Беседы с батюшкой. Священник Андрей Лысевич. 12 ноября 2024

12 ноября 2024 г.

В студии священник Андрей Лысевич, проректор Московской духовной академии, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках.

– Вновь обратимся к евангельскому чтению. Сегодня прекрасный повод поговорить о словах Нагорной проповеди, которые всегда дают нам особое размышление, особую пищу. Господь говорит: Светильник для тела есть око. Он подчеркивает особую роль наших органов зрения и их прямую связь с человеческой душой. Что здесь имеется в виду? В каком смысле око, то есть наш глаз, становится светильником для нашего тела?

– Надо отметить, что череда нынешних евангельских отрывков так или иначе связана с вопросом о восприятии человеком окружающей его действительности, в том числе Бога.

Сегодняшнее евангельское чтение связано с очень красивым, ярким образом, который Спаситель использует в Своей речи, говоря о том, что в душе человека есть какой-то особый духовный орган, благодаря которому он чувствует и видит духовный мир. Господь сравнивает этот духовный орган с глазом. Получается, что в зависимости от качества зрения, от здравия наших телесных очес, мы так или иначе видим этот мир. Бывает, что человек не видит цвета, и для него весь мир становится черно-белым. Для другого мир сужается, ограничивается до каких-то рамок. Зрение может быть в целом недоступно человеку, тогда он пытается познать этот мир на ощупь.

Господь вводит аналогию, что и в духовном плане у каждого человека есть разные способности, разные возможности в зависимости от здравия духовного органа, духовного религиозного чувства. Бывает, что человек очень тонко воспринимает духовную реальность. Святые делали это благодаря своей молитве, благодаря погружению в христианское учение, христианскую жизнь. Они различали духов, которые так или иначе пытались на них воздействовать. Они также чувствовали действие Божие и даже передавали Его волю. Преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы, пророки благодаря своей святости, принимая от Бога то или иное знание или наставление, могли передавать их и истолковывать людям. Бывает так, что у человека нет такой чувствительности. Бывает, что человек помрачен и вообще не чувствует духовного мира, говорит о себе, что он атеист. Бывает, что у человека настолько искажено восприятие духовной реальности, что он черное видит белым, а белое черным. У каждого человека духовные чувства разные. Они могут быть и совсем нездоровыми.

Но на самом деле те слова, которые мы слышим в этом евангельском отрывке, гораздо глубже и интереснее, потому что Христос говорит не просто о самом факте наличия такого духовного органа и разном его состоянии у людей, Он говорит о принципах здоровья этого ока, о том, что вредит ему, а что помогает быть здоровым. Вот это интереснее.

Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Как применить это к себе? Как понять, что мое око чисто? Может быть, есть какие-то критерии?

Превентивным критерием для нас могут выступать наши взаимоотношения с ближними, с людьми, которые нас окружают... Когда кто-то говорит, что вот этот конкретный человек плохой, может быть, он действительно плохой. Но когда один и тот же человек говорит, что все плохие, то, скорее всего, его зрение искажено. Он воспринимает реальность особым образом, через черное стекло, для него все плохие, все вокруг плохо, что бы ни было, что бы ни случилось...

Еще одним из критериев может являться способность человека видеть красоту других людей, видеть их благочестие, святость; может быть, примечать и какие-то пороки, но обращать внимание на добрые качества. Не судить, не осуждать, не злиться, не раздражаться. Если человек находится в мире с окружающими, то это один из первейших признаков смирения. А смирение и есть благой критерий здравия человеческой души. Сколько у нас смирения, столько и духовного здравия. Если у нас нет смирения, мы гордимся, возносимся, тщеславимся, требуем для себя чего-то высокого, это показатель отсутствия у нас духовного здоровья. Получается, отсутствие смирения – первый признак того, что есть какой-то духовный недуг.

–  Господь говорит: Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Получается, мы можем перепутать в себе эти состояния? Думать, что это свет, а окажется, что это тьма? Как такое возможно, ведь свет и тьма противоположные вещи, которые, например, физическими очами мы прекрасно отличаем друг от друга? Как можно перепутать в себе свет и тьму?

– Господь расширяет притчу и переходит от физического образа непосредственно к той духовной реальности, которую пытается описать. С точки зрения здоровья глаза у нас есть некая нулевая отсечка, ниже которой, казалось бы, человек уже не опускается. То есть отсутствие зрения, полная телесная слепота – это уже край, хуже этого с человеком ничего не может случиться.

Но в духовном плане дело обстоит куда сложнее, потому что человек, кроме духовной слепоты, может впасть именно в такое состояние, о котором здесь говорит Спаситель. Мы только что это обсуждали. Мир для человека может перевернуться: светлое стать темным, а темное светлым. Когда Господь приходит к человеку, это должно вызывать в том радость и счастье. Но вспомним Адама после грехопадения: когда он услышал голос Бога, то убежал и спрятался, постарался укрыться от Него. То есть для него присутствие Божие стало чем-то страшным, чем-то нежелательным. Общение же с нечистым духом, наоборот, становится для человека чем-то приятным, хотя оно противоестественно. Получается, есть какие-то противоестественные вещи, которые портят человека, приводят в состояние духовной гибели. И это должно ему не нравиться, естественным образом быть для него противным. А хорошие, добрые, благотворные предметы должны вызывать у человека радость и стремление так или иначе быть рядом с ними. Но тут получается некий перекос: человек стремится ко злу и отталкивается от блага и добра.

–  Ведь это и есть понимание ада, когда человек меняет местами категории добра и зла, убегает от добра и стремится ко злу, тем самым изолируя себя от Бога. Но пагубность этого состояния открывается только после смерти. При жизни это можно не понимать, прикрываться какими-то земными вещами, но после смерти все открывается.

– Есть еще евангельский отрывок, который обычно в этом ракурсе не толкуют и не понимают. Хотя на этот счет даны точные указания в самом тексте Евангелия. Это рассказ о гадаринском бесноватом. Когда Христос встречается с ним, дьявол через уста бесноватого говорит: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ему плохо рядом с Христом. А когда Господь изгоняет бесов, то исцеленный сидит у ног Спасителя и просит дозволения остаться с Ним. Какая разительная перемена в отношении человека к Богу и человека к человеку...

Точно так же зачастую происходит в людях. Человек приходит в храм, а ему там тошно, неуютно, плохо. Он не может оставаться там больше 15 минут. Почему? Не позволяет совесть и тот грех, который в нем живет. Страсть говорит человеку, что жить надо так, как он живет, и даже хлеще. А тут он приходит в храм и слышит с амвона, что убивать нельзя, аборты делать нельзя, прелюбодействовать не надо. Как человеку быть с этим знанием? Он как от огня бежит от этого, ему страшно, ведь вся его жизнь должна поменяться. Для него это взрыв, страшнейшая перемена, чего он боится и не терпит.

Но если человек пересиливает в себе этот страх и приходит к Богу с горящим, живым сердцем, то Господь исцеляет его, изгоняет беса из его сердца и души, оздоравливает его в меру его смирения. И вдруг человек начинает чувствовать и понимать, что лучше, чем в храме, не бывает нигде. Здесь он чувствует на себе взгляд Бога. Что это за взгляд? В одном случае это страшный огненный взор, который ощущаешь как наказание для себя. Мне страшно за мои грехи. Мне стыдно и хочется куда-то спрятаться. В другом случае я ощущаю взгляд любящего Отца, Который смотрит на меня и говорит, что все получится. Когда проживаешь это чувство по-настоящему, оно настолько колоссальное и удивительное, настолько прекрасное и так наполняет сердце силой идти дальше, творить, стараться, двигаться, что это ни с чем не сравнить. Никакой грех не может наполнить человека такой силой, таким стремлением жить дальше и что-то создавать. Только Господь, Его благодать и отцовская поддержка.

– Как пересилить в себе этот страх? Вы интересно подметили, что страсть в человеке – это его внутренний бес. И тогда можно сделать вывод, что каждый человек в разной степени бесноват.

– Я бы не стал раздавать такие ярлыки, слишком уж они для нас страшны. Но любой грех – это сознательные действия, в рамках которых человек отдает власть над собою дьяволу. Страсть – это некая привычка действовать греховным образом. Значит, это некая область души и жизни человека, которая находится в подчинении дьявола.  

В этом смысле гадаринский человек, может быть, и не бесноватый. Ведь оказывается, что он гораздо чище, чем горожане. Они промышляли греховным заработком, ради которого готовы прогнать Христа. А этот человек ничем таким не согрешил, он просто нес на себе наказание своего рода, своего народа. Когда же столкнулся со Христом, то полюбил Его всем сердцем, всей душой. Получается, что грех – это та дверь, через которую дьявол входит в душу человека и начинает властвовать, хозяйничать там.

Как пересилить в себе этот страх? Это некое усилие воли, некое напряжение. Я знаю многих людей, которые в этом отношении проявили огромное упорство, даже некую упертость. Человек приходит и стоит в храме, хоть ему и тяжело. Ноги, спина, голова болят, но он стоит до конца. И так каждый воскресный день. И в какой-то момент Господь наполняет его душу осознанием, пониманием и благодатью христианства. Тот начинает не просто терпеть боль в ногах, а радоваться благодати, которую дает ему Бог в этом месте, и ноги перестают болеть.

Бывает, человек стоит в храме и не понимает, что поют на клиросе, но упорно молится, читает Иисусову молитву, пытается что-то изучать дома и в конечном итоге начинает понимать, что поется и читается в храме. Для него это становится открытой книгой. Господь дает человеку этот дар за его упорство. Он видит это и порой даже испытует человека. Ты говоришь, что хочешь быть христианином и любишь Бога? Но в чем заключается твоя любовь? Что означает это слово? Ведь любовь может быть измерена в материальном мире: это поступки, действия, упорство ради любви. А если нет никаких поступков, никакой твердости, что это за любовь? Это только пар.

Страх уходит, и ты видишь людей, которые уже преодолели этот барьер, уже прошли этот путь. Человек тоже жил греховной жизнью, но преодолел себя, нашел свое место в храме. Он здесь молится. Он здесь счастлив. Помогают и встречи, разговоры с верующими людьми. Когда мы скрываем нашу веру от людей, которые рядом, как они узнают о том, что в храме можно встретиться с Богом?

Когда мы скрываем нашу веру от тех людей, которые нас окружают, как они узнают о том, что в храме можно встретиться с Богом? Если мы не стесняемся и говорим о своей вере и  своем стремлении к Богу, то как человек порой реагирует? В светском коллективе – с каким-то пренебрежением, осмеянием и сарказмом, а наедине приходит один к другому и говорит: «Слушай, что там за храм-то у тебя, как туда сходить, как помолиться? Ты вот причащался, говоришь». Сначала человек смеялся, потом сам стал в храм ходить. Такие тоже бывают случаи, это истории наших прихожан.

Смех, наверное, защитная реакция на что-то. Или, может быть, тестирование. Можно посмеяться и спровоцировать человека.

Посмотреть, что там за верующий на самом деле живет. Ты говоришь, что ты верующий, что в храм сходил. Молодец. А покажи мне от веры твоей дела, как апостол говорит. Если ты раздражаешься на сарказм, на какое-то обидное слово, значит, наверное, ты сам не уверен и боишься того, что над тобой посмеются. Что же, а Бог тебя разве не похвалит? В Евангелии об этом прямо сказано. Радуйтеся и веселитеся. Что ж ты не радуешься и не веселишься?

Личный пример людей, так сказать, единомышленников, понятен. Однако, возможно, Вам также известно из личных свидетельств, что человеком движет в начале пути. Вы говорите о некотором упорстве, которое проявляет человек. Но для упорства ведь тоже нужна какая-то мотивация. Да, можно стоять в храме. Тяжело, ноги болят, душно, засыпаешь, но продолжаешь стоять. Что же является основным в этом стоянии, что заставляет стоять?

Во-первых, я воспользуюсь словом насчет духоты и сразу прорекламирую наш храм Трех Святителей на Кулишках. У нас там не так душно, потому что людей достаточно мало, особенно в будние дни, на службе в субботу. Наших телезрителей сердечно приглашаю. Двери для вас всегда открыты. Пожалуйста, приходите. Лавочки тоже есть, если у кого-то болят ноги.

