Сегодня у нас в гостях иерей Сергий Уваров, клирик храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке в Москве.
– Какая-то приятная усталость у нас после праздников. Давайте немного поговорим о празднике Богоявления. Когда-то в древности этот праздник отмечался вместе с Рождеством Христовым, потом исторически получилось, что они разделились. Базовые вопросы: зачем мы освящаем воду, в честь чего? почему это происходит два раза? и какая вода важнее?
– Действительно, праздник изначально имел разные названия в разных Поместных Церквях: и Святое Просвещение, и Боговоплощение. Потому что этот праздник объединял два события: Рождение Богомладенца Христа и Его явление миру – Богоявление. Это одно значение праздника, а другое связано с тем, что на реке Иордан явилась вся Святая Троица. Отец возгласил, услышали Его слова: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Сын явился – воплотившийся Господь Иисус Христос, и Дух Святой в виде голубя сходил на голову Спасителя. Вся Святая Троица явилась на Иордане. Это второе, почему праздник называется Богоявлением.
Вода, конечно, одинаковая и в сочельник, и в сам праздник. Сочельник – это народное название, а церковное – «навечерие», то есть преддверие праздника. Это настолько великие праздники – Рождество и Крещение Господне, что только у них очень торжественные предпразднства, и само богослужение сочельника мало чем отличается от праздничного. Дни предпразднства есть и у других праздников, но они, так сказать, проходят незаметно. Если мы вникнем в особенности, то обнаружим, что тропарь и кондак сочельника (навечерия) отличаются от тропаря и кондака самого праздника. Но читаются одни и те же Евангелия; эти зачала, то есть отрывки, повторяются несколько раз. А паремии Великого освящения воды читаются и во время царских часов, то есть в навечерие (в сочельник). Там все очень переплетено. По сути дела, начинается праздник уже в сочельник.
А вода одна и та же. Почему? Это легко доказать: чин освящения воды один и тот же 18 и 19 января, мы совершаем его по одному богослужебному тексту. Поэтому все те, кто пытается доказать обратное, вынуждены отступить.
– А почему два раза должны освящать, почему так получилось?
– Если праздник уже начался, как я сказал, то как же уйти? Отслужить такую длинную службу: царские часы, вечерню и литургию, – и уйти без воды? Не хватало бы завершающего аккорда. Этим аккордом и является Великое освящение воды.
– Иордан возвратися вспять – эту фразу часто слышим во время богослужений. Что действительно происходит с Иорданом в этот момент?
– Вода Иордана бурлит. Она и так мутная, но становится еще более мутной, потому что в ней происходят завихрения, водовороты. Действительно, в каких-то отдельных местах видно, что вода начинает течь в другую сторону. Не вся река, но вдруг ни с того ни с сего образуются некоторые течения и начинают идти в другую сторону. Это удивительное явление.
– И сейчас оно происходит?
– Да, происходит. Мы это тоже можем увидеть: есть видеосъемки – и любительские, и официальные в СМИ.
– Купаться можно сегодня или надо соблюсти правила: с 18-го на 19-е число?
– Я бы не стал рассуждать о времени, а вообще сказал бы, что моржевание не является частью православной традиции.
Если мы говорим, откуда это пошло, то, конечно, надо сказать о реке Иордан. Но это уже относится к паломничеству. Если кому-то хочется прикоснуться к историческому событию, побывать на том месте, где Спаситель погружался в иорданские воды, то пожалуйста, приезжайте в Израиль. Там проходят торжественные богослужения с участием Патриарха Иерусалимского, можно погружаться в реку до или после них, когда представится возможность.
Но на Руси, оказывается, крещенские купания в проруби (сейчас уже есть исследования на эту тему) возникают только в XIX веке. То есть это относительно новая традиция. Никаких крещенских купаний в средние века не было. Опять же с точки зрения медицины, науки это удар по иммунитету.
Что такое моржевание? Это закалка холодной водой. Если человек регулярно хотя бы принимает контрастный душ, то ему не противопоказано погружение в прорубь в ночь с 18-го на 19-е. Я живу в Измайлово, там в Лебедянском пруду всю зиму проруби, пока есть лед. Сейчас-то, понятно, рубить нечего, такая зима у нас. Люди ходят погружаться регулярно, у них организм уже настроен на такие перепады температур. А если человек весь год сидит на мягком диване, кутает свою шею шарфом, ходит в шапочке, чтобы, не дай Бог, его не продуло, и вдруг решит пойти на такой шаг, мне кажется, тут надо вспомнить слова из Ветхого Завета: не искушай Господа Бога твоего. Мы думаем, что Господь нас защитит…
– А как же «святых вод освящается естество»?
– А что мешает попить эту воду? Пейте ее, я всем говорю. Окропляйтесь водой, мажьтесь даже, как сказано в тексте освящения воды. Почерпите воду с веселием, то есть запасайте ее на весь год, добавляйте в еду. Есть множество разных способов употребить святую воду. Зачем же лезть в ледяную воду, когда человек к этому совершенно не готов?
– В общем, Вы против купания?
– Просто спросите у врачей, которые дежурят там, я с ними разговаривал. И инфаркты случаются, и сердечная остановка. Да, может быть, это случается не массово, но даже этих случаев достаточно, чтобы не рекомендовать такое экстремальное погружение.
– Все-таки важнее прийти на богослужение, причаститься?
– Да. Знаете, я бы хотел поделиться. Мой номер телефона есть на сайте храма. Вчера он у меня просто разрывался, и хоть бы один звонивший спросил: когда начало службы, исповедь, причастие? Нет, все звонят только с одним вопросом: у вас будет купель? у вас будет освящение воды и купание? Десятки людей спросили. Никому не нужна служба, никому не нужна молитва, только вот такой аттракцион нужен, извиняюсь. Кто-то приходит туда свои татуировки показать. Не зря же делал татуировку, надо показать ее кому-то. Тут как раз есть подходящая обстановка: народу много, будет кому оценить. К сожалению, и такие моменты есть.
– Хорошо, наверное, православным где-то в южных странах. Красиво: океан освятили, окунулся.
– Вопрос от телезрительницы: «Я читала святого отца, как он в тюрьме совершал литургию на простой воде из-под крана. Десять лет назад я налила воды из-под крана в банку, закрыла простой закруткой; 10 лет прошло, я на нее поглядываю без конца – не испортилась она нисколько. Боюсь ее открыть. Что с ней сделать? Я же не могу ее просто выпить? Или могу – и на все воля Божья? Мне так хочется ее выпить каждый год, но хочу у вас спросить совета».
– Момент во многом спорный. Есть строгое мнение, которое высказывает, наверное, большинство священников. Они говорят: если вод освящается естество, то тогда один священник или, допустим, патриарх освятит воду и остальные священнослужители могут этим не заниматься – вся вода освятилась. Каждый может у себя дома открыть кран, налить воды. А зачем тогда, спрашивается, тысячи священников по всей стране освящают воду? Даже в одном и том же городе, в одном и том же селе? Какой в этом смысл, если сразу освятилось все естество? Получается, мы зря освящаем воду, если ее можно налить из-под крана?
Я все-таки придерживаюсь мнения, что просто налитая вода из-под крана – это не крещенская вода. Не надо к ней относиться как к святыне, которую нельзя вылить. Поэтому хотите – открывайте, пейте ее, если она пригодна для питья. Если нет, то полейте цветы, если смущаетесь вылить ее в раковину.
– У меня было такое, что святая вода зацвела.
– Старые священники, строгой школы благочестия, говорят, что такое происходит в случаях, когда люди хранят святую воду в неподобающем месте. Нельзя ставить ее на пол. Это просто небрежность. Не надо ставить ее на свет: зачем опять же искушать Бога? Пусть она хранится в темном месте, чтобы не создавать условий для цветения. Понятно, если это святыня, Господь сохранит ее в любых условиях. Но зачем нарочно что-то делать? Пусть святая вода хранится в каком-то темном месте и не на полу.
Один старый священник рассказал мне такую историю. Пришел к одной рабе Божьей человек, страдающий алкоголизмом, и увидел, что у женщины святая вода хранится в медицинских пузырьках. Может быть, она была медсестрой. Он подумал, что это спиртное, и с какими-то матерными словами, потому что был в состоянии похмелья, попытался все выпить. После этого у женщины святая вода стала портиться. Когда к воде прикасается человек совсем неблагоговейный, с пагубными, греховными привычками, он эту воду оскверняет. Получается, он отнесся к ней как к алкоголю.
Такие могут быть причины порчи святой воды. Наверное, это самое главное. Но если вы налили воду в нечистую тару, то ждать, что Господь будет Сам ее очищать… зачем? Возьмите бутылку из-под чистой воды и наливайте в нее.
У меня проблем с крещенской водой никогда, слава Богу, не было. Иногда только довольно быстро зацветала вода, привезенная с источника, где она бьет из-под земли. Но вода, которую я приносил из храма, никогда у меня не зацветала. Свидетельствую перед всеми.
– Одна телезрительница рассказывала, что у нее вода стояла сорок лет. Оставили ее и забыли, а потом нашли – и она не испортилась.
– Я тоже слышал такие истории. Мне батюшка рассказывал, что у одного священника вода с 1947 года хранилась, в 90-е годы он ее открыл и сказал – чистейшая вода. Пятьдесят лет ей было, полвека.
– Вопрос от телезрителя: «В том месте Иордана, где Иоанн крестил покаянием, в январе температура воздуха не превышает десяти-пятнадцати градусов. Получается, иудеи тоже моржеванием занимались?»
– Но десять-пятнадцать – это все-таки не четыре градуса. Я купаюсь при 18–20 градусах – это уже хорошая вода для купания, все-таки разница есть, я думаю. И опять же, как я говорил, река Иордан – это место паломничества, историческое место, мы ездим в Вифлеем, Иерусалим. Я бы сказал, что это паломничество в данном случае.
– Еще такой вопрос задают телезрители: каким крещением крестил Иоанн?
– Крещением покаяния.
– Все равно соблюдалась форма погружения в воду?
– В случае Иоаннова крещения это символизировало очищение. Опускаешься в воду и выходишь уже омытый, как бы оставляя грехи в воде, это омовение тела символизирует омовение души: выходишь из воды новым человеком, теперь больше не будешь делать то-то и то-то.
Люди спрашивают, что им делать. Иоанн Креститель отвечал на вопрос, например, говорил воинам: «Довольствуйтесь своим жалованьем, никого не обижайте». Мытарям, то есть сборщикам налогов, говорил: «Не берите лихвы никакой», – то есть ничего лишнего не берите, мошенничеством, коррупцией не занимайтесь. Это простые вещи, которые актуальны и в наши дни. Люди с чистого листа начинали свою жизнь, исправлялись, выходя из Иордана.
В случае Крещения Спасителя – мы видим это по богослужебным текстам – Иордан прообразует собой гроб, в который было положено уже Его тело, снятое с Креста. Так Крещение невидимыми нитями соединяется с последними, Страстными, днями Спасителя, с Его Пасхой страданий.
Он безгрешный, Ему-то нечего было омывать в этой воде, но Он берет на Себя грехи мира. Конечно, не в прямом смысле слова, а символически. Эти омытые грехи Он берет на Себя, чтобы потом пригвоздить их к Кресту, как апостол Павел об этом учит.
Поэтому крещение совершается в идеале погружением, если нет каких-то препятствующих условий. Например, когда мы крестим младенцев в реанимации (они находятся в кувезах), врачи разрешают использовать три капельки воды: Во имя Отца – капелька на лобик, – и Сына, и Святого Духа. В остальных случаях, когда ребенок здоровый, сорокадневный или старше, мы его крестим все-таки погружением. Погружение символизирует смерть Христову, положение во гроб. Поднятие из воды означает его воскресение из мертвых. То есть мы крестим в смерть и Воскресение Христа.
Вот почему святитель Филарет Московский называл всех, кто крещен не погружением, «обливанцами». Такое слово у него было крепкое.
– Сейчас тоже многие возмущаются: я погруженный (ая), а ты «обливанец», у тебя неполноценное крещение.
– Конечно, любое таинство, совершенное рукоположенным священником, который не находится в запрете, считаем действительным, свершившимся и не требующим какого-то дополнения или повторения. Крещение у нас неповторяемо, как мы знаем из Символа веры. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Но все-таки желательно – это относится уже не к крещеным людям, а к священникам, мы друг к другу как собратья обращаемся, – если есть возможность, крестить погружением и взрослых, и детей. Если у нас нет веских причин не делать этого, то это уже будет наш грех, наша вина. Люди здесь никак не пострадают.
– Для взрослых есть купели специальные, в реках крестят даже. Замечал, как молодому священнику младенчика страшно даже окунать в купель. Как здесь быть?
– Да, у нас в храме есть купель. Существуют разные техники погружения. Есть способ, когда лицом вниз. Знаю одного священника, он крестит экстремально: зажимает нос и рот на несколько секунд и быстро погружает. Но это экстремально: родители боятся в этот момент, дыхание у них перехватывает. Я уж не знаю, что чувствует ребенок, но, видимо, все нормально обходится, раз священник уже сотни детей покрестил таким способом. Но я все-таки не решаюсь так делать; погружение происходит полностью, кроме лица, органов дыхания. И техника безопасности, и погружение – все это сочетается в данном случае.
Вот два способа, если мы уже глубоко вошли в техническую сторону вопроса.
– Это очень интересно, потому что люди часто жалуются: батюшка нас не окунал.
– Да, или боятся: маленький, не утонет ли в этой купели… Многие мамочки тревожные бывают. Действительно, люди задают вопросы: как будете крестить?
– Вопрос телезрителя: «Меня зовут Владимир, я из города Курска. Мы храним Великую агиасму дома. Хранясь в бутылках и другой посуде, не освящает ли она и все помещение? У нас же и квартиры бывают освященные. И крестики на обоях, которые священник в момент освящения приклеивал, тоже, как бы сказать, освящают. И дополнительные крестики, иконы на стенах не способствуют ли еще освящению? Сколько можно освящать освященную квартиру? Я когда-то был в Площанской пустыни, и там источник выходил в озеро. Я воду набрал прямо в озере, и она хранилась у меня лет восемь. Когда набирал ее, даже рыбки рядом плавали. И вода, странное дело, вообще не портилась».
– Начнем с конца, насчет воды, которая не портилась. Тут можно ответить словами наших богослужебных молитвословий: Бог идеже хощет, побеждается естества чин. Он может сохранить и такую воду, которая, казалось бы, должна цвести, ведь в ней есть какие-то микроорганизмы, раз там целый живой мир рядом.
Конечно, бывают особые святые места. А с другой стороны, по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29). Многое зависит от нашей веры. Если человек действительно с глубокой верой и молитвой черпает воду, то, конечно, эта вода сохранится на долгие годы. Господь наш не мог совершать чудеса по неверию людей, которые с насмешкой на Него смотрели, свысока: «Да разве может быть из Галилеи что-то доброе? Какой же Он Мессия, какой Он Спаситель?» И с таким отношением, конечно, Спаситель не мог ничего сделать. Если сердце человеческое закрыто, как Он может совершить чудо? Поэтому все еще зависит от нашей веры.
И в каких случаях квартиру следует освящать? Часто обращаются за этим, а мы спрашиваем: квартира уже освящалась? И люди могут отвечать, что уже освящалась, наклейки с крестиками уже есть на стенах.
– А если купил квартиру у предыдущих хозяев, а квартира освящена? Хотелось бы для себя освятить ее.
– Тут нет каких-то строгих правил, нет такой книги, которую бы открыли, а там все эти правила были бы прописаны. У нас, например, есть документ о церковном браке, там четко указаны причины расторжения брака. Но таких правил, в каких случаях освящается квартира, нет. Есть «среднеарифметическое» мнение батюшек.
Бывает так, что человеку как-то не по себе, когда кто-то умер в квартире, ему хочется ее освятить, новую точку отсчета обрести, как бы обновить квартиру, чтобы избавиться от этих неприятных ассоциаций, воспоминаний. Это первое. Второй случай – ее можно освятить после ремонта, когда всю квартиру буквально выпотрошили. Квартиру после ремонта можно даже и не узнать, в нее входят как в новую. Поэтому хорошо бы новую страницу жизни в этой квартире начать с освящения. Или, как Вы правильно сказали, если раньше это была чужая квартира и мы не знаем, что здесь было до нас, что в ней происходило. Конечно, это тоже новая страница жизни, и эту квартиру можно освятить.
– Я знаю такую традицию, когда даже мирянин берет святую воду и окропляет жилище с пением тропаря. Так можно делать?
– Да, можно. Некоторые совершают мирским чином каждение: допустим, кладут ладан на паучок, который есть на лампадке, и ходят с ней по квартире, чтобы благоухание распространилось. Сами окропляют жилье святой водичкой, читая «Живый в помощи Вышняго» или «Да воскреснет Бог». Особенно после каких-то страхований, которые во сне случаются (каких-то тяжелых, тревожных снов). Многие так делают и действительно ощущают Божественную помощь, в сердце наступает тишина, умиротворение. Это вполне возможно, не запрещается.
– Тем более есть попразднство Крещения, можно и завтра, и послезавтра это сделать.
– Да, Церковь предписывает окропить жилище. Батюшка не может окропить святой водой все на свете. И каждый свое жилище может сам уже окроплять.
– А если батюшку позвать, то вообще хорошо…
– Да. Мы же даже храм окропляем, когда заканчивается богослужение в день Крещения. Сегодня мы окропили храм изнутри и снаружи, дом причта, павильон, где у нас воскресная школа, пекарню... Это такое ежегодное обновление. Вновь и вновь Господь нам Свою милость изливает в виде этой Великой агиасмы. И мы, конечно, стараемся, чтобы эта агиасма освятила заново все в храме, это тоже некая новая точка отсчета от Крещения до Крещения.
– Пришел такой интересный вопрос от телезрительницы: «Раньше я каждое воскресенье на праздники ходила в храм. А теперь появилось какое-то охлаждение. Я ищу различные поводы, чтобы не пойти в церковь. А если иду, то нет той радости, которая когда-то была. Мне советуют исповедоваться и причаститься».
Но наша телезрительница считает, что она недостойна. Что делать в этой ситуации?
– Получается, она редко исповедуется, причащается? Ответ напрашивается довольно очевидный, что не надо ждать у моря погоды, сидеть сложа руки, ожидая, когда благодать сойдет, когда вырастут крылья, на которых полетишь в храм. В каком-то смысле дерзко требовать это от Бога. Конечно, Господь порой отнимает благодать. И это часто случается, мы это слышим на исповеди. В том числе и у священников бывают какие-то периоды охлаждения.
Для чего они случаются? Тоже по Промыслу Божию. Для того, чтобы человек проявил собственное личное старание, потому что многими трудами надлежит нам войти в Царствие Небесное и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12), – говорит нам Спаситель в Евангелии от Матфея. Поэтому надо потрудиться над собой, нужно преодолеть это все.
Нет сил и желания молиться, а нужно все равно понудить себя, может быть, не читать все правило, если совсем невмоготу, что называется, но не оставлять его вообще. В молитве главное – постоянство. Не ее объем, не количество прочитанных молитв, но постоянство. Вот за такое постоянство Господь обязательно из этой ямы вытащит, обязательно подаст руку Своей помощи. Поэтому надо прийти в храм, начать с исповеди, потому что главное наше лекарство, главный источник исцеления – наше покаяние.
Все совершается через покаяние. Исповедь – это уже выход из этого лабиринта, из этой безвыходной ситуации. Дальше, конечно, нужно причаститься. Что значит недостойна? Мы все недостойны. А священнику, который совершает по четыре-пять литургий в неделю, надо каждый раз с трепетом причаститься, а он тоже, может быть, где-то устает, какое-то выгорание уже начинается, охлаждение, машинальное чтение этих молитв. Остается только сокрушаться сердцем: «Господи, как Ты меня вообще терпишь, как Ты меня принимаешь? Как ты от моих рук Жертву бескровную принимаешь каждый раз?» Только с таким трепетом, благоговением, сокрушением сердечным... А Господь говорит в 50-м псалме, что сердце сокрушенно Он не уничижит. Самое главное, чтобы нам дух сокрушения не терять.
– Вопрос телезрительницы: «Когда я храню святую воду (или крещенскую), она у меня быстро выпаривается. Не знаю, с чем это связано. Может, просто я неблагоговейно живу?»
– Честно говоря, с таким не сталкивался. Если, конечно, ее хранить в открытом сосуде, то, наверное, она и будет выпариваться. Если закрывать плотно крышкой бутылку или банку, то, такого не должно случаться. Не знаю, что ответить на этот вопрос. Для меня это совершенно незнакомое явление.
– Как правильно принимать святую воду, раз уж такая тема пошла? На нее же не надо смотреть, проверяя, сколько лет она сохранится?
– Да. А к вопросу о том, что она сама по себе может освящать жилище, находясь в бутылке, то зачем тогда, спрашивается, мы ее пьем, зачем ей окропляем что-либо… Все-таки надо, чтобы непосредственный контакт с этой водой осуществлялся, а не так, чтобы она стояла в бутылке и автоматически освящала помещение.
Так принято, что в день праздника, а также в день навечерия, 18 января, крещенскую воду можно пить в течение дня в любое время, а во все остальные дни года ее следует употреблять натощак. Конечно, когда человек болеет и лежит с температурой, Церковь снисходительно относится к болящему. Поэтому при тяжелых заболеваниях ее можно пить в любое время столько, сколько требует душа.
– Мы обсудили вопрос телезрительницы о том, что произошло выгорание, в храм не хочется. Можно ли в этом случае принимать святую воду, чтобы как-то воодушевиться?
– Можно и нужно. Когда мы молимся на освящении воды, говорится и о просвещении душ наших. То есть она воздействует не только телесно, не только от какой-то хвори нас исцеляет, но действительно способна изменять наше внутреннее состояние. Это очень важно.
– Насколько я знаю, святую воду можно было пить тем, кто был отлучен от причастия.
– Есть еще антидор. Как переводится это слово? «Вместо дара», то есть «вместо причастия». По каким-то причинам человек не может приступить к Причастию (или наложена на него какая-то епитимья, или он очень далеко от церкви находится и не может транспортный вопрос решить). Он берет просфоры и употребляет их до следующего причастия, когда ему предоставится возможность попасть в церковь на службу. Поэтому, конечно, это большое утешение: и крещенская вода, и антидор, и святая просфора.
– К нам пришел следующий вопрос от телезрителя. Он недоумевает, что все идут и набирают очень много 5-литровых бутылок. И очередь из-за этого растягивается. Он считает, что достаточно взять маленькую бутылочку, а потом дома разлить эту воду по бутылкам с обычной водой. Правильно ли это?
– Да, допустим, взять потом обычную воду и долить в нее крещенскую. Потому что есть некое правило благочестия, что мы крещенскую воду вливаем в обычную, но не наоборот. Тут никакой магии нет.
– То есть взял литровую бутылочку святой воды, пришел домой и в 5-литровую вылил.
– Да. И, конечно, желательно с молитвой, хотя бы сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». Или пропеть тропарь Крещения, или, если это вода с обычного водосвятного молебна: «Спаси, Господи, люди твоя».
– То есть не надо 50 литров набирать сразу?
– В общем-то, очень резонное замечание. Технически это действительно облегчило бы все эти ситуации с большими очередями, в которых происходят какие-то стычки, как мы знаем, когда кто-то не так повернулся, не туда встал... Когда люди приходят, к сожалению, с какими-то своими нерешенными внутренними проблемами или что-то у них не ладится в семье, они это потом могут выплеснуть в храме.
– Когда три раза в год приходишь в храм: на Рождество, на Пасху и за водичкой…
– К сожалению, эти очереди выстраиваются из людей, далеких от Церкви, которые действительно приходят в храм по своим чисто потребительским нуждам: на Крещение воды набрать, в Великую Субботу куличи освятить, на Рождество. Получается, три раза в году.
Такое потребительское отношение вызывает у нас только печаль и сокрушение, что люди сами себя лишают благодати. Они думают, что благодать только в этом заключается: набрать воды, куличи освятить. Им просто еще не открылся гораздо более глубокий мир веры. И, в общем-то, жалко, что они обходят стороной богослужения.
– То есть вопрос телезрителя правильный?
– Предложение резонное, да. Набери хотя бы одну бутылку. Зачем приходить с тележками и набирать много воды? Это как с исповедью, когда человек начинает занимать у священника больше пяти минут, то, конечно, уже люди в очереди глаза закатывают, говорят: что там можно рассказывать, всю свою жизнь, что ли? Или просто уже начинаются разговоры, не имеющие отношения к покаянию, к называнию грехов. Вопросы, конечно, резонные возникают. Конечно, лучше не раздражать друг друга, как пишет апостол Павел, чтобы мы старались никого не соблазнять своим поведением.
– К нам пришел вопрос от телезрительницы: «Как посвятить себя полностью Богу?» (Вопрошающей 17 лет.) Ей очень хочется любить Его больше всего на свете и есть твердое решение оставить грех. Что мы ей посоветуем?
– В монашество, что ли, уйти?
– Судя по всему, да. Конечно, прямого вопроса про монашество нет.
– Есть русская пословица, очень верная во всех случаях: семь раз примерь, один отрежь. То есть не надо торопиться с этим делом. Даже преподобный Сергий не торопился в монастырь уйти. Когда родителей похоронил, тогда и пошел.
– Надо, значит, с родителями поговорить?
– Надо, чтобы желание тоже созрело. Потому что молодость можно загубить, а из монашества назад пути нет. Тот, кто бросает монастырь, добровольно отрекается от священного сана или монастырского звания, конечно, навлекает на себя проклятие. Отречение – это тяжкий грех. Отречься от своего призвания – это так же, как отречься от Христа.
17 лет – это еще мало, еще пока много чего меняется и в голове, и в сердце. Поэтому надо пожить, чтобы это желание вызрело, если это действительно призвание человека. Либо оно потом само уйдет и только улыбку будет вызывать, потому что сказано же, что женщина спасается чадородием, если пребудет в молитве.
Поэтому оба пути одинаково спасительные, одинаково приветствуются Церковью, в том числе и семейная жизнь, если, конечно, нарочно не воздерживаться от чадородия. Если супруги не живут, так сказать, как эгоисты, как сейчас говорят, childfree...
– По-моему, запрещенное, да? Его же вроде как запретили?
– Наверное. И правильно, конечно, надо бороться с этим.
– Пропагандировать это нельзя.
– У нас не самая лучшая демографическая ситуация, поэтому сейчас это просто откровенное вредительство.
– Одни батюшки стараются, получается.
– Да, показываем пример.
– Это самое главное.
(У батюшки недавно родилась дочь. Мы его еще раз поздравляем.)
– Да, многодетным стал.
– Вот еще очень сложный вопрос: «Я не смогла убедить знакомую женщину не делать аборт. Теперь на душе очень плохо, чувствую свою вину. Надо ли исповедовать это как грех?»
– Я так понимаю, что не хватило сил убедить. А на что у нас вообще хватает сил? Иногда хочется обратить в веру своих неверующих родственников, а что-то не получается.
– Они становятся великомучениками. Знаете, есть такая шутка, когда очень верующий человек появляется в семье, все остальные становятся великомучениками.
– Да, это шутка, в которой есть только доля шутки, но есть и правда жизни. Действительно, не надо быть слишком навязчивым в вопросах проповеди и обращения в веру. Так и здесь: не все в наших силах. Господь кого призывает, тот и приходит к вере. Сколько угодно аргументов ни приводи, если человек не готов, не созрел, если его душа и сердце закрыты, то никакой самый умный аргумент не поможет.
– Может, продолжать молиться?
– Молиться – да. Но винить себя – это уже какое-то неправильное самоедство.
– Можно в уныние впасть?
– Конечно. Это уже заблуждение, враг нас пытается затянуть в воронку самоедства. Это будет вредно для души.
– Может быть, сказать на исповеди батюшке об этом?
– Да, это облегчит состояние. Потому что человеку бывает трудно наедине с самим собой бороться с какой-то проблемой, с каким-то внутренним состоянием. Поэтому тут есть момент некой психотерапии, когда человек выговаривает свое состояние кому-то. Он не может кому попало это сказать. Для того и нужны пастыри, которые тебя поймут, проникнутся, дадут определенный совет, помолятся. Не всегда у человека бывает даже в семье тот, кому можно было бы это все сказать, чтобы легче стало. Поэтому, конечно, тут еще и Божественная благодать действует, которая есть между исповедующимся и священником.
– Вопрос: «Моя девушка некрещеная и не хочет креститься. Можно ли жениться на ней?»
– Не хочет креститься? Во-первых, есть какие-то причины. Может быть, она просто сейчас не хочет, а захочет, допустим, через какое-то время, это связано с какими-то ее житейскими планами. Надо разбираться.
Но Церковь нам не рекомендует создавать браки с неверующими и неправославными, потому что тут слишком большая ответственность. Вопрос не только в любви. Будут рождаться дети. Как они будут воспитываться, какой будут пример видеть, если папа в одну сторону тянет, мама в другую? Ребенку будет тяжело и морально, и психологически.
Все-таки брак – это дело серьезное. В каком-то смысле тут нужен расчет. Любовь, понятно, бывает. Но я ни одного случая не знаю, когда заключались браки с мусульманами, например, и чтобы они были счастливые. Рано или поздно почему-то распадаются.
Ко мне приходят, говорят: «Окрестите меня заново». – «А что такое? Такого же нет у нас. Читайте Символ веры». Они даже не знают, что такое Символ веры. «А почему хотите заново креститься?» – «Я пришла в мечеть, приняла ислам, а потом мы развелись». То есть даже принятие ислама не помогает. Все равно потом разбегаются: родственники не приняли, еще что-то. Слишком глубокий культурный разлом идет.
Религия, даже в нашем XXI веке, занимает далеко не последнее место, и она влияет на отношения, в том числе и семейные. Поэтому лучше себе проблем не создавать.
– С другой стороны, может быть, человек крещеный – и все. А дальше что?
– Да, один факт крещения ничего не значит. К сожалению, видимо, крестные с родителями не выполнили свою миссию, не привили любовь к храму.
– В лучшем случае дарили подарки.
– Ну, без этого никак. Крестных же побогаче иногда выбирают, чтобы хорошие подарочки были. У нас прицел такой бывает в народе. Молитва гораздо более ценная, только не все это понимают. Кто еще помолится каждый день, если не крестный?
– А у Вас есть крестники?
– Да, есть несколько крестников.
– И на литургии вспоминаете каждого?
– У меня уже эти имена чеканно в моей памяти идут друг за другом. Обязательно всех-всех первым делом поминаю: крестников вместе с их родными по крови.
– Вот что значит иметь крестным батюшку. У меня тоже крестный – священник. Так получилось. И всегда говорит мне: я о тебе молюсь. Мне очень приятно.
Батюшка, прошу Вас обратиться к нашим телезрителям, поздравить с праздником, какие-то выводы сделать из всего сказанного.
– Дорогие братья и сестры, еще раз поздравляю с праздником Крещения Господня! Желаю сохранить ту благодать, которую мы почерпнули в храмах Божиих, принести ее в свои дома. Как ее сохранять? Добрым расположением сердца к своим ближним и постоянной молитвой, как я сказал сегодня. Не так важно, будет ли она у кого-то более краткая, у кого-то – более продолжительная. Но главное, чтобы мы всегда ходили пред Богом.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Анна Топорова и Елена Кузоро
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает благочинный Одигитриевского округа, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье священник Петр Панов.
У книжной полки. Аскетические слова преподобного Исаака Сирина
Свет невечерний. В Рай по пропускам
Преображение (Ставрополь). 11 февраля 2025
Читаем Ветхий Завет. «Пророчество о царе Тирском». Священник Константин Корепанов
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!