Беседы с батюшкой. Священник Антоний Русакевич. 22 сентября 2025

22 сентября 2025 г.

У нас в гостях – настоятель храма во имя апостола и евангелиста Луки священник Антоний Русакевич (г. Тверь).

– Поздравляю Вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Праздник был вчера. Отдание будет в конце недели, а сегодня, как это часто бывает в церковной традиции, мы вспоминаем основных участников праздничного события. В Рождестве Пресвятой Богородицы это Ее родители – святые праведные Иоаким и Анна. Я позавчера перед помазанием подходил к иконе праздника и обратил внимание, что на ней крупно, в центре композиции, изображена Анна, крупно изображен Иоаким. И очень маленькой изображена Мария.

Нашими предшественниками, которые разработали иконографический канон, тем самым показывается большая роль, которую сыграли Иоаким и Анна. Мы знаем о них не очень много, но знаем, что это была в каком-то смысле трагическая история. Они были уже престарелыми людьми, но так и не имели ребенка. А в древнеиудейском обществе это сильно порицалось. Дети были знаком благоволения Божьего. Нельзя было отказаться от ребенка, и не потому, что это запрещено законом, а потому, что общество этого не принимало. Ребенок – это знак расположения Божьего к тебе и твоей семье. А почему у нас сейчас не так? У меня самого двое детей, и я могу сказать, что с детьми непросто в обществе – очень часто сталкиваешься с тем, что оно не принимает детей. Идешь в кафе – ребенок кричит, и на тебя смотрят косо. Часто бывают неудобства – дороги не предназначены для колясок, и таких эпизодов много. То есть дети явно где-то на втором плане. Почему так?

– Дело в том, что со времен библейских событий не только общество, жизнь человека изменились, но и сами люди. Вера у многих ослабла, отношение к жизни, к семье изменилось. Вы правильно сказали, что в еврейском обществе бездетность считалась буквально проклятием, наказанием. Людей, которые не имели детей, презирали, унижали. И когда ты живешь в таком обществе, где настолько негативное отношение к бездетности, то не остается шансов быть без детей. Люди понимали, что рождение детей – это их прямая обязанность и благословение Божье.

Если у семьи было много детей – это считалось Божьим благословением и большой радостью. Кроме того, в то время очень важно было, чтобы дети помогали родителям, потому что это рабочие руки. Когда все занимались сельским хозяйством, большая семья  могла больше продуктов произвести, что-то продать. Так появлялись зажиточные семьи. Со временем, когда стал меняться образ жизни людей и отношение к вере стало меняться, люди стали больше заботиться о материальных благах. И здесь возникает конфликт интересов: когда у человека есть дети, он должен все-таки чем-то жертвовать (своим временем, вниманием и т.д.). Зачастую люди не понимают, для чего им это нужно, у них очень развит эгоизм и удовлетворение личных потребностей.

Мир перевернулся, можно сказать, в духовном плане. Когда человеку в рекламе, например, говорят, что он должен брать от жизни все и наслаждаться ею уже сейчас, то, конечно, такой человек не понимает, как можно делиться чем-то, заботиться о ком-то. Сегодня тенденция еще хуже: люди не просто не хотят становиться родителями, зачастую они вообще не хотят заводить семью. Если почитать современные социологические исследования, то мы увидим, что молодые ребята говорят: «А зачем мне семья? лучше одному».

Мы живем в таком обществе, когда еда более доступна, чем раньше, вопрос безопасности не стоит так остро, как раньше, когда во времена Христа человека могли убить просто – на дороге оставаться было опасно. Из-за чего города закрывали на ночь? Потому что человека могли ограбить и убить. Сегодня мы можем свободно ходить, и нам не нужно носить оружие для защиты. Жизнь очень сильно изменилась, и это привело к тому, что у человека поменялись приоритеты, к сожалению. И социологи об этом говорят. Тенденция очень грустная, и из-за нее у людей часто возникают проблемы не только духовного, но и психического характера. Люди теряют смысл жизни.

Когда у человека смысл жизни только в том, чтобы удовлетворять свои потребности, он постоянно будет чувствовать себя несчастным. Человек купил себе новый телефон, немного времени прошло, и ему говорят: «У тебя старая модель, новый покупай». Машину купил – вроде бы радуется какое-то время, а потом оказывается, что есть лучше. И в итоге людям предлагаются ложные идеалы. И люди забывают, что главные стремления нашей жизни не в материальной сфере. Семья, дети – это основа нашей жизни. И если это станет главным, то в голове все встанет на свои места. Такой человек будет жить полноценной жизнью. Он будет понимать, зачем он трудится, делится чем-то со своими близкими. Такой человек не будет чувствовать себя одиноким, потому что у него есть близкие люди, которые его любят, поддерживают. Любой родитель знает, как приятно общаться со своим ребенком, который хочет, чтобы ты с ним поиграл. Первые шаги ребенка, первые слова – каждый, кто имеет такой опыт, понимает, о чем речь. Но нам сегодня зачастую пытаются говорить о том, что это не так важно и нужно жить только для себя. Но это приводит к очень негативным последствиям.

Говорят: «Бери от жизни все». Еще и рекомендуют жить текущим моментом, что приводит к очень опасным последствиям, ведь вера и Церковь строятся на размышлениях о будущей жизни – мы призваны размышлять о том, что нас ждет в старости и после смерти. А эти мысли часто пресекаются на корню, чтобы не было никаких помышлений о тех перспективах, которые ждут каждого, когда пройдет молодой возраст и наступит старость.

Вопрос от телезрителя: «За что Церковь так почитает Иоакима и Анну?»

 Церковь почитает святых праведных Иоакима и Анну за их подвиг. Они претерпевали долгие годы унижения и презрения в обществе. Это ведь тоже подвиг определенного смирения, когда стало известно, что они станут родителями Марии, они исполнили библейское пророчество и тем самым проявили смирение. Через них начало исполняться ветхозаветное пророчество о приходе Спасителя, и они прямым образом поучаствовали в этом важном деле. Для нас родители Матери Божьей и Сама Богородица являются замечательным примером смирения и покорности воле Божьей, искренней веры. Им пришлось претерпеть достаточно много.

Мы читаем в Евангелии, что когда праведный Иоаким принес жертву Богу, то первосвященник просто отказался ее принять. Это было страшное унижение, и Иоаким, конечно, переживал. Нам даже сложно представить, какое это было унижение. Из-за чего? Не из-за того, что он страшный грешник, а просто из-за того, что у них не было детей.

– Вопрос от телезрителя: «Какие обычаи есть у праздника Рождества Пресвятой Богородицы?»

Думаю, здесь уместно будет поговорить о том, чем этот праздник выделяется среди всех остальных и что стоит сделать, о чем подумать, о чем помолиться именно в этот день.

– Каждый раз на праздник Рождества Богородицы я задумываюсь о том, как мудро устроен церковный календарь, потому что 14 сентября начинается новый церковный год. И первый большой праздник в нем – это Рождество Богородицы, один из 12 самых больших праздников в году. С него началась история спасения мира.  Люди жили в ожидании того, что родится Спаситель мира. И вот когда родилась Богородица, это пророчество стало исполняться.

Потом Она узнала, что от Нее родится Спаситель мира, но именно с Ее рождения мы начинаем воспоминание об этих событиях, очень важных. О том, как родилась сначала Матерь Божия, потом вспоминаем Рождество Спасителя, Его страдания и воскресение. И так в течение всего богослужебного года мы вспоминаем много разных событий, которые так мудро начинаются именно с Рождества Богородицы.

Если говорить о традиции праздника, то помолиться в храме, побывать на Божественной литургии, исповедоваться и причаститься это главная традиция для нас. Сейчас очень много существует различных заблуждений, когда практически на каждый церковный праздник выходят различные статьи и люди начинают говорить, что можно делать в праздник, что нельзя. Начинают выдумывать, что нельзя работать, мыться, стричь ногти, что-то еще. Это суеверные понятия, совершенно далекие от веры в Бога и от православия, поэтому нам надо помнить, что Церковь не запрещает нам что-то делать в праздник, а делает акцент на том, что для нас главным событием должно быть богослужение: Божественная литургия. 

Накануне совершается вечернее богослужение – всенощное бдение. В сам праздник приходим на Божественную литургию – это и есть самая главная традиция для православного человека, потому что мы центром своей духовной жизни делаем церковь. Кто-то приходит в собор, кто-то в маленький храм, но мы привязаны к храму, в котором молимся, и для искренней веры человека немыслимо в большой праздник не прийти в храм. Понятно, что если человек работает, то зачастую руководство может не понять этого; или работа очень ответственная. Но тогда можно хотя бы написать записочки в храм, и священник помолится о нас, наших близких. Это будет говорить о том, что мы не забыли о  празднике.

Очень часто спрашивают, можно ли работать в праздники. У нас очень часто такое непонимание, что в праздник категорически нельзя работать. Нельзя работать вместо богослужения.  Нельзя сказать: нужно убираться в квартире, поэтому на службу не пойду. Или: хочу картошку копать, поэтому на службу нет времени Это, конечно, будет неправильно. Но если мы помолились в храме, причастились, после службы отдохнули, пообщались с близкими, то вторую половину дня можем трудиться и делать какие-то дела. В этом не будет никакого греха, то есть нам важно понимать, что и зачем мы делаем.

На самом деле очень много традиций выдумано. В советское время люди не могли прийти в храм и пытались придумать для себя традиции, которые будут заменять веру в Бога, а какие-то вещи появлялись из увлечения людей языческими верованиями или магическим отношением к жизни.  Переплетения всего этого с православной верой нельзя допускать, чтобы подобные ложные традиции, обычаи отравляли для нас православный праздник. Если мы сомневаемся в чем-то, то всегда рекомендую обратиться к священнику в своем храме и попросить разъяснить какие-то моменты.

 Вопрос от телезрителя: «Большинство праздников не соответствуют тому, что происходило в Евангелии, то же самое Рождество было не в декабре, а в конце мая; и Крещение было тоже не в морозы, а в конце июня. Получается, эти праздники назначены, они не соответствуют своим датам».

Здесь нет ничего страшного. Про некоторые события мы знаем точно, когда они происходили, про другие лишь приблизительно. Кроме того, есть праздники переходящие, которые зависят от даты Пасхи, а есть праздники непереходящие, постоянные. Для того чтобы понять, почему так происходит, нужно более серьезно изучить богослужебный устав. Ничего не делается случайно. В течение богослужебного года мы вспоминаем все самые важные евангельские события, исполнение ветхозаветных пророчеств. Мы живем в Новом Завете, когда все уже исполнилось: Христос пришел на землю, рассказал нам все нужное и дал возможность спасти душу и войти в Царствие Небесное. До прихода Спасителя этой возможности у людей не было. Они жили ожиданием Его Пришествия.

На самом деле даты не столь важны. Гораздо важнее, вспоминаем ли мы об этих событиях, понимаем ли, зачем это делаем. Когда мы живем полной церковной жизнью, то в течение года в богослужебном круге вспоминаем все эти события. На каждом праздничном богослужении читаются отрывки из Евангелия, где раскрывается суть праздника.

Для нас важно не точное соответствие датам (иначе мы уподобляемся фарисеям), а суть: насколько искренне мы в это верим, насколько понимаем, что празднуем. Многие православные не смогут в одном предложении раскрыть суть праздника. Допустим, праздник Рождества Богородицы  вроде бы понятно. А взять праздник Преображения Господня? Многие люди даже не смогут сказать, что это означает. В храме читают Евангелие о событии, которое празднуют. Священник на проповеди говорит о нем. И таким образом человек начинает лучше понимать Священное Писание.

Некоторые вещи, допустим, о жизни Богородицы, нам известны не из Священного Писания, а из Предания. Многое передавалось буквально из уст в уста и дошло до наших дней именно таким образом. Но в этом нет никакого противоречия, это не должно нас смущать.

Что давало Иоакиму и Анне силы терпеть общественное порицание? Терпеть, молиться, ждать и верить, что Бог услышит их молитву и снимет с них порицание, даже несмотря на их возраст.

Только искренняя вера в Бога и настоящее смирение. Если бы они были гордыми, то стали бы роптать, возмущаться. Но они своей жизнью проявили искреннее смирение перед волей Божией. Они продолжали ждать и молиться. Это хороший пример для нас. Мы очень часто начинаем роптать на какие-то события, почему это случилось именно с нами. Мы не знаем Промысла Божьего. Иногда он проявляется позже и совсем не так, как мы ожидали.

– Вопрос от телезрителя: «Как правильно православному человеку вести себя в крайне тяжелых обстоятельствах жизни? Например, какая-то тяжелая болезнь или тупиковая ситуация. Врачи не понимают, что делать, и человек впадает в отчаяние, маловерие, сомнение».

 Очень часто у нас возникает ропот из-за того, что мы не можем принять волю Божию. Любая болезнь для нас духовный урок. И если мы будем правильно воспринимать ее, то станем очень быстро духовно возрастать. Многие святые отцы говорили о том, что нужно не просто спокойно принимать болезнь, а даже благодарить Бога за нее. Иногда, если болезни не было, святые говорили, что Господь их забыл. Это удивительно отличается от нашего отношения к болезни. Мы, по нашему маловерию, когда сталкиваемся с болезнью, в первую очередь начинаем роптать: за что мне это, почему именно со мной это случилось? Каждый человек сталкивался с болезнью. Нет совершенно здоровых людей. Каждый в какой-то период своей жизни переживал болезнь: кто-то больше, кто-то меньше. Бывают неизлечимые болезни, с которыми приходится жить всю жизнь.

Но если правильно воспринимать болезнь (не как наказание, а как инструмент спасения души), то через это мы будем укрепляться в вере и духовно возрастать. Человек, приобретая какой-то недуг, всегда лишается возможностей реализации своих жизненных устремлений, и у него пропадает гордость, уходят амбиции, желания, излишняя надменность, тщеславие и другие грехи. Человек забывает об этом, в голове совсем другие мысли. Нам нужно правильно относиться к тому, что происходит, и какая бы ни была болезнь, стараться благодарить за это Бога.

Я очень много раз замечал, как изменение отношения к болезни меняет внутреннее состояние человека. Люди рассказывают о том, что если бы их не посетила болезнь, то их вера в Бога не укрепилась бы. Очень часто мы встречаем такую страшную болезнь, как онкология. Люди рассказывают об этом и говорят, что если бы этого не случилось, то они жили бы дальше так, как жили, и не вспомнили бы о Боге. Но когда их посетила болезнь, они стали понимать, что жизнь-то на самом деле короткая, врачи дают совсем немного времени. И что делать дальше? Тогда человек задумывается о Боге. И если люди меняют свое отношение к жизни и к болезни, то наступает выздоровление. Тогда даже врачи разводят руками и говорят: это чудо. Я думаю, каждый верующий человек знает подобную историю.

А что делать с практической точки зрения? В первую очередь начать искренне молиться. У нас много замечательных молитв об исцелении, укреплении в болезни, об укреплении в вере. Но нужно молиться не только по молитвослову, но и своими словами, буквально говорить с Господом, чаще исповедоваться и искренне причащаться, помня о том, что в следующий раз такой возможности может и не быть. И не надо обижаться на врачей, когда они не могут поставить диагноз. Такое очень часто встречается. Болезней становится много, они разные, и квалификации врача не всегда хватает, чтобы правильно что-то определить. Тогда можно молиться Господу о том, чтобы найти другого врача. И очень часто бывает так, что мы через каких-то знакомых или еще каким-то образом находим другого человека, который ставит верный диагноз. И сразу идет улучшение ситуации. Я это замечал очень много раз. Бывает так, что даже эта нехорошая ситуация приводит ко благу, потому что мы получаем новый опыт, новые знакомства и в конечном итоге через это выходим на другой уровень нашей духовной жизни: уже не имеем ропота из-за болезни, а просто живем с искренней верой в Бога. Это совершенно другое духовное состояние.

– Вопрос от телезрительницы Ольги: «Бог сотворил Адама и Еву. Но как же древние люди, которые охотились за мамонтами и так далее? Получается, они были раньше Адама и Евы? Ученые пришли к выводу, что человек появился на Земле миллионы лет назад».

Если посчитать все биографии, которые указаны в Библии, кто сколько лет прожил, то получается, что Адам и Ева жили семь с половиной тысяч лет назад. А археологические исследования показывают, что современный тип человека появился сорок тысяч лет назад. А до этого было еще множество предков, включая неандертальцев. И много кого еще.

 На самом деле здесь нет какого-то противоречия. Библия  это не историческая книга. Очень часто люди спрашивают, почему в Библии не написано ничего про динозавров и мамонтов. Это такой же вопрос. В чем суть Библии? Это рассказ о том, как был сотворен мир, о том, как люди пришли к тому, что ждут прихода Спасителя. Не надо пытаться найти в этом какие-то нестыковки. Надо понимать, что ученые сегодня говорят одно, а завтра будет какое-то открытие  и будут говорить другое. Мы уже не раз сталкивались с этим, когда какие-то теории, которые считались незыблемыми, через какое-то время подвергались сомнению или вообще отвергались. Поэтому не надо смущаться и удивляться этому.

Библия – это не книга, в которой мы должны сверять даты. У нее совершенно другое назначение и другие задачи. И с этими задачами она полностью справляется. Она рассказывает о том, как был сотворен мир, как жили люди. Если посмотреть книги Ветхого Завета, там говорилось о том, как еврейский народ должен жить, как должен быть устроен Иерусалимский храм, как должно совершаться богослужение. Описано много разных моментов. В Новом Завете Христос рассказал самое главное: как спасти душу. Вот в этом и есть назначение книг Священного Писания: рассказать человеку, как правильно общаться с Богом, как правильно верить, как избежать греха, что является грехом, что может погубить нашу душу. Если мы будем подходить к этому правильно, то найдем для себя ответы на многие вопросы.

У нас есть замечательная рекомендация, чтобы верующий человек читал Евангелие. И даже те люди, кто читает его всю жизнь, всегда находят там для себя что-то новое и полезное. Потому что человек открыт к тому, чтобы увидеть здесь для себя что-то полезное, понимая, что через Евангелие мы можем слышать слова Господа нашего Иисуса Христа. А если мы будем читать Священное Писание с закрытым сердцем, пытаясь найти какие-то нестыковки, пытаясь критически относиться ко всему, то не получим для себя пользы. Мы обязательно найдем то, что будет нас смущать. Не потому, что это есть на самом деле, а потому, что мы так себя настроили.  

Сегодня мы вспоминаем Иоакима и Анну. В Твери тоже была замечательная пара святых Михаила Тверского и Анны Кашинской. Какой урок мы можем извлечь из их жизни? 

 Действительно, история жизни князя Михаила Тверского и Анны Кашинской очень поучительна для нас. Князь Михаил Тверской правил Тверью и Тверским княжеством в очень непростое время монголо-татарского ига. Он положил свою жизнь на то, чтобы спасти тверской народ от монголо-татар. К сожалению, был убит, как и его сын. У нас очень часто бытует представление, что князья только живут богато, все у них хорошо. Оно ошибочно. Для нас это яркий пример того, что на самом деле у князя была не только власть, но и огромная ответственность. Он готов был положить свою жизнь, чтобы исполнить княжеский долг. Не каждый человек пойдет на это, не у каждого хватит такого смирения и искренней веры. И ведь он просил благословения на подвиг, чтобы отправиться к хану, вести переговоры о том, чтобы ситуация изменилась.

Жизнь Анны удивительна тем, что ей пришлось пережить смерть своего мужа и сыновей. После этого она решила посвятить свою жизнь Богу: ушла в монастырь, приняла монашество. Сейчас это просто такой исторический факт, но представьте на секунду, каково ей было как женщине, как жене, как матери переживать столько страшных трагедий в своей жизни и не сойти с ума... Ведь многие люди не могут справиться, если горе неоднократно приходит в их жизнь. Вера в Бога помогла ей найти для себя новый смысл, чтобы молиться за своих близких, молиться о спасении тверского народа. Этим она занималась остаток своих дней. Как княжна она обладала высоким социальным статусом, у нее были возможности, она могла бы жить поругому, но сделала такой выбор... Она отказалась от всего и жила как скромная монахиня, посвящая каждый свой день молитве. Это удивительное изменение для человека.

Говоря о сохранении наследия святых Михаила Тверского и Анны Кашинской, мы знаем о замечательном восстановленном соборе, который изначально был основан князем Михаилом. И несколько месяцев идет стройка колокольни, уже готов первый этаж. Как протекает процесс возрождения этой знаковой и важной для Твери святыни?

Главная особенность строительства колокольни та, что в ней принимают участие десятки тысяч людей из разных уголков России и мира. Есть возможность пожертвовать на именной кирпичик. Можно приехать в Тверь и пожертвовать в лавке, самим написать имена или выложить буквы специальным раствором. Можно получить сертификат об участии в этом добром деле. Можно сделать это онлайн. Поучаствовать в возрождении колокольни может практически любой человек. Можно написать имена своих близких, и пока стоит колокольня, обо всех благодетелях, жертвователях святого храма и колокольни будут молиться.

Получается, все кирпичики пожертвованные?

 Да, конечно.

То есть такое огромное количество людей откликнулось за 3-4 месяца?

 Да, огромное количество. Я, честно скажу, сам удивляюсь, когда вижу масштаб этой деятельности. Для меня это чудо, как Господь может объединить людей. Потому что один человек много не сделает, но когда людей тысячи, то уже виден результат. Господь помогает. Мы не просто призываем людей принять в этом участие, но и молимся, и просим Бога о помощи. Человек очень легко поддается греху, а делать добрые дела гораздо сложнее. А это замечательная возможность всем вместе поучаствовать в добром деле. Кроме того, так мы прикасаемся к истории города Твери и Тверского края, потому что со Спасо-Преображенским собором и колокольней связано большое количество очень важных событий. Восстановление колокольни идет с соблюдением всех исторических аспектов. Пройдет какое-то время, и такой возможности уже не будет. Первый ярус уже закончен. А если мы в этом поучаствуем посильно, то нам будет о чем рассказать своим детям, внукам. Это уже история православной семьи.

Мы не случайно сегодня заговорили о Спасореображенском соборе города Твери. Там хранится ковчег с частицами мощей праведных Иоакима и Анны, с частицей покрова Пресвятой Богородицы.

 В соборе находятся и частицы мощей князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской. Приглашаю всех в Тверь, лично помолиться и посмотреть, как строится колокольня. Она каждый день растет. Проходишь рядом и видишь результат. Это очень помогает укрепиться в вере. Каждый оказал посильную помощь, и это дает замечательный результат.

Хочу пожелать всем крепкой веры и прошу помочь в деятельности телеканала «Союз», потому что ваша поддержка, ваши пожертвования продолжают оказывать существенную помощь телеканалу и тем самым способствовать проповеди православной веры.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X