Беседы с батюшкой. Спас Нерукотворный. Священник Владимир Тоготин. 29 августа 2023

29 августа 2023 г.

В студии священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

– Сегодня мы празднуем самый необычный образ Иисуса Христа – «Спас Нерукотворный». Как видно из названия, образ создан не человеком, а Самим Богом.  Давайте немножко поговорим об истории этой иконы. Что это за чудесное явление в истории нашей Церкви?

– На самом деле сегодня замечательный праздник, можно сказать, день рождения иконы. Первый образ появился как раз в связи с этим событием, которое было 2000 лет назад. В те времена зарождалась христианская Церковь, в Сирии правил царь Авгарь (по-гречески Аугорос), который сильно заболел проказой. Это неизлечимая, страшная болезнь. До него дошла молва, что есть некий Человек, который ходит в Палестине и исцеляет всех, воскрешает мертвецов.

Он взмолился своему живописцу Анании, попросил его поехать в Палестину, чтоб пригласить этого Человека или хотя бы сделать с него изображение, портрет, как мы сейчас говорим. Анания отправился в это путешествие и не так долго искал Спасителя, потому что Он был уже знаменит и проповедовал людям. Анания никак не мог сделать портрет, потому что Христа постоянно окружала толпа народа. Он пытался и на гору забраться, и снизу подойти, и сверху – никак у него не получалось. И тогда Сам Господь пришел к нему на помощь, подозвал его и дал ему письмо для царя. Потом Христос попросил воды, умыл Свой лик и приложил полотенце к лицу, вытираясь. И произошло чудо: на полотенце отпечатался лик Спасителя. Все были крайне удивлены. Это полотенце Господь подарил Анании, чтобы тот передал его своему правителю Авгарю для исцеления от проказы.  

Анания выполнил свое послушание. Авгарь исцелился и, конечно, поблагодарил своего слугу. А изображение поместил на воротах при входе в город, которым управлял. Это был город Едесса, тогда столица Сирийского округа. Образ долго хранился там. Ему поклонялись люди, по молитвам он помогал в исцелениях от различных недугов, болезней.

Это интересное событие мы помним до сих пор. Сегодня празднуем перенесение этого образа из Едессы в Константинополь. Это было где-то в IX веке при Византийском императоре Константине Багрянородном. В те времена Византийская империя сокращалась по своим размерам, а эти земли были оккупированы магаметанами. Император выкупил этот образ, перенес в Константинополь и поместил в Фаросской церкви.

Очень интересная история. Какой в ней смысл для нас? Господь дает нам возможность поклоняться первообразу через изображения. Он открыл нам это. В Ветхом Завете был запрет на изображение ангелов и Самого Господа, потому что Бога никто никогда не видел. Однако после воплощения Бога-Слова Христос этим актом, этим событием, этим чудом показал людям, что теперь можно через образ поклоняться первообразу.

Люди видели Христа, видели Бога, Вторую Ипостась Святой Троицы. В Евангелии Господа спрашивали: Покажи нам Отца. А Он отвечал: Видевший Меня видел Отца. То есть Он отождествлял Себя и Отца. Молясь образу Спасителя, мы молимся и Самому Богу.

Сегодня этот образ стоит на аналоях во всех православных храмах, где служили Божественную литургию, причащались Святых Христовых Таин, праздновали такое интересное, полезное и значимое для нас событие, через которое мы чтим святыни и иконы.

После этого евангелистом Лукой была написана икона Божией Матери. Это тоже подтверждение сегодняшнего события. Постепенно в истории Церкви стали писать иконы святых, которые являются для нас ходатаями перед Богом. Видя иконы, мы молимся первообразу того или иного святого. Это ответ тем людям, которые считают, что мы идолопоклонники. Многие люди других конфессий не понимают иконопочитания, которое есть в нашей Православной Церкви. Это событие и есть апология иконопочитания.

– Еще интересно поговорить о том, что в августе народная традиция выделяет три Спаса. 14 августа, на праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, – Медовый спас. На Преображение – Яблочный. Сегодня – Ореховый спас. С чем связана традиция к праздникам, посвященным Иисусу Христу, приурочивать эти наименования?

–  Это просто церковная практика и хорошая, добрая традиция. Я помню, как в 1990-е годы многие даже пытались препятствовать этому, говорили людям, что это не Медовый спас, а праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Мне кажется, ничего плохого в этом нет. Это связано прежде всего с практикой. Яблоки в средней полосе Руси поспевают к этому времени. Почему Медовый спас? Конечно, события Изнесения Древ по большому счету никак не связаны с медом. Это такое совпадение. Естественно, мед освящается, и через это вкусное и полезное вещество, которое содержит много минералов и витаминов, человек приобщается еще и Духа Святого. Точно так же освящаются и яблоки.

Праздник освящения орехов не очень прижился на Руси. Может быть, есть приходы, где празднуют этот Спас... У меня была мысль принести какие-нибудь орешки, но просто руки не доходили. Все такие перенасыщенные после Успения, что орешки уходят на второй план. Но на Руси собирали орехи, которые поспевали к этому времени. Так возникло три Спаса подряд. Замечательная традиция. Люди через такие праздничные вкушения пищи вкушают и Духа Святого. Очень хорошо придумано.

– Август обычно месяц отпусков. А это хороший способ привлечь людей в церковь в это время.

– Может быть, и так. Август обильный на урожай… Хотя сейчас даже зимой зайдешь в любой магазин, продаются и помидоры, и арбузы. Все нивелировалось… Но тем не менее традиции остались. Люди почитают их. У нас в храме прихожане освящали яблоки. Радостно, красиво. Люди приходят и причащаются Святых Христовых Таин, приносят с собой яблочки, обмениваются ими, освящают, батюшка заодно всех окропляет. Праздничная атмосфера, не будничная служба.

Все начинается с Медового спаса. Мы уже говорили об этом празднике. Когда в Византии начинались жаркие дни холеры и болезней, выносили Крест, через молитвы которому исцелялись. Тоже хорошая традиция. У нас она перешла через мед. Мы исцеляемся освященным медом. Замечательно. Яблоки тоже очень полезные. У нас сейчас и груши освящают, и виноград. Везде полезные витамины. Во время строгого Успенского поста, когда Церковным уставом запрещено даже рыбу есть, мы наслаждаемся фруктами.  

– Не оттеняет ли это значение самого праздника? Не получается ли так, что человек идет в храм не ради праздника Изнесения Честных Древ, или Преображения, или Нерукотворного Образа, а ради того, чтобы освятить и поесть мед и яблоки?

– Есть такое дело. Но это уже зависит от нас самих. Бывает, люди делаю акцент не на сути праздника, а на освящении меда. Может быть, Церковь таким образом привлечет в храм людей, еще не очень окрепших в вере. Может быть, для первого этапа это и неплохо. Главное, чтоб потом это трансформировалось и человек понимал, что приходит не ради меда, а ради поклонения Кресту. Животворящий Крест исцеляет не только тело от физических болезней, но прежде всего душу. Для нас Крест – это великое оружие спасения. На первом этапе нет ничего страшного, если человек с помощью фруктов и сладостей приходит в церковь. Но потом он остается и начинает понимать, зачем пришел, в чем суть праздника. Слава Богу, сейчас есть интересные передачи и литература. Если человек не останавливается, а начинает что-то изучать, то через какое-то время он уже приходит в храм не ради таких внешних моментов, а уже понимая, что происходит важное событие, праздник.

Сегодня мы служили литургию и вспоминали про день рождения иконы. Такой день бывает только один раз в году. Господь дал нам образ, чтобы мы через него могли поклоняться первообразу. У нас в Церкви много праздничных дней, но такой всего один. Менять традиции не стоит, они устанавливались со смыслом. Наши святые отцы не просто так все делали, а с определенной целью: привлечь нас, слабеньких, в церковь, чтобы мы укрепились. Господь через эти видимые дары укрепляет в нас наши духовные дары.

– Такие праздники с освящением меда или яблок, чего-то материального, что потом можно съесть дома, очень интересны для детей. Ребенку трудно объяснить высокие смыслы Церкви о спасении, о таинствах, о Боге, но можно показать ему красоту этого дня через освящение плодов, меда, орехов, зерна, сделать так, чтоб у него остались об этом хорошие, яркие воспоминания, благодаря которым потом, в осознанном возрасте, он преодолеет собственный кризис и вернется обратно в Церковь постигать уже глубинные смыслы.

Мне кажется, такие истории характерны для постсоветских поколений. Бабушка водила ребенка в храм на какие-то, скажем так, интерактивные праздники с освящением плодов, или на Пасху с куличами и яйцами, или на Богоявление, когда всех окропят и воды нальют. И потом человек, имея маленькое представление о Боге и Церкви, помнит эти яркие, теплые, уютные впечатления и приходит обратно.

– Полностью с Вами согласен, для детей это очень интересно. В Великий Четверг детки собираются и начинают красить яички. Краска синяя, красная, зеленая – для них это целое действо, ритуал. В 1970-е годы бабушка водила меня в церковь. Красок тогда не было. Сейчас в любой магазин приходишь, продаются краски. А раньше ничего не было. Бабушка брала цветную бумагу, и я помогал ей замачивать эту бумагу и так красить яйца. Они были не такие яркие, как сейчас, более сдержанных тонов: светло-зеленые, голубенькие, розовые, но очень красивые. Ребенку это дает столько впечатлений... Пасхальный день был доминантой всего года. Хотя что мы детьми понимали о вероучении и христианских догматах? Тогда об этом не было принято говорить. Боялись даже сказать про родственников священников. Это плохо кончалось: могли выгнать с работы. Я застал эти страшные времена. Говорят, 1970-е годы – застой, но выгоняли и с учебы, и с работы. Тем не менее Пасху праздновали все, деваться было некуда, и потихонечку к 1000-летию Крещения Господь открыл нам двери храмов по молитвам святых угодников.

Сейчас мы имеем такое неизреченное чудо, когда можно ходить в храмы, посещать монастыри, просто радоваться. Мы не всегда даже понимаем это. Но у человека все происходит в сравнении. Один мой знакомый говорил, что если бы сейчас попал в 1970-е, то просто упал бы в обморок.

Я тогда жил на окраине Москвы, рядом с храмом Зосимы и Савватия Соловецких, метро «Щелковская». Ребенком видел разрушенный храм, там не было крыши, летали голуби. Я смотрел и думал, почему такое происходит, что церковь разрушена. Сейчас ее восстановили, храм сияет, благоухает. Я уже там не живу, но вспоминаю те годы и думаю, что не дай Бог снова там очутиться.

Сейчас надо радоваться, использовать это время, читать Священное Писание. Раньше Библию нельзя было купить, сейчас она продается везде. В советское время эти праздники потихонечку соблюдались бабушками. Их не особо трогали, они ходили в церковь и через эти видимые плоды передавали детям церковные традиции.  Это замечательно.

На Руси любят крайности. Маятник то в одну сторону, то в другую. Не хотим мы искать золотую середину. Или давайте полностью окунемся в обрядоверие, будем куличи и яблоки освящать… Либо, наоборот, начинаем просыпаться и говорить: зачем нам эти яблоки, зачем нам эти куличи? Нам все это не нужно, давайте целыми днями только изучать Писание. Мы люди слабые и, естественно, не можем целыми днями изучать Писание – мы хотим и отдохнуть... Не только для детей, но даже для взрослых, не утвержденных в христианской вере, эти первые шаги, связанные с традициями, очень полезны – и Медовый Спас, и пасхальные куличи, и яйца, и крещение…

У нас в Церкви протекала такая волна отрицательного отношения к купаниям, к освящению воды: такие-сякие, приходите в храм только раз в год воды набрать. А если по-хорошему вдуматься, что плохого, если человек неверующий пришел в храм и набрал святой воды? Может быть, потом через эту святую агиасму Господь коснется его сердца?! Придет время – обязательно коснется, я в этом даже не сомневаюсь, и человек уже через год, через два будет потихонечку осознавать, зачем эта святая вода, что она дает, к чему стремиться,  какой вообще смысл жизни, для чего ты пришел в этот мир и с чем должен уйти из этого мира. Мне кажется, надо во всем идти средним путем и не отсекать ничего: ни традиций, ни преданий – это очень правильные вещи, которые нам даны и отцами, и нашими батюшками-священниками советских времен.

Порой сейчас слышишь отрицательный отзыв: этот батюшка советский, он такой, он сякой… А вот попробовали бы мы пожить в те времена, когда каждый человек был на счету у спецслужб и на каждого родственника было дело заведено: шаг вправо, шаг влево – эти родственники могли пострадать. У меня была знакомая, ее постоянно выгоняли с работы, как только узнавали, что ее папа священник. Единственное, о чем она мне рассказала: «Господь всегда был за меня, и когда меня выгоняли, мне Господь всегда находил работу еще более высокооплачиваемую и более интересную, чем была». Однако все равно это гонение было, и, к сожалению, плохо, что мы сейчас не ценим то, что имеем. Да, сейчас, конечно, много каких-то отрицательных моментов, но надо использовать все способы.

– Только чтобы не навредить здоровью.

– Естественно, и чтобы потом не напиваться. Я сам считаю, что это необходимо делать на каком-то этапе. Может быть, когда человек уже духовно возрастет, ему будет это не нужно –  он лучше пойдет на ту же ночную литургию, причастится и спокойно, мирно дома вкусит завтрак и будет отдыхать и готовиться к вечерней службе. А на первом этапе, по молодости, действительно интересно искупаться, водички святой попить – ничего в этом плохого нет. Дай Бог, чтобы эти традиции у нас продолжались, чтобы ни в коем случае не отменять их.

– Совершенно необязательно учить других тому, что все это обрядоверие и оно отвлекает от истинного и настоящего смысла? И надо действительно только читать Писание?

– Это уже называется «распря», которая приводит к средостению. Я сам на себе это почувствовал. У меня не так давно (лет 7–8 назад) был очень интересный эпизод в жизни. Я был в отпуске (священников тоже посылают в отпуск на лечение), находился в Москве и решил зайти в один храм. Зашел в церковную лавку (кстати, на Медовый Спас) и поздравил работницу лавки с этим праздником. Она на меня обрушилась: «Какой Медовый Спас? Сегодня не Медовый Спас. Не смейте так говорить! Сегодня Изнесение Честных Животворящих Древ Господних». Я не стал с ней спорить, спокойно купил баночку меда и ушел. Для себя сделал вывод, что у людей все-таки не всегда бывает правильное отношение к этому. Пришел человек, поздравил с Медовым Спасом – поздравь его тоже. Крест в храме стоит – к кресту приложились, крест нас спасает, как мы говорили, от многих бед, зол. Поэтому надо стараться, чтобы было все мирно, с любовью, благоговением.

– К слову об этой истории. Сегодня как раз в евангельском чтении, посвященном Спасу Нерукотворному, мы слышали о том, как Христа не приняли в одном селении, потому что Он имел вид путешествующего дальше. И тогда апостолы Иаков и Иоанн предложили Ему, чтобы они низвели огонь с неба и уничтожили это селение. На что Он им говорит: не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55). И интересна реакция этих апостолов. Да, Христа не приняли, но Он спокойно отреагировал и собирался идти дальше, а они: нет, давай мы уничтожим этих людей.

– Да, Он сказал: «Вы не того духа». Он сразу их настроил правильно. Он говорит: мы не должны так делать, это грубо, это Ветхий Завет, когда око за око, зуб за зуб. Нет, христиане не такие, они должны с любовью друг к другу относиться. Не приняли – потом примут, человеку нужно какое-то время, ничего страшного. Я думаю, те люди потом осознали и поняли, Кого они не приняли. Господь правильно настроил их со смирением, спокойно.

– Это ведь история, в принципе, о каждом человеке, когда в жизни каждого так или иначе проходит Бог, проходит Христос, и человек может Его впустить в свою душу, в свое селение, а может не впустить. И, допустим, он Его не пускает, не нужен в этот момент жизни человеку Бог, и можно представить стоящих рядом апостолов, которые предлагают уничтожить этого человека. Но ведь Бог не уничтожит.

– Да, очень часто такое бывает в нашей жизни, когда мы с пеной у рта пытаемся доказать свою правоту, как нам кажется, а человек не готов к этому просто. Как Вы правильно говорите, Господь пока еще не коснулся его сердца, человек не пускает Его. И мы говорим: духом кротости и смирения потихонечку таких людей привлекать к вере. Говорить: посмотрите на нас, христиан, – мы не будем драться и доказывать что-то с палками, как было в Ветхом Завете. А многие прихожане читают Ветхий Завет, говорят: «Батюшка, что там такое написано? Как же это можно?» Я говорю: «Успокойтесь, это же было до Пришествия Христа, были люди более грубые, они подставляли друг друга, убивали друг друга – это нормальным считалось, в порядке вещей. Сейчас – нет. Христос совершенно иные заповеди дал».

Мы знаем, что совершенно все по-другому. Заповеди блаженств какие нам дал Господь! Это другой уровень совершенно. Если заповеди, которые Господь дал на горе Синай через Моисея, – это нравственный уровень (можно так сказать), то Господь Иисус Христос нам дает уровень на порядок выше – уровень духовный. Это важно понимать. Надо ждать, когда Господь коснется сердца. Для каждого человека есть свое время, для нас тоже свое время. Где-то Он сейчас позволяет куда-то нам прийти, от чего-то нас предостерегает, но всегда надо помнить, что с нами Бог, и нам надо ждать своего часа, иметь какое-то смирение, именно спокойно ждать. Хорошее качество – терпение. Терпение – это прекрасное качество для христианина, когда он идет своей дорогой, знает, что идет правильно, ему помогает Евангелие. Когда мы читаем, у нас уже есть какой-то маяк, ориентир, пытаемся исполнить эти евангельские заповеди уже в жизни, и если мы имеем терпение, у нас это хорошо получается. Многие люди, которые только-только узнали какие-то вероучительные основы, начинают очень защищать все, спорить с соседями, с родными, заставлять их поститься, осуждать их за то, что они не держат пост. И что получается? Только распря, злоба. И люди начинают озлобляться на этого человека, и человек, как загнанный зверек, говорит, что он один хороший, святой, а вокруг собрались какие-то безумные грешники. Поэтому, конечно, это не наш путь. Правильно Господь сказал: «Мы не этого духа».

– А какого?

– Мы духа любви, духа смирения, духа кротости. И только с помощью кротости мы можем передать вот этот дух. Посмотрите, если задуматься: к чему мы стремимся? Основа нашей жизни – мы хотим все в рай, мы хотим быть с Господом. Есть, конечно, заядлые сатанисты, у которых в голове безумие, которые просто начинают хулить Бога, не понимая, не ведая, что творят, но в основном – адекватные люди, все  хотят быть с Богом, хотят быть в раю. Но у нас это не получается, потому что мы скатываемся то в один грех, то в другой.

Что требуется? Есть такое выражение: «подобное тянется к подобному». Если мы хотим жить с Богом, святыми, с ангелами, мы должны подтягивать свой уровень до уровня вот этих святых, хотя бы стремиться равняться на них, чтобы у нас не было злобы. Представьте, в Царстве Божием нет зависти, нет злобы, нет клеветничества. И если мы не избавимся от этих страстей, мы никогда в жизни не попадем туда, куда хотим попасть: к Богу, святым. Поэтому надо понимать, что надо брачную одежду свою уже готовить здесь, на земле. Что такое «брачная одежда»? Это образ избавления от страстей – образ смирения, любви,  терпения, кротости, который мы должны стяжать с тем, чтобы оказаться в обществе людей и существ (скажем так), ангелов, в образе Самого Господа. Иначе у нас не получится, нам там будет плохо.

Если человек приходит вымазанный, грязный, в рваной одежде в общество, где люди одеты хорошо, разговаривают хорошо, он сам чувствует дискомфорт, он понимает, что не туда попал, и он сам учится. Он может быть попален этим Божественным огнем, он даже не сможет там быть ни секунды, потому что он не готов. Поэтому Евангелие и Церковь наша готовят человека, душу человека к тому, чтобы он пришел к новой жизни, к вечной жизни, которая ждет каждого из нас. Все мы знаем из христианского вероучения, что смерть ждет всех, но тем не менее душа человеческая остается, личность человека не уничтожается, она остается. Но очень важно, где окажется эта личность: в обществе света, радости или там, где нет света, нет Бога, где процветают отрицательные качества – злоба, зависть и так далее (не хочется даже перечислять все это). Дай Бог нам всем быть в обществе святых.

Мы учились в семинарии, нам преподаватели всегда говорили: «Хотите пообщаться с Серафимом Саровским? Читайте его записки. Хотите пообщаться с преподобным Амвросием Оптинским? Читайте его письма». И когда мы читаем эти труды, то мы волей-неволей общаемся с этими людьми и начинаем подтягиваться уже потихонечку до их уровня. Хотите общаться с апостолами – читайте Евангелие. Через апостолов мы общаемся с Самим Господом, когда читаем Евангелие, потому что Евангелие – это не апостольские слова, это именно слова Божии, которые Он донес до нас через апостолов. Вот такие интересные вещи, которые мы должны понимать. Самое главное – это суть жизни, потому что остальное все второстепенное. Мы пытаемся заниматься какими-то вещами, суетой вроде бы полезной, а ведь едино же есть на потребу (Лк. 10, 42) – быть со Христом, стараться общаться со Христом этими способами, про которые мы говорили, и Христос  дает радость уже в этой жизни.

Кто общается со Христом, кто ходит в храм, кто живет церковной жизнью, причащается Святых Христовых Таин, уже знает, какая это радость, и не может от этого отойти. Эти вещи мы должны постигать, знать и стараться в них упражняться. Но это очень трудно. Это кажется, что мы об этом говорим и это все легко, а на самом деле требует большой силы воли и большого труда. Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). То есть нужна сила воли. Наша русская пословица: без труда не вынешь рыбку из пруда. Мы привыкли по пословицам жить; к счастью, у нас есть неплохие пословицы, которые действительно отражают дух Евангелия. Хотя на самом деле, если исследовать, то много и пустых пословиц – не надо на пословицы много обращать внимания, надо всегда все это соизмерять с духом Евангелия.

– Воспоминание о Нерукотворном Образе Спасителя выпадает на дни Успения Пресвятой Богородицы. Как Вам кажется, есть ли в этом соединении какой-то смысл? Что мы можем для себя из этого соединения великого Богородичного праздника и воспоминания о первой иконе, о первом образе Спасителя для себя интересного извлечь и с этим идти дальше?

– Успение – величайший праздник для христиан, и он нам дает образ. Если Господь дал нам образ Свой в качестве лика, который оставил  на полотенце, то Божию Матерь Он нам дает как подарок, всем родившимся и всем, кто будет рождаться на земле. Образ безусловной добродетели земной. Почему называют «Богородичная Пасха»? Потому, что даже мы не говорим «смерть» Богородицы, а мы говорим – «успение». Это все-таки больше акцент на сон, а не на смерть. И когда опаздывает апостол Фома, ему пытались показать Ее тело и не нашли его. То есть Господь взял Ее вместе с телом – это как раз образ Божией Матери, такая целостность. И тоже как некая икона для нас осталась прижизненная. И после Своего вознесения Он апостолам сказал: «Я оставляю вас на время». Но оставил нам образ в качестве Своего образа. И образ Божией Матери – как живой образ на земле именно безусловной добродетели. Потому что мы почитаем Божию Матерь как человека, потому что Господь имеет двойственную природу, Он – Господь, Творец мира, но вместе с тем Он – полноценный Человек. Мы знаем из учения, что Господь воспринял природу человеческую для того, чтобы исцелить ее в Самом Себе. А Божия Матерь – человек. Но какой человек? Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим. Она  добилась максимальных успехов в очищении души, в очищении совести, Она с детства знала, к чему призвана, и старалась все добродетели в себе стяжать (приобретать). Трудом, трудом, трудом. Наверное, так можно сказать.

– Как раз в попразднство Успения Пресвятой Богородицы и в такой сегодня замечательный праздник благодарим Вас за этот разговор.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать