Беседы с батюшкой. Спасение. Священник Василий Старцев. 24 октября 2023

24 октября 2023 г.

– Тема сегодняшнего разговора: «Спасение». Зачем вообще человеку понадобилось спасение?

– Если мы будем говорить о спасении, то в первую очередь нам надо понять, от чего мы спасаемся. Я предлагаю обратиться к Книге Бытия, когда Господь сотворил небо и землю, создал человека и насадил древо познания добра и зла, древо жизни. Для чего Господь насадил это древо? Оно является неким приоритетом Бога в выборе для человека, что есть добро, а что есть зло.

И человек не то чтобы не понимал и не знал, что есть добро и зло. Как раз знал. Об этом пишет Иоанн Златоуст: неужели козел знает, какую траву ему можно есть, а какую нельзя, а человек не может отличить, что такое добро и что такое зло? Человек понимал и принимал за добро Господа Бога, а за зло то, что является злом в глазах Божиих.

Что же случается потом? Когда праматерь Ева гуляла по саду, к ней приблизился змей. Почему дьявол избрал именно это животное, которое обитало в раю? Потому, что оно является тихим, может очень незаметно подобраться к уязвимому месту и нанести свой смертельный укус.

Змей задает нашей праматери ложный вопрос: «А действительно ли Бог запретил есть от каждого дерева в раю?» Такую фразу мы можем встретить и в нашей жизни. Некогда отец Олег Стеняев рассказывал историю, как баптисты или иные сектанты приходили к церквям и задавали людям такой вопрос: «Правда ли, что в православии Святая Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и Николай Угодник?» Видя явное несоответствие с тем учением, которому учит нас Святая Церковь, или заповедью Божией, которую дал Господь в раю, Ева решает оправдаться. Если сказать простым языком, дьявол выводит Еву на эмоцию.

Ева начинает диалог и отвечает: «Господь разрешил нам вкушать от любого дерева в раю, но запретил касаться плодов древа познания добра и зла». И тут она уже входит в некий обман, делает заповедь более строгой. Такие случаи бывали и в Новозаветной Церкви, когда люди, ревностно сражаясь за веру Христову, были очень строги и тем самым уходили в ереси и раскол. Это очень и очень опасно.

Дальше дьявол предлагает вкусить от древа познания добра и зла, чтобы люди стали как Боги, знающие, что есть добро, а что есть зло. Дьявол, который хотел стать наравне с Богом, который возгордился, не находит ничего нового и предлагает человеку что-то подобное. В чем сам согрешил, в том и хочет, чтобы согрешил человек. Такие примеры также есть и в нашей жизни. Если человек находится в каком-то тяжком грехе, то хочет, чтобы и другие люди, окружающие его, впали в него.  

И после того как Адам и Ева вкушают от древа познания добра и зла, они берут на себя выбор решать, что есть добро, а что есть зло. А поскольку выбор становится у каждого своим, из этого произливается великое зло. Из-за этого и по нынешнее время существуют войны и различные прегрешения между людьми. Это является источником греха. И именно от этого человеку нужно спастись.

– Почему Адам не был спасен сразу?

– Адам не был спасен сразу не потому, что Бог не хотел его спасти. В самом начале описывается, как Бог ходит в прохладе дня и задает вопрос: «Где ты, Адам?» Из Священного Писания мы знаем, что Господь Бог видит все, от Него нигде нельзя скрыться. Царь Давид пишет, что даже если человек сходит в ад, Господь находится и там. Поэтому этот вопрос стоит понимать риторически. В нем звучит сожаление Божье, в котором можно увидеть такую фразу: «Адам, до какого состояния ты докатился? До какого состояния ты упал?»

Адам говорит о том, что наг. И Господь спрашивает: «А кто тебе сказал, что ты наг? Не ел ли ты от древа познания добра и зла, от которого Я говорил тебе, чтобы ты не вкушал?» И если бы в тот момент Адам сказал: «Да, Господи, я вкусил от древа познания добра и зла», – Бог простил бы его и его супругу Еву. Поскольку праведным мужем, как сказано в Писании, спасается неверующая или неправедная жена.

Адам перекладывает вину на свою супругу и косвенно на Бога. Он говорит: «Жена, которую Ты дал, она дала, и я ел». Не найдя покаяния в Адаме, Бог обращается к Еве, задавая тот же вопрос. Ева перекладывает вину на змея. Поскольку змей – это сам дьявол, он уже укоренился во зле и не имел возможности к покаянию, Бог уже не обращается к нему с вопросом. Он обращается к нему с проклятием и наказанием, дает нам первое Евангелие, в котором говорит: Вражду положу между тобою и женою, между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

–  А можно ли было спасти человека не через смерть?

– Невозможно было спасти человека без такого наказания, как смерть. Если бы человек вкусил от древа жизни и имел бы вечную жизнь, то мог бы укорениться во зле и стал бы как дьявол: не имел возможности к покаянию. И второе – Господь милосерден и не хочет страданий человека. Мы знаем, что в жизни есть очень много болезней и других бедствий. И человек, живя в таком состоянии вечно, уже находился бы в аду.

Некогда слушал проповедь отца Дмитрия Смирнова, в которой он обращается к людям со словами: «Вы приходите в церковь и задаетесь вопросом: «Есть Бог или нет Бога?» Он действительно есть и существует. Вот вы все такие умные, замечательные, образованные, живущие по тем принципам, по которым хотите жить, но почему тогда у вас такие кислые лица? Потому, что вы уже пребываете своим состоянием в аду».

То есть ад – это состояние души. Есть рай, который внутри нас, и есть ад, который также внутри нас. Ад – это состояние, когда в нас отсутствует действие Божие, когда Бог не присутствует в нашей жизни.

– А зачем понадобилось умножать человеческие грехи?

– Богу не нужно было умножать грех. У человека есть свобода выбора, его свободная воля. Каждый сам выбирает, что есть добро, а что есть зло. И зло распространило тот самый грех между людьми.

–  Почему совершил спасение именно Сын Божий?

– Мир человеческий нуждался в совершенной жертве. Поскольку эта жертва распространяется на людей, которые жили до нас и которые будут жить, если Бог даст, после нас, то нужна была именно такая жертва. Бог находится вне времени и пространства. И нет никого, кроме Бога, находящегося вне пространства и времени. Ангелы, люди, какими бы праведными ни были, не смогли бы совершить такую жертву.

Сам Господь родился без греха. Дева Мария родила Христа непорочно, то есть без греха, чудным образом. И поскольку Он был без греха, то, умирая, Он разрушает власть греха над нами и тем самым разрушает смерть, которая властвовала над человеческим родом.

– Если спасение уже совершено Богом, то зачем Церковь требует от нас каких-то усилий?

– Спасение действительно совершено. Давайте представим Церковь как корабль (а символом Древней Церкви и являлся корабль), а жизнь человеческую как море и сравним это с Потопом, когда Ной построил ковчег. Тогда никто не выжил, кроме тех, которые были в ковчеге: звери и родные Ноя (его супруга и дети).

Этот библейский исторический случай можно сравнить с Церковью. Человек, живя в Церкви, живя ее таинствами, находится на корабле, который везет его по житейскому бушующему морю в Царствие Небесное. Без этого корабля спасение либо невозможно, либо практически невозможно. На каком-нибудь деревянном плоту не переплыть океан. Практически невозможно этого сделать.

– Можно ли спастись, если ты для этого ничего не делаешь?

– Нет. Чтобы быть членом Церкви, нужно что-то делать. Есть определенные таинства, есть учение Христа. Господь пришел не для того, чтобы просто умереть. Дело спасения человека начинается в день рождения Христа и заканчивается в день Его вознесения. Каждый фрагмент Божественного пребывания на земле учит нас чему-то.

Существуют некоторые принципы спасения человека. В Церкви есть определенные учения о спасении. Оно делится на три ступени: первая ступень называется «искупление». Тут можно сравнить человека с рабом, который приходит к своему господину и надеется на его милость. Но он должен верить. Без веры мы ничего не можем получить от Бога. Человек должен веровать в то, что Бог есть (см. Евр. 11, 6).  Вторая ступень – это ступень воцерковления. Когда человек входит в Церковь, он приводит туда свою семью, детки начинают ходить в воскресную школу, мама с папой венчаются и начинают жить церковной жизнью, исповедуясь, причащаясь. Этому соответствуют такие теологические понятия, как «надежда» (человек надеется) и «рабочий» (человек трудится, и Господь ему посылает некие дары за его труд). 

И третья ступень, которая есть только в Православной Церкви, – это обожение. В обожении мы усыновляемся Богу, и термин, которым можно все это объединить, – это любовь. В человеке, находящемся в любви, пребывает Господь Бог. Это главная, конечная станция нашего спасения.

– Вопрос телезрительницы: «Святые отцы говорят, что можно спастись только одной милостыней, не имея при этом особо других добродетелей. Так ли это?»

– Как пишет апостол, чтобы научиться любви, нужно быть милостивым. Гордым, злым Господь противится, а смиренным дает благодать. Если человек совершает определенную милостыню, добрые дела, он может спастись при условии, если он крещен и если  исповедуется, причащается, потому что в нашем понимании спасение – это жизнь с Богом. Без крещения жизнь с Богом невозможна – мы становимся членами Церкви после крещения. И в Причастии мы с Богом соединяемся, становимся святыми и можем эту святость научиться сохранять, как ее сохраняли наши святые отцы. Но в большинстве случаев люди живут от причастия до причастия, поэтому в наше время людям нужно больше причащаться, нежели, например, Марии Египетской, которая причастилась два раза за жизнь, как мы знаем из ее жития, и наследовала жизнь вечную.

То есть просто делать добрые дела недостаточно, нужно еще быть членом Церкви и жить теми таинствами, которые она предлагает. Мы уже сказали, что Церковь – это некий ковчег, который нас спасает. А все остальные дела милосердия – уже результат того спасения, когда проявление любви становится чем-то бóльшим, нежели для других людей, которые могут делать добро ради своей выгоды, чтобы показаться перед людьми с хорошей стороны.

– Батюшка, какова роль смирения в деле спасения?

– Как святые отцы нас учат, без смирения нет спасения. Человек некогда согрешил в гордости (гордость – это какое-то сопротивление перед Богом), а смирение нечто противоположное гордыне – это жизнь по воле Божией, полное доверие Богу.

Это не просто вера, что Бог есть, это еще и доверие, понимание, что Господь ведет именно тем путем, который для тебя полезен. Для каждого человека этот путь разный. Многие считают, что если человек богатый, то у него есть все. Почему Господь определил ему такую жизнь? Кому-то – все, кому-то – ничего.

Это утверждение я считаю в корне неверным, поскольку человек не видит внутреннее состояние духа того человека, который находится в богатстве. Господь ему посылает некие другие испытания для спасения его души. Видимо, это была единственная возможность для того, чтобы подтолкнуть человека к спасению, чтобы он жил именно такой жизнью.

– А какие средства спасения существуют?

– Средства спасения – это таинства церковные. Таинства Церкви – это Крещение, Исповедь, Миропомазание, Причастие, Покаяние, Брак, Священство и Елеосвящение – все для того, чтобы человеку простили грехи, чтобы он научился бороться с грехом. Если мы возьмем крещение, то мы умираем, как ветхий Адам, и возобновляемся, как Адам Новый, Небесный, то есть как Христос. Нам выдается новая и чистая одежда, нам прощаются все грехи (то есть первородный грех, если крестимся в младенчестве), а если, например, человек крестится уже в осознанном возрасте, ему прощаются также те грехи, которые он совершил в течение своей жизни.

В таинстве Миропомазания нам сообщается благодать Святого Духа, которая дает духовные силы для борьбы с грехом. Дальше – таинство Исповеди. Например, если простым языком говорить, ту одежду, которую человек получил в таинстве Крещения, он может испачкать. И Господь через священника имеет возможность «застирать» те пятнышки, которые появились на этой одежде. А само Причастие попаляет саму наклонность ко греху. Мы, когда готовимся к святому причащению, исповедуемся, чтобы как можно достойнее подойти к этому святому таинству.

Апостол пишет, что человек, который недостойно причащается, в смерть свою причащается. Поэтому мы все-таки должны потрудиться достойно подойти к этому святому таинству. Понятное дело, что страсти у человека остаются. Но Господь прощает.

Если говорить об исповеди, Господь не просто прощает, а дает оправдание. Господь оправдывает настолько, что в глазах Бога этого больше нет.

– А почему Христос за что-то временное дарует нам вечное?

– Святые отцы-пустынники очень часто, особенно в I веке, задавались таким вопросом. Они приводили в пример, что человек до 10–12-летнего возраста не имеет полного осознания и возможности делать осознанно какое-то добро и зло… Господь нам дает вечность по Своей любви. Лишь по любви. Потому что замысел Божий был изначально в обожении человека, чтобы через него осветилась вся вселенная.

– Батюшка, давайте ответим на вопросы наших телезрителей, которые приходят к нам в Telegram.

Вопрос от Ирины: «Что делать, когда все в жизни рушится? Я в отчаянии. Куда ни посмотри, везде все плохо, одни проблемы, помощи никакой ниоткуда нет. Хуже всего, что мне кажется, как будто Бог мне специально посылает испытания или наказывает меня, чтобы было мне еще тяжелее и хуже. И Он смотрит, когда же наконец я сдамся окончательно. Я уже все плохое воспринимаю как данность и не удивляюсь. В церковь не иду, потому что это кажется бесполезным. Как выйти из этого состояния? Почему Бог выбрал именно меня для горя и неудач?»

– Дорогая Ирина, дело в том, что Господь хочет спасения для каждой души. И из этого, по Своему милосердию, Он может посылать некоторые испытания, чтобы в них человек остановился и обратил свой взор к Богу. Вы, как написали, не хотите прийти в храм, потому что не видите в этом никакого смысла. А в этом кроется величайший смысл на самом деле.

Только в дверях храма (не как в здании, а как в богочеловеческом организме) человек может найти спасение. Без Церкви невозможно спастись, как бы человеку этого ни хотелось. Поэтому Вам стоит прийти в храм, перед этим постараться подготовиться к исповеди, исповедоваться, причаститься, через это познакомиться с действием Бога, Его благодатью, которую Он посылает в этих святых таинствах, и не просто познакомиться, а начать жить этим. Многие могут получить просимое и на этом завершить свое воцерковление: «Все я получил, Господи, спасибо, дальше я как-нибудь сам без Тебя». Богу не нужно, чтобы человек находился в каких-то мучениях. Богу нужно каждого человека спасти, а это спасение – в вечности. Человек может в этих церковных таинствах уже обрести счастье и в этой жизни. Поэтому, дорогая Ирина, прошу, не ограждайтесь от Бога, дайте Ему возможность действовать в Вашей жизни. Пока Вы не хотите, Господь не может вмешаться, потому что у Вас есть свободная воля. Господь без Вашего личного согласия в Вашу жизнь вмешаться никогда не сможет.

– Еще один вопрос: «Мне и моей девушке 21 год, встречаемся два с половиной года, ведем совершенно целомудренные отношения. Как у меня, так и у нее не было отношений до наших. Я очень хочу создать семью, но она просит подождать. И не год,  не два, а больше. Говорит, что еще не готова, еще не созрела для брака. Что мне делать?»

– Что конкретно делать в Вашей ситуации, я не смогу подсказать, но я точно знаю, что к браку подготовиться невозможно. То есть брак – это некая школа любви. Чтобы было некое единомыслие, чтобы человек через это научился любви и эту любовь распространял уже на других людей. Вот в этом и есть смысл брака.

– А то, что девушка просит подождать несколько лет, а он уже готов жениться?

– Может быть, просто она этого не хочет. То есть будет оттягивать, а в конце эти отношения просто могут закончиться.

– Может, стоит кому-то помолиться, особые молитвы какие-то существуют, почитать акафист?

– Я на самом деле не считаю, что молитвой можно подтолкнуть человека к выбору в таких случаях. Мы можем молиться за наших родителей, за наших родственников, которые погибают, и Господь, попуская некоторые ситуации, может вернуть их на путь спасения. А в этом случае здесь имеет место выбор самой этой девушки.

– Светлана спрашивает: «Как научить сына самостоятельной жизни?»

– Дорогая Светлана, здесь надо понимать, сколько лет Вашему сыну. Если ребенок еще школьного возраста, то Вы должны приучать его к некоторой ответственности за свои поступки. То есть не имеется в виду все разжевать, в ротик положить. Тогда человек самостоятельно ничему не научится. Вы должны один раз показать, как это делается, а дальше он самостоятельно, проявляя свой творческий интерес, научится. Если уже взрослый, возможно, окончил университет, то Вы должны сделать так, чтобы он начал самостоятельную жизнь уже отдельно. Отец Максим Первозванский рассказывал нам историю: папа снял для дочки квартиру, оплатил три месяца, а дальше она уже должна была влиться в эту самостоятельную жизнь, начать зарабатывать деньги, брать ответственность за себя.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать