Беседы с батюшкой. Священник Альвиан Тхелидзе. 27 октября 2024

27 октября 2024 г.

В студии священник Альвиан Тхелидзе, сотрудник Молодежного отдела Ставропольской епархии.

Вопрос от телезрителя: «Как осуждать грех, а не человека?»

Самому бы этому научиться. К сожалению, тоже порой подвержен греху осуждения. Мы видим прекрасные примеры святых отцов. Например, это священномученик архидиакон Стефан. В него летят камни, его убивают, но о чем он думает в этот момент? Переживает не за то, что его убивают, а за убийц. Просит у Господа за них прощения, потому что они не понимают, что творят. Это классический пример того, когда человек понимал, что люди делают плохое, но не осуждал их, а за них молился.

Часто мы видим, что человек грешит. У Федора Михайловича Достоевского в романе «Идиот» очень хорошо показан образ князя Мышкина, который умудрялся видеть в человеке в первую очередь образ Божий и осуждать грех, а не человека.

Я обычно привожу такой пример. Вот висит икона Спасителя, образ Иисуса Христа. Висит давно и уже закоптилась, покрылась черным слоем, но мы понимаем, что это образ Божий, несмотря на то что внешне он выглядит не очень презентабельно. Надо просто отмыть эту икону от сажи, грязи и налета. И лучше мыть не водой, а отнести к профессионалам. Мы понимаем, что за слоем копоти образ Божий. И так как каждый человек сотворен по образу Божию, то все, что в нем есть греховного, наносное. Да, порой человек, возможно, воспитывался в другой среде, ему плохо объяснили, что нельзя так поступать, возможно, что-то у него наследственное, возможно, он очень раздражительный, потому что родился с таким характером. Мы всегда должны искать для человека оправдания, как бы выступать его адвокатом. Да, он поступил плохо, но у него есть вот такие-то смягчающие обстоятельства. Если мы смотрим на человека с любовью, то всегда найдем, за что его оправдать.  

Что-то хорошее есть в каждом. Но это хорошее порой очень сложно искать.

Плохое найти легче.

На самом деле это большая проблема.

Вопрос от телезрителя Сергея, 10 лет: «Есть ли такие молитвы, чтобы я, мои родные и близкие изменились в лучшую сторону и попали в Царство Небесное?»

– Хороший вопрос. Ребенок переживает за то, чтобы все попали в Царство Небесное. Радует такая детская непосредственность. К сожалению, нет такой молитвы, которую можно было бы прочитать и все сразу гарантированно изменятся, станут хорошими и попадут в рай. Это было бы как в компьютерной игре: взял код – и персонаж сразу делает то, что тебе нужно. Но с человеком это так не работает, потому что у него есть свободная воля. И Бог уважает ее. Если человек хочет делать зло, он будет его делать. Бог не отбирает у него свободу.

Но тем не менее надо молиться. Наша молитва важна, через нее действительно смягчается сердце. И наше, и окружающих. И самая сильная молитва – это не какой-то текст, в буквах которого заключена магическая мощь. Самая сильная молитва – та, которая произносится от всего сердца, искренне, с горячей верой.

Даже: «Господи, помилуй моих маму и папу».

Да, своими словами. Вполне.

 Вопрос от телезрительницы: «Один миллиардер признался, что 90% дохода отдает на благотворительность. Возможно ли мне, православной девушке, попросить у него денег на квартиру в Москве? Ему же все равно кому помогать, а мне очень нужна квартира, причем без влезания в ипотеку».

В каких случаях можно просить о помощи, а в каких нет? Есть люди, которые постоянно что-то просят.

Попрошайничать грех. Некоторые люди решили, что лучше не работать, а сидеть где-нибудь у метро и клянчить деньги. Тем более делать это навязчиво. Это грех. Особенно если человек еще и обманывает, говорит, что деньги нужны на кусок хлеба ребенку или что он сам нездоров. Но если человек действительно оказывается в нужде, то можно сказать о своих проблемах, попросить помощи. Иногда это даже заставляет нас переступить через гордыню, проявить некое смирение.

Сказать о своей нужде.

Да, обозначить ее. Это сложно. Но нужно делать это ненавязчиво, чтобы не стать бременем для других людей… Поэтому не знаю; попросите, если у Вас есть доступ к этому миллиардеру.

– Сейчас на самом деле очень много просьб о помощи, связанных с СВО. Но и мошенников очень много. Хочется помочь деньгами, но как правильно это сделать?

– Есть древний церковный текст Дидахе, который имеет канонический статус. В нем говорится, что жертва твоя должна запотеть в твоей руке. То есть надо хорошо подумать… Проще всего, когда к тебе подошел какой-нибудь попрошайка... Но часто оказывается так, что по-настоящему нуждающиеся люди те, что находятся рядом с нами и в крайне бедственном положении, но совесть не позволяет им попрошайничать. Какая-нибудь мать-одиночка, а один из детей еще и инвалид. И она будет доедать последние крохи, работать на трех работах, не спать по ночам, лишь бы как-то прокормить свою семью, но попрошайничать не пойдет. Вот такому человеку помочь будет намного лучше, чем каким-нибудь шарлатанам.

Сейчас у нас время боевых действий. Один дрон реально может спасти жизни наших солдат. Надо помогать фронту, это важное дело. Сейчас это должно быть делом всей нашей страны помогать собратьям. Каждый из нас, надеюсь, помогает как может. И всегда есть место для настоящей благотворительности, для людей, по-настоящему нуждающихся.

Я знаю батюшек, которые просто ежемесячно переводят определенную сумму своему собрату. Например, он служит где-нибудь в прифронтовом городе.   

Да, кто-то переводит, кто-то что-то привозит. Многие не афишируют это. Помогают, кто как может.

Сейчас огромный простор для милосердия. Может быть, в какой-то степени и к счастью.

Вопрос от телезрителя: «Я православный человек, но хочу жениться на мусульманке. Это тяжкий грех перед Господом?»

Вы служите как раз в таком регионе; думаю, часто с таким встречаетесь.

Да, я живу на Кавказе. Вообще каноны запрещают такой брак. Есть разница. Если два нерелигиозных человека женились, а потом один из них пришел в Церковь, то в таком случае разводиться не нужно, даже если вы разной веры. Об этом говорит апостол Павел: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.  Если вы уже в браке, то нужно оставаться вместе, любить друг друга.

Но если вы еще стоите перед выбором, тогда вопрос веры должен быть первостепенным. Или ваша будущая супруга принимает православие, или рано или поздно это приведет к проблемам. Потом начинается выяснение того, какой веры должны быть дети... У каждого своя культурная традиция. Такие браки очень часто приводят к несчастьям, к разводам. И мне жалко этих людей. Мусульманин взял в жены русскую девушку, она поехала с ним в аул и поняла, что это не ее, бросила мужа, сбежала. Жалко, что у них ничего не получилось. Ведь это не только конфликт религий, но и культур. Такие пары очень часто распадаются. Лучше сразу на берегу поговорить о вере и прийти к взаимопониманию. А когда вы уже будете одной православной веры, тогда можно и в брак вступать. То есть надо ее любить так, чтобы она приняла христианство, увидела и сказала, какие христиане хорошие, и захотела быть с нами.

Вопрос от телезрителя: «Позволительно ли женщине носить сережки в виде креста или это насмешка над христианскими ценностями?»

– Не надо носить такие сережки. Их носят не для того, чтобы свидетельствовать свою веру перед мучителями, а просто чтобы из креста сделать бижутерию. Носите крест на груди. У нас такая традиция.

– Вопрос от телезрителя: «Смотреть на свои грехи – это эгоизм, ведь мы думаем только о себе?»

А что, нужно смотреть на чужие?

Давайте перефразируем. Что это за духовное состояние, когда видишь свои грехи?

Видеть свои грехи нормально. Но опять же плохо, если человек совсем зациклен на себе. Смирение это не тогда, когда думаешь о себе хуже, а когда думаешь о себе меньше. Пример с архидиаконом Стефаном я уже приводил. В тот момент он не думал о себе, не думал о том, выглядит ли благородно, когда в него летят камни. Он думал о других.

Когда мы постоянно думаем об окружающих нас людях, кому надо помочь, тогда не так много времени остается, чтобы думать о себе и заниматься самокопанием. Но должно быть осознание своих поступков. Это приводит к духовному росту. Тут важно найти грань между излишним самокопанием и нормальным осмыслением своих грехов.

– Вопрос от телезрителя: «Не приводит ли чтение канонов перед причастием к формализму, исповедь перед священником к притворству, а участие в церковных таинствах к религиозной корыстности, то есть к ожиданию «великия и богатыя милости»? Как не стать лицемерным и корыстным верующим?»

Нормально хотеть наследовать рай и ожидать великих и богатых милостей. Так и про любое дело можно сказать, что человек сделал его только для того, чтобы засчиталось наверху. Это разные степени любви. Действительно, новоначальный человек творит добрые дела из страха, чтобы избежать наказания вечных мук, а потом уже, постепенно, в нас появляется все больше любви, и мы выбираем добро уже просто из любви к Богу. К этому нужно стремиться.

Вопрос от телезрителя: «Может ли частое причащение погрузить человека в некую духовную прелесть?»

Я слышал такое мнение, что если человек часто причащается, то привыкает делать это на автомате. Обычно это говорят священники, которые сами причащаются часто…

Тем не менее в древности, в общем-то, все верующие причащались практически каждый день. Особенно о необходимости частого причащения писал святой Никодим Святогорец. И было так называемое движение колливадов, которые, помимо всех прочих аспектов возрождения духовной жизни на Афоне, отдельно выделяли необходимость как можно более частого причащения, притом не только для монашествующих, но для любого христианина. Так что надо стараться причащаться как можно чаще.

– Вопрос от телезрителя: «Иисус Христос говорил: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. Не хочется показаться ханжой, но почему мусульманки одеваются скромно, а наши женщины не так? Христианская религия более либеральная? А как же слова Христа?»

Я не хочу кого-то обижать и знаю искренних мусульманок, которые ходят в хиджабе, потому что хотят жить по воле Божьей, как они это понимают. Но часто в регионах, где строгое законодательство, в Иране, Пакистане и других странах, есть часть женщин, которые носят платок только потому, что этого требует законодательство. То есть они готовы снять этот платок. И часто, когда летит самолет откуда-нибудь из Пакистана в Европу, уже по пути мусульманки снимают с себя платки.

У нас христианская традиция такая, что мы не привыкли заставлять людей жить по-христиански. Мы не живем по законам шариата. Христос говорил Своим ученикам: не бойся, малое стадо. Предполагая, что истинных христиан всегда будет мало. Искренние христианки, которые живут по заповедям Божиим, одеваются очень скромно, целомудренно… Христос не других распинал на крестах для того, чтобы они выполняли Его заповеди, Он Сам распялся на Кресте. Христианство это проповедь именно любовью и личным примером, но никак не путем принуждения. Хотя еще раз скажу, что есть многие мусульманки, которые без принуждения, искренне, от любви к Богу одеваются целомудренно. Честь им и хвала. И в этом случае они могут быть примером нашим сестрам.

В общем, если посмотреть фотографии не то что дореволюционной России, но даже и советской России послереволюционного периода, то мы увидим, что русские одевались скромно, все были с покрытой головой, и это было красиво.

Красивые вышитые сарафаны, в каждой области разные. Много всего…

Можно одеться целомудренно, но при этом очень красиво. Одежда будет только подчеркивать ваше благородство, вашу красоту не только внешнюю, но и внутреннюю, если вы действительно одеты по-христиански со вкусом.

Да, проблемы вкуса играют огромную роль, потому что надо иметь свое собственное мнение о том, что тебе навязывается. А сейчас навязывается действительно какой-то полураздетый образ жизни. Это тема отдельной дискуссии.

Вопрос от телезрителя: «Все молитвы о семье оказались пустым и напрасным трудом. Я как пришла в храм одна, так и по сей день одна. Ответы батюшек, что у меня завышенная самооценка, что я не готова или не совсем полезна, не работают. Одиночество искажает человека. Он так Богом не задуман, душа портится. Почему я должна стать чище и лучше? Я была намного добрее, легче и светлее до встречи с Богом. Батюшки говорят, что не так молюсь, не так одеваюсь, что мне не хватает веры. А кому ее хватает? Где ее железную взять? Не дается муж значит, не готова. А те, кто все время женится и разводится, готовы? Если не даются дети значит, не готовы быть родителями».

Телезрительнице не нравится такой примитивный подход в ответах священников.

Искренне понимаю и разделяю этот крик души. Но я здесь вижу какой-то укор в адрес всех окружающих, что вот те люди разводятся, а эти батюшки не так советуют.

– То есть человек просто думал, что если он пришел в Церковь, молится Богу, идет к священнику, то априори у него все будет хорошо. Получается, такая формула была изначально.

– Возможно. Я, к сожалению, не знаю лично данного вопрошающего человека, но не исключено, что если она будет честна перед самой собой, то вспомнит, что в ее жизни были молодые люди, которые пытались выстроить с ней отношения. Возможно, в какой-то момент она решила, что они все ее недостойны. А они наверняка были.

Да, мне кажется, в этом смысле современной женщине в эпоху эмансипации намного сложнее, потому что женщине хочется, чтобы ее проблемы на себя кто-то взял, появился некий лидер, который все взял бы на себя. В давние времена как было? Мама, папа посоветовали, значит – идешь замуж. А сейчас этот выбор нужно делать самой, и это очень волнительно. А вдруг это не тот самый человек? Вообще мужчины по своей природе, ввиду того что они воины, часто более решительны в выборе, даже если он неправильный. Мужчине легче пойти даже на неправильный выбор.

Женщина, как только появился молодой человек, будет думать: а вдруг он не тот самый? И вот она не решается, не решается – а потом и пенсию принесли!.. В этом смысле мне даже жалко женщин. Оглянитесь! Возможно, рядом с вами даже сегодня есть мужчина, который готов вступить с вами в брак, но вы его не рассматриваете как серьезного кандидата, потому что он по каким-то причинам не дотягивает до вашего представления о том, каким должен быть ваш супруг.

– У моей знакомой тоже был такой случай. Она преподаватель испанского языка, подрабатывала частными уроками. Ей лет 20 было тогда, и у нее появился ученик, которому, может, лет 25 было. А она все время жаловалась на то, что нет вокруг нее парней. И я как-то в ходе общения понял, что у нее есть ученик, который ходит на все занятия, никогда не пропускает, никогда не опаздывает, всегда одет хорошо. И дарит ей конфеты! Я ей сказал, что стоит на него обратить внимание. И в итоге они поженились. Но мне нужно было ей сказать, что вот же он! Она не могла этого понять; видимо, воспринимала его только как ученика, а надо было эту грань перейти.

– Да, скорее всего. Наверняка вокруг есть люди, есть тот самый мужчина, просто нужно его увидеть, понять.

– Тут такой момент, что волю Господа о себе не все могут увидеть и понять.

– Замуж выходят те, которым больше всего это надо, которые за свой брак борются. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы зайти на сайт православных знакомств. Мне не приходилось на них никого искать, но есть такие, есть даже проект в соцсетях, называется: «Давай повенчаемся».

Есть сайт православных знакомств, и многие там находят будущих супругов. Есть православные фестивали, на которые люди приезжают в том числе и для того, чтобы там с кем-то познакомиться. У нас фестиваль «Братья» был недавно, про который я рассказывал. И каждый год на фестивале происходят венчания, одну-две пары мы венчаем.

– Я так тоже советовал знакомым. Кто-то мне сказал: не могу найти себе мужа. Я говорю: ты ходишь в храм, в котором одни бабушки. Сходи в Сретенский монастырь, там полно молодежи молится!

– Да, в какой-нибудь молодежный клуб при храме.

– Конечно, в храме нужно молиться, думать...

– Во время богослужения молись, но во внебогослужебное время там есть наверняка какая-нибудь молодежная тусовочка, в любом храме, и надо туда интегрироваться. Если вы пришли в одну молодежку и увидели, что там все младше вас, идите в другую. Где-нибудь да найдете!

– Ну и парни тоже порой нерешительны. Есть такая шутка: если долго смотреть на девушку, можно увидеть, как она выходит замуж.

Следующий вопрос такой: «У меня дома есть святой угол, и каждый раз, когда я прохожу мимо икон, я крещусь. Наверное, это как-то очень странно со стороны смотрится. Помогите мне, разъясните, как все-таки нужно креститься, как вести себя, проходя мимо икон в доме».

– Честно, я вот задумался: когда я прохожу мимо икон у себя дома, я не крещусь каждый раз.

– Мимо храма мы проходим – крестимся.

– Да, крестимся. Это вообще хорошая, благочестивая традиция. Но я думаю, если вы один раз пройдете мимо икон и не перекреститесь, ничего страшного в этом не будет.

– Есть утреннее и вечернее правило.

– Да, когда молитесь у себя целенаправленно перед образами, тогда креститесь.

– «Как нужно молиться за взрослого сына? Он женат на хорошей, доброй женщине, но она буддистка. Сам он был крещен в возрасте девяти лет, но не причащался никогда после крещения. Сейчас у них есть дети, он сказал, что хочет крестить детей, жена не против. Как за него молиться?»

– Своими словами за сына можно молиться. То, что есть на сердце, то у Бога и просить. Но он, видимо, невоцерковленный.

– Совсем. В первый и последний раз причащался в девять лет.

– Все равно молитесь за него, как все мамы за своих детей молятся.

– А вот стоит ли как-то здесь пытаться матери воцерковить своего сына и, может быть, как-то повлиять на жену-буддистку?

– Влиять, конечно, хорошо бы, но главное тут сохранить добрые отношения. Вот как Балканы пороховая бочка Европы, так отношения свекрови и невестки – это пороховая бочка семейных отношений. И тут нужно быть очень грамотным сапером, чтобы взрыв не произошел. Если чувствуете хоть малейшее неприятие со стороны невестки, нужно сразу прекращать давление, чтобы не было никакого взаимного недопонимания.

Сыну нужно рассказывать о своей вере, но это надо было с детства начинать делать. Нужно молиться и рассказывать о Боге. Но без малейшего давления.

– Волнует все-таки слушательницу вопрос о расположении икон в комнате. Как иконы располагать дома? Есть ли какие-то правила?

– Обычно принято располагать по иерархии. Бога – выше, святых – ниже, Богородицу – между святыми и Богом. То есть: Спаситель, Богородица, святые. Если они в ряд расположены, то Спаситель – по центру, Богородица – справа, святые уже дальше, слева и справа. Вот, в общем-то, и всё.

– Такой вопрос: «Можно ли отмечать свадебное торжество в пятницу?»

– По канонам венчаться можно в пятницу, но в этот день нужно поститься. Если вы готовы повенчаться и потом устроить постный банкет, то можно. Но, мне кажется, мало кто на это готов, поэтому чаще всего воцерковленные люди венчаются в воскресный день.

– «Наш сын умер в девять месяцев некрещеным. Как считает Церковь, где находится душа нашего сына? И что с ним будет после Второго Пришествия Христова?»

– Я точно не могу сказать, где именно, но я думаю, что Бог – это любящий Отец. И Он точно не оставит вашего ребенка на страдания за грехи, которых он просто не успел совершить.

– Анастасия спрашивает: «Почему все чаще встречаются мужчины с женским типом поведения: нерешительные, безынициативные, робкие?»

– Да, это бич нашего времени. Во-первых, потому, что мужчины воспитываются полностью женщинами. Это не как раньше в Спарте… У нас сейчас в садике мальчика воспитывает воспитательница, в школе – женщины-педагоги…. Папа где-то там, на работе всегда, если папа вообще есть. Конечно, это сказывается на формировании будущего мужчины. Он растет и не видит примера мужского поведения. Тогда он таким женственным и вырастает.

– «Что делать, если снятся блудные сны? Не является ли это грехом? Я же себя во сне не контролирую».

– У монашествующих в числе грехов есть так называемое блудное осквернение во сне. Да, мы себя не контролируем во сне, но тем не менее сон является выражением нашего подсознания. Если мы целый день допускали какие-то нескромные взгляды, похотливые мысли, а потом засыпаем с этим, то, конечно, наше подсознание нам это все и рисует. Если же мы время провели в добрых делах, в молитве, то и сниться нам этого будет меньше. Да, блудные сны – это показатель непобежденной похоти. Возможно, молодому человеку победить эту похоть не так уж и легко. Да, это борьба, и борьба порой нелегкая. Но выходят из этой борьбы действительно подвижники, крепкие духом люди.

– «Приобрел брелок, на котором по-английски написано: «Я люблю Иисуса». И сердечко нарисовано. Является ли его ношение грехом?»

– Нет, хорошо же написано! Вы думаете, есть какой-то грешный язык?

– Но здесь давайте порассуждаем. Бывают на машинах наклейки типа «спаси и сохрани» или еще какие-то видимые символы, которыми мы как-то показываем, демонстрируем свою веру. Это хорошо или плохо?

– Важно, с какой стороны на это посмотреть. С одной стороны, мы знаем слово Спасителя: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего. То есть стесняться своей веры не нужно.

– С другой стороны, бывает, на машине написана Иисусова молитва, а ты себя ведешь неподобающе…

– Да. В Византии, например, одно время очень увлекались этой демонстрацией. Когда  знаешь, что все вокруг православные, ты в православной среде, то этим начинаешь кичиться. И там было принято обвешивать себя с головы до пят всевозможными иконами, чтобы все видели, какой ты верующий. Об этом говорил Христос, когда порицал фарисеев. Нужна золотая середина всегда. Одна крайность – это фарисейское поведение. Фарисеи наносили себе на лоб молитвы, чтобы все видели, какие они благочестивые. Другая крайность – когда боишься заявить, что ты христианин. Какая у вас мотивация?  Вы хотите похвастаться тем, что вы христианин? Тогда это неполезно. Вы хотите просто свидетельствовать о Христе? Тогда это нормально.

– «Что делать, если испытываешь любовные чувства к священнику? Грех ли это, если я ничего дурного не мыслю, не делаю и не планирую делать? Моя любовь просто есть, и она только со мной, о ней никто не узнает».

– Все равно это опасно. Мне кажется, надо бежать на другой приход, если есть возможность, как-то бороться с этими чувствами, потому что на данный момент вы ничего не планируете, а при других обстоятельствах появится какая-то похоть или еще что-то. Этого надо избегать.

– В этом как раз вся загвоздка: помысел уже впустил, и он может вырасти.

– Да, это зарождение большого греха, который может потом случиться. Действительно, если этот помысел уже впустили в себя, то потом может произойти катастрофа.

– Кстати, хотел спросить про сон. Надо ли на исповеди о нем говорить?

– Святые отцы, например, про блудное осквернение во сне говорили на исповеди, что был такой грех. Если смущаетесь, не знаете, говорить или нет, то лучше скажите, лишним не будет.

– «Существуют ли грехи, которые не прощаются? Например, я сделала аборт, уже ничего не могу исправить. Стоит ли каяться в нем? Ведь грех такой не искупить. За такой грех даже стыдно просить прощения».

– Искупить, конечно, вполне возможно, этот грех прощается. Нужно искренне прийти в храм, исповедоваться, покаяться. Возможно, батюшка даст какую-то епитимию небольшую, скажет какой-нибудь акафист читать. Но в любом случае грех Богом прощается, потому что Бог – это любящий Отец. Более того, не нужно каждую исповедь называть этот грех аборта; если один раз в нем покаялись, то мы считаем, что в этом грехе уже раскаялись.

– «Может ли священник отказать в таинстве Крещения ребенка, если его родители живут в незарегистрированном браке? Ребенок виноват в чем-то?»

– Если строго по канонам смотреть, то священник должен отказать. Сожительство – это явное свидетельство о том, что родители не живут по вере. Но на практике редко отказывают. Я думаю, на Руси бы точно не допустили таких детей к крещению. Сказали бы, что сначала родители должны жениться, венчаться.

– А как сейчас в Грузинской Церкви? Мне кажется, грузины более консервативные.

–  Я не настолько близко знаком с реалиями Грузинской Церкви. Да, у меня есть друзья-священники в Грузии, я там бываю. Но в целом ситуация, думаю, приблизительно такая же, как и в России, именно вот в этом вопросе.

– А там более уважительно относятся к священнику, чем здесь?

– Возможно, да. Я ходил в Грузии всегда в облачении, и меня это даже смущало, потому что приходишь на рынок, пытаешься что-то купить, а тебе не дают заплатить. Говорят: батюшка, забирай, не надо ничего. Но и в России я тоже постоянно замечаю, что люди с уважением относятся. Очень сильно изменилась ситуация по сравнению с 2011 или 2012 годом. Я помню, как непристойные девицы в Храме Христа Спасителя скакали. И когда я пытался уехать из Москвы в Сергиев Посад, хотел купить билет, а за мной стояла очередь. Терминал что-то зависал. И какое-то время очереди пришлось подождать, пока у меня оплата пройдет, а наличных с собой не было. За это время я столько всего наслушался! «Эти попы неужели еще и деньгами платят? Им же вообще все бесплатно!» Атмосфера была такая. Тогда, кстати, очень вовремя была написана книга владыкой Тихоном (Шевкуновым) «Несвятые святые», которая была неким нашим ответом.

До того как я стал появляться в эфире телеканалов «Спас» и «Союз», люди подходили под благословение. Сейчас, когда я иду по улице, чаще подходят, чтобы сфотографироваться.

– Вопрос из нашей практической литургической жизни: «Если после причастия прихожан остаются Тело и Кровь Христовы, что с ними происходит? Остаются ли они до следующего причастия?»

– Как правило, это потребляет священник.

– Это как-то по-особенному происходит?

– Да, читается специальная молитва: «Исполнение закона и пророков, Сам сый, Христе, Боже наш, исполнивый все Отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков».

– «Моя знакомая утверждает, что ясновидящие, экстрасенсы и православные старцы одно и то же».

– Нет. Одни действуют силой Божией, другие – дьявольской. Вот вся разница.

– С другой стороны, мы же знаем, что есть Матрона Московская.

– Она с Божией силой, святая.

– А как это определяется?

– Первый внешний признак: человек в Церкви или не в Церкви, как он к таинствам относится, что делает. Если просто какие-то элементарные молитвы читает, то это нормально, а если он какие-то заклинания произносит, с водой что-то химичит, это ненормально. Мне кажется, невооруженным взглядом можно отличить, как вели себя святые люди и как ведут всевозможные колдуны.

– «Можно ли нам смотреть аниме, если там есть демонические символы, не будет ли это грехом?» Аниме – это все-таки потоковая мультипликация.

– Да, хотя некоторые знатоки говорят, что и в мире аниме есть действительно шедевры… Есть отец Павел Островский, он более продвинутый в вопросах манги. Вообще, конечно, надо избегать всевозможных нечистых сил, всего это должно быть поменьше в нашей жизни. Но если где-то этот демон изображен как отрицательный персонаж, то, наверное, ничего совсем страшного нет. Если он там действительно отрицательный.

– Это же касается фильмов ужасов.

– Их вообще не надо смотреть!

– Иногда в них просто есть интересный сюжет.

– Но для чего их люди смотрят? Чтобы пощекотать свою нервную систему? Это неполезно для духовной жизни, я считаю. Более того, накладывает отпечаток на психику. Особенно дети потом спят плохо, им все это представляется.

– Недаром рекомендуют убрать от экранов детей и беременных женщин.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Полина Митрофанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X