Вернемся к нашему вопросу. Действительно, человек, который только приходит в Церковь, сталкивается с определенными барьерами и трудностями. Существует множество различных мыслей на этот счет. Во-первых, есть объективные трудности, которые невозможно как-то смягчить и преодолеть просто так. Это контраст культур, восприятия и миров. Однако это, с другой стороны, привлекает людей в Церковь. Если Церковь такая же, как мир, если ты заходишь в магазин за покупками и тебя встречают определенным образом, а потом  заходишь в храм и тебя встречают точно так же, то возникает вопрос: «Куда я попал?» Очевидно, ты ждешь чего-то иного. И в Церкви это, слава Богу, есть, я это чувствую, вижу и ощущаю всем своим бытием. Порой начинаешь думать, что у этих людей есть какие-то недостатки. Но как только начинаешь сравнивать, попадаешь на время в светское общество и вникаешь во взаимоотношения людей вне Церкви, начинаешь очень глубоко ощущать контраст. Это действительно удивительно.

Мне кажется, именно этот контраст миров влечет человека из мира в Церковь. Человек увидел, что люди в миру друг на друга злятся, оказывают безразличие, пытаются подсидеть и готовы пожертвовать ближним ради своей собственной выгоды. Потом он приходит в Церковь и видит иное отношение: человек в меру своих возможностей, в меру погруженности в христианское учение готов отчасти пожертвовать собою ради кого-то. Конечно, это настоящее христианство, потому что оно есть явление Бога на земле. Каждый христианин, который в полной мере следует этому учению, становится лучиком Божественного света на земле, который Господь посылает сюда. Этот свет Божественной любви влечет человека в Церковь.

Здесь возникают определенные трудности. Во-первых, порой бывает непросто полюбить и покрыть любовью человека из мира. Потому что мы привыкли к своим грехам, недочетам и взаимоотношениям. Вдруг в общину приходит новый человек. Ты видишь, что он не такой, еще не обтесался. У него есть какие-то новые, не очень характерные грехи. Сталкиваешься с человеком, думаешь, что так не принято у нас. Но зато у него есть и свои добродетели, а также особый зов, который Господь к нему обратил, и он с этим зовом идет в храм. Здесь очень важно и сложно не отпугнуть человека, увидеть в нем красоту, которую увидел Господь, обратившись к нему как к Своему собственному чаду, сказав: «Иди ко Мне, приди в Мой храм, в Мой дом, Я жду тебя». Ведь Отец Небесный зовет это чадо в Свой родной дом, и человек приходит.

Нам, служителям этого дома, очень важно человека принять. Конечно, нельзя ни в коем случае подстраиваться под него и изменять христианское учение, говорить: «Я понимаю, ты привык так жить, значит, так и живи». Это неверный подход. Человек приходит именно для того, чтобы увидеть что-то новое, настоящее, христианское. Подстраивать христианство под человека нельзя. Но можно подстраивать свое отношение к этому человеку под него. Если он имеет какую-то слабость, то, может быть, не укорять и обличать его в этом с порога, а, наоборот, обратить внимание на хорошее в нем и сказать об этом.

В нашем храме мы пытаемся практиковать миссионерское дежурство. У нас дежурят женщины, девушки, которые встречают прихожан в часы работы храма. Люди приходят, и тот, кто дежурит в этот момент, старается что-то подсказать, объяснить, рассказать.

Прихожанам или просто тем, кто заходит в храм?

У нас очень интересный контингент в этом отношении. Наш храм находится в центре Москвы, в историческом месте. Многие люди, которые проходят мимо, похожи на экскурсантов, просто прогуливаются и осматривают достопримечательности. Человек заходит с интересом, но просто посмотреть, а не помолиться. Задача дежурного, миссионера так подойти к этому человеку, чтобы он остался в храме помолиться, чтобы ему захотелось все-таки обратиться к Богу. Это очень интересная практика. Во-первых, в том отношении, что самим миссионерам нужно выходить из зоны комфорта и общаться с людьми, приходящими извне. Постоянно приходится покрывать любовью человека, который к тебе пришел таким, какой он есть, при этом не отступать от своих позиций. Мы не можем разрешить человеку нехорошо себя вести. Были эксцессы, когда приходили люди явно злонамеренные, предпринимали странные действия. Какой-то блогер заходил, пытался что-то снимать. Это, конечно, неприятно и недопустимо. В такой момент человек должен сказать: «Этого мы не можем позволить в нашем храме. В конце концов, это наша община, храм принадлежит ей».

С другой стороны, можно увидеть в каждом человеке образ Божий, попытаться к нему выйти и найти язык дляконтакта именно с этим человеком. Очень интересно, что многие люди откликаются и в ответ на такое отношение остаются в храме, потом начинают приходить на исповедь, причастие, кто-то из них уже сам стал дежурить точно так же. Это очень интересный момент. Конечно, нам приходится этих людей обучать и говорить с ними. Однако человек с таким задором, способный говорить на языке приходящих людей, очень радушно встречает их. Он сам, испытав радость от доброго приема в храме, оказывает такое же гостеприимство. Это стало открытием для меня. Получается, что человек, в чем-то новичок, своим горящим сердцем рассказывает, как его сердце горит. От этого его сердце горит ярче, и люди тоже чувствуют это тепло и иногда загораются особым образом.

Вы, наверное, инструктажи какие-то проводили, когда запускали такой проект? Просто интересно, что первое и второе говорить человеку, который так заходит в храм, просто поглазеть, пусть даже из благих целей. Задачи, которые перед ними стоят, это чуть ли не задачи священников, профессиональных миссионеров-катехизаторов. Какую инструкцию им вы даете? Что первое они должны сказать людям?

Первое – это не говорить то, чего не знаешь. По большому счету здесь не требуется отвечать на какие-то вопросы. Бывает, человек приходит и говорит: «Я смотрю, Вы тут работаете, не могли бы сказать, как мне поступить в этой ситуации?» Здесь дежурному надо честно ответить: «Я не священник, не знаю этого. Сам тут новичок, только начал воцерковляться. Будет служба, приходите, поговорите со священником». Задача на самом деле гораздо проще. Не надо отвечать на духовные вопросы, нужно просто принять человека и по-человечески сказать, что здесь иконочка, тут алтарь, вот здесь перекрестись, там помолись, возьми свечечку, иконочку, книгу. Просто показать доброе отношение к человеку, не вдаваясь в детали, умствования и тем более какое-то духовное консультирование. Это действительно прерогатива священника или очень опытных прихожан, которые уже давным-давно в храме.

Миссионерское дежурство в храме очень интересно тем, что человек, не имеющий большой квалификации, а лишь горящее и доброе сердце, может это делать, просто принимать людей и своим благорасположением направлять их либо к священнику, либо к каким-то опытным прихожанам.

Вы уже нашли ответ на вопрос, почему люди, которые занялись миссионерством, решили посвятить этому свое свободное время?

Ответ на этот вопрос я, в общем-то, особо не искал. У них надо спросить, во-первых. Они нашли ответ на этот вопрос. Судя по тому, что я вижу, это особая благодатная радость, что воздается от Господа этим людям, которые дежурят, находятся таким образом в храме, и они ее чувствуют. Это особый благодатный дар и поддержка от Господа. Ради этого, очевидно, люди идут на такое дежурство, других причин я не вижу. Такое вот волонтерское, благотворительное, миссионерское делание, которое люди берут на себя с огромным интересом, живостью и энтузиазмом. Мне кажется, здесь действует благодать Божия, которую человек принимает, испытывает на себе. И, может быть, это идея общности, идея любви, о которой мы в Церкви говорим и которую можно попытаться проявить по отношению к другому человеку.

Путь воцерковления человека очень сложный. Когда мы только начинаем свой духовный путь, нам иногда кажется, что все легко. Сейчас я всех люблю, все люди хорошие. А Господь говорит, что любить надо не только сейчас, а всю оставшуюся жизнь. И не только тех, что чужие, а еще и близких, родных, знакомых, друзей, которые очень тесно с тобой взаимодействуют и зачастую ведут себя не так, как нам хотелось бы. Наши миссионеры приобретают опыт любви к чужим людям, с которыми встречаются, быть может, один раз в жизни. Такой опыт любви здесь и сейчас, я надеюсь, будет воспринят нашими дежурными для того, чтобы такую же любовь, не меньше, проявить к тем близким, которые их окружают, к родственникам и так далее. Это гораздо сложнее, чем проявить любовь к чужому человеку. Гораздо сложнее проявить такую же или большую любовь к родному человеку, как ни странно.

Действительно, это интересное наблюдение. Кстати, как мы сегодня говорили, когда встречаешься с человеком впервые, можешь увидеть в нем как положительные, так и отрицательные стороны. Однако в близких и родных уже не замечаешь ни того, ни другого. А порой видишь только отрицательное, как часто бывает. Получается, мы можем относиться непредвзято к постороннему человеку, а к родным и близким, с которыми много лет общаемся, определенно относимся предвзято. И ведь в перспективе, будучи членами приходской общины на протяжении многих лет, мы вообще не будем друг к другу относиться непредвзято. Как нам этого избежать? Как на протяжении десятилетий сохранить взгляд на своего ближнего непредвзятым?

Мне кажется, здесь ответ один – соблюдение евангельских заповедей. По отношению к себе, по отношению к ближнему, потому что Господь говорит нам, как себя вести. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Если мы будем вести себя кротко и смиренно, то не будет у нас раздражительного, предвзятого кома проблем. Что такое смирение? Смирение – это сознание своей низости, малости по отношению к другому человеку, к Богу. А кротость – это мягкость, способность принимать на себя тот или иной удар, неприятные слова и поступки и при этом не деформировать свою душу, не копить в себе камни, которые в тебя брошены. Это кротость и смирение. Так и остальные добродетели, которые Спаситель нам показывает, и заповеди блаженств, к которым мы должны стремиться, и просто живой пример Христа Спасителя.

Кроме того, отдельно хотелось бы отметить интересную максиму, заповеданную Господом, о чем мы иногда забываем. Если согрешит против тебя ближний твой, брат твой, обличи его. Причем именно выскажи ему это обличение, что у тебя накипело и болит. Именно брату. Если это не брат, то вроде бы и не положено так относиться к чужому человеку, с которым ты видишься один раз или изредка. Получается по Евангелию, что это относится только к членам общины, близким во Христе людям. Иди обличи его, скажи ему, чем ты недоволен. Если он тебя не послушает, то обличи при свидетелях, чтобы окружающие люди могли удостовериться в том, что ты прав, а он не прав по отношению к тебе. Дальше поведай Церкви. Здесь видим некое обсуждение на уровне духовенства храма по поводу того или иного вопроса, насколько приемлемо поведение. Бывают сложные случаи в общине. Не надо думать, что сообщество людей живет по простым, накатанным рельсам. Если есть люди, то есть собрание (хоть и кающихся, но грешников). Есть грехи и трудности в отношениях между людьми. Это неизбежно, безгрешен только Спаситель.

Господь нам обозначил этот путь. Понятно, что надо пользоваться им не каким-то дерзким, наглым образом, но мягко, нежно, со смирением и кротостью. Если кто-то действительно ведет себя плохо и у тебя копится обида на человека, нужно, во-первых, помолиться о нем, положить поклоны, заказать записки, особую молитву совершить. Чтобы в твоем сердце скопилось именно сожаление, сострадание об этом человеке, жалость к нему. Если он не просто ошибается в чем-то по мелочи, а совершает грех к смерти, этот поступок приведет его потом к осуждению на Страшном Суде. За этот проступок человек потом может попасть в ад.

Неужели тебе не жалко твоего ближнего, который стоит рядом, молится и причащается Святых Христовых Таин? Если тебе жалко его и в твоем сердце есть сострадание, то можно попробовать к нему подойти и сказать: «Друг мой, ты неверно поступаешь, не замечая этого». Бывает, что-то делаешь, а со стороны говорят, что так нельзя. И человек это принимает. А если не понимает, за что его обличают, можно кого-то еще позвать... Если эти обиды, раздоры в общине прощаются, то исчезает вся предвзятость. Ты уже видишь не того человека, который согрешил против тебя, а человека, который сегодня стремится к святости.

Отец Андрей, что пожелать нашим телезрителям? Мы говорили сегодня об общении в храме, о взгляде на ближнего, светлом и темном оке. Мне кажется, все это связалось в единую тему. Как бы Вы подытожили это?

Абсолютно согласен. Хорошая получилась беседа в этом отношении, цельная. Я желаю нашим телезрителям видеть в своем окружении святых ангелов Божиих и с каждого брать благой пример, заимствовать тот или иной образ добродетели. Не злиться, раздражаться и  осуждать людей, которые нас постоянно окружают и «мешают жить», а видеть вокруг светлых ангелов, которых Господь послал для нашего собственного спасения. Видеть в них телесные образы добродетели и от этого поучаться, никогда никого не осуждать, тогда око души нашей будет светло и все тело наше будет светло.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записали Анна Вострокнутова и Федор Поплавский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X