Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин. 8 июля 2024

8 июля 2024 г.

В студии священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве (г. Москва).

− Отец Владимир, вчера мы отмечали сразу три праздника. Во-первых, был воскресный день. Во-вторых, это была Неделя всех святых, в земле Русской просиявших. В-третьих, был великий праздник − Рождество Иоанна Предтечи. Такие совпадения редко происходят в жизни. Дай Бог, если нам еще предстоит с таким совпадением столкнуться, потому что такие необычные пересечения заставляют нас задуматься и осмыслить, почему два календаря совпали таким образом. А какой может быть в этом для нас Божественный посыл, какой смысл мы можем извлечь из этого совпадения? Давайте на эту тему порассуждаем.

− Для нас, конечно, радостно, что такие праздники совпали. Кстати говоря, у нас половина прихода были именинники, потому что все носят имена русских святых, и все вчера весело праздновали свои именины…

Иоанн Креститель такой святой, который очень почитается на Руси, мы его очень любим. Действительно, он является как будто нашим родным святым. Очень много святых, которые, может быть, по происхождению не являются русскими, но очень почитаются на Руси. Например, святитель Николай Чудотворец, Андрей Первозванный, преподобные Сергий и Герман. Они по происхождению были греками, но стали, по сути, нашими русскими святыми.

Андрей Первозванный пришел в город на Днепре, крестил земли, которые стали впоследствии русскими, и очень почитается у нас. И Иоанн Предтеча для нас родной, мы его любим, почитаем. Видимо, не просто так совпало это все. Он вместе с русскими святыми устроил нам великий, большой праздник, который мы вчера праздновали.

Иоанн Креститель является началом спасения рода человеческого, он подготовил пути для Господа нашего Иисуса Христа. Он подготовил людей ко крещению. Сначала он крестил их, призывая к покаянию, а после этого пришел Сам Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. И русских святых мы тоже считаем источником нашего спасения, сами опираемся на их святую жизнь, на те подвиги, дела, которые совершали наши русские святые.

На самом деле в церковной жизни все мы, христиане, не верим в случайности, и все эти совпадения имеют, конечно, великий смысл, который порой не всегда открывается нам с первого раза, но потом мы начинаем это осмысливать и понимаем, что в этом действительно есть Промысл Божий.

– У нас здесь иконостас изображен. За паникадилом, в третьем ряду снизу, в середине – Господь Вседержитель, а по левую руку от него как раз Иоанн Предтеча. И таких иконостасов в Русской Православной Церкви больше всего, они наиболее распространены, то есть практически на каждом иконостасе, в каждом храме присутствует изображение Иоанна Предтечи. Так было и в Древней Руси, так продолжается во многом и сейчас. Откуда вообще на Руси такое почитание Иоанна Предтечи? Почему? Он никогда не был на Руси. Считается, что Андрей Первозванный приходил, а Иоанна Предтечи никогда не было на Руси, он практически с нами никак не связан.

– Действительно, эта композиция называется деисус, это некая каноническая форма, которая соблюдается везде и всегда, в любом храме, на любом иконостасе. Потому что действительно Иоанн Креститель первый из святых, не считая Богородицы. Богородица не просто святая, Она – Спасительница рода человеческого.

– Она Пресвятая.

– Пресвятая, да, Честнейшая херувим. Источник спасения, Она была избрана Господом, чистейшая из людей, которые жили, живут и будут жить в этом мире. А вот Иоанн Креститель называется святым, но он не просто святой, он вестник. Иногда он изображается даже с крыльями, как ангел пустыни. Это тоже очень интересный факт. Это вообще первый святой, которого знает христианская Церковь.

Естественно, на Руси его очень любят, почитают, потому что он в какой-то степени виновник спасения рода человеческого, нашей будущей жизни. Он действительно Предтеча Христа. И подготовил, как мы говорим, Ему пути. Подготовил народ Божий к встрече Спасителя. У него были свои ученики, которые крестились так называемым крещением Иоанновым.

Естественно, он изображается в каждом храме на иконостасах, фресках. Может не быть праздничного ряда в некоторых иконостасах, может не быть пророческого ряда, а деисусный ряд обязательно присутствует. Такого, наверное, нет ни в одном христианском православном храме, чтобы не было деисуса: Спаситель, Божия Матерь и Иоанн Креститель. Такая форма христианской иконы.

– Получается, что возле Спасителя Его родственники изображены. Богородица как Матерь, а Иоанн Предтеча – двоюродный дядя. По преданию, Елисавета, мать Иоанна, и Анна, мать Богородицы, были сестрами, так что Богородица и Иоанн Предтеча приходятся друг другу двоюродными братом и сестрой. Соответственно, Христу Иоанн Предтеча приходится двоюродным дядей.

У Иоанна Предтечи была очень тяжелая жизнь. Он родился у очень пожилых родителей, которые в принципе уже не могли иметь в этом возрасте детей. Он прожил тяжелую жизнь в пустыне, потому что его родители достаточно рано скончались. Потом, мы знаем, он вышел на проповедь, но нередко это вызывало и обличение у людей, и неприятие. Потом он был арестован, в итоге казнен в темнице. То есть жизнь далеко не самая, так скажем, успешная по человеческим меркам. Но интересно, что все равно он оказался очень близок русскому человеку, несмотря на все эти сложности, а может быть, русскому человеку как раз близок такой тип святого, который пережил много лишений в жизни.

– Можно смело сказать, что он был прообразом монашеского делания, потому что он в пустыне совершал свой молитвенный путь.

В Евангелии о Иоанне Крестителе не очень много написано, но есть очень сильные факты, как, например, тот, что он питался практически одним медом.

– И акридами.

– Есть разные толкования. Акриды – это саранча. Есть отцы, которые говорят, что он буквально саранчу ловил и ел. А есть толкования, что было некое дерево, кустарник, плоды которого очень напоминали саранчу, он ими питался. Это пища постная, травяная. И главное, что он не пил вина, воздержанной жизни был человек. И Господь давал ему за это благодать.

Сам народ русский тоже многострадальный. И мы знаем, как проходило становление Русского государства. Это сплошные военные брани. Постоянно кто-то пытался завоевать нашу Русскую землю, постоянно кто-то пытался растоптать наши святыни. И русский народ, большая масса людей в целом, до сих пор продолжает жить в лишениях, в неком аскетическом состоянии.

И, конечно, Иоанн Креститель подбадривает нас, дает нам прекрасный пример, мы понимаем, что есть еще более аскетичные, более трудолюбивые люди, которые вообще жили в пустынях, практически ничего не ели. Только диву даешься, как можно вот так есть или даже вообще не питаться. Иоанн Креститель может утешить нас тем, что есть такие люди, которые достигли величайшей святости.

– Можно по-разному относиться к этому, но вполне очевидно, что самый распространенный тип святости на Руси – это преподобные. Во многом Русская Православная Церковь стоит на святых монахах и монастырях, которые они основали. Это и многочисленные монастыри Новгородской земли, Вологодской земли, да даже нашего Подмосковья. Многие из них основаны преподобным Сергием Радонежским в XIV веке. Интересно, что ведь еще первые египетские монахи, основатели монашеского образа жизни, во многом вдохновлялись примером именно Иоанна Предтечи. То есть Иоанн Предтеча, по сути, первый христианский аскет в истории. Потом монахи IV века взяли с него пример, а затем и наши русские монахи. Они ориентировались на египетских отцов, что привело к появлению такого понятия, как Северная Фиваида. То есть монастырей было настолько много на Руси, что получилась такая вот аллегория с Египтом. Но и они ориентировались не только на египетских монахов, но и на самого Иоанна Предтечу.

– Да, наверное, так и есть. Надо сказать, что вся русская история существует благодаря, наверное, монастырям. Вспомним тяжелое время XIII, XIV веков. С чего началось возрождение Руси? Русь была поругана, после монголо-татарского ига она была разрушена, унижена. И началось возрождение с преподобного Сергия. Он первый основал на горе Маковец монастырь, Троице-Сергиеву лавру, сердце Святой Руси. И потом его ученики (такие, как преподобный Савва Сторожевский) стали открывать монастыри. Знаменитый Вологодский монастырь, Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, основанный в Вологде Димитрием Прилуцким, Свято-Пафнутьев-Боровский монастырь... Они служили, с одной стороны, как крепости, но я думаю, что это не самое главное их назначение. Они были духовными маяками, то есть одухотворяли народ, давали возможность народу прийти к самосознанию, происходило формирование русской нации благодаря вот этим монастырям.

Почему, кстати говоря, можно спокойно Иоанна Крестителя считать родоначальником всех этих монастырей? Потому, что с него брали пример египетские монахи, а потом уже и наши монахи. И благодаря этому Русь выжила. Благодаря монастырям, которые Господь дал нам через великий светильник, каким является преподобный Сергий, через его замечательных учеников. Они одухотворили Русь, Русь встала с колен, стала объединяться, и только после этого уже возникло такое мощное государство, как Святая Русь.

Но было и много сложностей практически с самого начала существования Руси постоянно осуществлялась католическая экспансия, нападения иноплеменников, на Южную Русь делались набеги с целью завоевания русских земель. Достаточно вспомнить подвиги и труды Александра Невского.

Но нам важно понимать, что наша Русь до сих пор стоит благодаря русским святым, которые молятся за нас. Несмотря ни на какие катаклизмы, войны, неурядицы, страшный и безбожный ХХ век, когда разрушались храмы и монастыри, у нас есть великие молитвенники, которые, подобно Иоанну Предтече, молятся за нас, а мы продолжаем их традиции монашеского делания.

Кстати, мне кажется, в России больше православных монастырей, чем где бы то ни было, да и не только православных. Некоторые люди даже считают, что у нас есть некий перекос – все как-то чересчур пронизано монашескими правилами. Скажем, у нас очень жесткие и длинные посты, очень строгие канонические правила воздержания.

Некоторые объясняют это тем, что на Руси монашество играло очень важную роль, в истории даже были периоды, когда монахи стояли у руля государства. Так, одно время государством управлял патриарх Филарет. Естественно, какие-то правила монашеством действительно насаждались, но мне кажется, что для нас это было только благом, строгость давала нам определенную пользу.

Когда мы начинаем жить воздержанно, строго, то и наша жизнь, и наша душа очищаются, а если начинаем расслабляться, то сползаем вниз, и ничего хорошего в этом нет. Сейчас появились некие новые либеральные движения с предложениями, например, убрать Петров пост. Звучат голоса, что этот пост для тех, кто не постился, например, в Великий. Но сразу возникает вопрос: если человек в Великий пост не заставил себя поститься, неужели он будет поститься в Петров пост? Конечно, все это вызывает большие сомнения.

Я считаю, что пост нам необходим как некая духовная передышка, чтобы набраться духовных сил, благодати Божией, которые Господь подает нам в пост, чтобы мы могли достойно встретить великий и радостный праздник апостолов Петра и Павла, который наш народ очень любит.

В этом году Петров пост очень короткий, и когда ко мне стали приходить прихожане с просьбой о послаблении поста, я им говорил: «Да что вы, дорогие мои! Пост длится чуть ли не одну неделю. В четверг уже торжественная всенощная, а в пятницу сам радостный праздник апостолов Петра и Павла, уже середина лета». Поэтому действительно все идет от этого замечательного чистого источника – от Иоанна Крестителя. А без строгости, аскетизма мы начинаем потихонечку загибаться.

Да, монастыри появились на Руси при Сергии Радонежском и его сподвижнике святителе Алексии, митрополите Московском. Преподобный Сергий был духовным вдохновителем основания монастырей. Он заражал своих учеников энергией, и они шли по разным городам и весям, основывая монастыри. Во многом этому способствовал святитель Алексий, который считал необходимым в рамках укрепления государства целенаправленно основывать монастыри, которые впоследствии становились крепостями, оплотом на рубежах русских земель помимо того, что являлись подлинными духовными центрами для нашего народа.

Получается, если мы ставим эту строгость в основание нашей жизни и стараемся ориентироваться на нее, то мы меньше отпадаем от Бога. Если же мы не придерживаемся этой строгости, то хотя бы должны к ней стремиться, чтобы совсем не расслабиться.  

– Конечно. Чем выше планка, тем сильнее отталкиваешься, пытаясь ее перепрыгнуть. Так и здесь есть эта замечательная русская традиция.

– Конечно, русское монашество во многом повлияло на все это, но в сонме русских святых не только монахи. Нашу Церковь нельзя обвинить в том, что она исключительно монашеская, ведь у нас есть много и святителей, и праведных, и блаженных, и благоверных князей, есть даже и прославленные во святых священники Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечев и другие.

Кстати, когда мы вспоминаем русских святых, важно заметить, что такой лик святости, как Христа ради юродивые, просиял именно на Руси. В мире известно немного таких святых, и среди них Симеон Эмесский и блаженный Андрей Христа ради юродивый, тот самый святой, который во Влахернской церкви удостоился видения Пресвятой Богородицы, молящейся о людях и покрывающей их Своим омофором, окруженной пророками, апостолами и чинами ангельскими.

В основном же почитаются русские Христа ради юродивые, и среди них Василий и Максим Московские, Исидор и Иоанн Ростовские, Прокопий и Иоанн Устюжские, новгородские святые и так далее. Интересно, что в XVI веке большинство Христа ради юродивых были иностранцами.

То есть в сонме русских святых Христа ради юродивых мы почитаем немало выходцев, например, из Германии, которые по каким-то причинам приехали в русские земли, приняли православие и стали юродивыми в Новгороде, Ростове,  Москве… Как Вы думаете, почему этот лик святости появился именно на Руси?

Действительно, ни в одной другой Церкви мы не видим столько святых, взявших на себя подвиг юродства. Эти люди вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем самым насмешки над собой. Вместе с тем они в иносказательной, символической форме обличали зло в мире как словами, так и действиями, чтобы сильнее воздействовать на людей, так как к обычной проповеди люди относились по большей части равнодушно.

По-видимому, среди русского народа все-таки был определенный нравственный уровень, который давал возможность проповедовать этим юродивым, призванным Самим Господом во свидетельство: Царство Божие не от мира сего. Под маской юродства часто прятались люди, наделенные даром видеть и слышать то, что обычным людям было недоступно. Многие юродивые обладали даром предвидения и прорицания. Обладая особыми знаниями и особой, ведомой только им правдой, они, прячась под маской безумия, старались донести ее до людей, порой разоблачая их поступки.

Блаженную Ксению Петербургскую отвезли к врачам, чтобы засвидетельствовать ее сумасшествие, но врачи констатировали, что она совершенно здорова, что у нее нет никаких отклонений. Тем не менее блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия, за что Господь наградил ее даром прозорливости, и этим даром она помогала людям в деле их жизненного устроения и душевного спасения.

Мы знаем и особенно почитаем святую блаженную Ксению Петербургскую. Много чудес сотворила блаженная Ксения, мы знаем много назидательных случаев ее помощи. Еще при жизни люди обращались к ней, чтобы она помолилась, и она была неустанной ходатаицей и молитвенницей обо всех нуждающихся. Мальчишки неоднократно бросались в нее камнями, но она стойко все переносила.

К московскому юродивому Василию Блаженному приходил за советом сам царь Иван Грозный, а также вельможи, князья. Василий Блаженный проявлял великое сочувствие к несчастным, больным, угнетенным. Он часто посещал узников в тюрьме, чтобы обратить их к исправлению. В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Мощи Василия Блаженного покоятся в Москве в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.

Естественно, каждый случай помощи юродивых какому-то человеку оказывал влияние не только на этого человека, потому что свидетельства об этом случае расходились по всей Руси, передаваясь из уст в уста. Сейчас такого нет, потому что у нас есть Интернет, телевидение, гаджеты.

– Но можно же позвонить куда угодно по телефону и обо всем рассказать.

– Люди этим не занимаются. Сейчас все сидят в телефонах в социальных сетях и переписываются. А раньше ничего этого не было. Люди ходили друг к другу в гости, писали письма. Сейчас эпистолярный жанр, можно сказать, практически исчез. Письма пишутся только деловые, и в основном они отправляются по электронной почте.

А какие замечательные, интересные письма писал отец Иоанн Кронштадтский, которые мы имеем счастье читать! Какие замечательные письма у святителя Игнатия (Брянчанинова)! Все наши знаменитые писатели и поэты, включая Александра Сергеевича Пушкина, жили перепиской, и никакой электронной почты тогда не было, но вся нужная информация расходилась.

Представьте, что какой-то юродивый устроил некое назидательное действо, и о нем узнало множество людей. Это действо становилось для русских людей каким-то нравственным стержнем. А вообще русские люди почитали юродивых, они по-своему трактовали их поступки и старались не повторять грехов, обличенных ими. То есть благодаря нашим юродивым в народе держалась некая высокая духовная планка.

Да, на Руси просияло множество святых, но почему все же первые юродивые не были русскими людьми? Почему немецкие купцы бросали все и приходили на Русь? Почему они отказывались от роскошной жизни, приходили, например, в Новгород с его суровым северным климатом и там юродствовали?

– По-видимому, сердце их как-то прилеплялось к Руси, к духу православия, который есть в нашей стране. Мы знаем случаи, когда к нам приезжали жить даже из Америки, да и из западных стран приезжали не только в те времена, но приезжают и сейчас. Видимо, в Русской Церкви, в православии люди видели нечто светлое, какую-то особую святость и доверяли этому.

Ведь посмотрите, как раньше купцы заключали свои сделки – они просто ударяли по рукам и никогда не обманывали друг друга. Это уже позже стали обманывать – один обманет, другой, третий… А раньше все было на доверии, потому что люди были православными. Они понимали, что воровство – грех, и если ты что-то украдешь, то Господь накажет тебя, отняв во много раз больше украденного. Западные купцы видели настоящий христианский свет, исходивший от русских людей, а не просто свод каких-то правил.

На Западе ведь какая проблема? У них есть очень много разных правил, которые они, конечно же, пытаются соблюдать, но когда эти правила ставятся в жизни человека во главу угла, то уже появляется запах какой-то мертвечины, то есть теряется смысл жизни. А здесь именно русский дух, дух православия привлекал иностранцев к себе, да и до сих пор привлекает.

Почему сейчас к нам приезжают люди из западных стран, из той же Америки, из Канады? Здесь есть возможность воспитывать детей в той религии, в которой хочешь. А на Западе уже отошли от этого, там даже в школе запрещено носить крестик, ребенка с крестиком могут не пустить в школу. И в католических школах убрали все кресты. Ну как такое может быть?

Зато в американских школах организовано так называемое «просвещение». Слава Богу, мы избавлены от этого. А эта непонятная ювенальная юстиция, благодаря которой из семей изымают детей, плоды которой поистине ужасны?.. Вот люди и едут сюда, потому что здесь можно свободно молиться, можно жить в нормальной православной парадигме. То есть у нас есть реальная духовная свобода, а там этого нет, и, видимо, и раньше тоже все было не так, как у нас.

Достаточно посмотреть на Германию, на ее раскол. Сейчас там половина протестантов; и остались еще католики. Вроде бы католики тоже христиане, но дух их уже совершенно другой. У них есть набор, свод правил и какие-то наказания. Если ты купил индульгенцию, значит, тебе повезло, не купил – не повезло.

А у нас совершенно другой дух. Никаких индульгенций у нас нет. Человек пришел на исповедь, покаялся, и Господь очистил его грехи. И человек уходит после причастия со светящимися радостью глазами. То есть все познается сердцем. И люди приезжают сюда, устраивают свой быт, им здесь хорошо.

Здесь нет никаких ограничений, которые сейчас устраиваются на Западе, – все эти несчастные парады. А у нас, слава Богу, сегодня день святых благоверных князей Петра и Февронии, День семьи, любви и верности. Слава Богу, и светская власть тоже отмечает этот день, и это большая радость власть понимает, что нужно воспитывать здоровые семьи, здоровых людей. А если не будет семей страна погибнет, ведь семья – это основа всего.

У моей прабабушки было 14 детей, представляете? У бабушки было уже пятеро, а у моих родителей всего двое детей. Я не знаю, откуда взялась эта норма один или два ребенка в семье, но это плохо. Это убыль населения, и страна начинает деградировать в демографическом плане. А когда в семье много детей, то много и помощников, ведь дети всегда помогают родителям, и дети приносят радость, ведь они земные ангелы, потому что они еще так не испорчены, как испорчены взрослые. Дом, в котором много детей, всегда полон радости. 

Как Вы думаете, вспоминая всех русских святых, должны ли мы понимать, что и мы призваны к тому, чтобы пополнить их ряды, чтобы тоже стать святыми, просиявшими в земле Русской, и тем самым исполнить наше предназначение, ради которого мы вообще живем? Это можно даже рассмотреть на примере Христа ради юродивых. Сложно представить, что в наши дни кто-то примет на себя подвиг юродства. Ведь тот же Василий Блаженный в XVI веке, несмотря на все его странности, имел авторитет у самого Ивана Грозного. Если же сейчас встретить на улице полураздетого человека, который бегает, выкрикивает какие-то странные вещи и вытворяет непонятно что, то ни у кого не возникнет ощущения, что этот человек святой. Какие лики святости нам сегодня доступны?

Сейчас есть люди, которые спокойно сидят дома, занимаются молитвой, делают добрые дела и святость свою не выпячивают. Наверное, такая тихая святость доступна нам, ведь если мы начнем громко о себе заявлять, Господь отнимет от нас благодать, тогда мы потеряем даже то, что имели.

Господь в Евангелии говорит: ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. То есть мне видится, что нам доступно такое незаметное делание, когда мы никому не будем показывать своих подвигов, не будем чрезмерно открывать свою душу, а будем просто делать добрые дела, стараться жить Евангелием, по духовным законам…

Я думаю, это самое главное в нашей сегодняшней жизни, потому что сейчас, к сожалению, в век рекламы, громкого пиара даже люди, которые считают себя духовными, пытаются громко о себе заявить, везде оставить свой след. А здесь требуется тишина, покой, и тогда Господь не отнимет Свою благодать.

Этот огонек нужно уметь всегда держать в себе. Мне кажется, такая возможность есть сейчас у каждого человека, и ее нужно использовать. А если мы будем все открывать, то все и растеряем. Мы читаем у пророка Иеремии: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Не нужно хвалиться, нужно просто скромно делать свое дело, каждому на своем месте.

Иоанн Предтеча тоже во многом олицетворяет собой такой путь. Он стал известен людям ближе к концу своей жизни, когда вышел на проповедь, когда люди стали его слушать, узнавать, запоминать. Но до этого ему предстояло более 20 лет прожить в одиночестве в пустыне, и никто не догадывался о том, что где-то в пустыне скрывается пророк, знающий о скором пришествии долгожданного Мессии, Которого на протяжении нескольких веков ждал народ. До того как обрести славу, Иоанн Предтеча каждый день совершал свой тихий подвиг, неся ежедневное служение в пустыне, в тишине, безмолвии, питаясь тем и одеваясь в то, что ему удавалось найти. Только где нам найти силы, чтобы подражать и ему, и другим нашим русским святым, которые имели в себе внутреннюю силу, чтобы совершать свое ежедневное служение?

– Эту силу можно и нужно найти только в храме Божием, больше нигде. Ее можно найти только у Господа, а без Бога мы слабенькие, немощные и сами ничего сделать не можем. А когда мы прилепляемся к Господу, Он дает нам силы.

Иоанн Креститель не по своей воле вышел на проповедь, я думаю, что на это была воля Божия. Господь послал его, и он понял, что ему нужно идти. Мой духовный отец, когда я на что-либо жаловался, говорил мне: «Все хорошо, что делается не по нашей воле. Радуйся, благодари Бога, что это произошло». Так вот, если что-то совершается не по нашей воле, нужно благодарить за это Бога.

Многие святые не хотели идти в какие-то общественные места. Тот же преподобный Амвросий Оптинский совершенно не хотел быть публичным человеком, но Господь поставил его на такой путь служения людям. Иоанн Креститель скрывался в пустыне, а потом Господь призвал его на служение. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней стоял на камне и молился и совсем не собирался выходить к людям. Ему это не было нужно, но Господь призвал его.

Так вот, все, что делается не по нашей воле, замечательно. А когда мы сами начинаем пытаться что-то делать, куда-то лезть, пытаться стать известными, то это не приносит никаких духовных плодов. Мы только начинаем себя растрачивать.

Из житий наших русских святых мы знаем, что многие из них скрывались в пустыньках,  монастырях, где-то еще. А в советское время было очень много тайных монахов, которые сидели в своих квартирах и нигде не появлялись. Я застал таких людей, которые по своей сути действительно были святыми. Они жили среди нас, никому не делая зла, ходили в церковь, делали добрые дела, и я больше чем уверен, что Господь обязательно их прославит.

Кстати, празднуя Неделю всех святых, мы ведь празднуем память не только тех святых, которые прославлены, а вообще всех, кто за всю историю мироздания жил и совершал свой подвиг. А таких, я думаю, неисчислимое множество.

– А как мы сегодня можем узнать святого человека среди нас?

Наверное, такого человека узнать трудно, потому что эти святые люди скрываются, они никак не проявляют себя. Часто бывает, что встретишь человека, он кажется тебе хорошим, а когда пообщаешься с ним, наступает разочарование.

Недавно я перечитывал письма Петра Ильича Чайковского, и в одном из них он сделал интересное замечание, что когда слушаешь музыку или читаешь письма, написанные какими-то людьми, эти люди кажутся тебе очень хорошими, но как только начинаешь с ними общаться, они оказываются самыми обычными людьми.

Поэтому, конечно, вычислить святых трудно, и иногда бывает, что обманываешься, а иногда, наоборот, человек совсем не кажется святым, а на самом деле он святой жизни. Ну, по-видимому, это тайна, которую Господь скрывает от нас.

– Отец Владимир, в завершение программы прошу Вас дать слово напутствия нашим телезрителям.

– Напутствие у меня одно: дай нам Бог дожить до праздника Петра и Павла, несколько усилив «подвиги». Конечно, слово «подвиги» в кавычках, потому что мы те еще подвижники… Тех, кто не постился, прошу хотя бы два-три дня попоститься, сделать какой-то подвиг для Господа и уже 12 июля, в пятницу, причаститься Святых Христовых Таин. Очень хочется пожелать всем праздновать праздник святых апостолов Петра и Павла с великой радостью.  

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X