В студии священник Альвиан Тхелидзе, сотрудник Молодежного отдела Ставропольской епархии.
− Батюшка, Вы клирик Ставропольской епархии и в Москве бываете только по делам, проездом. В прошлый раз, я помню, приезжали после фестиваля «Братья». Сейчас возвращаетесь из Нижнего Новгорода, где побывали на большом общецерковном форуме «Вера и спорт».
− Да, в Нижнем Новгороде прошел замечательный праздник веры и спорта. Это были II Всероссийские спортивные игры в честь святого благоверного князя Александра Невского, которые называются «Вера и спорт». Организованы они Патриаршей комиссией по физической культуре и спорту. Возглавляет эту комиссию митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, владыка сам лично присутствовал на играх. Также был местный, митрополит Нижегородский Георгий. Это был действительно праздник спорта, праздник нашей веры, такой наш ответ бездуховным Олимпийским играм в Париже, и у нас все прошло очень хорошо.
Были представлены различные виды спорта, начиная от шахмат и заканчивая всякими видами фиджитал-спорта, были мини-футбол, стритбол, самбо. Состоялось грандиозное открытие, была отслужена Божественная литургия.
Особенность этих игр состоит в том, что все команды сопровождались духовными наставниками. С каждой делегацией, а их было более шестидесяти, был священник. Священник общался с ребятами, рассказывал им о православной вере. Те регионы, которые представлены преимущественно исламским населением, например Татарстан, прислали в том числе и своего мусульманского духовного лидера. Присутствовал и представитель еврейской, иудейской общины, раввин, и имам, и священники. То есть это были игры не только для православных, а вообще для всех верующих людей.
Многие ребята впервые побывали на богослужении, были случаи, когда ребята, увидев все это торжество православия, захотели креститься, кто-то впервые причастился. То есть это попытка Церкви, мне кажется, удачная попытка, войти в спортивное сообщество и начать там миссию широким фронтом.
Закрытие игр тоже прошло очень красочно и торжественно. Как я уже сказал, это вторые игры, первые проходили в Кемерово и тоже на хорошем уровне. На этом форуме были представлены уже не только российские команды, но участвовали ребята из Беларуси. А если я правильно понял владыку Митрофана, то следующие игры, которые будут проходить в Санкт-Петербурге, уже будут носить международный характер, туда будут приглашены и команды из различных дружественных нам государств, которые тоже хотят видеть не умирание Олимпийского движения, как это было в Париже, а спорт, который идет рука об руку с традиционными ценностями.
− Вы тоже представляли какую-то команду?
− Конечно, команду Ставропольской епархии.
− И какой был ваш общий зачет?
− Ну, скажем так, средненький.
− Как говорится, главное ─ участие. А Вы со своей командой как-то предварительно общались? Или впервые с ними увиделись на играх?
− Это не ребята из воскресной школы, это ребята как раз из нецерковной среды. Как правило, те, что решили серьезно посвятить себя спорту.
− То есть профессиональные спортсмены?
− Как минимум со спортивными разрядами, с рейтингом. Некоторые приезжали для того, чтобы повысить свой спортивный рейтинг. И если те или иные спортивные игры входят в календарный план Министерства спорта, тогда участники-спортсмены могут повысить свой рейтинг. Было, например, 100 баллов в рейтинге, а при успешной игре можно рейтинг повысить. Если каких-то спортивных игр нет в календарном плане Министерства спорта, то тогда это игры просто для души. А тут кто-то из ребят сдал нормы ГТО, кто-то получил новые разряды.
− То есть это мероприятие было организовано совместно с Министерством спорта и носило официальный характер?
− Да, это официальные спортивные состязания, которые прошли очень масштабно с 11 по 16 сентября.
− Мы следим за вашей деятельностью в социальных сетях, где вы уделяете большое внимание политической повестке, общецерковным новостям. Нам сейчас задают вопрос о том, что же происходит с Украинской Православной Церковью, как за них молиться, новый раскол у них или не раскол? В общих чертах можете об этом рассказать?
− Украинская Православная Церковь уже давно находится в крайне тяжелом положении. Можно сказать, что сейчас там идет время гонений. Нынешними властями Украины все больше принимается всевозможных законодательных актов, которые направлены на уничтожение канонической Церкви. Новые законы, которые недавно были приняты, были приняты для того, чтобы окончательно поставить Украинскую Православную Церковь вне закона.
Как мы знаем, пару лет назад прошел собор в киевском монастыре Феофания, где публично было заявлено о том, что Украинская Православная Церковь независима от Русской Православной Церкви. Церковная лексика, видимо, не использовалась специально, чтобы не идти на грубое нарушение канонов. Не была провозглашена автокефалия (а это церковный термин независимости), сознательно был использован светский термин «независимость». Но опять же украинские власти ничего не имеют против отсутствия слова «автокефалия», потому что это слово не имеет в законодательстве Украины никакого юридического значения. Термин сугубо канонический, внутрицерковный. Поэтому употреблять его или не употреблять – это дело Украинской Православной Церкви.
После того как этот собор состоялся, Святейший Патриарх Кирилл заявил, что даже в тех храмах, где патриарха не поминают за богослужением, страха ради иудейского, как бы сказали в древности, таинства благодатны, действительны, но если есть возможность посещать службы, причащаться там, где патриарха поминают, то лучше это делать там. Это касается Украинской Православной Церкви.
Там есть еще так называемая Православная Церковь Украины. Казалось бы, от перестановки слов обычно суть не меняется, но здесь она меняется радикальнейшим образом. Потому что так называемая Православная Церковь Украины – это не священники, это люди, которые выдают себя за священников. Они рукоположены человеком, который на момент совершения своих хиротоний над другими лицами был уже лишен сана. Это как обычный человек, простой прохожий, не будучи священником, вдруг начнет посвящать других в священный сан. Вот что-то подобное произошло с духовенством так называемой Православной Церкви Украины. И тут даже главная проблема не в том, что они там русофобы, а в том, что они просто не священники.
Именно поэтому таинства, которые совершаются в так называемой Православной Церкви Украины, недействительны. Если уж ходить православным верующим в храмы, то только в храмы канонической Украинской Православной Церкви. Возглавляет каноническую Украинскую Православную Церковь блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Вот если его имя звучит за богослужением, значит, это каноническая Церковь. Если там звучит еще имя Патриарха Московского и всея Руси, то это вообще прекрасно, так и должно быть. Но если там поминают некого Епифания, Сергея Чокалюка, который выдает себя за Епифания (Думенко), то это уже не Церковь, а ее темный двойник.
− Вопрос всегда возникает, почему так важно это поминание патриарха? Казалось бы, Христос ─ Глава Церкви, мы все равны…
− В Символе веры прямо говорится, что у Церкви четыре свойства: она Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Иисус Христос избрал апостолов, Своих учеников. Они были, по сути, первыми священниками, первыми епископами. И эти апостолы, когда проповедовали, приходили в города, выбирали достойнейших, возлагали на них руки (то, что мы называем сейчас рукоположением) и посвящали их в свои преемники. И таким образом передавалась апостольская благодать через возложение рук. И Церковь без этих преемников апостолов, епископов и священников, не может существовать. Церковные таинства совершаются посредством священников.
Настоящее преемство возможно только в канонической Церкви. И чтобы в богослужении отобразить, что мы являемся частью этой Церкви, которая основана апостолами, любой священник поминает того самого епископа, который был посвящен возложением рук, идущим от самих апостолов, чего нет в ПЦУ. Филарет был лишен сана, поэтому дальше он уже благодать апостольства передавать не мог.
И факт, что он лишен сана, признали все Поместные Православные Церкви, в том числе и Константинопольская, и Александрийская. И никогда в истории Церкви ни один еретик не позволял себе сделать то, что сделал Патриарх Константинопольский Варфоломей. Он сказал, что хиротонии, которые не были совершены, он признает задним числом. И этого самого Филарета (Денисенко), который был лишен сана, он признает. Церковь такого не знает. Если человек просто запрещен в служении, то он еще может быть возвращен к богослужению. Но если он лишен сана, то это значит, что он лишен его навсегда. И задним числом совершенные им обряды признать невозможно. Это канонический нонсенс.
− Я когда-то был в Киеве, очень давно, еще до 2014 года. И сходил сначала на службу в Киево-Печерскую лавру, в трапезный храм, а потом поехал во Владимирский собор, где служит так называемый патриарх Филарет. В этом соборе пребывают мощи великомученицы Варвары, это прекрасный собор, с красивейшими фресками работы Васнецова, там замечательный хор. Но, конечно, в службах разница колоссальная.
− А в чем она выражалась?
− Конечно, я знал, что это раскольники. Хотелось посмотреть на людей, как они там молятся. Во-первых, это была воскресная служба, а храм был пустой. Вроде как обряд тот же, но не было вот этого благолепия патриаршей службы, которое есть у нас. Филарет служил как простой иерей, хотя и с патриаршими атрибутами, в облачении.
− Да, конечно, там и раньше-то были специфические люди, прихожане, которые в большинстве своем понимали, что они в расколе, но для них национализм был куда важнее, чем единство с Церковью. Это всегда была очень своеобразная среда. Но теперь у них еще и раскол в расколе. Те люди, которые когда-то были посвящены Филаретом в свой раскол, теперь его не признают, отделились от него.
Сейчас есть так называемый Киевский Патриархат и отдельно Православная Церковь Украины, собранная из разных людей. Большая ее часть – это ряженые люди, но, к сожалению, сейчас к ней присоединяется все больше священников, которые испугались гонений, которым просто страшно находиться в канонической Церкви, потому что священников канонической Церкви сажают в тюрьмы, их вылавливает ТЦК и отправляет на фронт в штурмовые отряды.
Священников канонической Церкви травят в информационном пространстве, по отношению к ним в обществе разжигают ненависть, поэтому бывают случаи, как в Черновцах, где какой-то сумасшедший зашел в храм и зарезал священника. И под этим давлением оказываются и люди, которые проявляют малодушие и приходят в раскол именно из-за страха. К сожалению, такие там тоже есть.
– Говорят, что раскол – это величайший грех, который не смывается даже кровью мучеников.
– Да, святые отцы говорили, что кровь мучеников не смывает грех раскола. Если даже человека убили как мученика, но на этот момент он был в расколе, грех раскола этим не смоется, он все равно умирает как раскольник.
– А почему Константинопольский Патриарх признал эту Церковь задним числом? Ведь можно же было всех просто перерукоположить, не так уж и много их там было. Почему этого не произошло? Тогда была бы какая-то легализация. Мне кажется, это было бы логично.
– В истории Церкви подобное действительно по икономии совершалось, чтобы вернуть раскольников в лоно канонической Церкви.
– Я даже знаю, что один сектант, епископ из какой-то катакомбной Церкви, одумался и вернулся мирянином в лоно Православной Церкви, и сейчас он служит иеродиаконом. Такое у нас происходит.
– Да, и это нормально, когда человек понял, что он в расколе, осознал произошедшее, покаялся, со смирением отверг свой псевдоепископский сан и готов лучше служить просто диаконом, но настоящим, чем псевдоепископом, но ряженым.
К сожалению, украинские раскольники из Православной Церкви Украины пребывали в состоянии такой гордыни, что они на это не пошли. Они считали свою Церковь самой что ни на есть настоящей. Филарет даже отказался снять свой патриарший куколь, и уж тем более они бы не допустили, чтобы их кто-то перерукополагал.
На тот момент у них был объединенный Собор, на который пригласили и Филарета, и он бы не допустил, чтобы его признали лишенным сана. Конечно, они бы на это не пошли. Им нужно, чтобы их гордыня тоже была утешена.
– Да, корень всего – гордыня, один из страшных грехов. И это большая беда. Один мой знакомый священник предположил, что, может быть, хорошо было бы нам всей страной взять за них пост, если такое происходит.
– Ну да, в истории Церкви такое было, и не раз, когда постились всем народом. Но сейчас, к сожалению, все мы немножко секуляризованы. Есть люди, которые не то что не постятся – в церковь не ходят, поэтому призыв поститься всей страной просто не найдет ответа. Но каждый из нас может в индивидуальном порядке попоститься и помолиться за наших бойцов, за нашу страну, за наших православных собратьев, которые оказались в лапах киевского режима.
– Да, наверное, развязка будет очень печальной. И, может быть, наша молитва поможет сделать эту развязку более миролюбивой, более мирной, что ли.
А мы переходим к следующему вопросу в контексте нашей беседы про беснование. Наша телезрительница спрашивает, куда ее сыну можно пойти на отчитку. Судя по ее описанию, сын как бы не совсем здоров психически, ничего ему не помогает, и она ищет духовные причины такого его состояния. Давайте разберем этот непростой вопрос.
– Да, вопрос действительно очень непростой и важный. К сожалению, не всегда удается сразу отличить, действительно ли это беснование или в основе этого состояния лежат некие психические проблемы. Даже если человек проявляет внешние признаки беснования – хрюкает, гавкает, делает еще что-то подобное, у него вполне может быть элементарная проблема с психикой, а не какая-то одержимость бесами.
Ведь что такое беснование? Наверное, каждый наш грех в широком смысле – это малое проявление нашего беснования, когда мы сознательно идем против Бога. Но беснование в том смысле, как оно описывается в Священном Писании, когда люди ведут себя совершенно неадекватно, выкрикивают что-то хульное и так далее, это зачастую тот случай, когда бес овладевает именно телом человека, но не его душой, и это не самое страшное.
Куда страшнее, когда внешне вполне приличный человек совершает какие-то страшные греховные преступления. Вот для таких внешних беснований, когда здесь есть действительно духовная проблема, и существует практика отчитки. Если честно, я даже не могу вспомнить, кто сейчас отчитывает.
– Я тоже не могу сказать, где это происходит. По-моему, на такое благословляет лично Патриарх.
– Да, потому что это очень серьезно. Я думаю, что в Церкви самая высокая и великая святыня – это Евхаристия. Если человек будет искренне каяться в своих грехах, приходить к Чаше Евхаристии, то он будет с Богом, и тогда никакие бесы не будут властны над ним.
– А когда беснование проявляется у человека на богослужении (и тому много свидетелей), почему Бог это попускает? Это ведь действительно страшно.
– Знаете, я слышал такую историю. Одна бесноватая женщина, в общем-то, благочестивая (пока не совсем понятно, почему ей было попущено впасть в состояние беснования), много молилась и хотела пойти на отчитку. Духовник на отчитку ее не благословил, но она все-таки пошла.
После совершения над ней так называемой отчитки ее беснование действительно прекратилось. Она была молода и красива и в какой-то момент впала уже в другой грех – в страшный грех блуда, когда разврат буквально захватил ее душу. Ей было очень тяжело победить этот грех, и она даже думала: «Уж лучше бегать и хрюкать, чем творить то, что сейчас я творю».
Возможно, Господь попускает такое для того, чтобы уберечь человека от какого-то еще большего греха. Потому что внешнее беснование – это власть нечистых духов именно над телом человека, а не над его душой и сердцем.
– В такие моменты, когда стоишь на службе, начинаешь особенно горячо молиться.
– Да. Люди, которые испытывают такие состояния, и не только в православии, но и, например, в шаманизме, действительно знают, что их телами владеют злые духи, и им не нужно доказывать, что существует невидимый мир. Они на себе ощущают если не присутствие Божие, то присутствие дьявола и даже через это понимают, что есть не только видимый мир, но и мир невидимый.
Наши ребята-миссионеры ходили по Монголии и потом говорили: «Там атеистов мало. Там не нужно тому же шаману, которого скрутил бес, доказывать, что духи существуют. Ему просто объясняли, что хватит уже служить злым духам, нужно начинать служить добрым духам. А шаман удивлялся и говорил, зачем нужно служить добрым духам, они ведь и так добрые. Он считал, что ему нужно злых духов задобрить, чтобы они от него отстали». Вот такая логика.
– Батюшка, Вы, наверное, слышали историю про одну известную певицу и девочку, которая называет себя квадробером?
– Да, конечно.
– Я к чему это говорю? Давайте посмотрим современные мультфильмы. То, что я не понимаю юмора, – это самое простое, но эти мультфильмы очень страшные. Там много разных чудовищ, разных образов. И это без проблем доступно детям с четырех-пяти лет.
И это течение квадроберов... Честно скажу, я о нем не знал. Я только видел нечто подобное на некоторых шествиях на Западе и удивлялся, что теперь изображают и собачек. Для тех, кто не знает, что такое квадробинг, скажу: квадробинг – это такое движение, когда люди надевают маски животных, прикрепляют пушистые хвосты и лапки и бегают на четырех конечностях в общественных местах. При этом они мяукают, мычат, хрюкают, ржут и воют. Давайте разберемся в этом.
– Обычно я пытаюсь мониторить все, что происходит в информационном пространстве, поэтому про квадроберов узнал давно. Я живу в Ставрополе, это Северо-Кавказский федеральный округ, и общество у нас более консервативное.
– Там не завоешь.
– Да. Там сильно не похрюкаешь, не погавкаешь, не помяукаешь. Недавно я был в Нижнем Новгороде, и ребята, мои подписчики, решили показать мне местный парк. В тот момент в этом парке выгуливали людей, этих квадроберов, человек сорок одновременно. Кто-то там облизывал свои лапы, кто-то пил из миски, кто-то мяукал, кто-то прыгал через какую-то палочку.
– Вы взяли с собой святую воду?
– Святую воду я с собой не взял. Кстати, мой спутник говорил то же самое: «Батюшка, надо кропить». Я стал снимать их, они увидели это, и некоторые перепугались: «А для чего нас снимает православный священник?» Видимо, они поняли, что здесь что-то не так. Но я снял все это безобразие на видео.
Некоторые публичные люди, например, Ксения Анатольевна Собчак, говорят, что это движение нужно поддерживать, ведь все мы в детстве на утренниках были зайчиками, кошечками, мол, что в этом плохого? И на маскарады мы все переодевались. Но даже если это маленький ребенок, есть принципиальная разница между маскарадом и движением квадроберов. Движение квадроберов имеет под собой некую идеологию, некую философию. Сейчас в России запрещена пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, невозможно распространять литературу, идеологию, поддерживающие все это. А квадробинг вроде бы не запрещен, и это, знаете, очень хитрый ход.
– Такая мягкая сила.
– Да, лайт-версия. Потому что через это ребенку, подростку навязывается мысль о том, что, может быть, он не в своем теле, по типу этого: «Я ощущаю себя животным, я ощущаю себя женщиной». А тут они ощущают себя кошечками. Человеку навязывают мысль, что в обществе он не совсем такой, как другие. И даже максимально лояльная ко всевозможным извращениям Википедия говорит, что среди представителей движения фурри – сообщества людей, интересующихся человекоподобными существами, чаще всего бывают так называемые гендерные переходы.
Это, знаете, как с алкоголем. В некоторых странах, например, запрещено рекламировать алкогольное пиво и вообще алкоголь. И что делают производители алкоголя? Они создают безалкогольный напиток под этим же брендом и рекламируют: покупайте наше безалкогольное пиво марки такой-то.
У нас происходит то же самое: рекламируется безалкогольное пиво той же марки, что и алкогольное, тем самым рекламируется эта марка, и создается неагрессивный продукт, чтобы продвигать продукт агрессивный. То же и с этим движением квадробинга. Детям говорят: «Ты не в своем теле, на самом деле ты другой. Возможно, в обществе ты вообще имеешь какие-то особенности. Может быть, ты кошечка, а может быть, ты не мальчик, а девочка». И ребенок потом должен уже сам все додумать, сделать следующий шаг.
– А почему квадробинг так нравится детям?
– Я смотрел на этих детей в Нижнем Новгороде и видел, что для большинства это была просто обычная детская забава – поиграть в кошечку, помяукать. Это необычно, это прикольно, и хвостик красивый, пушистый, и масочка. Сами дети в большинстве своем даже не подозревают, что их втягивают в какие-то истории, которые потом могут отразиться на их психике.
А когда 45-летний мужчина ходит в лоток и ест из миски, мяукает и залезает четырьмя лапами на стол, это уже совсем тяжелый случай. Хотя, как правило, эти люди не имеют каких-то психических отклонений, просто у них такой инфантилизм, они заигрались с детства. На самом деле они осознают, что они не котики, но им, взрослым мужчинам, нравится играть в котиков. К сожалению, такое тоже есть в квадробинге.
– Так пропагандируется некая двойственность, что ли, личности человека, когда на работе он один, а вечером совершенно другой, и это преподносится как хобби, как развлечение и так далее.
– Каждый из нас в разное время немножко разный. Одно дело, когда я за богослужением, и другое дело, когда я в семье, но какая-то целостность во мне все же есть. А здесь такое раздвоение, которое, как мне кажется, не может не оставить отпечатка на психике. Когда человек одновременно живет в двух мирах, ему нужно постоянно надевать то одну маску, то другую. В конце концов это приводит к тому, что в нашем обществе появляется все больше всевозможных психических отклонений.
Чтобы этого не происходило, чтобы у нас было меньше этих психических отклонений, нужно меньше жить в разных ролях, нужно быть собой, цельной личностью. Я считаю, что по-настоящему это возможно только в Боге, в Церкви.
– Да. Потому что православная вера и наше учение предполагают, что ты думаешь, развиваешься, растешь, не можешь оставаться на одном месте. И когда ты хоть немного развиваешься, у тебя не остается времени на глупости.
Скажите, а что делать, если ребенок все-таки попал туда? Порой родители даже не знают об этом. Впрочем, кто же покупает им эти хвостики?
– Родители знают, и они не очень беспокоятся из-за этого, потому что на первый взгляд квадробинг не такой уж и опасный, он кажется безобидным. Ну, нравится ребенку в кошечку наряжаться… Может быть, сама мама в молодости была эмо или готкой.
– Кстати, я тоже об этом подумал. Наверное, каждый из нас болел чем-то подобным.
– Да, большинство переболеет, но какой-то процент, к сожалению, уйдет из квадробинга и примкнет к людям с нетрадиционной ориентацией, привыкнув к тому, что в социуме они не такие, как все остальные, считающие себя нормальными людьми.
Я смотрел в Нижнем Новгороде на этих кошечек, прыгающих через какую-то планку. С ними была взрослая женщина, тренер. Она объясняла, как нужно по-кошачьи перепрыгивать через эту полосу препятствий, копируя поведение животного. То есть они бежали на четырех лапах, потом перепрыгивали, но делали это именно как кошка, а не как человек. Взрослый человек занимался с ними всем этим. И как с этим бороться? Не знаю, слышали ли Вы об этом скандале на концерте у певицы под псевдонимом Мия Бойко.
– Да, именно про нее я и говорил.
– Мне кажется, она старалась вести себя более-менее адекватно.
– Она вообще молодец.
– Да. Она сказала этой девочке, что она хорошая, красивая девочка, и спросила, зачем ей все это. Мне кажется, родителям всегда нужно интересоваться тем, что происходит в жизни ребенка, не быть для них, особенно в подростковом возрасте, какими-то строгими диктаторами, а быть такими, чтобы ребенку захотелось раскрыться. И тогда ребенок сам расскажет обо всем и прислушается к мнению родителей.
Не надо детей унижать, не надо грубить им, но нужно донести до них, что за этим движением кто-то стоит, что оно не могло появиться само собой, что у этого движения есть режиссеры и они для чего-то хотят, чтобы дети стали квадроберами. Я думаю, что подростки воспримут этот серьезный разговор.
– Мое мнение: в этом все равно виноваты родители. Я сам сейчас пытаюсь сделать все возможное, чтобы дети чему-то учились, и это большой труд на самом деле. Конечно, можно все это пустить на самотек, и тогда мы точно получим какую-нибудь историю. Это большая проблема, и всем нам нужно об этом задумываться. Я вот вспомнил, что у нас было движение «Синий кит».
– Да. Это вообще экстремизм.
– Я думал, это что-то несерьезное, пока мама одной моей знакомой вовремя не заметила, что ее дочка уже пошла выполнять задание. Получается, враг не дремлет? Тогда был «Синий кит», сейчас эти кошечки, завтра еще что-нибудь придумают.
– Было еще какое-то аниме-движение, когда детей пытались сделать агрессивными, но его быстро подавили. Слава Богу, наше государство быстро на все это реагирует. Я думаю, что и на этих квадроберов тоже законодательно отреагируют. Уже поднимается вопрос о том, чтобы сделать это движение на территории России нежелательным.
– Да. Конечно, запретить проще, а альтернативу предложить сложнее.
– Здесь альтернатива – развивать наши движения. Например, в Нижнем Новгороде проходили прекрасные спортивные игры.
– Да. Все, что происходит сейчас, наводит наших телезрителей на мысли, что уже начались последние времена, что сатанизм уже открыто проявляет себя, и многим это нравится. Многие люди с атеистическими настроениями, которые вроде бы ни во что не верят, почему-то очень агрессивно противопоставляют себя Церкви. Почему так происходит?
– Во-первых, я хочу сказать по поводу последних времен. Пессимист говорит, что хуже уже некуда, что это последние времена. А я, как оптимист, говорю, что хуже есть куда. Святитель Иоанн Златоуст в IV веке оказался в очень интересной исторической эпохе, когда гонения на Церковь закончились, и это вроде бы хорошо, но в эпоху гонений в Церковь шли только святые люди, которые готовы были умереть за это.
– Лучшие люди.
– Да. То есть человек знал: за то, что он христианин, его могут убить, тем не менее он шел и крестился. А когда гонения закончились, когда крестился и стал православным святой император Константин Великий, то вчерашние гонители, осознавшие, что ветер перемен дует в другую сторону, тоже крестились, чтобы угодить императору.
И вообще креститься стало очень модно, и в это время в Церковь хлынули очень разные люди. Кто-то действительно уверовал, а кто-то просто поддался ветру перемен. Впервые святитель Иоанн Златоуст увидел, что даже среди христиан может быть такое, чего раньше не было. И он сказал: «Какие страшные времена! Мы живем в последние времена, хуже уже некуда. Христиане такое себе позволяют – женам изменяют и прочее».
То есть в IV веке святитель Иоанн Златоуст серьезно думал, что хуже уже некуда. Но история показывает, что есть куда. И неизвестно, как долго будет еще длиться милосердие Божие и насколько далеко зайдет человечество. Но конец времен рано или поздно настанет. Это изложено в нашей эсхатологии, в Священном Писании.
– А стоит ли его ждать?
– Ну, накручивать себя и думать, что завтра конец света, не нужно. Нужно думать о том, что жизнь каждого из нас скоротечна. Может быть, я вот сейчас буду выходить с территории вашей студии, со мной что-то случится, и я упаду замертво. А ведь сколько было таких случаев! И что мне до этого конца света, если лично для меня он может наступить в течение ближайших минут? Что угодно может случиться.
– Поэтому ко многим вещам нужно относиться совершенно спокойно и жить своей жизнью.
– Да. Или элементарное ДТП. Вот едешь на машине, вдруг куда-то влетел, и всё. Святые отцы помнили это знаменитое латинское выражение – memento mori («помни о смерти»). И наше святоотеческое: помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. Нужно жить так, как будто этот день у тебя последний. Нужно избавиться от грехов, примириться с ближними, никого не обижать, никого не осуждать, чтобы ты был готов идти к Господу, в какой бы момент Он тебя ни призвал.
– Когда в советское время были гонения (которые многие застали), в Церкви было так хорошо, так все молились, так веровали! А сейчас у нас постоянно какие-то скорби, мы все время чувствуем себя в чем-то виноватыми, и нам кажется, что скоро нас за что-то накажут. Почему же люди живут с этим чувством вины в ожидании постоянной опасности, гонений, смерти, чего угодно? Почему в Церкви так складывается, что люди живут именно этими мыслями, а не теми, что нужно радоваться?
– Я не знаю. Каждый человек индивидуален, каждый живет с какими-то своими мыслями.
– Я просто столько лет читаю вопросы людей, адресованные нам, и часто сталкиваюсь с этим даже в личных беседах. Почему-то в некоторых людях воспитывается чувство вины.
– Ну, чувство вины в глубоком христианском понимании этого слова, чувство покаяния – это нормально. Когда осознаешь свои грехи, это состояние нельзя назвать унынием, каким-то запугиванием себя. Так ребенок, который знает, что он что-то натворил, например, не послушал родителей – не помыл посуду, опасается, что получит за это от родителей. С другой стороны, он понимает, что мама и папа все равно его любят. Ну, они покричат и перестанут. А почему перестанут? Да потому, что его любят.
Конечно, Бог не такой, как наши обычные земные родители, подверженные страстям. Бог нас любит намного сильнее, чем наши родители и кто бы то ни был. Так что грешить – это, конечно, плохо. Но грех должен вызывать покаяние, не доводя нас до уныния, потому что этим миром управляет Бог, Который нас любит. Мне кажется, что с этой мыслью легче жить.
– «Может ли быть Царство Божие на земле?»
– Нет. Царства Божия на земле быть не может. Могут быть те или иные государственные режимы, когда Церковь находится в лучшем положении, но Царства Божия на земле быть не может. С того момента, как Адам и Ева согрешили, в этот мир вошел первородный грех – и люди на земле не могут не грешить.
Невозможно построить на земле безгрешное общество, потому что каждый из нас подвержен страстям, и нет никакого смысла искать Царства Божия на земле. Но каждый из нас должен делать то, что от него зависит, чтобы и здесь, на земле, мы жили как люди, а не как животные.
– То есть начинать нужно с себя.
– Да. Все мы знаем известные слова Серафима Саровского: стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя.
– Но Церковь все равно обещает Царство Небесное, а на земле полно несправедливости. И телезрители задают вопрос: «Как же так? Почему на земле нельзя найти справедливость?»
– Потому что каждый человек грешен. Даже тот, кто задает этот вопрос, тоже когда-то поступал несправедливо. Бог создал человека свободным, со свободной волей. Если бы Бог хотел сделать так, чтобы люди не грешили, Он бы создал вместо нас биороботов, которые выполняли бы только то, что нужно. Но свободный человек поврежден первородным грехом, поэтому на земле он творит зло, кто-то большее, кто-то меньшее.
Даже святые не безгрешны. Поэтому на земле всегда будет несовершенство. Да и наша задача совсем в другом. Наша задача – чтобы на земле прожить свою жизнь по совести, чтобы Бог взял нас в Свое Небесное Царство, а там уже все будет не столько по справедливости, сколько по любви. Бог многое нам прощает. Мы тоже не всегда справедливы к своим детям и поступаем больше по любви, чем по справедливости.
– Да, это правда.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
Божественная литургия 14 октября 2024 года
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Храм любящих сердец
Этот день в истории. 13 октября
День ангела. 13 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!