В студии настоятель Свято-Смоленского храма в селе Южа Ивановской области священник Алексий Лихачев.
– Сегодня поговорим о воспитании детей, о школе и немножко углубимся в историю. Как сейчас живет деревенский священник в глубинке нашей страны?
– Можно начать с того, что мы привыкли считать русское крестьянство хранителем традиций. Но когда христианство зарождалось, ситуация была обратная. Христианство было верой, которая зародилась в городах и уже оттуда переходила к простому народу. А у нас была специфическая ситуация, когда западнические влияния отторгли сначала высшее сословие от Церкви – и получилось так, что из городов и барских усадеб распространялось вольномыслие, а веру сохранял простой народ.
Сейчас ситуация такая же, как и в те первые апостольские времена. Просвещенные люди сумели воспринять значение и силу христианской веры, поэтому сейчас снова необходимо хождение сознательно верующих людей к простому народу. Потому что народ, как это ни печально говорить, во многом одичал, потерял духовные традиции и стал жить меркантильно.
Однажды писатель Николай Блохин приехал в Тихонов Луховский монастырь, где я в конце 1990-х годов создавал воскресную школу, посмотрел на меня и сказал: «Отец Алексей, мне очень интересно за Вами наблюдать. Вы, окончивший духовную академию рафинированный московский интеллигент, приехали в такую глубинку. Мне интересно посмотреть, как у Вас выстраиваются отношения с народом». А народ разный, но в целом в людях, которые живут далеко от крупных городов, сохраняются самые глубокие русские традиции. Люди чувствуют, что без поддержки друг друга не смогут жить. И это очень важно. В трудные 1990-е годы было много случаев, когда молодые люди, не получая зарплату, выживали только на пенсии своих пожилых родителей. Эта хозяйственная разруха коснулась именно далеких от центров районов. И до сих пор мои прихожане вспоминают эти голодные годы, говорят, что выживали только благодаря огородам.
Могу рассказать характерный случай. Одна из моих прихожан, мой бухгалтер, работала тогда экономистом на птицефабрике, которую разорили, обанкротили и закрыли в 2003 году. Где-то в 1996–1997 годах прекратило работу градообразующее предприятие села Южа, и 7 000 человек оказались без копейки денег. У всех семьи, дети… И что делать? Многие поехали на заработки, другие просто голодали. Поздней осенью передали, что будут морозы, и чтобы куры не замерзли, на птицефабрике закрыли все воздуховоды. Но прогноз не оправдался, было тепло, а курицам перекрыли кислород. Но их же много, 20 тысяч голов. Люди пришли утром на смену, а курицы все дохлые. И что делать? Вызвали трактористов, выкопали котлован и закопали их. А потом, как рассказывает прихожанка, видели, что люди ездят и ездят, особенно по вечерам, с какими-то тележками. Что такое? И через два дня обнаружили, что котлован раскопан, а всех кур до единой съели. Вот такие были тяжелые времена. И многие до сих пор вспоминают птицефабрику с благодарностью, в самый трудный момент она их поддержала вот таким образом.
– Это происходило во время Вашего служения?
– Мое служение началось чуть позже. Еще не будучи священником, я приехал в Южу работать учителем. Я тогда был заведующим по воспитательной работе одной из гимназий города Москвы. Ко мне приехал игумен и сказал, что ему нужны помощники, чтобы построить школу. И в 1998 году я приехал и работал сначала в пионерском лагере, познакомился с правящим архиереем Амвросием (Щуровым). И потом он пригласил меня работать с учителями. В 1999 году мы провели в райцентре, в Лухе, очень интересную конференцию для местных учителей о том, как можно в общеобразовательной школе совмещать предметы с нашей православной духовной культурой.
– И как же? Мне кажется, очень сложно совмещать, особенно в современном мире.
– Основных каналов два. Первый – это изучение фольклора русских традиций. Он насквозь пронизан православной духовной культурой. И это делается практически везде, единственное, что нужно: углубить внешнее понимание традиций их первоначальными смыслами. Например, почему мужчины снимают шляпу, заходя в дом? Потому, что у входа в дом всегда была икона, а мужчина, по Евангелию, по апостолу Павлу, молится с открытой головой. Вот откуда этот обычай. И такого рода большинство старых русских обычаев. Они связаны с духовным смыслом нашей христианской веры.
Второй очень важный канал – это понимание гуманитарных дисциплин (истории, литературы, даже физики) как творения Божьего. Это очень интересный аспект. Биология может быть пронизана христианским началом. И, наверное, главное достоинство нашего времени, которое переживает наше общество последние 30 лет, – это относительная свобода, когда штампы вульгарного атеизма уже преодолены, отвергнуты и слово верующего ученого, по-христиански относящегося к миру, может быть услышано. В этом смысле происходящее на нашей Русской земле имеет особую ценность для всей мировой цивилизации. Потому что у нас в стране не стыдно ученому быть христианином. Это уважается в обществе. Хотя иногда и встречает оппозицию определенных, достаточно узких сил. А в целом у нас очень сильная христианская традиция, и я рад, что много деятелей в разных сферах науки умеют защищать христианские мировоззренческие позиции, в том числе и в своих научных областях.
– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Я хотел бы узнать о молитве. Если человек во время молитвы не обретает диалога с Богом, то, получается, это уже не молитва, а неоднократно повторяемое заклинание?»
– Я бы задал встречный вопрос: что значит «не обретает диалога с Богом»? Как понимать диалог с Богом?
Диалог с Богом – это великая тайна. Если ты, например, слышишь в своей голове голос Божий – это первый признак того, что пора показаться психиатру. Голос Божий ощущается по-другому. В свое время владыка митрополит Антоний Сурожский отвечал на похожий вопрос одной очень культурной пожилой прихожанки. Она сказала, что постоянно молится, но у нее такое ощущение, что Бог ее не слышит. А митрополит спрашивает: «А ты когда-нибудь пробовала услышать Бога?» – «А как это?» – «Сначала помолись, а потом посиди в тишине и ничего Ему не говори, послушай свое сердце, что Господь тебе ответит». Она ушла задумчивая, пришла к нему через две недели и говорит: «Я Вас благодарю. Я по-другому себя почувствовала».
Как понять, в диалоге ли ты с Богом? Это невозможно понять внешним путем, только путем размышления над Промыслом Божьим в твоей жизни, над теми мыслями, которые посылаются тебе в моменты внутренней тишины после молитвы. Здесь требуется непростая внутренняя дисциплина, которая противоположна состоянию суеты, постоянного шума мыслей и забот.
Очень часто среди прихожан встречается такой тип заботливых, деятельных христиан, которые все время что-то делают, о чем-то говорят и при этом даже не слышат своих собеседников, что те им отвечают. То есть человек настолько в себе, в своей активности, что не совсем способен глубоко воспринимать то, что вокруг него. А чтобы услышать голос Божий, самый тайный, самый великий голос, нужно иметь внутреннюю тишину, которая невозможна без смиренного состояния. Когда человек все время активный, то он может потерять способность смирения. А надо на минутку пригасить свою волю и послушать, хочет ли Господь этого от тебя.
Здесь можно привести еще один пример. Помню, как только открылась Оптина пустынь, я приехал туда паломником. Это был 1987 год. Были еще одни руины, остатки бывшей колонии. И там работал замечательный широкоплечий русский богатырь. Кажется, его звали Миша. Он выдавал лопаты паломникам. И я тоже его спросил, как молиться, чтобы услышать Бога. Он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Попробуй, прежде чем сказать что-либо, вспомнить Бога и спросить, угодно ли Ему, чтоб ты это сказал». Хочешь что-то сказать человеку, сначала спроси у Бога, угодно ли Ему, чтобы ты это сказал. Тогда на волне юношеского энтузиазма я несколько раз попробовал это. И действительно, что-то мне расхотелось говорить. Через год я поступил в семинарию, и меня даже стали называть «старцем», потому что я мало говорил, больше слушал. Но потом я этот навык, к сожалению, потерял.
Господь действительно открывается, когда есть внутренняя тишина, когда человек готов смирять свою волю, активность, свое понимание, что считает себя хорошим, добрым, правильным, и послушать, что Господь ответит через его совесть. И, конечно, это все совершенно невозможно, если человек не победил грубой страсти. Когда он не просто в страстях (мы все в них), а именно в грубых страстях, которые особенно противны Богу; это блуд, лихоимство и так далее. Когда своими действиями (будь то в профессии) ты выжимаешь из людей все соки. Сейчас это модно: получать по максимуму. Приходит бабушка, у которой пенсия 11 тысяч в месяц, а какой-нибудь юрист берет с нее 3 тысячи за какую-то бумажку.
Человек, пребывающий в грубых страстях, конечно, не услышит голоса Божия. Нужно в первую очередь избавиться от них. Вся наша церковная дисциплина с ее постами, послушанием духовнику, молитвенным правилом направлена именно на то, чтобы угасить пламя страстей. Мы об этом молимся каждый день в утренних и вечерних молитвах. И только тогда происходит главное в душе христианина, то, о чем спросил наш слушатель: начинает устанавливаться диалог с Богом.
– Вы и сейчас продолжаете учительствовать, посещаете школу, общаетесь с детьми? Это осталось частью Вашей жизни.
– Школу, конечно, посещаю, потому что детишки приходят ко мне в приход, а я захожу к ним. Но есть человек, который ведет с ними постоянные занятия.
– В селе Южа есть школы?
– Село Южа примыкает к райцентру Южа. В городе Южа есть два храма. К нам в основном ходят дети из ближайших сельских домов. Городских детей у нас нет, они ходят в центральные приходы. Вообще мало детей ходит в храмы. В воскресной школе всего четыре человека. И то первоначально было три ребенка, но младший, которому два с половиной года, потребовал от родителей, чтобы и его пускали на занятия. И преподавательница, Елена Владимировна, радуется и говорит: удивительно, но этот ребенок все глубоко воспринимает.
– Хочется спросить и о воспитании детей. Дети смотрят очень яркие видео, где быстро сменяются картинки, но не могут смотреть «Аленький цветочек», потому что этот мультик очень медленный, степенный. И дети эмоциональные, издерганные и так далее. Такое время. Как достучаться до них, поговорить с ними о Боге?
– Надо останавливать этот бег, эту смену декораций. На самом деле современная детская мульти- и киноиндустрия направлена на уничтожение психики детей. Стоит такая подспудная задача. Может быть, она не афишируется, но ее теневые хозяева умело всё направляют. Они пытаются превратить простой народ в биороботов. А в чем суть биоробота? Человек начинает жить на автомате. Он перестает жить совестливым испытанием всех ситуаций, которые вокруг него. У молодых людей это меньше заметно, а на стариках прямо видно. Пожилое поколение в наше время потеряло авторитет по сравнению с тем, что было сто лет назад, ведь тогда слушались стариков. Сейчас они потеряли соль, потому что стали жить автоматически, все делать по привычке. Я, например, сам в себе с этим борюсь. Мне супруга говорит: «Куда ты это положил?» Я говорю: не помню, сделал на автомате.
Все делать на автомате – это и есть превращение человека в биоробота. И чтобы помочь нашим детишкам, нужно прежде всего спасти их от этого очень опасного и вредного влияния средств массовой информации: современного телевидения и интернет-продукции. Я своим детям до 13 лет строго-настрого не разрешал иметь гаджеты, как бы их ни высмеивали за это. А когда они были маленькие, мы включали мультики по 30–40 минут по расписанию два раза в неделю. У нас была семейная школа, учили одновременно троих детей. И только за особые достижения они получали приз: дополнительный просмотр каких-то мультфильмов или фильмов. И они все выросли читающие: жадно хватают книги, потому что жажда информации есть, а этих мелькающих образов нет. Они с детства умеют следить за сюжетом. Могли смотреть и длинные мультфильмы по 30–40 минут и отслеживать сюжет: то, что сейчас, к сожалению, уничтожено клиповым мышлением и восприятием. Клиповое восприятие – это троянский конь превращения людей в недочеловеков. К сожалению, такова наша реальность. Берегите своих детей, спасайте их от этого.
– Вопрос от телезрителя Владимира из Курска: «Я столкнулся с разным толкованием отрывка из Евангелия, где говорится о мытаре и фарисее, что первый вышел более оправданным, нежели второй. Алексей Осипов говорит, что у фарисея не было молитвы как таковой. Священники говорят, что фарисей возгордился (или что это была молитва). Как это понимать?»
– Я тоже размышляю над этим вопросом, потому что каждый год перед Великим постом мне приходится говорить проповедь на эту тему. Конечно, и у фарисея была молитва. Весь вопрос в том, что понимать под молитвой. Алексей Ильич Осипов имеет в виду высшее значение молитвы в его совершенном христианском понимании. А батюшки – люди попроще, ближе к народу, называют молитвой все то, что обращено к Богу. Пусть формально, но обращено именно к Богу. Поэтому для них, естественно, фарисей тоже молился. И они обращают внимание на тот момент, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот. Значит, фарисей тоже был оправдан, только в меньшей степени.
Я слышал такого рода толкование и от очень образованного священника, который как раз придерживается мнения, что очень важно выполнять все внешние установки Церкви. Это извечная духовная проблема, потому что наши духовные традиции обрастают определенными формами, которые вырастают из этого духа. Это очень интересное свойство любой духовности. Вот, например, язычество на Руси было уничтожено, причем с корнем, глубоко, и те колдуны, что есть сейчас, не той ведической традиции, которая была.
– Она была создана в конце XIX века, то есть это новодел.
– Все ведические традиции – новое изобретение. Но что интересно: они возрождают определенные формы, руководствуясь тем духом, который у них есть. Дух первичен. Он рождает формы. Но надо очень хорошо помнить, что формы, даже рожденные прекрасным христианским духом, не самоценны. Потому что без духа они остаются трупом. Труп без души смердит. Поэтому если человек увлекается внешними традициями, он может совсем потерять дух. А дух возгревается прежде всего внимательным исполнением молитвенного правила. Во-вторых, есть еще очень важный прием. Это одна из наших главных проблем. Вот пришел человек в церковь, провел в ней 10 лет, и уже все стало привычным, даже надоедает.
– Не скажу, что надоедает, но бывает искушение.
– Церковь осознает эту проблему с самого начала. Как возгревать сердце? Прежде всего обращением к Богу в неспешной и внимательной молитве. То есть надо научиться не просто вычитывать правило, а молиться так, чтобы оставался момент, когда ты слушаешь, что тебе ответит Бог. Это первое. И второе, конечно же, наша Церковь установила спасительные средства в возгревании благочестия через паломничество, через посещение подвижников, потому что в каждой области есть свои подвижники духа, которые служат и молятся более интенсивно.
– Но и тут не надо увлекаться, как у нас порой бывает. Многие пропускают все моменты, но идут к подвижникам.
– Во всем надо иметь золотую середину. И, конечно же, наш интерес к мощам, к святыням – это свойство именно русского благочестия. Мне привелось побывать в Греции, там нет этого ажиотажа. Люди спокойно относятся к иконам и святыням.
– А как сделать так, чтобы это был не ажиотаж, а действительно русское благочестие? Потому что иногда люди тут перегибают.
– Как раз принцип золотой середины. Как священник я должен с горечью констатировать один факт. Уже 10–12 лет, как Святейший Патриарх ввел такой обычай, когда святыни целенаправленно возятся по разным епархиям. И даже в нашу маленькую Южу, где сейчас населения осталось 13 тысяч, как-то завозили мощи святой блаженной Матроны. А перед этим по центральному телевидению показали фильм о ней, причем не один раз. И вот когда привезли ее мощи, оказалось, что у нас в городе 5 000 христиан. Очередь была на целые сутки.
– А в храме бывает по нескольку сотен, да?
– Нет. В храме по воскресеньям меньше 100 человек. А тут привезли мощи Матроны, и оказалось, что в городе 5 000 верующих христиан. Они шли к ней с реальной надеждой. Но какая первопричина? Людям показали фильм и сказали, что эта чудесная старица помогает. Но в воскресенье, через день после этой пятитысячной очереди, в храме опять было всего девяносто или семьдесят человек. Почему? А потому, что люди не понимают, что Матрона стала такой благодаря Христу, Который в этот день дается в Чаше. Тогда что же руководило людьми, когда они шли к мощам блаженной Матроны? Доверие к фильму. И если завтра по телевизору скажут: давайте, как в 1920-е годы, будем вскрывать мощи и доказывать, что там куклы, – люди тоже послушают. Вот в чем ужас положения. Люди руководствуются не верой, не сознательным отношением ко Христу и церковной традиции, а именно тем, что сказал диктор по телевизору.
– Это очень важная тема. Поэтому существует телеканал «Союз» и другие православные телеканалы. Мы пытаемся говорить об этом. Надо иметь свой голос. Это очень важно.
– Чем более духовным становится человек, тем меньше он имеет потребность слушать передачи и больше имеет потребность молитвы.
– Чтобы молиться, надо иногда и нас посмотреть… Вы сегодня говорили о почитании старших. В Интернете очень много видео о том, как грубят учителям, пожилым. Полное неуважение. А Вы – автор труда, который посвящен церковноприходским школам, замечательной книги «Училище благочестия». Что это за церковноприходские школы?
– Во-первых, «Училище благочестия» – так назывался бестселлер начала XIX века. Протоиерей Григорий Мансветов написал эту книгу для юношества, в которой собрал несколько сотен примеров благочестия. То есть каких-либо красивых поступков, духовных подвигов, которые совершили святые в разные периоды жизни Церкви. И у него эта книга разбита по добродетелям: например, добродетель послушания, веры, честности, правды, воздержания и так далее. Этих добродетелей у него там перечислено несколько десятков; и к каждой подобрано несколько десятков примеров.
Эта книга была настольным чтением юношества на протяжении всего XIX века. Книга была издана в 1819 году, последнее издание было в 1917 году. Восемнадцать изданий за 100 лет – представляете, как она была востребована? Книга показала, что у простого народа есть живой интерес к образам и примерам добродетельной жизни.
И когда автор книги разложил добродетели по полочкам и дал возможность вникнуть в каждую из них на живых примерах, это был действительно ценный труд, который многих людей вдохновил. Например, мы читаем «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Эта книга написана в начале XX века. И там есть очень интересный момент. Человек, вознамерившийся по-настоящему научиться молиться, пошел в лес и вдруг встречает там несколько человек, которые уединились в лесу и молятся. То есть до него уже несколько человек в этом лесу оказались. Сейчас в лес пойдешь, в лучшем случае увидишь грибников, которые внимательно ищут грибы, но в худшем случае – компанию, которая на природе развлекается. Молитвенников в лесу не встретишь, а тогда он встретил даже не одного такого человека.
Недавно я прочитал воспоминания отца Павла Груздева. Это был духоносный старец. Он описывает, что у них в Мологе (это местность, затопленная сейчас Рыбинским водохранилищем) был блаженный Лешенька.
Как-то его дядька с дедом заблудились в лесу, пошел дождь, и они подумали, что в лесу им придется ночевать, они могут там замерзнуть. И вдруг видят, как будто огонек мелькает, причем поднимается вверх столбиком. Они стали подходить ближе и вышли к Мологе со стороны кладбища. И на кладбище, на свежей могиле, молится этот блаженный Лешенька. Когда он их увидел, то запретил кому-либо это рассказывать и убежал. Из уст своего дядьки и деда мальчик услышал об этом, запомнил и нам рассказал.
То есть видите, какие были простые люди на Руси? Они любили молиться. Мы же с вами сейчас говорим о традиции, о том, как старшее поколение может воспитывать младшее. Нам надо сказать, что старшее поколение призвано сохранять евангельскую соль. И главное, что мы можем передать нашим детям, – это то, как близок Бог, как Он участвует в нашей жизни. И ведь это то, что людей больше всего интересует. Посмотрите, какая из наших православных книг стала бестселлером. Книга владыки Тихона «Несвятые святые». А о чем эта книга? О том, как действует Бог в нашей жизни.
То есть это самое главное, это и есть то, чему старшее поколение должно учить младшее. Но если старшее поколение – соль – потеряет силу, чем тогда осолиться? Если старшее поколение не учится жить с Богом и не имеет этого опыта богообщения, оно становится для младшего поколения неинтересным. Вот откуда эта проблема – потеря уважения. Потому что старшее поколение не соответствует своему предназначению от Бога. Поэтому нам, людям старшего поколения, прежде всего необходимо углублять свою внутреннюю жизнь, свои отношение с Богом. И я от лица старшего поколения прошу прощения, что мы мало такого примера показали.
– Нам всем тоже надо много трудиться. Поэтому мы здесь это обсуждаем. А все-таки о школе можете рассказать? Какая она была до революции? Что давала детям тогда? По моему убеждению, школа может дать знания. Воспитать она, мне кажется, не может, потому что воспитание должно быть в семье. Это не только мои слова. Как Вы думаете?
– Я буду говорить не от себя, потому что моя книга научно-популярная: она построена не на моих рассуждениях, я попытался изложить понимание церковноприходской школы, как оно созревало в нашем обществе, начиная с середины XIX века, когда школа была учреждена, и заканчивая современностью. Там есть первая глава с историографическим обзором и последняя глава, в которой говорится о том, как опыт этих школ можно попробовать применить в наше время.
Нужно сказать, что церковноприходская школа была как раз воспитывающей силой в обществе. Это очень важно. Потому что более просвещенные люди – священник, клирошане, дьячки, прислужники церкви, учителя – имели в своей жизни возможность глубже постичь смысл христианской традиции. Поэтому в школе они занимались тем, что углубляли естественное народное благочестие у детишек, которые туда приходили.
У всех ведь семьи разные. У кого-то папа выпивает, кого-то мама вообще без мужа родила, как, например, Богданова-Бельского, чьими цветными картинами иллюстрирована эта книга. Он был безотцовщиной, а вышел в люди и стал портретистом императорской семьи.
Школа может самым разным детишкам дать не только знания о своей вере, ее правильное понимание, но и помочь их духовно вдохновить, эмоционально зарядить. Этим и отличается наша христианская школа (по крайней мере, должна отличаться) от школы европейского типа, которая к нам пришла из Пруссии. Та школа, которую мы имеем, в которой есть классы, классно-урочная форма образования, начальная, средняя, высшая школа, переходные экзамены – вся эта система впервые была разработана и применена в Пруссии в начале XIX века. Потом уже, в середине XIX века, вместе со школьной реформой она была воспринята нами. И эта система католическая.
Наша школьная традиция – монастырская, в которой учитель имеет совсем немного учеников, но внимательно следит за сердцем каждого и помогает им прежде всего постичь премудрость Божию. Даже в молитве, которую мы читаем на молебне об учащихся во всех приходах 1 сентября, есть слова, чтобы Господь помог страх Божий вселить в сердца отроков. Начало премудрости – страх Божий. То есть страх согрешить против Господа – живое чувство Его присутствия. И это, конечно, воспитательное дело – привить детям чувство близости Бога.
А как это удавалось? Это удавалось только в тех школах, где священник и учитель имели духовный внутренний резонанс, где они сами имели духовный настрой и умели заражать им детей. И вот тогда удавалось получать удивительные плоды.
Я скажу, что и меня Господь посетил, когда я еще не был священником, а был учителем. Я с 1991 по 1999 год отработал в московской школе № 579 на Каширке учителем духовной культуры. Это был факультатив. У 5–7 классов он был в сетке занятий, а потом дети приходили ко мне в кружок.
– Сейчас такого предмета нет.
– Да. Я защитил свою программу в городском Департаменте образования, поэтому, скажем так, ко мне не придирались. Ребятишки, которые ко мне приходили, почувствовали удивительную нотку присутствия чего-то другого в нашем мире. И даже парень, который в кружок не ходил, нашел меня в Интернете и написал письмо: «Алексей Евгеньевич, я очень жалею, что я к Вам тогда не пришел». Он уже стал 30-летним молодым человеком и вот так мне написал.
То есть по милости Божьей удавалось что-то затрагивать в сердцах детей. Например, одна из моих учениц стала православной матушкой, супругой настоятеля храма.
– То есть задача учителя – не просто передать знания, это должно быть что-то большее.
– Конечно.
– И огромное внимание должно быть к детям.
– Этот замечательный принцип впервые ярко и выпукло озвучил наш замечательный мыслитель Василий Васильевич Зеньковский. Он жил в эмиграции, в Париже, но это был русский человек. Он в Киеве был гимназистом и уехал в 1922 году в связи с политическими событиями. И всю свою русскую душу он вложил в педагогическое дело. Он не женился и уже в зрелом возрасте принял священный сан. И он сказал, что главное в деле преподавания веры (и вообще в педагогическом деле) – это явление духовно-эмоционального резонанса между учителем и детской аудиторией.
Духовно-эмоциональный резонанс сначала должен быть на уровне эмоций, когда учитель увлекает детей. А во-вторых, учитель должен сохранять духовное измерение своего размышления вместе с детьми. Имея духовный вектор, учитель возвышает своих детей до глубоких переживаний и обобщений. Это суть успеха. Если такого явления не возникает, то мы будем изучать всё внешне.
– К сожалению, христианские уроки возможны только в той среде, где аудитория готова это слышать. В светской школе это, к сожалению, недоступно, за исключением предмета по основам православной культуры.
– Доступно. Есть замечательный педагог, преподаватель Свято-Тихоновского института Ольга Леонидовна Янушкявичене, которая еще в 90-е годы разработала прекрасный курс для старшеклассников именно общеобразовательной школы, в котором учитель затрагивает жизненные интересы старшеклассников и способен достучаться до их сердец. Но это опять же искусство учителя.
В этой книге приводится такой пример. В 1915 году был учительский съезд преподавателей «Закона Божьего». И один выступающий говорил, что отец Иоанн Кронштадтский и подобные ему люди зажигали сердца детей безо всяких методических ухищрений. Но для тех учителей, кто попроще, конечно, эти методические приемы становятся очень важными.
И я хочу поблагодарить тоже замечательного творческого православного педагога Людмилу Васильевну Сурову, у которой я слушал лекции. (У нее именины не так давно были. Если ее ученики смотрят нашу передачу, пусть от меня ее поздравят.) Она сказала, что православная школа должна быть обращена в первую очередь к сердцам детей. То есть заставить их удивиться, задуматься, по-новому посмотреть на привычные вещи. Без этого изумления, которое учитель может определенными способами вызвать у детей, и начинать-то не стоит.
И она нас обучала этому мастерству на своих лекциях: как разговором о том, что близко детям, можно помочь им по-другому взглянуть на мир и на самих себя. То есть учитель в этом смысле должен быть мастером, потому что без того, чтобы озадачить ребенка, он не сможет его из скорлупки вытащить. А не вытащишь из скорлупки, не поведешь в мир духовных реальностей.
Это как в песне про улитку, помните? Детская песня про то, что идет дождь, а у улитки внутри тепло и уютно. А потом:
Дождь закончился давно.
Солнце – на полмира…
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.
(А. Усачев)
То есть насколько человек внутри может быть свободным от внешнего... Я тоже всегда это применял. Объясняя детям, что такое душа, я им говорил: ты сидишь в классе, а твоя душа может быть там, где птички поют.
– Батюшка, спасибо Вам за сегодняшнюю беседу. Очень много полезного почерпнули наши дорогие телезрители. И буквально вчера мы отмечали всей страной День учителя. Мы Вас поздравляем с этим праздником. Сегодня во время программы Вы вспомнили и других учителей. Всех поздравляем с этим замечательным праздником.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Царицы Золотого века
Этот день в истории. 4 ноября
День ангела. 4 ноября
Церковный календарь 4 ноября. Казанская икона Божией Матери
Евангелие 4 ноября. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!