Беседы с батюшкой. Достаточно ли быть просто приличным человеком для спасения? Священник Николай Святченко. 21 марта 2025

21 марта 2025 г.

– Тема сегодняшней передачи: достаточно ли быть просто приличным человеком для спасения? Это совсем миссионерская тема, потому что здесь есть такой простор для вопросов, что я не могу не воспользоваться такой возможностью. Ведь нам действительно с самого детства всегда говорили, что вот этот человек – плохой, вот этот – очень хороший, этот человек бывает хорошим, но хорошо бы, если бы он был еще лучше. В обычной школе у нас даже были оценки за хорошее поведение. Если  ведешь себя плохо, то тебе в дневник писали: «Прийти с родителями». Все время было ощущение, что люди делятся на хороших и плохих. Все было достаточно просто.

Но стоило уже в более-менее взрослом возрасте задуматься, что же такое «просто хороший человек», то здесь все оказалось очень интересно. Для нас враги не могут быть хорошими людьми. Я хотел бы быть просто хорошим человеком, но при этом это никак не связано с моими религиозными взглядами, которые наводят мост между мной, человеком и Богом. Мне кажется, что быть хорошим человеком просто недостаточно. Что Вы по этому поводу говорите тем людям, с которыми работаете в миссионерском отделе?

Интересная тема. Этот вопрос встречается чаще всего в светских аудиториях, вузах,  колледжах. Иногда старшеклассники тоже спрашивают об этом. Иногда люди старшего возраста интересуются этим вопросом, в особенности те, родители или родственники которых жили и воспитывались еще в эпоху Советского Союза, когда был стандарт так называемого советского гражданина, то есть хорошего, высоконравственного человека.

Здесь мы сталкиваемся с несколькими аспектами. С одной стороны, как Вы уже абсолютно верно заметили, в каждом обществе, социуме в каждую историческую, политическую эпоху мы делим людей на хороших и плохих, на «наших» и не «наших», на друзей и врагов. Выносить определенные стандарты, по которым мы оцениваем людей, свойственно нашей человеческой природе. Здесь на первый уровень выступают разные моменты в плане того, кто для нас хороший человек. Чаще всего это наши друзья, те люди, которые любят нас. Родственники относятся к более хорошим, чем люди, которые родственниками не являются. Вот эта мера «хорошего» или «ближнего своего» в разных обществах, в исторических, политических обстоятельствах измеряется в зависимости от того, какой момент мы сейчас возьмем для изучения. Одно дело – пятое тысячелетие до Рождества Христова, I или X век после Рождества Христова, а другое дело – Германия в 1930-е годы, когда стандарт хорошего человека определялся по признанию действующей власти.

Сейчас в западном мире мы тоже можем встретить идею о том, что такое хороший человек. Например, Ричард Докинз, Стивен Пинкер и многие другие считают, что хорошие люди всегда будут голосовать за право на аборт, даже на большом сроке, а также что уже родившихся детей, которые имеют какие-то патологии в развитии, родители имеют право отправлять на тот свет. Сюда же входит эвтаназия, а также многие другие вопросы, которые нам сейчас кажутся какими-то дикими, явно дурными. В нашем обществе есть определенные нормы поведения и идеи, которые с точки зрения христианства кажутся и видятся уже не совсем хорошими. Стандарты «хорошести» бывали в истории (и есть сейчас) самые разные. Они очень подвижны.

Для нас, христиан, единственный реальный образ – это Господь Иисус Христос, Который является не просто пророком, мудрецом, учителем, но самой воплощенной добротой. Только Он для нас является единственным источником вечной жизни. Поэтому мы можем быть причастны к вечной жизни и спасти наши души только через Иисуса Христа. Это самый фундаментальный догматический тезис православного христианства.

Есть еще один важный момент, о котором не раз в своих посланиях говорил апостол Павел. В его Посланиях к Коринфянам и Римлянам есть такая идея: несмотря на то что язычники не знают закона Божия, этот закон написан в их сердцах, то есть они живут согласно с совестью, поэтому будут иметь какое-то особое воздаяние перед Богом, Бог особым образом печется о них. Так апостол Павел говорил о тех, кто не знал Христа и христианства; соответственно, они не отрекались от Него. Для нас остается открытым и таинственным вопрос о том, каким путем Господь поведет тех людей, которые жили по закону совести, хотя и закона не знали, и по этому закону они будут судимы, как говорит апостол Павел. Еще появляется не до конца раскрытый для нас вопрос в отношении людей, внешних для Церкви, но живущих по закону, закон Божий написан в их сердцах.

– К сожалению, по статистике, которая есть в открытом доступе и которую никак не скрыть от людей, далеких от Церкви, сейчас очень многие представители западного общества уходят от христианства. В тех странах, которые раньше считались оплотом христианства, верующих людей или людей, называющих себя верующими, остается столь мало в сравнении даже с началом XX века или концом XIX века, что это общество уже практически атеистическое. Если мы представляем себе, что просто быть хорошим человеком недостаточно для того, чтобы христианская совесть была более-менее спокойной, то становится очень тревожно от мысли, что столько людей уходит от Христа. На Ваш взгляд, почему такое происходит? Не является ли это заменой христианской веры на веру в просто хорошего человека?

– Да, как мы видим, это происходит во многом в христианских странах. Прежде всего, это страны Запада, но и в России в каком-то смысле мы тоже имеем много людей, которые крещены, считают себя в целом хорошими людьми, но не считают, что им нужен Христос, что необходимо как-то вести духовную жизнь: молиться, участвовать в церковных таинствах. По сути, человек для себя избирает такой миф. Мне кажется, это злой миф о хорошем человеке, который позволяет людям погрузиться в него, принять его, чтобы оттолкнуть от себя христианство. Может быть, это еще происходит от того, что в рамках христианской веры есть нравственные тезисы и известные нормы, в том числе касающиеся того, чтобы быть заботливыми, справедливыми, дружелюбными.

В течение XX века в особенности известные гуманистические мыслители стали выдвигать такие тезисы: давайте будем добродетельными, но без христианства, без Христа. Мне кажется, это в каком-то смысле форма ереси, может, сектантство, когда, как в любой секте, из всего многообразия избирают какую-то часть, сектор и делают из этого культ. Мне кажется, так и происходит в отношении христианской нравственности и этики. Получается, что они сами по себе в отрыве от Бога, от Христа становятся ценностью. Но, во-первых, они как самоценность будут нереализуемы, а во-вторых, напрямую этика и нравственность, как мы видим в уже атеистических сообществах, могут быть и не связаны с религией и Христом. В таком случае получается такой водораздел: одно уже может и не предполагать другого.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Хорошее – это понятие относительное. А в течение какого времени надо быть хорошим? Ведь кто-то меняется по жизни. Например, разбойник был всю жизнь плохим и только в конце раскаялся и попал в Царствие Небесное. Конечно, надо стремиться становиться лучше, но, может, самое главное – раскаяться?»

– Это абсолютно верное замечание. Даже на страницах Евангелия есть такие неоднозначные фигуры, как разбойник. Тут можно вспомнить Савла и многих других.

– Савла, который стал апостолом Павлом.

Есть и многие другие примеры. Когда общество оценивает человека в этом смысле весьма низко, это не означает, что точно так же на него смотрит Бог. Это, видимо, нам показывает, что есть особая глубина взаимоотношений между человеческой душой и Богом, она остается для нас незаметной. Поэтому мы, вынося какие-то суждения, критерии, не должны доходить до крайности и всегда оставлять место Богу в этом определении. Наверное, поэтому в Священном Писании Нового Завета мы имеем одну из важных заповедей: не судите, да не судимы будете. Вынесение суда, наклеивание ярлыка, который зацикливает личность человека на каких-то моментах, может быть обманчивым. Христос предостерегает Своих учеников, чтобы они были с этим осторожны, и в молитве «Отче наш», данной ученикам, Он ставит в зависимость прощение грехов от прощения долгов другим. То есть основы критериев хорошести других людей и себя самого начинают расшатываться; Бог учит смотреть на всех людей как на хороших. Ты учишься прощению, милосердию, учишься видеть в человеке то светлое, яркое, прекрасное, что в нем есть.

– А иначе получается: «Я не такой, как те грешники, я-то хороший...» Сейчас идет пост, и иногда приходится слышать (в особенности от протестантов): мол, зачем вам все это нужно? Ведь Господь нас уже спас. Соответственно, христианину все содействует ко благу и греха христианин совершить уже не может, потому что мы спасены по благодати Господней. Мол, зачем нужна ваша православная аскетика? Зачем мучить себя всякими постами? Эти люди живут в постоянном ощущении, что все хорошие, все замечательно и хорошо. Не возникает ли ощущение, что мы в нашей аскетике в какой-то степени теряем радость христианства?

 Конечно, можно и из прекрасного дара сделать что-то вредное для человека. Но христианская аскетика является дисциплиной, воспитывающей человеческий дух, человеческое тело. Церковь и христиане традиционно в этот период налагают на себя определенные ограничения. Конечно, у разных людей разные цели, которые они согласовывают со своими духовниками. Кто-то учится большему терпению, большей любви, кто-то хочет отказаться от вредных привычек. Каждый находится в разном состоянии, у каждого разная необходимость борьбы с теми или иными недостатками.

Протестанты часто лукавят в этом смысле. Потому что у протестантов есть дисциплина: они должны несколько раз в неделю посещать домашние библейские группы, посещать воскресные богослужения, делать одно, второе, третье. Если человек этого не делает, то он выброшен из общества спасенных. Получается, это просто какая-то игра слов; указывание пальцем на то, что не нравится протестантам в православной практической жизни. Но у них дисциплинарных моментов не так уж мало.

Мы делаем акцент, во-первых, на добровольности аскетических подвигов. Во-вторых, аскеза полезна прежде всего для самого человека и его души, а не для организации, как это часто происходит у протестантов. Поэтому это время нашего добровольного подвига перед Богом, перед Христом, и мы это делаем во славу Его.

Было бы наивно полагать, что какими-то нашими ограничениями или делами мы можем заслужить спасение. Это не христианская мысль. Заслужить, добиться спасения мы не можем. Мы спасаемся только Иисусом Христом, по Его благодати, а не нашими подвигами и делами. Но они тоже необходимы, важны, они являются требованием нашего духа, нашего существа. Это то, что приносит нам радость, подготавливает к встрече воскресшего Христа. Поэтому ограничения необходимы и в двухтысячелетней истории Церкви запечатлены в формате четырех постов

– Я знаю Вас уже больше десяти лет. Вы возглавляли Миссионерский отдел в Гатчинской епархии, теперь в Санкт-Петербургской епархии. На Ваш взгляд, что заставляет молодых людей приходить в поисках Бога в миссионерские отделы? И с какими проблемами молодых людей вам чаще всего приходится сталкиваться?

 Миссионерское направление деятельности становится актуальным для православных христиан, которые уже воцерковлены и хотят послужить Богу в качестве миссионеров в какой-то миссионерской деятельности: либо в медиапроектах, либо в диалоговой, уличной миссии, либо в формате благотворительности. У нас несколько направлений деятельности...

– Я помню, к вам приходили просто хорошие люди, которые не были верующими.

Да, иногда человек присоединяется к нашей деятельности и одновременно проходит катехизацию, воцерковляется и дальше остается как служитель. Миссионерство как ценность иногда встает на первый план у людей, которые только-только воцерковляются. Часто это те, кто раньше был в протестантских организациях или в каких-то других новых религиозных движениях. Люди хотят служить Богу.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «У меня сложилось впечатление, что Царство Небесное уготовано для людей, которые всю жизнь страдали и были неудачниками. А преисподняя для тех людей, которые в жизни достигли материального достатка, добились какой-то успешности. Так получается?»

 Я бы так не сказал. Успех или неуспех в карьере вообще не является критерием духовной успешности в отношениях с Богом. И мы даже не поднимали эту тему. Но если затронуть этот вопрос, то можно сказать, что успешным для Господа является тот, кто старается быть в отношениях с Ним искренним; кто старается и что-то делает; кто к этой жизни, к людям и к Богу не относится формально, как к каким-то функциям, которые можно использовать на уровне животных инстинктов. Когда человек способен быть выше животных инстинктов и, познавая Бога, поверив в Него, познает ближнего своего, людей и этот мир.

Поэтому критерий успеха можно привести для данной тематики, но не в отношении того, сколько человек заработал. Тем более часто это сопутствует каким-то нечестным делам, криминалу и прочему

Сейчас мы, христиане, живем более-менее хорошо, спокойно. Но если наступит время, когда христиан будут гнать, на Ваш взгляд, те христиане, с которыми нам приходится общаться, готовы к гонениям? Или христиан останется меньше одного процента?

Я думаю, через это сито, как происходило во все времена, пройдут верные Христу, Его чада, так скажем. Потому что много людей, приходящих к Богу по тем или иным нуждам, а когда случается какая-то неприятность, дискомфорт, как правило, они достаточно быстро отходят от Церкви. Поэтому в такое время испытаний становится понятно, кто есть кто. Такое происходило и в первые века христианства, и в тридцатые годы. Так, наверное, произойдет и в будущем, если это случится.

 Когда на страну обрушиваются испытания, верующих людей становится, может быть, не больше, но, во всяком случае, христианство для многих людей становится не просто как умозрение, а как исповедание веры. Вопрос о верующих и просто хороших людях, о взаимоотношениях между ними: способны ли христиане осолить общество хороших людей, привести их к вере? Или это бесполезно? Сколько было христиан, столько и останется? Сколько было людей, верующих в хорошего человека, столько и останется?

Я считаю, что такое возможно, мы должны в это верить. Во-первых, мы имеем заповедь от Христа: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19–20). То есть мы на уровне заповеди имеем слова о благовестии. Мы доверяем Христу, что дело распространения веры Христовой во все времена будет нужным, адекватным, необходимым. Души всех тех людей, которые реально стремятся быть хорошими, добрыми, будут чувствовать подлинный Источник доброты – Бога в Лице Иисуса Христа, будут к Нему тянуться, приходить к Нему.

Я знаю многих людей, которые стали воцерковляться в результате той или иной миссионерской деятельности или благовестия. И в жизни они стремились быть добродетельными. Они спотыкались, видели, что мир лежит во зле, случался определенный кризис, но затем они понимали, что реализация добра возможна только в Боге, во Христе. Быть по-настоящему милосердным и понять любую добродетель можно только в перспективе Христа и христианства. Без этого честный человек, относящийся к любому критерию хорошести, рано или поздно придет в тупик, к какому-то кризису.

– Вопрос телезрителя Владимира из Курска: «Один священник как-то поправил меня, когда я назвал человека хорошим. Он сказал, что я уже осудил этого человека. Хороший он или плохой – будет судить Господь. Действительно, мы, не понимая природы многих творений, их сущности, пытаемся с ними контактировать и получаем от этого ущерб. Например, идешь по лесу и видишь гриб: для человека он ядовитый, а для лося, может, и съедобный. Одна змея ядовитая, а какого-то ужа можно брать в руки. И змеиным ядом многие даже лечатся. Причина в том, что мы не имеем рассуждения при контакте с миром, а потом выводим огорчительные штампы».

– Да, рассуждение является важным христианским деланием. Апостол Павел говорил об этом, о различении духов, о том, что является благом перед Богом, а что является злом в этом смысле. Христос говорил: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Рассудительность и здравомыслие тоже очень важны. Известные патриархи-аскеты (Антоний Великий, Макарий Великий) настаивали, чтобы среди учеников добродетель рассудительности была едва ли не на первом месте. Если нет рассуждения, то даже и те, кто занимается особыми подвигами, живя отшельнической монашеской жизнью, тоже могут прийти не туда: к прелести, иллюзиям, а не ко Христу.

 Телезритель интересно заметил: когда мы говорим, что это хороший человек, мы можем заблуждаться. Какой критерий мы безошибочно можем применять ко всем людям? Мы, христиане, как должны относиться ко всем людям?

– Очень сложно выделить один критерий. Когда человек творит какое-то зло по отношению к другому человеку, проявляет психическое или физическое насилие, наверное, это тот критерий, по которому лично я могу сказать, что лучше от такого человека держаться подальше. Такой человек опасен. Во всех остальных случаях я всегда ищу какого-то диалога, возможности для взаимоотношений, если мы с этим человеком столкнулись и наши пути пересеклись. Тем более если это касается миссионерской деятельности. Когда человек проявляет насилие, не может себя держать в руках, лично для меня это является важным критерием явного противодействия. Но в разных случаях эти критерии могут быть, конечно, разными.

 Как вообще рассуждение христианина коррелируется с любовью, которую заповедал Христос?

–  Я думаю, это один из важных аспектов научения любви. Когда ты можешь оскорбиться, озлобиться, ответить злом на зло, ты останавливаешь себя, обращаешься к Богу, молишься, начинаешь размышлять, что человек просто мог быть в каком-то состоянии. Например, десять человек перед этим могли его обидеть, а злость выплеснулась на тебя. То есть лично к тебе он не имеет никаких претензий. Рассуждение может способствовать возникновению понимания, приятия. А понимание и приятие важные компоненты любви.

Вы были знакомы с отцом Илием (Ноздриным), который отошел ко Господу. Он всегда говорил: прежде всего молитесь; и молитесь о том, чтобы этот мир не закончил свое существование. Почему таких людей, как отец Илий, так немного в нашей христианской жизни?

 Это явные светочи. Как большие звезды, Солнце, Луна нам явно видны, а какие-то звездочки совсем маленькие, их скрывает мгла, но это не значит, что их нет. Каждый встречает святых людей в своей обычной жизни, и при внимательном воззрении на окружающих мы видим эту святость, просто эти люди не такие яркие, как старец Илий.

– Может, виновата наша слепота?

– Наша греховность не дает нам возможности это увидеть.

Хорошо было бы иметь возможность общения с такими людьми, как Иоанн (Крестьянкин), схиархимандрит Илий или святой праведный Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения. Какую литературу можно читать, чтобы развенчаться с идеей спасения просто хорошего человека?

Священное Писание Нового Завета, прежде всего Нагорную проповедь, главы 6–8 Евангелия от Матфея. У евангелиста Луки Нагорная проповедь размещается в разных главах, поэтому можно все Евангелие от Луки перечитывать вновь и вновь. В апостольских посланиях мы часто слышим призывы доверять Богу Христу и находиться в Божией благодати. Помимо этого читать слова о духовной жизни. Например, «Лествицу» Иоанна Лествичника. Там не все ступени касаются мирян, поэтому, читая «Лествицу», нужно иметь в виду, что многое из того, что там написано, может быть реализовано только в рамках монашеской отшельнической жизни. Читать поучения святых отцов, самые фундаментальные, которые мы имеем: Иоанна (Крестьянкина), Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника.

 Если подводить итоги нашей беседы, можно сказать, что недостаточно быть просто хорошим человеком, чтобы обрести спасение. Если нас слушает человек, который уверен, что он должен быть просто хорошим человеком, что ему можно сказать в двух словах?

– Хороший, искренний человек должен хотя бы поинтересоваться, Кто такой Иисус Христос, прочитать Евангелие, попытаться помолиться. Я уверен, что искреннее желание быть добрым и хорошим приведет человека ко Христу. Как мы помним из Писания, Христос очень не любил фарисеев. Это были не просто хорошие люди, это были суперхорошие люди, нравственные. И они Христа распяли, по сути, приняв за разбойника и злодея. Обратной стороной эгоистичной, замкнутой хорошести является гордыня высочайшей степени, через которую не может проникнуть Бог. И, соответственно, человек не может спастись.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X