Беседы с батюшкой. Семейная святость. Священник Вячеслав Масин. 17 сентября 2023

17 сентября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях ассистент кафедры церковной истории Московской духовной академии иерей Вячеслав Масин.

– Тема нашего разговора: «Семейная святость». Сегодня мы вспоминаем перенесение мощей святых Петра и Февронии. Чем нам так дороги эти святые?

– В Православной Церкви эти святые в первую очередь дороги тем, что являют нам пример яркой семейной святости. Мы можем посмотреть на них и узнать, как поступать в семейной жизни, можем обратиться к ним за помощью.

– Чему может научить пример их жизни?

– В их житии, в самом популярном сейчас изводе, есть пара характерных моментов, которые актуальны и в современной семейной жизни. К примеру, бояре говорили князю, что его супруга живет не совсем по их обычаям, что она простолюдинка и не подходит под их формат. Несмотря на это, князь к ней обращается. Они совместно прошли испытания и семейным бытом, и различием происхождения (князь и крестьянка), преодолевая особенности быта, традиций и того опыта, который они получили в своих семьях.

В современном мире, когда мы встречаем человека, с которым воспитаны в совершенно разных семьях (кто-то в верующих, кто-то в светских), – это всегда большое испытание. Мало познакомиться и найти того, кто тебе нравится, важно еще совместно удержать эти отношения на высоте христианской добродетели, важно суметь их сохранить.

Семейное благо – это дар, который созидается трудом обоих, а не дается просто так. Часто в семьях жена жалуется, что муж с ней плохо обращается, не слушает, сам горделивый, авторитарный, а он жалуется, что жена сварлива, вечно командует, не слушается. Этот бытовой конфликт большинство семей переносят очень тяжело. Казалось бы, не какие-то внешние события сокрушают семейное благо, а простой быт.

Но между тем в житии есть еще интересный момент. Акцент не только на бытовом недопонимании, когда князю говорили, что супруга других традиций и собирает крошки со стола. Был момент, когда бояре еще больше навострились, сказали князю убрать жену со двора, и тогда они и дальше будут под его княжением, в его подчинении. Князь не пошел на это. Он не стал слушать своих врагов, которые покушались на святыню брака, и сохранил семейное благо.

Современным христианам, особенно живущим в условиях городов, важно помнить, что нужно не только не слушать посторонних лиц и не вмешивать их в свой брак, но и самим быть внимательными к своему браку. Нужно понимать, что другой человек не прямо такой, как ты, что у него есть некоторые иные моменты по отношению к тебе. Человек может иметь множество привычек, которых нет в тебе. И с этим надо смиряться, с этим надо работать. Это как раз та самая притирка, которая происходит в семейной жизни. Ее пример и являют нам святые Петр и Феврония.

– Можно ли считать этих святых покровителями семьи, если мы знаем, что в конце жизни они приняли монашество?

– Можно и даже нужно. Во-первых, если мы посмотрим на само принятие монашества, то лишний раз убедимся в том, насколько сознательны были эти святые в своей христианской жизни, в первую очередь семейной. Они понимали, что не так много им оставалось жить, и желали уединиться, чтобы помолиться Богу и лишний раз подготовить свою душу к встрече с вечностью. Для них, как для людей княжеского служения (находящихся у власти), в то время это был единственный шанс, чтобы удалиться от всякой суеты, отойти от всех подальше, чтобы не страдать от фальши, а присоединиться к Богу в глубоком молчании и молитве.

Монашество не самое главное, за что их прославила Церковь. В первую очередь их прославили за семейную жизнь, за то, как они несли ее крест. А монашество лишний раз подчеркивает глубокую сознательность их христианской жизни и уважение к тем заповедям, которые оставил нам Господь.

– Чему могут научиться у святых Петра и Февронии современные молодые люди?

– В первую очередь это, конечно же, взаимоотношения друг с другом. Современный мир сложный благодаря глобализации и многим процессам, которые влияют на нас и на наше общество. Раньше в деревне все друг про друга всё знали, не было тайны. Покойный профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин говорил, что ключевая разница между городом и деревней в этой тайне. Ты можешь годами жить на лестничной площадке с соседями и ничего не знать о них. В деревне нет таких тайн.

В условиях города многие сталкиваются с тем, что очень легко уйти от человека, забыть о нем в каких-то заботах, прикрыться работой, занятостью, какими-то послушаниями и удалиться от христианской добродетели брака.

Помимо этого, наше современное общество приносит много вызовов. Святость брака многими оспаривается. К сожалению, бывает, что даже в церковной среде брак не выдерживает бытовой суеты и процессов, которые на него влияют. Кинематограф и реклама на телевидении, в метро, автобусах и троллейбусах все время побуждают к страстной жизни. Я бы даже сказал, к похотливой. Святость брака в современном обществе все больше отходит на задний план. Люди все чаще начинают относиться к этому скептически. Современным молодым людям, взирая на пример святых, в первую очередь поминаемых ныне Петра и Февронии, нужно понимать, что, несмотря на всю суету, которая есть в этой жизни, у нас есть примеры, на которые можно равняться и действительно добиться святости. Есть люди, что прошли через это и смогли на высоте пронести те обеты друг другу, которые даются в самом начале взаимоотношений.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как воспитать детей в законе Божием, в православном духе, чтоб в семье всегда сохранялся мир, тишина и покой?»

– Самый главный ответ состоит в следующем: чтобы правильно воспитать детей, нужно в первую очередь самим быть христианами. Невозможно кому-то передать дар веры, не имея его в себе самом.

Часто верующие жалуются, что водили ребенка в храм с самого детства, а в подростковом возрасте он ушел. Значит, все-таки что-то не совсем правильно бывает и в нашей церковной жизни. Мы не смогли правильно показать евангельскую жизнь маленькому человеку. Дети видят фальшь лучше, чем взрослые. Они чувствуют ее нутром. И чтобы научить другого человека добродетелям и христианской жизни, нужно самому быть христианином. Как сказано в Евангелии: не может укрыться город, стоящий на верху горы. Можно сколько угодно говорить о Христе, но если ты сам неверующий человек, это лишь бутафория.

– У нас мало святых, которые были семейными людьми. Почему? С чем это связано?

– Святость быта, святость семейной жизни часто не на виду. Монахи и преподобные в силу их полноценной включенности в церковную жизнь чаще попадали в поле зрения простых людей. Но это не значит, что в нашей Церкви слишком мало святых, которые были семейными людьми. Их достаточно. Но в силу того, что Церковь всегда призывает к максимальному приближению к идеалу, то преподобные и монашествующие как выразители этого самого идеала, насколько это возможно в земной жизни, всегда привлекали большее внимание, чем семейные люди.

Здесь накладывается и психологический момент. Когда речь идет о семейной жизни, большинству людей это более-менее знакомо. А монашество более сакрально, более тайное и требует некоей элитарной культуры, когда человек вхож в ограду монастыря. Все сокровенное всегда интереснее, чем то, что на виду.

И, наверно, все знают и другие примеры семейных святых. Это преподобные Кирилл и Мария Радонежские, которые воспитали замечательного светильника земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Это и император Николай II и его супруга Александра Федоровна. Они тоже явили высокий идеал семейной жизни.

– Есть ли в семейной жизни аскеза и насколько она необходима для святости?

– Мне кажется, вся семейная жизнь сплошная аскеза. С самого дня вступления в брак человек сталкивается с пучиной бытия, которую должен преодолевать. Также нужно работать над какими-то своими недостатками. В любых других условиях у человека есть время скрыться. А в семье нет.

Вот ты был на работе, в храме, потом пришел домой, и вроде бы время отдохнуть, но нет – здесь время труда. Дом перестает быть полноценным местом отдыха. Дом становится местом делания. Это мини-монастырь, где нужно внимание к ближним. Ты весь день на работе, они тебя не видели, где ты был, чем занимался. Они хотят провести с тобой время, а ты уже устал, и надо себя преодолевать, чтобы показать, что родные тебе небезразличны. Довольно часто это дается большим подвигом. Аскетизм как раз в этом и проявляется.

Также это смирение перед волей другого. Преподобный Паисий Святогорец сказал очень хорошую вещь: кто больше понимает в браке, тот больше смиряется. Меня эта фраза всегда вдохновляет. Кто любит, всегда будет стремиться сохранить эту любовь, даже иногда в ущерб своим собственным интересам. Это и есть христианская аскеза в браке.

– В чем заключается святость обычного семейного человека? Чем она отличается от монашеской святости?

– В монашеской жизни у человека есть все условия для того, чтобы спастись. Там сама жизнь вдохновляет. Ты все время в монастыре. Все время идут богослужения. Вся твоя культура сакральна. Везде символы церковной жизни. А в быту ты часто сокрушаешься о какой-то действительности. Например, поругался с соседями в подъезде или еще что-то. Сохранять высокий нарратив христианской жизни в этой суете – подвиг. Получается, монашествующие избирают наиболее удобный путь для спасения: удалиться ото всех подальше, чтоб не страдать от фальши и жить с Богом, посвятить Ему всю свою жизнь.

В семье, даже по апостольскому слову, ты вынужден служить не только Богу, но и семье. Это не значит, что есть какое-то противоречие в служении и Богу, и семье. Но ты не можешь всецело посвятить время мысли, одиночеству, которое устремляет тебя к богообщению. Ты скорее как Марфа, которая печется о многом. То есть тебе нужно проявить некую деятельную любовь в делах.

И это опять же не значит, что в монастыре этого нет. Но в монашеской жизни больше условий, которые позволяют быть святым. В семейной жизни их тоже много, но женатый человек сталкивается с более секулярным миром. Он должен в этой светскости, в этом обществе сохранять веру в Бога, стремиться воплотить христианские идеалы, общаться с людьми, помня о том, что он христианин, которому оставлено Евангелие. Верующие люди должны следовать Писанию и не забывать о нем в круговороте событий. В этом, как мне кажется, отличительная черта семейной святости.

В нашей Церкви много разных ликов святых. Но мы понимаем: Един Свят, един Господь Иисус Христос. А мы все люди. Несть человек, иже жив будет, и не согрешит. У нас есть какие-то свои заблуждения, грехи, которые мы можем и не замечать, а иногда сознательно игнорировать. Но в то же время это не значит, что спасение открыто только для определенного класса людей. Оно открыто для всех. Господь дал Евангелие для всех.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Как сказано в Писании: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. А Феврония, используя болезнь, шантажом женила на себе князя Петра. Какая ж тут христианская добродетель?»

– Вопрос очень интересный и достаточно актуальный. Житие формировалось в XVI веке. И это больше сказание, написанное в актуальном для того времени жанре, который был более понятен тем людям. Нельзя все понимать буквально. Скорее тот образ, который дан в начале повествования, аллегорический. Когда люди начинают встречаться и общаться, часто появляются некоторые искушения, которые препятствуют развитию этих отношений в брак. Эйфория первого знакомства проходит, и человек начинает замечать какие-то недостатки другого, боится каких-то проявлений личности избранника.

В житии есть такой аллегорический подход: описание идет в жанре испытания, с которым сталкивается князь. Они знакомятся, начинают интересоваться друг другом, задаются вопросы, которые показывают мудрость Февронии. То есть и болезнь князя, которая его обуревает, тоже некая аллегория. Не отрицаю и буквального содержания, чтобы действительно была болезнь, но больше нужно сделать акцент не на самом факте, что она поступила лукаво и обманула, а скорее на том, что это элементарный момент человеческих отношений до принятия брака как таинства, когда люди все-таки испытывают некие искушения.

– Должны ли мы в поиске личной святости подражать святым на примере Петра и Февронии, Кирилла и Марии и других или нужно искать свой собственный путь?

– Во-первых, мы все индивидуальности. У нас есть свои характерные черты, которых нет у другого человека. Даже близнецы – казалось бы, одинаково выглядят, но все-таки разные личности.

Почему так много ликов святых? Един Свят, един Господь Иисус Христос. Несть человек, иже жив будет, и не согрешит. Есть моменты, в которых мы согрешаем, заблуждаемся. Но почему Церковь прославляет того или иного человека? Так Она показывает нам пример. В любом деле, когда человек начинает учиться, например плотницкому мастерству, нужно сначала не только почитать теорию (в нашем случае Евангелие), но и увидеть реальный пример, как это сделать. Таким образом, Церковь показывает нам примеры конкретных людей, которые воплотили Евангелие в своей жизни. Может, не совсем дословно, но у них это получилось.

И естественно, Церковь на то и поставляет нам примеры конкретных святых, устанавливает дни их памяти, чтобы мы стремились в своей жизни подражать им. Но в первую очередь мы должны явить в своей жизни Евангелие и подражать Иисусу Христу. А святые – это тот пример, к которому мы должны обращаться, чтобы понять, как реализовать Писание в своей жизни. Человек действительно должен взирать на этот пример.

– Как молодым людям создать семью? На что опираться?

– Это сложный вопрос. Если человек не имеет четких установок, убеждений в жизни и, самое главное в нашем случае, веры, то создать семью в современных условиях нашего глобального мира достаточно сложно. Есть много вещей, которые вносят некие компромиссы в нашу жизнь.

Как создать семью? Во-первых, молиться, чтоб Господь дал того человека, который будет по сердцу. Молиться, чтобы его не пропустить. Часто люди ищут каких-то второстепенных критериев в браке, чтобы умел делать то-то или имел что-то материальное. Но мы, как верующие люди, понимаем, что самое главное – это родство душ. В нынешние времена нужно соизмерять, верующий ли это человек, сможете ли вы с ним взаимодействовать. Конечно, есть примеры, когда верующий и неверующий знакомятся и создают крепкие семьи, но это опять же требует притирки, какого-то компромисса. Это всегда тяжело.

Я советую искать свою вторую половину в Церкви, среди людей, которые, как и вы, дорожат Евангелием и своей верой. И благо в нашей современной Церкви есть много средств для реализации этого. Например, обращение к святым. Если кого-то смущает чрезмерное обращение к святым и к Богу, то есть конкретные форумы православной молодежи, православные клубы. В наш век есть очень много разных площадок, где молодые люди могут познакомиться.

– Многие священники говорят, что если это твой человек, то ты не сможешь пройти мимо. Однако часто люди не очень способны видеть волю Божию. Как не упустить этот момент истины? Как понять, что это тот человек, с которым нужно создать семью?

– Надо просто решиться. Можно сколько угодно рассуждать о семье и браке, о выборе семейной жизни или монашества, но пока ты не начнешь действовать, все это очень условно. Чтобы не пропустить человека, нужно, когда чувствуешь, что он тебе нравится, с ним пообщаться. И всегда нужно помнить о том, что есть критерии Евангелия. Не стоит допускать лишнего во взаимоотношениях. А в определенный момент, когда есть какие-то сомнения, – решиться. Просто решиться. Господь часто в Евангелии говорит: Не бойся, только веруй!

– Во всем нужно знать меру, чтобы не впадать в крайности. А может ли быть мера любви? Возможна ли безграничная любовь человека к человеку?

– Мы такие примеры знаем. Они воспеты в литературе. Есть примеры святых, память которых мы сегодня совершаем. Здесь все сугубо индивидуально. Нельзя создать универсальную формулу. У каждого есть какие-то свои моменты, которые делают человека самим собой. Любовь у каждого может проявляться по-разному. Совершенство в любви зависит в первую очередь от нас. Как мы будем обращаться к Богу, как будем расставлять приоритеты. И на самом деле не всегда стоит требовать от другого человека того, что не можешь дать сам. Иногда кто-то требует любви, жалуется, что его обманывают или совсем не любят. Тут все сталкивается с индивидуальностью другого. Может, этот человек именно так проявляет любовь. Если дорожите этим человеком, нужно уметь его понять. Тем более если вы уже состоите в браке. Тут надо работать, в чем-то идти на компромисс. Опять же вспомним формулу преподобного Паисия: кто больше понимает, тот больше смиряется и больше проявляет любовь.

– Вопрос от телезрительницы Евгении: «Батюшка, нужно ли молиться о создании семьи или Господь Сам все пошлет в Свое время? Если да, то кому и как?»

– Люди обращаются к разным святым. Сегодня мы посоветуем обратиться к святым и благоверным Петру и Февронии, помолиться им о том, чтоб Господь открыл сердце для встречи человека, который нужен именно Вам, чтобы помог не пропустить его. А когда встретите, нужно обязательно откликнуться на этот призыв.  

– Как понять, что это именно тот человек?

– Все нужно соизмерять Евангелием. Оно всегда для нас авторитет. Можно сколько угодно говорить, что в человеке что-то не нравится, но если он соблюдает заповеди и старается жить по-христиански, то это уже повод воспринять его серьезно.

– Вопрос от телезрительницы Татьяны: «Состою в браке, была измена, о чем я покаялась, но с тех пор мы с мужем живем в постоянных склоках и взаимных обвинениях. Муж предложил обвенчаться. Восстановится ли мир между нами или лучше расстаться?»

– К сожалению, я не Ваш духовник, чтобы конкретно сказать, что нужно сделать. Но из того, что Вы сказали, ясно, что нужно работать над этим, налаживать взаимоотношения с Вашим мужем. Само таинство, конечно, даст силы и поможет. И то, что Ваш муж предлагает повенчаться, – это большое благо. Он, как верующий человек, обращается к святому спасительному таинству. Я думаю, нужно откликнуться на призыв, если Вам дороги эти отношения.

– В чем ценность таинства Венчания?

– Господь в этом таинстве посылает нам помощь на супружескую жизнь, на общение друг с другом, на воспитание детей.

– Вопрос от телезрителя: «В браке шесть лет. Муж просит подождать с детьми. Что делать?»

– Нужно договариваться с мужем. Как верующие, мы понимаем, что дети – это дар Божий. Нужно найти подход к мужу, начать с ним более глубокую, серьезную беседу на эту тему. Пока Вы не сможете с ним договориться, любые советы извне не принесут должной помощи.

– Вопрос от Людмилы: «Счастлива замужем, но вернулись чувства к бывшему молодому человеку. Часто думаю о нем, представляю, что могли бы быть с ним вместе. Это измена? Как побороть это в себе?»

– Если человек начинает помышлять о другом, когда он уже в браке, то начало измены уже положено. Как это побороть? Почаще вспоминать те добрые моменты, которые есть у Вас с Вашим супругом, почаще думать о том, что благо, которое Вы имеете (мирную жизнь и счастье), нужно сохранить. А все, что есть в нашей голове, – это иллюзии, которые иногда бывают от нашего нечистого ума, а иногда посылаются лукавым. А мы, как верующие люди, должны отходить от этих искушений и преодолевать их постом и молитвой.

– Вопрос телезрительницы: «Могу ли я выйти замуж третий раз? Мне 44 года, оба брака были невенчанные, детей нет, абортов нет, был выкидыш. Первый муж был кореец по национальности, а второй был атеистом. Что бы Вы посоветовали? Хотелось бы вновь попытать счастья, выйти замуж по любви. Но возможно ли это с точки зрения православной веры, если в Священном Писании написано, что брачный союз с разведенными супругами есть прелюбодеяние? Не хотелось бы коротать остаток жизни в обществе котов и беллетристики».

– Лично для меня это сложный вопрос, потому что он требует личной вовлеченности и более глубокого знания Вас как человека. То есть нужно с Вами лично пообщаться. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано, что мы признаем силу законного брака, зарегистрированного в государственных учреждениях. В этом плане у Вас уже все-таки будет не первый брак. Мне кажется, если найдете своего человека, это нужно решать лично со священником, у которого Вы окормляетесь, и по факту смотреть. Абстрактно всегда легко рассуждать, но можно впасть в серьезную ошибку.

– Вопрос телезрительницы: «Потеряла супруга. Очень страдаю, впадаю в уныние, часто о нем думаю и не могу найти себе места. Что бы Вы посоветовали? Как за него молиться и что мне делать?»

– Приходя в церковь, можно подавать за него записочки на проскомидию, просить священников молиться святым именно о Вашем муже и самой не забывать это делать. Опять же это сложный вопрос для меня, потому что я не знаю Вас лично.

Но если одолевает такая скорбь, то, конечно, нужно обращаться к молитве. Здесь главное помнить, что не стоит унывать. Чаще всего в Евангелии Господь говорил: «Не бойся, только веруй». Если Вы знаете, что Ваш муж жил святой жизнью, то это повод помолиться, что он перешел из этой временной жизни в лучшую – вечную.

Если он жил не совсем благочестиво и Вы переживаете о его посмертной участи, то, конечно же, стоит еще более усугубить молитвы и не унывать. Потому что своими скорбными слезами и стенаниями Вы ему уже не поможете. Ему нужна чистая и сокрушенная молитва о том, чтобы Господь простил те грехи, которые у него есть. А Вам не стоит унывать, потому что наш Бог – не Бог мертвых, но Бог живых. В нашей Церкви мы веруем, что эта жизнь – лишь начало, а не конец жизни. Поэтому не стоит унывать. Это люди, не имеющие упования, могут унывать о смерти человека, а мы, как верующие люди, должны понимать, что впереди вечность с Богом.

– Следующий вопрос: «Помогите разобраться. Сказано, что по вере и гора сдвинется, просите – и дастся вам. Но как узнать, стоит ли просить чего-то, не зная, на пользу это будет или нет?»

Действительно, мы же часто просим чего-то у Бога и не знаем, будет ли это нам на пользу. Стоит ли вообще просить или Бог и так знает, что нам нужно и нам это подаст?

– Опять же исходом дела разумей волю Божию, то есть молись и сам старайся всегда исполнять заповеди Божии. Если человек не исполняет заповеди, он и не поймет, где воля Божия, которую он так ищет. Поэтому здесь надо быть внимательным. Важна не только молитва, но и внимание к своей жизни, нужно стараться соизмерять свою жизнь с Евангелием.

– Следующий вопрос: «Мне 35 лет, не могу найти спутника жизни, очень хочу выйти замуж. Что мне делать?»

– Наверное, я смешно отвечу: ходите по православным клубам, балам, в наши молодежные собрания. Сейчас чего только нет в Православной Церкви! Есть православные турклубы, разные интересные проекты. Можно найти человека по сердцу.

– А может, есть какие-то проблемы в человеке, раз он не может так долго найти себе пару?

– Конечно, бывает и проблема в человеке. Но, с другой стороны, есть много примеров, когда люди достаточно много лет жили одни и потом решаются на брак. Может быть, вся их жизнь до брака и была подготовкой к этому браку. Может, как раз человек и шлифовался для достойной встречи своего супруга или супруги.

– Что входит в понятие "милостыня"? Только материальная поддержка или духовная тоже?

– Я думаю, духовная милостыня тоже имеет место в нашей жизни.

– В чем должно выражаться отвержение своей воли и разума для мирянина?

– Мне кажется, что для верующих людей критерии – это всегда Священное Писание и творения святых отцов, которые помогут нам раскрыть волю Божию о человеке. Когда человек больше углубляется в творения святых отцов, изучает Священное Писание, даже если он не имеет специального богословского образования, широких познаний, он начинает углубляться в традицию Церкви и более-менее начинает представлять, к чему Церковь его призывает.

А воля Божия всегда лежит к добродетели, к исполнению заповедей, ее никогда нет на грех. Когда человек начнет понимать, что воли Божией нет на грех, на то, чтобы вне брака иметь какие-то половые отношения, чтобы злоупотреблять спиртными напитками, на поощрение кого-то ко греху, тогда человек увидит, что есть воля Божия. Она состоит в исполнении заповедей, которые Он нам оставил. В Евангелии и апостольских Посланиях есть множество примеров.

Вообще сама Библия – это книга об истории человеческого спасения. Там есть множество примеров, как в разных условиях разные святые показывали, насколько и как возможно приблизиться ко спасению. Мне кажется, так и следует узнавать волю Божию о себе, измеряя ее тем Божественным Откровением, которое нам было оставлено.

– Каково соотношение души и духа в человеке? Каково их взаимное влияние на человека?

– Это вопрос терминологии, их взаимоотношений у каждого человека. Бывает путаница в восприятии взаимоотношений души, духа, тела. Но это все взаимосвязано. Православное богословие говорит о том, что есть некая синергия всего: нельзя выделять отдельно плоть, душу, дух, все это должно существовать в мире и единстве. Если человек, например, стремится к добродетели, то он всегда должен и ограничивать себя телесно, а не только духовно. И, наоборот, если человек вроде спортсмен, но духом позволяет себе смотреть разный контент, не имеющий отношения к Евангелию и христианской жизни, то налицо дисбаланс в духовной жизни.

– Давайте подведем итоги сегодняшней беседы и поздравим наших дорогих телезрителей с праздником благоверных князей Петра и Февронии.

– Помните всегда, что в нашей христианской жизни мерило – это Священное Писание и Благая Весть Господа нашего Иисуса Христа. А примеры святых, которых прославляет Церковь, – это как раз тот ориентир по исполнению Евангелия, который дан нам всем. И если мы хотим уподобиться святым, то должны взирать на их пример, обращаться к ним в молитве. Я думаю, они нам помогут исполнить те заповеди, которые даны нам Господом.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать