Беседы с батюшкой. Священник Алексий Артамонов. 21 ноября 2023

21 ноября 2023 г.

– Скоро Рождественский пост. Что самое важное нужно делать сейчас, чтобы он был настоящим?

– Главное – не перестараться в подготовке. Обычно некоторые так усердствуют в подготовке к посту, что потом тяжело в него входят. Перегружают себя всевозможными излишествами. Нужно спокойно встретить время спасительного поста, который подготовит нас к встрече праздника Рождества Христова.

– А что значит излишества?

– Все хотят перед постом наесться, напиться, нагуляться.

– А что мешает гулять постом?

– Осознание того, что Церковь предлагает нам особое время, чтобы погрузиться в мысли о себе, о том, насколько твоя жизнь сочетается с жизнью во Христе, насколько ты соответствуешь званию христианина.

– Обязательно это понимать только в пост?

– Нет, конечно. Но у нас есть время, когда мы учимся, а есть время, когда сдаем экзамены. Во время экзаменов идет более динамичная работа. 

– Сейчас у нас будет сессия?

– Да, 40 дней.

– Давайте по пунктам расскажем нашим телезрителям, какой это пост, что в нем особенного, может быть, вспомним его историю. 

– Ну, ничего такого особенного.

– Рыбу-то можно есть?

– Рыбу можно.

– Это уже особенное. А что еще?

– Если не касаться кулинарного разнообразия, что можно, что нельзя, то суть поста – это найти мир с собою, со своими близкими, с Богом и в таком мирном состоянии приблизиться к встрече праздника Рождества Христова. Это один из светлейших праздников не только на Руси, но и во всем мире.

– Где-то я слышал фразу, что Рождество – это малая Пасха.

– Ну да. Рождество – это пришествие в мир Спасителя.

– Хотя вроде к Пасхе более трепетное отношение – праздник праздников. А Рождество – это такой детский праздник. И я, можно сказать, здоровый лоб, но тоже в этот момент спокойно пойду колядовать, и мне еще дадут конфет. Какой-то такой праздник, который действительно возвращает в состояние детства, простоты и безмятежности, как Вы говорите, мирного отношения ко всему.

Но пока идет пост: что можно, а что нельзя? Ведь мы все равно живем этой жизнью: ходим на работу, общаемся с людьми и так далее. Как правильно подходить к посту? Как правильно распределить его времяпрепровождение? Есть ли какие-то советы или, может быть, церковные правила?

– Ко всему надо подходить с разумением. От всяких крайностей могут быть негативные последствия. Естественно, если мы возьмем какого-нибудь молотобойца или лесоруба и швею, то у них будет разный подход, потому что разная физическая нагрузка. В отношении телесного поста надо соизмерять свои силы. Может быть, кому-то будет достаточно отказаться от конфет, кому-то от чего-то другого, например от ежедневного выпивания бокала вина. У каждого разные пристрастия в жизни, от которых было бы полезно отказаться.

– Не смотреть хоккей.

– Хоккей? Ну, может быть. Иногда можно, но умеренно.

– Понятно. То есть нужно зацепиться в самом себе за какую-то, скажем так…

– …небольшую страстишку.

– И ее искоренять.

– Постараться.

Но ведь порой в этом состоянии ты, наоборот, становишься агрессивным, злым, и могут страдать твои близкие в этот момент.

– Потому что, к сожалению, у нас самоцелью становится именно исполнение церковных правил. И за их исполнением мы забываем о сути поста, о том, что нам надо приобрести мирный дух, смирение. Если мы все-таки увидим ту точку, к которой стремимся, то поймем, что главное, а что сопутствующие вещи. И естественно, у нас будет другое отношение к этому, потому что лучше не съесть своего товарища, чем бутерброд с колбасой.

– Вокруг нас уже сейчас начинает витать дух Нового года – праздника, который из-за календаря стал раньше Рождества. Играет красивая новогодняя музыка, которая по-своему тебя воодушевляет и окрыляет, другая атмосфера, снежочек, легкий морозец… Не совсем постное настроение.

– Все зависит от нас.

– Не грех же радоваться этой атмосфере?

– Почему не радоваться? Это тоже мироздание, это все красота, красота звука, цвета. Просто, к сожалению, мы начинаем уходить от такого созерцательного отношения к этой жизни к углублению в какие-то свои страсти, и проведение праздников превращается  порой даже в скотское времяпрепровождение: пьем и едим без устали.

Время поста должно бы это разбить, но мы не можем загнать всех в рамки церковного устава. Мы можем только призвать человека внимательней отнестись к тому, что происходит вокруг. Мы прекрасно понимаем, что не везде сейчас присутствует такая музыка… Есть скорбь, болезни, лишения и смерть. И когда мы разделяем эти переживания, то, соответственно, становимся участниками жизни этих людей. То есть мы можем передать им свою сердечную теплоту, потратить время своей жизни не на безудержные пьянки и гулянки, а на то, чтобы собраться вместе с друзьями, родными и побыть вместе. Когда вместе собирается семья, поет песни. Я знаю, Ваша семья так собирается. К Вам даже приезжал какой-то телеканал.

– Да. Кстати, скажу честно, это некий уникальный шанс собраться всем вместе. Уже не так часто собираемся, потому что мы выросли, у всех свои семьи, там свои проблемы, надо как-то организовать себя внутри.

Пользуясь случаем, скажу, что это произошло потому, что мы перестали петь в семьях. Я иногда задаю вопрос, почему сейчас дети не поют, как мы раньше слушали большой детский хор, например, Попова? А один профессор консерватории сказал, что причина в том, что мы перестали петь дома за столом. Это некий серьезный спад.  У детей нет чувства прекрасного. Музыка, которую слушают дети… я вообще не понимаю, что это такое. При всем уважении к исполнителям...

У нас была попытка показать пример того, как можно собираться всем вместе. И я знаю, что в тот же сезон, когда вышел наш первый концерт, по соцсетям пошли видео, как вся семья собиралась и пела колядки. Наша миссия была выполнена. Надо продолжать, хотя продолжать очень сложно.

– Я тоже вспоминаю, когда был маленький, на лестничной клетке собиралась вместе вся большая семья: бабушки, дедушки, дяди, тети. Была одна двухкомнатная квартира и одна трехкомнатная. Собиралось до пятидесяти человек. Такая гурьба. Мы, маленькие, под столом, потом, когда вырастали, нас пускали за стол. И все это время пели, пели, пели. Давайте хотя бы будем собираться вот на такие праздники. А то один в ресторан, другой на корпоратив, третий еще куда-то.

– Надо и на корпоратив, и в ресторан, и в семью.

– Ну, это если получится. Не у всех получается. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы время поста не было настолько омрачено поведением, которое часто бывает у нас. Внутри семьи совершенно другая обстановка. Конечно, хорошо встречать праздники, но надо их хорошо встречать. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы мы все-таки собирались семьей.

У нас тоже есть такая традиция последние годы: мы всей семьей готовимся к таким большим праздникам, как Рождество Христово, Пасха: собираем рукодельные подарки, печем печенье, изготовляем какие-то открытки, на Пасху раскрашиваем деревянные яйца, еще что-то делаем. Это объединяет семью. А ведь Церковь – это большая семья. И если у нас в семье, в малой церкви, будет хоть какое-то взаимопонимание, то это будет транслироваться на всю полноту Церкви.

Отказаться от новогодних праздников мы не можем, так уж сложилось исторически, что время поста разделяется Новым годом, но хотелось бы, чтобы мы все-таки вспоминали те прошедшие времена, когда в эти дни люди были вместе, собирались всей семьей.

К тому же хотелось напомнить, что в первый день нового года, 1 января, кроме прочих святых, мы вспоминаем несколько забытого нашего святого преподобного Илью Муромца.

– Вопрос от телезрителя: «Расскажите немножко о служении архангелов. Архангел молитвы – Варахиил, Архангел провозвестник – Гавриил. И еще вопрос: в скорбных обстоятельствах мне нравится читать апокрифическую молитву, которая якобы была написана на паперти Чудова монастыря. Можно ли?»

– Если она не заключает в себе каких-то заговоров или слов, которые не приняты в употреблении, почему бы и нет? Ну, может быть, стоит ее показать в специальную Синодальную комиссию, которая при издании молитвословов рассматривает те или иные тексты. Я думаю, было бы неплохо, потому что молитвословы заключают в себе множество молитв.

– Вопрошающему человеку она оказалась близкой.

– Почему бы и нет? Мы же часто молимся и своими словами. Можно сказать, что они тоже апокрифические, потому что не входят в свод обиходных молитвословов, которые у всех на слуху.

– И был вопрос про ангелов. Сегодня день Небесных Сил бесплотных.

– Ангелы – это те, кто постоянно с нами. Один из самых популярных ответов на вопрос, почему люди хотят крестить ребенка: чтобы у него был ангел-хранитель. Но, к сожалению, мы часто забываем об их присутствии рядом с нами и своими действиями несколько отгоняем их от себя. Безусловно, ангелы – это те, что находятся ближе всего к нам, постоянно пребывают с нами. Они служат Самому Богу. Они не отпали от любви Божией. Это очень ценно для нас.

– Мы остановились на том, что 1 января Церковь празднует память преподобного Ильи Муромца, того самого богатыря.

– Тот самый былинный богатырь, на которого мы все хотели быть похожи в детстве. Сейчас, я думаю, уже какие-то другие герои. А у нас в детстве были пластиковые мечи и шлемы, а во дворе срубленные домики, городки, из бревен сделаны богатыри. Это было в культуре.

– Я тоже хотел быть богатырем. Мне родители рассказывали, что на вопрос, кем хочу быть, я отвечал: «Богатырем».

– Да, тогда не хотели быть суперменами. А сейчас, к сожалению, мы как-то ушли от памяти этого святого. Мне кажется, даже знаменательно, что именно первый день года мы вспоминаем его, потому что он не только воин, который защищал Русскую землю, но еще и воин Христов. Мы знаем его как преподобного, который принял иноческий постриг и сейчас пребывает в пещерах Киево-Печерской лавры несколько в заложническом состоянии.

– Недавно общался со знакомыми, говорят, что митрополит Павел служит в Нижней лавре. Это инсайдерская информация. 

– Слава Богу. Может, это совершается и молитвами святого Ильи Муромца. Хотелось бы тоже акцентировать на этом внимание, потому что наши воины, которые сейчас там, это те же Ильи Муромцы. Они защищают нашу страну, нашу Русь. И когда мы соберемся все вместе, мы помолимся и вспомним, что в каждой семье есть защитники нашего Отечества этого времени или прошедшего.

– А сколько людей жертвуют... Это тоже участники доброго дела.

– Конечно, я уверен, что нашим близким, которые находятся там, и тем, что уже преставились, очень нужна наша духовная поддержка, важно такое наше поведение, когда мы не в каком-то веселье и хлопушках провожаем этот год, а когда происходит консолидация нашего общества: мы собираемся все вместе, чтобы быть духом, сердцем, мыслями, молитвами и друг с другом, и с теми, кого нет рядом… Эта духовная поддержка очень нужна им. А когда мы пребываем в расслабленном состоянии, какая им от этого радость? Мне было бы горестно, если бы я был где-нибудь в окопах, на передовой, а здесь шли какие-то пляски.

– К сожалению, так и происходит.

– К сожалению, да, поэтому мы должны, насколько это возможно, показать пример: собраться семьями, каждый в своей семье, помолиться, спеть песни. Вы выложите в свой канал, другие посмотрят. Мы подарим подарки.

– В этом году будет тяжело. 

– Ничего, с Божией помощью, я думаю, все получится. К сожалению, в этой разрозненности, которая сейчас во всем присутствует, вся слабина наша – нет духовного единства, нет умственного единства, у каждого свои дела, даже внутри семьи. К сожалению, мы заложники этого времени.

Хотелось бы, чтобы хотя бы в этот период времени, в подготовке к встрече Рождества Христова, мы Новый год встретили в кругу своей семьи или друзей, чтобы это было тихо, спокойно, с любовью.

– Искренне? По-настоящему?

– Конечно. А эти средства, которые мы тратим на хлопушки и фейерверки, можно потратить на какие-то добрые дела… Мы даже порой не знаем, кто у нас за стеной, на лестничной клетке. Раньше все друг друга знали. Может быть, там сидит как раз  одинокий человек и наше пирожное, которое мы ему принесем, будет лучшим даром в нашей жизни, потому что бывают такие ситуации, когда маленькое проявление нашего внимания, нашей любви человека воскрешает.

– Вопрос телезрительницы: «Святые отцы говорят, что можно спастись только одной милостыней, не имея других добродетелей. Так ли это?»

– Мне кажется, что милостыня – это как раз проявление всех добродетелей.

– Совокупность твоих духовных дарований.

– Квинтэссенция. Потому что милостыня – это проявление твоей любви.

– Смирение, не сребролюбие...

– Конечно, потому что это и есть жертва милостыни. Что такое милостыня? То, что ты отрываешь от себя и отдаешь, жертвуешь другому. А настоящая любовь и есть жертва. Просто кто-то может пожертвовать своим материальным состоянием, а кто-то жертвует своей жизнью. Это разные жертвы, но в любом случае это все равно проявление любви. Поэтому милостыня и есть проявление любви: проявляя милость, проявляешь любовь; через любовь соединяешься с Богом, что и есть суть спасения.

– Ваша тема про наших ребят очень близка мне, потому что я там бывал и, даст Бог, буду; и получится много чего осуществить не без помощи добрых людей. В этот момент ощущается какое-то невероятное единение. Особенно запомнилась поездка в прошлом году в один из городов. И там было очень страшно – близко звуки работающей артиллерии. Потом возвратился в Москву, а на следующий день – Новый год, звуки салютов. Было сложно понять эту обстановку... Я не знаю, как будет в этом году, потому что все тяжелее и тяжелее ситуация развивается. Долго. Есть некая усталость. Но я считал в тот момент, что это нечестно было по отношению к тем ребятам, которые там.

– Это предательство (мы должны называть все своими именами), мы предаем их память. Мы фактически их предаем.

– Когда все закончится, ребята вернутся, тогда и повзрываем...

– Лучше спеть, всем вместе собраться. Вот как Святейший собирает всех на Красной площади – все там поют.

– А про Илью Муромца мы, мне кажется, не всё договорили?

– Эта тема очень интересная. Илья Муромец у нас является покровителем пограничных войск (он тоже пограничник). Тема связана и с нашими воинами, и с Церковью, потому что он является святым Православной Церкви, соединяет и Великую Русь, и Украину нынешнюю (тогда – Малую Русь). И, конечно, этот былинный герой для нас – символ стойкости и тела, и духа, полноты жизни во Христе, когда человек жертвует всей своей жизнью.  

– Я был там, где лежат его мощи, и есть нетленная его рука. В чем, наверное, самое важное, когда ты приобщаешься к этому? Это молитва, святые мощи и так далее. Ведь это же мы, только тысячу лет назад. Просто поражает масштаб того, как мы развиваемся в истории нашей страны.

– 4 ноября – День народного единства. Как раз когда ополчение собралось здесь, с разных мест пришло, несло во главе войска Казанскую икону Божией Матери. Как взяли Китай-город? Сначала молились, потом наложили на себя пост, потому что вся эта битва не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. Потому что наши братья, которые подверглись влиянию духов злобы в разных проявлениях, к сожалению, часто не понимают, что происходит.

И эта битва как раз против духов злобы. Спаситель говорит, что этот род может быть  изгнан только постом и молитвой. Так что все средства у нас есть: пост перед Рождеством Христовым есть, молитва тоже есть. И когда на праздник Рождества Христова будет именно вся полнота общества, а не часть, когда это будут все люди, если они себя ощущают членами вот этой полноты русскости, то проявление этой их жертвы будет тоже принято. Это тоже будет их жертва, когда они откажутся от каких-то своих развлечений ради того, чтобы хотя бы подумать о тех, кто сейчас терпит какие-то лишения, находится в стесненных обстоятельствах и приносит бóльшую жертву, жертвуя своей жизнью. А Христос сказал, что нет большей жертвы, как отдать жизнь за своих друзей.

– Это очень важные моменты. И, самое главное, здесь необязательно быть верующим православным.

– Нет, конечно. Это касается всех: надо быть человеком. Мы должны мобилизоваться, должны быть едины. Почему мы 4 ноября отмечаем кроме праздника Казанской иконы Божией Матери День народного единства? Потому, что видим пример, что можем сделать, когда мы все вместе: мы изгнали интервентов со своей земли.

– А когда читаешь хроники того время – ужас, как будто всё: нас нет.

– По дорогам трупы людей и животных валялись. И вот народ объединился, помолился, попостился... Мобилизовали свои духовные силы.  

– Действительно, исторический факт. Кстати, под стенами Троице-Сергиевой лавры были запорожские казаки. Они ушли, по преданию, явился преподобный Сергий. То же самое, кажется, было и в Москве, когда запорожцы, которые были наемниками у поляков, в какой-то момент осознали, что мы тоже русские люди. История на самом деле очень интересная. И такое ощущение, что мы сейчас тоже переживаем некую смуту. И то, что Святейший явил икону Казанскую, – это шанс.

– Конечно, это должно быть стимулом для того, чтобы мы вспомнили всю нашу великую историю. Когда мы едины, мы непобедимы.

– Еще такой момент: 90-е годы, 2000-е годы мы это время бездарно потеряли. Когда как раз нет единства, каждый сам по себе. «Моя хата с краю» – это абсолютно полная разобщенность.

– Разделяй и властвуй. Ничего нового.

– И сейчас нам сложно порой даже молодому поколению что-то предъявлять, потому что мы сами выросли людьми, которые не привыкли быть вместе. Каждый за свое счастье борется, каждый сам по себе. И в этой ситуации получается, что тоже некий перелом должен случиться?

– Да, у нас есть герои прошлых лет, которые никуда не делись. Можно приехать в Киево-Печерскую лавру помолиться преподобным, и среди святых, которых там множество, преподобный Илья Муромец. Нам нужны эти старые герои, они должны по-новому засиять. Мы их забыли.

– Я лично ничего не забыл. Слишком в осознанном возрасте, видимо, это пришло. А кто родился в двухтысячных и после, к сожалению, да.

– Если мы соберемся, то, конечно, все изменится – тогда Христос будет посреди нас.

Мне тут сказали, что раз у нас есть возможность сейчас жить мирно, надо наслаждаться этим временем. С одной стороны, пожить-то хочется... И мы действительно живем, рожаем детей, радуемся, крестим их, причащаемся. То есть жизнь продолжается. Но что можно ответить такому человеку, который так говорит?

– То, что это приведет в погибель его детей. Это же ком, который катится, и он все больше и больше, грязнее и грязнее. Он впитывает всю грязь. Если сейчас этот ком не разбить, то он просто сомнет всех твоих детей… Посмотрите вокруг себя: где любовь, где наши песни, где наши семьи? Ничего же не осталось. Все смела эта жажда комфорта, жажда удачи. Ничего нового с грехопадения.

– Причем в комфорте нет ничего плохого. Пусть он будет.

– На мой взгляд, «комфорт» – это самое страшное сейчас слово. Потому что в погоне за комфортом мы предаем, мы убиваем. Чего только не происходит… Ведь ради чего мы убиваем своих детей? Ради комфорта.

– Мы про аборты сейчас говорим? Ежегодно цифры сумасшедшие...  

– Ради чего убивают детей? Ради комфорта. Раньше приносили жертву Ваалу, сейчас другому бесу…

Советская Россия первая легализовала аборты. Мы первые! Это же настоящий геноцид русского народа! И с тех 20-х годов прошло уже сто лет, а он продолжается – мы убиваем своих детей, принося их в жертву этому бесу комфорта, потому что все хотят спокойно жить, отдыхать, развлекаться. А это и есть комфорт.

– Увидел фотографию одного батюшки, у которого очень много детей. И там дети, зятья, невестки, человек 25 примерно – они с матушкой держат просто огромный холст. И он так подписал эту фотографию: «Кого из них нужно было убить?»

– Да, это страшно. А бывает, мы приносим эти жертвы ради уже рожденных детей, чтобы им было хорошо. Но как им будет хорошо, если ради того, чтобы они жили, убили их братьев и сестер? Какая жизнь будет у этих детей? Страшно просто подумать.

– У нас был вопрос такой: «Я узнала, что мама сделала аборт, я одна в семье. У меня могли быть сестренка или братик, а я одна выросла. Как мне за них молиться?»

– Беда. Поэтому мы должны собраться, чтобы не прошло это время зря, чтобы эти жертвы не прошли мимо. Потому что жертвы-то серьезные. Сколько мы приносим сейчас в жертвы людей?!  

– И с той стороны то же самое?

– Конечно. Они же страдают не меньше нас. Может быть, даже и больше.

– Там же православные.

– Конечно.

– Наши братья. Хотя они как бы сейчас враги, но они наши братья… И все мы братья… Подытожим наш эфир.

– Еще Федор Михайлович сказал, что дьявол ведет битву с Богом и поле брани – сердце человека. Поэтому эта битва будет всегда... Посеял он этот раздор, и произошло то, что произошло.  

– Это как раз вопрос к каждому из нас.

– Ты часть огромного целого – большой семьи. Все мы семья. Если мы все вместе соберемся, то это будет огромная духовная сила, которая переломит все невзгоды. Господь увидит то, что мы вместе.

– Как это было у наших предков. И теперь мы живем в учебнике по истории, и нас будут изучать через много лет.

– Главное, чтобы мы те уроки усвоили.  

– И чтобы те, кто будет изучать нас, были наши предки, а не какой-то другой народ. Поэтому подытожим: мобилизоваться, но с ума не сходить, быть собранным, честным, «спокойным и упрямым».

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать