем молящимся; чтобы огромное количество христиан могло взглянуть на эту великую святыню, для этого Крест поднимался.

«Воздвижение» означает, что Крест поднимается на обозрение всем молящимся. В храмах совершается замечательный чин, когда предстоятель (священник) на богослужении берет Крест Господень и высоко его поднимает на четыре стороны, показывая всем молящимся в воспоминание того великого события.

– Почему Крест Господень называется Животворящим?

– Нужно выделить два значения. Первое значение более глубокое. Крест – это орудие нашего спасения, нам дарована жизнь. Животворящий – то есть снова возвращает нам жизнь в раю. Второе значение более буквальное. Когда святая равноапостольная царица Елена искала Крест, на горе Голгофе раскопали три креста. Как мы помним, вместе со Спасителем были распяты два разбойника. Встал вопрос, какой же крест принадлежал Господу нашему Иисусу Христу. Как известно из предания, рядом шла похоронная процессия, и к умершему человеку по очереди стали прикладывать каждый из крестов. Один из крестов сохранил в себе спасительную силу нашего Творца, и умерший человек воскрес, ожил. Вот такое мы имеем удостоверение действия Креста Господня.

– Как орудие казни стало главным христианским символом?

– Действительно, крест издревле был именно орудием казни, еще задолго до событий, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Именно римляне использовали распятие на кресте наиболее активно. Известный случай связан с восстанием Спартака, когда 6 000 рабов, взятых в плен после подавления этого мятежа, распяли. Даже из этого примера мы видим, что крест использовался для казни преступников, к которым государство относилось особо сурово. Это мятежники, беглые рабы и какие-то самые страшные преступники.

Тем более удивительно, что эта казнь была применена к Господу нашему Иисусу Христу, Который не совершил ни единого преступления. Так вышло, что Господу это было угодно. Именно через это событие Крест полностью меняет свое значение, и отныне мы говорим о Кресте не как об орудии казни, а именно как об орудии нашего спасения.

При этом нужно понимать один момент. Например, есть знамя Победы, и каждый год 9 Мая мы вспоминаем, как водрузили знамя Победы. И мы поклоняемся не самому знамени, а великому подвигу тех людей, благодаря которым это знамя появилось на крыше рейхстага, когда закончилась Великая Отечественная война.

Когда мы говорим о Кресте, мы через этот Крест поклоняемся великому подвигу нашего Спасителя. И Крест – это уже не орудие пытки, а орудие нашего спасения.

Скорее всего, никогда в человеческой истории мир до конца не сможет принять эту весть; найдутся те, кто этого не пожелает. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Мы на этом твердо стоим и будем стоять. И каждый человек, у которого произойдет встреча с Богом, обязательно сможет в себя вместить эту великую тайну Креста Господня.

– Почему Христос умер за нас именно на кресте?

– Есть очень много мыслей на этот счет у святых отцов, и все они по-своему прекрасны. Церковь издревле пыталась это осмыслить. Наверное, нужно озвучить сразу несколько версий. Первую версию мы встречаем у апостола Павла, также она встречается у святителя Иоанна Златоуста. Главная мысль такова, что крест – орудие, которое имеет четырехконечную форму. Тем самым крест образовывает четыре вектора направленности на четыре стороны света. Господь, будучи распятым на кресте, тем самым соединяет в себе все стороны света, привлекает всех к Себе. Мы помним, что при жизни Спаситель Сам сказал: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32).

Святитель Афанасий Великий выражал мысль, что крестная смерть – единственная казнь, в которой человек умирает с распростертыми руками, тем самым Господь пытается обнять весь мир, проповедуя идею, что все люди, которых Он к Себе привлекает, отныне спасены. Наверное, вот это самые лучшие мысли.

И последняя версия, которую хотелось бы озвучить. Мы знаем такое выражение из Ветхого Завета: «Проклят всяк висящий на древе». Это было прописано в законе Моисеевом. Если бы Господь умер не на кресте, а был усечен мечом, например, как Иоанн Креститель, можно задаться вопросом: спасены ли в таком случае те, кого распинали на кресте до Христа? Ведь они считались проклятыми. Господь Своей искупительной миссией пытается охватить всех, чтобы никто не остался вне спасения, даже те, кто считался под проклятием. Поэтому Господь спускается, скажем так, на самое дно, где самая боль и самые страшные страдания, чтобы всех привести к Себе.

– Насколько вообще правильно, что мы молимся Кресту?

– Кто регулярно читает вечернее правило, знает, что есть молитва Кресту Господню: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» Это то, что называется художественным образом. Когда мы молимся Кресту, мы молимся именно Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу и Его великой жертве, принесенной на кресте.

Буквально завтра вечером и в среду утром мы будем петь за богослужением тропарь, будем выходить на середину храма, класть земные поклоны перед Крестом и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...» После слов: «Кресту Твоему поклоняемся» идет обращение: «Владыко» – этот акцент очень важен. Без Спасителя Крест никакой силы не имел бы. Сам Спаситель наделяет Крест животворящей силой.

Мы знаем, что святая равноапостольная Елена, мать святого равноапостольного Константина Великого, разделила Крест. И впоследствии тоже была практика отделять от этого Креста частички и рассылать в различные храмы, чтобы как можно больше молящихся могли прикоснуться к этой великой святыне нашей религии.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Как можно разделить крест на две части? Это уже не крест, а неизвестно что. Во-вторых, я слышал версию, что крест определили по табличке, которую прибил Пилат на кресте Христа, а к покойнику не прикасались».

– Церковь издревле опиралась на авторитет тех или иных источников. У нас есть раннехристианские писатели, церковные историки, которые оставили нам труды под названием «Церковная история». Первым таким историком был Евсевий Кесарийский. Несмотря на то, что он был современником тех событий и очень близким человеком равноапостольному Константину Великому, он в своей истории ничего не упомянул об этом событии. Но упомянул его ученик Сократ Схоластик. У Сократа Схоластика мы находим именно тот рассказ, о котором я сказал.

Действительно, была найдена также и дощечка, на которой было написано обвинение: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Были найдены гвозди. Но все это лежало вокруг. Кто принимал участие в археологических раскопках, понимает, что это пролежало в земле к тому моменту почти 300 лет и так или иначе было подвержено разрушительным воздействиям среды. Поэтому говорить о том, что крест лежал целым и невредимым с табличкой и гвоздями на том же месте, мы не можем. Мы имеем какие-то косвенные свидетельства, и, к сожалению, давность времени не позволяет нам поминутно воссоздать, как это происходило. Фотографий того времени у нас нет. Поэтому мы опираемся на то предание, которое оставила нам Церковь. Сократ Схоластик – авторитетный церковный писатель, и мы ему доверяем.

– Как можно понимать слова: «С креста не сходят – с него снимают»? Правда ли, что у каждого человека свой крест?

– Это правда. Более того, жизнь христиан должна быть подобной жизни Христа. Мы говорим, что спасется тот, кто в своей жизни уподобится Христу. В этом смысле каждый из нас должен взять свой крест, пройти свою голгофу и затем, во Второе Пришествие Христа, воскреснуть из мертвых.

Крест есть у каждого. Но это выражается не в буквальном смысле, а в том смысле, что каждому из нас Господь уготовил какой-то путь, какое-то призвание. Любой путь, любое призвание все равно связаны с какими-то трудностями, скорбями. Если мы этот путь пройдем до конца, то уподобимся Христу. Лишиться этого креста мы не сможем, то есть так или иначе мы будем его нести. Вопрос в том, будем ли мы его тащить и роптать, желая скорее от него избавиться, или же употребим ниспосланную от Бога возможность для того, чтобы уподобиться Господу и удостоиться вечной жизни. Когда мы дойдем до конца, всех нас с креста снимут, но каждого снимут, получается, по-разному, в зависимости от того, кто как отнесся к этому кресту: шел под ним и терпел или решил попытаться как-то избежать этого, но не избежал.

– «Что дает нам ношение нательного креста, а священникам – наперсного креста?»

– Каждый священник Русской Православной Церкви носит на груди крест как знак своего священнического служения. Традиция ношения православными людьми нательных крестиков очень древняя, и здесь, пожалуй, самое важное, чтобы мы ни в коем случае не относились к нательным крестикам как к каким-то оберегам.

В священнической практике нам часто приходится сталкиваться с тем, что люди приписывают крестику какую-то особую силу, стремятся, чтобы он был сделан из какого-то особого камня или минерала. То есть здесь есть пространство для творчества, но в любом случае важно то, что мы вкладываем в понятие нательного крестика. Самое главное, что крестик – это свидетельство нашей веры, что мы – православные христиане.

Давайте обратимся к опыту, например, Коптской Православной Церкви. Мы знаем, что сейчас у нас нет с ними евхаристического общения, но есть очень близкие контакты. Это Древняя Восточная Церковь, последователи которой живут на территории современного Египта. Несмотря на то, что копты являлись предшественниками арабов, покоривших в свое время Египет, на сегодняшний день они составляют меньшинство народонаселения и очень ревностно исповедуют свою религию. И вот у них на запястье есть крестик.

– В виде татуировки.

– Да, фактически это татуировка. Копты знают, что мусульманин, который поставил себе целью, например, убить или просто помучить какого-нибудь христианина, может дернуть его за руку и посмотреть, есть ли у него на руке крестик. И если крестик есть, то ему уже не скрыть, что он христианин. Но копты не боятся исповедовать свою веру. Когда у них рождаются дети, этот знак довольно рано наносится им на запястье. Вот так и мы, православные, носим свой крест на груди как символ нашей веры.

Когда-то мне пришлось слышать один рассказ (правда, не могу ручаться за его достоверность) о том, как группа паломников, по всей видимости, из России, посещая Святую Землю, передвигалась на автобусе по Палестине, а мы знаем, что это очень неспокойный регион.

Вдруг автобус остановила группа вооруженных людей, вероятно, мусульман, настроенных крайне недружелюбно по отношению к христианам. Они зашли в автобус и потребовали от всех снять крестики, и все, кто испугался (а таких, к сожалению, было большинство), дружно сняли свои кресты. Один из этих бандитов собрал их в охапку и сказал: «Вот вся ваша вера».

Если мы носим крестик, очень важно, чтобы мы не считали его каким-то оберегом, который защитит нас или решит наши проблемы, но относились к нему как к свидетельству нашей веры, за которую мы готовы даже пойти на смерть.

Но в то же время мы не можем сказать, что крест не имеет никакой силы. Мы называем его орудием, а иной раз даже оружием. Нося свой крест, мы свидетельствуем врагу рода человеческого, что справиться с нами будет ему непросто, что мы не готовы сдаться в его власть, потому что с нами оружие – Крест Христов, который посрамил дьявола, и он до сих пор не может это забыть.

– «Сохранился ли до сегодняшнего дня Крест Господень?»

– Крест Господень сохранился в виде небольших частиц, которые раздавались христианам. Но были случаи и не очень хорошего отношения к нему, когда люди пытались отщипнуть от него хоть какой-то кусочек. В Иерусалиме даже были специально выделены люди, которые охраняли Крест Господень, тем не менее попытки отделения частиц Креста были, и до сегодняшнего дня они хранятся по всему православному миру.

Довольно большие частицы хранятся на Святой Горе Афон, есть они и на Западе, потому что, как мы знаем, история крестовых походов связана с похищением огромных количеств святынь Востока, оказавшихся впоследствии на Западе. Есть такая святыня и в нашей Русской Православной Церкви; в частности, небольшой кусочек Креста Господня хранится в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, можем мы их найти и в некоторых наших храмах.

– Насколько важно поклоняться именно Животворящему Древу Креста или это не имеет значения?

– Наверное, здесь все-таки нужно акцентировать внимание на том, что не имеет особого значения, поклоняемся мы именно тому Кресту или просто Кресту как орудию Господню. Если мы обратим внимание на отношение к настоящему Животворящему Кресту, то обнаружим, что иногда оно было даже языческим.

Так, в XI веке Крест Христов оказался у рыцарей из ордена Тамплиеров, и они перевозили его за собой во время военных действий, веря, что это принесет им победу. То есть они пытались при помощи Животворящего Креста Господня решать абсолютно земные задачи, даже связанные с гибелью и кровопролитием людей. Такие случаи не следует считать правильными.

Для нас не столь важно, тот ли это Крест (или крест сделан не так давно каким-нибудь искусным мастером из дерева или металла). Для нас должно быть важно, что он собой являет, и важно вспоминать, какая цена была принесена за нас на Голгофе, и мы будем поклоняться любому рукотворному кресту, даже сделанному совсем недавно, воздавая ему такую же честь, какую мы бы воздавали, если бы перед нами был настоящий Крест Господень.

– Какие виды креста существуют сейчас у христиан?

– Так сложилось, что, к сожалению, даже в изображении Креста Господня христиане не сохранили между собой единства. На сегодняшний день у православных крест Господень восьмиконечный. Выглядит он так, как выглядит иерейский крест.

А восьмиконечный крест потому, что в нем есть две перекладины. Одна из них – дощечка, которая прикреплялась под ногами у распинаемых, чтобы хоть немного облегчить их страдания (хотя на самом деле она не так уж их и облегчала), а вторая – дощечка сверху, на которой была написана вина человека. В Римско-Католической Церкви утвердилась практика простого четырехконечного креста, то есть это вертикальная и горизонтальная балки.

Если же взять, например, далеко ушедшую от христианства религиозную организацию, которая называется «Свидетели Иеговы», то в прошлом веке они вообще отказались от Креста Господня. Мы не до конца понимаем, как они к этому пришли, но они почему-то решили, что Христа распяли именно на вертикальной балке с поднятыми вверх руками, пригвоздив Его по рукам и ногам к этому дереву, и никакого креста вовсе не было. Здесь уже, конечно, следует говорить о каких-то перегибах и слишком далеком уходе от истины.

А что касается различий между нашими христианскими конфессиями, то, повторюсь, это вопросы традиции. Главное – что мы воздаем почтение этому орудию казни как орудию нашего спасения.

– Батюшка, как понимать слова: «Господь не по силам креста не даст»?

– Это правда. Мы знаем, что одно из имен Божиих – Любовь. То, что Господь претерпел ради нас на Кресте, и было проявлением Его любви. Никто из нас не смог бы взять на себя тот крест, который взял на Себя Господь наш Иисус Христос, но, чтобы мы подражали Ему, Господь наделил каждого из нас таким крестом, который мы смогли бы понести.

В Священном Писании есть замечательные слова Христа о том, что Он трости надломленной не переломит. То есть Господь понимает, что мы, люди, подорваны грехом, у нас уже не хватает сил, и Он не возлагает на нас такое бремя, которое может окончательно нас сломать. Наоборот, Он помогает нам залечить даже небольшую трещинку, чтобы мы снова превратились в стройную трость, достойную Царства Небесного.

– Вопрос от Ирины: «Я недавно крестилась. Моя крестная сняла с себя крест и отдала его мне. Могу ли я его носить?»

– Я думаю, что можете. Почему бы и нет? Но нам важно понимать, что означает этот жест. Бывает, что в семье хранится крестик, который передается из поколения в поколение, и не потому, что он как бы вобрал в себя много энергетики и поэтому будет создавать какое-то защитное энергетическое поле, а потому, что с этим крестиком на груди молились многие поколения христиан, и, чтобы продолжать эту традицию, этот крест нужно передавать потомкам.

Если же человек считает, что у него какой-то особенный крестик, и он отдает его кому-то как оберег, то другому, наверное, лучше воздержаться и не брать его или же, чтобы не обидеть дарящего, принять его, но самому вложить в него правильный смысл, а не тот ошибочный, который вкладывает в него человек, желающий, конечно же, сделать доброе дело для своего ближнего.                             

– Вопрос от Елизаветы: «Грешно ли мечтать? Мама сказала, что мечтательность нужно исповедовать».

– Мечтательность и наличие мечты – это несколько разные вещи, и их надо уметь различать. Наличие мечты, когда у человека есть стремление чего-то добиваться, что-то получать, что-то иметь (и если он, имея эту мечту, идет к достижению своей цели), нужно только поощрять.

А мечтательность – это состояние, когда мы говорим: вот если бы у меня было то-то, я бы умел то-то и то-то. Но мы лежим на диване и ничего не делаем. Мы понимаем, что мы никогда ничего не добьемся, если будем только лежать и представлять, что бы было, если бы у нас было вот это, поэтому нам стоит в этом исповедоваться. Нам нужно бороться с этим состоянием, чтобы не сидеть сложа руки, а пытаться своими поступками воплотить в жизнь ту мечту, которая, слава Богу, есть у нас в уме.  

– «Нужно ли мне исповедоваться у священника, к которому я испытываю личную неприязнь?»

– Это вопрос довольно личного характера, и здесь следовало бы разобраться, почему возникла эта личная неприязнь, с чем она связана. Если, например, какое-то негативное отношение исходит от самого священника и человек понимает, что этот священник настроен к нему как-то предвзято, то, наверное, лучше у него не исповедоваться. Если же здесь присутствует какое-то внутреннее недовольство человека, то, возможно, стоит на исповеди сказать об этом священнику, чтобы прекратить это неприязненное отношение в самом начале его возникновения.

Должен сказать, что и у меня был такой опыт в начале моего священнического служения, когда одна женщина сказала мне на исповеди, что она осуждает священника за его прическу. Я даже поинтересовался, не меня ли она имеет в виду, но она ответила, что речь идет не обо мне. Получается, что есть люди, которые обращают внимание на разные, даже самые мелкие, детали, и, конечно, лучше их проговорить, потому что наши беды порой происходят от недосказанности.

– Вопрос от Татьяны: «Как перестать беспокоиться и начать жить, не впадая в уныние?»

– Думаю, если священник посчитает, что он может дать некий универсальный ответ на этот вопрос и все сразу же заработает, это будет большой самоуверенностью. Но если такие вопросы все же поднимаются (а вопросы, подобные этому, довольно часто приходится слышать на исповеди), то, наверное, первый совет, который стоит дать, это все-таки попытаться разобраться в причинах, почему человек дошел до такого состояния.

Затем, пожалуй, следует разобраться, в каком состоянии находится духовная жизнь человека, и попытаться помочь ему выбраться из этого состояния (начиная именно с его духовной жизни, а затем и все остальное подтянется).

Святитель Феофан Затворник говорил: если поставить Бога на первое место, то все остальное встанет на свои места. Можно сказать, что мы все-таки пришли к какому-то универсальному рецепту, но в жизни каждого человека он должен реализовываться индивидуально.

– «Можно отучить себя от осуждения в беседе, но как победить осуждение в мыслях, в улыбке, во взгляде?»

– Очень хороший вопрос. Думаю, что каждый из нас задавал его себе, причем неоднократно, в очередной раз подлавливая себя на том, что вот снова это произошло, снова он кого-то осудил. Опять-таки здесь нужно посмотреть в корень проблемы, потому что часто мы хотим бороться с симптомами, а не с самой болезнью.

Осуждение – это симптом гордыни, живущей в нас. Когда мы считаем себя лучше кого-то, мы думаем, что мы вправе давать оценки этому человеку. Соответственно, если мы кого-то осуждаем, в первую очередь нам следует обеспокоиться тем, что даже если мы обладаем хорошей чертой – сдержанностью, которая позволяет нам держать язык за зубами и лишний раз не осудить человека ни за спиной, ни в лицо, мы все еще ощущаем внутри эту болезнь, и нам следует, конечно же, в первую очередь бороться с гордыней.

Противоположностью гордыне является смирение – качество, которое не достигается одномоментно, а у кого-то на взращивание его в себе уходит целая жизнь. Главное – чтобы было это стремление, чтобы с гордыней хотелось бороться, стяжав в итоге смирение.

Но часто, когда мы начинаем просить у Бога смирения, в ответ на наши молитвы Господь посылает нам какие-то обстоятельства, ситуации, в которых в очередной раз Он ущемляет, уязвляет эту самую нашу гордыню. И наша задача, когда это происходит в очередной раз, не обидеться, не осудить кого-то, не возроптать, а сказать: «Господи, для меня это лекарство. Помоги мне». И, восходя от ситуации к ситуации, с Божией помощью мы будем понемногу побеждать в себе эту гордыню. А где будет меньше гордыни, там обязательно будет и меньше осуждения.

– «За какие грехи отлучают от Причастия? Очень хочу причаститься, но боюсь».

– Христос в Новом Завете чаще всего произносит слова: не бойтесь. Это первое, что и я хочу сказать в ответ на этот вопрос. Если человек проживает жизнь, за которую ему ни перед кем не стыдно, то, скорее всего, и повода отлучить его от Причастия не будет.

С древних времен Церковь строго относилась только к людям, которые запятнали себя страшными преступлениями и, что самое ужасное, не принесли в них покаяния. К таким преступлениям можно отнести убийство, прелюбодеяние, блуд, грех впадения в ересь. Если человек не верит в Бога так, как верит в Него Святая Православная Церковь, то мы говорим, что мы с ним не в одной лодке. Таким людям сначала следует принести покаяние, то есть пожелать опять взойти на борт Церкви как корабля спасения, а затем уже прибегнуть к спасительным таинствам.

Если же человек продолжает упорствовать в своем грехе (например, очень часто люди не спешат вступать в брак), но очень обижается, что его не допускают к Причастию, то мы можем вполне справедливо ему сказать: «Пожалуйста, прекратите Вашу жизнь в грехе, и для Вас этот путь сразу же станет открытым». То есть здесь вопрос не в том, есть ли у человека препятствия к причащению или нет, а в том, хочет ли он от них избавиться. И если он хочет от них избавиться, то никакой священник не запретит ему приступить к Святой Чаше.

– «Я занимаю руководящую должность и постоянно срываюсь на своих коллег и подчиненных. Как мне побороть страсть гневливости?»

– Тоже хороший вопрос. Вообще для людей, которым была вручена какая-то начальственная должность, это всегда очень сложное испытание. Мы понимаем, что люди, занимающие начальственную должность, проходят искус властью и не всегда с ним справляются.

Более того, человек, получивший власть, лишается каких-то рамок, которые ранее, возможно, сдерживали проявления тех качеств, которые были у него внутри. То есть человек стал проявлять какие-то негативные качества не потому, что его назначили начальником, просто они до поры до времени сидели у него внутри и особо не давали о себе знать, а когда он стал начальником, он уже может выплескивать все это на подчиненных, и ничего ему за это не будет. Это как бы такой индикатор, что у человека есть недуг и с ним нужно бороться.

Гневливость отсылает человека к гордыне, потому что он считает себя лучше других людей, и если они что-то делают не так, как ему хочется, это как бы дает ему основание разозлиться на них. Конечно же, если он начнет бороться со своей гордыней, если он будет просить у Бога любви и совершать поступки любви по отношению к этим своим подчиненным, я думаю, что в качестве обратной связи у них станет гораздо меньше поводов раздражать своего начальника.

– Вопрос от Татьяны: «Как научиться не рассеиваться на молитве?»

– Если бы я в этом преуспел, наверное, я бы с ходу ответил на этот вопрос. Конечно, враг рода человеческого не желает, чтобы наш разговор с Богом был постоянным. Он все время хочет отвлекать нас от этого разговора различными нашими суетными житейскими проблемами.

Молитва – это дар, и если мы действительно этого очень сильно желаем и уже осознали, что рассеиваемся: «Я опять рассеянный, опять отвлекся», – то, наверное, нами уже проделана половина пути. И когда мы подлавливаем себя на этом и наш следующий шаг или даже крик: «Господи, помоги мне помолиться по-настоящему, не отвлекаясь», – за такое наше усердие и упорство Господь не оставит нашу молитву без ответа.

Сейчас в Церкви в будние дни читался отрывок из Евангелия от Марка о том, как женщина из язычников пришла ко Христу и просила Его, чтобы Он исцелил ее дочь. Вот эта ее просьба к Богу и есть молитва. Иисус Христос, намеренно испытывая ее, чтобы показать ее веру окружавшим Его ученикам и простым людям, не сразу ответил на ее молитву. Он как будто оставался в стороне, игнорировал ее просьбу.

Более того, когда она уже к Нему подошла, Он сказал ей, казалось бы, очень обидные слова. Сравнивая язычников и евреев, Он сказал: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Но эти слова женщину не оскорбили. Если бы она была гордой, скорее всего, она бы сказала: «Не буду больше просить этого человека ни о чем. Он мне нагрубил», – развернулась бы и ушла.

Но ее любовь к дочери была настолько сильной, что она ответила: но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их, – тем самым показывая, что она будет рада, если Господь уделит ей хотя бы немного Своего внимания и поможет ее дочери. И Христос воскликнул: о, женщина! велика твоя вера; да будет тебе по желанию твоему. И женщина пошла домой с верой, что дочь ее выздоровеет. Так и случилось. Дочь стала здоровой именно в тот момент, когда Господь сказал об этом ее матери.

И нам надо сохранять такое же упорство и не опускать руки от того, что Бог молчит, не отвечает на наши молитвы. Просто Он хочет, чтобы мы проявили в этом усердие, потому что нам это действительно нужно.

– Батюшка, давайте подведем итог нашей беседы. Сегодня мы с Вами говорили о Кресте Господнем.

– Я хочу поздравить всех с наступающим праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и призвать всех прийти в эти дни в храм, чтобы воздать Богу хотя бы малую капельку благодарности за великий подвиг и огромные страдания, которые Он совершил ради нас на этом Кресте.

Ведущий Павел Денисик

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать