Беседы с батюшкой. Воспитание души. Протоиерей Вадим Буренин

21 октября 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи – воспитание души. Нам всегда казалось, что мы все знаем, что такое воспитание. Потому что воспитываем детей,  воспитываем людей. Я помню замечательную книгу «Воспитание чувств». Вообще термин «воспитание» нам хорошо знаком. Но как только мы говорим о воспитании души, возникает очень много вопросов, причем недоуменных. Возможно ли вообще воспитать душу? Мы вроде бы к этому не имеем никакого отношения. Сам Господь дал нам душу, вдохнул ее в нас. Именно этим мы отличается от земли. Можем ли мы вообще воспитывать свою душу? Воспитывать духовность, наверное, каким-то образом можно. Это в школе делают. А вот что такое воспитание души?

– Прежде всего, возлюбленные братья и сестры, хочу напомнить, что этот телеканал живет на ваши добровольные пожертвования. Поэтому, Христа ради, помогайте телеканалу (у кого есть такая возможность). Евангельская вдовица пожертвовала две последние лепты. А некоторые богатые давали много от своих щедрот. Вот у кого достаточно средств, помогайте нашему телеканалу, насколько это возможно. И не только разово, а на постоянной основе. Если этот телеканал нужен (а я знаю, что он нужен), прошу жертвовать на него.

Я недавно был в Белоруссии. Приехал в Минск, зашел в кафедральный собор и встретил людей, которые смотрят телеканал «Союз». Они, в свою очередь, увидели меня, и произошло настоящее духовное общение. Хотелось бы, чтобы телеканал и дальше дарил радость людям во всех уголках земного шара, где смотрят телеканал «Союз», чтобы иметь возможность получать ту духовную пищу, которая действительно необходима. Поэтому помогай вам Господь! Да благословит Господь жертву вашу!

Когда мы говорим о необходимости воспитания души, мы, конечно, говорим о том, что каждый человек, получивший бессмертную душу, дальше имеет возможность здесь, на земле, приложив определенные усилия, достичь богообщения. Священное Писание повествует нам о том, что у нас есть образ, а дальше мы должны достичь богоподобия. Для того чтобы нам достичь богоподобия, нужно приложить усилия.

Маленькие дети очень внимательно смотрят прежде всего на тех, рядом с кем они находятся, то есть на своих родителей, бабушек, дедушек, на тетю, дядю, родных и близких. Они всё подмечают и складывают в своей душе. Здесь очень важно, чтобы наш личный пример, который мы показываем детям, помог им в дальнейшем в духовной жизни.

Я недавно посетил Могилев, где молился в монастыре святителя Николая Чудотворца. Там на сегодняшний день есть освященное изображение царя-батюшки Николая II, и к этому изображению специально прикрепили копеечку. Когда в Могилеве была ставка главнокомандующего, Николай II подарил эту копеечку мальчику. Этот мальчик пережил советский период и дожил до того момента, когда уже в современной России был открыт монастырь. Он рассказал эту историю и передал эту копеечку.

Такой благой пример любви, милосердия, сострадания, необходимости помощи ближнему помогает человеку с детства пронести в себе искру Божию в течение всей жизни. Этот человек прожил более 90 лет, и он в себе хранил память: о том, что он молился в храме, о том, что у него была такая удивительная встреча. Это помогло ему воспитать себя как верующего человека, который прожил долгую жизнь, и эту жизнь он прожил с Богом. В нашей повседневной жизни есть ведь много и других замечательных примеров, которые помогают человеку.

Некоторое время назад мы вспоминали родителей преподобного Сергия Радонежского: преподобных схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию. Вот как они воспитали своих чад, что сейчас вся Русская земля молится преподобному Сергию и просит у него помощи как у игумена земли Русской, как у молитвенника за землю Русскую! Это же тоже воспитание, и это воспитание, которое позволило в дальнейшем человеку, сначала молодому, а потом и в совершеннолетии, правильно поступать и жить такой праведной жизнью, которая становится примером для других людей. Преподобный Сергий, в свою очередь, воспитал учеников, которые создали монастыри. Пятьдесят монастырей! Это является свидетельством того, что человек, который является праведником, своим благим примером, своим подвигом жизни дает возможность и всем окружающим свидетельствовать об Истине, более того, эту Истину показывать делом.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Когда рождается ребенок, его в основном крестят в самом раннем детстве. А с чего и как начать воспитывать душу ребенка?»

– Скажу на примере своей семьи. В нашей многодетной семье каждый ребенок, который появлялся, естественно, находился рядом со своими родителями в одном помещении и видел, как мама и папа между собой общаются, как они постоянно молятся, как проявляют любовь. В данном случае любовь совершенно понятная: с ребенком и гуляют на улице, и посещают православный храм, и общаются с родственниками. Это все откладывается в душе ребенка, в его памяти.

Особенно важен период с 3 до 6 лет, когда ребенок впитывает в себя все как губка. В этот период нужно очень внимательно относиться прежде всего к себе: чтобы родители на глазах ребенка являли достойный пример подражания. Я могу рассказать про своих родителей. Они на моих глазах, например, никогда не ругались. Бабушки и дедушки на моих глазах никогда отношения не выясняли. Я не помню ни одного такого случая! Мой брат тоже ощущал эту полноценную любовь.

Благочестивое поведение и родителей, и родных дает возможность ребенку воспитываться именно в этом духе: духе любви, когда проявляется любовь и к Богу, и к своим ближним. Ребенок это в себя впитывает и учится тому, как именно нужно себя вести. В дальнейшем вся его жизнь выстраивается на основе того, что он видел, слышал, чему его научили  родные и близкие.

И, конечно же, это храм Божий! Когда мы приносим туда ребенка, он там получает особую любовь Божию через Святое Причастие. Детей ни в коем случае нельзя лишать Причастия. Надо обязательно приносить детей в храм, и надо, чтобы дети регулярно причащались. Вместе с тем и родители должны причащаться, чтобы дети видели, что папа и мама сами участвуют в жизни Церкви. Ребенок к этому должен привыкать. Он должен видеть, что папа и мама идут на исповедь, прикладываются к иконам, кресту, причащаются, и через это ребенок тоже ко всему этому привыкает.

– Это, наверное, самая лучшая педагогика. Было бы хорошо, если бы все было заключено только в этом общении. Но мы же сталкиваемся с таким «сложным» обстоятельством, как школа.

– До школы еще есть детский сад.

– Но меня больше беспокоит школа. Сталкиваешься с такими проблемами, которые не решить однозначно. Если ребенок приучен к Церкви, тогда, наверное, с этим можно справиться. Но Вы сталкивались с тем, что школа наложила какой-то сложный отпечаток на Ваших чад?

– Безусловно, я с этим сталкивался. Но все-таки начнем с детского сада. Для нас очень важно, чтобы была некая идеология, чтобы мы воспитывали детей в рамках духовно-нравственных традиций, чтобы была определенная система ценностей. Недаром президент поручил до конца года определить, что такое духовно-нравственные ценности. Сейчас нашему обществу предстоит для себя уяснить, в какой системе ценностей мы существуем. Все последние десятилетия против нас работает общая идеологическая машина Запада, а у нас нет противопоставления этому в виде соответствующей собственной идеологии. Потому что идеологии можно противостоять только идеологией. На сегодняшний день те проблемы, которые были в последнее десятилетие, являются очень актуальными.

Дети, приходящие в детский сад и общающиеся друг с другом, привносят в детский сад все то, что они наблюдают у себя дома. Неоднократно приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда родители пытались общаться с воспитателями детских садов, объясняя им, что необходимо помочь детям, чтобы у них был правильный взгляд на общение друг с другом. Потому что иногда общение необходимо корректировать. И здесь есть сложности. И сам я неоднократно общался с молодыми воспитательницами, которые у меня учились в высшем учебном заведении, с некоторыми преподавателями мне приходилось общаться в храме. Такое общение помогает формировать мировоззрение таким образом, чтобы воспитание детей было не абы каким, а духовным.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Если родители неверующие, как они могут правильно воспитать своих детей?»

– Действительно, у нас значительная часть населения страны позиционирует себя неверующей. Многим так проще жить, потому что нет никакой ответственности, нет системы ценностей: делай все, что хочешь, все дозволено. Правда, некоторые боятся Уголовного кодекса, какой-то гражданской ответственности, если им об этом напоминают. Но в подавляющем большинстве люди не хотят никакой ответственности, тем более когда это связано с духовно-нравственными традициями и тем, что является ценным в глазах других людей. В связи с этим мы наблюдаем различные чудовищные явления, когда, например, молодой человек, называя себя сатанистом, приходит в храм и заявляет, что якобы голос ему сказал, что надо убить священника. Подобные проявления напрямую связаны с тем, что не было соответствующего духовного воспитания, в то же время нет чувства ответственности за совершаемые поступки. Есть некоторое непонимание реальной жизни, которая существует в обществе.

Поэтому вопрос телезрительницы совершенно правильный. Здесь важно, чтобы каждый человек осознал, что ему важно заботиться не только о своем теле, но и о своей душе. Например, любой человек знает, что есть правила дорожного движения; если их не соблюдать, машина может сбить. Человек понимает: если он поступит так-то и так-то, наступят определенные последствия. Поэтому старается соблюдать какие-то нормы и правила.

Но нужно соблюдать и те правила, которые касаются духовной безопасности. И здесь тоже необходимо людей воспитывать. Но должного внимания этому на сегодняшний день, к сожалению, не уделяется. Потому что нет соответствующей идеологической машины, которая действовала бы в нашей стране таким образом, чтобы люди, имея свободу, находились в определенных рамках и не нарушали свободы других людей. Сейчас у людей какое-то чувство безответственности, они считают, что могут делать все, что в голову взбредет. А это какие-то вещи разрушительного плана. Например, тот молодой человек почему-то не захотел подмести территорию рядом с храмом или сделать еще какое-то доброе дело, но захотел совершить разрушительные действия.

Это говорит о том, что обществу необходимо проявлять внимание к вопросам, связанным с воспитанием человека. Когда мы говорим о воспитании человека, все должно быть гармонично, то есть внимание должно уделяться и воспитанию души, и нормам поведения, которые не нарушали бы духовно-нравственных традиций, существующих в нашем обществе.

– Проходя однажды мимо своего дома, увидел такую сцену: взрослая женщина, которой примерно лет шестьдесят, говорила своей знакомой: «Поздно меня воспитывать, я уже взрослая, не надо меня учить жить». Я согласен, что учить жить – это ужасно, и, наверное, это трудно перенести. Но, с другой стороны, разве можно быть убежденным в том, что уже поздно воспитывать свою душу? До какого времени человек вообще имеет возможность быть подвижным в духовном и душевном плане?

– Пока человек жив, нельзя терять надежды. И у меня есть замечательные тому примеры. Например, знаю человека в преклонных годах, он уже на пенсии. До этого он очень много пил, но теперь прекратил пьянствовать и благодаря своей супруге обратился к Богу, начал регулярно посещать храм Божий вместе с супругой и живет во славу Божию. Супруга своим примером показывала кротость, терпеливость, смирение, не бросила его, когда он пил. И это помогло ему спустя десятилетия прийти к Богу. Это подвиг женщины, которая проявила настоящую, подлинную любовь.

А что мы наблюдаем сплошь и рядом? Кто-то что-то не то сказал, или не так посмотрел, или просто произошло какое-то недопонимание, и человек не хочет общаться. У подавляющего большинства людей еще и авторитетов нет. Мы же видим, как в средствах массовой информации некоторые позволяют себе совершенно необоснованное критиканство Святейшего Патриарха, епископата, духовенства и чувствуют полную безответственность. Они считают, что демократия предполагает вот такую вседозволенность. На самом деле это не так. Это вещи недопустимые.

Построение нашего гражданского общества на основе духовно-нравственных традиций возможно только в том варианте, когда есть система ценностей и все общество этой системы ценностей придерживается. А у нас даже СМИ позволяют себе определенные высказывания, откровенно говоря, грязь. Это недопустимо в том обществе, которое является здоровым. Мы понимаем, что наше общество в значительной степени является больным, и нужно прикладывать еще много усилий для того, чтобы общество становилось таким, в котором люди смогли бы спасаться и стать в дальнейшем наследниками Царства Небесного.

– Вопрос телезрительницы из Гомельской области: «Батюшка, прошу Вас помолиться: у меня умер муж (раб Божий Александр), завтра будет 9 дней. И сын, раб Божий Андрей, в реанимации лежит. Очень прошу, помолитесь. Я молюсь за них как могу».

– Здоровья чаду и вечная память усопшему дорогому и близкому человеку. Я обязательно запишу поминание на сорокоуст, и мы будем молиться, поминать всех вас. Думаю, все, у кого будет такая возможность, смогут помолиться перед иконой или в душе воздохнуть об этих людях. Это очень благое дело.

Вообще нужно всегда быть очень внимательным к тому, что происходит в нашей родной стране. Если происходят какие-то события, мы должны на эти события реагировать, прежде всего – молитвой. Например, услышали новость о том, что люди погибли, – мы ведь можем помолиться, не оставаясь равнодушными к тому, что происходит вокруг нас. Нужно молиться при любых обстоятельствах и просить Господа, чтобы Господь всем нам помог.

Мы должны помнить, что наши предки в любых обстоятельствах всегда молились. И просьба телезрительницы в этом отношении является очень важной. Сколько было знаковых событий в истории нашей страны, когда весь народ молился и просил помощи. И помощь получали. Владимирская икона Божией Матери является ярким напоминанием на все времена о том, что общая молитва перед лицом Божиим дает возможность Господу проявить милость и любовь по отношению ко всем нам и нашей Русской земле. На сегодняшний день такая молитва очень нужна, и те события, которые происходят, дают возможность понять, что очень важно молиться.

Но на сегодняшний день мы видим, что народу в храмах не очень много. Даже в крупных городах люди, которые могли бы прийти в храм, не приходят туда. Последние события должны были сподвигнуть многих людей прийти и помолиться, но увы... Не буду называть селение, где люди в рамках мобилизации собрались идти защищать Родину, но в действующие храмы не пришел помолиться ни один человек. И родственники тоже не пришли помолиться. Вот такое явление мы наблюдаем, и это, конечно, прискорбно. И эти явления тоже дадут о себе знать. В дальнейшем, когда человек пропал без вести или получил какое-то ранение, люди приходят и просят, чтобы помолились.  Но если бы помолились раньше, ситуация могла бы быть более благоприятной.

Вспоминаю в этом отношении одного нашего прихожанина, раба Божия воина Тимофея, который прожил девяносто с лишним лет. Когда он уходил на Великую Отечественную войну, он пришел в храм и испросил благословение. Я как-то на передаче уже говорил, что его родитель взял на себя обязанность – класть тысячу земных поклонов каждый день. И милостью Божией воин Тимофей, танкист, несколько раз был ранен, но остался в живых и прожил долгую жизнь именно в лоне Церкви. В дальнейшем он был преподавателем в общеобразовательной школе (преподавал НВП), в различных школах вел факультативные занятия, помогал в воспитании духовности и патриотизма в молодых людях.

Мои дети учились в школе «Петришуле» на Невском проспекте (напротив Казанского собора). В школе не проводилось никаких памятных мероприятий ни в день снятия блокады, ни в День Победы. Когда я об этом узнал, пришел к директору школы, и у нас состоялся обстоятельный разговор по этому поводу. Слава Богу, в дальнейшем руководство школы приняло решение о том, что необходимо уделять этому должное внимание. То есть от гражданской позиции каждого из нас очень многое зависит. Мы не должны говорить: мол, моя хата с краю, ничего не знаю, пусть другие за это отвечают. Не должно быть такой безответственности. Тем более когда это касается непосредственно наших детей.

Вспоминаю свои школьные годы. Я родился и жил в советский период времени, учился в 210-й школе на Невском проспекте. На стене школы висит табличка: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Помню, нас, школьников, каждый год 9 мая возили на Пискаревское кладбище, где мы стояли в белых рубашечках. Было холодно, и я всегда думал о том, как было холодно защитникам нашего Отечества в годы войны, как холодно было людям, которые замерзали в блокадном Ленинграде... Но город не сдавался, город жил. Более того, в городе совершалась молитва. Люди приходили в храмы и молились, просили у Бога, чтобы Господь помогал, не оставлял.

И здесь очень важный воспитательный момент. Государство напоминало о днях блокады, о которых нельзя забывать. Я воспитан, с одной стороны, своей семьей, с другой стороны, и той идеологией, которая была. И надо сказать, тогда были такие моменты, которые, на мой взгляд, должны оставаться актуальными и на сегодняшний день в том числе. У нас должно быть преемство, связь поколений. Люди, которые сражались за Родину и благодаря которым мы имеем возможность сидеть сейчас в этой студии, достойны того, чтобы память о них сохранялась.

– Наверное, для православного человека и вообще для христианина воспитание души – это не только умозрительный процесс. Часто и страдания, и боль воспитывают душу. Могут ли горе, беда, испытания воспитывать нашу душу? Или это приводит только к какому-то горестному ощущению жизни?

– Они могут способствовать тому, чтобы мы не озлобились, а пришли к Богу и начали свою духовную жизнь. И мы наблюдаем таких людей, которые, столкнувшись с той или иной жизненной проблемой, приходят в храм Божий и в дальнейшем становятся духовными людьми, настоящими христианами. С другой стороны, мы наблюдаем и иную ситуацию, когда люди озлобляются и с возмущением ропщут на свою жизнь и таким образом губят свою бессмертную душу.

– Хочу затронуть еще один момент. Знаю, что во время войны люди приходили в храм «Кулич и Пасха». Он был закрыт во время войны, его открыли только в 1946 году, но люди приходили к разграбленной закрытой церкви и молились, просто прислонившись к стенам храма. Такая же история была в храме Димитрия Солунского: люди шли по морозу очень далеко, в Коломяги, чтобы помолиться в этом храме. Казалось бы, в атеистическом государстве, в эпоху, когда совсем не было возможности воспитывать человека в церковно-духовном плане, такое было массово. Почему же сейчас, когда храмы открыты, люди в них не идут?

– Вспомните, Сталин обратился ко всем гражданам страны со словами: «Братья и сестры». Он обратился с теми словами, которые были понятны каждому жителю страны, и это обращение помогло людям осознать, что они друг другу братья и сестры и должны защищать землю своих предков.

Последние десятилетия у нас строилось общество потребления. Мы постоянно наблюдали дискредитацию духовенства, убийство священнослужителей. Вспомните, как застрелили отца Даниила Сысоева. Это было не в какой-то глухой деревне, а в Москве. Мы знаем, что многих священнослужителей сжигали с семьями. Мы вспоминаем всех священнослужителей, которые погибли. Таких немало.

Дискредитация, которая велась и ведется, привела к тому, что многие могут откровенно говорить священнику в лицо: «Батюшка, Вы врете». Это говорится совершенно безапелляционно, причем люди зачастую сами не являются специалистами в той или иной области. Конечно, все это дает о себе знать. И с этим нужно что-то делать. В обществе должна воспитываться такая система ценностей, которая не должна позволять человеку вести себя недопустимым образом. Когда человек среднего возраста может говорить пожилому священнику подобного рода слова, это совершенно недопустимо. Даже чисто по-человечески недопустимо проявлять такое неуважение. Но нам приходится постоянно с этим сталкиваться.

В обществе потребления, которое на сегодняшний день имеет место, возникают чудовищные ситуации, в том числе и в отношении воспитания подрастающего поколения. Воспитанию души должно уделяться очень большое внимание, но, к сожалению, не уделяется. У нас и учебники по психологии, которые мы видим, не говорят о том, что нужно воспитывать именно душу. Там пишут совершенно о другом, сводя все к тем вещам, которые, что называется, лежат на поверхности. Но мы ведь должны говорить о формировании именно внутренней составляющей человека, чтобы все было в гармонии. Для этого нужно, чтобы были подготовлены и преподаватели, которые могут помогать, в том числе школьникам. У нас даже с системой преподавания «Основ православной культуры» проблемы.

Например, не так давно была закрыта школа, в которой преподавал наш псаломщик. С закрытием школы закончилось и его преподавание. У него есть образование, он окончил РГПУ им. Герцена, дипломированный специалист, окончил еще и семинарию. То есть он мог бы нести на сегодняшний день ту духовность, которая исходит из лона Церкви. Но у человека нет возможности себя реализовать. Все его попытки получить часы для преподавания в какой-то другой школе окончились ничем. Потому что многим директорам школ важно, чтобы преподавали именно свои, проверенные люди, чтобы все было под определенным контролем.

На сегодняшний день встает очень много вопросов, и эти вопросы требуют серьезных решений. Вся наша система образования на сегодняшний день нуждается в серьезном корректировании.

– В перестройке.

– Не хотелось бы, чтобы опять всё ломали до основания. Не надо ничего ломать, надо из того, что есть на сегодняшний день, попытаться выстроить такую систему, которая способствовала бы именно воспитанию людей в рамках духовно-нравственных традиций. Но без идеологической машины все будет только на уровне личностных отношений.

– Может быть, в этом и залог успеха. Если каждый будет ответствен за воспитание своей души, тогда, может быть, что-то изменится? Наверное, сложно всем нам нести еще и общую ответственность. Может быть, стоит начать именно с личной ответственности и воспитывать свою душу?

– Безусловно, личная ответственность должна быть прежде всего. Но когда мы говорим о воспитании подрастающего поколения, то, с одной стороны, активное участие в этом должна принимать семья; с другой стороны, школа, детский сад, высшие учебные заведения должны прикладывать самое деятельное участие. Мы должны понимать, какое общество мы хотим видеть в будущем, у нас должен быть образ будущего. На сегодняшний день этого образа будущего у нас нет.

В лоне Церкви мы прикладываем к этому все усилия. Мы понимаем, что Церковь будет существовать до скончания времен, и именно в Церкви человек будет получать все то, что необходимо для духовной жизни. Но за стенами Церкви как института тоже должна быть духовная жизнь.

Храни всех Господь!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать