В студии священник Алексий Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного Владимира в городе Коммунар.
− Сегодня мы затронем тему, которая так или иначе касается каждого православного человека. Мы будем говорить о радостях и сложностях приходской жизни. Казалось бы, это легкая тема. Но это не так, потому что именно в приходской семье и формируется наше представление о той жизни, которая так или иначе касается судьбы каждого человека.
Приходская жизнь − самая сложная составляющая нашей жизни. Мы либо прихожане храма, либо туристы (это люди, которые «путешествуют» между храмами). Они не прихожане никакого храма, но туристы в каждом. Может быть, я не прав. Но я понимаю, что в каждом приходе есть люди, которые составляют костяк, которые приносят в храм не только деньги, но и свои усилия, свои мысли, помогают настоятелю каким-то образом справиться со сложностями этой самой жизни. И когда мы говорим о радостях и сложностях приходской жизни, возникает вопрос: для кого эта жизнь в радость, а для кого − сложности?
− Действительно, когда человек живет в приходе и воспринимает приход как семью, то и происходит ежедневное чудо. Когда человек приходит в семью с горестью, когда ее выслушают другие люди, помолятся, посочувствуют, она уменьшается. Она как бы делится на всех и исчезает. А когда человек приходит с радостью, другие радуются вместе с этим человеком. Эта радость умножается, увеличивается. И это, наверное, самое главное, что происходит и в приходской семье, и в обычной семье, если правильно выстроены отношения. А вот о том, как выстроить эти отношения, нам, наверное, нужно сегодня поговорить.
− Вопрос от телезрителя Александра: «Мне очень не нравится, что тропари из канона читают без знаков препинания. Если читать достаточно быстро, но делая паузы именно там, где стоят запятые, то служба не удлинится, а будет намного лучше восприниматься знание нашей веры».
− Действительно, богослужение − это главное общее дело. Вы знаете, что с греческого языка «литургия» как раз переводится как «общее дело». Литургия, богослужение − главное дело христианской общины.
Хорошо, когда в христианской общине есть возможность иметь не только красивого батюшку с замечательным голосом, даром проповеди, когда в христианской общине есть диакон, который может украсить богослужение, когда есть замечательный хор. Помните, как князь Владимир посылал послов в далекие земли для того, чтобы узнать, какая вера истинная? Когда послы вернулись, они сказали: «Княже, мы не знали, на небе были или на земле. Настолько все было благолепно, величественно…»
Когда есть возможность четко и ясно читать то, что прописано в богослужении, когда есть замечательный чтец, углубленно понимающий слова Священного Писания, это здорово. Но часто бывает, что приход простой, читает тот человек, который согласился читать, потому что не все приходы имеют возможность содержать чтеца. Не все чтецы имеют соответствующее образование, соответствующий навык. Но постепенно, если человек любит Бога, он начинает служить Ему все лучше и лучше. Просто иногда надо подождать, помолиться, потерпеть.
Если вы можете читать сами – хорошо. Если чувствуете в себе четкое понимание тех священных слов богослужения, которые звучат, можете подойти к настоятелю и сказать: «Дорогой батюшка, я прихожанин, для меня это важно. Послушайте, пожалуйста, как я читаю, может, Вы сочтете возможным меня подключить к богослужению». И настоятель благословит. Может, батюшка и не знает, что вы, оказывается, так хорошо умеете читать богослужебные книги, вникая во все смыслы, соблюдая все ударения. Действительно, когда человек сам понимает то, что читает, когда он доносит священные тексты до слуха молящихся вдумчиво, аккуратно, разумно и красиво, это во многом увеличивает красоту богослужений и их пользу. Потому что мы, когда молимся, должны всегда не просто выслушивать молитвы как некие особые, важные, волшебные слова.
Ко мне однажды пришла матушка: «Я читаю Псалтирь». Я говорю: «Раз ты читаешь Псалтирь, читай при мне и скажи, что ты понимаешь в том, что читаешь по-славянски». Я ей по-русски посоветовал почитать, а она говорит, что читает только по-славянски. И это единственный правильный вариант. Я говорю: «Понимаешь, ты не разумеешь сама, что читаешь». – «Батюшка, я не понимаю, зато бесы понимают и трепещут».
Дорогие братья и сестры, конечно же, наше богослужение должно быть разумным. И если вы можете в своей общине, в своей церковной семье украсить богослужение, если можете красиво читать или петь, обязательно подойдите к священнику. Конечно, батюшка благословит это или не благословит: бывает, человек имеет то или иное дарование, но не имеет, например, красоты христианского смирения. Каким бы ты ни был умным, начитанным, одаренным в плане голоса, если нет смирения, не умеешь в своей приходской семье слушаться священника, то и не можешь называться сыном прихода. Как может быть такой человек добрым христианином? Как ты можешь слушать Бога, если не умеешь слушать своего священника? Если не научился брать благословения у батюшки и выполнять то, что он говорит, со старанием, тщанием, вниманием, без споров, без своеволия, то как ты можешь быть христианином, как можешь служить Богу, Которого не видишь и зачастую не слышишь?
В этом отношении главное – не осуждать, не гневаться. Если есть талант − надо подойти к батюшке и сказать: «Батюшка, у меня есть талант, как Вы благословите? Может быть, благословите его использовать?». Благословит батюшка − украсьте богослужение. Не благословит − смиритесь, молитесь Богу так, как вам Господь дает.
− Когда мы говорим, что приходская жизнь для человека состоит не только из присутствия на богослужении, но еще и участия в этом как молитвенника, который просит у Господа той или иной помощи, то здесь возникает вопрос. Наверное, если бы мы все были такими людьми, которые просят у Господа и получают на свои просьбы хотя бы какой-либо отклик, то, наверное, в наших храмах было бы не 10, не 30, не 100, а тысячи и тысячи людей. Почему в наших храмах не так много прихожан? Почему мы хотим, чтобы этих людей стало больше? Может быть, те самые десять людей, которые праведники, могут спасти всех? Или все-таки нам хотелось бы, чтобы их было пятьдесят?
− Конечно, хотелось бы, чтобы праведников было больше. Единственное, есть очень важный момент: праведник никогда не будет считать и называть себя праведником, потому что, наверное, те люди, которые считают себя праведниками, это самый тяжелый балласт прихода.
Мы все приходим к Богу со своими горестями и бедами, просим у Бога помощи, просим вразумления. А дальше, рано или поздно, наступает момент, когда человек для себя неожиданно может решить, что он стал духовным. Такое есть смешное понятие – «профессиональный православный». Если человек вдруг решил, что он уже стал достаточно православным и имеет право учить других, он с этого момента считает, что перестает ошибаться сам. Он же в церковь ходит, делает все как положено, три канона перед причастием читает, утреннее и вечернее правила читает. Да если еще при этом читает Евангелие и Псалтирь, то, конечно же, у человека может немножко закружиться голова от неких духовных успехов. Хотя никаких духовных успехов в этом отношении нет, потому что духовный успех христианина заключается в том, что он постоянно заботится о совершенствовании своей души. Как только человек начинает почивать на духовных лаврах, так сразу начинает катиться вниз. Как только человек принимает решение, что уже чего-то достиг, он перестал трудиться на ниве Христовой.
В приходской жизни многие проблемы как раз возникают из-за того, что люди перестают быть кающимися грешниками и становятся учителями. Апостол предупреждал, чтобы не многие делались учителями (см. Иак. 3, 1). Достаточно того, что священник – учитель в Церкви. Батюшка кому-то может дать определенную функцию. Например, у нас на приходе есть традиция: отец диакон говорит проповедь. После того как священнослужители причастятся, он выходит и беседует с прихожанами на тему сегодняшнего дня, праздника или объясняет непонятное место из Апостола. Это замечательно, но на это нужно иметь благословение.
Когда человек занимается своей духовной проблемой – он христианин, и он созидает. Как только человек начинает учить своих ближних, если на это не поставлен, – он перестает быть христианином. И такой человек, как я уже сказал, становится балластом в общении. Самый простой образ – некая бабушка, которая стоит в храме и, вместо того чтобы молиться, блюдет, все ли правильно крестятся, все ли встали на свои места, все ли правильно ставят свечи. Если кто-то что-то делает неправильно, с ее точки зрения, тут же подходит, делает строгий выговор, а с «неправильного» места может еще и вытолкать. Такие искушения в приходской семье бывают, и они, конечно, служат не на пользу миру и благости.
– Мы с вами не так давно ездили на Донбасс, и там меня поразил один пример. В храме был мальчик в стихаре. Его мама страдает алкоголизмом и наркоманией. Но этого мальчика в храме не только приняли как своего, более того, о нем заботятся как о человеке, который служит в храме. Может ли приход, приходская семья помочь человеку выбраться из беды, которая связана с его семьей? В вашем храме существует общество, которое помогает людям справиться со страстями. Хотелось бы на эту тему поговорить.
– Проблемы человека зачастую лежат вне богослужебного пространства. Люди, которые приходят со своим горем, на приходе должны получать помощь и утешение не только в плане молитвенных просьб, обращенных к Господу. Если у нас есть возможность этим людям реально помочь, то мы должны помочь. Батюшка Алексий Быстров, руководитель Социального отдела Донецкой епархии, принял этого мальчика. Это здорово, замечательно, что он ему помогает и что у людей есть куда обратиться.
Когда при храме есть реабилитационный центр, конечно, проще прийти в такой центр и получить помощь для своих родных и близких, проконсультироваться. Но горе бывает разным. Вы сказали про Донбасс. Я прекрасно помню, когда начались эти события, в нашем приходе ко мне подошла одна раба Божия, которой уже далеко за 80, и сказала: «Батюшка, я просто так не могу сидеть, пока там наши ребята воюют. Знаю, что ты туда ездишь, бери меня с собой, вези в ДНР». Я ей ответил: «Дорогая, в Донецке сейчас нет воды (и до сих пор ее толком нет), нет медикаментов, не хватает персонала. Ты туда приедешь и, не дай Бог, с тобой что-нибудь случится...»
У нас есть замечательные задачи: плести сети или в швейной мастерской шить белье для наших ребят, собирать то, что необходимо раненым. Священник должен находить для таких людей на приходе возможность потрудиться. Человеческого горя из-за последних событий, к сожалению, стало больше. О том, как помочь человеку в такой ситуации, священник на приходе должен думать.
Например, в нашем городе бездомные появляются редко. Но если ко мне обратится такой человек и скажет: «Батюшка, помоги, мне негде жить», – я могу позвонить своему собрату и сослужителю, например, отцу Аркадию Петровцеву, и попросить взять этого человека. Он, конечно, согласится, и я могу отправить человека туда. Если у меня нет возможности самому помочь, я всегда знаю, к кому обратиться.
Жизнь приходской общины всегда грамотно выстраивается: есть конкретный человек, у него есть конкретная проблема, и ты начинаешь потихоньку думать, как ее решить. Того же бездомного, например, нужно было сначала отмыть, прежде чем куда-то везти…
Нужно помнить, что священник не один на своем приходе, не один в своей епархии; всегда есть батюшки, которые готовы откликнуться. Этих батюшек нужно знать, нужно дружить друг с другом. Я помню замечательный момент, когда нам нужно было строить очередной храм в Кобралово. Я не знал, как начать это дело. В конце проповеди я поднял крест вверх и сказал: «Братья и сестры, кто из Кобралово? Нужна помощь». В этот момент вышел Александр Александрович и сказал: «Я из Кобралово». – «Надо храм строить». – «Надо – значит, будем».
Зачастую все решается. Мы же привыкли обращаться к Богу, когда нам что-то надо. Точно так же надо не бояться обращаться к людям. Тогда приходская жизнь будет действительно семейной.
– Нам стоит задуматься о том, что наше приходское служение должно быть востребовано. Если мы этого не ощущаем, не понимаем, тогда, может быть, и смысла в приходской жизни нет?
– В рамках приходской жизни ты должен заниматься тем, что у тебя получается, к чему у тебя есть талант, склонность. Просто зачастую бывает так, что мы не всегда знаем таланты наших прихожан. У нас довольно небольшой приход, храм небольшой. Как думаете, сколько у нас педагогов, которые трудятся в детском центре? Десять человек. Наш храм рассчитан на 100 человек, и нашлись 10 человек, которые имеют педагогический опыт и готовы, хотят делиться своей любовью и опытом с детьми. Так начал существовать наш детский центр.
Есть задача – мы ее решаем. Есть многодетные мамы, которые приходят со своим горем, – мы решаем проблемы, в зависимости от того, психологическая или материальная у них нужда. Может быть, есть необходимость просто посидеть с детьми. Зачастую многодетной маме нужно куда-то сходить, получить какие-то документы, решить какие-то проблемы, а оставить ребенка под присмотром очень сложно: или это дорого, если речь о профессиональной няне, или небезопасно. Наше современное законодательство, с одной стороны, стремится улучшить положение семейных людей; с другой стороны, обладает набором тяжелых норм, которые довлеют над родителями. Ответственность за детей очень высокая. Поэтому нужно родителям помогать, объяснять им, что не надо бояться тех или иных норм господдержки.
Помню, как в первый раз пригласил сотрудников органов опеки в свой дом. Тогда государство запустило определенные программы, и многодетной семье можно было получить помощь. Но чтобы получить эту помощь, нужно было все оформить должным образом документально. Органы опеки должны были прийти, посмотреть, как дети живут, что все действительно соответствует документам. Наши люди боятся, что органы опеки придут и что-то увидят. Так вот, чтобы открыть людям эту дверь, я первым пригласил органы опеки в свой дом. Они приходили, смотрели, как мы живем. И я получил субсидию, которую пустил на образование своих детей. Помню, мы купили музыкальные инструменты, что-то еще, что было нужно.
– Напомню нашим телезрителям, что у отца Алексия девять детей. И все проблемы, скажем так, очень хорошо понятны... Вернемся к нашей теме. Когда мы задумываемся о том, какую помощь можем оказать приходу, наверное, мы в первую очередь думаем о некой духовной награде за такое служение. И когда мы заботимся о людях, которые рядом, которые есть в приходе, мы не думаем о том, что это очень важное служение. Насколько ваши прихожане способны на такое служение, не связанное со служением Церкви? И в чем тут разница?
– Во-первых, любое служение, которое совершают прихожане, происходит в основном на территории прихода. Понятно, что есть сестры сестричества, которые ходят в больницы, но они ходят туда вместе с батюшкой, чтобы подготовить пациентов к приходу священников. Поэтому все, что происходит на приходе, овеяно молитвами и происходит под сенью храма.
Например, у нас на приходе есть замечательная швейная мастерская. Там шьют одежду, необходимую для фронта, для раненых, даже для младенцев. Недавно мы делали заказ для перинатального центра, нас попросили сшить необходимые детям вещи. Но все равно все это происходит на территории прихода. Главное, чтобы батюшка хотя бы иногда заглядывал к тем добровольцам, которые этим занимаются. У нас на приходе мы хотя бы раз в месяц встречаемся со всеми добровольцами. Обычно я стараюсь раз в неделю проводить совещание. По вторникам собирается костяк нашего прихода, те, кто занимается социальным служением, и мы общаемся, говорим о том, что сделали, что предстоит сделать.
Приход – это большая семья. А в семье хорошо жить, когда есть согласие, когда каждый друг друга слышит. «Где мир и лад, там не нужен и клад». Важно умение слышать другого человека, а также здоровая коммуникация. Потому что коммуникация бывает разной. Когда приходская жизнь только начинается, часто возникают какие-то конфликты, ревность, кто-то что-то не поделил. И священник должен грамотно это решить. Как отец решает все проблемы в семье, так и священник, настоятель, духовник должен решать проблемы в своей приходской семье. Но это все преходяще. С одной стороны, вроде бы тяжелая нагрузка; с другой стороны, это дает очень широкий потенциал.
Прихожане могут бояться подойти к батюшке и сказать: давайте я Вам в этом помогу, это сделаю... Пожалуйста, не бойтесь, подходите, говорите. Нужно помнить, что мы должны жить общей семьей, общиной. Конечно, 70 лет безбожия, которые были в нашей стране, очень сильно разрушили традицию православной приходской общины. Разрушена традиция посещения батюшками школ, больниц. Батюшку «заперли» на территории храма, чтобы он только совершал богослужение. Но и сам священник, и прихожане, и все остальные люди будут жить более полной духовной жизнью, если эта жизнь будет распространяться за пределы богослужения, за пределы храма. Священники не должны этого бояться. И прихожане, как я уже говорил, могут подойти и сказать: «Батюшка, я люблю готовить, давайте я приготовлю что-нибудь на трапезу».
Любое приходское дело может начинаться с самого простого. Может быть любое общее дело, самое простое, хоть в парк сходить. Очень полезно с прихожанами ездить в паломничества. Например, мы недавно вернулись из Троице-Сергиевой лавры, скоро поедем на Коневец. Совместные поездки, совместные дела, совместное решение тех или иных проблем – все это дает живую жизнь приходу и помогает людям узнать друг друга.
Ведь мы знаем, что должны молиться друг за друга. Сказано: молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведнаго поспешествуема (Иак. 5, 16). Но нам всегда легче молиться, когда мы человека знаем, чувствуем сердцем глубину его горя, нужды или, наоборот, радости. В этом отношении община, чтобы выполнять свою глубокую богослужебную функцию, должна жить семьей, прихожане должны знать друг друга.
– Вы сказали о швейной мастерской. Я помню, что у вас еще есть столярная мастерская, и люди, которые приходят в храм со своими страстями и проблемами, в том числе трудятся там. Насколько физический труд помогает человеку избавиться от тех страстей и проблем, которые так или иначе его преследуют?
– Труд и молитва – замечательные средства для того, чтобы человек справился со своими страстями. Но все хорошо в свое время. И молитва хороша в свое время. Если уж затронули вопрос о тех людях, которые находятся на реабилитации, то им нельзя молиться много. Приходя на всенощное бдение, они исповедуются, на воскресной литургии причащаются. У них есть день акафиста, час беседы со священником (я провожу с ними пастырский час). В остальное время они должны заниматься решением своей главной проблемы. Только после трех месяцев реабилитации они уже включаются в полноценный трудовой процесс, если остаются работать при храме. Поэтому труд – великое и нужное средство.
Но если у человека сейчас болит душа, его раздирают страсти, а мы, вместо того чтобы решать проблему, пытаемся забить ее тяжелым трудом, то это не работает. Все должно быть в свое время. И труд должен быть дозированным, и молитва должна быть дозированной, и общение должно быть.
Чтобы вырастить хороший урожай, нужно, чтобы на поле в свое время было солнышко. Но если все время будет солнышко, все сгорит. Нужно, чтобы и дождик прошел. Но если все время будет лить дождик, все сгниет. Нужно, чтобы и ветерок после дождя все высушил. Все хорошо в меру. Поэтому святые отцы говорят: всё, что сверх меры, – от бесов. В этом отношении священник должен смотреть, сколько человек молится. Некоторые говорят: «Батюшка, я уже духовно возрос, благословите меня ночью совершать молитвенный подвиг». На что я отвечаю: «Не надо, все должно быть в свою меру и в свое время».
Одно из приходских искушений (как правило, это бывает у новоначальных христиан) – когда человек начинает много молиться, много ходить на службы и при этом теряет чувство меры и перестает заботиться о своей родной семье. И когда наши сестры молятся, участвуют в жизни прихода, помогая больным, я всегда говорю: «Дорогие сестрички, только, пожалуйста, не забывайте дома мужу обед приготовить, с детьми уроки сделать, с внуками посидеть». Это очень важно.
И очень важно, чтобы был духовный отец и послушание ему. Потому что сказано: имже и несть управления, падают аки листвие (Притч. 11, 14).
– Благословите наших телезрителей.
– Господи, благослови наших телезрителей прямо и разумно слушать своих духовных наставников и совершать дело спасения в послушании, каждый – на своем приходе.
Ведущий Глеб Ильинский
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в поселке Керро Ленинградской области священник Олег Герасимов. Тема беседы: «О чем мы просим Бога».
Беседы с батюшкой. О чем мы просим Бога? Священник Олег Герасимов. 18 июля 2025
Евангелие 18 июля. Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную
Церковный календарь 18 июля. Преподобноисповедник Агапит
Прогноз погоды на 18 июля 2025
Этот день в истории. 18 июля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!