Беседы с батюшкой. Священник Андрей Лысевич 21 марта 2023

21 марта 2023 г.

В студии священник Андрей Лысевич, проректор Московской духовной академии по лицензированию и аккредитации, клирик храма святых благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине (г. Москва).

– Традиционно начнем разговор со слов Священного Писания, тем более что в Великий пост можно обсуждать Книги Бытия и Притчей Соломоновых. Сегодня читали продолжение эпизода о Потопе, когда Господь заключает с Ноем завет. Слово «завет» у нас на слуху, мы говорим: Ветхий Завет, Новый Завет. Бог заключает с Ноем завет, символом которого является радуга. Что это за завет? Сколько всего их было? В чем их смысл?

– Вы правильно отметили, мы обычно говорим о двух заветах – Ветхом и Новом. Но на самом деле на протяжении даже Ветхозаветной истории некоторые ученые насчитывают около восьми различных ситуаций, при которых заключались те или иные заветы. Завет по своей сути – это некий договор, завещание с условием, некое обещание, обетование, чаще всего это некая взаимная договоренность о чем-то. Самым ярким примером является завет, заключенный между Богом и богоизбранным народом через пророка Моисея на горе Синайской. Пророк Моисей от лица народа через какие-то ритуалы обещает исполнять ветхозаветный закон, а Бог обещает за это благополучие, землю обетованную, защиту, покров, в том числе и то, что именно через еврейский народ придет Христос. Это более-менее явный вид этого договора.

Завет с Ноем не так явно, выпукло является нам, потому что мы прежде всего видим, как после Потопа Бог как будто бы в одностороннем порядке обещает людям что-то. Символом этого обещания является радуга – образ окончания бури, грозы, после которой человеку нужно оправиться, преодолеть какие-то страхи, тревоги по отношению к миру и к Богу. Такое необычное, красивое, яркое явление должно напоминать нам о том, что Бог обещал более не совершать Потопа. Это уничтожительное, страшное, наказующее действие, которое действительно омыло землю от нечестия и греха, но, с другой стороны, унесло огромное количество человеческих жизней.

Здесь очень интересная параллель: радуга является неким гарантом того, что Бог не накажет Потопом, и, насколько мне известно, этот символ в наше время используется некоторыми сообществами, которые как будто бы прикрываются им. Они нарушают заповеди, постановления Божии, а эта радуга будто некая защита для них, что Бог не должен наказывать. Но, смею заметить, Он обещал, что не будет потопа, но не обещал, что не будет других наказаний, в том числе духовного порядка. Когда человек совершает грех, может, его и не карают воды физического потопа, но он наказывает сам себя в своем духовном мире, происходит как бы воспламенение некоего огня, который пожигает его естественные духовные свойства. Для каждого человека такими свойствами являются любовь к Творцу, вера в Бога, любовь к ближним, сострадание, доброта, спокойствие. Когда человек совершает грех, он впускает в свою душу дьявола и воспламеняет некий огонь, который пожигает и любовь, и веру, и смирение, и терпение, и сострадание. Таким образом, человек остается безо всех этих естественных качеств и вследствие этого оказывается в печали, унынии, расстроенном состоянии. Не зря апостол говорит, что первый мир погиб от Потопа, а нынешний погибнет в огне. Этот огонь, очевидно, и внешний, но нужно отметить и духовное свойство греха, которое пожигает в человеке доброе, всякую любовь.

– Первый завет Господь заключил с Адамом. В чем он заключался?

– Довольно интересная тема, мы не так часто говорим о ней на наших передачах, хотя я часто поднимаю ее в своих публичных встречах. Действительно, Адам жил в раю счастливо и благополучно. И Бог, по сути, дал ему какие-то заповеди, которые являлись неким заветом. О чем они были? Адам должен был соблюдать заповеди, а Бог обещал, что тот будет пребывать в раю, будет счастлив и будет так или иначе развиваться и совершенствоваться.

На самом деле, когда мы говорим о заповедях, прежде всего на ум приходит заповедь о невкушении от древа познания добра и зла, которую Адам и Ева, к сожалению, нарушили. Но в раю были еще заповеди, в том числе первая и, к сожалению, единственная, которую Адам все-таки смог соблюсти. Это очень интересный прецедент. Вспомним Библию, Бог создал Адама, Евы еще не было. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Казалось бы, понятно – Он хочет создать помощника, подобного Адаму, но сразу следующим стихом в Библии Господь повелел Адаму дать имена животным. Какая связь? С одной стороны, Бог хочет создать Еву, а с другой стороны, повелевает Адаму нарекать имена животным. Странно как-то. Адам нарекает имена животным и в конце концов исполняет эту заповедь, после чего у него появляется некое осознание того, что чего-то не хватает: везде во всем мире у животных есть пары, а он, относясь к этому материальному миру, не имеет помощника, подобного себе. Получается, исполняя заповедь, которую дал ему Бог, казалось бы, в каком-то смысле глупейшую и бессмысленную, Адам прежде всего познал волю Божию. И не просто познал, а принял ее в себя и стал соучастником творческого акта.

Почему Бог не сделал иначе? Почему сразу не создал Адаму помощника, подобного ему?  Он дает ему промежуточную заповедь, которая необходима для осознания. Зачем? Бог создал Адама свободным, и только свободное согласие на следующий творческий акт позволяет привести его в действие. Бог не желает нарушить свободу человека. Получается, это первое Божие повеление, исполненное Адамом в раю, показывает нам основную суть всех остальных заветов, заповедей, правил, которые пронизывают все Священное Писание, всю Библейскую историю. Суть этих заповедей не столбы, которые ограничивают свободу человека и как бы говорят: сюда не ходи, туда не ходи. Они  векторы, которые показывают: там Бог, туда иди, там ты найдешь спасение, волю Божию, свое развитие, приумножение своего бытия и так далее.

Адам получает Еву благодаря своей первой победе, когда исполняет заповедь. Потом они получают остальные заповеди. Кроме заповеди о невкушении с древа познания добра и зла были еще две, о которых редко вспоминают. Очень важно их отметить. Одна из них – заповедь труда. Бог повелевает Адаму возделывать рай и свою душу. Эта заповедь говорит нам о том, что в раю тоже нужно было трудиться, как-то работать. Я иногда спрашиваю детей в воскресной школе: «Как вы думаете, Адаму и Еве в раю нужно было изучать математику и физику?» Они отвечают: «Нет, зачем это в раю?» Но, оказывается, и там нужен был какой-то труд. Может быть, эти предметы не стали бы называться именно так, но суть в том, что там требовался труд, какое-то приумножение того достояния, что Бог дал Адаму.

И другая заповедь, которую тоже, к сожалению, несколько забывают, искаженно представляя райскую жизнь, – заповедь о том, чтобы Адам и Ева плодились и размножались, давали потомство, рожали детей и давали им сопричастность к этой прекрасной, красивой, райской жизни, то есть поделились с другими тем блаженством, которое имеют.

Первый завет Бога с Адамом указывает нам на то, что Адам должен был соблюсти эти три заповеди, а Бог обещал ему пребывание в раю и какое-то развитие. Удивительно в этом смысле размышление по поводу заповеди о невкушении с древа познания добра и зла. Что это за заповедь? Ведь она в итоге привела к погибели, к столь ужасным катастрофам. Для чего она была нужна? Божий Промысл гораздо более широк и непознаваем, нежели мы можем измыслить себе на земле, но тем не менее очевидно, что она нужна была для какого-то необходимейшего, важнейшего научения человека, чтобы через эту заповедь он познал какую-то очень важную истину. Что за истина это могла быть? Суть этой заповеди – нравственное чувство, самосознание, способность человека отказаться от желаемого ради должного, ради того, что повелел Бог, ради любви. И это чувство является важнейшим залогом существования общества людей. Если в раю Адам и Ева должны были родить детей, и немалое количество за свою бесконечную жизнь, то это общество должно было управляться какими-то законами, которые в любом случае предполагают некое ограничение своей собственной свободы, иначе этот рай очень быстро превратится в ад. Если люди живут вместе, не соблюдая никаких законов, никаких нравственных правил, то их жизнь очень быстро превращается в мучение. Это древо учило людей, как жить первобытным райским обществом.

– Эта заповедь послушания могла быть дана для того, чтобы научить человека следовать этим самым векторам, которые заложены в остальных заповедях.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии Христос сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Как апостолы могли понять, о каком кресте идет речь, ведь Христос тогда еще не был распят? Такое ощущение, что эти слова дописаны позже».  

– Я не слышал текстологических исследований в отношении этого места и чтобы оно подвергалось какому-то сомнению. Здесь есть некое пророческое слово со стороны Спасителя, но и в других местах в Евангелии Христос давал понять апостолам, какой смертью умрет. На крестную жертву было предуказание и в Ветхом Завете. Как апостолами понималась фраза: возьми крест свой, и следуй за Мною? Вполне возможно, более аллегорично, отдаленно от ее самого буквального значения. Хотя очевидно, что потом апостолы воспринимали это и в буквальном значении, понимая, что крест – это не только некая ноша, некое долженствование, исполнение своего долга, но и то, что приводит человека к самоотречению, самоотвержению, даже гибели крестной смертью ради ближнего, ради другого.

– Большинство апостолов погибли насильственной смертью, пострадали, были убиты, кто-то даже был распят. В целом я тоже считаю, что изначально ими больше воспринималось аллегорическое толкование. Возьми крест свой в значении «возьми это унизительное поношение, которое предполагает крестная казнь». В Иудее в те времена это был позор. Такой казнью казнили только разбойников и самых провинившихся преступников. Наверно, Христос говорил о том, чтобы взять некое поношение.

– Претерпевать ради Бога поношение и какую-то горечь своей жизни.

– Вопрос от телезрителя: «Какое значение имеет то, что Господь сотворил Еву из ребра Адама? Как это трактуется святыми отцами?»

– На самом деле в еврейском языке слово «ребро» означает некую грань Адама. И в этом смысле не стоит говорить о том, что это было изъятие ребра. Технократичное восприятие этого эпизода неверно. Если следовать такой логике, у мужчин должно быть на одно ребро меньше, чем у женщин. Трудно изъяснить это место из Священного Писания. Вообще то, что касается творения человека, творения мира, творения жены, – очень таинственные вещи. Современная наука глубоко продвинулась в иных вещах, но нет ответа на вопрос, как именно технологически появился человек, этот мир.

Есть белые пятна, гипотезы, которые доходят до очень близких моментов начала творения. Но наступает какой-то предел, где присутствует абсолютная завеса, белое пятно, которое не позволяет нам даже спрогнозировать, как это могло происходить… Библия дает образный ответ. Не стоит, конечно же, пытаться читать Библию как учебник по анатомии или генной инженерии: она не ставит перед собой таких задач в принципе.

– Вопрос от телезрителя: «Иисус говорит, что двое будут одна плоть. Могут ли быть супруги на Страшном суде разделены, то есть один пойдет в муку вечную, а другой в жизнь вечную?»

Добавлю, что первый раз фразу оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину как раз Бог говорит Адаму и Еве в первых главах Книги Бытия, и потом уже Христос в Евангелии цитирует то самое место. Но вернемся к Страшному суду и участи мужа и жены.

– Я думаю, каждый ответит за свои грехи: в этом отношении плоть едина, но не суть едина и не един ответ. Очевидно, что супруги так или иначе соотносятся в духовной жизни. Благочестивая жена освящает нечестивого мужа, если они живут вместе. И муж благочестивый освящает нечестивую жену, если они пребывают в союзе брака, стараются жить благочестиво. Тут взаимное ходатайство, наверное, будет. Но это не означает, что супруги обязательно будут иметь одинаковое определение Суда Божия, вне зависимости от их жизни. Один из супругов вел себя отвратительно, бесстыдно, жил в грехе, а, например, супруга, наоборот, старалась покрывать все любовью.

Тут вопрос о разделении достаточно сложный. Обратимся к тому же премудрому Исааку Сирину, который говорит, что вечное определение, вечное состояние – это же не только локация, какое-то место, где люди друг с другом рядом или далеко. Это, прежде всего, состояние души. И отношение души человека к Богу, пребывающему во всем. Когда человек осознает Бога по-настоящему, как всеобъемлющий принцип бытия, он может находиться физически рядом с кем-то, но переживать совершенно иное состояние. И благодать действует по-разному на людей: один человек окрыляется благодатью, чувствует укрепление сил и здравие, радость от Божьего присутствия рядом с собой, а другой корежится, унывает, отчаивается, переживает какие-то тягостные состояния в связи с Божиим посещением. То же самое видим в образе Адама и Евы до грехопадения: Адам радостно принимал Бога и с радостью слышал глас Божий, а после грехопадения прячется, чтобы не видеть Бога. А если некуда спрятаться и ты как на ладони перед Богом со всеми своими особенностями, слабостями? Как это будет? На основании того, что плоть едина, нельзя говорить, что будет один и тот же суд.

 – Вы говорили про благодать; кстати, апостол Павел говорит, что муж освящается женой, а жена мужем. Можно ли предположить, что в семье муж и жена с этой точки зрения как сообщающиеся сосуды? Благодать больше воздействует на жену, а через жену косвенно воздействует и на мужа? Поэтому муж тоже немного освящается. Может быть, это та самая благодать, которая может привести его к Богу?

– Однозначно. Точно с этим соглашусь. Надо понимать, что через наиболее благочестивого супруга действительно Господь действует в семье. Если оба супруга церковные верующие, то прежде всего, по завету Божьему, после грехопадения благодать передается через мужа, потому что муж – глава жены. Он является неким патриархом для своей семьи, и он призывает благодать в семью, и благодать освящает его, а через него и всех домочадцев. Конечно, благочестивый муж должен иметь об этом вопросе особое попечение, стараться молиться утром, вечером за своих домочадцев, ходить в храм в воскресный день, читать Евангелие, причащаться, чтобы через него эта благодать действовала. Понятно, что хорошо, когда вся семья в храме, когда все собираются и молятся в воскресный день, но хотя бы кто-то из супругов, приходя в храм, уже принимает это освящение. Единственно, важный момент, чтобы это действительно было освящение, которое человек приносит домой.

Иногда, к сожалению, бывает так, что мы приходим в храм и не получаем ничего. Но это не потому, что плохой храм, не очень намоленный, новопостроенный, а потому, что мы неверно провели время молитвы, не погрузились в Бога, в смысл того, что читается и поется за Божественной литургией. Мы переживали другие вопросы: как бы нам увидеться с кем, с батюшкой, с другими людьми, как бы нам что сказать, как бы устроить свои дела, размышляли о домашних делах, когда шло богослужение. Бывает, к сожалению, человек, пребывая в храме, не достигает сути богослужения, потому что сутью является встреча с Богом, погружение в Создателя. Соответственно, должен появляться некий духовный плод, который есть любовь, радость, мир, долготерпение, кротость и воздержание.

Если человек достигает цели богослужения, соединяется с Богом, то он приносит домой эти благодатные дары. И как тут не говорить об освящении всей семьи, если человек приходит домой и приносит настоящую любовь, радость, кротость, настоящее воздержание?.. Дай Бог, чтобы с нами так было постоянно, чтобы благодать нас действительно окрыляла.

– У нас как раз изображен освященный в воскресенье Святейшим Патриархом храм Смоленской иконы Божией Матери в селе Давыдково, и мы понимаем: от того, что он только в воскресенье освящен, благодати в нем меньше не будет. Сегодня мы вспоминаем Севастийских мучеников, служба была перенесена с завтрашнего дня на сегодня. Мы слышали апостольское и евангельское чтение: Севастийским мученикам посвящены особые отрывки Апостола и Евангелия. Так, в Апостоле есть очень интересная фраза, которая, казалось бы, может объяснить очень многое в нашей жизни. Апостол Павел пишет: Господь кого любит, того наказывает. Значит ли это, что все наши проблемы в жизни, которые с нами случаются, все тяготы и горести – это проявление Божьей любви? Или это значит что-то большее?

– Хорошо, если бы это было так. Например, в автобусе не заплатил за проезд, едешь, а тебя кондуктор хвать: «Ну, давай штраф пять тысяч!» Ты заплатил и думаешь: «Точно Бог меня любит!» Если бы так было, то можно, конечно, что угодно творить, но говорит апостол Павел: «Да не будет так!» Потому что есть разные причины наших горестей. Есть горести, которые связаны с нашими оплошностями, грехами, когда человек наказуем за свои явные преступления. Это, конечно, не является каким-то благодеянием Божьим, а мы просто сами себя наказали. Когда я слушал слова апостола, меня эта фраза очень воодушевила, именно ее заметили и запомнили, она как-то сегодня выстрелила. Мы, к сожалению, грешим: часто не платим за проезд и думаем, что пронесет. И получаем за это по своим делам, но мы понимаем, что раз что-то не прошло мимо нас, значит, Господь все-таки обратил на нас внимание, дал какое-то поучение, необходимое для очищения грехов, покаяния, для принесения покаянной жертвы, которая требуется от каждого из нас.

К сожалению, мы этого не делаем. И приходит в нашу жизнь какая-то скорбь, может, заслуженная, но если человек эту скорбь приемлет как от руки Божией, то эта скорбь является действительно для него очищающей. Господь попускает нам скорби только ради этого, чтобы дать каждому из нас повод к очищению от греха, повод к некому подвигу, который бы засвидетельствовал нашу любовь к Нему и наше покаяние. В этом смысле любая скорбь, переносимая нами с благодарением Богу, терпением, с покаянным чувством, является признаком любви Бога к нам. Господь дает нам скорби для того, чтобы научить нас изрядной любви к Нему, более глубокому чувству доверия и осознания Его близкого присутствия, и если человек это так переносит, то Христос ему помогает и утешает таким удивительным образом, что тот чувствует: Господь рядом со мной.

– Не случайно Церковь символически установила читать этот отрывок именно в день памяти мучеников Севастийских, потому что они в своей жизни достигли максимальной скорби: воинов раздетыми загнали в ледяное озеро, где они провели всю ночь, после чего скончались.

– Такая трагичность заключается, во-первых, в том, что это коллектив. Причем военный, слаженный, сдруженный; с такими, как говорится, и в огонь, и в воду. Для них жизнь брата гораздо дороже, чем своя жизнь. Ты стоишь и видишь, как твои братья погибают: они умирают мучительно, медленно, тяжелой смертью. Одно дело, когда человек мгновенно лишается жизни, и другое, когда это состояние длится сутки и больше. Мучительность этого подвига заключалась еще и в том, что мучения предпринимались теми людьми, которые должны были заботиться о твоей жизни, теми, кому ты служишь своими воинскими подвигами, ради кого проливал свою кровь, ради кого шел на риск. Вопреки постановлению императора Константина местный начальник начинает отдавать совершенно безумные приказы. Это совершенно обезумевший местный властитель, который решил таким образом поиздеваться над мучениками. Это, наверное, очень их тяготило, доставляло не только физические, но душевные и духовные страдания. В этом особая тяжесть этого подвига.

– Вы описали мучения сорока солдат, а мы говорим о том, что любовь Божия была с ними. Как же так? Где здесь любовь, когда они так страдали?

– Христос на кресте чувствовал богооставленность, это был Его подвиг ради нашего спасения. Так и мученики. Не могу утверждать, как они это переживали. Мы видим, что один из них отрекся, но мог ли он так легко отречься? Нам кажется: «Вот он убежал, отказался от мученического венца, он слабый!» Но это действительно настоящий воин, даже отступник, погибший в этой бане, сильный духом мужчина, он прошел очень тяжелое испытание. И он его не выдержал, оказался слабее. А где бы мы были, если бы нас поставили в такие условия? Я не говорю про холодную воду, может, кто-то и выдержал бы, а в целом про те условия духовного и душевного давления, в которых они оказались, которые претерпевали ради Христа. Потому что вопрос стоял исключительно: либо ты отвергаешься, отказываешься от Христа, либо следуешь Ему. Тебя убивают только за то, что ты христианин.

Я думаю, любовь Христова их подкрепляла, память о Христе тоже их утешала. Как, например, человека во время искушений или поста. Не зря память о Севастийских мучениках звучит в пост актуально. Бывает, человек искушается какими-то серьезными, глобальными проблемами, которые его бесконечно мучают, тяготят. А бывает так, что человек испытывает колоссальное душевное мучение из-за какой-то мелочи, но внутренние терзания и тут, и там могут быть сопоставимы, как ни странно. Эти искушения могут случиться с любым христианином: какие-то тяготы и мучения постного времени, в которых чувствуешь, с одной стороны, одиночество перед лицом испытания. А с другой стороны, стоит только произнести Иисусову молитву про себя, стоит только найти в себе силы почитать Евангелие, зайти храм, прийти на исповедь и причастие, как понимаешь, что Господь помогает. Воспоминание о Христе и участие в жизни Церкви приносят колоссальное утешение, радость.

– Вы справедливо заметили, что за тех, кто страдает, можно только молиться. Потому что как мы поведем себя в такой ситуации, совершенно неизвестно. Царь Соломон об этом тоже говорит: у глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. То есть глупый человек, когда его задирают, сразу начинает отвечать, бороться с этой несправедливостью. Благоразумный молчит.

– Это как раз из сегодняшнего отрывка из Книги Притчей. Очень мудро. Конечно, притчи Соломона – удивительное хранилище различной премудрости. Если человек на любое оскорбление сразу моментально реагирует, то это признак не очень далекого ума. Связано это с тем, что обстоятельства бывают очень разные и сложные. Иной раз читаю сообщение и думаю: «Надо же, как он так написал! Ни в какие ворота не лезет!» Уже набираю сообщение в ответ, тоже раздраженное, а потом перечитываю: там совсем другой смысл, слово не так прочитал, запятую не в том месте поставил; как наваждение, в глазах двоится. Перечитал, а там совершенно про другое. Быстренько все стираешь, думаешь: «Надо же, чуть не поступил как глупец!»

Бывает так, что человек слышит что-то оскорбительное. Вопрос: «А это оскорбительное на самом деле?» А второй вопрос: «А если это действительно оскорбительное, то почему этот человек так повел себя?» Третий вопрос: «Что я реально могу сделать, чтобы он так больше не делал?» Может, это не перепалка на словах или на кулаках, не дай Бог, а другое действие, которое реально изменит ситуацию. А так он мне нагрубил, я ему нагрубил... Разошлись обиженными, весь день дуемся. А может быть, есть какая-то глубинная причина, которую и нужно устранить, чтобы эту проблему преодолеть? Поэтому премудрый скрывает в себе оскорбление, осмысляет и решает проблему добрым словом, а не злым.

– Да, сообщения – это отдельная история, потому что каждый человек их читает со своей интонацией и, может, совсем не с той, с которой отправили…

Просим от Вас финального напутствия для наших телезрителей.

– Дорогие наши телезрители, искренне желаю Вам, чтобы время поста прошло с великой духовной и телесной пользой, чтобы Господь помог преодолеть все искушения, трудности, скорби. Чтобы благодатное присутствие Божие было в ваших сердцах, в жизни и свет Пасхи Христовой воссиял и озарил вас великой радостью! Бог в помощь!

                                                                                                       Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Ольга Седенкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать