Беседы с батюшкой. Возможно ли знание без Бога. Священник Василий Тищенко. 1 сентября 2023

1 сентября 2023 г.

В студии священник Василий Тищенко, настоятель храма в честь Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: возможно ли знание без Бога. Я рад сегодня видеть Вас в нашей студии, потому что именно Вы можете очень много рассказать о Дне знаний, так как Вы и сегодня были на линейке в школе, да и очень интересный фестиваль у Вас в школе проходит. Когда я увидел, как построена работа со школьниками, появилась надежда на какие-то хорошие вещи. Но, с другой стороны, конечно, я знаю, что во многих школах по разным причинам появление священника просто запрещено. Поэтому я задаю Вам вопрос как настоящему эксперту: возможно ли знание без Бога?

– Знания без Бога возможны, получить образование без Бога и без веры тоже возможное дело, но оно бесполезное и бессмысленное. Я хочу рассказать такую притчу. Один юноша, поступив в престижный университет, подошел к своему отцу и говорит: «Папа, поздравь меня: я поступил в этот престижный университет!» Папа посмотрел на него и говорит: «Ну хорошо. А дальше что?» Сын отвечает: «Дальше я получу хорошее, достойное образование». Отец говорит: «Хорошо. А дальше что?» Сын отвечает: «Дальше я устроюсь на хорошую, престижную работу». Отец говорит: «Я понял, а дальше что?» Сын отвечает: «Дальше у меня будет семья. Я куплю дом, машину, дачу. Все что угодно». Отец говорит: «Я понял тебя, сынок. А дальше-то что?» Сын задумался и говорит: «Дальше я, наверное, благополучно встречу старость». Отец говорит: «А дальше?» Сын призадумался и говорит: «Отец, ты прав! О главном-то я и забыл».

Чем отличается умный человек от мудрого? Умный человек с ранних лет заботится о своей дальнейшей благополучной, но временной жизни. Пока все мальчишки и девчонки играют на улице, гоняют в футбол, играют в куклы, он сидит дома, зубрит, изучает науку ради того, чтобы прийти к долгожданной цели: получить достойное образование, устроиться на хорошую работу, чтобы у него было благополучное будущее. Но тут есть одна пометка: временная. А мудрый человек думает наперед. Он может так же, как и умный, с детства обучаться, получать образование, работать на хорошей и престижной работе, иметь хороший достаток, но на первом месте у него стоит Христос. Он думает еще более наперед, чем умный человек. Он думает о вечной жизни. Вот чем умный человек отличается от мудрого.

Многие люди – ученые, люди с хорошим образованием – рано или поздно независимо от того, верующие они или нет, задумываются о смысле жизни. Казалось бы, он достиг какой-то цели: получил образование, есть хороший заработок, хороший дом, все есть, но нет главного – счастья. А счастье – это духовное понятие. Счастье – это когда у тебя на душе спокойно и хорошо, а это область Бога. Поэтому без Бога счастья не найти. Такие люди часто думают: «Почему у меня душа болит, а я с этим ничего не могу поделать? Я достиг определенных высот, знаний, много книг прочитал, но я не могу (и ни один ученый никогда не смог и не сможет) найти таблетку от духовной болезни, от духовных переживаний».

Получается, что все знания без Бога просто умножаются на ноль. Всё могу, а здесь ничего поделать не могу. Поэтому знания полезны, важны для каждого человека, но если в них нет веры, нет Христа, то все эти знания можно умножить на ноль, и будущая дальнейшая вечная жизнь просто со знаниями без Бога бессмысленна, не имеет никакой силы.

– У меня есть пара примеров, где в школе преподается «Закон Божий». Но эти школы являются исключением из общего правила. А если представить себе, что сейчас в обычной школе с 1-го по 11-й класс преподавался бы «Закон Божий», то скажут: зачем об этом думать и фантазировать? Но я знаю школы, где священник не просто редкий гость в исключительных случаях, а постоянно присутствует в школе, как, например, в школе, которой Вы помогаете. Так ли это и насколько необходим священник в школе?

Все зависит от самого священника и от того, как он наладит отношения с той или иной школой. Здесь должен быть очень тонкий, грамотный подход. Я знаю случаи, когда священник приходил и говорил: «У нас договор с Министерством образования. Пустите меня!» Все-таки здесь нужен какой-то свой подход. Начинать нужно, наверное, с родителей, с детей, с общения с ними.

Я помню, когда я в первый раз пришел в школу. Я тогда еще не был священником, жил на Камчатке и с благословения правящего архиерея ходил по школам. Я помню, как родители ждали меня на первое занятие. Директор позвонил и говорит: «Вас тут ждут; и ждут люди, которые настроены негативно: тут какой-то церковный человек придет и начнет наших детей учить молиться Богу, класть поклоны, говорить про заповеди, что можно, что нельзя». Люди были настроены отрицательно. Но, придя на урок, на котором присутствовали родители, учителя и директор, я стал говорить на тему послушания: насколько важно послушание  родителям и педагогам, к чему приводит непослушание. Мы с детьми сделали табличку того, к чему оно приводит: вредные привычки, болезни, алкоголизм, тюрьма и в итоге смерть. Я спрашиваю: «Вы этого хотите?» Они отвечают: «Нет!» Я спрашиваю: «А чего вы хотите?» Потом мы говорили о хороших привычках от послушания: спорт, здоровый образ жизни. А это к чему приводит? К здоровью и долголетию. Тогда я говорю: «Так вот, ваши родители и педагоги о вас заботятся. Поэтому их необходимо слушать».

Очень часто люди в подростковом возрасте не слушаются. Я даже на исповеди слышал: «Да, я маму не слушаюсь, но я по-другому не могу. Я считаю, что мое мнение правильное. Я все знаю». Вспомните себя в подростковом возрасте. Кажется, все знаю, все могу, всего сам добьюсь, без старших, без родителей. Но когда приходит взрослая жизнь, мы понимаем, что мы ошибались, что нужно было прислушаться к старшим. А почему старших нужно слушать? А потому, что у них больше за плечами жизненного опыта. Они тоже совершали какие-то ошибки. Они не хотят, чтобы их ошибки повторили. Даже когда они наказывают, это означает, что они вас любят. Корень слова «наказание» – «наказ» (или урок). Я даю урок жизни, урок того, чтобы ты никогда к этому больше не приступал. Иначе это тебя приведет к печальным последствиям. Равнодушный педагог или равнодушный родитель махнет рукой и скажет: «Живи как хочешь!» А родитель или педагог, который любит свое чадо, обязательно будет заботиться о нем и даже наказывать.

Родители и педагоги в этой школе послушали и поняли, что батюшка, оказывается, говорит, что их нужно слушать, что он их помощник. Можно вот с таким подходом подходить, но тут все зависит от священника. Что касается важности, то это, конечно, важно сегодня. Посещение школы священником всегда было важно. Это должно быть нормальным, естественным, постоянным делом. Священник – это наставник. Я думаю, мы к этому приходим, приходим к тому дореволюционному времени. Наш президент, глава государства, подписал новый закон №308 о сохранении, укреплении духовно-нравственных ценностей, в котором как раз об этом и идет речь.

– Вопрос телезрителя из Гомеля: «В чем отличие между верой и знаниями?»

– Знания – это то, что человек приобретает с возрастом. Он может сегодня познать одну науку, завтра – другую. Если он желает, у него будет большой багаж знаний. А вера у человека либо есть, либо нет. Вера – это уверенность в том, чего человек не видит. Если мы, изучая какую-то книгу, ее можем видеть, прочитать, пощупать, то Бога мы воочию видеть не можем. Это происходит лишь на каком-то внутреннем духовном уровне. Поэтому вера либо есть, либо нет.

Есть такой хороший пример. Особенно если маленькие дети спрашивают: «Где Бог? Я же Его не вижу», в ответ говорят: «Воздух ты тоже не видишь. Но ты без него дышать и жить не сможешь». Так же и вера, так же и Господь. Мы Его не видим, но жить без Него не можем. А что касается знаний, мы можем проводить какие-то опыты, мы это можем увидеть, пощупать, потрогать. А вера – это более высокая степень.

– Хороший пример!

Я так понимаю, что в общении с детьми у Вас вырабатывается определенный способ разговора с ними, Вы учитываете их мышление. Я видел, как Вы общаетесь с младшими классами в школе, но никогда не предполагал, не думал, как можно общаться с десятиклассниками, одиннадцатиклассниками, студентами. Существует ли разница в восприятии детей совсем маленьких и уже почти взрослых?

­­– Дети вообще моя любимая тема, я сам многодетный папа, мы ждем уже шестого ребеночка, и как-то Господь так сподобил, что у меня двое старших родились день в день, но с разницей в два года. А последний родился на Покров.

Конечно, разница очень большая, здесь тоже должен быть тонкий подход. Если в общении с детьми, школьниками младшего возраста, можно легко найти общий язык (они доверчивые, они уже слушают), то в старших классах такого нет, там ты должен завоевать авторитет. У них есть свое мнение, уже складывается личность, поэтому здесь нужна хитрость.

Я когда-то давно увидел интересную вещь: на Камчатке владыка благословлял нас, ставленников, ходить по школам. Я тогда еще не был священником, мы только готовились к рукоположению. И один ставленник, бывший оперативник МВД, такую хитрость придумал со старшеклассниками: начал им показывать разные реагенты, как отпечатки пальцев снимают, как все это происходит. И это было интересно ребятам, это их просто захватывало. И через такие хитрые вещи можно находить к детям подход. Сразу они тебя слушать не будут, только если завоюешь у них авторитет, если их чем-то заинтересуешь. Или, может, ты, как Иоанн Златоуст, умеешь говорить так, что у всех рты открываются. А иначе это будет бесполезное занятие. Ты будешь проводить урок, но кто-то в телефоне будет сидеть, кто-то просто скажет, что пришел какой-то поп, нечего его и слушать... Нужно какую-то современную тему задеть. Не стоит, конечно, говорить сразу им о заповедях, Евангелии, а нужно как-то почувствовать их.

­– Еще один вопрос, уже не связанный с детьми. Есть люди, которые выжили во времена тяжелейших гонений на Церковь, когда просто за исповедание веры можно было проститься с жизнью. И когда наконец вернулась Церковь, то эта Церковь не сумела тогда принести те знания, которые могли бы помочь человеку вернуться к вере в Бога. И здесь вопрос о тех знаниях, которые могут помочь человеку вернуться к Богу. Там, где Вы начинали свое служение, на Камчатке, это служение не было легким, как в каком-нибудь столичном регионе. Там, наверное, были свои особенности служения, и людей, которые не пришли к вере, тоже было много. Каким образом Вы несли это знание? Как это знание можно сегодня применить и нужно ли вообще узнавать что-либо о Боге именно в контексте знания, которое может привести к вере?

­­­– На первом этапе для того, чтобы привести человека к вере, какие-то особенные знания не нужны. Здесь нужно одно, самое главное, то, чем Господь пропитал все Евангелие, о чем Он практически в каждой главе говорил, в каждом стихе. Это любовь. Но у нас, к сожалению, дефицит любви. Будет любовь – и люди увидят в тебе Христа, они пойдут за тобой сами. Никакими наставлениями, нотациями, а тем более словами: «А ну-ка, покайся, грешный!» человека не привести к Богу, только, наоборот, отвернем. Мы сами грешные. А вот когда увидят в нас любовь, в наших глазах, в нашем сердце, в душе, тогда сами потянутся. Когда увидят нашу духовную радость.

