Беседы с батюшкой. Великий пост. Игумен Флавиан (Матвеев) 1 марта 2023

1 марта 2023 г.

В гостях у нас наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– Наступил Великий пост, предлагаю поговорить на эту тему. Время поста называется особо благодатным. Но пост повторяется из года в год. Как быть, если у человека просто выработалась привычка: весь остальной год грешит, а во время поста приносит покаяние? И так из года в год.

– Это, конечно, большой порок духовной жизни, когда человек позволяет себе грешить. Надо сразу сказать, что такая духовная жизнь не просто какая-то расслабленная, а неправильная. Человек не может позволять себе грешить, иначе он просто перестает быть христианином.

Понятно, что Великий пост – особое время в жизни Церкви и в жизни христианина. И эти два аспекта в жизни каждого человека укладываются по-разному. С одной стороны, мы открываем церковный календарь и видим: вот подготовительные недели к Великому посту, вот время Великого поста, вот Страстная седмица, после чего наступает Пасха. Мы понимаем, что это часть жизни всей Церкви, христианских общин, приходов. Церковь призывает прихожан совершать покаяние, подвиги самоограничения, заботиться о своей духовной жизни во время Великого поста в гораздо большей степени, чем в остальное время. Есть такое сравнение, что Великий пост – это некая десятина. Во времена Ветхого Завета десятую часть всего того, что человеку принадлежало, нужно было отдать Господу. Примерно такую часть времени занимает Великий пост. И христианин, ориентируясь на то, как наставляет духовенство, какие обычаи приняты в его приходе, общине, начинает приноравливаться и понимать, как нужно поститься, что делать в своей приходской общине, чтобы не выбиваться из общей колеи, из общего движения духовной жизни.

С другой стороны, Великий пост пройдет для человека понапрасну, если он будет восприниматься как отбытие наказания: меня церковный календарь заключил в рамки, и я теперь до Пасхи рта на все вкусное не могу разевать, но Великий пост пройдет – и наступит привычная жизнь. При таком отношении Великий пост никакой пользы не принесет. Получается какая-то с ног на голову поставленная духовная жизнь, когда для человека жизнь, которая идет Великим постом, – это какая-то ненормальность, а потом наступит нормальная жизнь, когда он будет опять жить как раньше, питаться как раньше, и относиться к жизни как раньше.

Конечно, это глубоко порочное отношение. Потому что в этом есть только лишь ориентир на то, чтобы быть как все, и Великий пост воспринимается как какая-то помеха, которую создает Церковь. При таком подходе у человека нет цели Великим постом поставить перед собой какие-то задачи. Человек просто послушал, что сказали, посмотрел на других, как они это делают, но не поставил перед собой цели изменить себя.

Покаяние – главная тема духовной жизни Великим постом. Покаяние – это внесение изменений в свою жизнь, в свою природу. Кем я буду, когда Великий пост закончится? Вот это, пожалуй, правильное отношение к Великому посту.

Прошлый Великий пост уже в прошлом, он прошел и был другим. И человек был другим: на год моложе, менее церковным. Ведь с каждым годом мы все больше и больше воцерковляемся (мы надеемся на это), приобретаем какой-то маломальский жизненный и духовный опыт. Прошлым Великим постом у нас что-то не получилось или, может быть, мы вообще не ставили целей. Теперь мы можем осознать, в чем прошлый Великий пост был для нас полезен или менее полезен, и уже Великий пост в этом году провести с большим толком для себя.

Если человек не поставит перед собой цели измениться, внутренне преобразиться навстречу Христу, то само по себе преображение не наступит. Бог ведь никому Себя не навязывает. Если ты верующий человек, то проси, даже требуй у Бога помощи, поддержки в том, в чем хочешь измениться сам. Иначе ничего не будет; нет в Церкви и церковной жизни ничего автоматического, что получалось бы само собой. И это требует уже серьезного, взрослого отношения к самому себе, когда человек начинает требовать что-то от себя. Эти требования должны опираться на знание самого себя и быть выполнимыми.

Например, кто-то постится в первый раз и говорит себе, что возьмется за то-то и то-то. Хочется взяться за многое, но для начала стоит взяться за что-то небольшое, поставив перед собой цель. Пост приводит человека ко Христу, пост приводит к празднику Пасхи. Постные самоограничения должны привести к радости. Но эта радость наступит явным образом тогда, когда цель будет достигнута. Пост – это духовное упражнение; пост – это средство для того, чтобы достичь цели. И бывает, что это средство применено неправильно. Например, человек попробовал попоститься, попробовал измениться, а потом понял, что не тянет, не получается, и ему кажется, что единственный выход из положения – бросить все и с унылым лицом прийти к празднику Пасхи. К празднику Пасхи надо приходить не с унылым лицом; нужно принести Христу Спасителю какой-то духовный плод.

Покаяние – это процесс, и процесс целожизненный, но особенным образом мы совершаем покаяние Великим постом. Покаяние должно иметь своим результатом плод. В христианской аскетике есть такое понятие – плоды покаяния. Даже если эти плоды покаяния будут совсем маленькие, даже если человек в первый раз постится и воздерживается только от мяса, например, и хотя бы три или четыре раза прибегнет к таинствам Исповеди и Причастия, чтобы хорошенько покаяться, хорошенько прильнуть к Господу, то, выполнив даже эти совсем небольшие цели, к Пасхе человек будет уже другим, у него будет что принести Христу Спасителю.

– На какие вещи в самом себе следует обратить особое внимание во время поста?

– Каждый человек знает себя. Даже к еде у нас отношение очень разное: кто-то любит сладкое, кто-то – мясо, кто-то любит ощущение легкости в желудке. Например, мне приходилось встречать семьи малоежек, где кушают понемножку, и все они стройные, спортивные, как на подбор. При этом они так питаются не из христианских соображений, а такая культура питания. Другим, наоборот, нравится поесть побольше и повкуснее. У всех по-разному.

Великим постом в отношении питания мы руководствуемся общими соображениями. Церковь говорит: не нужно в пост питаться мясными, молочными продуктами, яйцами, продуктами животного происхождения. Даже рыбу большую часть поста отодвигаем в сторону. Но это для тех, кто может так поститься. Если человек не может без вкусной еды, осознает себя находящимся в пристрастии, то время поста он может посвятить тому, чтобы отказаться от того, что особенно любит, к чему с трепетом относится и без чего не может существовать. Он говорит себе: «Я должен от этого отказаться, потому что это становится моим идолом». А никаких идолов в жизни быть не должно.

У каждого человека есть осознание своих внутренних страстей. У кого-то это гневливость, у кого-то – похоть плотская, у кого-то – злопамятность или сребролюбие. И так далее. Полтора тысячелетия назад кто-то из великих святителей (кажется, Василий Великий) говорил: когда постишься, не просто поменьше кушай, но кушай подешевле, чтобы была возможность еще и потренировать себя в доброделании, которое связано с возможностью помочь ближнему, с милосердием. Против сребролюбия воспользоваться постом и оказать пособие ближнему. Чтобы ближний, у которого скромнее возможности жизни, мог воспользоваться твоим постом: ты попостился, а кому-то от этого хорошо. Разве это не прекрасно?

Каждый человек должен посмотреть на себя и сказать: «Наступил Великий пост, для меня это упражнение, которым я должен воспользоваться так, чтобы с собой побороться». Для того чтобы осуществлять борьбу, человек должен иметь противоположную страсти добродетель. Например, человек злопамятен. Как будет хорошо, если злопамятный человек, начав с утра молиться, будет вспоминать тех людей, о которых он думает плохо, и призывать Божию милость, Божию благодать на этих людей: «Господи, даруй этим людям, которых я осуждаю, и здоровье доброе, и настроение хорошее, и исправление жизни, и верный путь ко спасению». Это самые простые вещи, которые каждый христианин должен желать другому, не только христианину, но любому человеку на земле. И выпрашивать у Бога, чтобы вместо злопамятства были только добрые молитвенные пожелания. То есть человек осознает, что нуждается в Господе, в Его помощи, и хочет, чтобы Господь помог и этим людям, и ему.

Ведь иногда человек осуждает или злопамятствует не потому, что он такой злой и сердитый. Просто он видит, что дела людей не всегда хорошие, ревниво относится к злым делам других людей, и это превращается и в злопамятство, и в злословие.

Если человек гневлив, он должен обратить на себя внимание и сказать: «Что же делать со своей гневливостью? Люди-то от меня шарахаются. Нет у меня сил улыбаться. Господи, помоги». Просто начни улыбаться вопреки своему внутреннему настроению, возьми себе это за правило. И не просто улыбаться, а реагировать на все, что происходит, хотя бы спустя минутку. И эту минутку посвящай безмолвной молитве: «Господи, позволь мне отреагировать на то, что произошло, без гневливости. Помилуй меня».

Против каждого греха, каждой греховной склонности у человека с помощью Божией может быть какое-то противоборство. Когда это противоборство явное, тогда можно сказать, что человек борется не на словах, а на деле. Поэтому каждый должен обращать внимание на что-то свое.

– Батюшка, может быть, дадите нашим зрителям совет, что почитать Великим постом?

– Это очень важно. Великий пост – это особое время в жизни Церкви, в жизни христианина, и это время должно быть временем духовного насыщения. Нужно сказать себе: «В остальное время я не так много времени уделяю чтению, а Великим постом просто обязан читать». Если человек не имеет привычки читать Евангелие в ежедневном режиме, то Великим постом можно взяться за это и читать Евангелие по главам, либо по сюжетам, либо по отрывкам, которые в текущий день читаются в храмах Божиих. Эту привычку внести в Великий пост, а потом нести дальше.

В плане общего развития, общего понимания основ веры каждый христианин должен задать себе вопрос: «А я читал в своей жизни Катехизис?» Иной раз общаешься с христианами, вроде бы люди и в храм ходят, и к таинствам приступают, и от себя требуют многого, духовная жизнь происходит, а спросишь, читали ли Катехизис, – нет, не читали. Конечно, что-то человек знает, читал какие-то книги, но если не читал Катехизис, то знания об основах веры неизбежно будут разрозненными. «Катехизис» с греческого так и переводится: «основы православного вероучения, основы научения вере». Там все вопросы изложены систематично, правильно, кратко, ясно и понятно. Эта систематика и нужна. Потому что в христианине всегда должно быть стремление к объективности и целостности восприятия основ веры и основ церковной жизни. Себя внутри Церкви человек должен осознавать именно как часть единого целого, и Катехизис помогает этому осознанию.

Иной раз бывает, человек в вопросах веры что-то знает, а чего-то не знает, и получается так: снаружи вроде бы нечто целое, а внутри много пустот. И каждая из этих пустот может быть препоной в духовной жизни. Там, где пустота, там нет Христа, нет благодати, нет духовной жизни. Этих пустот не должно быть; духовная жизнь должна быть целостной.

Во всем остальном духовную пищу каждый человек должен выбирать для себя согласно своему уровню развития, уровню культуры, уровню образования. Сейчас много современных авторов, которые пишут какие-то очерки духовной жизни, апологетические произведения, просто рассуждают на тему духовной жизни, и это бывают очень простые рассуждения. Современные проповедники: отец Андрей Ткачев, отец Артемий Владимиров... Можно много перечислять. Просто надо зайти в церковную лавку и сказать: «Посоветуйте мне, пожалуйста, две-три книги современных авторов на тему духовной жизни». Может быть, что-то простое, например, как эти авторы; может, что-то посложнее: отец Петр (Мещеринов).  Мне очень нравится, как он пишет об особенностях церковной жизни, ее проблематике. Но это уже чтение немножко посложнее. 

Если еще посложнее, то можно вообще к первоисточникам  обратиться, читать святых отцов, но только тогда, когда у человека  и Евангелие, что называется, в жизни  есть, и Катехизис  прочитан, и какой-то есть опыт духовной жизни. Тогда  приходит понимание того, что к первоисточникам тоже можешь обратиться.  Так что в этом нужна особая последовательность, чтобы все было по возможностям человека, и, конечно, никто не отменял такого хорошего принципа: читай немножко на вырост. То, что тебе, может быть, и легко читать, но в то же время и немножко сложновато.  Именно такие книги бери. Тогда будет следующий этап в церковной жизни и духовном познании.  Вот то, что называется на вырост, это усвоится и станет уже частью жизни. Наверное, этому правилу тоже надо следовать.

Часто приходится слышать, что еда в пост не главное, а главное не есть людей. Но не сведется ли это к тому, что мы в гастрономическом плане вообще можем уйти от поста? Раз это не главное, то для кого-то и необязательное…

– Вы обозначили проблему, которая действительно есть в церковной жизни. Это изменение отношения к посту. Но, собственно говоря, жизнь течет, развивается. И изменение отношения к посту прослеживается исторически. Чем был вначале пост в жизни христиан?  Это был пост, может быть, полдня, или день, или два, или три полного неядения. В ряде случаев человек не ест и не пьет. Вот такой пост человек может выдерживать какое-то короткое время. Затем, в первые века христианства, христиане уже стали поститься перед Пасхой. Вначале несколько дней, потом все больше и больше. Настала эпоха Вселенских Соборов, после которой  мы имеем церковное правило, которое предписывает даже отлучать человека от Церкви, если он по каким-то принципиальным соображениям  не хочет соблюдать  Великий пост. Мы имеем даже такую строгость, такое правило. Но опять же это правило было направлено против случаев, когда люди исходя из каких-то  внутренних побуждений говорили: «Ну что там Великий пост, пост перед Пасхой? Это не так важно. Тут можно руководствоваться своим каким-то  благоусмотрением или вообще не поститься». А Церковь сказала: «Нет, друзья, это важно! Такое отношение мы впредь будем считать строго порицаемым, недопустимым». Поэтому правило появилось не на ровном месте. Понятно, что Церковь боролась за то, чтобы было именно серьезное отношение к посту перед Пасхой.

Но опять же переместимся еще  на  пятьсот лет вперед. Те уставы, которые мы сейчас имеем, основаны на записях, сделанных примерно тысячу лет назад, в конце III тысячелетия. Это уставы, которые произрастают из монастырей.  А что тогда  была  жизнь монаха в монастыре? У монаха нет своего хозяйства, нет жены, семьи, детей. Строгий и однообразный образ жизни. Единственное, чем монах мог себя порадовать, это какой-то вкусной едой, но и ограничить  себя тоже мог, когда идет пост; именно в том, чтобы намеренно отказаться  от этой вкусной, хорошей еды. Сравним  жизнь простого крестьянина вне монастыря. Понятно, там семья, особенности семейной жизни. В село один-два раза в год  могла  приезжать  какая-нибудь ярмарка... А в остальное время – музыка, которую тебе споют в церкви или ты сам  споешь и т.д. Получается, что вопросы  питания были  практически единственными, в которых, что называется, можно было как-то свою жизнь разнообразить или, наоборот, урезать. 

Нас сейчас, по сравнению с тем, что было тысячу лет назад, окружает огромное море самых разных условностей, возможностей. Интернет занимает все  большую нишу в жизни людей, играет все большую роль, приобретает все большее значение. Уже не надо идти в книжный магазин за книжкой. По клавиатуре постучал – и у тебя уже есть книжка или музыка, какая тебе нужна. Или фильм... Вот какая сейчас жизнь. Люди получают  очень большое количество информации с меньшими усилиями, она более доступна. Развлекательной информации на самый разный вкус становится все больше и больше.

 Таким образом, получается, что человеку, чтобы правильно отнестись к Великому посту, надо для себя обязательно обозначить правила информационной  безопасности: от чего он откажется. Как поется в 33-м псалме: Уклонися от зла и сотвори благо. Вначале надо  от зла уклониться, а потом уже и ко благу приклониться. До тех пор, пока зло не вытеснишь из своей жизни, нечем будет устремиться к добру. Вся развлекательная индустрия работает на полную катушку. Вначале человеку нужно сосредоточиться и поставить себе цели, сказать: «В чем я ограничу себя, сколько чепухи уберу из своей жизни, чтобы поставить что-то серьезное на это место? Ведь я человек, а человек – существо ограниченное.  У меня ограниченное количество времени и сил». В этом смысле христианин обязательно поставит себе цели. Человеку будет более сложно смотреть меньше фильмов, социальные сети, меньше слушать музыку… Вполне возможно,  что христианину дастся гораздо труднее избавление  от чепухи, чем воздержание от мясного, молочного, от большого количества пищи и т.д. Но  церковные традиции есть церковные традиции.  Кому позволяет здоровье, этим традициям нужно обязательно следовать. Но брать на себя именно такой подвиг поста, чтобы не лишиться последних сил; вытеснить всю чепуху, чтобы была возможность делать добрые дела и с помощью Божией с положительными изменениями в себе встретить Христа, праздник Святой Пасхи.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Ольга Седенкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать