Беседы с батюшкой. Священник Альвиан Тхелидзе. 23 октября 2023

23 октября 2023 г.

– Батюшка, Вы совсем недавно были участником большого события, форума, который называется «Вера и слово». Расскажите об этом, пожалуйста.

– Настолько недавно, что только оттуда приехал к Вам в студию… Фестиваль «Вера и слово» – это фестиваль православных средств массовой информации, уже 10-й по счету, крупнейшее событие в сфере церковных СМИ, которое люди ждут. Всегда участвует Святейший Патриарх Кирилл, участвовал и в этот раз, в главном пленарном заседании фестиваля. Было очень интересно, была беседа с Патриархом, многие задавали вопросы.

Я благодарен, в первую очередь, Святейшему, что он благословляет это мероприятие, что можно принимать в нем участие. Отдельно – Владимиру Романовичу Легойде, который возглавляет Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Наверное, если бы не было Владимира Романовича, не было бы и этого фестиваля, в котором принимают участие все региональные представители епархиальных отделов по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, пресс-секретари, кто так или иначе работает в информационной сфере в регионах.

Также были приглашены всевозможные крупные корпорации. Были «Одноклассники», рассказывали, как работать на их площадке. Были специальные семинары по продвижению в «ВКонтакте», других наших отечественных соцсетях. Были всевозможные секции, очень насыщенная работа. Например, я был на одной из секций, которая была посвящена интеграции в информационное пространство новых территорий Российской Федерации.

 Возглавлял эту секцию владыка Евфимий, председатель миссионерского отдела. Были батюшки с новых территорий: отец Александр Авдюгин из Луганской Народной Республики, архимандрит Иоанн из Запорожской епархии. У него вообще уникальная ситуация. Его архиерей находится на подконтрольной Украине территории, владыка Запорожский Лука, один из адекватных архиереев, которые находятся на той территории. Сам батюшка находится на этой стороне. И, видимо, на владыку Луку оказывается какое-то давление там…

– Вынужден об этом говорить постоянно, об этом давлении, этой ситуации. И сейчас наша жизнь проходит через вот эти разные истории…

– Да. Тем не менее епархия действует…

– Более того, там была открыта православная гимназия. Я точно знаю, в Запорожской области, на нашей территории. Деятельность идет, и люди живут.

– Батюшка приезжал, руководит православной гимназией, он из Бердянской епархии. А это из Запорожской епархии, хотя один регион. Просто по телефону созваниваются: «Владыка, надо рукоположить батюшку. Давайте мы поедем к владыке в соседнюю епархию, Вы благословите». Так дистанционно управляется подконтрольная России часть Запорожской епархии. Надеюсь, она когда-нибудь полностью войдет в состав России.

Так и в Бердянской епархии. У них вообще был уникальный случай, когда архиерей покинул территорию епархии и уехал куда-то на Запад. И батюшки рассказывали: собрались, не знаем, что делать, владыка уехал, давайте поедем к Святейшему Патриарху Кириллу в Москву. Напросились на прием. Святейший сказал: «Я бы на вашем месте поступил точно так же». Поддержал их. Они говорили, что были максимально тепло встречены в Москве, даже более тепло, чем они ожидали. И сейчас у них уже новый владыка, который управляет Бердянской епархией, владыка Бронницкий Лука. Очень интересно, когда они из первых уст рассказывают, какие у них переживания были, какие сейчас трудности, проблемы, с чем они сталкиваются.

– Все-таки это история нашей страны и Церкви.

– Да, и это живые участники истории. Против этих отцов возбуждены уголовные дела. Отцу Иоанну 12 лет уже Украина присудила. Надеюсь, никогда этот приговор не будет приведен в действие. Очень интересная была секция. Также я был официально заявлен в программе, в секции, где собирались блогеры («секция интернет-миссионеров»). В этой же секции отец Павел Островский, отец Владислав Береговой…

– И много кто еще.

– Да, много известных имен было. Очень живая дискуссия. Присутствовали не только те священники, которые состоят в Совете священников интернет-миссионеров при Синодальном отделе, а миряне-блогеры, они тоже сидели в зале. И действительно, озвучивались проблемы, с которыми Церковь сталкивается. Было очень живо, и, мне кажется, многие обменялись опытом, как работать в СМИ. Также пришли многие священники, у которых нет блогов, они думают о том, чтобы создать свои блоги. Им было бы интересно услышать мнение тех, кто этим занимается уже давно, с какими проблемами сталкиваются священники (хейт, что угодно, какие-то трудности, административные проблемы).

– Понятно. В Миссионерском отделе, кажется, даже есть подразделения – внутренняя миссия и внешняя миссия. Скажите, Ваш блог – это какая миссия, внутренняя или внешняя?

– Отец Павел Островский сказал, что не все блоги миссионерские. Есть узко миссионерский блог; например, отца Владислава Берегового.

– Да, он просвещает, старается. 

Тот же отец Павел Островский. Например, у нас есть батюшка в Совете, у него блог называется «Православный футуролог», отец Святослав Шевченко. Он, с одной стороны, пишет о том, что считает важным для своей паствы, но в то же время у него как бы небольшое хобби – он пытается прогнозировать, размышлять о том, что нас ждет в будущем, новые технологии обсуждает, новые явления в мире. Это не значит, что пророчествует, что он у нас штатный пророк. Его футурологические размышления – это миссия?

– Думаю, миссия, потому что проповедь не только слова, но еще и образ жизни.

– Ну да. В широком смысле слова, конечно, это миссия.

– Вы о себе рассказываете...

– Да, и о себе, и просто это публицистика какая-то. Я свой канал еще воспринимаю и как в некоторой мере новостной. Я пытаюсь рассказывать о том, что происходит в мире, давать комментарии. Это могут читать и священники, которые не нуждаются в моей миссии…

– Но тоже интересно…

– Да, но им интересно узнать, что в мире нового произошло. Такие уже давно не нуждаются в миссионерской заботе и твердо стоят на ногах в Церкви.

– Итак, не все блоги являются миссионерскими…

– В широком смысле слова, конечно, основная задача блога – миссия. Но в узком смысле не каждая публикация миссионерская.

– Анализируете ли Вы аудиторию? Проводится ли работа, чтобы спрогнозировать или спланировать, поймать настроение общества, подписчиков? Эта работа ведется системно?

– Да, конечно.

– Учат ли этому на форумах? Я считаю, что не учат.

– На этом форуме нас не учат, мы сами делимся друг с другом опытом. Нет такого, что пришел отец Павел Островский – и его кто-то научит, как вести соцсети. Кто его будет учить? Кто из батюшек умеет лучше, чем он, вести соцсети (по охвату аудитории)? Конечно, все мы иногда что-нибудь публикуем, а потом сами жалеем. У каждого из нас такое было, думаю. Иногда даже что-то удаляешь, но всегда должна быть эмпатия аудитории, всегда надо ее чувствовать.

Иногда вызывают раздражение посты, о которых ты бы в жизни не подумал. Например, у меня был случай: было окончание поста, и мне случайно попалось видео, где девушка корзинами берет и разбрасывает сосиски в питомнике для собак. И я выложил это видео, написал: «Ура, наконец-то пост закончился». И понеслось: «Вы нас за собак держите, все с Вами понятно». Отписка. И потом ты понимаешь, что просто не учел какие-то задние пласты этого видео. Такое часто бывает. Потом смотришь – у тебя минус 20 человек в блоге.

– А Вы переживаете по этому поводу?

– Переживаю не потому, что подписчиков меньше стало, а потому, что каждая отписка – это реальная обида реального человека, то есть ему что-то не понравилось. Это живой человек…

– Он тебе поверил, подписался…

– Да. Это как у тебя был какой-то знакомый, который тебя знал, а потом он на тебя обиделся и сказал: знать тебя не хочу. Конечно, нехорошо, когда такое случается. Поэтому надо как-то с уважением относиться к тем, кто тебя читает, кто решил тебя читать.

– А мешает ли это? Мне всегда казалось (может быть, сейчас не так сильно), что это слишком много времени занимает у священника и отвлекает его от некоторых обязанностей. Есть ли такое?

– Да, это много времени отнимает. Но нельзя сказать, что это отвлекает от обязанностей, потому что я это тоже воспринимаю как необходимость проповеди. Это все равно что священник скажет, что проповедь на амвоне отвлекает его от священнического служения. Но это и есть твое священническое служение – проповедь. Так и здесь. Сам блог – это тоже проповедь.

– К нам приходят вопросы от телезрителей. Телевизор, конечно, не блог, не соцсети, но вопросов очень много, и вопросы совершенно разные. Например, как найти своего священника? У меня нет такого понятия: свой священник. Для меня все священники понятные и одинаковые, но это в силу моей деятельности.

– У меня есть духовник, это не какой-то дельфийский оракул, изрекающий истинные глаголы в последней инстанции, которые ты должен исполнять, иначе Вселенная будет против тебя... Духовник для меня тот человек, которого я не считаю безгрешным.

– А можете с ним спорить?

– Конечно. Для меня это старший собрат, который чуть более умудрен жизнью, у него больше опыта, я ему доверяю. Это человек, с которым я могу раскрыться, говорить о своих проблемах. Он направляет, когда меня не туда заносит. Вот так. Духовник – это необязательно гуру, мы не какая-то тоталитарная секта, где лидеры полностью подавляют волю другого человека. Духовник – человек, которому ты доверяешь, с которым можешь посоветоваться. Но опять же не нужно возлагать полностью всю ответственность за свою жизнь на него, а прислушиваться к его мнению.

– А имея духовника, с которым часто встречаешься, можно ли исповедоваться у других священников?

– Да, конечно. Знаете, я могу годами исповедоваться не у своего духовника. Вдруг передо мной встал выбор – в какую епархию уехать? Был у меня такой момент, когда я учился в академии и собирался венчаться, и один владыка пригласил меня к себе в епархию. Я позвонил духовнику и сказал, что нам нужно встретиться. Даже если бы у нас не было возможности встретиться, мы бы обсудили это по телефону.

Так вот, я приехал к нему и сказал: «Батюшка, у меня такие перспективы: или я остаюсь в этой епархии, или уезжаю в другую. Что Вы думаете по этому поводу?» То есть я изложил ему положение дел и услышал его мнение, которое для меня было очень важным и авторитетным. И в ближайшие десять лет я его своими вопросами не беспокоил.

Я, конечно, утрирую, потому что какие-то важные моменты я всегда с ним обсуждаю. Но каждый раз отчитываться ему о том, сколько раз я обиделся на жену или был в раздраженном состоянии, совсем необязательно. Это я могу сказать на исповеди любому священнику.

– Вопрос от телезрительницы: «Провели обряд освящения квартиры, а после обнаружилось, что по всей квартире появились наклейки с изображением черепов. Что они означают и не опасно ли их оставлять?»

Видимо, наша телезрительница пропустила момент, когда священник их наклеивал.

– Да. Это наклеил батюшка, не переживайте, все нормально. Если вы зайдете в храм и увидите там большое распятие, скорее всего, снизу там тоже будет череп.

– А что это означает?

– Иногда под распятием даже пишут буквы: ГА – «Глава Адама». Это символ того, что Христос был распят на кресте, когда Адам давно уже умер телом своим, и Кровь Христова как бы стекает с креста и омывает грехи Адама. То есть Христос омыл грехи всего человечества в лице Адама. Даже на пиратских флагах есть череп с двумя скрещенными костями, и все это восходит к христианской традиции изображения главы Адама.

– Сейчас в моде флаг с черепом, на котором написано: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Пугаться этого не нужно. Мы ведь часто говорим, что у нас особое отношение к смерти.

– Когда я учился в семинарии, как-то один семинарист шел в брюках, и на ремне у него была огромная пряжка с изображением черепа. Игумен остановил его и спросил: «Брат, что это у тебя такое неприличное?» И тот ответил: «Батюшка, это же христианская символика – глава Адама». И игумен его отпустил.

– Вопрос от Антония: «Мы с женой всегда ссоримся, и это плохо сказывается на наших финансах. Связаны ли между собой эти ссоры и потеря денег в общем деле?»

 Насколько я понимаю, у них общий бизнес.

– Конкретно у них это, видимо, связано, но здесь связь не прямая, а опосредованная. Кто-то может развестись с женой и потом стать успешным, такое тоже может быть. Здесь нет таких гарантий, что именно в семье ты будешь богатым, а без семьи нищим. Семья создается не для того, чтобы строить совместный бизнес. Смысл ее совсем не в этом.

– Получается, что с женой не нужно ссориться, чтобы были деньги.

– Ну, у человека будет хоть такая мотивация не ссориться.

– Но это же нехорошо.

– Конечно. Но вообще не ссориться – это хорошо. А в данном случае мотивация странная.

– Вопрос: «Как-то я ехала в такси. На зеркале в машине висела икона, на которой с одной стороны была изображена Матрона, а с другой – Николай Чудотворец. Также висели красные четки с крестом и изображением распятия Иисуса и черные четки с каким-то полумесяцем. Является ли оскорблением религии такое размещение четок и икон?»

Как я понимаю, черные четки мусульманские, атрибут мусульманской религии.

– Это даже не столько оскорбление, сколько какая-то религиозная неразборчивость, что ли, показатель религиозной незрелости. При всем искреннем уважении к нашим собратьям, представляющим другие традиционные религии, нужно понимать, что невозможно исповедовать одновременно христианство и ислам, потому что догмы их разные.

В христианстве и исламе разная этика, догматика. То, что является истиной в исламе, в христианстве истиной не является, и наоборот. Например, мы признаем догмат о Святой Троице, а мусульмане этого не признают, и подобных моментов здесь много. Невозможно верить в две противоположные, исключающие друг друга истины. Это вещи несовместимые.

– И богословский диалог там не сложится, потому что это совершенно полярные учения.

– Да. Я говорю конкретно про того человека, у которого в голове одновременно и крестик, и полумесяц.

– Извечный вопрос – один ли Бог во всех религиях?

– Когда меня спрашивают об этом, я говорю: «Знаете ли Вы, как выглядит Дональд Трамп – экс-президент Америки?» Я описываю человека и где-то вроде бы попадаю в его образ, в Ваше представление о нем, а где-то не попадаю. И в какой-то момент у Вас возникает вопрос, точно ли мы говорим об одном и том же человеке. А если я буду описывать Дональда Трампа как афроамериканца, Вы скажете: «Мы говорим не про одного и того же человека. Это, наверное, какой-то его тезка». Так и здесь. Когда мы говорим об одном и том же Боге в разных религиях и слышим Его описание, у нас появляется вопрос – а точно ли это Он? Может быть, кого-то другого выдают за Него?

– В целом так и есть. Когда более глубоко погружаешься в изучение других религий, даже традиционных, называемых авраамическими, все равно далеко не все понимаешь. Например, какой Бог у иудеев?

– Некоторые, в том числе христиане, по ошибке ставят знак равенства между ветхозаветной религией и современным иудаизмом. Но это не одна и та же религия, потому что ветхозаветные люди жили ожиданием пришествия Спасителя, Грядущего Христа, а современный иудаизм не живет верой в Иисуса Христа. Да, у них есть некие мессианские чаяния, но они точно не связаны с Личностью Иисуса Христа.

– Они ждут другого мессию.

Да. Но у них есть текст, которого не было в Ветхом Завете, и он уже является талмудической традицией. В нем есть конкретные представления о том, кто такой Иисус Христос, и для нас они, прямо скажем, вообще нелестные. С одной стороны, мы можем говорить, что это монотеистическая религия, и это хорошо, что они монотеисты, а с другой стороны, с некоторыми взглядами современного иудаизма мы не можем согласиться.

Например, я считаю, вряд ли христианин согласится с распространенной во многих традиционных направлениях иудаизма практикой плевания в христиан и христианскую символику. Как вы знаете, недавно был скандал в этом отношении, хоть практика эта многовековая – в крест, в христиан иудеи плевали всегда.

– Да, к сожалению, это факт.

Вопрос от телезрителя: «Определяет ли имя человека его судьбу?»

– Нет.

– Но иногда кажется, что вот он Александр, поэтому у него есть какие-то возвышенные качества.

– Вообще православные христиане в судьбу не верят, мы считаем, что Бог даровал нам свободную волю. Да, Бог может участвовать в нашей жизни, но не предопределять ее, не предписывать заранее каждый шаг.

Само по себе имя – это просто имя. Если мы возьмем мужчин с именем Александр, мы встретим среди них и героев, и трусов, и святых, и подлецов, и воров, и тех, кто готов отдать последнюю рубашку. Часто бывает так, что мы закладываем себе некий шаблон о том, что, например, Иван должен быть вот таким, и потом всех Иванов подгоняем под этот шаблон.

Женщина говорит: «Мой бывший – Иван, и он был вредным, значит, этот Иван тоже вредный». И стоит этому человеку проявить хотя бы малейший негатив, она тут же скажет: «Ну вот, я же говорила, что он такой же, как мой бывший, и это все потому, что он Иван».

– Такое очень личное восприятие каждого человека не имеет никакого отношения к православной вере. Для меня имя больше связано с тем святым, в честь которого ты, например, назвал ребенка.

– Да. Но бывает так, что мама назвала ребенка Иваном, потому что дед был Иваном, и даже его не покрестила. И вот ему исполнилось 15 лет, он надумал креститься, и батюшка сидит и думает: «Покрестить его в честь Иоанна Богослова, или в честь Иоанна Предтечи, или в честь Иоанна Златоуста? С каким Иваном он был связан все эти 15 лет?» Да ни с каким. Он просто был Иваном.

– А ангел-хранитель у него был? И вообще имеют ли некрещеные ангела-хранителя?

– В любом случае все люди находятся под Божией заботой. То есть Бог Сам заботится обо всех людях.

– «У меня есть пагубная зависимость от алкогольных напитков. Пытался избавиться от нее, но все тщетно – я все равно возвращаюсь к регулярному употреблению спиртного вечером за ужином, причем до состояния сильного опьянения, и так каждый день. Знакомые посоветовали обратиться к одному человеку, который может помочь избавиться от этого недуга посредством гипноза. Что Вы мне скажете на это?»

Этот человек верующий, посещает храм. Иногда эта зависимость мешает ему вовремя приходить в храм, часто от него бывает запах. Он не может справиться с этим недугом и думает о том, чтобы пройти лечение гипнозом.

– Сначала я скажу в целом об алкогольной зависимости, а потом конкретно о гипнозе. Я пытался серьезно разобраться в этой теме, даже приходил на собрания анонимных алкоголиков. Так вот, алкогольная зависимость может быть побеждена только в том случае, если человек полностью откажется от употребления алкоголя.

До тех пор, пока человек считает, что он может выпить только полбокала вина за ужином или немножко шампанского на Новый год, иногда какого-то легкого пива, алкогольную зависимость он не победит. Он все равно будет срываться и уходить в состояние глубокого алкогольного опьянения. Невозможно победить алкоголизм, продолжая пить даже немножко.

Человеку нужно прийти к тому, чтобы однажды сказать себе: «Все, отныне я не пью ни капли». И это очень принципиально. Для того чтобы к этому прийти, чтобы подготовить себя, существуют разные методы. Есть общества трезвости, есть вполне успешно работающие светские общества анонимных алкоголиков, есть и самовнушение.

Но иногда бывает, что какие-то явные проходимцы, шарлатаны зарабатывают на таких людях. Я знаю случай, когда один человек сделал какую-то каску и вкрутил в нее красную штучку с кнопкой, испускающую красненький лазерный луч. И он сказал, что с помощью этой каски он будет делать операции на мозге. Человек наденет эту каску и больше никогда не будет пить.

– И понятно, что это не работало.

– Конечно. Здесь получается эффект плацебо. Человеку самому в какой-то момент нужно прийти к мысли о том, что отныне он больше пить не будет. А что касается конкретно гипноза, то я общался с врачами по этому поводу, и есть вполне научные исследования в этой области.

Что же такое гипноз? Гипноз – это не магия, это изменение сознания. Если уж совсем упростить, то гипноз – это сон, банальный сон, когда мозг отдыхает. Это состояние подобно состоянию транса, сна. Вообще все, что связано с гипнозом, у нас слишком романтизировано. Все методики введения в гипноз, по сути, это убаюкивающие методики.

Может ли человек в этот момент быть более внушаемым? Да, может. Но сказать, что это нечто сверхъестественное, нельзя. Врачам традиционной медицины тоже разрешают использовать гипноз. Но часто этим пользуются шарлатаны, потому что вокруг гипноза есть некая аура таинственности, и кажется, что там действительно действуют какие-то особые методы.

– Но не навредит ли гипноз духовной жизни?

– Нет. Человек просто спит, а потом просыпается.

– Если человек дал обет или обещание Богу, тоже связанный с алкоголизмом, и не сдержал его, если у него ничего не получилось, что в этой ситуации будет с ним?

– Во-первых, не нужно разбрасываться такими обетами. За советом, касающимся трезвости, нужно прийти к опытному священнику. Не должно быть такого, что вот он допил бокал, поставил его на стол и сказал: «Все, это мой последний бокал», – потому что завтра же он сорвется.

До того как дать обет не пить, человеку нужно какое-то время не пить, хотя бы полгода. Если священник видит, что он готов уже дать этот обет, только тогда он может его дать. Причем нужно давать его не на всю жизнь, а хотя бы на год, а потом можно его продлить. Когда человек только что вышел из состояния алкогольного опьянения и сразу заявляет: «Я больше никогда не буду пить», – конечно же, он сорвется.

Проходит полгода трезвости, потом он дает обет на год, и когда этот год уже заканчивается, остался только один месяц, можно обет снова продлить. Лучше делать так, чем просто давать громкие обещания.

– Бывает такой эпизод в жизни, что нужно срочно что-то получить и в этом может помочь только Бог. И ты просишь: «Господи, если это получится…»

– Да, знакомая ситуация. Ты говоришь: «Господи, дай мне хорошо сдать экзамен, и я буду каждый день читать 25 акафистов». Но я хочу все же договорить об этом алкогольном обете. Если человек не сдержал этот обет, ему нужно пойти на исповедь и покаяться в этом, потому что это клятвопреступление, грех, а грех очищается покаянием. И в следующий раз ему не нужно давать таких легкомысленных обетов, нужно серьезнее к этому готовиться.

Есть еще одна проблема. Часто я слышу: «Батюшка, моего сына забрали в армию, и я очень переживала, потому что два часа не могла ему дозвониться. И я попросила у Господа, чтобы все у него было хорошо, а за это я каждый день буду читать акафист Иисусу Сладчайшему. Прошло 15 минут, чуда не случилось – я по-прежнему не могла ему дозвониться. И тогда я пообещала Господу читать еще и акафист Божией Матери «Всецарица» и делать 500 поклонов».

И вот она на эмоциях наобещала и одно, и другое, и третье. Два дня она читала эти акафисты, делала поклоны, а потом реально не смогла это вытянуть и впала в уныние. То есть не нужно бросаться словами. Прежде чем набрать кучу обетов, двадцать раз подумайте об этом, потом пойдите к батюшке и возьмите благословение.

Бывает, подходят ко мне и говорят: благословите читать такой-то акафист каждый день столько-то раз. Я говорю: «Давай так. Мы с тобой возьмем обещание, что ты будешь делать так месяц, и только в те дни, когда у тебя будут силы, с такой небольшой ремарочкой: если не смогла, это не будет считаться клятвопреступлением. Ну что, договорились?» Через месяц она приходит и говорит: «Батюшка, я не могу».

Нам нужно быть осторожнее со своими обещаниями, потому что это грех – сказать и не сделать. Лучше не бросать слов на ветер. Если вы чувствуете, что вам тяжело, оттого что вы много всего наобещали Богу, если впадаете в уныние, лучше прийти к батюшке и честно признаться, что вы проявили ревность не по разуму, покаяться и уменьшить свой подвиг.

– «Если сдам экзамен, то буду читать 25 акафистов». По сути, это же глупость, сказанная в состоянии аффекта. Нужно ли в этом каяться?

– Конечно, нужно.

– А если я все выполняю?

– Выполняешь – молодец.

– Вот девушка говорит: «Обещай, что ты так сделаешь. Обещай мне прямо сейчас». – «Ну, обещаю». Проходит время, и она ему говорит: «Но ты же мне обещал». Поэтому не нужно поддаваться на такое, чтобы не попадать в подобные дурацкие ситуации.

Недавно было отпевание, и там звучали такие слова разрешительной молитвы: «Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася». В общем, это говорилось про клятву и звучало как-то жутковато. Но все это связано с нашей жизнью, мы ведь постоянно что-то обещаем.

– Ну да. Обещаем, клянемся, а потом не выполняем. И священник просит: «Господи, если клятвы были, прости».

– Батюшка, Вы недавно были в Сербии. И у нас есть такой вопрос телезрителя: «Возможно ли Причастие без исповеди? Почему в Сербской Православной Церкви это развито – Причастие без исповеди?»

– В Сербии большую часть времени я проводил в одном из самых консервативных монастырей – в Мильковом. Там служат на церковнославянском языке. Согласно монастырскому уставу, в четыре часа утра все уже в храме на богослужении, причем каждый день. У них есть еще хозяйство и так далее. И вот духовник монастыря отец Нектарий вышел и сказал: «К Причастию не подходят те, кто не был на исповеди, кто пил воду или, не дай Бог, уже что-то съел».

Но я знаю, что есть и другая традиция, когда люди подходят к Причастию без исповеди. Такая традиция существует на всем Балканском полуострове, но больше всего, даже больше, чем у сербов, она распространена в греческом мире, у греков. У сербов есть храмы, где перед причастием требуется регулярная исповедь, а в греческой традиции почти повсеместно эти таинства как бы не связаны между собой. И они действительно не связаны, это два разных таинства. Иисус Христос перед Тайной Вечерей никому из Своих учеников не накрывал голову епитрахилью.

Но мне нравится наша русская традиция, когда перед причастием есть исповедь. Хочется подойти к Чаше с более-менее чистой совестью, с чистой душой, очистившись в таинстве Покаяния.

– Не мешало бы сделать отдельную передачу про культуру исповеди, как говорить о грехах, как должен выглядеть этот диалог.

– Отец Георгий Максимов, который является председателем Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки, говорит, что в Африке другая крайность – греки научили африканцев причащаться без исповеди, и у них практически полностью утрачена практика исповеди. То есть они вообще не исповедуют и не исповедуются.

Отец Георгий десять лет священник, но он ни разу сам не исповедовался и других не исповедовал. Он вообще не знает, что с этим делать, и это другая крайность, которая сложилась из-за греческого игнорирования таинства Исповеди. Мне кажется, хотя бы за послушание нужно было бы это делать.

– У нас же есть некий уклад, порядок, который нам, ленивым северным людям, все-таки полезен. У нас есть и другие какие-то особенности.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Ольга Смирнова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать