Беседы с батюшкой. Вера в себя и помощь Божия. Игумен Филарет (Пряшников). 8 сентября 2023

8 сентября 2023 г.

– Тема сегодняшней передачи: вера в себя и помощь Божия. 12 сентября будет, как я считаю, грандиозное событие в жизни Православной Церкви – крестный ход, посвященный перенесению мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. Каждый раз, когда я смотрю, как люди идут крестным ходом, я всегда думаю, что это ведь поступок. Человек должен рано встать, далеко поехать, идти крестным ходом с тысячами других людей по Невскому проспекту. Это тяжелый, физически утомительный путь. Но люди идут, и слава Богу! Каждый раз я смотрю на этих паломников и крестоходцев и думаю, что они совершают личный поступок, но этот поступок совершается в том числе и ради Бога.

Когда мы в свой жизни поступаем так или иначе, мы, наверное, сталкиваемся с проблемой веры в себя. Хорошо, когда уповаем на помощь Божию, но, наверное, что-то должны делать и сами. А для этого нам нужно верить в себя, верить, что ты способен сделать то или иное. Раз я способен это сделать, соответственно, я верю в себя. Но, с другой стороны, возникает дилемма, которую и хочется обсудить. Насколько вообще возможна вера в себя при том, что мы должны уповать и уповаем на помощь Божию?

– Везде должна быть золотая середина. В любом случае чрезмерная самоуверенность всегда ведет к поражению человека. Это происходит, когда сильно уповаешь на свои силы, разум, возможности, здоровье. Когда утром мы уходим на работу, мы верим, что вернемся назад. Когда человек сеет семена на огороде, он верит, что они взойдут. Но он не знает точно, будет это или нет. Когда мы читаем Священное Писание, то зачастую видим поразительную вещь: люди шли ко Господу. Помните слепцов, которые сидели у Него на пути и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов? И каких других персонажей мы ни возьмем, в основном люди набирались веры в свои силы, чтобы докричаться, достучаться до Господа.

В этом плане мы должны быть уверены, что Господь нас слышит. Но Царство Божие всегда берется трудом. Мы видим, что вера без дел мертва. А что такое дело? Дело – это то, что человек объединяет в себе: стремление к добру, наличие талантов, наличие каких-то жизненных обстоятельств. В любом случае Господь дает мне показать себя в определенных обстоятельствах моей жизни. Вот здесь, как и говорится в святоотеческом Предании, очень важно некое соработничество. Мы должны верить, что Господь слышит, даст мне силы, возможности.

Я с вечера собираюсь завтра утром пойти в храм или знаю, что завтра сяду в автобус и поеду в паломничество в другой монастырь, в другой город. Я прилагаю некие намерения: готовлю себя, готовлюсь к крестному ходу, собираюсь с мыслями, собираю сумку... В любом случае человек не может быть безучастным к тому, что с ним будет происходить, не только сегодня, но и завтра. Поэтому вот это соработничество в спасении человека совершается обоюдно: человек идет навстречу Богу, Богу приносит нечто свое, например, свое сердце, свою жизнь, свои таланты, а помощь Божия обращается к человеку.

Но еще раз хочу сказать, что самоуверенность, зачастую сопряженная с гордостью (что человек способен сделать вот это, вот это и вот это; и зачем ему Бог?), ведет к его поражению. Но даже когда мы начинаем какое-то дело, отправляемся ли в путешествие, садимся ли за уроки, приступаем ли к другому делу, которое Бог мне определил в этом мире, мы же говорим: «Господи, благослови!» Безусловно, вера в себя должна быть. Конечно, в Евангелии мы не найдем таких заповедей, как «верь в себя». Обычно там Господь говорит о ближних: почитай отца и матерь твою, возлюби ближнего, как самого себя. В принципе, когда у человека есть здоровое понимание того, кто он есть в этом мире, он в духовной жизни всегда видит эту самоуверенность, переоценку своих сил.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть такое высказывание: когда молишься, думай, что все зависит только от Бога, а когда что-то делаешь, надо думать о том, что в первую очередь все зависит от тебя, а Бог в помощь. Может, так надо жить?»

– Это то, о чем мы и говорим. Но даже когда мы приступаем к какому-то делу, будь то домашняя молитва, важная домашняя или служебная работа, мы приступаем к этому с некой надеждой, что выполним эту работу, а Господь поможет. Поэтому еще раз хочу сказать: и молитва, и какие-то наши дела всегда должны делаться с Божией помощью. Мы всегда говорим: «Господи, благослови». Но делаем-то мы! Работу-то выполняем мы своими руками, своим разумом, со своим пониманием, как это надо делать. Господь мне не даст решенную задачу, если я ее сам не решу и не получу определенный ответ. И в молитве, и в своих делах мы надеемся на Бога, но мы ведь что-то делаем с надеждой получить какой-то результат. Если это касается спасения нашей бессмертной души, то мы исповедуемся, каемся, очищаем себя от пороков. Мы же что-то читаем, научаемся каким-то жизненным примерам, углубляемся в мысли святых подвижников, которые жили до нас.

В любом случае мы сами занимаемся этой работой, а Господь, видя наше усердие, дает нам помощь. Вот садовод посадил растение в землю, иногда он его польет, а иногда подкормит. Господь иногда нас поливает Своей благодатью, а иногда и кормит через испытания или искушения, чтобы мы чрезмерно не надеялись на свои силы. Потому что мы слабые люди. Ведь мы не знаем, что случится завтра, через минуту, через секунду. Человек шел, остановилось сердце, и человек ушел из этого мира. Такие же примеры есть.

Посмотрите, насколько мы можем быть самоуверенными в себе. Возьмем стихию: пожары, наводнения. Перед стихией природы человек вообще бессилен. Ведь вода – это страшная стихия, и каким бы физически сильным ты ни был, эта стихия может тебя убить. Так вот, в свете того, что мы видим вокруг себя, мы можем сказать, что мы сами по себе, самостоятельные, самодостаточные? Безусловно, нет! Есть Господь, Который дает мне возможности. Он меня через моих родителей вывел на этот свет. Он мне дал таланты, дал хороших или, может, не очень хороших людей, чтобы я научился, как мне правильно поступать. Я бы вот так ответил на этот непростой вопрос.

– Я обращусь к нашим телезрителям, чтобы они посмотрели на фотографию, которая у нас на заставке. Когда я смотрю на Ваш монастырь, тем более с такой высокой точки, с высоты птичьего полета, я вижу, что Никольский храм стоит без креста. В нем в свое время люди держали сельхозтехнику. Обитель была практически уничтожена. При этом у меня возникает мысль, что ладожане, которые построили этот монастырь, строили его в благодарность, они совершали поступок. Они верили в себя, что они сумеют это сделать. Но те люди, которые разрушали монастырь, которые его практически «убили» в свое время, ведь тоже совершали поступок, и они тоже верили в себя. Это очень конкретный пример того, что делается с Богом, и того, что делается без Бога. Когда Вы стали настоятелем монастыря, Вы верили в себя, что Вы сумеете справиться с проблемой восстановления монастыря? И верите ли Вы в себя сейчас?

– Когда я смотрю на свои возможности, я не верю, что могу это сделать, потому что у меня нет влиятельных друзей. У меня есть хорошие прихожане, совершенно великолепные друзья, соработники в деле восстановления храмов, нашей обители в целом. С одной стороны, немножко сомневаешься, сможешь ли поднять этот крест и сделать так, чтобы не только монастырь, но и другие храмы Ладоги возродились: храм Рождества Иоанна Предтечи, здание женского училища, который монастырь строил для девочек-сирот Ладоги, он сегодня стоит в руинах, Васильевский погост, Преображенская церковь, которая сегодня стоит без кровли и потихоньку, постепенно погибает. Когда смотришь на это каждый день, говоришь: «Не смогу. Господи, я не могу!»

Когда я нахожусь в обители на богослужениях, я не говорю: «Господи, помоги мне восстановить обитель». У меня даже такой молитвы нет. Я просто смотрю на Него молча, а Он знает, чего я хочу; например, чтобы был восстановлен древний Никольский собор, основанный в XII веке, который я называю разбитым сердцем нашей обители.

И чего ни коснешься, самоуверенности нет. Когда к нам приезжают высокопоставленные люди определенного ранга, определенного уровня, дрожащими руками подаешь им прошение с просьбой обратить внимание на этот памятник, ведь погибает история нашей Святой Руси, погибает памятник духовного наследия, который связан с именем Александра Невского.

Через несколько дней мы будем праздновать особый день для Санкт-Петербурга и верующих петербуржцев – день перенесения мощей Александра Невского. В 1724 году, когда мощи проносили рядом с Ладогой, ладожане, монахи, монахини крестным ходом с хоругвями вышли навстречу и с радостью принимали мощи Александра Невского, который в 1240 году освободил этот маленький клочок земли, Ладогу, побережья Волхова и других рек от шведских завоевателей, что приходили как убийцы и убивали русских.

Нашему монастырю через три года будет 785 лет; это памятник культуры, духовного наследия. Я как игумен ограничен во многом, но я должен «звонить в колокола» и говорить: «Братья и сестры, дорогие люди, давайте дадим монастырю и тем храмам и объектам, которые вы видите перед собой, вторую жизнь». И я уверен, что кто-то меня услышит. Господь прекрасно все понимает, но Он говорит: пока не время, помолитесь, проявите смирение. Стучите, и отворят вам. С этой мыслью живешь каждый день, всегда думая о том месте, в котором живешь и спасаешься.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Хочу привести слова Исаака Сирина: "Чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его. Здесь Бог силу Свою показывает во спасении его". Я тоже убедился в том, что пока мы надеемся не на Господа, а на чью-то помощь, Господь ждет, не являет Свою силу и помощь. Что Вы скажете по этому поводу?»

– Где-то я прочитал интересную мысль, что на нашу молитву у Господа есть три ответа. Первый ответ: «Да, Я тебе это пошлю». Второй ответ: «Я тебе пошлю то, что ты просишь, но чуть-чуть попозже». Третий ответ Господа: «Ты достоин лучшего».

Иногда мы говорим, что нам надо вот это, полагаем все свои силы, чтобы достичь какой-то цели в духовной или светской жизни. А Господь говорит: «Друже, Я для тебя приготовил что-то другое». В этом плане и нужно понимать эти слова святого Исаака Сирина. Человек прилагает к чему-то все свои силы, ему кажется, что это смысл всей его жизни, а Господь говорит: «Глупенький, что ж ты так себя убиваешь? Я приготовил для тебя другое».

В любом случае мы всегда должны оборачиваться на Промысл Божий. Как познать Промысл Божий? Через жизненные обстоятельства. У тебя были какие-то планы, но вдруг родитель (мама или папа) слег с неизлечимой болезнью – и все твои планы перечеркиваются, вся твоя жизнь выстраивается только под одним ракурсом: быть рядом со своим близким, любимым, может быть, умирающим человеком. Я, конечно, привожу грубый пример...

– Но очень жизненный.

– Вдруг что-то происходит – и все твои планы рушатся. Часто люди приходят к священнику за советом, иногда плачут. Например, когда теряют работу. Что означает для семейного человека, у которого кредиты, учатся дети, потерять работу? Для многих это катастрофа. Люди переживают, плачут… И всегда пытаешься им объяснить: если эта дверь закрылась, Господь откроет другую дверь. Вы не потеряли смысл жизни. Профессий огромное количество, люди на протяжении жизни несколько раз переучиваются, приобретают другие профессии и занимаются тем делом, которое является их призванием. Господь закрыл одну дверь, но дает очень много возможностей, чтобы вы прошли через это испытание, научились не надеяться на свои силы.

Мы на каждой литургии поем: не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Мы часто надеемся на своих начальников, руководителей, а потом получается так, что этот руководитель нас увольняет. Как к этому относиться? Здесь тоже включаются законы духовной жизни, когда ты должен сказать: «Господи, я принимаю эту ситуацию. Научи, как мне из этой ситуации выйти. Пожалуйста, помоги мне». В этом и есть тонкости духовной жизни: не сердиться, не искать виноватого, не ругать коллег (если мы говорим о работе). Вроде бы человек надеется на себя, является специалистом, работает. И вдруг начальник говорит: «Извините, Вы нам не подходите». Что делать дальше? Ни в коем случае нельзя отчаиваться.

Когда являешься настоятелем монастыря, очень больно иногда отпускать людей, которые больше не хотят связывать свою жизнь с обителью. Очень сильно переживаешь и ждешь до последнего, чтобы человек как-то вразумился. Но, дойдя до последней точки, понимаешь, что надо отпускать. Здесь тоже происходит некое соработничество, это межличностные отношения. Всегда нужно помолиться: «Господи, как повелишь поступить мне в этой ситуации, как сделать?»

Помощь Божия всегда приходит тогда, когда она необходима, когда люди ее ждут. Это моя уверенность. Наша задача – трудиться. Ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Этот девиз Господа направлен к каждому человеку. И какие бы сложные задачи жизнь перед нами ни ставила, никогда не нужно впадать в отчаяние. Отчаяние, когда опускаются руки, – самое страшное, что может постигнуть человека. Иногда руки опускаются, но ты понимаешь, что те сложности, которые ты переживаешь сейчас, завтра будут рассмотрены тобой совершенно под другим углом. В этом и есть духовная рассудительность любого человека, который верит во Христа.

Мы не одиноки. Страшно жить одному, когда надеешься на свои силы и больше никого вокруг тебя нет, потому что в близких ты видишь предателей: тот бросил, другой оставил, третий – враг. Когда так воспринимаешь окружающую действительность, это очень страшно. Господь же учит прощать, терпеть, на что-то не обращать внимания. Посетуешь и скажешь: «Господи, ну что я могу сделать?» Значит, Господь приготовил для нас что-то лучшее, нужно немного потерпеть. Терпения нам, конечно, не хватает.

– Вы затронули тему терпения. Наверное, нужно верить в свои силы, что мы сумеем перетерпеть. Помощь Божия – само собой, мы уповаем на нее. Но ведь мы же личности, и наша задача – обожить нашу природу. Но все-таки делает это каждый по-своему.

– Можем ли мы сами себе доверять? Сегодня хорошее настроение, а завтра вдруг встал не с той ноги. Можем ли мы себе доверять в любом расположении духа? Нет. Если у нас плохое расположение духа, мы можем нанести вред своему ближнему. Разве можем мы себе доверять в полной мере, если зачастую совершенно непредсказуемы?

Вера – это всегда доверие. Мы должны заслужить доверие от Господа Бога, Господь должен нам поверить. Когда мы подходим к купели крещения, мы даем обещание быть преданными Христу до конца своей жизни. Господь дает человеку очень многое: благодатные дары, переживания каких-то событий, радостные и скорбные обстоятельства. И в этих обстоятельствах Господь доверяет нам самое важное, что есть в нашей жизни, – Свою любовь. Бог доверил человеку Свою любовь. Оправдает ли человек любовь Божию – зависит от поступков человека. Одно дело, когда человек говорит: «Я сам справлюсь, без Тебя». Другое дело, когда человек говорит: «Господи, я без Тебя не смогу».

– Вопрос телезрительницы из города Ноябрьска: «У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть такое выражение: "Без самоотвержения человек не способен к вере". Как понимать это выражение? То есть нужно полностью отвергнуть свои желания и так далее? И как можно приобрести живую веру?»

– Живая вера приобретается через живое общение с Господом, через молитву, через простой разговор с Ним. Например, когда я куда-то еду или иду по каким-то делам, я никогда не стесняюсь говорить с Господом: «Господи, я иду сегодня на это мероприятие. Помоги мне, пожалуйста, благослови меня, я переживаю».

Не так давно я вернулся с Донбасса. Когда мы ехали к ребятам, которые воюют на передовой, я ехал в машине в бронежилете (так приказали) и очень переживал, как встречусь с этими ребятами-военными, что им скажу, какие вопросы они мне зададут. Я ехал и говорил: «Господи, помоги мне, дай мне разум; я слабый, не надеюсь на себя и свои познания. Господи, помоги мне». Живая вера рождается от живого общения с Богом, когда человек прикасается к Божией благодати через покаяние, Причастие, богослужение. Богослужения нужны не Господу, а нам, людям.

Откуда рождается гордость, самомнение? Мы теряем ощущение, что мы, люди, – слабые. Как говорили наши предки: без Бога ни до порога. Когда мы приступаем к молитве, просим что-то у Господа, мы говорим: «Господи, я, конечно, буду трудиться». Самость нужно убирать.

Я однажды встречал женщину (она должна была крестить своих детей), которая сказала, что она – самый счастливый человек. Я спросил: «А Вы что, в жизни не переживаете, не болеете?» Она сказала: «Нет, мне это чуждо, я слежу за своим здоровьем, у меня нет никаких пороков, я поступаю так, как считаю нужным, в меру своих суждений и образования...» То есть человек ставит себя во главу угла, выше закона любви и закона Божьего.

Эти слова святителя Игнатия (Брянчанинова) понимаются так, что ты должен посмотреть на себя: кто ты есть в этом мире? Мы во многом несовершенны, слабы, но Господь дает нам и силы, и поддержку через наших близких, родных, которые помогают нам в трудные минуты.

– Если говорить об Игнатии (Брянчанинове), то он пришел в монашество от таких знаний!..

– Знаете, Игнатий (Брянчанинов) в одном из писем писал о нашем монастыре, что он мечтает поселиться в этом удивительном месте, чтобы здесь закончить дни своего земного странствия. Поэтому мы тоже ему молимся и просим, чтобы он молился за нас.

– Где еще можно научиться самоотвержению, как не в обители… Даже труд там не ради денег, а ради Господа.

– Подвиг самоотвержения особенно прослеживается в монашестве. Когда в монастырь приходил новоначальный, его посвящали старцу, духовнику, а духовник воспитывал самоотвержение. Тебе хочется пойти налево, а старец говорит: «Нет, пойдешь направо». Захотелось этого, а старец говорит, что будешь выполнять вот это. Это воспитательный процесс, воспитание монаха через самоотвержение, смирение, полное послушание своему духовнику, старцу. Через это проходили очень многие подвижники благочестия. Для нас сегодня тяжелое время, потому что таких духовников мы практически не наблюдаем. Есть старцы, но у них очень много своих духовных чад, которых они ведут по жизни. Мы наслаждаемся только воспоминаниями.

Конечно, в молитве нужно иметь некое дерзновение, но всегда необходимо оставлять место для Бога. Вспомните, как говорил Савл: «Господи, что повелишь мне делать?» Так же и мы: «Господи, что повелишь мне делать? Как поступить? Я прошу у Тебя вот это, но дай мне то, что полезно для моего спасения».

– Получается, что вера в себя – абсолютно светский тезис, светская тема. Если мы – люди верующие в Господа нашего Иисуса Христа, то у нас не может быть веры в себя без веры в Бога. Когда Бог дает нам веру в себя?

– Наверное, тогда, когда уберегает нас от чего-то, как маленьких детей, которые капризничают и просят: «Дай мне то, хочу вот это». Иногда Господь уберегает человека от чего-то. Допустим, человек лишается работы или здоровья. Порой недуг так внезапно и коварно приступает, что человек лишается дара здоровья. Здоровье – дар Божий, и жизнь – тоже дар Божий. Иногда Господь вмешивается в нашу жизнь, но это происходит редко. В основном Он наблюдает и как бы говорит: «Я тебе все дал: таланты, заповеди. Теперь сам иди вперед. Я с тобой, Я держу тебя за руку, но ты должен сам пройти свой путь страданий, лишений, радостей».

Я думаю, Господь иногда дает нам надежду поверить в свои силы, чтобы преодолеть болезнь с Божьей помощью; то есть когда мы должны трудиться, бороться. Порой бывает так, что люди обнаруживают у себя какую-то болезнь, с которой могут совладать, обратившись к специалистам, но отказываются от врачебной помощи. Нужно стараться держаться за жизнь, потому что дар Божий надо сохранять до конца. Но люди иногда отказываются от врачебной помощи или еще от чего-то, а потом жалеют. К сожалению, есть моменты, над которыми надо думать самим.

Знаете, я думаю, что в этой передаче мы не ответим на этот вопрос, он останется открытым. Я думаю, вера в себя – это пятьдесят процентов, а пятьдесят процентов – Промысл Божий. Это соработничество; то есть Господь что-то доверяет человеку, а что-то берет в Свои руки. Это и есть Божий Промысл о человеке. Но если ты будешь просто сидеть на стуле и говорить: «Вот завтра я спасусь», – этого не произойдет, потому что Царство Божие берется трудом, и об этом мы знаем из Священного Писания.

– Уверен, что в свое время каждый человек, слишком понадеявшись на свои силы, вдруг понимает, что на самом деле он ничего не может сделать сам. И многие прибегают к Богу от страха. От благодарности люди тоже приходят к Богу, но реже. Возникает ощущение, что если отвергнуться себя и отдать себя в руки Божии, то, наверное, можно пройти путем от Аврама до Авраама, от Савла до Павла. И так далее.

– Вы сейчас сказали хорошие слова, которые говорил Господь: «Отвергнись себя, возьми свой крест и иди за Мною». Неужели апостолы не отвергались себя, когда шли проповедовать к людям, когда им грозила смерть? Пророки Божии приходили к своему народу, а их побивали, убивали, выгоняли. Отсюда и пошло выражение: «Несть пророка в отечестве своем». Разве пророки себя не отвергались? Пророк Моисей, который вывел евреев из египетского плена, был гугнивым, он говорил: «Пощади меня, Господи, я не могу двух слов связать». И Господь послал ему помощника. Отвергнись себя – это когда Господь призывает и мы идем.

– Благословите наших телезрителей на все хорошее.

– Братья и сестры, молитвенно желаю каждому укрепления веры в Господа Бога, чтобы надеяться не только на свои силы, но на Его Божественный Промысл.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать