Сегодня у нас в гостях настоятель храма Святой Троицы на Сходне, председатель Миссионерского отдела Сергиево-Посадской епархии священник Павел Зуев.
– Поздравляю с наступающим праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы! Великий, двунадесятый, прекрасный, совершенно зимний праздник, который отмечается в Рождественский пост. Собственно, сегодня этот праздник является главной темой нашей беседы. Многое в нем символично: идет Рождественский пост, на вечернем богослужении мы слышали: «Христос раждается – славите!» Пройдет праздник, завершится пост, наступит Рождество. В чем смысл этого праздника?
– Это очень радостный праздник для любого православного христианина. Наступил Рождественский пост, и в нашу жизнь снова входят вопросы о том, что можно есть, а что нельзя. Этот праздник ободряет тех людей, которые много лет приходят в храм, но вроде бы ничего не меняется: исповедь одна и та же, роста никакого нет. Некоторые говорят: если нет роста, то идет деградация. Альберт Эйнштейн утверждал, что жизнь – как езда на велосипеде: чтобы не упасть, нужно продолжать крутить педали. Но праздник показывает людям, что жизнь не линейна, а циклична, спиралевидна. Если нам кажется, что такие переживания, события уже были когда-то, что повторяется то же самое, это не так. Тут есть два варианта: либо мы идем по спирали вверх, либо вниз. И, оказываясь вроде бы на том же уровне, на самом деле уже находимся выше или ниже того события, которое переживали.
Каждый православный христианин, празднуя Рождество Христово или любой другой двунадесятый праздник, такой, как Введение во храм Пресвятой Богородицы, вспоминает предание, которое мы передаем из поколения в поколение. Нас иногда обличают в том, что все уже сгорело, а мы передаем друг другу этот пепел, вспоминая, что было когда-то. Но это огонь, который мы несем. Кто-то из древних сказал, что мы не сами по себе такие умные, а потому, что можем смотреть с высоты опыта других. Мы стоим как бы на плечах гигантов – многих поколений до нас.
Этот праздник сформировался в том виде, в котором и дошел до нас. Теперь мы отмечаем его в современной России и по всему миру. Православные христиане торжествуют. Это больная тема современных женщин и традиционных семей, которые желают иметь ребенка, но не получается. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, помогают нам и утешают нас в этом. Они были такими же людьми. Зачастую мы воспринимаем учеников Христа и святых людей, которые жили до нас, так, будто они автоматически родились немножко оторванными от земли. Это не так.
И это нисколько не умаляет их авторитета в глазах Церкви и православных христиан. Наоборот, это приближает нас к ним и их к нам. Они были такие же мужчины и женщины и любили друг друга. Конечно, у нас нет такой информации, но мы можем утверждать, что они испытывали друг к другу те же чувства, которые испытывают современные супруги. Они тоже были людьми, у них были обиды, раздражение и так далее. Они не сразу стали святыми. По слову преподобного Серафима Саровского, святость – это когда решаешь изменить свою жизнь в данный момент. Преподобный Герман Аляскинский написал мало книг, но в его акафисте, в 13-м кондаке, есть такие слова: начнем служить Творцу и любить Его по-настоящему, серьезно с этого часа, с этой самой секунды.
Иоаким и Анна любили друг друга, у них были сложности, которые они преодолевали вместе. И это является для нас очень важным, ярким примером того, что проблемы в жизни случаются у каждого, не так важно, одинокий ты или семейный. Избитый образ: два камня положили в мешок и начали трясти, и они неизбежно притираются друг к другу. Или образ: жило одно солнышко со своей планетарной системой в подъезде первом, звали это солнышко Маша; и жило второе солнышко во втором подъезде, и звали его Вася. И вот они встречаются, и происходит катастрофа вселенского масштаба. А потом либо начинается объединение, либо не начинается. Неспроста супруг и супруга не имеют никакого родства друг с другом. Это нулевое родство.
– Почему событие Введения во храм Богородицы встало в один ряд с другими двунадесятыми праздниками, которые кажутся более значимыми? Рождество Богородицы – это день рождения Той, Которая родила Спасителя мира. Рождество Христово – тут никаких вопросов. Преображение Господне, в принципе, тоже: это событие, когда нам открывается Фаворский свет, умная молитва и сопутствующие смыслы. Вход Господень в Иерусалим – это тоже шествие, но это путь Господа на страдания, базовая часть Его крестного пути, которая имеет огромное значение для нашего спасения. Но Введение во храм Богородицы? Родители привели дочь в храм и оставили в храме на воспитание. Почему это событие Ее детства так важно для нас сейчас? Почему мы из года в год вспоминаем его? Ведь мы не вспоминаем другие события, которые происходили с Ней в последующие приблизительно 12 лет до Благовещения, но вспоминаем именно Введение во храм. Почему это для нас важно?
– Сейчас это особенно важно, потому что мы живем в мире информационных технологий. Событие, которое произошло утром, но о котором мы не узнали, к обеду потеряется в мессенджерах. И никто об этом не вспомнит. Так же, к сожалению, происходит и с обещаниями. Эта тема очень близка супругам. Если обещаешь что-то другому, должен это исполнить. Есть история про мужчину, которого зимой на улице сбивает машина. И вот он отрывается от земли и летит вниз. Это печальное зрелище: видеть, как человек летит вниз с высоты. Он летит вниз и начинает обращаться к Богу из глубины своего сердца: «Господи, сделай так, чтобы я выжил. Я не буду изменять жене, буду хорошим семьянином, не буду воровать на работе, не буду делать то, что Тебе не нравится, изменю жизнь, приду в храм, буду примерным христианином». И падает в большой сугроб. Встает, отряхивается, говорит: «Чего только в голову не придет, пока летишь». И идет дальше. Его обещания никак не воплощаются в жизнь.
Иоаким и Анна пообещали Богу: если родится ребенок, они отдадут его на служение Богу. Невозможно представить, как это – отдать своего ребенка. Иоакима и Анну поносили и унижали, в том числе и священники в храме. Ни от кого не было утешения. И даже друг в друге они его не видели. Скорбь настолько переполняла их, что если бы они были вместе, то она умножалась бы на два. Анна оставалась дома, а Иоаким уходил. Они молились в разных местах. Господь дает им обещание, что от них родится Пресвятая Богородица. Произошло сверхъестественное рождение Девы Марии в то время, когда естественные человеческие возможности уже заканчиваются. Три года они воспитывали Ее, умилялись... Драгоценный и единственный ребенок. Как его отдать? Конечно, не хочешь отдавать. Но они все равно это делают. Пришло время. И в это время происходит чудо: Богородица Сама восходит по высоким ступеням храма, без какой-либо поддержки.
Наша жизнь должна соответствовать нашей вере. Если ты что-то кому-то обещал – будь добр, исполни. Если не можешь исполнить – скажи об этом. А в нашем информационном мире происходит так: с утра пообещал, а к обеду уже забыл. Но люди этого не забывают, и нужно сохранять отношения с ними. Актуальность праздника такова.
– Можно ли сказать, что праздник Введения на самом деле скорбный, потому что в этот день родители отдали своего ребенка в храм?
– Можно так сказать, но это по-человечески. У нас бывают разные моменты в жизни, и наверняка у каждого был опыт близкого общения с Богом, когда ты настолько Ему доверяешь, что отдаешь ситуацию Ему. Как говорят психологи и коучи, отпускаешь ее. Но мы отпускаем ее не куда-нибудь во Вселенную, чтобы там она как-то разрешилась. Есть такое выражение: прыжок веры. Он актуален, когда ты сделал шаг и уже не чувствуешь твердого основания под ногами, но не уверен, что тебя кто-то схватит. Но твой опыт молитвы и общения с Богом подталкивает тебя сделать это. И ты расслабляешься, сделав все возможное от себя, и отдаешься в руки Творца. Господь устраивает все наилучшим образом. Для невоцерковленного человека это странные слова. Но когда проживаешь это в своей жизни, то понимаешь, о чем идет речь.
Иоаким и Анна на своей жизни убедились, что Бог есть и имеет с ними личные и неформальные отношения. Конечно, по-человечески, я думаю, им было грустно расставаться с ребенком. Даже когда мы провожаем друг друга на автобус или самолет и знаем, что через неделю опять увидимся, ощущение расставания все равно присутствует в нас. Это было и у Иоакима и Анны, но они понимали, что Сам Бог вмешался в их жизнь, что Пресвятая Богородица будет не обычным человеком, а нужна для служения Ему, и они отдают Ее с радостью.
Есть еще удивительная и страшная история с Авраамом и Исааком, когда они шли на гору. Исаак задает вопросы о том, где же жертва… А у отца в этот момент мир переворачивается… Он лишь отвечает, что Господь Сам усмотрит жертву. Авраам был готов отдать сына на служение Творцу, потому что любил Его больше всего на свете. Здесь похожая история. Бог требовал оставить Богородицу для Ее дальнейшего служения.
– Это кажется немножко безрассудным: Авраам идет убивать своего сына, потому что любит Бога. Родители ждали ребенка десятилетия, наконец родилась дочь, а через три года они отдают ее в храм. Столько лет вымаливали ее и теперь отдают. Ради чего? Это как минимум жестоко по отношению к родителям. Зачем тогда вообще было давать детей? Мы знаем историю Авраама, что в итоге он не убил своего сына, но шел на гору именно с таким намерением. И Авраам тоже ждал и вымаливал своего сына десятилетиями.
– «Верую, ибо абсурдно». Так и есть. Как ты можешь объяснить, что носишь на груди распятого Христа? Это символ того, что Сам Бог стал Человеком и потом воскрес. Наша вера не укладывается в какую-то коробочку разума обычного человека… Прыжок веры всегда актуален. Когда понимаешь, что не можешь сам справиться с ситуацией, то отпускаешь ее.
Иоаким и Анна имели опыт общения с Богом. Они понимали слова пророка Исаии: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Мы никак не может понять Его, осознать. Это невозможно. Мы лишь часть в картине, которую Он рисует на протяжении жизни всего человечества. И небеса свернутся, как свиток книжный. Он просто свернет мир, и тот изменится. У нас всплывают красивые образы, когда мы говорим об отношениях Бога и человека. Зачастую мы наделяем Его какими-то антропоморфизмами, то есть свойствами человека, будто у Него есть уши, глаза, руки. Конечно, мы изображаем Христа, потому что видели Его, потому что Он стал Человеком. С одной стороны, Бог намного сложнее, с другой – проще. Бог прост по определению. Если описывать стол, то мы можем сказать, из чего он сделан, какого цвета и так далее. Но мы не можем сказать, из чего состоит, например, зеленый цвет. Так и Бог. Он вроде сложный и непонятный, но только до того момента, пока ты не начинаешь с Ним взаимодействовать. И этот опыт общения, конечно, называется молитвой. А молитва всегда актуальна и важна…
Мы, люди, живущие на земле, находимся как бы в горизонтали. И Бог предлагает нам иметь неформальное, непосредственное общение с Ним в вертикали, чтобы мы росли. Как в шахматах, когда учишься играть, нужно играть с тем человеком, кто играет лучше тебя. Тебе будет это непривычно, обидно, но ты будешь расти. И так же в любом другом виде деятельности – ты должен равняться на того, кто лучше тебя, чтобы ты становился лучше. А если мы разговариваем на одном уровне, кто из нас станет лучше? Наоборот, сейчас мы становимся только примитивнее и примитивнее.
Молитва – это связь в целом примитивного человечества с Царем Небесным. Мы же все царские дети, просто мы об этом забыли. В Новом Завете апостол Петр говорит, что мы царское священство. Этот образ тоже можно как-то развернуть и более подробно о нем поговорить.
Поэтому скорбным по-человечески событие Введения может быть для Иоакима и Анны, но для всего человечества оно радостное, потому что Пресвятая Богородица вступает на этот путь, Ее предназначение начинает сбываться и в празднике Благовещения обретает уже тот смысл, который назначил Господь. Она говорит: да будет Мне по слову твоему. Не сказала бы Она этого – и все было бы напрасно. Мы тоже об этом забываем.
– И жертва Иоакима и Анны была бы напрасной, если бы Богородица отказалась...
– Не стоит забывать, что это все не автоматически происходит. За всем стоят конкретные судьбы людей, которые максимально приближены к нам. То есть мы в своей жизни не оторваны от Бога. В дуализме считают, что есть добро и зло, а Господь смотрит с облачка на нас, как мы что-то делаем. Он был таким же, как мы. И когда мы к Нему обращаемся в молитве с какими-то проблемами, Он знает, о чем идет речь. И в Послании к Евреям мы читаем, что Он Сам был искушаемым, потому может искушаемым помочь. Так и в жизни: когда человек не был в той ситуации, о которой он рассуждает с людьми, у которых она произошла, то очень условно можно слушать, что он говорит. А когда человек сам этот путь прошел, тогда его слова бьют прямо в сердце другому… Тем более когда речь идет о Христе. И когда не можешь ничего сказать, можешь только помолчать рядом с человеком, у которого случилась какая-то беда, на которую ты повлиять не можешь, то, конечно, вы оба обращаетесь к Богу, потому что Он был в тех ситуациях, в каких пребываем мы в разные моменты своей жизни.
– Это ведь во многом вопрос выбора. Все эти люди, прежде чем всё привело к событию Рождества Христова, поочередно принимали какие-то решения. И в общем-то, наверное, очень маленькая вероятность того, чтобы совокупность выборов этого огромного количества людей наконец привела к событию Рождества Христова. Что помогало всем этим людям принимать правильный выбор? Почему они не сделали какой-то другой выбор? Например, Иоаким и Анна не отказались привести свою дочь в храм, Богородица не отказалась принять волю Божью о Боговоплощении. Что было у них такого, что помогало им принимать тот правильный выбор, который и привел к грандиозным историческим событиям?
– Есть такое слово, которое для православных уже привычно, – послушание. Зачастую его используют родители для того, чтобы дети их слушались: мол, это добродетель, так нужно делать. Но «послушание» от слова «слушать».
Такие примеры. Два человека идут по лесу, и один из них – специалист по дереву. Он вырезает из дерева разных животных, птиц и потом их продает. И вот они видят в лесу какую-то корягу, тот останавливается и с восторгом говорит: «Смотри, это же заяц!» А другой смотрит и говорит: «Какой заяц? Где ты увидел?» Они берут эту корягу с собой, и потом, благодаря нескольким манипуляциям, из нее появляется заяц. А если бы взять другой кусок дерева, то нужно было бы много работы, чтобы из него получился заяц. А мастер уже как бы увидел в этой коряге то, что может получиться.
Послушание уместно не только в храме, у священников или при воспитании детей, но и в жизни. Здесь тоже можно привести пример царского священства, о котором говорит апостол Петр. Твоя конкретная жизнь неизбежно сопряжена с жизнью других людей. Когда делаешь доброе дело, всегда спрашиваешь у человека: можно я помогу? Человек отвечает «да» или «нет». И добро никогда не насилует свободу воли. А человек, который делает зло, наоборот, никогда не спрашивает разрешения, он просто делает свое злое дело и скрывается.
Есть послушание воле Божией, которое имеет конкретную реализацию в жизни любого человека. Если свою волю подчиняешь воле Божией, жизнь превращается в сказку и рай. Но если всячески противишься этой воле, то Господь в какой-то момент может сказать: «Я от тебя отхожу…» Это страшно. Может быть, мы за Бога так категорично не можем говорить, но из опыта Церкви так можем хотя бы рассуждать.
Если живешь в послушании воле Божией, это не значит, что у тебя в жизни все будет нормально, не будет никаких скорбей, бед, несчастья…
Есть такой образ: отец при смерти, а у него есть сын, который не хотел ходить в храм (отец был воцерковленный). Отец понимает, что угрозами и силой привести сына в церковь он не может. И он говорит: «Сынок, все мы уже знаем, что я умираю, я уже стар. Я прошу тебя на протяжении месяца приходить ко мне в комнату, садиться на диван, но телефоны и гаджеты убрать и просто сидеть». И это единение с самим собой заставляет человека задуматься о тех вещах, о которых он обычно не думает. Все это зависание в гаджетах отвлекает тебя от того, что ты должен делать, от твоего предназначения. Ты можешь быть классным бизнесменом, профессиональным рабочим, но у тебя же есть душа, а не только какие-то профессиональные навыки, которые ты реализуешь через тело. Отдыхать тоже нужно с пользой и качественно. Именно с пользой для души и тела.
– К вопросу о пользе для души… Подумать о послушании сейчас, наверное, самое подходящее время – Рождественский пост. Как раз можно подумать и о послушании Богородицы, и о послушании Иоакима и Анны, обо всем том, что привело к рождению Богомладенца Христа, то есть к Рождеству Христову, которое будет отмечаться в конце Рождественского поста. А как еще качественно провести Рождественский пост, чтобы он принес максимальную пользу для души?
– Можно заняться углублением темы Рождества Христова: посмотреть тексты, в том числе и канон с переводом на русский язык, почитать Евангелие и разные толкования на него восточных и западных отцов, в том числе и тех, которых не так давно Православная Церковь включила в святцы. Это люди, которые размышляли и думали об этом. Например, тот же Аврелий Августин. И можно сделать для себя какую-то структуру тем. Ее можно найти на моем канале «Бессмертные друзья» или в журнале «Фома». Есть разные площадки, где стараются на протяжении всего поста выкладывать важную, нужную информацию.
Существует много фактов, о которых мы не задумывались. Таким образом, придя к Рождеству, мы не сможем уложиться даже в сам день 7 января; либо в святки. Это насыщенные дни, их недостаточно для того, чтобы в полноте расширить свой кругозор и духовное зрение, углубиться в смысл и суть праздника. Когда мы потихонечку будем читать Евангелие, с толкованием, можно по одному стиху, это будет прекрасно. Можно посмотреть параллельные места в современных Библиях. Например, стих такой-то, откуда он взят, это все ведь исполнение пророчеств. Рождество Христово – очень глубокий праздник, равно как и Введение во храм Пресвятой Богородицы. Посмотрите, что говорят на эту тему отцы. Когда мы таким образом придем постепенно к Рождеству Христову, у нас этот праздник будет как звезда на елке... Если мы только стараемся. А если не стараемся, то придет Рождество, но вроде бы и радость, и мы насыщенные, но будет ощущение, что чего-то не хватает. А так у нас будет информация. Взять ту же родословную, которую все пропускают, где написано: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и так далее.
– Можно про каждого человека что-то узнать.
– Конечно, это целый мир, целая вселенная. Почему этот человек там есть? Почему эти женщины там? Почему их вообще туда вписали? Это ведь имена, судьбы... У них была далеко не безгрешная, мягко говоря, жизнь. Почему же Церковь, в данном случае в лице евангелиста Матфея, их туда вписала? Можно посмотреть, как родословие разбивается на периоды. Все очень глубоко и интересно, но нужно целую программу, наверное, этому посвящать.
Помимо поста в еде, помимо развлечений можно обрабатывать, образно говоря, участок своей души. Если мы только выкорчевали сорняки, вскопали землю, разровняли и успокоились, то ничего хорошего не получится.
Евангелие говорит: если ты избавился от бесов в сердце, они потом видят, что там чисто, и заселяются туда еще в большем количестве. И когда мы приготавливаем свою душу к информации и духовному деланию, но не засаживаем ее, происходит то же самое. Как минимум не будет результата, а как максимум эта подготовленная земля может наполниться сорняками, которые потом придется долго выкорчевывать. Насчет подготовки в виде молитвы, посещения богослужений и воздержания от различных вещей лучше поговорить со знакомым священником, которому вы доверяете и который знает ваш образ жизни. Вы, может быть, и сами уже понимаете, от чего вам нужно отказаться, а от чего нельзя, например, по состоянию здоровья. Объяснив это знакомому священнослужителю, вы получаете одобрение и благословение, потому что Господь через священника преподает благословение человеку. Тогда этот пост принесет пользу, а информация, размышления, молитвы на тему Рождества Христова будут завершающими и полноценными.
– Что же насчет еды? Все-таки пост – это привычное понятие, относящееся именно к пище. Всегда, когда слышишь, говоришь или вспоминаешь о посте, заходит речь о еде. На Введение, например, рыбу можно совершенно точно… Можно и в печенье искать молоко... Идет Рождественский пост, сорокадневный период. Как поститься? С точки зрения еды, конечно.
– Рыбу по праздникам… Сейчас очень сложно, тяжело про это говорить. У нас мир быстротечный, информация меняется, мы куда-то бежим. Нужно провести пост с пользой для своего тела, чтобы в конце ты не остался без витаминов в своем организме и не встречал Рождество, лежа где-нибудь в больнице под капельницей. С другой стороны, я знаю спортсменов, которые профессионально занимаются своим телом, чтобы оно было в идеальной форме. Одни говорят: «Как же я брошу свой ритуал еды, отварная грудка – это обязательно, нужно потреблять белок». Другие говорят иначе: «Я не прекращаю тренироваться, но соблюдаю все предписания Церкви, потому что у меня здоровый организм, и я не ощущаю себя хуже». Зачастую мы думаем, что можем ослабеть без еды, а с другой стороны, мы едим, но про душу забываем.
Очень интересным примером для нас является беседа Христа с самарянкой у колодца. Это современный, известный всем диалог, отраженный в народном творчестве. Ученики пошли в город, а Христос подошел к колодцу попить воды. Подходит самарянка, Христос общается к ней и просит дать Ему воды. Так они начинают общаться, и Он говорит, что если бы она знала, Кто с ней говорит, то сама бы попросила у Него воды. Самарянка недоумевает, а Господь рассказывает ей о ее жизни. Она говорит, что Он, видимо, пророк, и задает духовный вопрос, спрашивает, где нужно молиться. Она не интересуется, когда будет конец света, но хочет узнать, как правильно молиться. Иудеи говорят так, самаряне – иначе, а как же на самом деле? Господь ей отвечает. Приходят ученики, удивляются, что Он общается с женщиной, и приносят ему еду, а Господь говорит, что Он сыт. Ученики в шоке от того, что Он разговаривает с женщиной, удивлены, что кто-то Его накормил. Христос им отвечает, что Его пища – творить волю Отца Небесного.
Мы в своей жизни можем убедиться в этом, если заняты делом, которое нам интересно. Можем даже целый день не есть и в конце дня не чувствуем, что ослабели… Нужно заниматься тем, что нам нравится, тем, к чему нас призывает Господь. В послушании исполнять волю Божию.
– Отец Павел, слово напутствия для наших телезрителей в контексте наступившего праздника Введения во храм и всего Рождественского поста…
– Если совсем примитивно сказать, желаю всем идти в храм, доходить до него, молиться, исповедоваться и причащаться, быть христианами не формально. Это очень важно. А так, конечно же, желаю помощи Иоакима и Анны, Пресвятой Богородицы в наших повседневных делах, особенно в семейных, потому что процент разводов у нас катастрофический. Еще раз подчеркну, что Иоаким и Анна были такими же людьми, и они уже находятся у Царя Славы на небесах. Мы обращаемся к ним как к помощникам и друзьям. Конечно, мы можем обращаться к Богу напрямую, но можем также призывать их, чтобы они вместе с нами помолились Богу, чтобы у нас устроилась семейная жизнь, нашелся человек, если такого еще нет, который действительно будет послушным воле Божией вместе с нами. В жизни человека, в том числе семейной, могут происходить разные неурядицы. Экзюпери сказал, пусть и немножко романтизированно, что надо смотреть не друг на друга, а в одну сторону. Все мы, конечно, двигаемся в сторону Христа, Солнца Правды, освещающего нашу жизнь. Важно, чтобы мы не закрывались какими-то очками или руками от Него, а, наоборот, пребывали в Его свете и тепле.
Ведущий Александр Черепенин, диакон
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Плод веры. Старший научный сотрудник Центра музейной политики НИИ наследия Ольга Кирьянова. Часть 1
Хранители памяти. Музей истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3
Кузбасский ковчег. 21 января 2025
СОЮЗ: 20 лет в эфире! Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
СОЮЗ: 20 лет в эфире! Протоиерей Евгений Попиченко
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!