Беседы с батюшкой. За что ответственен христианин. Протоиерей Игорь Илюшин. 19 октября 2023

19 октября 2023 г.

В гостях протоиерей Игорь Илюшин, клирик храма во имя Димитрия Солунского в Коломягах, сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: «Ответственность христианина». В чем она состоит? Поговорим об этом именно сегодня, когда Церковь отмечает 101-летие со дня смерти священноисповедника Михаила Союзова, который был прославлен год назад. Когда мы говорим об ответственности, хорошо бы обратиться к тем святым, которые претерпели множество испытаний, показывая готовность ответить за свое исповедание веры. А сейчас мы больше пытаемся сложить с себя ответственность, говоря о том, что слабые и нам не нужно столько испытаний, сколько посылает Господь. Мы просим Господа дать нам поменьше испытаний.

– Есть такое. Но тем не менее Господь всегда призывает человека к величайшей ответственности, начало которой заложено в таинстве Крещения, когда человек, по сути, совершает присягу, становится с этого момента воином Христа. Понятно, что эту ответственность за младенца берут родители. Она опять же заключается в том, чтобы воспитать ребенка в вере Христовой и явить собой пример настоящего христианина.

А для христианина примером является Сам Христос. Об этом говорили все святые апостолы, когда пошли учить народы тем Божественным истинам, которые заповедал Господь Иисус Христос. Но эта ответственность постоянно снимается людьми, они уходят от нее, выбирают более легкий путь, – путь поверхностной веры, поверхностного служения. Об этом с тревогой начинает говорить уже апостол Павел в своих Посланиях. В Послании к Евреям он говорит о том, что человек больше питается молочной пищей, нежели твердой. Несмотря на то, что он послал уже множество Посланий, много проповедовал, он говорит: вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия и для вас нужно молоко, а не твердая пища. О чем же он говорит? Что это за пища такая? Неужели одни истины относятся к молочной пище, а другие к твердой? Нет, истины одни и те же. Истина – это то, что есть Бог, что Господь сотворил мир, дал заповеди и закон Божий, послал Сына Своего Единородного, Который был распят на кресте. В принципе, этот крест был уготован всем нам. Крест как смерть и полное уничтожение. Но Господь Иисус Христос победил смерть и воскрес из мертвых. Господь как всесовершенный Человек Сам взял на Себя эту ответственность, прожил эту жизнь и Своим навыком благочестивой жизни искупил весь род человеческий. И теперь благодаря этому наша величайшая ответственность в том, чтобы воспринять Его как Господа, соединиться с Ним в таинствах Церкви и уподобиться Ему.

Мы можем знать множество истин, закончить богословские школы, но все эти истины будут для нас духовным молоком, то есть они не будут нами восприняты практически, если мы не имеем навыка. Практический христианин – это тот, который умеет преодолевать нападки, умеет прощать, который именно любит. То есть это человек, который уподобляется Христу, который, можно сказать, приобретает Его характер и как раз говорит о том, что должен всем. Сейчас же в обществе витает слоган: «Я никому ничего не должен». Слоган, противоречащий христианину.

–  Мы можем поразмышлять об ответственности христианина еще и в том плане, что она есть не только в Церкви, но и в бытовой жизни.

Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Мы знаем, что семья – это малая церковь. Ответственность христианина, может быть, начинается с того, чтобы наладить мир в своей семье, испросить прощения у своих родных, примириться с ними, не обижаться, если что-то не ладится, оказывать дела милосердия. Это мое мнение. Что скажете?»

– Вы как раз привели хороший пример практической ответственности, за которую мы отвечаем как христиане. Именно тот мужчина-христианин ответственный, который как раз умеет построить свою семейную жизнь (если она есть) с тем условием, что жена всегда радуется, дети довольны, нет каких-то раздоров.

Понятно, что нет идеального человека. Идеалом является Христос. Но для нас праведный человек тот, кто ставит для себя задачу максимально соответствовать тому духу христианина, которого требует от нас Господь. Это максимальное проявление любви, забота о ближнем, создание доброй и уютной атмосферы в доме. И тогда действительно будет радость в доме, и это и будет величайшей ответственностью.  

Но наша ответственность распространяется не только на семейную жизнь, но и на жизнь вне дома. Например, выезжаем утром, а во дворе скопление машин, кто-то не так что-то поставил и так далее. И в нас начинает копиться раздражение. Бывает так, что у человека складывается впечатление, что он должен быть христианином в среде христиан, а там, где неверующие язычники, он имеет право проявить свой гнев, свою злость…

– «С язычниками будь как язычник».

– Да. Ответить им теми же словами. Сейчас часто встречается мнение, что нужно с язычниками поступать как язычник. Нет, христианин должен быть ответственным во всех ситуациях, особенно с внешними, с теми людьми, которые соприкасаются с ним вне дома. Кто-то в раздражении, кто-то действительно порабощен каким-то злым духом. Бывает так, что выходишь на улицу и видишь озлобленных людей, которые проявляют свою злобу именно по отношению к тебе. Тут толкнули, там обозвали, не уступили, еще что-то произошло, и ты должен как христианин явить Христа миру. В этом-то и заключается наша ответственность. Как бы Христос поступил в этой ситуации? Нужно действительно проявить любовь, терпение, чуткость, подождать, уступить. И тогда ты становишься христианином, ответственным за спасение, может быть, даже души того человека. Понятно, что все отвечают за себя, за свое спасение души. Но в том числе очень многое зависит от нашего поведения, даже от наших мыслей. Если мы внутренне будем благорасположенно относиться к людям, которых мы не знаем, то тем самым будем проповедовать Христа и изменим мир в лучшую сторону.

– К сожалению, в храме мы все-таки бываем редко. Конечно, священник практически все время в церкви, почти каждый день. Но остальные люди, за исключением тех, кто там работает, бывают в Церкви не каждый день.

И даже если бываем каждое воскресенье, то приходим отягощенные какими-то своими бытовыми делами, приносим все это в церковь. Когда мы приходим в храм, то становимся прихожанами. А что нужно сделать для того, чтобы из прихожан стать общиной? Здесь нужна какая-то особая христианская ответственность?

Да, устав, который нам дан традицией, что испокон веков от самих апостолов сохраняется в Церкви, как раз подсказывает нам, как часто мы должны посещать храм. А самое главное – с каким качеством. Нужно, чтобы это не было просто теоретическим делом. Очень важно, чтобы это был именно поход к Богу, движение к Нему, чтобы это был радостный, молитвенный, благодарственный глас, обращенный ко Господу, удаление от житейской суеты. Именно он напитывает нас благодатной силой для того, чтобы уже мы явили эту любовь миру. Господь – источник этой неизреченной любви. Мы приходим в храм, чтобы в том числе самим напитаться этой Божественной любовью. Важно, чтобы это было не просто стояние на службе, но предстояние пред Богом. Поэтому, конечно, очень важно и изучать священные тексты, и следить за богослужением. Можно стоять в храме на службе и читать эти тексты. Важно и дома молиться Богу так, чтобы пела душа. Если это будет просто формальное знание каких-то истин, не будет приводить к плоду, то просто превратится в формализм.

Мы можем видеть яркие примеры такого безответственного отношения в Библии. Например, у благочестивого священника Илия было два сына, которые уже в младенчестве проявляли неблагоговение, безответственное отношение к Богу. Будучи юношами, они отрезали себе куски мяса от тех жертв, которые люди приносили Богу. А когда сами стали священниками, то стали творить беззаконие, отрезали для себя уже лучшие части от тельцов, которых приносили Богу, были совершенно неблагоговейными, без страха Божия. Хотя внешне они выполняли всю атрибутику: читали определенные молитвы, были одеты в священнические одежды.

Но Господь показал, что такое небрежное, безответственное отношение к Богу будет наказано. Человек наказывает сам себя. Как мы знаем, они были убиты. И сам Илий тоже пострадал и умер в тот день. И если мы говорим о воспитании, наша ответственность и в том, чтобы мы не попускали греха нашим детям. Понятно, что в абсолютном смысле совершенных людей здесь нет, но мы говорим о совершенстве как об устремлении всего нашего человеческого естества к Богу, о том, сколько хватит наших способностей, настолько послужить Богу. И если мы все свои силы применяем к этому, то в земном смысле действительно становимся совершенными.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «А если человек, которого крестили в младенчестве, предстанет перед Богом и скажет: «Прости, Господи, меня крестили без моего согласия, по воле и вере родителей. Вот с них и спрашивай»? Не зря же Христос сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет».  

– К сожалению, это пример безответственного отношения. Действительно, есть люди, которые не восприняли закон Христов, не захотели служить по закону Божьему и не ценили дар, который им был дан и в виде крещения, и в виде самой жизни. Ведь сама наша жизнь, наша возможность вдыхать воздух и существовать в эту секунду является великим даром Господа. Это, можно сказать, самый главный дар – шанс, возможность познать Бога, увидеть Его через все творение видимого мира и изучение этого творения. И если человек, узнав, что есть закон Божий, вера, высокодуховная жизнь и познание Бога, отрекается от этого и живет какими-то другими своими принципами, то он выбирает совершенно другой путь, отпадает от Бога и лишается этого дара.

– Это ответственность за своего ребенка, которого ты не воспитал в вере.

– Бывает так, что, к сожалению, крестные являются формальными людьми. В последние годы мы заботимся о том, чтобы крестные были обязательно воцерковленными, посещали храм. Мы объясняем им, что нужно воспитать ребенка в вере, что нужно быть примером.

Но лет 20–30 назад, бывало, людей крестили и без крестных; или крестный ни разу не причащался сам. И уже нельзя списать ответственность на другого человека. Ответственность всегда на нас, потому что нам дана жизнь, нам дан этот дар познания Бога. И если мы от него отворачиваемся, то это уже наша собственная безответственность. Это уже уход от ответа, потому что слово «ответственность» означает давать ответ Богу за жизнь.

То есть в этом случае человек не хочет давать ответ о том, как живет. Живет как хочет. Служит себе. И главная ошибка, главное искушение в том, чтобы служить себе, а не Богу. Вот и все. Человек служит самому себе всю жизнь. А когда он сталкивается с Богом, появляется та же проблема, с которой столкнулся дьявол: он не смог пересилить себя. Он по своей свободе не захотел служить Богу, а захотел служить себе. Точно так же и человек, по сути, споткнулся на этом.

Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы мы из этого молока сгустили твердую пищу, чтобы истины, которые даны нам в Священном Писании, в богословии, насколько мы его знаем, стали для нас твердым фундаментом, чтобы мы сделали из молока твердый сыр. И если в молоко падает какой-нибудь подшипник, он сразу проваливается туда, уходит на дно, но если он упадет на сыр, то отскочит в сторону. Мы должны быть именно твердыми христианами, чтобы могли…

– …противостоять всем испытаниям, которым не можем противостоять в детстве.

– И в том числе другим показывать эту веру, вдохновлять их на служение Богу.  

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как приучить ребенка к духовной жизни? Моему правнуку три с половиной года, и я уже начинаю приучать его. Он умеет креститься, благодарит, говорит с Богом. Правильно ли я поступаю?»

– Это чудесно. Конечно, мы всячески стараемся объяснять ребенку все эти Божественные истины, читать ему детскую Библию, обязательно молиться с ним, объяснять существование Бога и всех тех истин, которые нам открыты, всех основ веры Христовой, посещать храм Божий, причащаться Святых Христовых Таин и являть собою пример благочестивой жизни. Нужно быть рядом с ребенком и стараться отвечать на все его вопросы. Когда он будет постарше, отдать его в воскресную школу. Они есть при каждом храме. Советоваться со священником, духовником, и с Божьей помощью все будет прекрасно.

Но опять же это всегда личный выбор человека. Бывает так, что ребенка вроде воспитывают, а лет в 15–16 он уже сам заново приходит к вере, даже если рос в очень воцерковленной среде.

Но если ребенок увидит, что на словах люди христиане, а на деле дергаются, осуждают всех, пребывают в каком-то в унынии, не молятся Богу, то ничего, кроме отторжения, у него, как у стремящегося к чему-то чистому и совершенному, не будет. Ребенок поймет, что здесь фальшь, и захочет уйти от этого.

Апостол Иаков говорит, что Господь посылает нам испытания как раз для того, чтобы повысилась наша ответственность, чтобы в нас было развито терпение. Оно должно приобрести в нас совершенное действие. Например, человек стоит в очереди, его раз задели, два, три, и внутри уже начинается осуждение, злость. Или кто-то прошел без очереди в кабинет к врачу…

– Мы готовы прямо на человека наброситься.

– Потом второй прошел без очереди, третий, и вот тут кто-то считает, что уже имеет право вспыхнуть. Апостол Иаков пишет, что терпение в нас должно иметь совершенное действие, потому что Господь хочет, чтобы мы были совершенными, проявили максимальную любовь.

Бывает так, что какие-то испытания в один момент наваливаются на человека, дьявол хочет сломать его, чтобы он выдал негативные эмоции и совершилось его падение. Но Господь хочет, чтобы все мы были совершенными воинами Христовыми и могли все это претерпевать, и Бог будет давать силу, если ответственно относиться к своему великому званию христианина.

– Вы упомянули апостола Иакова, а Церковь сегодня вспоминает апостола Фому. Мы знаем, что апостолы были готовы к исповеданию Христа и многие из них претерпели мученическую кончину. Скажите, является ли апостольское служение примером для христианина? Ведь человек может испугаться такого апостольского исповедания.

– Пример апостолов, пример Самого Христа – главный пример для всех нас. Через терпение, преодоление жизненных испытаний, пусть не таких сложных и страшных, вплоть до смерти, какие претерпели апостолы, христианин приобретает навык благочестия. Если мы внешне не выражаем какой-то агрессии, проявляем любовь, терпение, смирение, то мы являем себя христианами.

Наша ответственность всегда должна выражаться в духовной бдительности, внимательности, даже если мы находимся под духовным руководством священнослужителя. Бывают случаи, когда вдруг создается какая-то околоцерковная секта, она даже выходит из христианской правильной среды, в ней начинают проявляться какие-то уклоны от христианского вероучения.

Христианин не должен бездумно следовать за духовным лидером, он должен сверять все происходящее в этой секте с общецерковным мнением, должен заботиться о своей святости, чистоте, благочестии. Пророк Даниил говорит, что наступят такие времена, когда мерзость запустения придет даже на святое место.

Это тоже очень важный момент, и христианин должен внимательно к этому относиться. Если он видит какое-то несоответствие, противоречие христианскому духу, он должен, осознавая свою ответственность, уйти из этой секты, обратиться к другому священнослужителю, чтобы остаться настоящим христианином.

– В Священном Писании мы читаем, что падение человека, имеющего христианские знания и ответственность, будет намного большим, нежели падение человека, не имеющего этих знаний. Почему это именно так?

– Да, если человек не знал Божественных истин, то некая мера ответственности с него снимается. Но если он ходит в храм Божий, если знает, что не нужно осуждать других, что нужно бороться со своими злыми помыслами, но все равно не хочет трудиться, не хочет совершенствоваться, то он поступает безответственно и теряет дар Божий, следуя уже по пути дьявола, который пытается его низвергнуть.

Поэтому будем стремиться к тому, чтобы ответственно подходить к вере Христовой. Будем молиться, любить людей, прощать, терпеть и работать над собой, не забывая о том, что дьявол все время пытается ввергнуть нас в какой-то соблазн. Если мы отвергаем все эти искушения, преодолеваем их, то исполняем Закон Христов.

– В вашем храме есть семейный клуб. О чем Вы будете говорить на первой после каникул встрече в клубе?

– Прежде всего о семье, о том, как важно проводить семейный досуг в любви, радости, заботиться друг о друге, преодолевать какие-то конфликтные ситуации. Я всех приглашаю 29 октября в 13 часов в храм Дмитрия Солунского. Наш семейный клуб открыт для всех; пожалуйста, приходите.

– В клуб могут приходить люди любого возраста?

– Да. Бывает, что приходят семейные пары с детьми, и это прекрасно. Наш клуб для всех, даже для тех, кто только-только вошел в Церковь Христову.

– Благословите наших телезрителей.

– Божие благословение. Господи, помоги всем нам быть ответственными христианами.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать