Беседы с батюшкой. Смысл Вселенской родительской субботы. Протоиерей Вадим Буренин 23 марта 2023

23 марта 2023 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

– Тема передачи: «Смысл Вселенской родительской субботы». 25 марта последняя родительская суббота в этот пост. Для постоянных прихожан, которые много лет в храме, эта тема известная. Но как ни парадоксально, для многих людей она до сих пор закрыта. Почему именно суббота? Почему она называется родительской? Мы хороним и молимся за людей, которые могут быть и не нашими родными. Почему мы должны молиться за мертвых людей? Почему эта проблема так обсуждаема в обществе, тем более во времена, когда со смертью мы сталкиваемся чаще обычного? Какой смысл заключен во Вселенской родительской субботе?

– Прежде всего, в наши нелегкие времена хотел бы обратиться к телезрителям с пастырским увещеванием не отказывать в помощи нашему православному телевидению. Жертвуйте сколько можете. Каждая копеечка пойдет на благо. Слово Божие должно звучать. Нужно платить в том числе и за электричество, и за коммунальные услуги. Вы прекрасно знаете, что все стоит недешево. Обязательно жертвуйте на поддержку телеканала. И не забывайте, что есть возможность подписываться на телеканал в ВК и других средствах. Это тоже очень важно. Ставьте лайки, делайте репосты. Православное слово должно звучать везде, где это возможно, и быть максимально распространенным. Не упускайте такой возможности. Не проходите мимо, это то добро, которое Вы можете сделать – поучаствовать в деле распространения слова Божия. 

Одна Вселенская родительская суббота – перед Великим постом.

– Мясопустная.

– Да. Другая перед днем Пятидесятницы, Святой Троицы.

– Троицкая.

– Мы вспоминаем обо всех почивших православных христианах. Во время Великого поста у нас есть три поминальные родительские субботы, когда мы вспоминаем наших усопших родных, любимых нами людей. Во время Великого поста это является очень важным. Церковь постоянно напоминает, что мы должны быть теми людьми, которые бережно хранят память о своих родных и близких, более того, молятся о них. Пока человек на земле, он имеет и тело, и душу, и дух Божий, если живет с Богом. Но после того, как происходит разлучение души с телом, она поднимается в то место, которое ей определено до Страшного суда. В Священном Писании мы читаем, в частности, слова апостола о том, что нам необходимо молиться и просить Господа, чтобы Он исцелял душу и тело. Мы обязательно должны очень внимательно относиться к тому, что происходит как с нашим телом, так и с нашей душой. Это очень точное указание на то, что душа тоже нуждается во врачевании. Поэтому, когда мы молимся об упокоении наших усопших, мы пытаемся помочь той душе, которая уже отошла в место, определенное ей Богом до Страшного суда. И та молитва, которую мы совершаем, и молитва всей Церкви помогают этой душе в ее существовании в этом определенном месте. И мы веруем, что Господь по нашему непосредственному предстательству перед Ним (молитвами всей Церкви) не оставит эту душу.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «У апостола Павла в Первом послании к Коринфянам есть такие слова: если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Что он хотел этим сказать? Для чего крестятся для мертвых?»

– Мы говорим о том, что человек получает от Бога рождение в вечную жизнь. И это рождение предполагает участие человека в жизни Церкви, потому что ее Главой является Христос. Человек на земле имеет возможность быть членом Церкви, но мы прекрасно знаем о том, что не каждый человек им становится. А сколько было людей, которые приняли крещение, но стали врагами Церкви? Многие отказывались от Христа, проявляли малодушие, некоторые даже становились гонителями христианства. Крещение не стало для них рождением в вечную жизнь. Оно стало в суд и осуждение. Формально став христианами, они не имели в себе Духа Божия. Некоторые люди думают, что самое главное – это совершить крещение в церкви, а дальше уже все будет хорошо. 

 На самом деле человек должен приложить усилия для того, чтобы быть чадом Божиим; чтобы жить по Его заповедям. Их исполнение предполагает осознание человеком своей немощи. И дальше человек прикладывает усилия для того, чтобы стяжать благодать Божию, чтобы Господь ему помог, чтобы не произошло его смерти на земле, несмотря на то, что он крещен. Это понимание должно присутствовать. Мы читаем тексты Священного Писания; читаем апостола Павла, который раскрывает евангельские повествования; читаем Деяния, которые раскрывают жизнь Церкви; читаем святых отцов, которые своей жизнью раскрывают евангельское благовестие.

Это все помогает нам понять, что на земле Царства Небесного достигают только те люди, которые прикладывают усилия. Без этих усилий ничего не будет. Невозможно сидеть сложа руки и при этом стать каким-то великим первооткрывателем, ученым. Человек должен много трудиться для того, чтобы достичь какого-то результата. И вокруг должны быть люди, которые будут помогать. И человек, стяжав дары Духа Святого, надеется на то, что Господь не оставит его. А для того, кто позволяет себе совершенно равнодушно относиться к этому, кто не обращает на это внимания (некоторые говорят, что, может, в детстве и были крещены, но не помнят, что было в их жизни, куда их водили и что происходило в Церкви), Церковь не мать родная, а Бог не является Отцом. Очень важно каждый раз, когда мы слышим те или иные апостольские слова, понимать, что это имеет прямое отношение к нашей жизни, что это руководство к действию.

Важно стремиться непосредственным образом реализовывать слово Божие и Священное Писание в своей жизни. Я всех призываю во время Великого поста читать Священное Писание. И не только его, но и толкования святых отцов. Многие говорят, что заняты, что совсем мало времени – работа, домашнее хозяйство, дети, внуки и так далее. Но можно взять себе за правило, скажем, в этом году во время Великого поста прочитать толкование святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. А в следующем посту прочитать Евангелие от Марка, через год прочитать толкование на Евангелие от Луки и так далее. Ставьте перед собой задачи. Должно быть определенное планирование того, как вы дальше будете вести свою жизнь. Вы же задумываетесь о том, когда у вас будет отпуск или какие-то мероприятия. Думайте и о духовной жизни, это очень важно и необходимо.

– Вопрос от телезрительницы из Калининградской области: «Господь есть любовь, а у нас должен быть страх Господень. Как это сочетать? Как научиться страху Господнему?»

– Когда приходит страх Господень? Когда человек проявляет любовь к Богу и своим ближним. Эта подлинная любовь способствует тому, что у человека появляется страх, благоговение. Он дорожит этим общением с Богом и с теми людьми, которые его любят. Он не хочет лишиться этого общения. В своей повседневной жизни мы дорожим общением с человеком, который нам реально дорог. И периодически испытываем какой-то страх за него: что с ним будет дальше? а вдруг он погибнет и мы больше не увидимся? расстанемся на земле, а встретимся ли с ним когда-нибудь в блаженной вечности? Есть определенные переживания. И если мы верим в Бога, то задумываемся о том, что все ходим пред лицом Божиим.

Страху Господню научу вас.  Как ему можно научиться, если внутри человек не испытывает желания работать над собой, если он считает, что может поступать как хочет, если у него есть определенная вседозволенность (какая мысль пришла в голову, ту и озвучиваю), когда у человека нет фильтров, когда он совершенно не стесняется ни в каких выражениях и позволяет себе поведение, которое другими рассматривается как недоброжелательное? Как это рассмотрит Господь, мы узнаем на Страшном суде. Но, трудясь над собой, приходя в Церковь Божию, совершая молитву, мы, конечно, получаем от Бога вразумление, которое помогает нам.

Дух Божий начинает действовать в нас, если мы этого хотим. Он помогает нам иметь правильный образ мыслей и в то же время совершать дела во славу Божию. Не добрые дела ради самих добрых дел. Об этом говорит и преподобный Серафим Саровский. За эти дела не будет получена благодать. Сделаны добрые дела и сделаны. Человек не получит за них Божественную энергию, силу, чтобы дальше творить. Нет благоволения в очах Божиих. Это разговор о Каине и Авеле, когда каждый занимался своим делом, но дело одного имело благоволение в очах Божиих, а дело другого не имело. Каждый раз мы должны задумываться, имеют ли наши дела благоволение в очах Божиих и не нужно ли нам в чем-то покаяться, чтоб преобразиться. Церковь нам в этом помогает, если мы прикладываем усилия, которые способствуют тому, чтобы мы разобрались в данном вопросе конкретно для себя. В жизни каждого человека важно духовное руководство, когда он не сам по себе пытается разобраться в ситуации, а ему помогает духовно опытный наставник.

– Когда мы молимся о наших близких, то делаем это из переживания нашей оставленности. Нет человека, который не любил бы свою маму. Мы всегда будем ее любить, даже когда она отошла ко Господу. Когда мы молимся о ней, то проявляем любовь, заботимся о душе. А если я внутренне уверен, что моя мама уже у Господа? Если я молюсь за нее, то, получается, считаю, что она грешница и о ее душе надо молиться. С этим вопросом сталкиваются очень многие люди. Почему мы должны молиться? Тем более за младенцев? Ведь они совершенно безгрешные. Почему мы должны молиться за мертвых, если они, по нашему мнению, уже находятся в обителях Господних?

– Ключевые слова: «мы так считаем», «по нашему мнению». У нас есть мысли, что это должно быть именно так. Но без греха только Господь наш Иисус Христос. Каждый человек на земле грешен, и мы не знаем, как Бог рассмотрит тот или иной грех. Кроме всего прочего, мы не находились со своими родителями 24 часа в сутки. Мы не знаем, что у них было до нашего рождения, не знаем и о многих вещах, которые происходили после. Молиться важно, нужно и необходимо. Также никуда не девается и проблема отцов и детей. Я, к сожалению, слышал немало рассказов о том, что отношения были, мягко говоря, очень плохими, а где-то была даже ненависть и нежелание общаться. На сегодняшний день многие не общаются с родителями.

– Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «Как мне молиться о человеке, если я не знаю, жив он или нет? Когда мне было 10 лет, я лежала в Ленинграде в институте Г.И. Турнера. Там был врач. Мне сейчас 60 лет, а ему должно быть около 100. Как мне о нем молиться? У него имя-то не русское, может, он неправославный. Можно ли мне о нем молиться?»

– Я совсем недавно был в институте Г. И. Турнера, и поскольку это учреждение существует по сей день, есть возможность позвонить и поинтересоваться о судьбе этого врача. Наверняка Вам помогут, подскажут, можно будет найти какие-то сведения о нем и тогда уже принимать решение. Если он жив, то молиться о его здравии; если сообщат, что он ушел в мир иной, то об упокоении. Тем более как многолетний сотрудник он наверняка остался в истории, данные о нем должны быть. Поэтому приложите усилия и получите исчерпывающую информацию.

– Можно зайти на сайт. А как молиться за человека другого вероисповедания?

Никто не мешает нам в домашней молитве помолиться об упокоении или здравии того или иного человека. Более того, можно даже прийти в церковь, подойти к кануну и попросить Господа помянуть того человека, который сделал нам добро в жизни. Ничего плохого и предосудительного в этом нет. Мы должны быть теми людьми, которые благодарны Богу. Это ж какая милость Божия, что в нужный момент нам был послан именно тот врач, который помог и мы остались живы. И мы можем возблагодарить Бога за этого человека, потому что это дар Божий нам. Господь проявил к нам такую особую милость. Мы должны быть всегда благодарными.

В то же время и у нас самих всегда есть возможность помолиться за такого человека. А если мы не знаем, верующий он был или нет, крещеный или некрещеный, – всегда можем поинтересоваться, в этом тоже нет особых сложностей.

Во всяком случае, в своей жизни мы, члены Церкви, всегда стремимся быть благодарными и Богу, и всем тем людям, которые оказывают нам помощь и содействие в той или иной ситуации. А наша страна многонациональная, и особенно у нас в Санкт-Петербурге много людей, которые исповедуют не только православие. Тем не менее у нас никогда не было открытых, ярко выраженных конфликтов, нестроений и противостояний; по крайней мере, за последние 30 лет, и в предыдущие времена мы тоже не знаем таких случаев, когда бы не было возможности нам иметь нормальные, человеческие отношения.

Я сейчас вспоминаю о. Иоанна Кронштадтского, который молился и за тех людей, которые были инославными. И мусульмане просили его, чтобы он за них молился, и он молился за них. А сколько молился исповедник Иоанн Русский! И другие праведники молились за инославных. И Господь, слыша молитвы наших праведников, оказывал помощь этим людям. Это имеет очень большое значение.

Я вспоминаю одного египетского подвижника, который шел по пустыне и увидел череп, он поинтересовался, чей это череп, и узнал, что это череп жреца. Господь Духом Святым дал возможность понять, что тот человек, череп которого перед ним, – не был православный христианин. Каждый раз, когда мы просим Бога, чтобы Господь помог нам разобраться в ситуации, – Господь нам всегда поможет. Было бы только наше желание, было бы только наше обращение к Богу, причем не какое-то однократное, когда сложилась такая ситуация, что уже дальше некуда, а на постоянной основе, чтобы мы этим жили на самом деле. И тогда мы будем, к своему удивлению, радоваться тому, как Господь все управляет, как  нас вразумляет и как у нас появляется настоящее, правильное понимание конкретной ситуации.

Молясь об усопших, для нас очень важно помнить о том, что, обращаясь к Богу, мы просим Его, чтобы Он не оставил этого человека. Каков будет Страшный суд для каждого из нас – это большая тайна. Как Господь определит? Может, человек и думает, что он на земле поступал правильно (или, по крайней мере, старался поступать правильно). Но Господь может распорядиться совершенно по-иному. Потому что одно дело – суд человеческий, а другое дело – Суд Божий.

– Вопрос от Галины из Санкт-Петербурга: «У меня умер муж. Я просила батюшку, чтобы он приехал в больницу его исповедовал, причастил, мы понимали, что он уже плох. Но батюшка не успел, и муж умер без причастия. Я, конечно, молюсь за него, в храм хожу, дома читаю молитвы. Но, может, есть какие-то особые молитвы, которые я должна читать за умершего без исповеди и причастия?»

– Не раз у меня были такие случаи, когда меня приглашали к умирающему человеку, и каждый раз Господь сподобил меня такого человека причастить Святых Христовых Таин,  никто без покаяния не умер. Но знаю и такие случаи, когда священники не успевали. Причем у меня были даже такие ситуации, когда я причащал человека, спускался в больнице на выход, а меня догоняли и сообщали, что человек отошел в мир иной. Здесь, конечно, тайна Божия, кому Господь дает возможность получить такую милость – причащение Святых Христовых Таин. Очевидно, что человек должен жить с желанием дальнейшей вечной жизни с Богом. И Господь такого человека не оставляет. Но бывают и какие-то испытания; может, испытания для нас, для тех, кто здесь остается, чтобы мы дальше вели ревностный образ жизни, больше молились и старались приложить какие-то усилия для того, чтобы память о человеке, который нам был дорог, сохранялась. Здесь мы вспоминаем блаженную матушку Ксению Петербургскую, как она молилась за своего почившего супруга. Это у нас в современном обществе многие стараются быстро опять выйти замуж и устроить свою жизнь. А она молилась всю оставшуюся жизнь здесь, на земле, о его упокоении. Это пример, достойный подражания. Пример настоящей, подлинной любви.

Так и преподобномученица Елизавета после смерти ее супруга, убиенного великого князя Сергия, вела благочестивый, молитвенный образ жизни и поминала своего супруга. Эти примеры для нас являются очень важными.

Когда мы задумываемся о том, что человек без покаяния ушел в мир иной, – мы думаем о блаженной вечности, о том, что каждому из нас предстоит встреча с Богом. И как Господь распорядится? Это зависит в том числе и от нас, потому что на земле мы можем помолиться о душе этого человека. Ведь душа была создана Богом, и она к Богу и отошла. Но пока душа находилась вместе с телом, она могла получать определенные уврачевания. Если человек приходил в церковь, молился, вел духовный образ жизни. И когда душа вознеслась ко Господу, то здесь уже молитва всей Церкви может помочь этой душе, потому что она и здесь, на земле, получала помощь от Господа, уврачевание.

Ведь когда мы молимся, мы просим, чтобы Господь помог этой душе, и мы делаем все возможное для этого. Молитва об усопшем – это величайший и благой дар, который мы должны обязательно здесь, на земле, реализовать. И не только о любимых людях, но вспомнить и своих бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. То есть помнить о том, что благодаря им появились и мы на свет Божий. И если мы являемся благодарными, то мы должны каждый раз молиться о них, и не только в родительские субботы, но и в любой день поминать, прежде всего в своих утренних молитвах и тогда, когда мы приходим в церковь.

Говоря о Вселенских родительских субботах, мы должны помнить о том, что они имеют древнее установление. Когда мы говорим об их истории, то говорим о V веке. Известно, что тогда уже совершались такие молитвы, то есть это имеет совершенно точно древнее установление, когда вся полнота Церкви молилась о почивших христианах. Церковь считала это необходимым. И в дальнейшем у нас на Руси появилась еще и Дмитриевская родительская суббота, мы молимся и 9 мая, поминаем усопших. Мы поминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской, и для нас эта память тоже является очень важной и значимой. И поминальные субботы для нас – особое время, которое мы все вместе посвящаем памяти о наших предках. А 9 мая – это может быть суббота, а может быть любой другой день недели, но тем не менее мы тоже обязательно молимся о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

– Еще у нас есть вторник после Антипасхи, Радоница.

– Да.

– Когда мы читаем о мытарствах души, мы понимаем, что до Второго Пришествия Христа не определено, где находятся души. То есть получается, что мы своими поступками, молитвами можем действительно решить их участь?

– Мы можем перед Богом свидетельствовать о том, что эти люди нами любимы. И так как мы любим Господа, мы просим Господа, чтобы Он их не оставил. Как Господь определит. Это Суд Божий.

– Только слова нужны наши?

– Безусловно, нужны не только слова, но и дела. Это дела, которые Христа ради, которые совершаются во славу Божию. Когда мы совершаем эти дела и помним о том или ином человеке. Совершаем дела милосердия, сострадания, такие дела любви, которые могут способствовать тому, что Господь, видя нашу праведную жизнь с делами, не оставит эту душу в блаженной вечности.

– У нас в эти поминальные субботы очень много приносят в храмы снеди. Накануне всегда ставят большую корзину, куда мы кладем эту еду. Что это за традиция? Кому эти продукты идут?

– Для священно- и церковнослужителей, чтобы они поминали, молились.

– А нищим?

– Безусловно, и нищим тоже. У нас есть в храме такая традиция – мы раздаем то, что нам приносят, и помогаем не только нашему духовенству, но и тем людям, которые действительно нуждаются. Это наши прихожане, а есть даже и не наши прихожане, есть люди больные, немощные, которым не дойти до нашего храма.

– Мы часто видим на кладбищах на могилах конфеты, хлеб, водку и прочие продукты. Имеет ли это какое-либо отношение к православной вере?

– Нет, никакого отношения к христианству это не имеет. И если кто-то хочет сделать какое-то доброе дело – подарите коробочку конфет тем людям, которым это будет приятно. Если вы хотите кому-то подарить хлеб – принесите хлеб тем людям, которым он действительно нужен. Всегда есть люди малоимущие, им нужна такая помощь. Мы постоянно с этими людьми встречаемся. Не надо стремиться сделать на кладбище что-то такое, что будет видимым свидетельством того, что мы это сделали для человека, который нам дорог и которого мы любили.

Что мы можем сделать на кладбище? Можем пригласить батюшку и отслужить панихиду или литию на могиле. Содержать могилу в хорошем состоянии – это то, что мы можем делать, и на самом деле это обязательно нужно делать. А зачем приносить ту или иную пищу? Если есть какие-то птицы, то вы можете птиц покормить, это тоже будет дело хорошее. Если увидели бездомное животное – проявите любовь к этому бездомному животному. Есть возможность сделать все грамотно и правильно, не доводя дело до ситуации, когда лишь бы побыстрее, полегче и попроще. Принесли стопочку с водочкой, поставили – и все, вроде как формально что-то сделали.

– А на самом деле это язычество? Кому я это поставил?

– Да. Кому я это поставил и зачем? Но человек сам для себя галочку поставил, что он сделал такое дело, отметился. Не нужна такая формальность, нужно, чтобы действительно было внутреннее понимание и осознание: то, что я делаю, – делаю с любовью.  Это не формальность, а моя любовь, грамотная, осознанная, когда я понимаю, что то, что я делаю, – делаю Христа ради, на пользу и для блага людей.

Бывает, в мороз нищий просит дать ему денег на водку, и мы даем ему денег, а он бродяга. И я не раз говорил людям: что вы делаете? Он же сейчас напьется и замерзнет где-нибудь. Вы ему помогите так, чтобы ваша помощь дала ему возможность преобразиться, изменить жизнь. Всегда есть возможность не пройти мимо этого человека, дав ему чисто формально деньги, а именно помочь.

– Благословите наших телезрителей!

– Божие на вас благословение, храни вас всех Господь! И в эту субботу приходите в православные храмы и поминайте своих родных и близких!

   Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Полина Митрофанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать