Беседы с батюшкой. Священник Константин Кокора. 6 августа 2023

6 августа 2023 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Крестовоздвиженского храма в Митине священник Константин Кокора.

– История достаточно известная, но недавно она заново ожила в памяти. В Троице-Сергиевой лавре был прием студентов, и пришел один молодой человек, который ничего не знает. А там надо знать молитвы и уставы,  быть чуть ли не готовым первокурсником. А он знает наизусть только одну первую главу из Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Собственно, он это и процитировал. Больше ничего не знал, кроме этих слов. И откуда он их узнал? Однажды стоял на остановке, и к нему прилетел листочек с текстом первой главы. Так человек поступил в семинарию.  К сожалению, не знаю, кто это был, но вроде это известно.

Вы представляете,  какое влияние на него оказали эти слова? Советская действительность, и происходит такое чудо. Мы порой не ценим того, что имеем сейчас, а тогда это было что-то прорывное.

Сегодняшнюю беседу посвятим Священному Писанию. Начнем с базового вопроса: «Какое место должно занимать Евангелие в жизни православного христианина?»

– По идее, оно должно занимать центральное место.

– А как на практике?

– Человек каждый день должен знакомиться с текстами Священного Писания в той или иной форме: в церкви ли, в домашних ли условиях, вместе с кем-то или по одиночке, как-то еще. Читать, усваивать и исполнять.

Важно понять, что Священное Писание – это всегда еще и призыв к действию. Не просто прочитал, положил и галочку поставил, но теперь нужно жить по этому Евангелию. Священное Писание – это откровение Божие, Его слово, обращенное к каждому человеку. Когда мы хотим узнать Его волю, почувствовать Его присутствие, узнать о заповедях, которые Он нам оставил, – мы открываем Евангелие, где Господь прямым текстом обращается к нам для того, чтобы помочь, наставить, направить на истинный путь. Одним словом, спасти нас.

Очень важно помимо молитв и наших аскетических упражнений, помимо участия в таинствах всегда питаться словом Божиим. Недаром у нас даже литургия делится на две части: литургия слова и литургия Тела и Крови. Литургия слова – когда оглашенные, некрещеные или отлученные от Церкви присутствовали при чтении Писания и проповеди, которая за этим следовала.

Питание словом Божиим и богодухновенными писаниями необходимо для поддержания души. Интересно, что святые отцы даже пишут о том, что Писание помогает не только в ориентации в духовной жизни, как поступать, как размышлять над словом Божиим, но и дает возможность человеку спасаться, именно уходя от греха. Когда он обращается к этим книгам, греховные и страстные узы ослабевают.

Евангелие должно занимать центральное место. Недаром оно у нас на престоле лежит. Не молитвослов, не Устав Церкви, не писания святых отцов, а именно Священное Писание Нового Завета. Именно Евангелие, которое является словом Божиим, вдохновляющим нас обращаться к нему.

– Даже на архиерейском богослужении епископ во время чтения Евангелия снимает омофор. Символично.

– Да, по сути, это символ присутствия Бога среди нас. И поэтому, конечно, сама книга должна находиться в доме каждого христианина. У нас тоже есть с этим проблемы. Книга есть далеко не у каждого, хотя обязательно будет молитвослов.

– У моих родителей было несколько десятков Евангелия.

– Вот. А бывает, у человека спрашиваешь: «Евангелие есть?» – «Молитвослов есть». – «А Евангелие читаете?» – «Я молитвослов читаю». У человека произошло такое замещение, что молитвослова достаточно. В молитвах мы обращаемся к Богу. Но как же узнать волю Божию? Преимущественно из Писания, особенно если человек даже в таинствах не успел поучаствовать.

– Вы сказали, что в Евангелии можно найти ответы на вопросы. Это касается нашей обычной, бытовой жизни или только духовной?

– Преимущественно, конечно, духовной.

– Но бытовые вопросы нам тоже хочется решить.

– Я согласен. Мне кажется, одна из причин, почему современный крещеный человек не обращается к Евангелию, в том, что он не видит в этом практического смысла.

– Было ли такое, что Вы там находили ответ?

Я спросил одну женщину о Евангелии. А она мне в ответ: «Ну, Вы же понимаете, что Евангелие и моя жизнь – это две параллельные вселенные. У меня даже нет никакого желания обращаться к этим текстам». Тогда я понял, что люди действительно не видят в этом смысла. Она хотя бы честно сказала, что не понимает, зачем ей это.

Как было в моей жизни? Я пришел в церковь в 17 лет и сразу начал читать Евангелие. Сначала вообще мало что понимал. Ты читаешь потому, что надо читать. У нас есть правило: одна глава из Евангелия в день. Но я совершенно не понимал, что сокрыто за этими словами, какой в этом смысл, контекст, какие исторические реалии.

С течением времени, когда я уже начал образовываться и читать какие-то другие книги, те же толкования на Священное Писание, когда стал учиться в университете, безусловно, текст стал даватьсялегче.

Говоря о решении каких-то практических, бытовых проблем, я не стремился найти там ответ.

– Наверно, и не нужно?

– Может быть, и не нужно. Опять же есть много историй, когда люди находили там ответы. Вы, наверно, их тоже знаете. Человек хочет что-то решить, рандомно открывает какое-то место и читает там прямое указание. Уж не знаю, какие ответы люди там находят. Продай дом, отдай все имущество? Это будет ответом на твои вопросы? Но такой опыт у людей, конечно, есть.

Евангелие – это в первую очередь о духовной жизни, о том, как поступать с ближним, о том, на что ориентироваться в своих духовных поисках, как относиться к представителям других религий, какие приоритеты расставить в жизни. Потому что часто множество всяких бытовых христианских атрибутов заслоняют само Евангелие, когда нужно очистить себя, посмотреть, что стоит во главе. Например, люди говорят, что самое главное – это ставить свечи, или писать записки, или на Радоницу ходить на кладбище.

– Это тоже их вера.

– Да, но мы должны возрастать в этой вере. Как пишет апостол Павел, не оставаться младенцами, а возрастать в этом слове Божием, находить для себя новые пути богопознания, становиться людьми более мыслящими, более воцерковленными.

Но в Библии есть не только ответы, но и вопросы. С Евангелием жить сложнее, чем без него. Я бы так сказал. Когда человек живет так, как ему хочется, ни перед кем не отвечает, ему, по сути, все равно, как будет складываться его жизнь. Но когда он открывает Евангелие и видит, например, что Господь запрещает гневаться, тогда становится сложно. Если ты себя отождествляешь с христианской религией, то придется с этим что-то делать.

Господь говорит идти и проповедовать Евангелие. Но как я могу проповедовать, если я его никогда не читал? Господь говорит, что того, кто не приобщается Тела и Крови, Он не воскресит в последний день. Много таких вещей. Знание и чтение Писания, бывает, доходит до критического уровня, и люди, которые приходят крестить детей или становятся крестными, не знают ни одной заповеди Нового Завета. На уровне: не убий, не укради, не прелюбодействуй.

– Ну, неплохо.

– Неплохо для некрещеного человека, живущего в Ветхом Завете.

– Есть много грамотных, начитанных людей, осознанно не принимающих крещение.

– Конечно. Проблема остается актуальной, потому что люди не обращаются к Писанию.  Что-то их останавливает, с чем-то они могут справиться, поэтому Писание пылится. Это не новая, а закоренелая проблема в нашей стране и нашей действительности.

– Именно в нашей стране?

– Я думаю, не только в нашей, но мы говорим о нас, о тех, кто рядом с нами, о наших семьях, друзьях, согражданах, поэтому в первую очередь это наша боль.

– То есть наше благочестие, которым мы так гордимся, обрядовость, красота богослужений, музыка иногда затмевают самое главное – простую маленькую книгу, которая занимает не так много места. Парадокс.

– Есть такое искушение. Мы переживали в своей истории очень трудные времена. И семидесятилетний период атеизма, а до этого Синодальный период, в который был упадок благочестия, когда отдельные личности призывали народ читать и исполнять евангельские заповеди. Евангелие прорастало с трудом, потому что было очень велико влияние языческого прошлого. Как пишут многие историки, Русь была крещена, но не воцерковлена. Распространение Евангелия шло с большим трудом. Было много неграмотных людей. Оно было доступно только каким-то царям или епископам, богатым монастырям и храмам.

История непростая, и где-то объективно человек просто не мог поставить Евангелие в центр своей жизни. Но в наше-то время все вообще по-другому. Вот что удивляет. Ладно, если мы говорим о людях советского периода. Но сейчас человек имеет открытые храмы, Евангелие переведено на языки мира, его можно читать в том числе и в электронном виде. Сегодня можно найти великое множество толкований и взять себе их по вкусу, по интересам. Человек имеет возможность зайти в храм и напрямую обратиться к священнослужителю: «Мне это место непонятно». Существует огромное количество библейских кружков и занятий по изучению Священного Писания. Это настоящее горе, а для человека уже нет никаких пояснений, никаких возможностей себя оправдать. Почему я не читаю это? Почему для меня это интересно? Видимо, здесь уже надо искать что-то в самой жизни человека, в его отношении к Церкви, к Священному Писанию, к Богу.

Я читал Евангелие, когда воцерковлялся. И тогда столкнулся с проблемой, что не понимал, зачем читать контекст этой книги, кто ее написал, как написал, в каких обстоятельствах, не изучал его с научной точки зрения, не знал о разных подходах к его изучению. Тогда я спросил у одного очень мной любимого и уважаемого священника: «Зачем это нужно?» И он сказал мне замечательную вещь: когда любишь кого-то, то хочешь знать о нем все. Я люблю Христа и хочу знать о Нем все. Меня это поразило. Ведь правда: ключ к интересу – это в первую очередь проявление любви. Если мы кого-то или что-то любим, то будем изучать, смотреть, интересоваться, доставать информацию об этом. Видимо, в первую очередь проблема у нас с этим. Нет горения узнать, что говорит Бог, какие заповеди Он оставил нам, почему мы должны верить в воскресение мертвых и так далее.

– Вопрос от телезрителя: «Как сохранить слова Священного Писания в своем сердце? Когда мы читаем Писание, Господь общается с нами, но проходит время, и все улетучивается».

– Очень актуальный вопрос. Слава Богу, что Вы вообще читаете Писание. Но оно не существует в некоем вакууме. Поэтому очень важно жить по советам святых людей. Все святые, по сути, строили свою жизнь по Евангелию.

Нужно читать Евангелие в контексте. Что я имею в виду? Во-первых, молиться перед чтением. Когда мы читаем Евангелие в храме на богослужении, то перед этим молимся, чтобы Господь открыл наше сердце, дал нам силы и мужество поступать по Евангелию, чтобы помог уразуметь прочитанное.

Во-вторых, очень важно стараться всю свою жизнь соединять с Евангелием. Не просто прочитать его и закрыть. А постараться начать жить, исполняя заповеди. Опять же очень важно, читая Евангелие, соблюдать церковные правила: причащаться, каяться, менять свою жизнь, участвовать в познании Бога непосредственно через сами таинства.

Очень помогает, если  обсуждаешь с кем-то Евангелие. Нам, священникам, легче это делать. Мы заранее читаем Евангелие, когда готовимся к проповеди. Опытные священники уже знают, какое будет зачало. Мы можем его обсудить друг с другом, прочитать какие-то толкования, посоветоваться с кем-то. Миряне могут почитать их вместе с кем-то, обсудить с семьей. И тогда открываются поразительные вещи. Когда мы пытаемся что-то объяснить другому человеку, то сами начинаем лучше это усваивать.

Очень важно усваивать Евангелие в Церкви, то есть слушать проповеди, назидания, толкования, комментарии святых отцов и богословов, которые помогут понять контекст и лучше усвоить сам текст. Есть разные средства, чтоб само Евангелие не выветрилось. И с опытом это получится. Просто нужно проявить терпение. А со временем оно будет как некая пища. Мы сначала младенцев кормим простой пищей, а потом переходим на твердую.

– Что Вы советуете делать людям, которые хотят крестить своего ребенка, но никогда в жизни не читали Евангелие?

– Прочитать. И не для того, чтобы как-то затруднить жизнь, а для того, чтобы человек понял, согласен ли он с той нравственной программой, с теми заповедями, вообще с той жизнью, которую предлагает Христос. Когда крестим, мы посвящаем человека во Христа, даем клятву перед Богом, что приложим все силы для того, чтобы человек вырос христианином, что вся его жизнь будет строиться вокруг Евангелия.

Для того чтобы быть честным перед Богом и самим собой, сначала нам нужно посмотреть, подходит нам это или нет. Конечно, могут возникнуть трудности, потому что сам текст достаточно специфический. Люди говорят, что он им непонятен, так как написан особенным образом, а они не привыкли такое читать и так далее. С одной стороны, это действительно так. С другой стороны, правда еще и в том, что люди вообще стали редко читать. Не только Писание, а любые книги.

Трудность еще и с нашим клиповым мышлением. Тут тоже можно пойти навстречу человеку: есть аудиоверсия Евангелия, есть библейские мультики. Иногда человек не может осилить именно текст, хотя это трудно представить, ведь Евангелие от Марка совсем короткое, простое, написанное односложным языком. Но у всех разный уровень. Можно пойти навстречу и попросить ознакомиться с Евангелием хоть каким-то образом, хоть через что-то, может быть, взять детскую Библию.

Ты растешь, когда начинаешь трудиться. Ты начинаешь понимать, что меняешься. Но без труда этого не произойдет. Никаким другим образом не получится. Я настаиваю, чтобы человек в первую очередь познакомился с одним из Евангелий. Лучше всего начинать с Евангелия от Марка. Оно самое короткое, тиражируемое, удобное, лаконичное и простое. Но многие начинают с Матфея. А иногда люди совершают ошибку и начинают читать с самого начала Библии.

– И не понимают, что вообще происходит.

– Да, начинают с Ветхого Завета и говорят: «Батюшка, я что-то вообще ничего не понимаю. Для меня это неинтересно». Люди привыкли начинать книгу с самого начала. Зачем я буду начинать ее с конца или с середины? И это тоже проблема: человек начинает закапывать сам себя.

– Я часто встречал, что книги Библии раздавали на улице. Мне было интересно, и я брал. И перевод был профессиональный. Не знаю, православные раздавали или нет. Как к этому относиться? Очень много христианских деноминаций, которые знают Библию лучше нас.

– Да, и это тоже проблема. Так как мы сами не образовываемся в этом смысле, то нам приходится иногда терпеть укоры от наших братьев протестантов или католиков. Человеку задают вопрос, а он не знает, что сказано в Писании.

Сейчас есть совершенно разные переводы. Можно взять синодальный, современный русский или церковнославянский. Хотя этот будет труднее. Ушло то время, когда распространяли какие-то не те Евангелия. И были ли они не те? Не знаю, есть ли какие-то искаженные или сокращенные Евангелия. Но люди очень боятся этого. Но всегда можно взять православное, одобренное нашей Церковью. В любом формате.

– Вопрос от телезрителя: «Почему в Библии ничего не сказано про динозавров?»

– Хороший вопрос. Я сегодня сыну сказал, что динозавров не существует. А он мне говорит: «Нет, существуют. Как же так? Что ты такое говоришь?»

– В Библии ничего о них не сказано.

– Да. Библия все-таки говорит о том, что для нас полезно в плане спасения. На самом деле там о многом не сказано. Значит, эта информация никоим образом не приблизит нас к Царствию Божиему.

– Грубо говоря, не положено.

– Если бы Господь распорядился, чтобы мы об этом что-то узнали, то мы бы это узнали тем или иным образом. Но Библия не противоречит науке. Это давний спор между наукой и религией. Просто Библия не ставит перед собой задачу научной картины мира. Она объясняет что-то, но это, безусловно, не учебник по биологии и прочим наукам.

– Вопрос от телезрителя: «Могут ли в Библии быть пророчества про наши дни? Например, у пророка Исаии: Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин». Видимо, отсылка к войне, которая сейчас происходит.

– Само Писание имеет несколько слоев, несколько возможностей для комментариев. Есть места, которые мы можем толковать именно пророчески, относя к нашим временам.

– Может, какие-то пророчества не сбылись?

К этому нужно относиться очень аккуратно, потому что в первую очередь важен контекст. Есть целый исторический пласт: к кому конкретно обращался данный пророк, какие были обстоятельства, почему вдруг он изрек именно эти слова по вдохновению Святого Духа.

Во-вторых, очень важно читать это именно в церковном разуме, вооружаться толкованиями святых отцов, богословов, чтобы не уйти куда-то в сторону. Можно и самому это разуметь, когда ты уже научился мыслить по-церковному.

Есть места, которые определяют и нашу жизнь тоже. Ведь человек по большей части не меняется. Он каким был тысячу лет назад, таким и остается: со своими грехами, страстями, победами, святостью или греховностью. Некоторые вещи просто повторяются. В Писании мы должны узнавать конкретно самого себя и судьбу нашего народа, а может, и всей земли.

Конечно, есть какие-то места, которые относятся непосредственно к нашим временам. Я часто вспоминаю Книгу Апокалипсис. С определенного времени ее перестали читать за богослужением, потому что книга символическая и на ее почве было очень много каких-то теорий, комментариев, которые абсолютно уводили человека от Церкви.

В этой Книге есть обращение Господа к ангелу Лаодикийской Церкви (Церковь последних времен) и просто замечательная по актуальности тирада. Господь говорит: О, если бы ты был холоден, или горяч! Но так как ты теплохладен, изблюю тебя из уст Моих. Вот это равнодушие не есть ли маркер нашего времени? Человек говорит: «Какая разница?» Ему безразлично, кому поклоняться, безразличны духовные и религиозные вопросы. Люди говорят: «Бог один». Хоть так делай, хоть сяк. Куда бы ты ни пошел, Бог все равно любит тебя, все будет хорошо. Плюс к теплохладности можно добавить проблемы, касающиеся непосредственно нашей религии. Человек не читает Священное Писание, редко причащается, не расставляет приоритеты в церковной жизни.

Такие вещи нужно относить в первую очередь к себе. А потом делать выводы, участвуя в делах Бога и Церкви, причащаясь, молясь, стараясь сообразовывать свой ум и сердце с Господом. Как пишет апостол Павел, у нас должен быть ум Христов. В первую очередь, нужно не отойти от Самого Христа.

– Понимать Священное Писание лучше и удобнее тогда, когда ты находишься внутри Церкви. А если читаешь Писание дома как настольную книгу,  может быть, даже попивая при этом чаек, эффект будет другой?

– Не то чтобы другой. Мы говорим о некоей полноте. Конечно, читать Евангелие здорово.

–  Светские люди читают в метро, например.

– Читают, но не как откровение и слово Божие, а как исторический источник. Так тоже можно. Люди что-то уясняют для себя, отмечают какие-то актуальные вещи, но не верят в то, что это богодухновенное Писание, что эти заповеди и действия Бога актуальны и имеют место.

Мы читаем какие-то мифы и говорим: «Здорово, интересно», но никакой актуальной поддержки в реальности не находим. Можно просто прочитать что-то для назидания. Хорошо читать дома. Мы должны соединить эти две (церковную и домашнюю) реальности, чтобы связать свою жизнь со словом Божиим.

Коль скоро мы говорим о примерах других людей, то святые строили свою жизнь вокруг Евангелия. Поразительно. Есть молитвенное правило Серафима Саровского. И люди говорят: «Я не могу вычитывать молитвенное правило и буду молиться как Серафим Саровский». Но почти никто не говорит о том, что батюшка Серафим за неделю прочитывал весь Новый Завет. С понедельника по четверг – Евангелия, в пятницу и субботу – Деяния святых апостолов и апостольские Послания. А в воскресенье причащался. Получается, молиться будем как Серафим Саровский, но нам не так важно то, что он каждую неделю читал Писание.

Один отец как-то рассказывал, что всю Псалтирь прочитывал за сутки, за целый день.

– Кстати, при таком подходе, если у тебя нет времени или возможности рефлексировать, то есть сидеть, читать, размышлять над Писанием, оно усваивается все равно как некий текст. Это тоже собеседование с Богом. Когда читаешь книги, начинаешь собеседовать с автором, вольно или невольно в тебя это входит, если ты умом и сердцем в этом участвуешь. Поэтому, конечно, польза даже просто от чтения присутствует большая.

Тихон Задонский знал Новый Завет наизусть, Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв всегда стремились подвести людей в первую очередь к чтению Священного Писания, потому что был кризис в чтении слова Божия (это же не какая-то новая проблема). Пахомий Великий принимал в монахи, только если человек знал Новый Завет наизусть.

И мы понимаем, что это была высота, люди серьезно к этому относились, была какая-то серьезность, основательность в чтении Писания, потому что все было не так просто. А сейчас парадоксально: всё есть – бери не хочу, все на блюдечке с голубой каемочкой. Но люди к этому как-то с прохладцей относятся.

Я помню, одна женщина позвонила насчет крещения детей и задала мне такой парадоксальный вопрос: «А Вы православный человек?» Я говорю: «Конечно, меня рукополагал Святейший Патриарх. А почему Вы это спросили?» Отвечает: «Вы говорите о Евангелии, необходимости чтения слова Божия, в храме у вас всегда проповедуют». – «То есть для Вас православие не ассоциируется с этим?» – «Да».

Сейчас православие ассоциируется с чем-то другим. Меня это поразило, подумал: надо же, какое у человека сложилось впечатление.

– Люди читают Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова)…

– В лучшем случае.

– Очень много литературы сейчас доступно, в которой тоже рассказывается о Писании и цитируются оттуда строки. Но никто Библию не открывает.

– Можно делать это параллельно с чтением трудов святителя Феофана и святителя Игнатия, которые говорили о необходимости чтения Священного Писания. У нас есть такое правило, о котором, наверное, знают все: чтение одной главы Евангелия и двух глав из Апостола. Люди очень часто об этом говорят.

– Я попробовал как-то так делать. Одну главу минут за десять прочитывал, достаточно быстро (на ходу или в метро). Когда мы уже учились в семинарии в магистратуре, мой однокурсник научил делать так. Мы ехали в метро, и он просто в какой-то момент ушел в себя, открыл книжечку и начал читать. Я тоже взял маленькую книжечку и начал читать. Правда, пару раз проехал из-за этого свою остановку, но все равно это влекло.

– Можно не только так делать. Это правило восходит к Оптинским старцам и к святому праведному Алексию Мечёву. Есть и другие способы. Святитель Феофан советовал читать Писание по зачалам, то есть по кускам текста, которые читаются в храме.

– То есть в согласии с календарем. Но какие-то отрывки, получается, повторяются.

– Да, но можно как-то чередовать, варьировать это чтение; если читал уже этот отрывок – пойти дальше.

– Но чтение по зачалам трудно объяснить неподготовленному человеку (в том смысле, как их находить).

– Есть еще такое понятие, как «перекоп», то есть законченный по смыслу отрывок. Можно просто сказать: прочитайте одно какое-нибудь место (притчу, например). Или в Библии иногда отмечается прямо надписью сверху: допустим, «Чудо в Кане Галилейской». Читаешь этот кусок текста и для себя его уясняешь.

Один из богословов XX века, священник Александр Ельчанинов (это был замечательный проповедник, очень умный человек), говорил  еще об одном способе: чтение совсем понемногу, по чуть-чуть. Может быть, буквально по одному предложению. Но очень важно это предложение через себя пропустить. Например, Христос говорит не смотреть на женщину с вожделением. И ты себе это уясняешь и начинаешь над этим работать.

Или Христос обращается к человеку: «Раздай все свое имущество и следуй за Мной». Как я вообще в своей жизни могу все это реализовать? То есть помногу, может быть, и не надо читать. Но самое главное – пытаться все это в жизни реализовать.

Святитель Феофан говорил, что хорошо читать зачало из Писания, еще лучше – читать его с комментариями, а еще лучше – пропускать это через себя, самому назидаться, аккумулировать в себе какие-то идеи, пытаться себе их объяснить, развиваться и так далее. Он даже советовал тетрадь завести и записывать, что говорит Христос, что из этого следует и как это в жизни применить. То есть буквально разжевывать себе Писание.

Есть такой феномен, как медитация. Сейчас люди это вообще в нехристианском смысле употребляют как что-то, связанное с йогой и восточными культами. А изначально в христианстве медитация – это размышления над словами Священного Писания, когда мы берем Псалтирь и прочитываем какой-то текст из нее (или одну строку) и начинаем над этим размышлять, то есть медитировать. Святитель Феофан тоже советовал это делать, он называл это «богомыслие» – размышление над строками из Священного Писания. Это тоже очень помогает уяснить сам текст.

– Я был как-то в одном местечке на западе Украины, в Черновицкой области. И там находится очень известный Банченский монастырь, в котором наместник очень много детей усыновил. После службы все люди собрались, расселись на лужайке, что-то кушали, читали Писание и размышляли над ним. Кто-то мог выйти и что-то сказать в микрофон, поделиться своими мыслями.

– Это прекрасно и тоже очень помогает.

– Но там особая община, в которой очень ревностные верующие люди. У нас скажут: секта какая-то. А что тут такого? Прямо возле храма собрались в воскресный день. Работать не положено в этот день. И вот такие процессы там происходили.

– Замечательный опыт. Можно посоветовать мужчине, который нам звонил, попытаться примкнуть к какому-то обществу, которое изучает Писание. Это замечательно, когда ты в храме имеешь возможность высказаться, тебе помогают твои братья и сестры как-то уяснить Писание.

В домашних условиях тоже можно это делать. Мы с супругой читаем Евангелие семейно. То есть берем какой-то отрывок из Евангелия, читаем его, потом дети читают его из детской Библии, и мы можем даже спрашивать друг друга, что кому сейчас откликнулось. Это потрясающе, когда мы читаем один и тот же текст, но обращаем внимание на разные вещи. И мы можем так друг друга каким-то образом обогащать. Мне, например, одно запомнилось, бросилось в глаза. А супруга, посмотрев на это по-другому, отметила что-то свое. Это вообще потрясающе действует. Где двое или трое собраны во имя Мое… (Мф. 18, 20).

И даже если человек не имеет возможности выбраться в храм и там находиться, слушать проповеди, Священное Писание или участвовать в таких кружках, он может делать это дома, молясь, стараясь это понять, смиряя свой ум. Оптинские старцы пишут о смирении ума перед словом Божиим, а не так, когда мы хотим что-то подтвердить или опровергнуть слово Божие.

Митрополит Антоний Сурожский пришел к Богу через чтение Евангелия. Он как раз хотел убедиться, что все это ложь, а сам пришел к Богу. Все оказалось наоборот.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать