− Прежде всего поздравляю вас, отец Владимир, и вас, дорогие телезрители, с праздником Святой Троицы, с праздником Сошествия Святого Духа на апостолов. Сегодняшний день, первый день после праздника Троицы, в церковном календаре − день Святого Духа. У нас в календаре много Господских праздников, в которые мы вспоминаем Второе Лицо Святой Троицы, Сына Божьего, воплотившегося Иисуса Христа. И один день в году посвящен Святому Духу. Но прежде хотелось бы о вчерашнем дне спросить, Пятидесятнице, дне Святой Троицы. Этот праздник называют днем рождения Церкви. Почему?
− Мы знаем из Священного Предания, Деяний святых апостолов, из Евангелия, что произошло беспрецедентное событие, когда на учеников сошли огненные языки и они получили невообразимый дар благовествовать то учение, которое принес Христос на землю. Начиная с этого момента уже стала организовываться Церковь, и апостолы стали проповедовать по всему миру Евангелие. Вот, наверное, главная причина, почему мы называем отправной точкой Пятидесятницу, сошествие Святого Духа на апостолов. И это все подтверждается в Евангелии, потому что Господь дал обещание ученикам, что будет время, когда Он будет прославлен, а когда уйдет, даст ученикам другого утешителя. Потому что Сам Христос был утешитель для народа, Он пришел на землю, воплотился, дал людям прекрасное учение, Благую Весть, и вслед за этим совершил необычайное − спас природу человеческую от греха, смерти и продолжил Свои дела, основав Церковь.
Он прислал Утешителя, третью Ипостась Святой Троицы, Святой Дух, Который сошел на апостолов, и только после этого они стали проповедовать Евангелие. Иисус Христос им сказал идти в Иерусалим, никуда не уходить оттуда, ждать отправной точки. И вот эта отправная точка − Пятидесятница, когда Церковь начала развиваться.
Самое интересное, что до этого они воздерживались от проповедей, ждали именно схождения Святого Духа. Они не знали, что это такое. Но когда это произошло, это было чудо с точки зрения физического, логического, человеческого миропонимания, это был беспрецедентный акт, когда люди получили в одночасье дар разговаривать на разных языках, например. Нам сколько надо, чтобы язык выучить? Мы мучаемся годами, а стоит прекратить учебу, за месяц забываем всё. А здесь апостолы получили этот дар единомоментно. И они могли ходить по всему миру, проповедовать Евангелие разным народам, на разных языках. И надо сказать, что совершались многие чудеса. Апостолы действительно могли позволить себе какие-то вещи, которые противоречат физическим законам, нашим человеческим, земным. Поэтому Церковь как раз начала свое существование в момент Пятидесятницы.
Мы празднуем этот великий праздник на десятый день после Вознесения Господня. Вот эти десять дней они ждали, чтобы совершился такой великий акт. И до сих пор идет проповедь Евангелия. До сих пор мы видим, что уже два тысячелетия идет апостольское преемство через рукоположение. Уже третье тысячелетие идет великая проповедь Евангелия. И за это время сделано очень много.
Мы знаем, что в мире много христианских храмов, идут богослужения, идет проповедь. Наверное, Библия − это самая издаваемая книга в мире. И, конечно, потрясающее событие мы празднуем, из ряда вон выходящее, которое мы не можем до конца осмыслить. Это одно из великих чудес.
− Вопрос от телезрителя: «В Писании сказано, что у Бога нет мертвых, все живы. Почему же в Церкви молятся не за здравие, а за упокой мертвых? Получается, что не все подряд живы, а только избранные?»
− Как же так избранные? Мы знаем, что души человеческие не уничтожаются, что любая человеческая душа имеет свойство быть в вечности. Здесь возникает единственная проблема, − проблема времени. Мы не всегда можем понять, как можно жить вне времени. Есть такое место, где нет времени. Об этом говорится Господом, об этом мы знаем из учений святых отцов. Но мы молимся за наших близких усопших, они все живы. Другой вопрос, в каких местах они находятся. У Господа обителей много, и мы знаем прекрасно, как апостол Павел говорил, что иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и души человеческие. Одни прославлены как великие святые (такие, как Макарий Великий, Василий Великий, Пахомий Великий). Есть наши русские святые, много наших святых: преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский... Но если мы начнем изучать жизнь святых, то они все разные. И все имели разный уровень святости. Поэтому, естественно, они находятся, думаю, в разных обителях у Господа. И умершие люди простые тоже все живы и требуют, конечно, поддержки. Даже грешники требуют поддержки.
Например, есть правило, что нельзя молиться за самоубийц. Очень часто подходят прихожане, спрашивают, что делать, если человек окончил жизнь самоубийством. Тяжелый случай, потому что самоубийца − человек, который отверг Бога, отверг любовь Божию. Мы сегодня празднуем день Святого Духа, и в Евангелии написано, что любая хула простится, а хула на Духа Святого не простится. Самоубийство − одна из форм хулы на Святого Духа, когда человек не верит в Бога, не верит в Его любовь и милосердие. Однако все равно сердце человеческое доброе, и родственники спрашивают, что делать. Иногда им советуют молиться мученику Уару.
То, что человеку невозможно, Богу возможно. Мы не можем ничего сделать, последнее слово за Господом. Господь Сам решает. И даже в такие сложнейшие случаи молитва Церковью допускается, по определенной форме. Не такая полноценная, как за людей праведных, которые были членами Церкви и благочестиво ушли из этой жизни, их можно поминать на проскомидии, можно за них молиться полноценно.
Тем не менее даже такие экстремальные случаи свидетельствуют о том, что эти души живы, и они тоже требуют какой-то поддержки. Несмотря ни на что, ни на какие запреты, строгость, все равно милосердие Божие в щелочку пробивается. Поэтому мы за них молимся, ходатайствуем.
Можно и такой пример привести: когда на войне раненый солдат падает, его берет на свои плечи сослуживец и несет до блиндажа или окопа, чтобы перевязать его. Несет тяготы ближнего. Сослуживец спасает человека, и тот остается живой...
То же самое с молитвой. Молитва − очень тяжелый и серьезный труд, особенно за людей неблагополучных. Ведь не всегда, допустим, за некоторых людей благословляют молиться. Тем более если человек грешный, то это труд очень тяжелый, это большая ответственность. В основном, конечно, родственники берут на себя такую ответственность. Кто еще, кроме родственников, будет в этой ситуации молиться? У них другого пути нет. Например, дети этого человека, самоубийцы, не могут по-другому, они любят своего родителя, несмотря на то что у него такой страшный конец. Однако дети все равно молятся, этот труд несут на своих плечах, тратят свои силы, время, чтобы вымолить у Господа эту душу. И Господь это слышит, и на основе такого нашего молитвенного труда приходит благодать. Господь прощает таких людей, и постепенно участь этих душ меняется, именно на основании нашей молитвы.
− Еще поговорим о хуле на Святого Духа. Очень актуальна эта тема. Вопрос от телезрителя: «Еще при жизни Иисус Христос послал Своих учеников проповедовать. И дал им Святого Духа. Чем этот Святой Дух отличается от того Духа, Который мы сегодня вспоминаем?»
− Да, была проповедь еще во время жизни Христа. Но эта проповедь немножко, наверное, отличается. Может быть, такой была первоначальная проповедь. Господь предупреждал их, что Он еще не прославлен.
− Действительно, мы в одном из воскресных Евангелий читаем, когда Христос после воскресения является: И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Я тоже, кстати, неоднократно об этом задумывался и спрашивал: как же так получается, что Христос, обращаясь к ученикам уже буквально перед вознесением, дунул и сказал им: «приимите Святого Духа». И потом возносится. Причем в Книге Деяний, в первой главе, по-моему, мы читаем, что им надлежит подождать, пока Святой Дух к ним придет. И в Евангелии от Иоанна мы тоже читаем, что Иисусу Христу нужно вернуться к Отцу, чтобы послать ученикам Святого Духа.
− То есть какая-то пауза была небольшая.
− Он, дунув, посылает им Святого Духа, но в то же время, вознесшись на небеса, в день Пятидесятницы, посылает снова Святого Духа, но уже в виде огненных языков.
− Здесь, конечно, речь идет о полноте. Ведь мы не можем сказать, что совсем не было Святого Духа. Даже если взять Священное Писание, Библию, книги Ветхого Завета, еще до того, как Господь людей создал, есть такие слова: и Дух Божий носился над водою. Еще только когда земля начала создаваться Богом. То есть Дух Святой был, есть и будет, и Он принимал участие полноценно в творении Божием. И в Ветхом Завете Дух имел место. Конечно, нельзя сказать, что до Пятидесятницы не было Святого Духа. Был. Но мы говорим именно о полноте, о создании полноценной христианской Церкви, когда Господь ниспослал Свои дары на апостолов и они получили не просто дар языков, чтобы можно было проповедовать, но и другие дары, которые позволили им, не готовясь, не читая каких-то книг, проповедовать Евангелие.
Сегодняшнему проповеднику нужно перелопатить много книг, нужно читать Священное Писание, изучать Священное Предание, святоотеческое наследие, а апостолы ничем этим не занимались. Они в одночасье получили все эти дары и могли проповедовать, то есть получили полноту Святого Духа.
Господь, естественно, имел дар Святого Духа и в Своем пришествии, когда избирал апостолов, произносил Свои проповеди. Дух Святой все время был на земле, без Святого Духа вообще ничего не совершается. В церкви звучат удивительные слова: «Святым Духом всяка душа живится… и чистотою возвышается». Поэтому нельзя сказать, что до Пятидесятницы Духа Святого не было.
– Вопрос от телезрительницы: «В Евангелии мы читаем притчу о брачном пире, как царь приготовил брачный пир для своего сына и повелел созвать людей на этот пир. Когда же званые не пришли, сославшись на свои дела, царь разгневался и велел слугам привести нищих, убогих, хромых, слепых – всех, кого они найдут, и те так и сделали.
И когда хозяин дома вошел, чтобы посмотреть на возлежащих, он увидел одного человека не в брачной одежде и повелел бросить его во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов. И закончил он словами: ибо много званых, а мало избранных! Где же нищий мог взять брачную одежду?»
– Здесь нам нужно понимать, что это не случай из жизни, а притча. Мы знаем, что в Священном Писании (и особенно в Евангелии) есть много притч. Господь наш Иисус Христос порой проповедовал притчами ученикам, и они просили Его разъяснить ту или иную притчу.
Прекрасная притча о брачном пире как бы в сжатом виде описывает само Евангелие. Так, царь – это наш Творец, люди, позванные на пир, это израильский народ, отвергший Господа. Люди же бездомные – это язычники, которым было проповедовано Евангелие, и им, кстати, нужен был дар языков, чтобы самим проповедовать. Зачем же им нужны были языки, если они проповедовали в Палестине, Израиле? Они могли бы это рассказывать на своем языке. Но Господь одарил их прекрасным даром языков, чтобы они просветили весь мир.
Почему же этого бедного, несчастного нищего выбросили? Конечно, в притче под небрачной одеждой имеется в виду не одежда физическая, а неподготовленная душа человека, который был призван Господом в Царство Небесное, но не оценил этого призыва и за это был сурово наказан. Так и мы порой не ценим того, что имеем. Господь зовет нас, а мы порой отворачиваемся от Него.
Так вот, если Господь нас призывает, мы должны понимать, Кто и куда нас зовет и вообще куда мы идем. А мы порой ведем себя очень расслабленно и даже если и отвечаем на этот призыв, то не ценим всего этого. Получается, что этот несчастный человек, которого, как сказано в Евангелии, изгнали во тьму кромешную, уподобился тем первым званым, которые отказались прийти на пир. Он вроде бы и согласился, но пришел в небрачной одежде. Остальные же, кто был на пире, более-менее подготовились и пришли в Царство Божие к Жениху, и Жених забрал их к Себе. Притча эта очень важная, и нам нужно ее помнить.
– Давайте поговорим о хуле на Духа Святого. Вы говорили о самоубийствах, и очень часто можно услышать, что самоубийства бывают разные. Бывают самоубийства, совершенные из-за невыносимо тяжелых болезней. Насколько я знаю, есть прецеденты, что если человек, совершивший самоубийство, находился в состоянии глубокой депрессии, подтвержденной лечебным учреждением, то его отпевают и за него молятся как за усопшего православного человека.
А вообще самоубийство – это хула на Духа Святого, один из ее видов, потому что человек как бы берет на себя власть Бога, убивая творение Божие. Бог дарует человеку жизнь, дает ему шанс на спасение, а он принимает решение лишить себя этого шанса. А какие еще грехи относятся к хуле на Святого Духа и не будут прощены?
– Когда человек знает, что чего-то делать нельзя, потому что это преступление закона Божия, и все равно делает это наперекор логике и закону. Это тоже хула на Духа Святого. Конечно, он получит страшное наказание, и об этом даже тяжело говорить.
Здесь можно привести такой пример. Апостол Петр три раза отрекся от Христа. А ведь Господь предупреждал его, что он трижды отречется от Него, но Петр говорил, что этого никогда не будет, и буквально через короткий промежуток времени он отрекается от Христа. Что же происходит с апостолом после этого? Он горько плачет и кается перед Богом.
Мы помним известный эпизод из Евангелия, когда воскресший Господь испытывает Петра, три раза вопрошая: Симоне Ионин, любиши ли Мя? И тот три раза отвечает, что любит Христа. И Господь доверяет ему пасти овец Своих, даже вручает ему символические ключи от рая. То есть Господь не просто прощает Петра, но даже ставит его на высоту.
Раскаивается после предательства Христа и апостол Иуда. Часто мне говорят: «Но ведь в Евангелии говорится, что Иуда раскаялся, пошел и удавился». То есть он все же раскаялся, но перед собой. Он просто подумал: «Зря я это сделал, потому что толку от этого не было никакого. Прибыль маленькая – всего тридцать сребреников, на них особо ничего не купишь. Да и деньги эти не хотят брать обратно».
То есть Иуда был отвергнут всем обществом, даже те люди, которым он предал Спасителя, отвернулись от него. И вместо того, чтобы прийти к Богу или вернуться к апостолам и всю жизнь молиться, раскаиваясь в грехе, он удавился, потому что не верил в то, что Господь его помилует, не верил в любовь Божию. И вот это неверие в любовь Божию и есть хула на Духа Святого.
– Ну да. Получается, он не верил, что сможет продолжить жить. Он не увидел никаких возможностей для себя, и ему ничего не оставалось, кроме как завершить свою жизнь.
– Самое главное – он не верил, что Господь его простит. А почему он не верил? Потому, что не любил Бога, не верил, что Христос – Сын Божий, Сам Господь. И это неверие, нелюбовь привели его к такому страшному результату; по сути, к хуле на Святого Духа.
И совсем другой результат у апостола Петра. Многие не понимают это место из Евангелия и спрашивают, почему апостола Петра Господь простил, а Иуду не простил. Ответ здесь простой: апостол Петр всю свою дальнейшую жизнь каялся, помня свое предательство, и сделал для Церкви Божией столько добра, сколько, пожалуй, не сделал никто другой. Мы чтим апостола Петра и называем его первоверховным, то есть Господь возвысил его на такую высоту, и это потрясающая нелогичная вещь.
А как бывает в нашей жизни? Вот человек проштрафился, и начальник ему говорит: «Ты меня подвел, я больше не хочу иметь с тобой никаких дел. Мне такие предатели не нужны». А в случае с апостолом Петром почему-то происходит обратное – Господь возводит его на пьедестал практически выше всех других людей. Конечно, мы не говорим сейчас о Божией Матери, Иоанне Предтече – великих людях, послуживших спасению рода человеческого. Апостол Петр как бы находится в одной обойме с ними.
Подытоживая, скажу, что хула на Духа Святого – это когда человек идет наперекор любви Божией, не веря в нее и не веря в прощение. Такой человек не верит, что Господь дал нам бессмертные души, и не хочет каяться. Очень многие люди не понимают, что Господь может все простить, что Он может покрыть все грехи человека Своей любовью.
Люди упорствуют, не хотят трудиться, молиться, не хотят оставлять свои грехи, которые тянут их ко дну. Какое же здесь может быть прощение? Мы, христиане, знаем, что любой грех прощается человеку, кроме нераскаянного, и этот нераскаянный грех, пожалуй, тождествен хуле на Духа Святого.
– Вопрос от Владимира из Мурманска: «Как-то моя супруга пришла из церкви и сказала, что батюшка говорил о людях, которые не ходят в церковь, что они общаются с нечистой силой». Правда ли это?
– Мы должны понимать, что человек, который не ходит в храм, прежде всего лишает себя защиты Божией. Храм – это установление Божие, это Церковь, которую Христос основал в день Святой Пятидесятницы. Церковь мы еще называем островком рая. Иногда, проводя какие-то параллели, мы говорим, что для нас это некое духовное бомбоубежище, где мы можем сохраниться ото всех бед, несчастий и скорбей.
Мы приходим в церковь, молимся, и Господь нас прощает и дает нам дары Святого Духа, дает нам силы, крылья за спиной. А человек, который не ходит в храм, лишает себя всего и в результате начинает вопрошать: «Почему у меня жизнь не складывается? За что мне все эти несчастья?» Он словно водолаз, который спустился на глубину, перекусил себе кислородный шланг и задохнулся.
Мы тоже можем сами себе перекрыть духовный кислород, удаляясь от Церкви Божией, и потом удивляемся, почему у нас все так плохо. Хотя бывает по-разному. Многие приходят и спрашивают: «Почему я хожу в церковь, а у меня сплошные несчастья? А вот мой сосед вообще неверующий, чуть ли не сатанист, и все у него хорошо – прекрасная, дорогая машина, хороший дом; и живет он припеваючи».
Какое этому можно дать объяснение? Человек Божий с трудом идет по жизни, стараясь нести крест, который дал ему Господь. А его сосед уже омертвел, в нем уже практически нет духа, Дух Святой исшел из него. Он живет по своей воле, внешне как бы припеваючи, на самом деле и Господь его уже не трогает, и бесы его не трогают.
Христианина, который несет свой крест, бесы помучивают и посылают ему искушения и испытания, а человека неверующего они уже считают своим и не мучают его. Все это нам надо иметь в виду, и нам нужно понимать, что такие вещи бывают в жизни, и христиане терпят испытания и искушения. И не нужно этого пугаться и удивляться этому.
– «Батюшка, как понять и принять волю Божию? Ведь каждый человек должен во время земной жизни исполнить какое-то призвание».
– Конечно. Но здесь нужно смотреть, какие плоды от ваших трудов. Если плоды добрые, то на это действительно есть воля Божия. Господь говорит: по плодам их узнаете их. В Евангелии мы видим образ бесплодной смоковницы, но и видим, что избранные Христом апостолы приносили плоды, что они всю жизнь свою положили на проповедь Евангелия.
Сейчас в нашей жизни мы видим много совершенно разных людей, отличающихся друг от друга: один человек бьет баклуши, ничего не делает, а другой трудится не покладая рук. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: во всем ищите великого смысла. Мы должны внимательно наблюдать за тем, что происходит в нашей жизни, какие люди встречаются на нашем пути, какие происходят события.
Господь испытывает нас, Он дает нам возможность потрудиться, понести свой крест. И, естественно, волю Божию нужно выбирать в зависимости от плодов, которые могут принести наши труды. Например, профессия врача очень хорошая, уважаемая, но вот доктору предлагают сделать аборт. Естественно, православный христианин откажется от этого: «Я не хочу убивать младенцев», – и рельсы его жизни тут же разойдутся в разные стороны.
И вообще на протяжении нашей жизни очень редко все у нас бывает гладко, чаще возникает раздвоение, когда мы стоим перед серьезным выбором и нам приходится анализировать, какие могут быть последствия.
Это простейший образ – какие будут плоды. Если плоды будут нехорошими, неполезными, то это вряд ли будет происходить по воле Божией. А если дело окажется трудным, а порой и практически невозможным, но плоды от него будут хорошие, добрые, естественно, это надо воспринимать как волю Божию. Это, конечно, достаточно общий подход, и в каждом случае нужно принимать конкретное решение. Нужно анализировать каждое явление в нашей жизни.
– «Поясните, пожалуйста, слова, сказанные отцом Серафимом (Роузом): ‟Все происходит по Божьему Промыслу или попускается ради нашего спасения, отражая наше внутреннее состояние и потребностиˮ. Как узнать, где Промысл Божий, а где попущение? И в чем между ними разница?»
– Промысл Божий мы видим во всем. То есть все земное мироздание и есть Промысл Божий. А попущение Господь дает, испытывая нас. Нам нужны какие-то таблеточки для исцеления нашей души. Интересно, что мы постоянно заказываем молебны о здравии, потому что никто из нас не хочет болеть. Наверное, это естественно, нам хочется быть здоровыми и совсем не хочется болеть, лежать в постели.
Но почему же некоторые святые просили Бога о болезнях? Вот парадокс! Преподобный Амвросий Оптинский болел всю жизнь, он даже людей принимал, практически не поднимаясь с постели. Святые молились о болезнях, потому что они были намного мудрее нас, они понимали, что болезнь – это та хорошая таблеточка, которая дает нам возможность очистить свою душу в достаточно короткий срок и достаточно успешно, результативно. Порой человек может подвизаться 40–50 лет, преуспев в аскетике, а другой поболеет с полгода и достигает такого же духовного уровня, как и этот подвижник.
Мне вспоминается прекрасный пример юноши Досифея, описанный в замечательной книге «Душеполезные советы аввы Дорофея». Это известная книга для монашествующих, но я думаю, что и мирянам неплохо бы ее прочитать.
В самом начале этой книги есть описание того, как очень богатый юноша Досифей приходит в обитель. Как завещал Господь, он раздал все свое имение нищим, пожертвовал и на обитель. То есть он устранил от себя весь груз богатства и в очень короткое время достиг святости. Господь дал ему болезнь, насколько я помню, у него появился сильный кашель, и в 16 лет он умер.
Старцы стали думать, что же с ним случилось. Им было явление – ангелы вокруг него, а Господь забирает его душу. Некоторые старцы даже завидовали юноше: «Нам уже за 90 лет, мы столько подвизаемся, а ему всего 16, и Господь дал ему такой венец». Вот прекрасный пример того, что можно достичь святости за такой короткий срок благодаря болезни, сбросив с себя груз, тяжесть богатства.
В Евангелии есть еще одна замечательная притча, которую мы читаем на литургии, о том, как некий юноша подошел к Христу и спросил: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И Господь ответил ему, что для этого нужно возлюбить Господа и возлюбить ближнего.
Юноша сказал, что все это он исполняет от юности своей, и тогда Христос сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. И что произошло с этим юношей? Он опечалился и отошел от Христа. И Господь сказал ученикам: трудно богатому войти в Царство Небесное.
Юноша Досифей нашел в себе силы отрешиться от богатства, и Господь дал ему в награду болезнь, а после кончины венец. Так человек в 16 лет быстро достиг святости. Поэтому пути Господи неисповедимы, и искушения порой бывают для нас очень полезными, если мы их воспринимаем с благодарностью, смирением и кротостью.
– «Скажите, как справиться со злостью и ненавистью?»
– Все мы подвержены этим страстям – ненависти, злости… Но если человек живет духовной жизнью – ходит в храм как минимум по воскресеньям, а желательно еще и по праздникам, причащается Святых Христовых Таин, участвует в других таинствах, читает Евангелие, святоотеческую литературу, старается делать добрые дела, то этим он борется с проявлением страстей.
Кстати, сегодня, в этот великий день Святого Духа, мы, как никогда, понимаем, что все это является дарами Святого Духа. В таинстве Евхаристии, когда происходит преложение хлеба и вина в Кровь и Тело Христовы, священник говорит: «Преложив Духом Твоим Святым». То есть в таинстве Евхаристии прежде всего участвует Святой Дух. И мы, приступая к этому таинству, постепенно освобождаемся от проявления этих страшных, да и многих других бесовских страстей.
– Отец Владимир, как обрести благодать Святого Духа?
– С помощью огромного каждодневного труда. Часто на это уходит вся жизнь человека. Здесь вспоминается известная беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым. На вопрос Мотовилова, в чем цель, смысл жизни, преподобный Серафим ответил – в стяжании Святого Духа. То есть человек должен не противоречить Богу и стараться исполнять Его святые заповеди.
Сам Господь говорит нам в Евангелии: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Вот верный путь к обретению благодати Святого Духа – соблюдение заповедей Божиих, любовь к Богу, доверие Ему и упование на то, что Господь освободит нас от наших грехов.
Ведущий Александр Черепенин, диакон
Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая
Церковный календарь 17 июля. Преподобная Марфа Антиохийская
Евангелие 17 июля. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле
Этот день в истории. 17 июля
День ангела. 17 июля
Прогноз погоды на 17 июля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!