– Тема сегодняшней передачи: духовное здоровье нации и современные семейные ценности. Эта тема уже сама по себе предполагает размышление о том, что же это за здоровье. Если речь заходит про нацию, в которой обсуждается тема духовного здоровья, то мы понимаем, что это разговор не о Франции, Америке, Германии или Финляндии, а о России. Потому что, наверное, именно в нашей стране этот вопрос стоит остро в течение сотен лет. Тем более когда мы говорим о современных семейных ценностях. В любом случае современные семейные ценности и духовное здоровье нации – это вопрос, который стоит остро, и ответ на него не так очевиден. Помогите нам увидеть подводные камни и, может, обойти эти рифы.
– Да, это целый пласт вопросов. И если мы говорим о здоровье нации, наверное, прежде всего следует сказать, что здоровье легче всего видится на фоне каких-то болезней. Когда нация болеет, когда мы видим кругом озлобленных людей, равнодушных людей, не способных вникнуть в чужое горе, отказывающих в помощи своему ближнему, стремящихся нажиться, может, даже на горе других людей или обмануть кого-то и за счет своей изворотливости, обмана нажить себе определенное состояние, приобрести те или иные выгоды, то мы должны четко сказать, что нация, живущая такими приоритетами, – это больная нация. Нам нужно себя перестраивать, и во многих аспектах. Мы в рамках нашей передачи не будем говорить ни про честность в бизнесе, ни про проблемы, связанные с физическим здоровьем (тут наши врачи сейчас могут засвидетельствовать, что наша нация, к сожалению, не самая здоровая). Мы сейчас не будем касаться аспектов здравоохранения, но попробуем немножко поговорить про семью.
Действительно, мы сегодня не внесли в нашу тему «традиционные» семейные ценности. Потому что то, что являлось в России традиционными семейными ценностями много веков, таковым не является, наверное, последнюю сотню лет, а может, даже и больше. Мы прекрасно помним, что перед революцией в Российской империи в семье в среднем было 8 детей. Это в среднем. У кого-то – меньше, у кого-то – больше. Понятно, что традиция жизни многодетной семьи – это одна традиция. Хорошо это было или плохо, но, например, все прекрасно знают, что чиновник в Российской империи, если он был православным верующим христианином, но при этом не ходил в храм и не причащался, не имел права занимать государственные должности.
Государство чисто опытно, эмпирически знало, что безнравственный человек ему не нужен. Он не принесет пользы ни себе, ни обществу. Поэтому государство пыталось какими-то вот такими общими законными механизмами решить нравственные вопросы, нравственные задачи. О том, насколько это было удачно или нет, тоже можно говорить не одну передачу. Но в целом такое стремление, движение, направление было. Самое главное – государство декларировало, что мы здесь живем духовными ценностями и эти духовные ценности прежде всего проистекают из Евангелия и тех святоотеческих ценностей Русской Православной Церкви, которые много веков являлись образцом, на который мы равняемся.
Человеческая природа всегда слаба. Если человек, например, говорит, что только он праведник, только он делает правильно, а остальные делают неправильно, такой человек лжет. Он или сам ошибается, или пытается ввести в заблуждение других людей. Всяк человек и добра исполнен, но в нем присутствует и начало от лукавого, но тут самое главное заключается в том, что считать нормой и что считать идеалом. Кого наши предки считали героями? Помните основное любимое семейное чтение? Это «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского. Много поколений на них выросло. Потом появлялись и наши былинные герои, если не касаться непосредственно церковных вопросов, житийных. Человек всегда равнялся на те идеалы, которые для него транслировали государство, семья, школа. Есть такая поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Любой нации можно сказать: «Скажите, кто ваши герои, и я скажу, что у вас за нация». Тут очень важно, чтобы у человека были вот эти здоровые идеалы и этими здоровыми идеалами строилась система ценностей в нашем Отечестве.
Несмотря на то что были и пороки (а в Российской империи тоже было много проблем, например, существовали те же самые публичные дома, причем на законных основаниях), при всем этом никто не говорил, что это норма. Все говорили, что норма – это здоровая и крепкая семья, дети, послушание своим родителям, послушание властям. Несмотря на те ошибки, которые существуют в любом обществе, была крепкая закваска из тех ценностей, которые декларировали и государство, и Церковь, и семья, и школа. Это позволяло нам избежать очень многих проблем и помогало человеку в этой жизни ориентироваться и определять, что хорошо, а что плохо, выбирать нужное, отсекать греховное.
Если эту систему нужно разрушить, то кто может прийти и сказать: «Давайте мы будем рушить семьи?» Понятно, люди скажут: «Зачем нам рушить семьи?»
…То, к чему скатывается человек, если его нация перестает быть духовно здоровой, нам в последние столетия было неоднократно показано. Поэтому главное – это то, чтобы мы научились хотя бы на этих своих ошибках и встали на путь исправления.
Как я уже сказал, никто напрямую не скажет: «Давайте лишим всех свободы». Нет! Будут говорить: «А давайте будем бороться за свободу». Никто не скажет: «Давайте лишим родителей авторитета». Нет! Скажут: «А давайте будем бороться за права детей». У нас сейчас есть такой замечательный праздник, как День защиты детей. От родителей или от кого-то другого? Тут хитро. Давайте защищать детей. Это же благое дело? Благое. Давайте защищать детей. Безусловно, детей надо защищать. Но кто защитит своего ребенка больше, чем любящий отец или мать?
Тогда говорят: «А давайте тогда будем бороться со словом “любовь”». Что можно сделать со словом «любовь»? Любовь – высшая ценность. Можно его взять и опошлить. Можно предложить альтернативу. Все, наверное, прекрасно слышали термин «толерантность», который у нас в России, может, не настолько популярен, как изначально он транслировался. Так вот, давайте любовь заменим толерантностью. Для меня, как для человека, который занимается с зависимыми людьми, медицинский термин «толерантность» означает способность организма со временем поглощать все большее количество отравы, яда. Понятно, что никто напрямую не будет бороться с каким-то добрым понятием, но его будут пытаться подменить другим.
– Здесь еще вспоминаются попытки лукавого. Он же не Творец. Поэтому, соответственно, он может использовать только какие-то общеупотребляемые термины, чтобы их извратить.
Вопрос телезрительницы из Волгограда: «Сегодня праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила. Говорят, что за усопших молиться надо до 12 ночи. Это правда? Может, и днем можно? Или надо только ночью?»
– Этот вопрос во многом перекликается с нашей темой. Мы говорим: если нет здоровой нации, то будет возникать целый пласт проблем. А если нет здоровой веры, то возникает суеверие, то есть суетная, напрасная вера, которая не соответствует святоотеческой традиции. А на чем построена наша святоотеческая традиция? Никогда не нужно забывать, что для нас Бог – это любящий Отец. Если мы хотим обратиться к нашему любящему Отцу, это делать нужно просто и напрямую. Для этого не нужно пытаться выбирать какое-то особое, специальное время. Понятно, что если нам дана, например, спасительная заповедь «шесть дней работай, а седьмой день – Господу Богу твоему», то мы все стараемся в воскресный день (потому что он святой для христиан) прийти в храм и помолиться. Мы стараемся следовать доброй традиции утренних и вечерних молитв, читать определенное молитвенное правило утром и вечером. Но христианин читает правило по своим силам и по благословению своего духовного отца.
Если искать какие-то особые молитвы, особые акафисты, особое время, получается, мы обращаемся к Богу не в простоте душевной, надеясь, что наша простая и искренняя молитва будет услышана Господом (Который, безусловно, всякую молитву слышит), а больше надеемся на какие-то внешние специальные условия: определенное время (ночь), определенное место, определенные молитвы. Таким образом наша вера превращается в суеверие; в нашей здоровой вере появляется элемент магизма.
Если мы говорим о здоровых семейных ценностях, я далее расскажу, как обстоят дела с этим в нашей семье и как малых детей потихонечку учить вере и молитве. Это очень важно.
– Вопрос телезрителя из Курска: «Как можно привести родителей к Богу? Помолиться мы можем о каждом человеке, но ведь молитва должна приносить свои плоды. Когда люди говорят: "Помолись обо мне", они имеют в виду эту материальную жизнь, здоровье. А молитва – это отношения Бога и человека. Чтобы человек пришел к Богу, ему нужно объяснить, как он должен жить, как думать. Апостол Павел сказал, что у нас должны быть те же чувствования, как и во Христе. То есть нужно менять свое отношение к жизни, смотреть на мир глазами Христа. Для этого надо изучать Писание. И чтобы родителям быть с Богом, им нужно немножко окунуть свой взор в Библию, в святоотеческое учение. А не просто помолился – и хорошо».
– Очень интересный и важный вопрос. Не скажу, что у меня лично такой вопрос не возникал. Я прекрасно помню, как в 17 лет я начал осознанно и регулярно ходить в храм на исповедь, причащаться, молиться, для меня открылся духовный мир. И я у своего духовника спрашивал, как же молиться за родителей. Ведь не всегда наши родители приходят к Богу. И он мне сказал: «Ты сам молись, и они потихонечку придут к вере».
Родители – не дети; это ребенка можно взять за руку, если он еще маленький, и отвести в храм, что-то показать, что-то рассказать, почитать с ним Священное Писание. А к родителям мы должны относиться благоговейно. Есть старая поговорка: яйца курицу не учат. Действительно, нам не с руки учить наших родителей. Но мы всегда можем молиться за них и своим благодарным к ним отношением, собственным христианским примером почитания их можем помочь им прийти к Богу. Если они увидят, что для нас означает заповедь о почитании родителей и как мы ее исполняем, они подумают, что мы стали верующими и стали добрее по отношению к ним. «Как замечательно! Пойду-ка и я в храм, помолюсь».
Поэтому не надо учить родителей. Говорят, что православие «не доказуется, а показуется». Думаю, по отношению к родителям это на сто процентов верное выражение. Покажите им свое любящее христианское сердце, и это будет лучшей проповедью. Молитесь за них. Вы правильно сказали, у нас должны быть те же самые чувства, как и во Христе. Посмотрите, как Христос относился к Своему Отцу, насколько Он исполнял Его волю, насколько был Ему послушен, не превозносился. Хотя у Него была та же власть, та же честь, при этом Он всегда ставил Отца выше Себя, почитал Его и слушался. Это очень важно.
И нам тоже следует брать пример с Христа: как Христос почитал Свою Мать, Своего Отца, так и нам нужно заботиться о своих родителях. Думаю, это будет самый лучший и прямой путь для их обращения к Богу. Помоги Вам Господь.
– Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Я коротко расскажу историю, почему у меня возник вопрос. У нас перед окнами гаражи, и по ним бегают мальчишки 8–10 лет, особенно летом. Они там играют, слушают музыку. И вот однажды все мальчишки спрыгнули с гаражей, а у одного не получается: он добежит до края – и обратно. Они ему говорят: "Надоело тебя ждать, уходим". Он им говорит: "Я боюсь". А я сижу на балконе и думаю: "Господи, помоги ему". Конечно, он боится, это естественно. И тут этот мальчик выпрямляется, делает широкое крестное знамение, поклон. И так три раза. Я обрадовалась и подумала: "Слава Богу! Какое счастье, что тебя этому научили, что ты это знаешь!" Вопрос у меня такой. В детстве дети ходят в воскресную школу, дома молятся. С возрастом человек как-то от этого отходит и активно в церковь не ходит. Но, мне кажется, в трудную минуту то, что было в детстве, проявится, никуда не пропадет. Если, конечно, человек совсем плохим не станет. Как Вы думаете?»
– Конечно, это не пропадет. Если человек водил своих детей в храм, то он, по сути, прошел для них половину духовного пути. И здорово, что это так.
Есть поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Слава Богу, когда возникла такая экстремальная ситуация, мальчишка обратился к Господу. Чаще всего люди обращаются к Богу, когда уже возникает та или иная экстремальная ситуация. Я как священник редко вижу, но это бесконечно радует мое священническое, пастырское сердце, что человек приходит в храм не для того, чтобы попросить помощи в беде, а для того, чтобы поблагодарить Господа. Но таких мало. Вспомните, из десяти прокаженных, которых Христос исцелил, только один пришел Его поблагодарить. Христос сказал: «Где же девять?»
Но, слава Богу, хотя бы в экстремальной ситуации человек знает, что делать. И научить этому, безусловно, нужно. Сейчас идет специальная военная операция. Иногда приходится общаться с нашими воинами. Понятно, что туда попадают люди из совершенно разных слоев общества, разных культур и так далее, но там нет неверующих. И мы им говорим, что самое главное – в экстренной ситуации успеть сказать: «Господи, помилуй! Господи, благослови». Успел к Богу прилепиться – и тебя Господь покроет. Эта наука, конечно, должна быть. Жаль, что в школе этому не учат.
Был такой греческий ученый муж – Аристотель, которого все знают. Он написал много книг, в том числе есть книга, которая называется «Риторика». Там множество различных правил, в которых описывается, как грамотно построить речь, чтобы тебя услышали, чтобы то, что ты сказал, дошло до людей и было ими воспринято. Один из законов риторики Аристотеля гласит, что речь должна соответствовать образу оратора. Дай Бог, чтобы было как можно больше родителей и учителей, которые могли бы донести до наших детей, что в случае какой-то экстренной ситуации надо обратиться к Богу.
– Вспоминаю одну из наших поездок. Мы общались с сестрами милосердия, которые проходили обучение. И владыка говорил о том, что все эти женщины очень хорошо знают, что нужно делать, потому что они – жены и сестры воинов, в том числе раненых и погибших. И эти сестры милосердия по-другому относятся к своему делу, потому что они прошли через все это. Мы не знаем, верующие они или нет, мы с ними не говорили на эту тему. Но я уверен, что человек не будет заниматься этим служением без любви в сердце.
Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Какой основной принцип, на котором должны строиться брачные отношения?»
– Основной принцип: друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Основная проблема современных семейных ценностей заключается в том, что в современном обществе потребления муж или жена начинают рассматривать свою половинку как некую служащую ему силу. Вместо того чтобы самим служить другому, начинают воспринимать его как способ максимального удовлетворения своих супружеских или иных семейных потребностей.
Помню, однажды спросил свою матушку, как она поняла, что ей надо выходить замуж. Она колебалась, думала, идти ли ей в монастырь. Она сказала, что в какой-то момент поняла, что монастырь не потянет, а жить для себя невозможно, потому что будешь эгоистом. И нужно служить, нести семейное служение. Она пришла к своему духовнику, и через две недели мы с ней познакомились. У нас 9 детей. Поэтому основной семейный принцип заключается в том, что человек, создавая семью, должен понимать, что он делает это не для того, чтобы ему что-то дали, а для того, чтобы самому давать... Рождаемость – одна из проблем, которую наше государство пытается решить с помощью финансового механизма, выдавая многочисленные пособия, предоставляя льготы и так далее. Я уже много раз говорил, что мне как многодетному отцу, у которого девять детей, те пособия и льготы, что дает государство, очень помогли в жизни, открыли много перспектив и возможностей. Но никакие дотации, выплаты, финансовые стимулы не заставят человека создать здоровую семью, если он не воспринимает семью как школу любви, а воспринимает ее как некий способ удовлетворения своих эгоистических потребностей.
Семья – это школа любви и лечебница от эгоизма. Если человек воспринимает это таким образом и государство транслирует это и показывает образ здоровой многодетной семьи, то это может оказаться даже более эффективным в плане решения нашей демографической проблемы, чем какие-то финансовые механизмы. Хотя, безусловно, за них мы очень благодарны, это здорово, замечательно. Но без должной мотивации, без должного самосознания ничего не получится.
Вспоминаются слова Столыпина о том, что народ, не имеющий национального самосознания, – это навоз, на котором произрастают другие народы. Если в нашем национальном самосознании не будет понимания того, что дети – это благословение Божие, что семья – это место, где ты должен трудиться, не пытаясь все присвоить себе, а становясь счастливым через служение другим, то все будет бесполезным и будет рассыпаться...
Самое главное богатство, которое есть у человека, – его чистое сердце, его отношения с Богом. У нас этого богатства в православии не счесть, надо просто им пользоваться. Это тяжело. Потому что одно дело – говорить о Боге, другое – молиться Богу, всем сердцем и всем помышлением. Одно дело – знать слова молитвы «Отче наш» о том, что мы должны всех прощать, и другое дело – действительно научиться прощать и признавать свою немощь.
Ведь зачастую обиды, которые у нас возникают и разрушают наши семьи, мы не умеем прорабатывать. Обиды копятся и начинают разрушать и нас, и окружающих нас людей. Это целая школа, – школа семьи.
В начале передачи мы сказали, что мы наши семейные традиции утратили более ста лет назад. Если мы хотим вернуть здоровую нацию, мы должны определить, что для нас семейные традиции. Понятно, что они должны стоять на евангельских нормах. Господь говорит: почитай отца твоего и мать твою, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. Мы не должны соглашаться с западными подменами, которые говорят, что дети важнее, что в семье должны быть равные права. Но равные права могут быть у тех, у кого равная ответственность. Это логично. Как можно возложить на ребенка ответственность за свою жизнь и безопасность? Никак. Поэтому и равные права с родителями мы ему дать не можем. Это нужно принять как должное и на этом строить и законодательную базу, и культурную базу, и общественную, и информационную. Тогда эта проблема будет решаться.
Но ведь мы повсюду слышим какие-то провокационные идеи. Хорошо, что в нашем Отечестве запретили пропаганду чайлдфри. Но одно дело – запретить, а другое – дать здоровую альтернативу. Например, самая лучшая борьба с сектантством – здоровая христианская община. Понятно, что с сектами нужно бороться, их нужно обличать, нужно вытаскивать из них людей, которые туда попали. Но самое лучшее и надежное лекарство – здоровая христианская община.
Так же и здесь. Если мы хотим решить какие-то демографические, культурные, социальные проблемы, связанные с семьей, мы должны строить нашу семью на евангельских принципах. Понятно, что их будут пытаться подменить, по-другому истолковать, предлагать какую-то альтернативу. В России есть какое-то неправильное преклонение перед западными идеями, особенно перед западной психологией. Если британские психологи что-то сказали, мы слушаем, открыв рот. Не надо. Ничего глубже, мудрее, полезнее, чем любящий Отец наш Небесный, они не изрекут в своих постулатах. Поэтому нужно меньше смотреть на все эти хитро выдуманные современные парадигмы воспитания. Амвросий Оптинский сказал: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».
– Хорошо, что Вы напомнили о преклонении перед Западом. Но у нас есть и другая особенность: преподаватели в школах цитируют Ленина, используют его фразы как оружие в борьбе с детьми. Я специально так говорю, потому что ребенок не воспринимается как личность, которую нужно уважать… Мы говорим о духовном здоровье нации. Но нация состоит из людей, и все люди разные, нет ни одного похожего человека. Вот у Вас девять детей, и они все разные, у них нет какого-то общего поведения. Как Вы выстраиваете с ними отношения как отец и как священник? И различают ли они в Вас отца и священника?
– Я обещал рассказать, как у нас устроена наша малая семейная церковь в плане молитвы. Во-первых, с детей нельзя многого требовать. Мне вспоминается такой момент из своей жизни. Как я ранее сказал, в 17 лет я начал ходить в церковь сознательно, регулярно исповедуясь и причащаясь. Помню, дело было в храме Владимирской иконы Божией Матери. Утро; мы стояли на исповедь, народу было довольно много. И одна мама своего ребенка, которому было лет 10–12, при всех отчитывала: «Да как ты смел перед исповедью книжку читать? Да ты меня позоришь!..» И так далее. На самом деле такие родители могут навсегда отвести детей от Бога.
Ребенку нужно давать духовную нагрузку дозированно. Наша вера – это не совокупность религиозных действий, которые нужно заставить сделать, но это сознательное общение человека с Богом как со своим любящим Отцом. Этому нужно научить. Учить надо потихонечку. У нас в семье есть общее молитвенное правило, совсем небольшое, минут на пять. Мы поем «Отче наш», «Богородице Дево», Символ веры, молимся за живых и усопших и делаем несколько поклонов. Если есть нужда, если кто-то попросил, если кто-то из наших знакомых болеет, мы за него поклон кладем. Дети учатся духовно к этому прикасаться.
Если говорить о Священном Писании, то с маленькими детьми матушка читает детскую Библию, а с теми, кто постарше, я читаю Евангелие. Мы читаем главу из Евангелия, разбираем ее все вместе, и потом они мне ее по очереди рассказывают.
– Твердая пища.
– Да, уже более твердая пища. Мы всегда вместе приходим в храм по воскресеньям, исповедуемся и причащаемся. Понятно, что малыши причащаются без исповеди, а старшие уже потихоньку учатся, готовятся к исповеди. Такое воспитание, как я уже сказал, – половина пути к Богу. Человек может дальше идти этот путь, а может не идти; может принять то, что нужно жить не для себя, а может взбунтоваться и решить, что будет жить только для себя. Каждая душа вольна поступать так, как хочет. Но дать добрый пример мы можем.
Не нужно бояться. Меня иногда спрашивают: «Батюшка, что Вы скажете тем, которые задумываются стать многодетными?» Не задумывайтесь, не бойтесь. Чего нам бояться? Если с нами Господь, то кто против нас?
Или вы детей воспринимаете как разбойников, которые у вас могут кусок хлеба отобрать? Вместо того чтобы думать, что в старости будет кому подать кусок хлеба и кружку воды, вы думаете: «А не много ли в них надо вкладывать?» Это же абсолютно неправильно.
Когда к тебе бежит куча детей и все кричат: «Папа пришел!» – это же такая радость! Это счастье! Вы такого счастья не купите. Даже если вы накопите денег и будете регулярно ездить на Мальдивы, вы такого счастья не обретете нигде, кроме как в собственной семье.
Конечно, есть свои подводные камни, свои искушения, свои горести. Но это те задачи, которые имеет смысл преодолевать. Уж если ты ради своих родных детей не будешь смирять свое гордое сердце, то ни перед чем не смиришься. Если ты ради своих детей не поступишься своим эгоизмом, то кто тебя заставит от него избавиться? Скорби, болезни? Нет. Я много видел людей, которые и скорбели, и сильно болели, но при этом не покаялись, а только еще больше озлобились на этот мир.
В этом отношении дети – это добрый пример для самих родителей, как им относиться к Богу. Пока ты не станешь родителем, ты в полноте Небесного Отца не поймешь, насколько Ему порой тяжело и больно смотреть на твои ошибки, твое упрямство, твое непослушание. А когда есть дети, и тебе выстраивать свои отношения с Богом легче; и у детей, если они должным образом принимают своих родителей, нет проблем с выстраиванием своих отношений с Господом. Здесь неразрывная связь.
– У Вас позитивный взгляд на духовное здоровье нашей нации? Или Вы думаете, что слишком много болезней, поэтому нам нужно прилагать какие-то титанические усилия?
– Если бы я не знал историю нашей страны, то, наверное, решил бы, что все пропало. Но мы знаем историю нашей страны и видели многочисленные примеры, когда наш народ выбирался из худших ситуаций. Надеюсь, и сейчас, пройдя все эти искушения, мы отрезвимся. Потому что все западное, наносное, антихристианское, по сути, имеет лишь яркую обложку. Но по мере того, как человек проходит жизненные испытания, если он честен по отношению к себе и к Богу, он научится многому и придет к Богу. Это как раз и есть самое главное счастье в жизни и самый главный успех в воспитании детей и христиан, когда человек, пройдя этот земной путь, понимает, что есть только одни ценности, – ценности христианские и традиционные.
Ведущий Глеб Ильинский
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Преображения Господня г. Курска, директор Межъепархиального центра подготовки церковных специалистов Курской епархии, священник Роман Кацап.
18 ноября 2025 г.
Трансляции богослуженийБожественная литургия 18 ноября 2025 года
18 ноября 2025 г.
«Стихи над миром» (Москва)Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
18 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 18 ноября
18 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 18 ноября
18 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 18 ноября. Святитель Иона, архиепископ Новгородский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!