Беседы с батюшкой. Священник Сергий Уваров. 12 августа 2024

12 августа 2024 г.

В студии священник Сергий Уваров, клирик храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (г. Москва)

– Вот такой вопрос пришел к нам от Алексея: «У меня время от времени наступает страх перед будущим. Хотя жизнь вроде как налажена, взрослые дети, любящая жена, все хорошо, но эти страхи перед будущим возникают».

Возможно, это связано с современной внешнеполитической ситуацией – и человек говорит о том, что у него начинаются панические атаки. Как помочь ему преодолеть это?

– Я своим прихожанам, которые с такими же проблемами сталкиваются, всегда напоминаю, что на самом деле не существует ни прошлого, ни будущего. Есть только миг, за него и держись, как в одной песне поется. Это евангельскими словами подтверждается, когда Господь говорит о том, чтобы мы жили сегодняшним днем, достаточно для каждого дня своей заботы. И если обратиться к прямой речи Господа, к тому, что чаще всего звучит из Его уст, то чаще всего, как оказалось, Он призывает Своих последователей: не бойтесь. То есть Он дает нам надежду, уверенность, через доверие к Нему. Поэтому, например, в одном месте Он говорит: не бойся, малое стадо. То есть Господь не оставит Своих, это точно.

Даже если все вокруг горит (а мы знаем, к чему мир идет, у нас есть Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, к светлому будущему он явно не идет), Господь поддерживает нас и говорит, что Своих Он не оставит до конца. И даже во времена самые тяжкие, когда настанет скорбь, как Господь говорит, которой не было никогда и не будет,  Господь будет укрывать Своих верных.

Тут уже все зависит от нашего доверия Богу. Надо развивать именно эту добродетель, доверять Богу. Отец Иоанн (Крестьянкин) напоминал постоянно, что самое главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий. Миром правят не какие-то заговорщики, не какие-то закулисные силы, а правит Господь Вседержитель. Вот это самое главное, что должен знать и помнить верующий человек.

А если уже до панических атак дошло, то, конечно, надо к врачу обращаться, какие-то успокоительные средства принимать. Если уже на уровне физиологии происходят такие сбои.

– Может быть, больше времени общаться с его прекрасной семьей, в которой, как он говорит, вроде как все хорошо.

– Да, нужно обязательно переключаться, чтобы человек не зацикливался на чем-то одном, нужно найти какие-то занятия, которые будут увлекать человека. Как преподобный Исаак Сирин говорил, праздный ум – это лоно дьявола. Тогда человек может погрузиться в какие-то свои страхи и опасения, что еще не изжито из его души. А когда человек деятельно спасается, добро совершает, пользу приносит ближним и дальним, то, конечно, ему уже не до страхов. И Господь посылает утешение такому человеку, трудящемуся во славу Божию.

– Как-то я скачал на телефон одну игру и очень много на нее времени тратил. И получилось так, что в какой-то момент пришлось много работать, работал две недели без остановки. И только спустя месяц я вспомнил про эту игру, что она, оказывается, у меня была... Действительно, если какие-то проблемы и страсти одолевают, тяготеешь к чему-то, что забирает у тебя время, придумай себе занятие и забудешь о лишнем.

– Да, еще вспоминается наставление преподобного Бенедикта Нурсийского: оra et labora. «Молись и трудись». Вот у него простой рецепт, как изгнать всякую, что называется, дурь из головы. Молиться и трудиться.

– Вы говорили о том, что светлого будущего нет. Как же тогда жить, если мы не обещаем людям Царства Божьего? Мы говорим, что оно есть, мы его должны наследовать, но оно будет где-то там... А где же на земле это Царство Божие? Нужно ли его строить тут, среди людей?

– В каждом из нас оно есть. Ведь Господь и говорит прямо: Царство Божие внутрь вас есть. Не ищите его там или здесь.

– Значит, начни с себя?

– Да, как и преподобный Серафим Саровский говорил: спасись сам, стяжи дух мирен, и вокруг все начнут умиротворяться, преображаться.

– Очень сложно понять, как это – доверять Богу. Как это на практике применяется? Например, у тебя забирают квартиру, ты задолжал деньги банку. Тут только ропот и уныние. Как в трудных ситуациях впустить Бога в свою проблему, в ее решение?

– Есть известная мудрость: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Часто бывает, что в той или иной проблеме человек сам виноват. Поэтому преподобные, святые отцы говорят, что самоукорение – это очень важный элемент покаяния. То есть человек должен признать, что если какие-то трудности возникли, то надо сразу спросить себя: а может быть, в этом я виноват? Я сам довел ситуацию до такого тупикового состояния? Если же это, скажем так, форс-мажор, который совсем от человека не зависит, то, конечно, надо просто терпеть и ждать, когда Господь откроет, для чего это.

Но в любом случае апостол Павел говорит, что любящим Бога все содействует ко благу. Даже то, что людьми неверующими воспринимается как абсолютное зло или беда, несчастье, для верующего человека должно быть каким-то уроком. Что он может из этого извлечь? Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что для тех, кто умеет ждать, все бывает вовремя. Нужно просто подождать. Мы часто проявляем какое-то нетерпение. «Я хочу, чтобы здесь и сейчас исполнились мои прошения!» А нужно подождать, Господь испытывает наше доверие и верность Ему, упование на Него, чтобы мы познали силу молитвы. Бог не волшебная палочка, чтобы все сразу у тебя получилось.

– Многие так и думают. Иногда даже и у нас проскакивает такое: Господи, ну помоги уже сейчас, так надо!

– Получается, что мы ставим себя выше Бога. То есть мы Богу диктуем свою волю.

– Крестил ребенка, значит, он болеть не будет, еще что-то...

– Да, то есть мы очень многого ждем от Бога и не задаемся вопросом: а что мы даем Богу, что мы делаем ради Него? Тут у нас перекос есть, кстати говоря.

– А как объяснить это светскому человеку? Он говорит: я живу честно, не обманываю, жене не изменяю, детей рожаю. Что я должен Богу?

– Прежде всего преобразить свою душу. Начать честно и беспристрастно заглядывать внутрь себя, сверять свое состояние с состоянием святых. Для чего нам жития святых нужны? Для того, чтобы понять, насколько человек может взойти по этой небесной лестнице, насколько он может уподобиться Богу. Собственно, почему мы и называем преподобными тех, кто максимально уподобился Христу в добродетелях своих, в чистоте душевной. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Если человек не заботится о чистоте своего сердца, он и не видит Бога, не понимает, для чего тогда вообще Бог, для чего нужно молиться. Просто между ним и Богом стена. Стена эта построена из греха. Эту стену надо разрушать, чтобы через нее пробивались лучи Божественного света.

– Порой люди успешные, у которых все хорошо и которым Бог не нужен, как только сталкиваются с проблемами, приходят к Богу.

– Да, меня тоже спрашивали в одной беседе, почему Церковь против комфорта.

– Я дополню этот вопрос. Иногда священники, многие проповедники говорят о том, что мы должны постоянно каяться. А люди понимают это так, что они в чем-то постоянно виноваты. И вот это чувство вины поглощает людей, они живут в состоянии того, что они грешники, постоянно виноваты.

– Да, это тоже такой миф, заблуждение.

– Многие с таким чувством и живут. И потом начинаются и панические атаки, и проблемы с психикой; что угодно может быть.

– Конечно, любое благое дело можно, в общем-то, испортить, превратить покаяние в какой-то невроз, как Вы правильно сказали. Но вообще-то покаяние как раз и приносит облегчение. Когда душа освобождается от греховного груза, то она ближе к Богу становится, она чувствует Божественную благодать. И, конечно, она радуется, и восхищается, и умиляется общением с Богом.  Поэтому покаяние как раз тот путь, который нас приближает к Богу. А не то что мы, наоборот, застреваем в каком-то самобичевании. Это, конечно, патологическое состояние уже.

– А почему Церковь все-таки против комфорта?

– Мы же не зря называем Бога Отцом Небесным, мы Его дети. Эта аналогия на самом деле полезна. Ведь если ребенку все разрешать, то кто из него вырастет? Избалованный, капризный человек, который сначала на шею садится родителям, а потом может даже все закончиться тем, что он их из дома выгонит, обойдется с ними очень жестоко.

Если человек, что называется, утопает в роскоши, если он вообще ни в чем не нуждается, ни в чем себя не ограничивает, то душа у него засыпает. Духовная жизнь у него замирает. Он живет на уровне только телесных удовольствий. 

– У этих людей уже начинаются депрессивные состояния.

– Да, казалось бы, у человека все есть. Вроде все хорошо. А богатые тоже плачут... И чем больше у человека есть, тем он больше не удовлетворен. И самоубийство совершают миллионеры, миллиардеры. И наркомания среди них есть, и много еще извращений. Тут они уже ускоряют свою физическую гибель через какие-то злоупотребления.

– Поэтому мы должны, не чувствуя себя в чем-то виноватыми и ущемленными, принимать все как есть.

– Да, но должна быть золотая середина. Между роскошью и аскезой всегда должна быть середина. Об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник. Он говорит, что он посмотрел на подвижников, которые совсем ничего не ели, совсем не спали, и многие из них плохо заканчивали, потому что они брали на себя подвиги, которые не готовы были понести. А он изначально взял себе за правило держаться золотой середины. И, так сказать, не расслабляться полностью, как живут в миру люди, но и не уклоняться в крайности этих чрезмерных аскетов. И мы видим, что он не только взошел по этой лествице, которую  описал, но и другим открыл этот путь. Так что многие наши миряне любят читать  «Лествицу».

– Да, ее нужно прочитать. В принципе, она доступна, ничего сложного там нет.

– Опять же все индивидуально. Один человек говорит: не могу читать Златоуста, он тяжелый. Я говорю: согласен, тяжеловат. Попробуйте Феофана Затворника. Потом он приходит и благодарит, прямо кланяется в ноги. Он нашел своего святого, нашел то, что ему нужно, понятно. Кому-то Иоанн Кронштадтский нравится, а кто-то говорит, что он слишком восторженный, а он человек рассудительный…

– В этом и красота Церкви, в этом ее разнообразие. А цель у всех одна.

– Так что у нас есть великое богатство в многообразии.

– Еще один вопрос, кстати, похожий: «Я крещеный, в Бога верю, но в храм не хожу. У меня с детства поход в храм был связан с умершими родственниками. Как мне себе объяснить, что храм – это благо? У меня все, что в Церкви происходит, ассоциируется с горем».

Как человеку измениться в отношении к Церкви, к храму?

Если в своей жизни он будет останавливаться на этом моменте, то все так и останется. Поэтому отвечу словами Спасителя, которые Он сказал Нафанаилу: прииди и виждь.

Просто ему нужно прийти на литургию, например, в воскресенье утром. Там отпевания точно не будет. 

Да. Наверное, у него действительно так совпало, что он пришел уже после службы, а тут проходило отпевание. Но какой-то негативный опыт или неприятные впечатления непременно нужно вытеснять чем-то противоположным. Другого рецепта, как мне кажется, нет.

– Еще интересный вопрос. Парень встречается с девушкой из крепкой мусульманской семьи. Они испытывают сильные чувства друг к другу и хотят пожениться. Девушка готова принять христианство, но родня, естественно, против этого, то есть там возник серьезный конфликт. И вот парень спрашивает, можно ли ему обвенчаться с этой девушкой, но чтобы она осталась мусульманкой ради мира в ее семье.  

Все должно идти по порядку. Сначала она должна креститься, принять православие.

– Но в этом случае она разорвет отношения со всей своей семьей.

Ну, она должна сделать свой выбор. Мы-то понимаем, что она принимает веру истинную, выше этого ничего нет. Этим она не сделает ничего плохого своим родственникам, она же не собирается рвать с ними отношения. Наоборот, как верующий человек, она будет идти по жизни евангельским путем, став более кроткой, смиренной, мягкой. То есть с точки зрения общения, отношений ничего плохого для ее родственников от нее явно не будет исходить.

Но если у родственников такие установки, что они готовы отречься от своего ребенка, то это уже их грех, их вина. А мы знаем из Книги Бытия, как Господь смотрит на создание семьи: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью.

Для родителей момент ухода от них ребенка всегда бывает болезненным. И так бывает не только в случае столкновения разных религий, как здесь, но в нашем русском народе часто бывает так, что родители не хотят отпускать свое любимое чадушко, особенно если брак поздний.

Допустим, сын живет с мамой, во всем ей помогает, и вдруг в 30 или 40 лет он наконец-то хочет создать свою семью. Конечно, мама не хочет его отпускать, и бывает так, что потом она начинает манипулировать своим сыном, вмешиваться в его семейные отношения, сталкивать его с женой, это классические моменты.

– Это становится настоящим триггером, из-за чего рушится столько судеб. Все-таки здесь нужно понимать обоим – и этому молодому человеку, и его девушке, которая, судя по письму, решительно настроена создать семью и идти по жизни вместе с ним, какие могут быть последствия.  

Если они Ромео и Джульетта, то смогут все преодолеть, потому что любовь может справиться со всеми трудностями, со всеми испытаниями. А что касается браков между мусульманами и православными, ко мне приходили женщины, которые ради мужа принимали ислам, но все эти браки распадались, потому что либо между ними отношения начинали трещать, либо родственники давили: «Все равно она не наша».

Эти женщины приходили ко мне и говорили: «Батюшка, покрестите меня еще раз». Я им отвечал: «А что сказано в Символе веры? Исповедую едино крещение во оставление грехов». – «А что же мне делать?» И я им говорил: «У нас есть комиссия, которая занимается присоединением отпавших от православия. Там Вы пройдете определенные курсы, беседы, и Вам напомнят, что означает наша вера и какую ответственность она на Вас возлагает».  

Расскажите подробнее, как это работает.

– Если говорить про город Москву, то в каждом викариатстве есть ответственный за присоединение отпавших от православия. Например, в нашем Центральном викариатстве это отец Евгений Тремаскин.

То есть человек приходит к нему и говорит: «Я ушел из православия в мусульманство (либо в баптисты)»?

Да. У нас на доске объявлений есть телефон отца Евгения, и мы отправляем этого человека к нему в храм. Здесь все не так-то просто, а люди, видимо, хотели сразу прийти под епитрахиль и начать все заново. Но всем нужно прочувствовать момент, что отречение от веры у первых христиан было одним из смертных грехов. Убийство, блуд и отречение от веры – вот в самом начале, в апостольский век, три главных смертных греха. Этим людям все-таки нужно прочувствовать, что это очень тяжелый грех, такой же, как и убийство.

Вот еще вопрос, частая ситуация. Женщина 18 лет общается с мужчиной, но он уже 30 лет женат. Она не может отпустить эту ситуацию и спрашивает, как ей быть.

Нужно, нужно отпускать, потому что это очень тяжкий грех разваливать семью, толкать мужчину на двойную жизнь. Конечно, это и его ответственность, он тоже должен в конце концов определиться. Ну нельзя усидеть на двух стульях! Но и она не должна, что называется, подливать масла в этот греховный огонь.

– Здесь есть какая-то безответственность этого мужчины. Ну ладно, он ее обманул, и женщина ему поверила, но 18 лет – это же такой большой срок для женщины! Он забрал ее лучшие годы, ведь она же могла создать семью, родить детей.

Конечно. И она должна по-женски отнестись к той женщине – его жене, поставить себя на ее место. Было бы ей приятно, если бы она узнала обо всем этом?

Но та женщина все же в выигрышной ситуации, она хотя бы замужем.

– Конечно. Если задала вопрос верующая женщина, то здесь нужно все решительно рубить на корню. Чем дольше она будет откладывать этот момент, тем сложнее ей будет выходить из этой ситуации. Эти узы все больше и больше будут ее сковывать, и разорвать их будет все тяжелее.  

– Мне эта ситуация кажется очень тяжелой, ведь здесь нужно принимать самые радикальные меры, сжигать все мосты. Как ей психологически перешагнуть этот порог? Может быть, ей стоит пойти к психологу, поговорить с ним?  

Лично я не сталкивался с деятельностью психологов, то есть я не видел, как это работает на практике, но знаю, что семейные психологи действительно помогают. Работа семейного психолога как раз и направлена на то, чтобы соединить семью, не дать ей распасться. То есть его усилия направлены против человеческого эгоизма, когда каждый тянет одеяло на себя и пытается подчинить себе другого. Семейные психологи учат компромиссам, взаимопониманию, уступчивости друг другу. То есть они как бы сеют абсолютное добро, и против них нельзя сказать ничего плохого.

А когда супруги приходят к психологу поодиночке, там уже непонятно, какая у него установка. Потому что часто можно слышать, как психологи говорят: «Наплюй на всех и люби себя. Твои интересы превыше всего». То есть они, наоборот, взращивают эгоизм в человеке. Это, конечно, идет вразрез с нашим пониманием нравственности.

Если же я вижу, что человек находится в тяжелом психическом состоянии, я направляю его к психотерапевту, а не к психологу, потому что именно психотерапевты или клинические психологи работают с патологическими состояниями. Иногда я даже направляю человека к психиатру, если ему уже нужно принимать определенные лекарства.

Вы это понимаете на исповеди?

Да. Вообще священнику очень важно иметь какой-то базис психиатрического и психологического образования. Когда я шел к священству, я не думал, что у нас так много психически больных людей, и это действительно беда. Я не могу сказать, что так стало именно сейчас, потому что я служу священником всего лишь шесть лет, но у меня очень много психически больных прихожан – это и шизофрения, и биполярное расстройство, и депрессия. Они приходят и говорят, что молятся, но ничего им не помогает, и я понимаю, что их нужно отправлять к врачу.

Как-то я смотрел интервью с протоиереем Владимиром Новицким настоятелем храма святителя Николая у Соломенной сторожки в Москве, долгое время работавшим психиатром. У отца Владимира и дед, и отец, и брат психиатры; можно сказать, что он из династии психиатров.

Так вот, из этого интервью я узнал очень много полезной информации. Во-первых, люди не должны бояться психиатров. Сейчас уже не то советское время, когда неугодных людей можно было подвести под определенный диагноз, изолировать от общества и так далее. Сейчас психиатрия свободна от идеологических воздействий, она помогает людям, страдающим какими-то тяжелыми психиатрическими заболеваниями.

И лекарств совсем не нужно бояться, потому что они созданы для того, чтобы помогать людям в какой-то конкретной ситуации. Ведь та же депрессия – это такое же заболевание, как, например, сахарный диабет, и человек, болеющий диабетом, не говорит, что вот сейчас он помолится и диабет у него пройдет.

Поэтому людям, страдающим депрессией, тоже нужно принимать соответствующие лекарства, и это вполне нормально. И не нужно человеку быть настолько самоуверенным, что он справится со своей депрессией и без таблеток. Если у человека уже возникло такое состояние, ему нужно принять это и лечиться.

– А бывает и наоборот, когда какая-то болезнь, скажем, сахарный диабет или онкология, мобилизует людей. Человек становится дисциплинированным, старается принимать все нужные лекарственные средства и держать себя в хорошей физической форме. Я знаю немало таких людей, и все у них в порядке. Они по-настоящему собранны в плане морального и психического здоровья и следят за своим состоянием.

Да, психическая болезнь это нечто особенное, вторгающееся во внутренний мир человека. Одно дело, когда болит какой-то орган тела, а душа здорова, и совсем другое дело, когда болит душа и уже возникают затруднения в общении с другими людьми, в духовной жизни, в молитве, то есть во всех сферах жизни человека. И зачем человеку мучиться в таком состоянии, если ему можно вылечиться?  

– Здесь есть некий барьер признать себя, как в народе говорят, психом и попасть в психушку.

– Что касается депрессии, то это все-таки невротическое состояние, не психоз.

Это все эти панические атаки, что-то еще?

Да. Панические атаки в большинстве случаев являются проявлением депрессии, просто человек боится в этом себе признаться. Он думает, что если у него депрессия, то он уже псих, будет изгоем в обществе. Нет, такие живут и работают среди людей и нормально с ними общаются.

– Как-то я разговаривал с одним моим знакомым. У него по-настоящему тяжелая работа, за которую не так уж и хорошо платят. От этой тяжелой работы у него появились панические атаки, определенные симптомы, связанные с депрессивным состоянием. Я ему сказал: «Уйди ты с этой работы, ты же просто мучаешься, хоть и приносишь людям пользу». А он мне ответил: «Я должен смиряться, это мой крест». Скажите, может ли человек так губить себя? Для меня очевидно, что он себя просто сжигает на этой нелюбимой работе, и это какой-то тупик. И что ему выбрать – служение людям или свое здоровье? Золотой середины здесь быть не может.  

– А у него есть семья?

Да, и семья тоже страдает.

– Человек должен поставить на первое место семью жену и детей, которым он служит. Если работа его истощает, приводит к эмоциональному выгоранию, то он не может ничего дать своей семье. Он приходит домой словно выжатый лимон и хочет только отдыхать, чтобы его близкие создали ему комфорт, и все.

Но ведь и жене, по всей видимости, тоже непросто. Наверное, она тоже работает, и ей еще нужно заниматься с детьми. А получается, что всё должно вращаться вокруг него: «У меня очень тяжелая работа, поэтому все пляшите вокруг меня». У нас тоже есть такие прихожане. Это трудоголики, и я думаю, что они тоже больны какой-то определенной болезнью. Может быть, эта болезнь не душевная, а духовная, но с ней, конечно же, тоже нужно бороться. Нужно правильно расставлять приоритеты.

– В приоритете должна быть семья, ее здоровье?

Конечно.

– Еще вопрос о семейных отношениях. «Мы прожили с женой 15 лет. Я чувствую, что любовь у меня ушла. Мы живем как брат и сестра. Но я понимаю, что это неправильно, что все-таки нужно жить более полноценной жизнью. Что мне делать в этой ситуации?»

В общем, я понимаю, что вопрос такой: как заново полюбить свою жену?

– Здесь возникает уточняющий вопрос: а когда любовь ушла? Годы, месяцы назад или вот сейчас, в последние дни, когда он задал этот вопрос? Это очень важно. Если любовь ушла несколько лет назад, то, что называется, где же вы раньше были?

Может быть, именно сейчас между ними и есть любовь, когда они живут как брат и сестра? Ведь они не ругаются, не ссорятся.  

Это уже ненормальные отношения в браке, если они живут как брат и сестра. Одно дело, когда святые люди очень высокого духовного уровня ради своего духовного совершенствования по обоюдному согласию отказываются от земных удовольствий, и совсем другое дело, когда складывается такая ситуация в результате кризиса отношений.

Нужно принимать решительные меры, когда только появляется самая маленькая трещинка в отношениях супругов. Это происходит тогда, когда супруги перестают проговаривать то, что у них на душе. Они начинают все это как-то перемалывать, переваривать в себе и отравляются собственным ядом. А нужно было бы все это вынести на суд своей второй половинки, потому что случается, что человек запутывается и ему может помочь только самый близкий.

Поэтому совет тем, кто пока еще не столкнулся с проблемой, о которой написал нам этот человек: как только вы почувствуете, что что-то в ваших отношениях не так, пробежал какой-то холодок, сразу же постарайтесь проговорить то, что вас не устраивает.

Из-за чего возникают подобные ситуации? Из-за того, что мы становимся невнимательными, зацикливаемся только на себе, на своей работе и перестаем видеть потребности своего мужа или своей жены. Мы не видим, чем они живут, что им нужно, чего им хочется.

Может быть, нужно элементарно подарить жене цветы, потому что муж уже больше года этого не делал. Да, бывает, что даже до таких пустяков доходит, хотя для женщины это совсем не пустяк. Нужно сходить вместе в кино, в театр, просто погулять в парке. Нужно уделять друг другу время и внимание. А у нас то работа, то дети, и можно закрутиться как белка в колесе, и все.

– Да, нужно начать действовать, а не просто размышлять, что случилось и как полюбить заново.

Основа отношений в браке – забота и внимание.

– Некоторые психологи иногда советуют супругам какое-то время пожить раздельно. Как Вы к этому относитесь?

Это еще больше их разобщит, ведь за это время каждый приспособится жить отдельно. У меня были такие случаи, когда я предупреждал, что этого делать не надо. Эти прихожане на время пропадали, а потом приходили и говорили: «А у меня уже новая семья».

А женщина из одной распавшейся пары, наоборот, все осознала, приходила ко мне и проливала слезы: «Я думала, что он все-таки вернется, а он вот так поступил». У нас даже есть церковный канон: если супруги больше года находятся в разлуке не по объективным причинам, то это уже повод для развода.

То есть если я ушел из дома и пропал на пару лет, жена вправе развестись со мной?

Да, она вправе развестись.

А государственный брак тоже может быть признан недействительным?  

– Видите ли, теперь у нас государственные браки приравниваются к церковным, и это зафиксировано в соответствующем документе. Как-то пришла ко мне одна мама и просила за свою дочку: «Батюшка, моя дочь пятый раз в браке. Можно ли ей повенчаться? В первом браке было венчание» Я ей ответил: «Извините, но у нас есть документ». По старым нормам раз у нее было только одно венчание, теоретически возможно было и второе венчание.

Но мы признаем все пять браков.

– Да, мы признаем все пять браков, но дочь уже исчерпала все попытки, и Церковь ей уже не доверяет. Если она четырежды так обошлась со святыней брака, то как мы можем ей доверять? Получается, что это как бы такая епитимья на всю жизнь, чтобы она осознала свои ошибки.

Но если они состоят в государственном браке, Церковь признает этот брак. Если они захотят воцерковиться, никаких препятствий этому не будет. Они могут ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, мы можем отслужить молебен Петру и Февронии об их семье Церковь не оставляет таких людей. Просто таинство Венчания как высшая награда для них уже недоступно, а для спасения никаких препятствий нет. 

Я много раз пел на венчаниях и никогда не задумывался о том, что вообще происходит в это время. Последование знал, но и все. А на своем собственном венчании я впервые в жизни вслушался в молитвы, которые читались. И сейчас, когда мы говорили о том, что венчание может быть недоступно, я понял, какая это утрата для людей, потому что то, что говорится в этих молитвах, действительно высшее, скажем так.

Я думаю, что все священники очень любят совершать таинство Венчания, потому что это очень торжественное, очень красивое священнодействие, оно словно переполняет, окрыляет человека.

Добавлю от себя. Я вижу в социальных сетях, что у нас сейчас стало очень модно проводить обряд венчания по западному образцу, как мы это видим в американских фильмах. Например, отец подводит невесту к алтарю, и там даются какие-то клятвы и так далее. Это некая дань моде, западному образу жизни, который в последнее время поглотил нас?

Дух времени.

– Да. А венчание может быть очень красивым. И когда мои друзья хотят венчаться, я им говорю: «Обязательно должен быть хороший хор и желательно диакон. И мы можем сделать из этого необыкновенную красоту». Можно и храм украсить, принести хорошие цветы.

Все-таки в идеале люди венчаются один раз на всю жизнь.

– Но порой даже священники не понимают всей красоты венчания. Вот священник прочитал молитвы, что-то сам себе пропел под нос; или одна певчая пропела, и всё. Мое мнение это ошибка. Здесь очень важно, чтобы все пазлы сложились хор, священник, гости и полное осознание того, что происходит. Я считаю, что практика должна соединиться с духовным.

– Да, по возможности мы должны создавать красоту православия на всяком богослужении. Я стараюсь делать это даже на будничных богослужениях. Если совершается память какого-то значимого для меня святого, которого я очень почитаю, даже в будни я зову дополнительно певчих, чтобы у меня был, допустим, полный квартет. Я плачу им денежку из своего кармана, только чтобы было красиво, чтобы мы прославили этого святого как должно.

Например, князь Владимир и княгиня Ольга в свое время вошли в константинопольский храм, в Святую Софию, и были потрясены красотой богослужения, и это во многом способствовало их решению о принятии православия. Вообще через красоту многие приходят к Богу, потому что красота богослужения, иконостасов, фресок, церковного пения, священнодействий, облачений священников – это отблески небесной красоты. Мы хоть в какой-то степени пытаемся отразить эту неизреченную, неописуемую красоту, которой сами еще не видели. Апостол Павел сказал: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Мы сердцем чувствуем эту красоту, эту благодать и пытаемся отразить ее в этих видимых формах, формах искусства. Нам нужно стараться создавать красоту богослужения, особенно таинства Венчания, чтобы были и хор, и диакон, все-таки люди один раз венчаются. Я считаю, что это очень важно.

Да. Например, в какой-то праздник, связанный с Афоном, у нас есть возможность приглашать ребят, которые знают, как петь в греческой манере. Например, в июле мы отмечали праздник иконы Божией Матери «Троеручица», которая находится на Афоне в Хиландарском сербском монастыре. И на полиелее мы спели «Хвалите имя Господне» византийским распевом и старались, чтобы какие-то напевы, ектении было максимально приближены к афонскому звучанию. Мы пытаемся это гармонизировать, потому что считаем, что многообразие православного мира, литургического творчества очень важно, а без этого можно впасть в единообразие.  

– Да. Мы должны сохранять все наши разновидности церковного пения. Это и знаменное, и византийское, и наше древнерусское строчное трехголосное пение.

– И даже партесное пение, никуда от него не деться.

Да, в своей нише оно заняло уже почти все.

– Я принимал участие в отпевании наших солдат, героев СВО. Конечно, горе страшное, и на отпевании всегда бывает множество людей. Но именно благодаря тому, что красиво служил священник, пели певчие, горе людей немножко смягчалось. Люди отвлекались на пение, на богослужение, вслушивались в слова молитв, и отпевание проходило в трепетной обстановке. И не просто слышался плач или рыдание, но у всех появлялось какое-то благоговейное настроение. То есть эти факторы влияют на настроение и молитвенный настрой людей.

Да, Вы отметили очень важный момент. Во время отпевания очень важно отвлечь человека, как бы вытащить его из ямы личного горя. А отвлечь его можно, когда мы, священники, диаконы, усердно молимся, очень четко, понятно, громко, ясно произносим  все молитвы и возгласы.

Я несколько раз замечал, что когда читал на отпевании канон, какие-то другие тексты, люди вдруг поднимали глаза и начинали смотреть на меня, вслушиваться в произносимое. Это значит, что у них воспряла душа. И потом они подходили и благодарили меня. По-видимому, мы приложили правильные усилия.

Да, нужно понимать, что православие это красота.

В одном псалме сказано: пойте Богу нашему… пойте все разумно. То есть в храме все должны понимать, что читается и поется, а для этого нужно четко все произносить.

Да, и все-таки в основе всего лежит богослужение. И тот настрой, который создается на богослужении, и наша молитва отражаются потом на всех сферах нашей жизни, в том числе и на жизни семейной, о которой мы сегодня так много говорили. Людям хочется прийти в храм всей семьей и всем причаститься. И это то, чего многие порой лишены, и лишены осознанно, не желая ничего этого понимать.  

– Люди сами себя лишают всего этого, потому что с детства их не научили этому.

– Батюшка, прошу Вас обратиться к нашим телезрителям, чтобы подвести итог нашей сегодняшней программы.

Дорогие братья и сестры! Я хотел бы напомнить вам, что любовь, вера и надежда самые главные наши добродетели, и нам нужно помнить, что это дары Божии. То есть настоящая любовь не столько от нас, сколько от Бога, а мы должны создавать условия для того, чтобы воспринять этот дар, чтобы наша душа была готова его вместить. Поэтому без молитвы, покаяния, благодарности Богу нам не обойтись. Старайтесь не оставлять молитву, чтобы через молитву ваша любовь возрастала.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 10 октября 2024 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

    Евангелие 10 октября. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами

  • 26 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть

  • 24 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ

  • 19 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 3 часть

  • 19 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 2 часть

Вопросы и ответы

X