Беседы с батюшкой. Священник Сергий Уваров. 21 сентября 2025

21 сентября 2025 г.

В нашей студии – иерей Сергий Уваров, клирик храма в честь Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово (г. Москва).

– Всех поздравляем с праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Уже начался наш новый церковный год, и этот первый двунадесятый праздник открывает череду церковного года. О нем сегодня немножко поговорим.

Батюшка, какова основная значимость этого праздника? Что самое главное мы должны здесь подчеркнуть?

– Я всегда рекомендую посмотреть тропарь и кондак праздника. В тропаре и кондаке содержится вся суть, весь богословский смысл праздника. И в данном случае кондак отражает всю его глубину. «Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м». Тут проводится параллель: как эта супружеская чета избавилась от поношения бесчадства (бездетности), и уже в преклонных годах у них родилась Богоотроковица Мария, также Адам и Ева через это событие избавились от проклятия смерти, вечной погибели.

Получается, что мы уже в Рождестве Богородицы узреваем Рождество Христово, Его искупительную жертву и наше спасение. Такая выстраивается линия, вектор.

– Сегодня на службе один певчий даже начал петь тропарь Рождеству Христову. Перепутал…

– «Рождество Твое, Христе Боже наш…»? 

– Я говорю: «В принципе, логично. По-своему это все пересекается».

– Некоторые диаконы вместо «Помилуй нас, Боже по велицей милости Твоей» начинают читать 50-й псалом, такое тоже случается.

– Тот, кто часто бывает на богослужениях и до конца остается в храме, знает, что в каждый отпуст всегда произносятся такие слова: «…Богоотец Иоакима и Анны». Именно из-за этого праздника, из-за того, что Богородица появилась в их семье, Церковь уделяет им такое внимание?

– Это бабушка и дедушка Богочеловека, нашего Спасителя.

Перейдем к вопросам, которые задают наши телезрители. Вопрос достаточно сложный, но, думаю, очень важный: «Начался учебный год, дети пошли в школу. У всех разные ситуации, но они похожи и пересекаются. Получается так, что утром встаем – молитвы нет. Как правильно организовать себя, чтобы утро ребенок начинал с молитвы?» Если школа, например, не православная. Есть ли какие-то послабления?

– Конечно, детям (хотя это от возраста зависит) невозможно выдержать все утреннее молитвенное правило. У взрослых нет времени, а у детей возможности внимания ограниченные, они не могут устоять на длительной молитве. Поэтому, думаю, нужно выбрать наиболее понравившиеся молитвы из утреннего правила.

Как, например, у нас в лицее: утреннее правило – семь минут. В принципе, во всех православных школах и гимназиях утреннее правило не больше семи минут. Обычно это с «Трисвятое» по «Отче наш», краткая молитва ангелу-хранителю, «Богородице Дево, радуйся», тропарь кресту «Спаси, Господи, люди Твоя». Бывает, прибавляется молитва об учебе, которая есть во всех молитвословах, и молитва о живых (родителях, педагогах). Такое молитвенное правило. Детям больше и не нужно. Это уже хорошая база, хорошее, правильное начало дня.

Расскажите, что за лицей, каковы Ваши функции? Понятно, что Вы там духовник.

– Буквально недавно, с сентября, я стал духовным попечителем Лицея духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского в Измайлово.

– В чем особенности Вашей работы, Вашего служения в этом учебном заведении? Кроме того, что вы читаете утреннее правило, что еще?

– Это уже налаженная система. Духовный попечитель занимается многими делами, его функционал очень разнообразный. Прежде всего это, конечно, совершение богослужений, если при учебном заведении есть домовый храм. У нас он, слава Богу, есть. Храм старинный, был освящен к 90-е годы Святейшим патриархом Алексием II. Литургия совершается у нас раз в месяц. И раз в неделю я веду во всех классах занятия «Основы православного вероучения». У нас там, правда, только начальная школа и детский сад, но для каждой ступени проходят занятия на уровне понимания детей. Вот такие в основном обязанности.

– Что такое Бог, что такое добро. Какие, например, еще темы? Дети задают вопросы? Что их интересует в этом контексте?

– Я стараюсь проводить занятия так, как проводят педагоги: чтобы была смена деятельности, чтобы было интересно, была вовлеченность детей. Если я буду просто рассказывать – это будет скучно, и дисциплина сразу поплывет. Поэтому я провожу диалог с детьми, даю задания для закрепления материала. Они могут что-то раскрашивать, смотреть короткие мультики по Ветхому Завету (есть такие хорошие мультфильмы, буквально по три минуты). Надо постоянно их как-то занимать…

– Сеять зернышки, да?

– Да.

– Вопрос от телезрителя: «Я хотел выяснить: ветхозаветные пророки знали, что Бог триедин? Или это было принято на Никейском Соборе во времена Константина? Потому что даже в посланиях апостола Павла он пишет: Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Христа он Богом не называет».

 Апостол Павел в других своих посланиях пишет: от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог. Причем существуют разные переводы. Сейчас появилось множество переводов более ранних греческих рукописей. Их сопоставляют, берут кусочки из Синайского кодекса, Ватиканского кодекса, чтобы текст оказался наиболее приближенным к первозданному виду.

Есть еще и другие цитаты из того же Евангелия, где Христос говорит: Я и Отец – одно. Можно много цитат привести. И еще, например, из апостола Павла: Велика благочестия тайна: Бог явился во плоти. Куда еще больше? В начале было Слово, и Слово было Бог. Понятно, что Слово – это и есть Христос, Слово воплотившееся. Поэтому достаточно в Новом Завете мест, которые доказывают Божественность Иисуса Христа. Поэтому не будем возвращаться к арианским спорам.

А что касается Ветхого Завета, то при сотворении мира как описывается этот момент? Бог как бы рассуждает Сам с Собой: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Почему же Он говорит во множественном лице? Иудеи не могут дать нам вразумительного ответа на этот вопрос. Только в христианстве мы находим его. Потому что это и есть Троичный Совет, как богословы, святые отцы его называют.

Дальше: Аврааму Бог явился в виде трех Ангелов. Он мог бы явиться в лице одного Ангела. Но почему же Он явился в лице трех? Бог – это Троица. И еще одно место у пророка Исайи, он видит в видении храм Божий, исполненный славы Господней, и там херувимы и серафимы что воспевают? Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! исполнь Небо и земля славы Твоея. Почему они три раза воспевают: Свят? Тоже указание на Святую Троицу. У пророков мы никогда не найдем прямого и ясного указания, они всегда вещают нам в аллегорической, загадочной форме.

Например, как говорится о воскресении Христовом у пророка Даниила? Будет предан смерти Христос, и не будет. Это же надо еще догадаться, о чем идет речь. Пока Христос не воскрес, наверно, те, кто читал эти пророчества, не понимали, что это значит: и будет, и не будет… Всё как будто под вопросом? А когда это произошло, когда Господь воскрес на третий день, тогда стало ясно, что это пророчество исполнилось. И так практически со всеми пророчествами: только когда наступает это предсказываемое событие, становится понятно, о чем шла речь. Мы сопоставляем «а» и «б», и все становится на свои места. Поэтому Ветхий Завет невозможно понять без Нового.

Вопрос от телезрителя: «Сначала хотел сказать, что всей своей жизнью готов был свидетельствовать о помощи Пресвятой Богородицы. Ее материнскую любовь я всегда чувствую. И в каких бы я ни был обстоятельствах, я знаю, что Она поможет, и всегда Она помогает. Вопрос такой: что Вы можете сказать о том, что Пресвятая Богородица не пребывает в Царстве Небесном, а ходит по земле и помогает всем людям, которые обращаются к Ней?»

Это, в общем-то народное предание. Если мы обратимся к Церковному Преданию, к богослужебным текстам прежде всего, к писаниям святых отцов, то само даже наименование «Царица Небесная» говорит о том, где Она пребывает. А то, что Божия Матерь неоднократно являлась на земле, – это мы знаем. И преподобному Сергию, и преподобному Серафиму Божия Матерь являлась. И это было нечто из ряда вон выходящее: Она с небес спускалась на землю, чтобы засвидетельствовать определенное чудо.

– Почему сложилось именно такое особое почитание Богородицы? С чем это связано? Получается, что народ сам выбрал и начал Ее прославлять. Или же это было закреплено изначально? Как это вообще сложилось?

Народ, наверно, откликнулся уже на те богослужебные тексты. Не зря же у нас народ так любит подпевать, когда на вечернем богослужении поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа». Хорошо, когда хор поет известные и достаточно простые напевы. Там Она именуется «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», и если уж Церковь ставит Ее выше ангельских Сил, то как мы может не подхватить это прославление?

Можно даже провести такую аналогию. Апостол Павел говорит: Христос – это Новый Адам. Так и здесь: как через Еву Адам согрешил, так через Богородицу является Тот, Кто спасает нас от греха, от проклятия смерти и вечного осуждения.

– Такой вопрос прислал телезритель: «Что нужно сказать в конце исповеди?»

– Я бы не стал превращать исповедь в протокольный текст, чтобы все было по регламенту. Кто-то заучивает, а кто-то выписывает текст из известной брошюры святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся»: «Исповедую Тебе, Господу Богу моему, и перед тобой, честный отче…»

– Меня один батюшка так и учил. А потом перечисляешь грехи.

– Мне кажется, это момент очень личный и в некотором смысле творческий. Он не должен быть регламентирован, потому что это все должно идти от сердца. Мы же как раз и призываем к тому, чтобы исповедь не превращалась в «отчет о проделанных грехах». А если от сердца – то сердцу не прикажешь: говори вот такими словами или другими. Каждый раз это всегда по-новому получается.

– «Батюшка, ну все, я закончил». Так? Надо пытаться выстроить какие-то доверительные отношения со священником, чтобы чувствовать друг друга.

Многие так заканчивают: «Наверно, это все, что я заметил в себе за последнее время, с момента последней исповеди». Какие-то такие фразы. Или просто: «Прости меня, Господи!» И перекреститься. И уже становится понятно, что это какая-то точка.

– Почаще нужно на исповедь приходить, и многие вопросы отпадут.

Все как-то интуитивно происходит. Само придет.

– Вопрос от телезрительницы: «Мне 11 лет. Меня в школе расспрашивают про мою веру. Спрашивают буддисты или мусульмане. Как быть настоящим миссионером и исповедником своей веры? Я запуталась. Как рассказывать о Христе, подробно или же вкратце?»

Как правильно себя вести в такой ситуации ребенку?

– Все зависит от конкретной ситуации. А вообще надо руководствоваться тем правилом, которое нам оставил апостол Петр в одном из своих посланий: Будьте всегда готовы всякому, требующему отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Мы должны только тогда проповедовать о Христе, когда видим с другой стороны некий запрос и интерес. А если просто будем навязываться? А человек вообще не готов, не хочет слушать. Мы этим только навредим. Скажут: какой-то фанатик привязался

Поэтому обязательно нужно учитывать состояние души человека, с которым ты разговариваешь. Нельзя просто наговорить чего-нибудь и потом еще внутренне себя похвалить: какой я молодец, столько всего умного и правильного рассказал... А у тебя хоть какая-то душевная связь образовалась с этим человеком? Или собеседник просто из вежливости не хотел тебя перебивать? Поэтому нужно обязательно чувствовать, что происходит с другой стороны, какая реакция...

– Тем более если еще дети.

– Конечно.

Может быть, здесь самая большая проповедь – это твоя жизнь? Например, не ругаешься плохими словами, потому что православный. Это какой-то отпечаток накладывает. Я в армии не курил. Там все курят обычно. Я вообще не курил, а в армии – тем более. И все знали: он в семинарии учился, батюшкой должен стать, вот и не курит. Это была большая ответственность: где-то не оступиться, плохое слово не сказать…

– Сам Господь говорит, что мы – соль земли. Если соль перестанет быть соленой, то что ее заменит? Если мы перестанем, будучи христианами, соответствовать этому званию, то горе нам. И от людей горе, и от Господа горе будет нам, конечно.

 Нужно ли на исповеди каяться в грехах, в которых забыл покаяться на предыдущей исповеди?

 Чтобы совесть не смущала, конечно, надо.
 
 
 А если ты пришел на исповедь и рассказал грехи, но не все. Не сказал о каких-то своих повседневных маленьких грехах, которые, видимо, уже закоснелые, и смысла о них говорить уже, наверное, нет. И вот священник читает разрешительную молитву. Эта молитва касается всех грехов или же только тех, о которых ты рассказал?
 
  Господь по Своему человеколюбию, милосердию, идя навстречу искреннему сокрушению сердечному, конечно, прощает все. Это есть как бы залог, некое условие нашего примирения с Богом и возможности приступить к таинству Святого Причащения. Поэтому, конечно, когда человек умышленно утаивает какой-то грех, то все грехи не прощаются именно из-за этого лукавства, из-за какой-то хитрости и трусости, к которым человек прибегает.

 А если ты осознанно это делаешь, получается, что все напрасно?

 Да.

 И приступать к Чаше тоже, получается, будет не очень порядочно.

 Это хорошо, если человек признается. У меня был недавно такой случай. Одна женщина исповедуется и говорит: «Вот, пожалуй, все, что я хотела сказать. А о другом я пока не готова Вам рассказывать». Хорошо, что она сказала об этом. Пришлось объяснять ей, что она, получается, аннулирует всю исповедь: «Нет такого препятствия, которое нельзя преодолеть. Если Вы сомневаетесь во мне как священнике, то это говорит о том, что Вы не воспринимаете священника так, как его нужно воспринимать, что он свидетель покаяния, а не судья. Он не будет вас за это наказывать, как-то смеяться или рассказывать кому-то об этом. У нас же не зря есть запрет на разглашение исповеди».

Священник действительно, можно сказать, хоронит в себе все, что слышит на исповеди. Даже многие священники часто говорят: «Господь мне дал такой дар: я забываю все, что мне на исповеди рассказывают». Может, так и есть, чтобы это не тяготило человека, развития каких-то помыслов не происходило.

 Можно совсем с ума сойти, если думать о каждом грехе.

 Конечно. Мы порой даже, наверное, и не замечаем, как Господь Своей благодатью действует, как этот дар священства в нас проявляется, что действительно мы очень снисходительно смотрим на человека. У нас даже не возникает презрения, наоборот, только какое-то снисхождение, жалость к человеку, желание ему помочь. Ни в коем случае не возникает ни превозношения, ни осуждения. Господь Духом Святым сердце священника изменяет, он уже по-другому смотрит на человека. Если бы об этих грехах услышал не священник, то, конечно, стал бы и презирать, и осуждать, и ужасаться. А мы только воспринимаем это как некий повод помолиться за этого человека. Вот так меняется сердце священника.

 Еще батюшки говорят, что ничем их не удивишь.

 И это тоже есть. Они уже слышали все, что можно. Правда, мне один знакомый священник говорил, что у него киллер исповедовался. У меня таких на исповеди еще не было. Слава Богу, наверное.

 И как батюшка должен в этой ситуации поступить?
 

  Этот священник утверждает, что это было прямо искреннее покаяние, человек давно эти грехи совершал, в 90-х годах. Ему ничего не оставалось, как действительно принять эту исповедь, засвидетельствовать покаяние и отпустить этот грех.

 Вопрос: «Семь лет назад я похоронила мужа, хотели повенчаться, но не успели. Так получилось. Брак законный. Ничего нельзя исправить?» 

Стоит ли переживать вообще, если брак действительно был законный и зарегистрирован в государственных органах?

 Нет, конечно, не стоит, потому что такова воля Божия. Наверное, есть переживание, будут ли они в вечности вместе.

 Стоит ли сильно акцентировать внимание на этом?

  Конечно, нет. Мы верим и исповедуем милосердие Божие, что любовь сильнее смерти. А если Господь нам дает такую возможность  соединиться узами духовными, то слава Богу. Не дал Господь такой возможности  опять же слава Богу за все. Святитель Иоанн Златоуст заповедовал благодарить Бога за все.

 Вопрос: телезрительница пообещала Богу перед домашним иконостасом, что бросит пить ради того, чтобы дочь перестала употреблять алкоголь и курить, и нарушила этот обет. Как поступить в этой ситуации? Ради дочери принимала на себя обет, но его не сдержала.

 Если один раз нарушила и это больше не повторяется, то это одна история. А если она постоянно обет нарушает  значит, вообще не в состоянии его исполнить. Поэтому это вопрос о том, что человек должен давать такие обеты, которые он действительно в состоянии исполнить. Иначе он, получается, и другому человеку пользы не приносит этим обетом, и себе еще вредит, свои грехи умножает. Зачем это делать?
 
 
 Следующий вопрос: «Встречаюсь с молодым человеком, он баптист. В детстве был крещен в православии. Православие баптисты не отрицают, уважают, но считают, что спасение не только в православии, но и в других конфессиях. Даже слушают православных священников, но все равно остаются при своем. Я испытываю к нему чувство, надеюсь, что будет создана семья. Как здесь повлиять на то, чтобы он действительно перешел в православие?» 

Молодой человек, видимо, понимает суть веры, но ему по душе баптисты. Как здесь быть девушке?

 Скорее всего, здесь идет речь о том, что в баптистской Церкви ему более комфортно.

 Наверное, именно так.

 Я не говорю про какие-то примитивные вещи, что там есть лавочки, ты сидишь всю службу, а имеется в виду, что там такая атмосфера, что ты, может быть, оказываешься в центре внимания или служба там простая для понимания. Нет той глубины, в которую нужно вникать, разбираться, что имеет место в православном богослужении. Может быть, из-за этого.

Но надо рационально разобраться, в чем разница между конфессиями Когда говорят, что, в принципе, все одно и то же, все дома Богу молятся, это говорит только о том, что люди просто не хотят в это вникать. Они искусственно создают такую ситуацию, как будто там всё об одном и том же. А если вникнуть глубже, оказывается, что там далеко не одно и то же. Есть книги по сравнительному богословию, где можно досконально разобраться, в чем отличие протестантов от православных в богословии, в богослужении. 

 Есть разные течения в протестантизме, много разветвлений и так далее.

 Как раз парадоксальность протестантизма в том и заключается, что они вроде бы говорят: главный принцип  опора только на Писание. Библия одна, мы это прекрасно знаем, а протестантов так много, что даже религиоведы не могут перечесть, сколько их вообще. Можно какой угодно принцип провозглашать, но объединяет верных только Дух Святой, а не какие-то лозунги или принципы.

У них можно поучиться только знанию Писания.
 

  Да, мы должны подтягиваться до их уровня. Они его действительно очень хорошо знают, могут цитировать запросто. Здесь мы должны на них равняться.

 Иногда они вводят в ступор наших братьев, когда начинается спор, а у нас база слабенькая. То есть надо тут задуматься. Возможно, он у этой девушки видит некую слабость в каких-то моментах. Значит, надо подтвердить свою веру, сделать так, чтобы он захотел вернуться в православие, ведь крещен же он в православии. Просто здесь вопрос в том, насколько семья будет в этой ситуации крепкой, здоровой. Будет ли в семье мир, если он там, а она в православии?

 Конечно, в семье должен быть общий мировоззренческий фундамент. Потому что дети потом будут жертвами этого разделения. И в какую церковь их водить? На двух стульях не усидишь, это точно.

 Да, здесь нужно много раз подумать.

 Надо к общему знаменателю прийти обязательно.

 Следующий вопрос: «Хотелось бы жить по-христиански, но проблема в том, что ко многому приходится себя принуждать. Например, мне легко любить ближнего, помогать, прощать, а вот поститься, часто ходить на службу, читать долгие молитвы не могу  не справляюсь. Говорят, приобщение к Богу не должно идти через принуждение. Но, может быть, все-таки я себя жалею? Вразумите, пожалуйста».

Мне представляется, что в реальности все как раз наоборот обстоит, потому что внешние молитвенные правила, посты у нас не железобетонные. Опять же в пост для беременных предлагается одно, для пожилых  другое, для детей  третье и так далее. 
 Также и молитвенные правила исполняются с учетом разной степени загруженности человека в миру. Поэтому это все как раз решается индивидуально с духовником, и эти рамки очень даже варьируются.

А вот любить ближнего  я бы не сказал, что это легко. Это, может быть, какая-то иллюзия. Пока нас, как говорится, против шерсти не погладишь, нам кажется, что легко любить ближнего. Я поэтому говорю, что смиряться даже перед священником или перед Богом на исповеди гораздо легче, чем смириться перед ближним, попросить прощения. Это сложно. На исповеди так легко все сказать. А вот перед человеком повиниться, уступить ему, промолчать, не ответить на провокацию  это очень сложно. Поэтому я думаю, что просто у человека период в жизни такой тихий и спокойный, что пока еще эти страсти не проявили себя. На самом деле любить ближнего, смиряться очень сложно.

 Может быть, проблема еще в том, что человек только приходит к вере, начинает узнавать о ней. А молитва это разговор с Богом. И если молитва для тебя только вычитывание правил, разве это хорошо? Если радости нет при вычитывании молитв, как здесь быть? Своими словами молиться? Что можно посоветовать в этой ситуации, когда ты читаешь текст и не понимаешь, о чем там говорится?

 Для кого-то проблемой является сам церковнославянский язык. Почему раньше это не было проблемой? Уже с детства наши предки слышали молитвы на церковнославянском языке. То есть это был язык, который с молоком матери впитывался. Не было такой дистанции между современным русским языком и церковнославянским.

Сейчас, когда человек воцерковляется в 3050 лет, конечно, для него церковнославянский язык как какая-то непосильная ноша, какое-то бремя, которое его тяготит. На «Азбуке веры» есть молитвослов с параллельным переводом. Можно читать пока первое время на русском языке, потихонечку заглядывать в церковнославянский. Такое сопоставление и будет освоением этого трудного языка. А потом как некая завеса падает  и вдруг осознание: как же я этого не понимал? Оказывается, все просто. То есть это не иностранный язык, не нужно бояться, что потребуется очень много усилий. Это просто дело некой привычки. Нужно просто какое-то время преодолеть этот барьер.

 Я встретил как-то один телеграм-канал, и там на славянском языке рассказываются современные новости. Например, прошла встреча Путина и Трампа. И они пишут, что в лето семь тысяч триста такого-то года от сотворения мира думские дьяки встретились там-то и там-то. И огромный текст на славянском языке. В комментариях многие даже делают интерпретацию. То есть, может быть, где-то авторы ошиблись, по-своему переписывают. Там очень много подписчиков, и даже очень интересно читать иногда, как бы об этом рассказали в XIV веке, то есть они вот так интерпретируют, переписывают на славянский язык наши новости. Это вполне себе интересно и познавательно. Там очень интересно, как современные слова они переделывают на церковнославянские (например, «летающая колесница»  это «самолет»). Это очень красивый язык, очень богатое наследие у нас, и не надо его терять, мне кажется.

 Конечно. Есть другая проблема, когда как бы надоедают, оскомину набивают одни и те же молитвы. И тоже есть решение этой проблемы. Если человек читает все молитвенное правило и чувствует, что не может больше одно и то же читать, он может, допустим, в один день четные молитвы читать, в другой день  нечетные. А так у нас ведь есть Канонник  предок молитвослова. Молитвослов на самом деле стал формироваться только с XVIII века. Не было никакого молитвослова раньше. То, что мы сейчас держим в руках под названием «Молитвослов», пошло из Бреста, Львова и Киева. Там стали первые молитвословы формироваться. Митрополит Киевский Петр (Могила) взял многие молитвы в свой большой Требник, именно позаимствовал иезуитские молитвы, перевел их с латыни на церковнославянский, как-то адаптировал, поправил все, что не соответствовало православному богословию. Это все очень интересно складывалось. У нас даже был такой предмет в Николо-Угрешской семинарии: «История православного молитвослова». Очень интересный предмет.

Как формировались молитвы?

 Да. Тот, кто в храме читает на клиросе утреню, полунощницу, повечерие, может заметить, что, оказывается, часть молитв в утреннем и вечернем правиле взята из повечерия, из полунощницы.

Так вот, есть Канонник. Вот какой был изначально молитвослов. И там в каждый день недели свои каноны. В понедельник  Небесным Силам бесплотным, во вторник  Предтече, в среду и пятницу  Кресту, в четверг  апостолам и святителю Николаю, в субботу  всем святым. Можно читать по Каноннику правило, будет более разнообразно, это не возбраняется.
 
 
 Один священник советовал: если тебе тяжело или пропускаешь правило, можно в течение дня читать 50-й псалом. Он даже привел пример, что диакон, когда кадит по храму, читает 50-й псалом про себя.

 И на Херувимской также диакон читает 50-й псалом.

Самая универсальная молитва: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».

 Псалтирь это учебник молитвы.

Как можно устать читать 50-й псалом?

Только если ты себя почувствовал безгрешным, наверное, и не нуждаешься больше в таком псалме. 

 Псалмы 50 и 90 популярны среди православных.

 Псалом 90 популярен с целью некой защиты от чего-то дурного, от какого-то зла. К сожалению, у нас по-прежнему в народе очень сильны представления о сглазе, порче. И, кстати, даже приходят пожилые прихожанки, которые ездят по монастырям, старцев выискивают, и говорят: «Старец мне сказал: ты порченая». То есть даже православные священнослужители немного дремучие, скажем так.

 Надо еще разбираться, что это за служитель. Может быть, это вообще какой-то ряженый.

Пугают наших бедных прихожан какими-то порчами. На самом деле эта терминология магическая и языческая по своей сути. К сожалению, есть такое у нас.

 Опять же нападки бесов тоже существуют. В патериках мы об этом читаем.

 Да, но мы не должны это делать центром нашей духовной жизни. Мы не должны жить в этих страхах: тут порча, там сглаз, тут бесы, конец света. Какая-то мрачная обстановка получается. 

Русскому человеку это нравится. А про конец света  это вообще любимая тема.

Поэтому надо почаще открывать апостольские послания, которые у нас опять же редко кто читает. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 1618)  вот такие азбучные истины приходится напоминать людям. Открываем Америку каждый раз.

 Следующий вопрос как раз про монастыри: «В некоторых монастырях встречаются такие требы, как вечное поминовение. Правда ли это? Расскажите, возможно ли, что монастырь действительно будет вечно молиться о грешном человеке даже после его смерти?»
 
  Есть такой казус. Вечное поминовение живых невозможно, потому что человек не может жить вечно здесь, на земле. Кстати, в храме, в котором я раньше служил, было раньше вечное поминовение и о здравии, и об упокоении. А с приходом нового настоятеля самый большой срок поминовения стал пять лет. Потому что не все же придут и расскажут, что вот этот человек преставился, надо его переписать из живых в усопшие. А если некому вообще заявить об этом? Поэтому тут тоже есть проблемы.

 Как в 1917 году. Наверное, там тоже как-то молились монахи, потом монастырь закрылся, монахов разогнали.

 Это уже форс-мажор.

 Кто будет молиться-то, получается?

 Этого они уже не могли предвидеть, это обстоятельства непреодолимой силы.

 Но действительно монастыри и монахи молятся за всех нас.

 Есть там еще Неусыпаемая Псалтирь, многие знают об этом.

Мы читали Неусыпаемую Псалтирь, когда учились в семинарии, у нас были смены. В лавре были специальные книжечки с именами. Наверное, сейчас эта практика тоже есть. Перепечатываются имена из записок, которые люди подавали на год или еще на какой-то срок. Я уж точно не знаю, но каждому монаху давали по две-три книжечки. И братья приходят на службу, открывают и молятся.
 
 
Бывает такое, что во многих монастырях эти книжечки дают читать просто любому человеку в рясе. Я был в Псково-Печерском монастыре, мне сразу монах эту книжечку дал.

Вам можно, Вы же батюшка. Я хотел бы Вас попросить подытожить наш сегодняшний эфир, обратиться к нашим телезрителям.

 Дорогие братья и сестры, еще раз всех сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Рождества Пресвятой Богородицы. И хотел бы напомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, что храм это школа молитвы и училище благочестия. Ни по каким книгам вы не научитесь любить Бога, молиться Богу, иметь с Ним тесную связь, только если будете использовать всякую возможность и приходить в храм Божий на богослужение (не только на литургии, но и на вечерние богослужения). И потихонечку, со временем все вам будет открываться. Постепенно вы откроете для себя глубину мира богослужения. И уже это будет для вас источником духовной радости и духовной мудрости, которую вы будете постоянно черпать. Этот источник неисчерпаемый.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X