Многие святые говорят: не будьте печальны! Верующий человек всегда радуется, потому что он со Христом живет, он знает, что Христос искупил его грехи. Он всегда счастливый, и когда люди увидят эту радость, им обязательно захочется самим стать такими. Потому что люди в миру очень обременены разными заботами, проблемами, склоками, и Церковь для них не институт какой-то, церковь для них островок спасения, они приходят в церковь в надежде получить утешение, а зачастую, к сожалению, в некоторых храмах их встречают с какой-то злобой. Либо бабушка отругала, что ты не в той юбке пришла, либо, к сожалению, и священнослужители нелестно выскажутся, чтобы ты в короткой юбке не смела приходить в храм. Но человек пришел к тебе в храм; значит, его Господь привел. Ты предстанешь перед Богом и скажешь: «Господи, я постился, я молился». А Господь скажет: «Я к тебе привел рабу Божию накрашенную, в короткой юбке, перегаром от нее пахло,  а ты ее выгнал...»

Если люди увидят в вас любовь – это самое главное. Знания потом уже нужны. У нас, когда только приходишь в храм, пытаются часто навязать кучу книг: это вычитай, это прочитай... Надо уходить от правил, от уставов. Надо просто научиться любить людей такими, какие они есть. Мы все грешные, и священники все грешные, никто не без греха.

Однажды я в одном храме на Камчатке пришел на службу, а священник приходит заблаговременно на литургию, чтобы совершить проскомидию, помянуть всех, прочитать записочки. И я первым в храме увидел молодого мужчину, он ходил из угла в угол, было видно, что он переживает, ждет чего-то. От него немного пахло перегаром. И когда я вышел кадить в храме после совершения проскомидии, увидел, что он стоит уже возле аналоя. Никого еще нет, а он стоит там, ждет исповеди и такими глазами смотрит, как будто это последняя его надежда...

Я вышел, начал его исповедовать, а в храме тетушки, бабушки зашушукались: «Смотри-ка, батюшка что творит! Человек с похмелья, а он его исповедует! Батюшка такой плохой!» Мало того, мужчина сказал, что он хочет причаститься, и когда я его стал причащать, вот тут одна раба Божия подняла крик: «Как так?» Я его причастил, а потом уже провел с ними беседу, сказал: «Человек с похмелья с утра пораньше не пошел в ларек за пивом, а побежал в храм Божий, ко Христу. Значит, в его сердце Господь какой-то тумблер включил, значит, ему это необходимо. И пока вы все, верующие, еще спали, он уже стоял возле храма. А если бы я его не исповедовал и не причастил, то как бы я потом оправдался перед Господом? Я бы сказал, что молился, постился... А Господь бы сказал: Я к тебе привел его в последнюю минуту, он вышел – и преставился. А ты его не исповедовал и не причастил...» Самая главная сила – любовь.

­– Вопрос от телезрителя Евгения: «Как я считаю, знание и Бог ­ это понятия неразделимые. Но проблема бывает в том, когда толкователи при Церкви начинают бездарно и бесполезно толковать научные понятия и открытия, тем самым нанося вред как знанию, так и богословию. Как с этим быть?»

­– Хороший вопрос. Как быть с этим? Как Господь заповедовал: простить. Конечно, мы все, священники, не без греха, абсолютно все совершаем ошибки, и я совершаю какие-то ошибки. И порой, когда не знаешь, что ответить, лучше, наверное, промолчать или извиниться. Но всякое бывает в жизни, поэтому надо поступить по-христиански, простить батюшку. Надо быть снисходительными сегодня к нашим пастырям. Очень часто в Интернете приходится видеть всякие нехорошие слова осуждения и в адрес священников, и в адрес архиереев, и в адрес Патриарха, и очень часто говорят, что этот не на своем месте, тот неправильно служит. Но так обычно говорят люди неверующие. Потому что человек верующий понимает, что Глава нашей Церкви ­– Христос. Давайте подумаем: Христос, Глава нашей Церкви, допускает, чтобы тот или иной священник был на этом месте, совершал литургию, проповедовал, миссионерствовал, какие-то другие дела совершал, нравится нам это или не нравится, и нам порой кажется, что мы бы могли это делать лучше, но Глава Церкви, Христос, это допустил и допускает. Если Богу не будет угодно, Он уберет любого священника, архиерея и сделает все, что было бы полезно для паствы.

­–­ Если мы говорим о возможности знания без Бога, то давайте поговорим и о знании с Богом. И здесь мы начнем говорить не о каких-то богословских вещах, а о знании, в котором Бог есть, когда человек живет в этой парадигме.

У нас есть институты, предполагающие некое знание, которое отрицает, в принципе, необходимость знания о Боге. Я могу привести какие-то примеры, но это, наверно, не очень нужно. Есть такие, где говорят: «Какой Бог, зачем нам это нужно?» Представим себе ситуацию, что в институтах есть факультеты, где введено изучение каких-то богословских наук, теологии. Еще одна вещь: в скором времени будет совещание митрополита с ректорами. Я знаю о том, что практически в каждом институте в Петербурге есть храм, или часовня, или молитвенная комната.

– Слава Богу.

– Представить себе такое даже тридцать лет назад – это фантастика. Почему такое происходит?

– Все очень просто. Господь когда-то сказал Петру: «Ты – камень, на этом камне (т.е. на этой вере) Я поставлю Церковь, и врата ада ее не одолеют». Это правило на всю жизнь. Вспомните, за всю историю христианства сколько было политических и духовных лидеров, которые могли и хотели уничтожить православие. Взять советское время – так красиво заменили: вместо крестных ходов – транспаранты, вместо одного красного уголка – другой красный угол, на место Христа хотели поставить непонятно кого. Все вроде бы умно, грамотно, но душа-то христианка, ее никак не обманешь – она тянется к Богу, жаждет Бога. Где теперь все эти люди? Сейчас даже у некоторых школьников спросишь, кто такой Ленин, – они не знают. Хотя можно было подумать тогда, в советское время, об этом? Светлое будущее, коммунизм… Какой Бог? Бога нет.

Храмы как стояли, так и стоят. Это подтверждение слов Спасителя: «Врата ада Церковь не одолеют». Если говорить одновременно о знаниях и вере, то это очень полезные вещи, когда человек верующий, да еще у него большой багаж знаний – он сможет много людей привести к Богу. Я с такими сталкивался. В частности, меня рукополагал на Камчатке епископ, тогда Петропавловский и Камчатский, Игнатий (Пологрудов) – довольно образованный человек. Он по сей день пополняет свои знания. У него ученая степень, не одно высшее образование. До прихода в Церковь он был состоявшимся человеком, завидным женихом – у него была своя лаборатория, он физик и математик, у него хороший достаток. Что-то заставило человека оставить все и уйти в монастырь. Что? Жажда Бога, жажда истины. Душу не обманешь – она тянется к Богу.

Благодаря тому багажу знаний он привел очень большое количество людей к вере. Он нас обучал. Если он, допустим, ставил священника на школу, то сам шел со священником в школу, сам своим примером показывал, как общаться с педагогами, сам проводил урок, потом смотрел, как проводит урок священник. После этого тихонечко делал замечание: здесь не так, здесь так... Если он ставил священника руководителем по тюремному служению – сам сначала шел вместе со священником, общался там с арестантами, показывал, как это делается. Поэтому багаж знаний в совокупности с верой может принести достойные, хорошие плоды.

У меня, к сожалению, нет такого высокого образования, но я по-простому стараюсь найти с людьми общий язык через любовь, добрые дела, праздники – на приходе мы с прихожанами постоянно их организовываем. Как-то стараюсь окружить любовью, заботой. У нас есть замечательный клуб «Папин день». Когда я пришел на приход, обратил внимание, что Бугры – это район, который активно заселяется. Поскольку это уже Ленинградская область, то там цены чуть ниже, в основном живут люди, у которых нет много денег, семейные. Приход стал наполняться семьями с детками.

Я обратил внимание, у нас такая общественная проблема: дети зачастую предоставлены сами себе. Мы, родители, часто оправдываемся, что работа, особенно папы: «Мне некогда, я кормилец». А здесь – воскресный день, люди пришли на литургию, после этого собираются вместе с детьми папы, мамы, крестные; под руководством мастера делают какие-то замечательные поделки из дерева: скворечники, что-то еще. Я зашел первый раз на занятие – у меня сердце радовалось – увидел, как маленькие ручки держат молоточки, забивают гвоздики, а папы в этом участвуют, помогают. Такие вещи мы стараемся делать.

– Это тоже знания, причем знания, которые можно передать из рук в руки.

У вас приход очень сильно растет. Я всегда был поражен, что маленький храм не вмещает прихожан, люди стоят на улице, молятся. Я знаю, что рядом с маленьким, однокупольным вы строите большой храм. Скажите, пожалуйста, зачем строить храм в наше время? Может быть, имеет смысл деньги потратить на что-нибудь другое? Почему нужно строить храмы сейчас, в тяжелое время?

– Прямо за больное Вы меня задели. Это не первый храм, который я строю, – на Камчатке мы строили храм. Приходится обращаться к благотворителям, потому что приходом храм не построить – это очень большие деньги. Очень часто сталкиваюсь с красивой отговоркой: «Вы знаете, батюшка, сегодня у нас война – мы помогаем фронту». До этого был ковид, говорили: «Батюшка, ковид, мы помогаем больным». До этого был кризис. Я говорю: «Знаете, дорогие мои, помогать фронту – это, конечно, дело нужное, благородное, с болезнью бороться тоже по-христиански, с кризисом бороться неплохо, но без Бога мы ничего не победим – ни войну, ни ковид, ни кризис». Только лишь объединившись в молитве, с Богом это можно делать. А где на молитву собираться православным? В храме. Десять лет люди ждали храма. Благодаря их молитве, их вере этот храм сегодня возводится.

Есть такая фраза: «Можно вечно смотреть на огонь, на реку и на то, как работают другие люди». Я ее перефразирую: «Можно вечно смотреть (на мой взгляд) на русскую природу, на детей, о которых мы сегодня говорили, и на строящиеся храмы». Это как беременность, рождение младенца – ты долго ждешь, и он появляется. Я каждый день туда приезжаю – и утром, и вечером. Когда видишь, как храм растет, получаешь необыкновенное удовольствие.

Завершая сегодняшнюю передачу, хотелось бы пожелать нашим детям две главные вещи, с которыми они смогут добиться поставленной цели, благополучной жизни (и будущей, и вечной), – это послушание, старание исполнять заповеди Божии, потому что любовь, милосердие, сострадание, умение прощать есть истинное счастье, которое приносит большое удовлетворение. Учителям хотел бы пожелать мудрости, чтобы они были не просто учителями, которые преподают ту или иную науку, тот или иной предмет, но чтобы были наставниками, воспитателями, вкладывали в детей не только знания, но и свою душу. А родителям хотел бы пожелать терпения, мудрости и любви к своим детям, быть снисходительными к нашим преподавателям. Сегодня очень часто приходится слышать слова осуждения в адрес преподавателей – это неправильно. Чтобы избавиться от осуждения, нужно научиться ставить себя на место другого человека. Если мы себя поставим на место преподавателя, поймем, насколько это сложный труд. У нас в семье один, два, три ребенка, а у них в каждом классе по тридцать, а то и по сорок человек. Поэтому не осуждайте наших педагогов. Храни вас всех Господь!

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать