В нашей студии иерей Владимир Сердюк, клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке (г. Москва).
– Я заметил, что на вашем храме есть табличка, говорящая о том, что храм построен в один день. Как это понять? Расскажите коротко историю храма.
– Сложно представить, что этот каменный храм построили в один день. Нет. На самом деле «храм в один день», или, как их называли, обыденный, – это довольно частое явление на Руси. Когда, например, случались какие-то бедствия и по молитвам верующих Господь избавлял от них, то в знак благодарности Богу строили деревянный храм. Действительно, можно было построить небольшой храм за один день. Просто потом уже на месте этого деревянного однодневного храма в 1702 году был воздвигнут замечательный каменный. Сначала была построена центральная часть, а уже в 1869 году, на средства наших знаменитых коллекционеров картин Третьяковых, была построена колокольня.
Храм уникален тем, что никогда не закрывался, даже в советское время. Знаменитый философ отец Сергий Булгаков там же был рукоположен, в Обыденском храме. В советское время рассказывали, что за клиросом, на левой стороне, за иконой «Нечаянная Радость», молилась Галина Вишневская. В алтаре иногда можно было увидеть Солженицына с Ростроповичем и много других замечательных людей.
Очень много у нас святынь. Самая главная из них – икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Раньше она находилась в Кремле, затем много путешествовала и оказалась в Сокольниках, в руках у обновленцев. Благодаря отцу Александру Толгскому, ближнему сподвижнику патриарха Сергия, в 1944 году эту икону передали в Обыденский храм. С тех времен у нас каждую пятницу совершается акафист перед этой иконой. Известно, что в советское время нашим постоянным прихожанином был Святейший патриарх Пимен. Каждую пятницу из Чистого переулка он приходил в наш храм и тоже читал акафист. Все было довольно скромно, как мне рассказывали наши старожилы. У нас, например, есть регент Валерий Катков, который регентует с 1957 года. Он рассказывал, как Святейший проходил через южные двери, не через царские врата, один иподьякон его облачал, и он там читал. Рядом была бабушка-«посошница», которая держала посох. Все было очень по-домашнему, церковная жизнь тогда несколько отличалась от нынешней. Но каждому времени – свои традиции.
Сейчас мы тоже стараемся бережно относиться к нашему наследию, особенно к духовному. У нас есть особо почитаемые святыни; в первую очередь, конечно, пророк Илия. Особо почитается у нас преподобный Серафим Саровский, с 30-х годов по понедельникам ему служится акафист. Особо почитается Владимирская икона Божией Матери, есть Петропавловский придел. Удивительно, что в 1941 году, как тоже рассказывает старшее духовенство, этот храм должны были закрыть, если я не ошибаюсь, вместе с храмом в Хамовниках и Богоявленским собором. Сказали, что в воскресенье, на день всех русских святых, 22 июня, отслужить литургию, а потом закрыть храм и прийти сдать ключи. Староста закрыл храм, приходит в местный райисполком, а там какая-то суматоха, что-то непонятное: прошли слухи, что началась война. Ему сказали: иди, сейчас не до тебя. И храм остался открытым. В советское время он был местом притяжения многих богомольцев. Здесь даже была община, созданная практически сразу после революции. Когда был закрыт храм в Кленниках, у нас окормлялись духовные чада святого праведного Алексия Мечева, потом – матушки монахини из Зачатьевского монастыря после его закрытия. У нас их икона была «Милостивая», которая потом вернулась в Зачатьевский монастырь. Такой это был духовный центр нашей столицы.
– В этом храме еще пришел к вере наш батюшка протоиерей Артемий Владимиров. Он, сидя в этом кресле, рассказывал историю про то, как на Пасху туда зашел, а на него надели стихарь, дали хоругви, и так он впервые этим проникся…
– Сейчас он регулярно заходит к нам в гости, мы видимся. В нашем храме крестили и отца Димитрия Смирнова, и много еще известных московских священников.
– Спасибо за этот рассказ, батюшка, очень интересно. Вроде бы храм, как кажется, рядовой…
– Ну, я бы не сказал, что рядовой.
– Храмов-то уже много открылось по Москве...
– Вы знаете, удивительно – некоторые наши прихожане, когда рядом с их домом открывается храм, реже к нам заглядывают. Но есть очень много людей, которые приезжают регулярно, даже из Московской области. Есть старые бабушки, которым уже 90 лет, и они едут с другого конца Москвы. Это для них обыденная жизнь. При этом приезжают к ранней литургии, в 7 часов, она всегда здесь считалась основной службой.
– Завтра начинается Петров пост. Несколько слов: что это за пост? Как правильно его провести?
– Петров пост – один из самых древнейших. Есть много святоотеческих творений, где он упоминается под разными названиями; например, пост Святой Пятидесятницы. Возможно, он был несколько короче, был перед праздником Пятидесятницы или сразу после него. Это такое особое состояние, когда в человеке проявляются дары Святого Духа. Праздник Пятидесятницы раскрывает основное содержание христианской жизни – стяжание Духа Святого. Петров пост в некотором смысле самый сложный. Почему? Великим постом несколько проще поститься и в плане еды, и в плане молитвы, потому что само богослужение располагает к этому. В Петров пост богослужение не особо меняется. А вокруг лето, шашлыки, отпуска, встречи...
В этом смысле можно сказать, что Петров пост – для особых подвижников, хотя, конечно, он не самый строгий в плане еды: рыба разрешается. Молочное и мясо, конечно, исключаются для тех, кто не болеет. Но самое главное, как и в любой другой пост: надо помнить о своих отношениях с Богом, которые очень явно проявляются в наших отношениях с ближними. Надо в первую очередь задумываться над этим, больше уделять внимания исправлению своих страстей, своих пороков, как и любым постом. Пост – это когда мы набираемся мужества сказать всему окружающему миру, который постоянно чего-то требует от человека: стоп! Сейчас – тишина. Сейчас – диалог с Богом. Сложно, но Господь дает благодать, чтобы немного настроиться.
– Вопрос от телезрителя: «Привык проводить каждый вечер с бокалом вина. Будет ли это пост, если я откажусь от вина, а все остальное оставлю как прежде?»
– Это очень интересный подход. Мне рассказывали про одного всемирно известного, ныне здравствующего дирижера, православного человека, по национальности грека. Мне рассказывала его крестница, моя хорошая знакомая: когда она крестилась, будучи уже взрослой девушкой, они с ним в первый раз вместе постились. Он сказал: мы с тобой сейчас будем поститься 40 дней, я тебе расскажу, как это делается.
– Он серьезно подошел к обязанностям крестного.
– Конечно. У греков это немного по-другому, не так формально. Она думала, что сейчас она наденет черное платье, они ничего не будут есть, будут строго молиться… А какое для греков самое главное удовольствие в жизни? Кофе и с утра закурить. Это у всех греков. Те, кто был в Греции, это видел. Он говорит: постом мы будем есть все то же самое, что и ели. Единственное, от чего откажемся, – от кофе и сигарет. То есть выдал самое сложное, от чего нужно было отказаться. Она говорит, что это был самый необычный пост в ее жизни. Причем после этого поста она даже немного переосмыслила свое отношение к этой страсти курения. Поэтому, может быть, отчасти это очень верный подход: находить в себе то, что, возможно, больше всего отдаляет тебя от духовной жизни. Каждый день бокальчик вина – это состояние расслабленное, и хотя излишества в потреблении напитков тут нет, но получается, что постоянно живешь в каком-то расслаблении, а это может иногда сказаться негативно: не будешь готов к более серьезным переменам в своей жизни.
– Все-таки алкоголь, его употребление – это вредная привычка.
– Все хорошо в меру.
– Это да. Давайте подытожим: если не знаете, с чего начинать поститься, найдите в себе такое, что вы считаете очень плохим, и начинайте от этого отказываться.
– Еще можно посоветоваться со своим духовником. И если вы постом немного от чего-то отказываетесь, то на сэкономленные деньги сделайте какое-то благое дело тем, кто не может себе чего-то позволить. Это будет самое лучшее. Как писал святитель Иоанн Златоуст, когда постишься только для себя, для других людей от этого никакой пользы нет, а когда еще и другим помогаешь, тогда на Страшном Суде тысячи голосов будут молить о тебе Христа.
– Вопрос от телезрителя: «Пытаюсь начать читать Евангелие, но не получается. Как правильно начать изучать Священное Писание?»
– Я думаю, как для новоначальных, так и для «продвинутых» верующих лучше всего начинать чтение с Евангелия от Матфея. И вместе с каким-то, хотя бы кратким комментарием. Конечно, первое, что мне приходит в голову, – это открыть святителя Иоанна Златоуста, но это все-таки переводной текст (изначально греческий), а переводные тексты довольно сложно усваиваются и могут показаться тяжелыми. Тогда у человека пропадет вообще всякое желание что-либо читать. У нас сейчас есть замечательные сайты, патриаршая программа по изучению Священного Писания. Есть достаточно простые книги архимандрита Ианнуария (Ивлиева), он написал комментарии на все четыре Евангелия. Можно начать с изучения Нагорной проповеди. Вариантов очень много, потому что мы с вами живем не в советское время, когда Евангелие переписывали от руки. Сейчас очень много литературы на любой вкус и цвет, как говорится. Многое еще зависит от вашего интеллектуального уровня. Какому-то филологу, может быть, интересно посмотреть что-то с точки зрения стилистики Евангелия, изучать какие-то сложности. Тем, кто занимается не совсем интеллектуальным трудом, можно почитать отца Ианнуария, у него все очень понятно. Либо открывайте любой сайт.
– Или наш канал посмотрите. У нас тоже есть толкования; программа «Экзегет» тоже транслируется, много бесед.
– Есть еще толкования Феофилакта Болгарского. Это конспект всех слов Иоанна Златоуста. Но самый лучший – Златоуст. Даже люди не совсем книжные, когда начинали его читать, говорили: это какая-то фантастика! У нас в семинарии была преподавательница риторики, и она говорила, что в советское время ее отец достал (а это было очень сложно) все издания святителя Иоанна Златоуста. И она, школьница, на полгода закрылась дома и не выходила. Она была просто потрясена, это было такое открытие! Когда читаешь Златоуста, все просто начинает гореть внутри, это нельзя передать. Можно слушать, все давно записано дикторами, очень удобно. Едешь в метро – включил. По 30 минут в день, и будет замечательно.
– Вопрос от телезрительницы, его довольно часто задают: «Почему Иисуса Христа считают Богом? Ведь Он является лишь Сыном Божиим, о чем Он Сам неоднократно говорил в Евангелии…»
– И еще Господь говорил: «Я и Отец – одно»; «Кто видел Меня, тот видел Отца». Надо немного внимательнее читать Евангелие, а не быть избирательными.
Отчасти этот вопрос был поставлен и в IV веке из-за очень ярой и агрессивной деятельности ариан, которые тоже говорили, что Иисус – не Бог. Опасность такого арианского подхода могла бы обернуться тем, что христианство превратилось бы в моралистическую религию. Есть мораль, а никакой благодати нет. Если мы не причастны Христу, а Христос не причастен Богу, не является Богом, то речи о спасении быть не может. Один человек другого спасти не может. Спасает только Бог. Я считаю, тут нужно внимательнее относиться ко всему Священному Писанию, а не что-то частично выбирать.
– Но если что-то непонятно – все равно задавайте вопросы. Если не мы ответим, то к своему батюшке на приходе подойдите, не стесняйтесь.
– Обязательно.
– Вопрос от Натальи: «В 50-м псалме есть такие слова: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Если мы рождены в законном браке, как можно растолковать эти слова?»
– Есть разные подходы к толкованию, но традиционное православное толкование говорит, что этот стих передает главный смысл того, что через рождение человеку передается первородный грех. Само супружество, зачатие и рождение ребенка, конечно, грехом не является, потому что это Господь благословил: плодитесь и размножайтесь. Не может то, что Господь благословил, быть беззаконием. Просто это та цепь первородного греха, которая передается от человека к человеку и которая, кстати, преодолевается в таинствах Крещения и Покаяния. В таком ключе это и следует понимать, это святоотеческое толкование, и оно верное. Оно как раз открывается в свете того, что Христос есть именно Бог, преодолевающий этот наш первородный грех Своим пришествием.
– Вопрос от телезрителя: «Какие признаки и особенности Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа?»
– Самое интересное, что апостолов тоже интересовал этот вопрос. Господь им говорит, что будет повседневная жизнь и что этот момент будет очень неожиданным. Конечно, у нас есть очень много самых разных псевдопризнаков. Каждое поколение пытается увидеть в своем времени эти признаки. Помните, как это было во времена Петра I, когда некоторые говорили, что это точно Антихрист? А в советское время это было очень явно (и отчасти с этим сложно поспорить), потому что природа Антихриста как раз себя и проявила в этом безбожье. Это было и во времена святителя Иоанна Златоуста, и во времена апостола Павла, когда многие люди, как пишут в одном послании, побросали всё и начали вести катакомбный образ жизни.
Это совсем неверный подход. Когда мы ищем признаки Пришествия, есть вероятность того, что в душе поселится страх. А подлинные христиане ждут Второго Пришествия Христа с надеждой, как ждут самого любимого, дорогого человека. У Феофана Затворника есть такое выражение: Страшный Суд для кого-то действительно будет страшным днем, днем гнева, а для кого-то это будет долгожданная встреча. Может быть, не совсем верно постоянно во всем выискивать признаки Второго Пришествия, надо быть всегда со Христом. И в какой бы момент Он ни пришел, твое сердце возрадуется.
– Когда мы говорим слова молитвы: Да приидет Царствие Твое, – там об этом же говорится. То есть мы ждем Царствия?
– Получается, как минимум ждем три раза в день. Потому что есть апостольские постановления, которые гласят, что молитву Господню («Отче наш») надо читать три раза в день. Это было первое правило.
– Просто именно в нашем народе ожидание Второго Пришествия какое-то особенное.
– Изощренное, я бы сказал.
– Да, мы впадаем в какие-то крайности. Наверное, вряд ли очень полезно для духовной жизни задумываться об этом, как Вы думаете?
– У нас есть склонность все немного мистифицировать, оборачивать в какую-то страшную трагедию, в фатум бесконечного. Поэтому лучше все-таки уходить от этого. Ученики тоже ведь спрашивали про момент Второго Пришествия, им было интересно. Господь отвечает, что никто об этом не знает, даже ангелы небесные. Потому что это неполезно для человека. Например, если бы мы даже узнали сейчас о времени Второго Пришествия, я очень сомневаюсь, чтобы в нашей жизни что-то поменялось бы.
– Общался сегодня с одним батюшкой и спросил его: «Началась специальная военная операция. Вы видели больше людей в храмах?» Он говорит: «Нет, стало меньше. И ладно бы, что людей нет, но я не вижу записок о здравии воинов и их упокоении».
– Нет, у нас много.
– Это пример того, как бывает. Храм в спальном районе. Может быть, слишком тихий район попался, но такую тенденцию много где встречаешь.
– Во времена ковида думали, что потом будет какой-то всплеск, когда все храмы откроются. Открылись храмы, потихонечку стали наполняться. Только через два года, наверное, мы вернулись по уровню наполняемости храмов на доковидные показатели. А что касается русских людей, их очень долго ничего не трогает: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
– Вопрос телезрителя: «Я почему-то считал всегда, что нужно любое дело начинать с самого начала. Так и Библию начинать надо с Книги Бытия. Потому что Христос говорил: исследуйте Писания. Он не о Новом Завете говорил, его тогда еще не было, а о Ветхом Завете. А так получается, что мы начинаем все с конца, как двоечники. Сначала подсматриваем ответ задания, а потом читаем саму задачу».
– Но на самом деле вне Евангелия, вне Пришествия Христова Ветхий Завет в принципе будет непонятен. Я думаю, будет верно сначала прочитать Евангелие. Когда прочтешь даже первое зачало Евангелия от Матфея, это родословие, читая эти имена в Книге Бытия, будешь понимать, про что эта история.
– Следующий вопрос у нас такой: «В Книге Бытия, когда Авраам встречался с Троицей в виде трех Ангелов, сказано, что Путники ели. Меня смущает, как они могли есть, если были бесплотны».
– Во-первых, там не сказано, что это были бесплотные Ангелы.
– Мы просто видим картину Рублева «Троица» и делаем выводы…
– Это понятно. Все-таки на иконах духовно выражают то событие, которое произошло. Само греческое слово «ангелос» переводится как «вестник». То есть Они все-таки, наверное, были в обличье человеческом. Если бы имели какой-то иной вид, скорее всего, бытописатель это как-то упомянул бы. Здесь надо хорошо углубиться в текст и понять это.
– А вообще в чем смысл пришествия трех Путников к Аврааму? Как это можно объяснить? Почему это возникло тогда?
– Пришествие трех Путников было связано с обетованием, что от Авраама произойдет великий народ. И Сара тогда засмеялась, что она уже старенькая и не сможет родить. А уже в православном понимании мы это истолковываем как первое ветхозаветное явление тайны троического бытия Божия. Много есть разных толкований, но, наверное, самое главное связано с этим.
– Следующий вопрос от Татьяны: «Готовлюсь к исповеди по книге отца Иоанна (Крестьянкина). Там указаны грехи, которые я не исповедовала и не считала за грехи. Если я буду выписывать свои грехи по этой книге, получится, наверное, целая страница. На исповеди много людей, очередь, пожилые стоят, и я, наверное, задержу людей. Как быть?»
Генеральная исповедь получается у человека. Как ее правильно провести?
– Правильно провести генеральную исповедь раз в год, Великим постом. И действительно, на практике многие так и делают, и это очень верно. Но если речь идет о регулярной исповеди, когда мы в субботу или воскресенье приходим, то лучше, наверное, все-таки каяться в тех грехах, которые вы совершаете сейчас, в которых действительно чувствуете свою вину перед Богом и ближними и от которых имеете твердое намерение избавиться. Но даже если еще не имеете намерения, все равно в них надо каяться и просить Бога, чтобы Он хотя бы положил доброе намерение на сердце.
Всю книгу Иоанна (Крестьянкина), наверное, не стоит переписывать. Она очень хорошая, строится на заповеди блаженств. Это один из самых лучших наших помощников.
– Просто есть разные книги в Интернете. Будучи семинаристами, помню, разбирали их. Мы таких грехов даже не знали… А вот книга отца Иоанна – самый лучший помощник в подготовке к исповеди.
Следующий вопрос: «Почему при принятии монашества дается другое имя?»
– Монашество – это что-то вроде второго крещения, новое рождение. И имя дается для того, чтобы новопостриженный инок имел всегда перед собой пример, которому будет подражать в своем монашеском делании.
– Получается, ему тоже все грехи прощаются? Или как это истолковывается? Многие думают, что принял монашество – новая ступень, новая жизнь...
– Да, получается, что так.
– Следующий вопрос: «Где граница между осуждением грешника и рассуждением о его грехе? И как эту границу не переступить?»
Вечный вопрос.
– Тонко и немного фарисейством каким-то отдает.
– То есть когда мы сплетничаем о человеке, о каком-то его недостатке или проступке, то говорим: мы же его не осуждаем, мы осуждаем его грех.
– Да, и делаем это все вместе, дружно, с чувством собственной правоты.
– И как здесь отличить одно от другого?
– Думаю, совесть подскажет. Я знаю (не из своего опыта, а из того, что нам говорят святые отцы), как преодолеть осуждение. Самый простой пример (я не помню, у кого из святых отцов это вычитал, по-моему, у Григория Богослова): если человек согрешает и его грех действительно вызывает в тебе какую-то реакцию, ты хочешь об этом другим рассказать, задай себе вопрос: чем я могу помочь этому человеку ради его спасения? В большинстве случаев – ничем, потому что нет собственного опыта преодоления того или иного греха.
Все-таки духовная жизнь, и жизнь именно в любви, направлена на то, чтобы жалеть человека и сострадать ему, особенно когда человек грешит. Поэтому самое лучшее преодоление осуждения – это всегда задаваться вопросом: могу ли я чем-то помочь ему? А когда уже ответишь на этот вопрос, тогда уже и рассуждать будет не о чем.
– Вопрос от Елены: «Скажите, кто до нас донес Ветхий Завет?»
– Иудейский народ. Была целая школа переписчиков. В III веке до Рождества Христова иудеи перевели Ветхий Завет на греческий язык. Причем интересно, что это иудейская версия греческого Ветхого Завета, с которой современные иудеи отчасти не согласны, потому что потом именно христиане и приняли эту версию в наш кодекс. Переписывали из поколения в поколение, потому что бумаги, как сейчас, не было, писали на папирусах, пергаментах, и постоянно требовалось это заново переводить. Но была даже целая школа толковников, которые следили за тем, чтобы все было тщательно cделано. У нас, по-моему, самый древний корпус Ветхого Завета уже переписан (это IV век).
– Следующий вопрос: «Почему мы целуем иконы в храме? Что это означает?»
– Во-первых, изначально, если посмотреть из истории, это знак особого приветствия – лобзание. Но приветствия бывают разные, как мы знаем из Священного Писания. Иуда тоже поцеловал Христа. И когда подходим к иконе с приветствием, лобзанием, всегда надо внимательно смотреть: что на сердце, что я принес Богу сейчас?
– Бывает, светские люди понимают это так: у этой иконы энергия сильная. И человек как будто заряжается.
– Бывают такие, называются «прилипалы». Всегда хочется вспомнить, как женщина, которая 12 лет страдала кровотечением, подошла ко Христу. Как она к Нему прикоснулась? За край одежды прикоснулась – и все. А тут подойдет человек, прилипнет к иконе и стоит 10 минут. Уже начинаешь молиться за него: «Господи, помоги ему скорее, мы устали». Да, такое бывает.
– Что означает помазание на вечернем богослужении?
– Помазание – это очень древний знак примирения человека с Богом, потому что помазываем мы елеем. У меня есть интересная история, которую мне рассказала одна нецерковная девушка. Она сказала: «Мы как-то должны были пойти в новогоднюю ночь гулять и по какой-то случайности забрели с подружками в храм. Шла вечерняя служба под Новый год, мы подошли под помазание, батюшка нас помазал крестообразно. И потом по какой-то случайности мы не попали на ту самую тусовку, где произошла очень некрасивая вещь с другими подружками. Я на всю жизнь восприняла это как знак Божьей милости и благодати». Вот так, с помазания, началась глубокая и осознанная церковная жизнь человека.
– Следующий вопрос: «Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, как сказано в Евангелии от Матфея. Как понять эту притчу: буквально или же здесь есть какой-то скрытый смысл?»
– Никакого особого смысла нет, просто очень яркий, образный ближневосточный язык. Смысл этой притчи сводится к очень простому: не творите праведные дела напоказ, говорит Господь, всё делайте просто. С одной стороны, с рассуждением, но не настолько доскональным: как, почему, чем это отзовется и так далее, рассуждая на сто шагов вперед. Все-таки милостыня – это не шахматный турнир.
– То есть думать, что сейчас я помогу этому человеку, а кто-то поможет мне когда-нибудь, – не очень честно?
– Да, это некое фарисейство, как будто выгоду ищешь.
– Следующий вопрос: является ли грехом искать Бога в других религиях, если крещен?
– Довольно интересный вопрос, конечно, хотелось бы немного его расширить.
– От себя скажу, что бывает такое: люди говорят, что один и тот же Бог в разных религиях, просто с течением времени Он по-разному назывался, но на самом деле Бог один.
– Нет, на самом деле тут есть нюанс. Можно искать Бога с точки зрения того, как человечество искало Бога. Это действительно интересно. И иногда в некоторых монотеистических религиях видишь некий Промысл Божий над целыми народами, которые некогда были язычниками, а в итоге получили некий лайт-вариант монотеизма, и, может быть, это для них и для окружающих их людей было спасительным.
Конечно, я не берусь с точностью об этом судить, но как минимум это интересно. В принципе, религиозный путь человека очень необычен, и даже иногда мы видим, что были какие-то просветления на этом пути. Почитать, например, что-то из древних греков… Недаром Платона называют христианином до христианства, что-то общее находим. Если, конечно, Вы верующий крещеный человек и сказали, что свою веру исчерпали, пойдете искать Бога в другом месте, то, думаю, надо серьезно задуматься, что-то пошло не так.
– Такое, кстати, бывало. Потом возвращались...
– Это бывает с людьми, у которых вся вера исключительно в интеллектуальной плоскости. Христианство – это опыт, мы верим не в историю. В центре нашей веры самое главное событие – воскресение Христово и постоянное благодатное общение с Богом в Евхаристии. Как только человек отходит от этого опыта, начинаются эти бесконечные интеллектуальные мытарства, которые могут тебя и к кришнаитам привести, и к иеговистам... Это очень важный момент, что центр нашей веры – это Евхаристия, благодатное общение со Христом.
– Все-таки можно попытаться понять христианство, это вера очень умных и думающих людей, а не как преподносят порой, что это религия бабушек, обрядов и ничего больше.
– Христианство в некотором смысле еще и сложнее, чем остальные религии, потому что это как раз вера осознанная. И у нас не просто набор каких-то действий, за каждым действием стоит очень серьезный смысл, направленный на обожение человека. Просто миру и очень многим религиозным системам тяжело принять, что человек может вместить Божество в себя.
– Коротко прошу Вас обратиться к нашим телезрителям с напутствиями на грядущий Петров пост.
– Дорогие наши телезрители, постом надо стараться чаще бывать в храме, на литургии. Сейчас у нас период отпусков, может быть, даже получится почаще бывать и на всенощных бдениях. Конечно, очень важно все то, что мы делаем, но без Христа мы ничто. Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них (Мф. 18, 20). Поэтому давайте не будем терять эту уникальную возможность быть как можно ближе и чаще со Христом. Особенно в этот замечательный, благодатный Петров пост. И потом уже все вместе будем прославлять святых первоверховных апостолов Петра и Павла, передавших нам Евангелие и веру Христову.
– У вас еще и престольный праздник будет.
– Да. Приходите, всех будем рады видеть.
Ведущий Сергей Платонов
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в поселке Керро Ленинградской области священник Олег Герасимов. Тема беседы: «О чем мы просим Бога».
Беседы с батюшкой. О чем мы просим Бога? Священник Олег Герасимов. 18 июля 2025
Евангелие 18 июля. Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную
Церковный календарь 18 июля. Преподобноисповедник Агапит
Прогноз погоды на 18 июля 2025
Этот день в истории. 18 июля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!