Беседы с батюшкой. Священник Петр Панов. 11 февраля 2025

11 февраля 2025 г.

В гостях в студии – благочинный Одигитриевского округа города Москвы, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье священник Петр Панов.

– Наш разговор проходит накануне праздника вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Наверное, на каждой службе (особенно на вечерней, когда читается большая молитва с перечислением святых) обязательно упоминаются эти трое святых с эпитетами «вселенских великих учителей и святителей».

Этот титул больше ни к кому не относится, только к этим трем епископам. Они очень разные, особенно выделяется Иоанн Златоуст. Он жил позже, не соприкасаясь с эпохой Василия Великого и Григория Богослова. Их время – это IV век, середина, ближе к концу. Также мы знаем, что Василий Великий и Григорий Богослов были друзьями. (Златоуст стал архиереем только в начале следующего века.) Почему же так получилось, что в этом праздновании они соединились с Иоанном Златоустом?

– Они называются вселенскими по тем учениям, проповедям и богословским воззрениям, которые оставили всему миру. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Эти три святителя схожи по богословскому мировоззрению. Их мысли пересекаются.

Как появился сам праздник? После смерти великих мужей их последователи ратовали каждый за своего святого: «Мы – василиане, мы – иоанниты, мы – последователи святителя Григория». Между ними началась распря: кто выше, кто сильнее среди святителей. Естественно, это было не по-христиански. Одному из последователей явились во сне святители и сказали: «Мы у Бога равны, не нужно нас разделять и ставить кого-то выше другого. Празднуйте нашу память в один день». Отсюда и появился Собор трех святителей: Василия, Григория и Иоанна.

Мне дорог Иоанн Златоуст, я больше его почитаю для себя и стараюсь, поскольку я настоятель храма, в день памяти Иоанна Златоуста (перенесение мощей или его успение) всегда служить службу. Думаю, что для всякого священника Иоанн Златоуст – одна из главных фигур.

Когда мы хотим принять таинство диакона либо священника, то читаем «Шесть слов о священстве» Иоанна Златоуста. Он написал их очень живо, пропустил через себя, через свою жизнь и душу. Показывая, насколько служение священства и ответственность перед Богом, людьми велики, он всячески старался этого избежать. Когда я слушаю его поучения, толкования на Священное Писание, они очень легко ложатся на сердце.

Сама его кончина тоже знаменательна. Он ослаб телом, его везли в ссылку, в Абхазию. По дороге Иоанн Златоуст скончался со словами: «Слава Богу за все!» Это итог его жизни. Иоанн Златоуст, несмотря на все гонения (незаконный Собор, когда его осудили и признали виновным), за все Бога благодарил.

Мы служим литургии по чину Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого, и всегда на отпусте поминается тот святой, по чину которого совершали литургию. Буквально через месяц мы вступим в поприще Великого поста и будем по воскресным дням совершать литургию Василия Великого. Окунемся в этот богословский мир. С этим больше всего соприкасаются священники, потому что мы читаем молитвы тайные в алтаре.

Литургия Василия Великого, в отличие от литургии по чину Иоанна Златоуста, более продолжительная, там длинные молитвы. Когда проникаешься в них душою, мыслями и стараешься помолиться, то действительно погружаешься в Божественный мир. Там все перечисляется: как Господь родился, что Он для нас сделал и принес в мир. Святые Дары (Тело и Кровь Иисуса Христа), которые дают человеку в таинстве Святого Причащения это так насыщенно и глубоко...

Поражаешься: насколько были великие умы в IV и V веках! Все эти труды мы сейчас имеем в переводе на русский язык. Когда читаешь «Шестоднев» Василия Великого, то удивляешься, как святитель погружался в светские науки! Он знал астрономию, философию, химию, биологию, был высокообразованным человеком своего времени. Когда он толковал первые главы Бытия, то прилагал знания всех изученных наук.

Для меня Иоанн Златоуст на первом месте. Он лег на сердце, хорошо читается. Среди других отцов могу привести, например, Иоанна Кронштадтского. Это тоже любимый святой и молитвенник. Мы всегда к нему обращаемся и можем поехать в Петербург поклониться его мощам.

– Вопрос от телезрителя: «Согласно Писанию (как сказано там), плата за грехи есть смерть. Христос пришел сюда и принес Себя в жертву именно за это, чтоб плату с нас снять, то есть спасти от смерти. Но спасти человека, а не какую-то абстрактную душу, которая, как утверждает Церковь, бессмертна. Такой душе не надо спасаться от смерти. Все эти разговоры – философская ересь, которая проникла в православие во времена Византии IV века. Тогда ушли из жизни все апостолы, а бразды правления захватили философы всех мастей и начали размышлять на эту тему. Они не услышали предупреждение апостола Павла к колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею, по преданию человеческому (Кол. 2, 8). Вот и дофилософствовались…»

– Каждый человек имеет право на свою точку зрения, но мы, как православные христиане, придерживаемся церковного учения о бессмертии души. Естественно, человек состоит из тела и души. Господь пришел спасти нас от греха, от проклятия и смерти, но люди все равно живут и умирают. Как же так? На самом деле Господь через Свою смерть, через Свое воскресение возводит нас в Царство Небесное. Мы читаем в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Мы умираем телом, а душа наша продолжает существование. Придет тот момент, когда Господь всех нас воскресит, душа с телом опять соединится. Это не какая-то наша придумка, измышление, что душа существует после нашей смерти. Как может восстать тело без души? Это же американский ужастик про зомби, которые выходят из гробов и пугают все человечество. Мы видим, что Христос спас нас от смерти. Грех, к сожалению, царствует в этом мире, но с Божьей помощью он побеждаем. Мы для того и принимаем таинство Крещения, чтобы Господь, действуя через нас, помогал побеждать грех. Господь говорит (мы читаем в Апокалипсисе), что только победившему даст право сесть на Престоле. Своей силой Он возводит нас от греха, от страстей и похоти в Царство Божие. Глубокое заблуждение говорить, что бессмертие души – это какие-то придумки.  

– Душа и была создана как бессмертная. Господь дарует возможность воскресения телу. Когда придет кончина времен, как пишет тот же самый апостол Павел, душа воскреснет, но уже в новом теле, подобно телу воскресшего Спасителя, и уже (по Откровению Иоанна Богослова) будет новое небо и новая земля. Все люди в новых телах. Точнее говоря, в тех же самых, но приобретших новую составляющую. Мы знаем, что Христос проходил сквозь стены, то есть что-то поменялось в этом теле, когда оно стало сопричастно благодати Святого Духа.

Вопрос от телезрительницы: «Можно ли менять духовного отца?»

– Смотря по какой причине хотите поменять. Что случилось между вами? Если духовный отец склоняет ко греху или начинает учить тому, что идет вразрез с Церковью и верой православной, то, конечно, надо менять отца. Надо бить тревогу даже. Мы должны понимать, кто такой духовный отец. Это тот, кто рождает нас во Христе, ведет и сопровождает к жизни вечной. Если помощи от духовного отца мы не видим, а, наоборот, идет все во вред, то мы имеем право поменять его.

Спрашивали вот: «Почему у нас нет настоящих старцев или духовников?» Потому, что нет настоящих послушников, тех людей, которые могли бы, услышав советы, исполнять их в своей жизни, следовать по ним. Если человек действительно ищет духовного пути, Бог всегда наградит его настоящим духовным отцом.

– Но как понять, что духовник заблуждается? Как проверить его?

– Не нужно никогда выключать голову. Если общаешься со священником, всегда должен проверять соответствие его учений и проповедей церковному учению, православной вере. Когда мы заходим в храм и снимаем шапку, нельзя снимать и голову.

– Если поссорились и поругались с духовником, что-то эмоциональное произошло, по какой-то причине заспорили и перешли на повышенный тон, то как быть? Пойти к другому духовнику или что-то обсуждать с этим?

– Надо остыть и попросить прощения друг у друга. Господь говорит: Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). До захода солнца мы должны помириться с тем, с кем поругались. Это касается не только отношений между духовным сыном и духовным отцом, но и между мужем и женой, детьми и родителями, вообще людьми. Не нужно ждать, идти куда-то жаловаться. Мы же все христиане, между нами должен быть Христос. Когда священники причащаются в алтаре, они друг к другу подходят и говорят: «Христос посреди нас». А другой отвечает: «И есть, и будет».

Если, не дай Бог, в алтаре произойдет ссора между священниками, то как можно подойти и сказать, что Христос посреди нас? Между нами нет уже Христа, потому что поругались. Если помирились, то Он возвращается, благодать с нами.

– Кто первый должен мириться?

 – Мы с вами читаем перед причастием, что прежде нужно самому помириться с тем, кто тебя опечалил. Если тебя обидели, оскорбили, иди и первым помирись. Вот такая психологическая история.

– Но к чему это приведет? Опечалили тебя раз, ты пошел и помирился. Опечалили второй, третий раз и это стало постоянным, а ты все ходишь извиняться.

– Не извиняешься, а миришься.

– Тогда в чем разница? «Я тебя не прощаю, но воевать с тобой не будем»?

– Мы читаем в молитве «Отче наш»: Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим. Мы прощаем грехи тем, кто просит у нас прощения. В этом случае мы не имеем права отказать в прощении. Если человек не просит, то как мы должны поступить? Внутри себя не нужно испытывать к этому человеку негатива, не обижаться на него, понимать, что все это произошло по недоразумению, по действию злых сил или характер у человека вспыльчивый.

Когда он в следующий раз к тебе подойдет, не надо ему это припоминать. Осадок, может, остается, но нужно освободиться от него, не иметь ничего дурного и не желать плохого этому человеку. Святые отцы нам советуют молиться за того, кто обидел.

Когда ты с кем-то поссорился и начинаешь за него молиться, то любишь его больше, чем до произошедшей ссоры. Как примириться? Подходишь и говоришь: «Друже, всякое бывает в нашей жизни. Ты хочешь причащаться, я тоже хочу причащаться со спокойной душой и чистым сердцем. Давай не будем гневить Бога и иметь в себе зло». Чем быстрее от него избавишься, тем легче потом будет жить.

Почему Господь говорит помириться прежде захода солнца? Если не помирился и лег спать с этими дурными мыслями, то когда проснешься, они будут вдвойне действовать в тебе. На следующий день ничего не сделал, чтобы помириться с ближним, и опять лег спать. Послезавтра просыпаешься уже в тройном гневе, с тройными негативными мыслями. Чем быстрее  помиришься, тем легче тебе и тому человеку; и тем скорее придет Господь в твое сердце.

– Вопрос от телезрителя Николая: «Иисус говорил: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Может быть, люди сами будут себя судить, а не Иисус?»

– Нас осуждает наша совесть. Мы всегда, когда идем на исповедь, вспоминаем и думаем о своих грехах: в чем мы хотим покаяться? Но вспоминать ничего не нужно. Когда человек согрешает, то совесть (если она чуткая) всегда дает сигнал: «Друг, душа моя, что ты делаешь? Ты сейчас согрешаешь. Не делай так больше никогда. Иди и попроси прощения у Бога или ближнего».

Мы от своих слов либо осуждаемся, либо прославляемся. Иоанн Златоуст тоже уделял этому большое внимание. Недаром его называют Златоустом. Мы знаем такую русскую пословицу: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Это касается и трезвых людей. Например, ты ведешь машину, а тебя кто-то подрезал. Какие слова у тебя вырываются из уст? Значит, на сердце что-то нехорошо, задумайся. Апостол Иаков еще говорил, что человек, который может сдерживать себя в словах, совершенный. Он обуздал ретивого коня, на нем сидит и им управляет. Настоящий кормчий, который ведет свой корабль по житейскому морю в правильном направлении.

Мы и сами себя осуждаем на самом деле. Когда человек умирает, его душа понимает, насколько она грешна и где заблуждалась. В чине отпевания есть такие слова: Помяни мя, Господи, недостойного. То есть мы от имени умершего обращаемся к Богу. Мы, живые, присутствующие в храме во время отпевания, об этом говорим. Уже в этой жизни мы знаем, что недостойны Царства Божьего, Божьей милости.

– Действительно, от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, и, наверное, это работает еще в том смысле, что все, что ты за жизнь свою наговорил, потом тебя будет либо оправдывать, либо осуждать.

– Кому много дано, с того больше будут спрашивать; кому мало дано, с того меньше будут спрашивать. Один суд для патриарха, другой для священника, диакона, мирянина, монаха, Господь знает чашу для каждого из нас. И если ты чего-то не смог, не захотел нести, то за это будешь и отвечать. Но надеемся на милость Божию, потому что все мы понимаем: как бы мы ни старались построить дом нашей души, все равно где-нибудь брешь будет (крыша потекла или трещина появилась). Пришли реки, подул ветер, и вот Господь будет смотреть: твой дом обрушится или же устоит. На чем он стоит – на песке или на камне, Христе. Если твой дом души построен был на Христе и ты всю свою жизнь с Богом соединял, то твой дом устоит, несмотря на трещины, на пробитую крышу. Если ты с Богом, все будет хорошо.

– Мы о словах поговорили, можем теперь к делам перейти. Вспоминали недавно притчу о мытаре и фарисее. Они оба говорят слова. Фарисей молится: хвалу Тебе воздаю, что я не такой, как эти люди, даже как этот мытарь, пощусь столько-то, отдаю десятину… И в общем, все у него замечательно. Мытарь говорит: Боже, милостив буди мне, грешному (Лк. 18, 13). Господь говорит, что второй пошел домой более оправданным, нежели первый. Более оправданным, но не совсем оправданным в принципе. То есть фарисей – верующий, порядочный иудей – действительно выполняет предписания Закона, но он этим хвастается, он превозносит себя над другими людьми, и это его осуждает. С другой стороны, мытарь кается, но, выйдя из храма, разве он перестанет быть мытарем, разве  изменит свою жизнь, как мы до этого слышали в чтении про Закхея, который тоже был мытарем? Изменит ли он свою жизнь после того, как встретился с Христом? Скажет ли, как Закхей: «кого обидел, воздам ему четверицею»? Бросит ли эту работу мытаря?

– Мы же не знаем; может, он действительно бросил эту работу.

– Наверное, это было бы правильно в его ситуации... Действительно, мытарь говорит: Боже, милостив буди мне, грешному. То есть он искренне молится, раскаивается, и это ставит вопросы перед нами: вот мы пришли в храм и молимся, просим у Бога прощения, а что потом делать со своей жизнью? Мы, допустим, осознаем, что род занятий, род нашей деятельности, может быть, не вполне отвечает учению Христа.

– Мытарь осознает свою греховность, просит о том, чтобы Господь простил его грехи, помиловал его, не наказывал, не вменил ему в вину его согрешения, то есть он находится в покаянии. Само слово «покаяние» (метанойя) означает перемену жизни, перемену сознания, ума, умонастроения. И я думаю, как тот Закхей, мытарь тоже поменял свою жизнь. Мы помним слова, которые произнес благоразумный разбойник на кресте: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем (Лк. 23, 42). У него уже не было возможности поменять свою жизнь, но он, произнеся эти слова, показал готовность идти к Богу. Мне кажется, если бы он после этого остался жив, то полностью поменял бы жизнь, стал бы святым человеком, как мы с вами можем видеть на примерах многих других святых, которые были разбойниками, убийцами. И когда благодать коснулась их сердца, они полностью изменились. Вот это и есть покаяние.

Мы помним, что когда умер Лазарь Четверодневный, на четвертый день его Господь воскресил. Есть такое предание, что он после этого никогда не улыбался и не смеялся, потому что уже побывал там, за границей нашего мира, – произошло действительно изменение его сознания. Он покаялся за всю свою жизнь, принял священный сан, стал даже епископом. Единственный раз, когда он заулыбался после своего чудесного воскресения, – когда увидел, что один вор крадет горшки, которые после изготовления сушились на заборе. Говорит: глина крадет глину (под глиной имеется в виду Адам – «прах»; земля еси, и в землю отойдешь). Человек, созданный из глины, крадет глину. Такой был христианский юмор.

Прихожане каются батюшке на исповеди в одном и том же и задаются вопросом: почему жизнь не меняется? Здесь много аспектов, о которых можно сказать. Либо мы не так глубоко покаялись, не так осознали этот грех и не очень уж хотим его от себя отвергнуть, как, например, Мария Египетская (мы ее тоже будем вспоминать Великим постом). Она осознала свою греховность, когда Божественная сила не пускала ее войти в храм. А ведь она даже полюбила свой грех и не брала за него деньги… Она поменяла свою жизнь: ушла в пустыню и там жила 37 лет, борясь с этим грехом, с этими мыслями. Как записано в ее житии, когда приходили к ней блудные мысли или представлялись удовольствия от винопития и вкусной еды, от общения с молодыми людьми, она ложилась на песок и молилась до тех пор, пока эти мысли от нее не отходили. Это истинный пример покаяния человека.

Не только Мария Египетская показала это, но и другие святые: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, блаженная Матрона Московская… Мы можем перечислять многих, они все находились в покаянии, просили у Бога прощения за те или иные согрешения. Конечно, согрешения, например, Матроны Московской с нашими согрешениями не сравнятся – это как небо и земля.

Мы можем увидеть, что Господь даже Божию Матерь укорил, когда однажды Он учил и был окружен множеством народа. Пришла Богородица с учениками, и Иисусу Христу сказали: Тебя хотят видеть Мать Твоя и Твои ученики. И Он говорит: «Кто Матерь Моя и кто братья Мои? (Мф. 12, 47). Те, кто исполняет волю Отца Моего Небесного». Господь таким образом показывает, что ставит во главу угла Свою миссию на этой земле – Он пришел исполнить волю Бога Отца, при этом оставаясь послушным и Божией Матери, и Иосифу Обручнику. В Евангелии от Луки 12-летним отроком Его потеряли по дороге в Иерусалимский храм. Три дня искали Его Божия Матерь и Иосиф, а когда нашли, спросили: «Сыне, что Ты сделал с нами? Мы болезнуем, Тебя потеряли, Тебя ищем, куда Ты пропал?» – «Я там, где должен находиться, – в доме Отца Моего». И нашли Его, 12-летнего отрока, проповедующим, сидящим в окружении первосвященников и книжников – они Ему задавали вопросы, и Он на них мудро отвечал.

У всех мы можем найти какие-то прегрешения, согрешения, все нуждаемся в покаянии, очищении и прощении наших грехов, которое нам принес Господь Иисус Христос.

– Мы говорили про благоразумного разбойника (если не ошибаюсь, в его честь даже строится храм в Москве). Это уникальный случай, когда человек перед смертью просит прощения у Бога, а Господь отвечает: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). В остальных случаях такого прямого ответа из уст Божиих мы не можем услышать. И встает вопрос. Апостол Иаков пишет о том, что вера без дела мертва (Иак. 2, 26). Разбойник исповедовал свою веру только перед смертью на кресте, но вся его жизнь, весь багаж совершенных им дел был греховен. Были грабежи, разбой, убийства, насилие, все самое порочное. И он не принес ни одного плода покаяния – только исповедовал свою веру под страхом смерти (умирал на кресте). Тут уже можно было сказать что угодно – когда умираешь и уже очевидно, что тебя не снимут с креста. И тем не менее он получает такой дар. Наверное, Христос видел в нем что-то особенное, поэтому Он удостоил его такого дара. Мы не можем рассчитывать на такой дар. Получается, если мы по каким-то причинам отвернемся от Бога в течение жизни и вспомним о Нем только на смертном одре, покаемся, но не успеем ничего больше сделать после этого, не успеем принести плодов покаяния, то всё?

– Само покаяние уже есть плод нашей веры. В Священном Писании есть такие слова: пусть праведник не надеется на свою праведность. Если праведник скажет, что всю жизнь провел правильно, а под конец жизни начнет расслабляться и грешить и в таком состоянии умрет, он попадает в соответствующее место, в ад. Или, например, грешник всю жизнь грешил, под конец жизни раскаялся и начал новую жизнь, жизнь с Богом после покаяния, и Бог не вспомнит его греховную жизнь до его покаяния, а примет в Царство Небесное, что и произошло с благоразумным разбойником. Ведь в Евангелии от Луки сказано, что он останавливал другого разбойника, который хулил Христа, и на его глазах проходили мимо распятого Христа те же самые книжники и фарисеи и говорили: сойди со Креста, и мы тогда в Тебя поверим. И  разбойник, который висел с левой стороны, тоже хулил Христа: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста и нас сними». А благоразумный разбойник его останавливал: «Разве ты не осужден по делам своим? Мы-то осуждены правильно, а Тот ничего дурного не сделал». То есть у него уже произошло изменение в душе, и он не стал каяться, не стал просить прощения, а просто сказал: «Господи, вспомни обо мне».

– Получается, доброе дело наконец-то совершил, в последний момент что-то хорошее сделал.

Как Вы думаете, чему мы могли бы научиться у вселенских учителей и святителей?

– Всему можно научиться, какую ни возьмите христианскую добродетель. Терпению, смирению, кротости, воздержанию. Научиться внимательному и вдумчивому прочтению Священного Писания, вере в Бога и той любви, которую они испытывали ко Христу. Они же оставили всё. Как мы с вами знаем из жизни Василия Великого и Григория Богослова, они уединились и договорились Богу служить вместе, вместе читать молитвы, вместе изучать Священное Писание, друг друга поддерживать. И Господь их увидел и наградил священным саном архиепископов. Иоанн Златоуст – великий человек. По его учению, по его жизни можно и книги, и диссертации писать. Он жизнь положил на алтарь Богу. Все свои мысли, все свои слова, действия он подчинил Господу Богу. Это люди, которые полностью себя отдали на служение Богу. Мы с вами знаем заповедь о том, чтобы люди почитали Бога и полюбили Его всем сердцем, всей душой, всем помышлением своим и ближнего, как самого себя. И эти две заповеди святители исполнили в своей жизни, и этому нужно у них учиться.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записали Павел Зюзин и Иван Игнатов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X