Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин. 17 февраля 2025

17 февраля 2025 г.

В студии настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве (г. Москва) священник Владимир Тоготин.

– Батюшка, я думаю, что сегодняшний наш разговор нужно посвятить одной из подготовительных недель к Великому посту – Неделе о блудном сыне, которую мы вчера отмечали. Давайте поговорим о том, ради чего вспоминается эта Неделя в контексте подготовки к Великому посту, то есть почему притча о блудном сыне выбрана для прочтения, прослушивания, осмысления во время подготовки к этому посту.

– Обратите внимание, это уже не первая приуготовительная неделя. На прошлой неделе мы вспоминали мытаря и фарисея, а на позапрошлой – Закхея. Неделя о Закхее считается не совсем приуготовительной, но все равно какой-то образ приготовления нам дает. И вот Неделя о блудном сыне. Господь хочет ввести нас в дни Святой Четыредесятницы, чтобы мы постарались понять, где наше место в жизни, чтобы мы не жили иллюзиями.

Нам кажется, что в другой стране, в другом городе жизнь лучше, чем у нас. Мы все время недовольны своей жизнью, и это самая главная отличительная черта современного человека – постоянное недовольство своей жизнью. Человек все время ищет чего-то лучшего, он ропщет, ноет (может быть, звучит это немножко некрасиво, но так и есть).

История о блудном сыне, в общем-то, простая. Жила вроде бы достаточно благочестивая семья: папа, мама, двое детей – мальчиков. Мальчики выросли, и вдруг младший говорит отцу: «Отдай часть причитающегося мне имения». Раньше было принято отдавать наследство детям, и этот сын решил попросить наследство раньше времени.

Молодому человеку тяжело жилось с отцом, потому что отец заставлял работать, призывал к какой-то дисциплине, и ему показалось, что вот сейчас он возьмет свою денежную массу, полученную от отца, и начнется у него сладкая, шикарная жизнь.

Всем нам кажется, что если нам дадут, например, миллион, то мы сразу заживем, будем веселиться, пить и радоваться. Но Господь в Евангелии нам показывает, как быстро мечты, иллюзии разбиваются о реальность жизни. В принципе, к концу жизни каждый человек видит и понимает, что все его шаги были направлены к какому-то благу, но они разбивались о фантазии и иллюзии. Человек хотел как лучше, а получилось как всегда.

Эта же история получается и с младшим сыном из притчи. Он истратил все деньги, все свое имущество и стал бедным. А еще ему не повезло из-за того, что в этой стране возникли политические, финансовые проблемы, и ему ничего не оставалось делать, как искать работу. Работы не было, и он нанялся пастухом, стал пасти свиней, получая за это сущие копейки. Ему не хватало даже на еду, чтобы прокормить самого себя.

Сейчас трудно такое представить, сейчас люди как-то живут. Кто работает, тот может купить хоть какую-то еду. А у блудного сына возникла ситуация, что нормальной работы не нашел, потому что ничего делать не научился; видимо, не слушался отца – учиться и работать не хотел, и ему ничего не оставалось делать, как стать пастухом, следить за свинками. Свинок кормили очень вкусно и обильно, но ему не разрешалось брать из корытца эту еду, в Евангелии называемую рожками. Он мучился и думал: «Как же так? Что же мне делать?» И вдруг он вспомнил про своего отца: «У моего отца столько работников, слуг, живущих в изобилии. Пойду, покаюсь и скажу: «Отче, я недостоин называться сыном твоим. Возьми меня в работники. Я буду твоим рабом, буду работать для тебя до конца дней своих». Ему ничего не оставалось делать, как только пойти к своему отцу.

И вот интересная, потрясающая картина. С одной стороны, она закономерна, а с другой стороны, немножко даже противоречива. Сын пошел к отцу, и, как говорится в Евангелии, отец, издалека увидев своего младшего сына, очень обрадовался, побежал к нему навстречу и бросился ему на шею. И самый интересный момент в Евангелии, что сын все-таки произнес эти слова.

Бывает, мы что-то задумаем, но не исполняем, а этот молодой человек все-таки покаялся. Он сказал: «Отче, я недостоин называться сыном твоим. Возьми меня в работники, и я буду трудиться на тебя до последних своих дней». То есть он как бы исполнил акт покаяния. Отец, конечно, был очень тронут, он плакал у него на груди.

Позвав слуг, он сказал: «Заколите самого лучшего тельца упитанного, и будем пить, веселиться и радоваться, что сын мой умер, а теперь ожил». Ведь отец его уже практически похоронил. Он не знал, вернется его сын или не вернется. И вдруг он увидел пришедшего к нему сына, и радости его не было предела. И отец устроил такой пир, какого, наверное, никогда не устраивал в своем доме.

И вдруг происходит еще одна ситуация: с работы возвращается старший сын. Он видит, что происходит какая-то шумиха, идет пир, и спрашивает у слуг: «Что там за шум?» И ему говорят: «Твой младший брат вернулся, и отец устроил пир». Старший сын позеленел: «Как же так? Я тружусь, работаю, а мне отец даже не дает выходных, а тут возвращается этот блудник, практически обобравший отца, забравший все деньги».

И старший сын даже не захотел зайти в горницу. Но тут вышел отец и стал его упрашивать: «Но ведь это же твой брат. Все мое – твое. А твой брат был мертв и ожил». Вот такая интересная, просто потрясающая ситуация. И эта ситуация, конечно, является притчей, потому что в жизни такое редко увидишь, хотя, конечно, бывает всякое.

Для чего же нам дана эта притча? Чтобы мы увидели, как ждет нас наш Отец. Мы уходим направо, налево, в какие-то свои зигзаги, отходим от Бога, от храма, пытаемся удовлетворить свои иллюзии, но рано или поздно эти иллюзии разбиваются. И у кого гордости поменьше, тот возвращается, а у кого гордости побольше, тот пытается во второй, в третий раз строить эти свои иллюзорные планы. Но в конце концов человек разумный, рассудительный все равно возвращается к Богу.

Эта притча обо всех нас. Мы все так живем. Все равно когда-то мы начинаем согрешать, уходить от Бога, от Церкви. И все заканчивается тем, что мы понимаем – этот путь ложный, и если не вернуться на тропинку света, на тропинку мира Божия, то наш путь заведет нас в болото, к явной погибели.

И блудный сын, конечно, вернулся. Для нас это образ грешного человека, вернувшегося к своему Отцу, к своему Творцу и Богу. И эта притча не просто так читается за две недели до начала поста. В принципе, срок до начала поста еще достаточно большой, но Господь нам напоминает: «Человек, приди в разум истины, пробудись. Измерь свое состояние. Посмотри, где ты сейчас находишься, где блуждаешь. Что тебе надо для того, чтобы возвратиться к Богу, очистить свою душу, покаяться?» И это как бы уже третий сигнал.

А первый сигнал – когда в начале Недели о Закхее мы говорили о человеке грешном, бравшем налоги, который всех обманывал. Но потом этот человек понял, что к добру эта дорога не приведет. И когда Закхей увидел Спасителя, Господа, он все бросил и сказал: «Половину своего имения отдам нищим, должникам верну четыреста процентов (как сказано – возвращу четверицею)». И в конце концов Закхей вернулся к Богу и, как мы знаем из истории, всю жизнь служил Господу.

Прошлое Евангелие – тоже очень интересное для нас напутствие, чтобы мы не гордились своими липовыми «достижениями». Вот человек сделал доброе дело – и сразу нос кверху. Нам нужно помнить слова Господа: «Что бы мы ни сделали – мы рабы неключимые. Мы сделали то, что должны были сделать, и нам не нужно этим гордиться. Нам нужно продолжать делать добрые дела».

Неделя о блудном сыне дает нам третью тему, чтобы мы не жили фантазиями и иллюзиями, чтобы начали понимать, что в мире константа, что главное, а что второстепенное. Рано или поздно мы все равно вернемся, но лучше сделать это раньше, чтобы не блуждать где-то, не пачкаться, не ходить по болотам, по каким-то помойкам. Лучше прийти к Богу и остаток жизни провести с Богом в радости, в порядке, в какой-то нормальной духовной системе и помогать людям исполнять евангельские заповеди. Я думаю, эта притча очень хорошо наставляет нас на это.

– Вопрос от телезрителя: «В Книге Бытия сказано: и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Получается, что душа – это симбиоз Духа Божия и физического человеческого тела, и без тела никакой души быть не может. А кто и для чего внедрил из греческой философии в Писание понятие летающей абстрактной души? Для чего это было сделано?»

– Вы сами сказали, что без тела жизнь души невозможна. В нашей жизни, конечно, все движется сейчас физикой, скажем так, то есть мы имеем физическое тело. У нас есть не только духовные законы, но и физические, есть закон тяготения, и мы стараемся как-то их соблюдать и живем этими законами.

Господь так устроил. Он создал все из ничего. Причем вот какая интересная тайна: ничего не было, но как же так? А что же было? Ничего не было. Господь создал твердь, небо, землю, солнце, людей, ангелов, животных, служащих человеку. А как по-другому? Трудно себе представить, как может ходить одна душа, ведь душа не является полной. Душа не есть полнота человеческая. Человек трехсоставен, он состоит из души, духа и физического тела.

Кстати говоря, христианство говорит совершенно конкретно, что после Второго Пришествия Христа человек воскреснет и будет иметь не только душу, но и тело, не подверженное болезням, коррозиям, которые мы имеем от грехопадения Адамова. То есть будет некое физическое тело, но в то же время и тело духовное.

Трудно об этом рассуждать, потому что мы этого не видели, не знаем, но об этом говорит святоотеческая мысль. Святые отцы говорят, что человек, который будет со Христом, вновь обретет свою физическую сущность, но эта сущность уже не будет ни болеть, ни страдать, она не сможет грешить, то есть обретет непадательное состояние.

Прекрасный этому пример – ангельский мир. Ангелы тоже состоят не только из души. Как учат святые отцы, они являются некими тонкими телами. По сравнению с нашим грубым телом ангелы для нас – бесплотные духи, и мы называем ангелов бесплотными сущностями. Тем не менее Духом является только Бог, а все остальные твари, сотворенные Господом, все-таки имеют некую тонкую материальную сущность, даже те же ангелы, и без этой материальной сущности они не могли бы двигаться.

Людям и ангелам не дано жить без какой-то физической, материальной оболочки. Так устроил Господь. Наверное, нам просто нужно это принять своим сердцем, умом. Но рассуждать нам об этом трудно, потому что не мы создали человека – Господь создал человека. Он сделал так, и нам от этого хорошо.

У нас есть физические силы, есть руки, ноги, голова, разум. Мы можем ходить, бегать, гулять, делать какие-то упражнения, чтобы немножко разогнать свою кровь, можем совершать добрые дела. Но некоторые не хотят делать добрые дела и делают дела злые, и это плохо, потому что этим они вредят себе, наносят себе раны, называемые грехами.

Тем не менее Господь дал нам, как и ангелам, возможность жить, двигаться и как-то существовать. Ангелы могут передвигаться в пространстве. Они имеют тонкое тело и иногда даже могут приходить в этот мир и бывают видимыми. И мы знаем из Священного Писания, что такие случаи были, хоть и нечасто. Архангел Гавриил пришел к Деве Марии, и Божия Матерь увидела его. И есть много случаев, когда ангелы действительно приходили и предупреждали людей о каких-то опасностях. И даже в современном мире бывали такие случаи.

Поэтому без физического тела существование невозможно. Вы правильно сказали, что Бог вдунул душу в человека, потому что без души, без этого богоподобного духа человек не является человеком. Он может быть каким-то биологическим существом или, скажем, животным, но не будет считаться человеком. К сожалению, атеистическая пропаганда XX века учила нас, что человек произошел от обезьяны, и многие люди действительно так думали и верили в эту глупость. Но у обезьяны нет бессмертной души, у нее нет духа, и человек – это личность. Это самое главное, что отличает человека от животного…

Человек – это образ Божий. Да, он может нам досаждать, доставлять дискомфорт. Собачку можно посадить на поводок, и она будет спокойно сидеть. Покормишь ее – и она спокойно спит. А с человеком нужно общаться. Ребенка нужно воспитывать, учить. Он вырастает и начинает капризничать в отличие от животного, начинает доставлять нам какие-то неудобства. Животное очень сильно отличается от человека, имеющего бессмертную душу и, самое главное, имеющего богоподобие. И это надо понимать. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, но для спасения человека после грехопадения понадобилась Божественная помощь, и этой помощью как раз стало Боговоплощение Сына Божия.

– У нашего телезрителя, задавшего вопрос, уже не первый раз проскакивает мысль о том, что в IV веке христианство было испорчено философией, которую активно использовали в своих трудах отцы-каппадокийцы. В связи с этим можно обратиться, например, к трудам мученика Иустина Философа, относившего античных греческих философов Сократа, Платона и других к числу христиан до Христа.

Интересная мысль Иустина Философа, которую тоже можно обсудить, о том, что древнегреческие философы, будучи язычниками, но стремясь к познанию благого, приходили к познанию Бога. Но Бог для них выглядел как-то туманно, поскольку они не знали Единого Истинного Бога, были язычниками, поклонялись Зевсу, Аресу и другим.

Но древнегреческие философы понимали, что здесь есть некий парадокс, потому что греческие боги типа Зевса, Посейдона, постоянно пирующие и воюющие между собой, не могут быть отражением Божественной сущности. Тот же Сократ, Платон и другие философы хотя и не были знакомы со Священным Писанием, но постигали идею Благого Бога, что позволяло первым христианам (например, Иустину Философу; а это II век) называть их христианами до Христа. 

– На самом деле это хорошая понятийная база для христианства. Вспоминается Иоанн Предтеча, приготовивший путь Господу, прямыми сделавший стези Его. И, может быть, в этой связи можно провести какую-то небольшую параллель и с греческими философами, только они действовали не так быстро, как Иоанн Креститель, за короткий срок приготовивший путь Господу. Можно сказать, что они готовили его достаточно долго, десятилетиями и даже столетиями, но они действительно очень близко подошли к христианскому вероучению.

Единственное, у них не было самого главного – смысла Жертвы Христовой, учения о таинствах и вообще о смысле жизни человеческой. Но святые, которых мы знаем, и особенно каппадокийцы – наши любимые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, а также Иустин Философ и другие использовали труды этих знаменитых философов для проповеди Христа и делали это весьма успешно.

Иоанн Златоуст был сыном юриста, он получил хорошее образование, и ему прочили прекрасную карьеру. Он знал труды всех этих философов наизусть и был просто универсальным человеком. Наверное, сейчас таких и не увидишь. Он был полноценным врачом и полноценным юристом. Трудно сказать, чего он не умел делать. Но он отверг все это и использовал все свои знания для проповеди Христа, и он стал полноценным монахом. Если кто-то не понимает сути монашества, пожалуйста, почитайте житие Иоанна Златоуста, и вы поймете, для чего люди избирают монашество.

Василий Великий по характеру был строгим в отличие от Иоанна Златоуста – сначала милостивого батюшки, а потом святителя, многое прощавшего. Он давал достаточно длительные наказания за какие-то грехи, преступления в противовес Иоанну Златоусту. Святитель Василий Великий составил первую литургию, а святитель Иоанн Златоуст ее немного сократил, чтобы людям было легче молиться, чтобы они могли отдыхать, и это тоже характерная черта Иоанна Златоуста. И таким он был во всем.

Григорий Богослов был христианским столпом, и он тоже в полной мере использовал философские знания стоиков Сократа, Платона, чтобы донести людям христианское вероучение. Я думаю, это прекрасно, и нам тоже нужно использовать эти знания, и не только древнегреческих, но и современных философов, которые тоже могут нам в чем-то помочь. Правда, это касается не всех философов, потому что некоторые из них тоже делают какие-то зигзаги то вправо, то влево. Смотришь, вроде бы философ неплохой, а потом он вдруг делает какой-то зигзаг.

Слава Богу, сейчас у нас есть эпистолярное наследие великих святителей, есть и прекрасные русские святители, такие как Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Иннокентий Иркутский. Их очень много, и мы можем ознакомиться с их трудами, постулатами, толкованиями Священного Писания, и это на самом деле очень интересно и полезно. Я думаю, что через великих святых Господь готовил пришествие Христа на землю, чтобы Его могли правильно понять и принять.

– Греческий мир оказался подготовленным к такому позитивному восприятию слова Божия благодаря их трудам.

У нас есть вопрос телезрителя: «Иисус говорил: истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Значит ли это, что мы не соблюдаем слово Христово?»

– Я не совсем расслышал вопрос.  

– Получается, раз все мы в конце концов умираем, то не соблюдаем слово Христово.

– Но мы же не умираем, я имею в виду смерть вечную. Человек по своей природе бессмертен, он имеет бессмертную душу.

– Он бы имел и бессмертное тело, если бы не согрешил. Мы же понимаем, что когда Адам и Ева жили в раю, их тела, пребывая в благодати Божией, тоже были бессмертными, как и их душа.

– Нам нужно понимать, что смерть, которую мы сейчас называем смертью, вовсе не смерть, а, наоборот, великое благо для человека. Если бы нас оставили в таком состоянии, в каком мы находимся сейчас, это было бы издевательством над человеком, просто кошмаром.

Я вам честно скажу, когда человек доживает до какого-то определенного возраста, ему становится трудно жить, потому что уже не то зрение, не та сообразительность. Многие люди страдают деменцией, да и опорно-двигательный аппарат уже совсем не тот. Будучи молодыми, мы бегали, гуляли, ходили пешком и полчаса, и час, но разве может старичок столько ходить? То есть тело, которое мы имеем, очень ограниченное, и смерть, дарованная нам Господом, великое благо.

Смерти нет. Смерть – для блага человека, чтобы прекратить его мучения. Нам дан какой-то отрезок времени для испытания, чтобы мы закалились, получили некий искус, некие знания, подготовку для перехода в вечную жизнь. Но личность-то смерти не имеет. А мы говорим о смерти настоящей – о смерти личности.

Личность человеческая неуничтожима, она имеет вечную жизнь. Поэтому Господь и говорит: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. А кто игнорирует слово Божие, тот оказывается во тьме кромешной. И мы не знаем, что будет с человеком. Об этом даже страшно подумать. Скрежет зубов, плач – не дай Бог почувствовать этот вкус ада. Об этом предостерегают все святые отцы.

Но если мы соблюдаем слово Божие, духовные законы, данные нам Христом, заповеди Божии, то мы как бы продлеваем свою жизнь, совершенствуем ее и живем жизнью полноценной, целостной, радостной, гармоничной, служа Богу.

– Вопрос от Владимира: «Скоро начнется Великий пост и будет проводиться соборование. Но соборование бывает после литургии, после причастия. Не будет ли грехом маловерия соборование после причастия? Ведь получается, что человек, соединившись со Христом, получив Самого Христа, как бы не верит в то, что Господь его исцелит».

– Хороший вопрос. Конечно, соборование после причащения не будет никаким неверием или маловерием. Это совершенно разные таинства. В таинстве Евхаристии мы действительно соединяемся со Христом, вкушая Его Кровь и Тело, а таинство Соборования дано нам Богом, чтобы мы исцеляли свои немощи, и не только физические, но и духовные. Мы можем причаститься, но от этого зуб болеть не перестанет. Я в воскресенье причастился, но все равно чувствую, что мне нужно идти к зубному врачу.

У нас в храме соборование служится в воскресный день в три часа в течение всего Великого поста. Читаются специальные молитвы, семь раз апостольские чтения, евангельские чтения, раскрывающие нам смысл жизни души человеческой.

Если сказать вкратце, то душа, которая живет нормальными стремлениями, ведет здоровый образ жизни, соблюдает заповеди, не болеет так, как болеет душа грешная. Ведь все болезни и страдания мы получаем от грехов. А грех – это страсть человеческая, когда мы нарушаем заповедь Божию и потом начинаем страдать и мучиться от этой страсти. И, естественно, тут же начинает мучиться от грехов и наше тело.

Многие священники говорят: «Не греши – не болтай, никого не осуждай, а то у тебя зубы будут болеть». Конечно, это немножко на уровне каких-то верований, но на самом деле доля правды в этом есть. Когда мы начинаем осуждать человека и изо рта исходят какие-то не очень хорошие слова, то, естественно, начинают повреждаться зубы, десны. И если мы не хотим болеть, иметь хорошее здоровье, будем стараться не грешить.

И не бойтесь собороваться. Конечно, часто, больше одного раза в пост, собороваться не рекомендуется. Наш духовный наставник учил, что от каждой серьезной болезни можно собороваться один раз. А собороваться от каких-то мелких заболеваний, например, ОРВИ, может быть, и не стоит. Но если заболевания серьезные – какие-то опухоли, болезни сердца или желудка, то, естественно, не стесняйтесь, смело идите и соборуйтесь. И Господь, конечно, помогает, и люди, получившие соборование, реально выздоравливают.

Нужно сказать, что в советское, да и в дореволюционное время было немножко другое отношение к соборованию. Наши старые протоиереи учили собороваться перед смертью. И, что интересно, я замечал, что когда соборуешь какого-то уже пожилого больного человека, после этого он уходит из жизни, и такое случается часто. А почему – я не знаю.

Вот лежит человек, мучается. Ты придешь, причастишь его, соборуешь, и вскоре звонят: «Батюшка, Вы приходили на прошлой неделе. Все-таки отошел ко Господу раб Божий». Видимо, в этом есть какой-то смысл: человек покаялся, причастился, соборовался, послушал молитвы, очистился, и Господь его отпускает, как отпустил старца Симеона, когда тот увидел Спасителя.

Видимо, на соборовании Господь касается больного человеческого сердца, и человек уходит. Но это совершенно необязательно. Бывает, соборуются дети, подростки. По нашим правилам можно собороваться детям с семи лет. Но это опять-таки не установленные правила, а чисто формальные, такие же, как и в случае исповеди. В общем, если болеете – обязательно соборуйтесь.

Но это не говорит о том, что после соборования вы умрете. Не нужно здесь усматривать связь между соборованием и смертью. Одно дело, когда человеку 90 лет, его соборовали, и он умер. Это хорошо, закономерно. Господь коснулся его сердца, и, можно сказать, человек как бы духовно озарился и светлой душой уже пришел к Богу. А другое дело, когда болеют молодые. Им надо жить, стараться делать добрые дела, а они боятся собороваться. Ни в коем случае не нужно этого бояться. Нужно смело идти в храм, причащаться и собороваться.

– Да, таинства у нас разные, и их, в принципе, не так уж и много. Некоторые из них мы переживаем только один раз в жизни – таинства Крещения, Миропомазания, Венчания. А чтобы регулярно как бы подпитываться благодатью, у нас есть молитва, исповедь, причастие. Соборование же, мне кажется, такая форма прошения у Бога дополнительно благодати, чтобы исцелиться от каких-то болезней души и тела, и ею мы можем воспользоваться, например, один раз в год.

– Совершенно верно.

– Предлагаю еще поговорить о блудном сыне. Раз уж у нас идет подготовительная неделя, то грех не вспомнить об этом еще раз. Давайте поговорим о старшем брате из этой притчи. Как Вы думаете, чаще всего мы больше старший или младший брат из этой притчи? Причем отмечу, что в притче у старшего брата есть какой-то негативный оттенок, потому что он возмущенно сказал: «Отче, а как же я? Я с тобой всю жизнь рядом, бок о бок, полностью помогаю по хозяйству, ухаживаю за тобой и ничего не имею». И ведь отец совершенно справедливо ему говорит: «Все мое – твое. О чем переживаешь, если все это и так твое, все принадлежит тебе? Ты уже, в принципе, получил все, что можно было получить. И вторая часть наследства, и заработанное сверх этого – все это твое». Вот мы, находясь в Церкви, посещая богослужения и так далее, к кому все-таки относимся?

– Так получается, что я точно старший брат. На самом деле здесь есть конкретная параллель с прошлым воскресеньем. Неделя о мытаре и фарисее – там то же самое. Казалось бы, вот пришел в храм праведник. Он дает десятину, молится, делает все правильно, исполняет закон. А тут стоит грешник, который ничего этого не делает, только обирает народ, неправильно меняет валюту, неправильно берет проценты, то есть он – грешник. И вдруг Господь оправдывает этого грешника, а праведника осуждает и говорит: «Будьте, как этот мытарь».

И здесь то же самое. Вот старший брат. Он вроде бы хороший, делает добрые дела, помогает отцу, пашет целый день с ночи до зари, а нам в пример дается блудный сын: посмотрите, как нужно правильно каяться. Это говорит о том, что Господь предостерегает нас от страшной гордыни, к которой мы можем прийти, бездумно исполняя заповеди и предписания, данные нам Церковью Христовой.

Когда мы начинаем увлекаться какими-то предписаниями, обрядами, мы впадаем в другую крайность – в состояние гордыни, в которое впали старший брат и этот умный фарисей, соблюдавший все заповеди, делавший только хорошее и вдруг осуждаемый в Евангелии.

Это очень хорошая тема – как нам не сойти с пути праведного. Смотрите, как интересно. Ты слушаешь апостольское чтение на литургии: «Не имей ничего общего с блудницами, мытарями, с плохими людьми. Будь чистым, будь таким, таким…» Вроде бы, с одной стороны, так учит Церковь, а с другой стороны, Евангелие вдруг нас предостерегает: «Смотри внимательнее, человек, не впади в прелесть, в гордыню, в которую, как правило, впадают люди, когда увлекаются своей деятельностью и начинают осуждать близких, не делающих этого».

Вот приходит прихожанка в храм и говорит: «Я хожу в храм каждое воскресенье, даже по субботам хожу, а моя соседка каждый день пьет. Почему же она не провалится под землю? Лучше посмотрела бы на меня, какая я хорошая, взяла бы с меня пример». Вот образ мыслей людей, приходящих в храм. И Господь очень жестко предостерегает нас от этого: «Помни, человек, что ты раб неключимый; и что бы ты ни сделал, не задирай нос». Именно об этом замечательно говорят эти притчи.

– Получается, проходя подготовительный период к Великому посту, уже два воскресенья мы видим примеры покаяния. То есть, наверное, мы призываемся к тому, чтобы во время Великого поста усердно каяться в том, в чем согрешили, при этом не осуждать других. Взять пример с кающегося мытаря, с кающегося блудного сына, подражать им, но при этом, глядя на своего ближнего, не осуждать, не обсуждать его, больше заниматься собой и не смотреть по сторонам.

– Конечно. Блаженны милостивые. И если человек видит, что сосед пьет или у него какие-то нехорошие наклонности, пусть пожалеет его, помолится за него. А помочь ему можно не всегда, потому что страсть эта тяжелая. Пока человек сам не поймет, что он нуждается в помощи, помочь ему трудно. А помолиться за него можно всегда: «Помоги ему, Господи, выползти из этой ямы». Хотя, наверное, иногда можно и чем-то помочь.

– Отец Владимир, в завершение прошу Вашего пожелания нашим телезрителям.

– Хотелось бы всем пожелать подготовиться к Великому посту и в эти приуготовительные недели обязательно посещать храм, вникать в смысл богослужений, потому что они очень хорошо готовят нас к посту и дают фундаментальный базисный смысл, для чего вообще нужен пост. Потому что многие не понимают смысла поста. А пост нужен для очищения души, для приближения к Богу, для озарения души. Все эти вещи, конечно же, нам нужно постигать. Всем вам я желаю быть с Богом, в храме Божием.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Что я должен Богу и что Бог должен мне».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X