– Тема сегодняшней передачи: современная практика приготовления к Причастию. Каждый разговор о главном таинстве – Святом Причастии – всегда очень интересный, очень сложный и многообещающий. Но когда мы сталкиваемся с этой темой, возникает очень много не то чтобы недоумений, но вопросов, связанных с этим. Я встречался с таким мнением, что в современных условиях, в условиях цейтнота очень тяжело держать пост три дня перед Причастием, вычитывать все правила на церковнославянском языке. Я просто передаю те недоумения, которые прочитал в Интернете. Вместе с этим понятно, что, наверное, условия подготовки к Причастию никогда не менялись. Они, наверное, всегда были более-менее одинаковыми. Во всяком случае, в то время, которое мы исторически можем каким-то образом осмыслять и понимать. В данном случае я не говорю о времени до Февральской революции. В современной практике мы сталкиваемся с очень разными вопросами о подготовке к Святому Причащению. Возможно, в наше время могут быть какие-то другие условия или это не так?
– Прежде всего человек, приступающий к Чаше Христовой, должен понимать, каким Таинствам он приобщается, какой ценой Бог дает ему это сокровище и что в его жизни это сокровище значит, к чему его ведет. В этом отношении, конечно, наша жизнь в корне поменялась по сравнению с практикой Древней Церкви. Безусловно, жизнь современного человека – это постоянный информационный шум, постоянный цейтнот, постоянная беготня и суета. Но Христос не меняется. Христос всегда один и Тот же, и верующие люди, которые приобщаются этой тайне Божией, прежде всего приходят ко Христу как к источнику своего спасения.
Сам Христос говорит, что если человек не будет причащаться Тела и Крови Его, то не будет иметь жизни в себе. В частности, наверное, людям, которые собираются причаститься Святых Христовых Таин, не помешает прочитать 6-ю главу Евангелия от Иоанна, где это сказано прямым текстом. Получается, что мы остаемся мертвыми людьми, если не причащаемся Святых Христовых Таин. Поэтому вопрос о том, причащаться или не причащаться, для православного христианина не стоит. Христос зовет, Христос говорит, что это единственный путь, единственный способ приобщиться Богу, приобщиться жизни вечной. Поэтому ко Святому Причастию приступать нужно.
Конечно, если мы говорим о практике Древней Церкви, когда христиане жили единой общиной, ежедневно зачастую собирались и приобщались Святых Христовых Таин или делали это не реже одного раза в неделю, то это, может быть, подходит не для всякого современного человека. Давайте прежде всего здесь обозначим определенные границы безопасности, которые существуют по поводу частоты причащения Святых Христовых Таин. Человеку нельзя причащаться чаще одного раза в сутки. Об этом нужно помнить. Если мы берем практику Древней Церкви, то там сказано, что христианин, который без уважительной причины трижды пропустил воскресное собрание и не причастился, при этом не называет причины, почему он не причащался, то он автоматически исключается из состава Церкви, потому что добровольно отпадает от того живительного источника, который получает в Чаше со Святыми Телом и Кровью Господа. Поэтому, если брать древнюю практику, она говорит о том, что нельзя причащаться чаще одного раза в сутки и реже одного раза в три недели.
Что касается Февральской революции, это действительно была целая трагедия нашего народа, которая, может, отчасти и привела к тому, что наше общество, которое вроде бы формально полностью было христианское (а я сейчас говорю про Российскую империю), потом от Христа точно так же отпало, фактически потеряв при этом больше ста тысяч человек из духовенства в гонениях. Безусловно, оно приобрело огромный сонм мучеников и исповедников Российских, которых сейчас прославляет наша Церковь и которые являются сокровищем нашей Церкви. Но люди причащались редко. Даже возникло такое правило, что причащаться можно было не чаще одного раза в шесть недель. Честно, я не помню, откуда такое возникло, но тем не менее некоторые люди прямо даже говорили, что тот, кто причащается чаще одного раза в шесть недель, грешит.
Минимальное количество причастий государством тогда устанавливалось в количестве одного раза в год. Если чиновник, например, не приносил из храма справку, что он причастился хотя бы один раз в год, то он не имел права занимать государственную должность. Понятно, если это был православный человек. Здесь, конечно, это все заканчивалось некой выхолощенностью отношения к Причастию, и люди потеряли первохристианскую добродетель частого приобщения Святых Христовых Таин.
Сейчас движение идет в лучшую сторону. Потому что, как правило, человек, который живет в храме, живет в Церкви, старается приобщаться к Таинам на воскресной службе. Во всяком случае я знаю много таких людей: по опыту своего храма и многих других храмов, где священники ведут активную миссионерскую деятельность, объясняют людям, как надо жить со Христом. Чаще всего, если идет воскресная служба, у нас обычно причащается 2/3 нашей общины.
Современная практика, когда человек причащается один раз в неделю или один раз в две недели, мне видится наиболее удачной, именно в наших временных рамках и в наших состояниях, когда много суеты и дел, но, с другой стороны, подготовка ко Святому Причащению является вполне подъемной. Если задать вопрос священнику, как подготовиться ко Святому Причащению, то священник, скорее всего, скажет, что нужно три дня попоститься. Это означает не есть мясного и молочного, прочитать Последование ко Святому Причащению и три канона: покаянный, Богородице и ангелу-хранителю. В принципе, это довольно небольшое правило. Понятно, что каждый человек по-своему молится, но в среднем, наверное, это правило займет у человека около часа времени. У кого-то полчаса, у кого-то полтора часа, но это подъемная нагрузка.
При этом грамотный батюшка всегда посоветует человеку, особенно еще не имеющему большого опыта в прочтении церковнославянского текста, церковнославянских молитв, разделить это правило на три дня или хотя бы на один день: часть прочитать вечером, а часть – утром в день причастия, чтобы это не было какой-то тяжелой, непреодолимой ношей. Время говения (а это замечательное слово, которое означает «к чему-то готовиться»), время подготовки к причащению очень гармонично проходит, если мы возьмем это правило ко Святому Причащению и в течение трех дней начнем читать один-два канона в день, а накануне можно даже и часть правила ко Святому Причащению прочитать до молитв, а молитвы – непосредственно в сам день причастия с утра, чтобы утром, встав, помолиться, подумать, помыслить о том, что сейчас будет происходить, как мы будем встречаться с Богом.
Я понимаю тех священников, которые стараются людям объяснить, насколько велико то сокровище, которое находится в Чаше. Один мой знакомый батюшка пользовался следующим интересным приемом. Когда человек подходил, он мог его спросить: «Скажи, пожалуйста, что находится в Чаше?» Я не советую пользоваться такой практикой. Не потому, что у нас люди, которые приходят ко Причастию, не знают, что находится в Чаше и что происходит, а потому, что люди иногда просто бывают скромными, для них это бывает неожиданно. Бывают люди, которые не могут даже двух слов связать, а тут батюшка тебя перед Чашей останавливает и спрашивает: «А ну-ка, скажи мне, что в Чаше находится».
Практика нашей Русской Православной Церкви в плане обязательной исповеди перед Причастием как раз является той самой границей, тем самым алгоритмом, который помогает самому человеку и священнику понять, готов человек к Причастию или нет. Сейчас очень модно говорить, что, например, в Греческой Церкви есть традиция не исповедоваться перед Причастием, а исповедоваться только у своего духовного отца и перед Причастием исповедоваться только в том случае, если у тебя есть какие-то тяжкие грехи. Но я могу сказать, что для нашего современного русского общества эта практика совершенно не подходит, потому что это закончится тем, что просто все люди не пойдут на исповедь, раз необязательно исповедоваться, и очень много людей окажутся перед Чашей, совершенно не понимая, что действительно находится в Чаше и какое таинство сейчас в данный момент происходит. Исповедь перед Причастием является необходимой. Если кто-то хочет исповедоваться у своего духовного отца, а причащаться без исповеди, во-первых, такой человек должен получить на это благословение у своего духовного отца, а во-вторых, наверное, не стоит этого делать, потому что это будет соблазном для других людей. А апостол говорит: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Поэтому исповедь перед Причастием является необходимой, особенно если человек не имеет опыта глубокой духовной жизни. Именно в момент исповеди священник должен объяснить человеку, к чему тот подходит, спросить его, как готовился, постился ли он, молился ли. Если человек говорит, что по какой-то причине не постился и не молился, то в индивидуальном порядке под свою духовную ответственность священник принимает решение, можно ли такого допустить до Причастия.
Конечно, здесь бывает следующая ситуация. Если кто-то причащается каждую неделю, а перед Причастием существует вот этот трехдневный пост, то такой может сказать: «Мы и так постимся в среду и пятницу. Если надо поститься три дня, то получается, что я должен поститься почти всю неделю: в среду, четверг, пятницу и субботу, чтобы в воскресенье причаститься».
Если человек регулярно причащается Святых Христовых Таин, то, во-первых, он на это должен получить благословение своего духовника, потому что общаться со Христом, иметь с Ним такую близкую связь – это серьезная христианская ответственность. Чуть позже мы скажем, насколько вредно бывает человеку причащаться, если он к этому не готов и приступает к Святым Христовым Таинам без рассуждения. Но если человек причащается регулярно, то послабление трехдневного поста он должен согласовать со своим духовником или с тем священником, у которого чаще всего исповедуется перед причастием. Это важно и нужно. Здесь не нужно своевольничать, самочинничать, самому принимать какие-то решения; это ответственность духовенства.
Трехдневный пост и подготовка рассчитаны прежде всего на тех людей, которые, вопреки рекомендации причащаться не реже, чем раз в три недели, редко приступают к Святому Причастию; например, раз в месяц или реже. Таким людям три дня попоститься – дело святое. Кто причащается раз в неделю или раз в две недели, должен согласовать трехдневный пост со своим духовником. На мой взгляд, причащаться полезно каждое воскресенье и в те церковные праздники, которые важны для человека (будь то двунадесятый праздник, или день ангела, или какой-то значимый день в жизни).
Больше всего у меня как у священника вызывает чувство жалости, когда приходит большое количество народа в родительскую субботу (в этот Великий пост будут две родительские субботы), но люди не причащаются. Они приходят, чтобы помянуть своих родных и близких, помолиться об их упокоении, но при этом сами не вступают в общение со Христом. Тут, конечно, я чувствую потерю как пастырь, как священник. Потому что для того, чтобы что-то попросить у Христа, лучше в этот момент быть с Христом как можно ближе.
Можно напомнить о том, что священник, когда служит литургию, всегда причащается. Миряне обычно этого не видят, алтарная перегородка отделяет священника от прихожан. Но священник не имеет права служить и не причащаться; священник причащается всегда. Мирянин, конечно, имеет право присутствовать на литургии и не причащаться; такая молитва тоже имеет право на существование, и литургия как общее дело не перестает быть таковой. Но если у человека есть возможность подготовиться к причастию, имеет смысл это сделать. Еще раз повторю, ритм духовной жизни должен быть согласован с духовником.
– Вопрос телезрительницы: «Я несколько лет исповедовалась в своем грехе, который совершила 15 лет назад. Я уже этого греха не делаю с тех пор, но он у меня крутится в голове. Что мне делать: опять исповедоваться?»
– Если человек не повторял греха, то снова говорить о нем на исповеди необязательно. Но если греховный помысел продолжает мучить, каждый раз вспоминается, об этом обязательно нужно сказать батюшке на исповеди, попросить у Бога прощения и помощи, чтобы Господь помог справиться с этим греховным помыслом. И если мы совершили грех и больше не повторяли его, самое главное, не забывать, что мы этот грех делали. Каждый раз на исповеди повторять его не нужно, но если этот грех продолжает мучить помыслами, сказать об этом духовнику на исповеди нужно.
– Вы говорили, что можно присутствовать на литургии и не причащаться. Возникает вопрос: зачем приходить на литургию, если не причащаешься?
– Во-первых, человек имеет возможность ходить на литургию чаще, чем раз в неделю. И если он причащается раз в неделю, а ходит на литургию чаще, то в остальные дни он может не причащаться, а помолиться. Частое причастие – это определенная духовная ответственность, которую несет христианин. Если причащаешься Святых Христовых Таин, то должен не только принять эти Христовы Таины, но и сохранить их. В этом отношении человек должен ответственно относиться к этому таинству, к этому дару Христову.
Прежде всего нужно посоветоваться со своим духовником: «Батюшка, сколько раз благословите причащаться?» Допустим, батюшка благословит причащаться раз в неделю. А ты приходишь в храм, чтобы петь на литургии. Когда я был юношей, часто ходил в храм просто для того, чтобы петь на литургии. Я участвовал в литургии, пел на клиросе, но в этот день не причащался Святых Христовых Таин, а причащался по воскресеньям у своего духовника.
Если человек хочет быть на литургии, это благое желание. Но нужно помнить: чтобы причаститься, нужно подготовиться к этому таинству. Я обещал рассказать о том, как человек все-таки может недостойно причаститься Святых Христовых Таин. Наверное, самое страшное (не побоюсь этого слова) причащение, о котором мы можем прочитать в Евангелии, произошло на Тайной Вечере, когда апостол Иуда, будучи одним из двенадцати, причастился Святых Христовых Таин, и в этот момент, как сказано в Евангелии, вошел в него сатана.
И если человек причащается и не рассуждает о таинстве Причастия Тела и Крови Господних, если он к этому не подготовился, со своей стороны не приложил усилия (понятно, что вычитать правило ко Святому Причащению и три канона – это некое формальное предписание, но в любом случае это духовный труд), не совершил духовный труд, нужно понимать, почему он так сделал. Может быть, он устал или был болен, а может быть, просто пренебрег этим, поленился.
Основное препятствие в общении с Богом – это наша лень. Если бы мы не ленились трудиться духовно, то с Божией помощью решили бы многие свои духовные проблемы. А нам лень молиться. Учтите, настоящая молитва – это тяжелый духовный труд. Легче стоять у станка, чем по-настоящему молиться, сосредоточив свой ум в словах молитвы, очистив свое сердце, борясь со своими помыслами. Это серьезный труд, который требуется перед причастием и который современному человеку, привыкшему к комфорту и расслаблению, дается нелегко.
Поэтому готовиться к причастию нужно. И если ты не сделал со своей стороны то, что мог сделать, то в любом случае грешишь. Важен духовный режим. И важно, чтобы человек перед причастием все-таки потрудился хоть немного. Это совсем небольшой труд по сравнению с жертвой Христовой. Но этот труд человек должен приложить.
– Ни лобзания Ти дам, яко Иуда…
– Это воспоминание о неправильном духовном настрое, когда человек подходит к Чаше и пытается каким-то образом получить от Христа не волю Божию, которая должна царствовать в жизни, а какие-то свои преференции. Что здесь может быть ужасного? Частенько бывает так, что человек часто причащается и начинает этим гордиться: мол, какой я молодец, духовно подвизаюсь; не то что прочие мытари и грешники, которым лень отстоять службу. Можно такое лобзание дать. А можно и другое лобзание дать: «Господи, вот я сейчас причащусь, а Ты меня всю оставшуюся неделю храни. Я сделал то, что нужно Тебе, а дальше Ты, пожалуйста, делай все, что нужно мне». Потребительское отношение к Святому Причастию, безусловно, обесценивает это таинство.
Когда мы хотим, чтобы Господь действительно вошел в нашу жизнь, то, несмотря на то что мы должным образом подготовились, мы все равно должны подходить к Чаше как к милостыне. Как нищий, который просит милостыню, делает это смиренно, потому что гордому никто ничего не даст, так и человек перед причастием должен с искренним смирением просить у Бога этой духовной милостыни. Потому что вся наша подготовка и все наши духовные подвиги в этой жизни не стоят того дара, который нам взамен дает Христос. Если не будет этого малого с нашей стороны, тогда мы становимся лицемерами, потому что просим Господа войти в нашу жизнь, а сами ничего не делаем, даже малого молитвенного подвига не совершаем.
– Вопрос телезрительницы из Тульской области: «Мне батюшка сказал, что во время поста нельзя читать акафисты, потому что в акафистах всегда говорится «радуйся», а сейчас печальный период перед смертью Иисуса Христа. Скажите, можно читать акафист или нет? Я люблю акафист ˮИзбавительнице от бедˮ, который читаю все время».
– Что касается церковного богослужения, то во время Великого поста в храмах принято читать только один акафист – Страстям Христовым. Другие акафисты, как правило, не читаются. За исключением Субботы Акафиста, когда мы читаем акафист Богородице «Взбранной Воеводе победительная». В остальные дни в храме, как правило, акафисты не читаются. Если у вас есть такая духовная потребность, вы можете подойти к священнику, объяснить, что душа у вас очень этого просит, для вас это очень важно, и попросить благословения читать этот акафист. Если батюшка благословит, то читайте. Если не благословит, лучше останьтесь в послушании и читайте либо акафист Страстям Христовым, либо то, что сейчас советует читать Церковь.
Например, во время Великого поста не принято читать много из Нового Завета, читается в основном Ветхий Завет, который в плане духовной нагрузки более серьезный, а в плане благодатных даров более скуп по сравнению с Новым Заветом. Потому что Новый Завет посвящен Христу, он светлый, радостный. Даже когда читаешь о том, как Христос идет в Иерусалим на распятие, все равно знаешь, что будет воскресение, будет единение с Богом Отцом, что это наше спасение и то, что дает смысл нашей жизни.
Читая Ветхий Завет, мы вспоминаем, как тяжело наши праотцы шли к Богу, ожидая Его, храня Ему верность. Вспоминаем, как тяжело давалась людям жизнь в ожидании Христа, когда еще не было полноты Церкви, тех таинств, о которых мы сегодня говорим, и самого главного таинства Причащения. В Ветхом Завете тяжелее светит свет, он как бы пробивается сквозь тучи, жертва Христова еще не принесена, и Солнце (Христос) еще закрыто тучами греха.
Поэтому если Ваш духовник считает, что Вам не нужно читать акафисты, лучше послушайте его. Есть такая практика – временно отказаться от той духовной радости, которую несут в себе акафисты.
– Это так же, как от Пасхи до Троицы мы не читаем «Царю Небесный». Очень хочется всегда произнести эту молитву, но есть церковная дисциплина. Следующий вопрос – по поводу великопостных богослужений. Во время Великого поста служатся литургии Преждеосвященных Даров, очень большие утренние богослужения, так называемые уставные. Может быть, имеет смысл Великим постом чаще причащаться? Потому что мы и постимся больше. Или во время Великого поста перед причастием все равно нужно как-то усиленно поститься в течение трех дней?
– Я думаю, что усиливать пост нет необходимости. Более того, Великий пост очень удобно использовать. Потому что для некоторых людей именно эти три дня поста перед причастием являются неким препятствием: они, может быть, прочитали правило, но поскольку нужно поститься три дня, не причащаются из-за этого. А Великий пост – благодатное время, когда мы постоянно находимся в канве поста, поэтому прочитать правило ко Святому Причащению и припасть к дарам Христовым очень полезно и нужно во время Великого поста.
Я очень люблю литургии Преждеосвященных Даров. С одной стороны, они грустные, нет таинства пресуществления Даров, тем не менее при всей настроенности великопостного богослужения все равно приобщаешься Святых Христовых Таин. И это интересный опыт. Потому что литургия – это всегда радость, радостный шум: хор поет, диакон возглашает, люди стоят, рядом дети щебечут. А тут тишина, поется песнопение: «Да исправится молитва моя». Кадило тихонечко звенит, все на коленях стоят. Такая тишина перед причащением Святых Христовых Таин – это полезный и важный духовный опыт общения со Христом.
Великий пост, с одной стороны, многого требует от человека; с другой стороны, дает человеку альтернативу – более покаянное, более спокойное, более тихое общение со Христом. Великий пост – безусловно, время тишины. И в тишине как раз проще подготовиться к принятию Святых Христовых Таин.
– Вопрос телезрительницы из Чувашии: «Я из деревенской церкви, стою на клиросе совсем недавно, два года. До недавнего времени я была не одна на клиросе, а сейчас осталась одна. Я еще не совсем хорошо читаю и пою, часто ошибаюсь. Но батюшка мне помогает. Это ведь тоже грех? Надо каждую неделю исповедоваться в этом?»
– Если я правильно понял, Вы несете послушание на клиросе, часто по своей немощи делаете ошибки в богослужении и спрашиваете, как часто нужно в этом исповедоваться. Давайте здесь проведем две границы. Первая граница: человек допускает ошибки, но не потому, что не научен и чего-то не знает, а по собственному небрежению. Часто бывает так, что человек прочитал, наделал ошибок в ударениях и думает: «Ну и ладно, ничего страшного». Нет! В Ветхом Завете есть такие слова: проклят, кто работает Господу с небрежением (см. Иер. 48, 10). Только не пугайтесь. Потому что, помню, у нас был один псаломщик. Когда наш батюшка Олег процитировал ему эти слова, он сказал: «Батюшка, Вы меня прокляли».
Так вот, самое главное, чтобы человек делал все, что от него зависит. Если Вы хотите, например, научиться читать часы без ошибок, найдите этот текст на любом информационном ресурсе и внимательно последите за ударениями, прослушайте, как чтец читает. Тем более Вы этим занимаетесь уже два года. Если рядом есть опытный человек, можно попросить его, чтобы он отметил Ваши ошибки, проставил карандашиком ударения в тех местах, где Вы часто ошибаетесь. Если Вы действительно хотите потрудиться и исправить свои ошибки, сейчас это сделать относительно легко.
Действовать по принципу «и так сойдет», наверное, не стоит. Трудитесь. Господь принимает любой труд. Но труд Ваш ответственный, особо благодатный. Тот, кто служит на клиросе, находится под особым Божиим покровом, несет особую сопричастность тому спасительному делу, которое Господь дал нам в литургии. Это великая честь, великая радость, великая благодать! Если Вы можете постараться и читать лучше, сделайте это, постарайтесь.
– Есть такой сайт, который называется «Алтарник». На этом сайте есть руководство по чтению и часов, и Апостола. Тексты там написаны русскими буквами, с ударениями, что помогает человеку научиться правильно читать. Очень удобно для людей, которые только начинают свой путь, трудясь алтарниками, псаломщиками, чтецами.
Вопрос по поводу подготовки к причастию тех людей, у которых проблемы со здоровьем. Я в данном случае не говорю об инвалидах и так далее. Я имею в виду, например, что в вашем «Святограде» есть люди больные, страдающие алкоголизмом, наркоманией. У моего знакомого священника, например, причащаются люди ментально нездоровые. Существует ли для этих людей какое-то особое правило подготовки к причастию?
– Безусловно, существует необходимость делать какие-то послабления таким людям. Если мы говорим о наших зависимых, то они всегда прочитывают правило ко Святому Причащению. Для них, в рамках биохимических процессов, происходящих в их организме, пост бывает неполезен. Потому что когда организм выводит все токсины, когда человек только-только начинает приходить в себя, необходимо довольно большое количество калорий, углеводов, мясо нужно. Потому что человек должен решить свою главную проблему. Поэтому мы не настаиваем на строгом соблюдении трех дней поста перед причастием. Что касается молитвы, то помолиться такой человек может.
Мы окормляем «Дом реабилитационного проживания» (ДРП). Там люди тоже не постятся, приходят к причастию после обеда, но мы смотрим на человека, как он относится к причастию. Если он хочет причаститься, если действительно кается, это чувствуется на уровне сердца, на уровне души. Священник в этом является экспертом, чувствует, насколько человек готов или не готов, допустить его к Причастию или не допустить. Но, милуя, священник все равно не должен доходить до того, чтобы раздавать Причастие всем подряд, направо и налево.
Когда человек к этому относится с благоговением, фраза «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда» прямо вырывается из его сердца, пусть даже он ментально нездоров. Если человек с благоговением относится к Причастию, мы его причащаем. Если благоговения нет, есть гордость и надмение, то даже если человек вычитал все правила и имеет, с его точки зрения, право причаститься, я иногда его останавливаю у Чаши.
– Когда мы приступаем к Чаше, каждый общается, что называется, со своим Спасителем. Благословите наших телезрителей на то, чтобы как-то по-особому приступать к Чаше, поменять свое мышление…
– Спаситель у нас один, просто каждый человек по-своему относится к Богу. Отношение к Богу может быть разным: кто-то больше Бога боится, кто-то больше Бога любит. Здесь может быть что угодно, кроме пренебрежения и чувства, что ты достоин причащаться. Дай Бог, чтобы мы с вами, братья и сестры, причащаясь Святых Христовых Таин, никогда не считали себя достойными, но всегда просили у Бога милости, снисхождения к нам, грешным, чтобы Он Сам пришел в нашу жизнь и спас нас.
– Да, без нас Он нас не спасет.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова
У книжной полки. Екатерина Каликинская. Один в поле воин. Историческая повесть о святителе Луке
У книжной полки. Пасхальные рассказы
Божественная литургия 24 апреля 2025 года
Этот день в истории. 24 апреля
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!