Беседы с батюшкой. Священник Сергий Карпенко. 23 сентября 2025

23 сентября 2025 г.

В гостях в студии – клирик Патриаршего подворья при храме святителя Николая Мирликийского в Отрадном города Москвы иерей Сергий Карпенко.

 

– Батюшка, тема нашей сегодняшней беседы: «Православный христианин в светском обществе». Отец Сергий, скажите, пожалуйста, должен ли христианин выражать знаки своей веры в общественных местах? Например, креститься на храм, перед едой креститься, крестить пищу, вообще креститься в принципе, про себя читать молитвы, читать Священное Писание, духовную литературу, по четкам молиться. Многие говорят, что это показное. Может, только добрые дела должны говорить о нас или нет?

 

– Все достаточно просто. Сам Господь в Евангелии дал ответ на этот вопрос и сказал, что тот, кто отречется от Него при роде сем прелюбодейном и грешном, от того отречется Он в Царствии Небесном.

 

Существует такая проблема: некоторые люди действительно напоказ делают это и совершают действия, которые могут дискредитировать поведение православного человекаМногие люди в современном мире стесняются креститься, благословлять или крестить еду, находясь в том же кафе или других местах, и в принципе проявлять свою веру. Слава Богу, мир сейчас поменялся, и мы свободны в отличие от тех же самых новомучеников, которые отстаивали нашу веру.

 

Мы достаточно свободно и спокойно можем проявлять наши религиозные чувства, ходить в храм. Те люди, которые стесняются это делать, априори поступают неправильно. Представители других конфессий абсолютно не стесняются совершать религиозные ритуалы, а мы почему-то боимся, проходя мимо храма, просто перекреститься.

 

– Речь ведь идет не только о крестном знамении, когда мы видим храм.  О том, как перебирать четки, когда мы едем в общественном транспорте, или читать духовную литературу. Ведь даже многие верующие люди считают, что нужно держать под спудом нашу внешнюю религиозность, в отличие от тех же мусульман, которые не стыдятся намаз делать и тому подобное. Все-таки мы должны быть более смелыми в этом отношении?

 

Да, мы должны быть более смелыми, но есть такое понятие, как уместность некоторых вещей и дел. Если ты будешь своим истовым проявлением религиозности мешать общественному порядку, другим людям что-то делать, то это уже не истинное исповедание веры, а показуха.

 

Никто не мешает молиться с четками в общественном транспорте, молитву с экрана телефона читать, но когда ты себя выставляешь христианином и показываешь не истинную веру, а то, что ты такой хороший, это другая крайность. Ее надо избегать, потому что она очень близка к прелести.

 

–  Есть такая грань, когда человек делает это напоказ и специально демонстрирует, что он такой верующий, начинает креститься, вслух произносить какие-то молитвословия. Это похоже на евангельское фарисейство.

 

– Мы можем обратиться к Евангелию. Одна из главных заповедей, которую дал Господь: любите друг друга (Ин. 13, 34). Мы должны распространять свою веру не какими-то поучениями и внешними факторами, которые агрессивно на кого-то влияют, а с помощью любви и добрых дел. Мы должны таким образом показывать, что мы – христиане. Господь так и сказал: да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики (Ин. 13, 34).

 

Мы не должны кого-то заставлять правильно креститься, указывать, кому и как что делать, агрессивным образом проявлять свое внутреннее настроение, доказывать, что мы самые хорошие или добрые. С помощью любви и хорошего обращения с другими людьми надо показывать, как Христос заповедал нам быть в этом мире.

 

–  Получается, что когда человек стесняется – это ложный стыд, духовная проблема. Когда он стесняется адекватно выражать знаки своей веры.

 

– Опять же существует исторический контекст, когда люди не просто так этого боялись. У нас расстреливали священников и простых людей за то, что они исповедовали веру.

 

Святителя Луку (Войно-Ясенецкого) мы все прекрасно знаем. Замечательный святой, врач. В двадцатые годы он отказывался снимать рясу и в ней читал лекции. Тогда это было уместным, потому что веру нужно было отстоять.

 

Когда ему выписали Сталинскую премию после окончания Второй мировой войны, его бюст, который находится сейчас в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии, был сделан для отправки в один из залов Кремлевского дворца. Там были все лауреаты этой премии. Святитель Лука отказался снимать панагию, рясу и клобук. Это исповедание, которое было нужно на том уровне. Пример святителя Луки является очень важным.

 

Наши люди не просто так боялись проявлять свою веру, особенно молодежь, которую агрессивно учили, что это некрасиво, неправильноСейчас, слава Богу, благодаря тому же крестному ходу люди могут стать более ярко выраженными православными христианами в лучшем смысле этого слова.

 

– Вопрос от телезрителя: «Христос сказал конкретно: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). У православных наших хорошо получается с соблюдением обрядов, внешних атрибутов, а вот с заповедями – проблема».

 

– Не надо забывать, что одна из заповедей: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Поэтому у каждого человека есть своя жизнь, свои возможности, и у каждого есть свой духовник. Он следит за исполнением заповедей.

 

Будет верным ответить на это так: каждый человек спасается сам по себе. Каждый перед своим Господом стоит или падает (Рим. 14, 4). Пусть каждому человеку будет Бог Судья.

 

– Мы разобрались, что у человека возникает ложный стыд, он боится внешне проявлять свою веру. Как искоренять этот стыд?

 

– Слава Богу, что современное время и Господь позволяют нам проявлять свою веру в крестных ходах. Проявлять это надо во всеобщей любви к другим людям, в добрых делах, исполнении заповедей, правильной подготовке к таинствам.

 

Если человек будет жить действительно церковной христианской жизнью, то никакой ложный стыд в нем не будет присутствовать. Никакой страх перед общественностью не сможет его остановить, если он будет следовать заповедям Божиим и исполнять их в своей жизни.

 

– Чисто гипотетически представим ситуацию: нужно ли человеку все-таки понуждать себя? Проезжаю я мимо святого храма, а мне как-то неудобно. Нужно ли мне заставлять себя креститься? Или сажусь за стол в кафе. Нужно ли крестить пищу?

 

– И в кафе стоит это делать, если, конечно, вы не находитесь в каком-то мусульманском месте, где решили плов покушать. Там провоцировать людей не надо. Но если ты находишься в месте, где это можно сделать и никого это не смутит, не станет порогом для конфликта, то почему бы и нет?

 

В общественном транспорте едешь: вокруг много народу, тяжело поднимать руки (можно задеть или ударить людей), тогда перекрестись внутри себя, мысленно помолись Господу...

 

– Вопрос от телезрителя: «Сегодня мы радуемся открытию выставки «Православие в истории Российского государства» в Государственном музее истории религии (г. Санкт-Петербург). Стараемся служить делу христианского просвещения в светском музее. Что могут сделать православные гуманитарии в своем светском учреждении? Как веру свою исповедовать?»

 

– Я не очень понял, почему акцент сделан именно на гуманитарных науках или людях, которые к ним тяготеют. Если православные гуманитарии соберутся, они могут попросить у руководства вуза открыть часовню, сделать молельную комнату. В этом нет ничего зазорного. Законным путем все можно сделать.

 

Можно устроить факультатив по изучению основ русской истории и Русской Церкви, можно делать огромное количество разных вещей. Выставка прекрасное тому подтверждение: если люди захотят, они найдут, что могут сделать.

 

Главное, не бояться и не стесняться продвигать свои инициативы, когда они не идут в разрез с интересами других людей, когда ты не проталкиваешь идею ради идеи. Если  учишься в вузе, где большинство увидят в твоем проявлении инициативы провокацию и подумают о вере отрицательно, то свою проповедь лучше донести до других другим путем.

 

– Вопрос от телезрительницы: «Еду в автобусе (народу, конечно, много) и молюсь перед храмом. Стою в храме – молюсь. Чувствую себя всегда фарисеем, не могу с этим справиться, но молиться хочу и перед храмом, и в храме. Дьявол меня смущает?»

 

– Во-первых, это искушение, как Вы сами сказали. Во-вторых, ложный стыд. Если  никому не мешаете и хотите молиться, то молиться можно везде и всегда. Это нужно делать, потому что общение с Богом – это наш прямой путь ко спасению. Находясь в раю (в который мы все стремимся), что мы будем там делать? Находиться в постоянном соединении с Богом.

 

Можно посоветоваться с духовником и конкретно объяснить свою проблему. Если Вам хочется себя искусить таким образом, попробуйте один-два раза не перекреститься. Если  от этого будет спокойнее и Вы не будете чувствовать себя обделенной в молитве, то делайте на Ваше усмотрение.

 

– Скорее всего, это просто искушение от лукавого.

 

Батюшка, мы говорили с Вами по поводу фарисейства. Что делать человеку, если он фарисействует и ему даже говорят об этом? Мол, ты неправильно поступаешь. С другой стороны, если он не будет креститься, проходя мимо храма, или крестить пищу, это тоже другая крайность? Как человеку поступать? Менять отношение к этому? Для чего он это делает: ради Господа или ради славы?

 

Да, если ради самовосхваления – это одно дело, тогда надо уже, подчеркиваю, обсуждать это лично с духовником, как и все такие вопросы. Если чувствуешь, что в тебе просыпается фарисейство, если духовник и все окружающие священники говорят, что ты не прав, лицемеришь и фарисействуешь и действительно делаешь что-то ради того, чтобы подумали, какой ты хороший, то стоит поменять отношение к этому. Может, просто стоит про себя искренне помолиться.

Мне кажется, эта проблема из разряда, когда люди говорят: я не вычитал три канона. А другие говорят: все вычитал, но ничего не понял. Дело в отношении: что важнее – быть готовым к причастию или ждать, когда прочитаешь огромный корпус молитв, ничего не поймешь и придешь в храм с раздражением и непониманием того, для чего пришел. И если у тебя нет понимания, для чего ты исповедуешь Христа, для чего крестишься, молишься, надо это переосмыслить и сказать батюшке, что чувствуешь такую проблему.

И если услышите, что люди вам об этом говорят, сказать: спасибо большое, я постараюсь стать лучше. И действительно взглянуть в глубину своего несовершенства, попытаться стать лучше, попросить у Бога прощения за свои действия фарисейского характера и постараться стать ближе к мытарю, который не напоказ, а в углу храма покаялся перед Богом.

– Вопрос от телезрителя: «Что делать, если человек ходит в храм, но при этом не чувствует веры?»

– В этом отношении все достаточно просто: воспринимайте это как искушение. Что значит чувствовать веру? Чувствовать ее можно абсолютно по-разному. Это вопрос из разряда: всю жизнь живу и не вижу чудес. Чудо – это то, что мы сейчас общаемся, что Вы мне смогли позвонить, а я смог Вам на это ответить. Это можно воспринимать как чудо? Можно. С другой стороны, другие люди будут это воспринимать как что-то само собой разумеющееся и ничего чудесного в этом не увидят. Поэтому вера у каждого своя.

Какое чувство веры человек должен испытывать? Символ веры он может прочитать? Может. К таинствам приступает? Приступает. Возможно, данную ситуацию стоит воспринимать как период, который бывает у каждого человека. Это охлаждение веры. Это вполне нормальная ситуация. Преподобный Зосима, который написал житие Марии Египетской, тоже подвергался огромным искушениям подобного характера. До того как он пришел на Иордан, он жил в одном монастыре и думал, что  уже все степени духовной жизни превзошел, как мы слышим каждый раз при чтении Канона Великим постом. 

Он считал, что уже все познал, – куда уже выше? Но он тоже говорил, что не чувствует веры. И, вместо того чтобы молиться Богу, обращаться к Нему, этот монах искал, куда ему податься, что лучше сделать. Он тоже в моменте не чувствовал веры. Но продолжил молиться, и ему явился ангел Господень, сказал, куда идти. И тот увидел более великий пример веры.

Думаю, Вам надо в очередной раз пойти к Вашему священнику, поговорить с ним, порассуждать на эту тему и попросить подсказать Вам, что можно сделать. И ту прохладность к вере победить с помощью молитвы и приобщения к церковным таинствам.

– Небольшая поправка: Софроний Иерусалимский написал это житие, но речь у нас шла о преподобном старце, игумене Зосиме.

Вопрос: «Верующий подросток ходит в храм. В храме он ведет себя благочестиво. А при встрече с друзьями на улице ведет себя так, что возникает вопрос: а верующий ли он в принципе?»

Хотя что говорить о подростках, если взрослые так себя ведут?

«Почему так бывает, что верующие люди в светском обществе ведут себя не по-христиански? Ведь совесть им подсказывает, что они поступают неправильно?»

– На самом деле ответ достаточно прост: люди хотят быть своими в какой-то доминантной для них среде. В большинстве случаев и взрослые люди, и подростки находятся в той среде, где они боятся показать свою веру.

Это стыд?

Стыд. Но этот стыд может зависеть от недостаточного информирования о вере, от того, что в семье недостаточно приобщали к вере или, наоборот, слишком сильно приобщали (родители с подростками иногда перегибают палку, такие случаи тоже бывают).

В этот момент не надо стесняться обращаться к Богу и просить у Него прощения за то, что произошло. Опять же вопрос стоит ли в этой компании находиться...

Существует и другая крайность: можно перейти в мнимую праведность и отстранить от себя всех друзей, которые задают тебе вопросы о вере, искушают тебя. Ты будешь думать, какой ты хороший, а на самом деле своим примером показываешь, что все верующие очень нелюдимые и боятся отвечать на вызовы времени. Твоя задача – в этот момент попытаться еще больше изучать Священное Писание и традиции Церкви. Потому что кризис веры у всех происходит – и у подростков, и у детей священников, и у семинаристов, и у взрослых людей. Это абсолютно нормальная ситуация.

В этот момент важно обратиться в частной молитве к Богу, попросить у Него прощения за то, что ты Его не исповедовал и вел себя неправильно при других, подавал неправильный пример. Попросить Его помочь познать Его и Его заповеди. И с помощью Его любви, которую Он ко всем проявляет, объяснить людям, почему ты ведешь себя так.

Вопрос от телезрителя: «У святых отцов написано: творить добрые дела нужно в пределах добра. А как определить этот предел, чтобы это не перешло в потакание кому-то или чему-то

– Очень просто: потакание в грехе начинается ровно там, где нарушаются заповеди Божии. Как ни странно, это очень простое и очень сложное человеческое состояние. Во-первых, перед тем как сотворить доброе дело, ты должен узнать среду, в которой находится человек, кому ты хочешь сотворить это дело. Потому что иначе это может привести к фатальным ошибкам.

Отец Симеон (Томачинский) рассказывал нам один замечательный случай. Священник, которого перевели в другой храм, заселился в квартиру, где он должен был жить. К нему приходит человек очень интеллигентного вида и просит: уважаемый, одолжи мне некоторую сумму денег, я отдам до вечера. Священник, видя, что человек не похож на того, кто может злоупотребить этими деньгами, дает ему их. Буквально через полтора часа к нему стучатся соседи и говорят: что же Вы наделали? Он уже несколько лет был закодирован, никто ему не давал денег, потому что все знали, что он может сорваться в любой момент. И таким образом священник разрушил многолетние труды и этого человека, и всех людей, которые жили с ним в этом доме.

Действительно, когда вы что-то подаете на улице, сначала следует узнать, действительно ли человек в этом нуждается. Если нуждается – купите ему поесть; если он просит на билет – купите ему билет. Добрые дела нужно совершать тогда, когда вы видите, что не навредите ими тому человеку, которому помогаете.

Вопрос от телезрителя: «Когда на человека сходит Святой Дух, он физически чувствует Его или это просто эмоции? Как не перепутать просто эмоцию с настоящим ощущением Святого Духа?»

Симеон Афонский, если я не ошибаюсь, сказал замечательную вещь. Он всего один раз столкнулся со Христом. Это было не во время богослужения, не во время молитвы, это было на каком-то послушании, которое он исполнял в своем монастыре. Он сказал, что когда Святой Дух прикоснется к человеку, к его разуму, тот уже не сможет быть прежним.

– И точно поймет, что случилось…

– Да, человек в конкретном моменте поймет, что это случилось. Это может быть и во время молитвы, и во время каких-то других состояний, потому что внутренний духовный мир у каждого человека свой.

Дух дышит где хочет…

– Да. И пророку Илии Господь явился в гласе хлада тонка. Может, для кого-то это будет какая-то вспышка, еще что-то. Но каждый человек сам это почувствует. Главное  не впасть в прелесть. Понять, что тебе хорошо в данный момент, и обратиться к Господу: «Господи, помоги мне, если это действительно Ты здесь присутствуешь, сохранить тот настрой, тот Дух и то состояние, которое я сейчас ощущаю, как можно дольше!»

– Задам такой вопрос, острый и необычный: «Почему многие клирики не надевают одежду, приличествующую их сану, когда они идут на богослужение из дома? Я не говорю о том, что нужно носить подрясник, рясу и крест круглыми сутками. Я именно про богослужение спрашиваю. Ведь военные, полицейские идут на свою службу в форме. Почему так не делают многие клирики? Это вопрос не с целью осудить или обличить кого-то. Этим вопросом задаются многие верующие христиане».

– Приведу простой пример. Я достаточно долгое время жил от своего храма на расстоянии двух часов езды на метро, на общественном транспорте. Пока доеду, испачкаю и рясу, и подрясник. Неужели это будет красиво – служить в грязном подряснике и в грязной обуви? Я же не буду надевать кроссовки яркого цвета, чтобы доехать из одного конца Москвы в другой. Безусловно, если я иду на требы рядом с храмом, хотя у нас рядом и мечеть, и храмы других конфессий, я не стесняюсь проходить с крестом и в подряснике до места совершения требы, потому что это некрасиво – переодеваться в гостях у других людей, когда пришел совершать таинства.

Но тут действительно грань – где показушность и где исповедание... И потом, люди, которые служат в армии, разве в увольнении не ходят в гражданской одежде? Я понимаю, что нельзя сравнивать духовную службу и службу в армии, это абсолютно разные вещи. Но вряд ли будет хорошо и комфортно другим людям, если ты придешь в облачении на рынок, будешь покупать мясо и какая-то часть крови попадет тебе на одежду. После этого не будешь иметь права служить. А у священников в больших городах очень напряженный ритм жизни. И если они придут в храм в неопрятной одежде, это будет неуважение по отношению к прихожанам и к богослужению.

– То есть все зависит от ситуации?

– Конечно. Это не должно вызывать смущения у людей. Безусловно, ко всему надо подходить с рассуждением и искать срединный путь, позволяющий соблазнить наименьшее количество людей.

Вопрос: «Как быть, если иногда плохие мысли опережают твое настоящее мнение? Посмотрела на какую-то девушку, осудила ее, хотя и не собиралась вовсе. Просто пролетела мысль, будто кто-то озвучил ее в моей голове».

У святых отцов все давно прописано, давно сказано. Эта мысль не стала грехом до того момента, пока ты ее не воплотил в жизнь. Как я понимаю, Вы говорите о прилоге, о том состоянии мысли, когда она пролетела. Ваша главная задача – не принять эту мысль и не совершить тот грех, на который вас таким образом толкает либо ваше окружение, либо поступок того или иного человека, либо отец лжи – дьявол.

Вопрос: «А если человек не хочет публично демонстрировать веру, боясь подвергнуть ее осуждению и насмешкам? Это неправильно? Как поступать?»

– Если над вашей верой действительно могут посмеяться, то надо себе вопрос задать: в том ли месте я нахожусь? Зачем я нахожусь в том месте, где мою веру могут подвергнуть насмешкам? Если я выполняю какую-то работу и таким образом обеспечиваю свою семью, а там такая атмосфера, что неуместно креститься (например, в каких-то образовательных учреждениях), то надо действовать по ситуации: есть возможность –  говорить о Боге, вербальным и невербальным способом. Если видите, что вокруг какая-то пучина греха, когда исповедание веры будет равноценно метанию бисера перед свиньями, то, конечно, лучше этого не делать.

– И еще один вопрос к нам пришел: «Как отличить подлинную веру от просто привычки и следования традициям?»

Что подразумевать под подлинной верой? Есть песня замечательная: «Вера вечна, вера славна, наша вера православна!» Это для вас соблюдение традиций или исповедание веры? Если это переходит в область лицемерия, чтобы просто выставить фотографии в сетях, исповедоваться, причаститься и сказать, что ты молодец, то это действительно может граничить с той проблемой, о которой говорит человек, задавший вопрос. Но если ты себе задаешь вопрос, является ли твоя вера истинной, то уже находишься на правильном пути, и есть надежда, что ты веришь истинно.

– Давайте поговорим о поведении в социальных сетях. «Совместима ли христианская жизнь с выкладыванием своих фотографий в пляжной или другой откровенной одежде? Нет ли здесь двойной жизни?»

Такое встречается.

Думаю, это скорее неправильно, чем правильно. Если фотографии сделаны для узкого круга людей, для своей семьи, ты показал, как ты отдыхаешь, радуешься, – это одно дело. А если выставляешь на широкую аудиторию и у тебя большое количество подписчиков, то, безусловно, этим лучше не заниматься. Чем больше аудитория – тем больше у тебя ответственности, ты можешь смутить кого-то: православный, а так ходит и противоречит своим собственным словам.

Буду честен: я сам далеко не всегда до недавнего времени контролировал какие-то вещи, связанные с ведением социальных сетей. Но, слава Богу, нашлись люди, которые подсказали мне мои ошибки. Тут мерилом в том, что вы выкладываете, должно быть соответствие облику православного христианина. Святейший Патриарх недавно в своем интервью сделал важное замечание о том, что любой контент, который выкладывается даже ради проповеди, не должен быть сделан ради лайков и набора как можно большего количества просмотров. Наша задача – прежде всего внутри себя быть христианами и сохранять христианский облик и христианский образ жизни перед другими людьми. Думаю, что слова Святейшего лучше всего отражают ответ на этот вопрос. Советую, если есть возможность и желание, прочитать это интервью или посмотреть его в другом формате.

– А если человек демонстрирует, как он ездит на дорогой машине, как отдыхает на каких-то островах, обедает в дорогих ресторанах, – уместно ли вообще это выкладывать? Тем более если человек в действительности так не живет?

– Если человек так не живет, это откровенное показушничество и желание казаться тем, кем ты не являешься. В принципе гордость как таковая – это грех. Но если это человек не православный, мы не можем ему ничего доказать. А если человек православный этим занимается, тут уже вопрос к его вере. Пусть лучше он продаст эту машину и поможет другим людям. Извините за резкость.

Опять же истинно богатый человек, который честным путем заработал свои деньги, никогда не будет этого показывать, потому что это было сделано с трудом и с пониманием, «откуда ноги растут».

– Батюшка, но все-таки представим ситуацию: человек с детства по жизни живет богато. Он выкладывает такие фотографии не потому, что хвастается, а просто это его обычная среда обитания. Получается, лучше ему не выкладывать такие фотографии? Ведь это может ввести кого-то в соблазн, спровоцировать зависть. Или лучше за собой смотреть?

– Всегда лучше за собой смотреть. Каждый человек перед своим Господом стоит или падает. Но если ты видишь, что у тебя в комментариях есть люди, которые этим соблазняются, думаю, действительно лучше прекратить это делать. Но это очень частный случай, тут рассуждать о чем-то конкретно нет смысла.

 Вопрос: «Можно ли смотреть светские фильмы, контент, слушать современную музыку, читать книги, которые для души являются нейтральными? Они не душевредные и не душеполезные. Или таких не бывает?»

– Все очень индивидуально. Для кого-то фильм «Москва слезам не верит» будет очень соблазнительным фильмом. Это вопрос из разряда, как вообще использовать Интернет. Можно читать молитвы, а можно смотреть вещи совершенно неприемлемые для христианина. Поэтому в ответ на этот вопрос могу сказать: изучение мира в интернет-пространстве, особенно если там нет ничего плохого, не имеет каких-то отрицательных коннотаций. Но если чувствуешь, что очередной сериал или музыка отвлекают тебя от молитвы, от похода в храм и от подготовки к участию в таинствах, то лучше этого избегать. Но не отстраняться совсем. Если это представляет какой-то научный или иной интерес, вернуться к этому после того, как сделал все более важные дела.

Думаю, одним из самых главных стоит смотреть наш канал «Союз».

– Дорогие телезрители, Господь говорит: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами. Давайте не будем стыдиться Христа и своей веры, ибо, как сказал иеромонах Серафим Роуз, православный христианин должен быть православным постоянно; или он не православный вообще.

Ведущий Георгий Дербуш

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Преображения Господня г. Курска, директор Межъепархиального центра подготовки церковных специалистов Курской епархии, священник Роман Кацап.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X