Беседы с батюшкой. Радость творчества и горе знания. Священник Сергий Учанейшвили. 10 января 2025

10 января 2025 г.

В студии клирик храма Василия Великого в Осиновой Роще (Санкт-Петербург) Сергий Учанейшвили.

– Тема сегодняшней передачи: радость творчества и горе знания.

Отец Сергий, когда я прочел Вашу историю, мне очень многое показалось интересным. Мне понравилось то, как Ваша жизнь складывалась, как она шла к священству. Мне очень понравился вот этот долгий путь, поэтому я начну с вопроса о том, как Вы стали священником и когда в Вашей жизни проснулся человек-христианин.

– Это долгая история. Но если вкратце, я никогда не думал быть священником. Не мечтал об этом и не подразумевал, что это произойдет. По крайней мере, в первых трех четвертях своей жизни (через пару месяцев мне будет 62 года). По современным меркам это предпенсионный возраст, возраст пожилой. И из них я только 15 лет являюсь священнослужителем. В 2009 году в Александро-Невской лавре я был рукоположен в диаконы владыкой Назарием, тогда епископом Выборгским.

И сейчас уже шестнадцатый год пошел моего служения в сане в Церкви. А до этого кем я только не был! Понятно, что я учился в школе, был и октябренком, и пионером, и комсомольцем (даже комсоргом). То есть был человеком довольно активным, причем, наверное, не был примерным учеником, а был скорее нестандартным. У одного их первых у меня появились брюки-клеш (да еще с лампасами), которые я себе перешил из двух старых, и когда я появился в авиационном поселке Кача под Севастополем, это вызвало фурор и недоумение у кого-то: ушитая рубашка, длинные волосы – все это не сочеталось с тем, что я был, в общем-то, идейным человеком. Видимо, изначально вера-то во мне была, но я верил не в то, во что надо. То есть в коммунистические идеалы, которые нам с детства прививали. И я помню, был такой момент: меня не сразу приняли в комсомольцы из-за моей такой нестандартности, и я ревностно это переживал, выучил со второй попытки все нужные постулаты, и меня уже приняли в комсомольцы…

Но Господь меня вел, это понимаешь сейчас, ретроспективно оборачиваясь на прожитую жизнь. Я вижу, как Он меня ласково вел по всем перипетиям моей жизни, давал возможность где-то набить себе шишки, приобрести опыт. Это очень интересный путь, как и у каждого человека, если он обернется и проанализирует жизнь.

Я приехал из Севастополя в 1978 году, после 8-го класса, поступать в Ленинград в профессионально-техническое училище…

Там Вы с Цоем познакомились…

– Мы учились в параллельных группах. И, в общем, ничего удивительного в этом не было. Если бы он не стал тем, кем стал (легендарным человеком и музыкантом), то, может быть, я особо бы его и не вспоминал, хотя он был бросающимся в глаза человеком. Тем более что музыкантов было немного. Кто-то играл на танцах в актовом зале, но музыка меня тогда интересовала меньше, чем девчонки; это был для меня, скорее, фон. А вот то, что я нашел там свою жену и влюбился в нее с первого взгляда, для меня важный фактор, потому что я считаю, что в жизни человека это одно из самых главных – найти свое счастье, создать семью, рожать детей, их воспитывать… И за это я благодарю Бога. Когда мы уже оканчивали третий курс, я подошел к своей будущей жене. Мы даже особо знакомы не были, просто виделись; тогда в общежитии она дежурила с девочками, они были с красными повязками, следили за порядком, и вот я мимо проходил, и что-то, видимо, на небесах произошло, я остановился. Подсел и говорю: «Наташа, выходи за меня замуж». Она согласилась, и сейчас мы уже 43 года вместе. Первый год мы, конечно, встречались, а потом уже расписались, когда родители нас благословили, но вот первые мои слова ей были такие…

Вопрос от телезрителя: «Как Вы относитесь к тому, что у нас в храмах (например, в нашем приходе Курской епархии) забывают о святых отцах, их учении. Священники свое понимание высказывают о Писании, не ссылаясь при этом на святых отцов, то есть вносят какой-то свой лейтмотив. И говорят, что святые отцы противоречивы. Неделя Иоанна Лествичника, например, вообще забыта. Я думаю, это тревожная тенденция. Как на это можно реагировать?»

– Я сказал бы словами: никто не забыт и ничто не забыто. Мы, конечно, можем высказывать свое субъективное мнение. Лично я даже в нашей Санкт-Петербургской епархии знаю далеко не всех священнослужителей, что они проповедуют и как. Поэтому мне сложно говорить о процессах, происходящих в Курской епархии, хотя я был там несколько раз и мне там понравилось, честно сказать… Безусловно, святые отцы – это важно, важны вообще толкования. В нашем храме Василия Великого мне поручено вести воскресную школу для взрослых, где мы изучаем основы основ. И Библию, конечно, мы изучаем через призму толкований как древних отцов, так и наших современников. Богословие – это не мертвая наука, и богословом может быть и наш современник. Может, среди современных отцов есть и святые, кого мы так сейчас не воспринимаем. Но я знал нескольких людей, кого я считаю святыми. Это отец Николай Гурьянов, который сыграл в моей жизни серьезную роль. Хотя я не знаю каких-то его богословских трудов. У него была, наверное, другая специфика деятельности. А Иоанна Лествичника никак нельзя забыть, я на него очень часто ссылаюсь, и думаю, что и ваши отцы на него тоже ссылаются…

И, как известно, многие отцы, будучи святыми, тоже ошибались. Это всякому человеку присуще. Еще в своем псалме Давид сказал, что всяк человек есть ложь. Поэтому каждый человек может высказывать какие-то неточности. Есть такое понятие: частное богословское мнение. И в этом ничего зазорного нет, если это не является открытой и уже опровергнутой ересью. То есть человек может определять какие-то вещи своими словами, и это может быть интересным. Потому что богословие – оно действительно продолжает развиваться на основе тех знаний, которые мы имеем.

Думаю, что сейчас оно особо актуально, особенно в раскрытии Откровения Иоанна Богослова, которое раскрывается постепенно, как цветок, листик за листиком. Нам открываются какие-то вещи именно по приближении тех событий, которые уже произошли. Многие святые отцы толковали очень преждевременно какие-то моменты из Откровения, они для них не были открыты. И, ссылаясь на них как на авторитет, мы можем заблуждаться в выводах, которые были на тот момент еще преждевременны из-за того, что не свершилось то, что для нас сейчас уже открыто (и по телевизору, и в Интернете мы наблюдаем происходящее). Это тоже определенный фактор.

Честно скажу, я не люблю никого осуждать (кроме себя, потому что есть за что себя осуждать), понимая, что бумеранг наших мыслей всегда возвращается к нам. Зло, запущенное нами, возвращается к нам и очень больно бьет нас. Мы думаем: «За что?» Скорее всего, нужно спрашивать себя: «Для чего?» Добро, конечно, тоже возвращается, и мы относимся очень позитивно к тому, что добро возвращается сторицей, нам радостно и приятно.

Поэтому этот момент для меня является очень важным. «Никого не осуждать, никому не досаждать; и всем мое почтение», – говорил преподобный Амвросий Оптинский. Кстати, отец Николай Гурьянов тоже очень любил вот такие прибаутки и даже цитировал, повторял то, что говорил Амвросий Оптинский. Например: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Я помню эти слова, и они мне очень греют душу. Простота многих наших старцев, современных святых, конечно, очень дорогого стоит на фоне сложностей происходящего и сложностей изъяснения нашими современниками каких-то простых вещей. Иногда говорят такими терминами, такими запутанными опусами, что думаешь: о чем вообще говорилось? что имеется в виду?..

Что касается наших современников (курских или других), которые пытаются мыслить над словом Божиим, над Священным Писанием, рассуждать о нем, ссылаться на каких-то святых отцов, то, думаю, этот момент является персональным, личным. Может быть, есть люди, которые обращаются к какому-то опыту, не очень для нас привычному, не очень авторитетному. Думаю, если это не ересь, не что-то болезненное, неприятное или вредное, то, наверное, имеет право на существование такой путь наших современных отцов-священников, которые ведут паству в XXI цифровом термоядерном космическом веке. У нас непростая, я бы даже сказал, сложная задача. Кто знает, как бы вписались в этот мир отцы Древней Церкви, которых мы очень почитаем и любим…

Время само по себе, согласитесь, непростое. Искушения, соблазны так утончены! Сейчас гаджеты у каждого в кармане. Наши дети сейчас знают столько всего! Все можно узнать, не ходя ни в какую библиотеку, просто попросить Алису или Сири, которые предоставят всю информацию, и ты будешь человеком знающим. И, наоборот, конечно: любую мерзость этого мира тут же можно узнать. Сейчас у человека очень серьезный соблазн выбора.

Вот мы обозначили тему о знаниях, как в XXI веке эти знания применяются людьми на бытовом, государственном, планетарном, геополитическом, глобальном уровне, когда массы людей управляются с помощью современных знаний и можно просто перевернуть сознание человека благодаря технологиям, которые сейчас есть. С другой стороны, это дает огромный потенциал человеку, если он хочет двигаться к Богу, святости, к познанию слова Божьего, истории и всего остального. Выбор за тобой, барометр – в твоем сердце.

Я обычно люблю приводить какие-то графические примеры и говорю своим ученикам: представьте себе круг – наш мир. В этом круге есть самое длинное расстояние – диаметр, проходящий через центр. И есть две диаметрально противоположные точки. Представьте, что справа находится Бог, а слева – мир (или князь мира сего, дьявол). Где находимся мы в этом графическом примере? Если мы посередине, получается, 50 на 50. Если мы движемся в какую-то сторону хоть на миллиметр, то одновременно удаляемся от чего-то противоположного. На миллиметр подвинувшись в сторону Бога, мы на два миллиметра отодвигаемся от мира сего, от дьявола. И так далее.

Мне очень нравятся слова в Последовании ко Святому Причащению. Как человек сценический я понимаю, что в театре, кино, песнях основное откладывается на финал. В финале должно «ударить», и с этим пониманием человек должен уйти. Так вот, в конце Последования ко Святому Причащению мы читаем такие слова: мне же, еже прилеплятися Богу, благо есть. Прилепиться, как жвачка к подошве, как клей, как пластырь или скотч. Вот как надо прилепиться к Богу! Максимально удалиться от этого мира и прилепиться к Богу – это благо, это спасительно. Я всегда думаю: «Вот хорошо бы мне так прилепиться!» Пока не получается. Но любое движение в сторону Бога является движением от мира; любое движение в сторону мира – это удаление от Бога. Нет никаких промежуточных состояний, чтобы можно было к Богу двигаться, но от мира не удаляться.

– Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Считается (и я в этом уверена), что таланты даны от Бога. А как Вы относитесь к выражению «гений и злодейство»? Бывает, человек гений, создает шедевры, музыку или что-то еще, а на самом деле как человек он злодей. А у дьявола могут быть какие-то таланты? И как они совмещаются?»

– Таланты, конечно, дает Бог; это безусловно. А наша свободная воля использует эти таланты в том или ином направлении. Допустим, дан тебе талант слова. Уметь говорить, зажигать, владеть ораторским искусством – тоже талант, данный от Бога. Ведь можно словом славить Бога, проповедовать Бога; и многие наши проповедники, которых я очень люблю, и православные священники-блогеры много трудятся на этой ниве. А можно словом просто зарабатывать большие деньги и творить зло, приносить в этот мир гадость и делать это очень талантливо. Можно даже сквернословить и собирать огромные стадионы, получать за это деньги, светиться благодаря этому на экранах центральных каналов. И так далее. Но какие плоды в данном случае приносит данный тебе талант и кому?

Ведь Господь нас будет оценивать… Не хочу говорить: судить. Потому что Господь, наверное, судить нас не будет. В правиле ко Святому Причащению в третьей песни Покаянного канона ко Господу мы читаем: «Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас». То есть не Бог будет судить нас, а наши конкретные дела. То, что ты делал, будет тебе в осуждение или в оправдание, во благо. Как ты таланты использовал? Для Бога или для противоположного?

Поэтому, конечно, таланты даются от Бога. Есть явные таланты: художественные, музыкальные; они видны. А есть, допустим, кулинарный талант. Моя супруга обладает этим талантом. Я столько лет с ней живу и благодарю Бога за то, что супруга так хорошо готовит. Она может приготовить похлебку, что называется, из топора. Когда у нас были тяжелые времена, она готовила непонятно из чего... Это тоже талант. Или, например, не обижаться, не творить каких-то гадостей – тоже определенный талант, дар от Бога.

Таланты, как в притче о талантах, должны быть для нас неким стартовым капиталом, который мы должны приумножать. Притча о талантах – одна из моих любимых, она приоткрывает завесу будущего. Знаете, я с детства воспитывался на фантастике, взахлеб читал отечественную и зарубежную фантастику, поэтому моему воображению нет предела (по крайней мере, в рамках Земли, Солнечной системы), оно легко восприняло Бога, Его фантастическую силу, власть, любовь, возможности, творческую энергию, которая и нам передается.

Если говорить о святых отцах, их учении, их раскрытии Священного Писания, вспомним слова Афанасия Великого, одного из моих любимых святых. Он долгое время был диаконом, и на Первом Вселенском Соборе в 325 году он в качестве диакона составлял первые члены Символа веры. Потом уже стал святителем и святым. Так вот, он сказал удивительные слова, которые совершают в моей душе переворот: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Это сказано просто, но настолько проникновенно и достоверно! Ведь он цитирует, по сути, слова Самого Спасителя Иисуса Христа и слова Библии, где Бог говорит, обращаясь к нам: «Я сказал: вы – боги». Мы – боги. Мы иногда элементарных вещей не можем сделать, а оказывается, мы боги, по слову Самого Бога. Может быть, мы что-то не так поняли?

Вспомните, как Иисус Христос ходил по Иерусалимскому храму, проповедовал, а иудеи взяли камни и хотели Его побить. Он спрашивает: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? (Ин. 10, 32). На что иудеи сказали: «Не за добрые дела хотим побить, а за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (см. Ин. 10, 33). И Христос им говорит: «Не читали ли вы в Писании: Я сказал: вы боги? Вы хотите побить Меня камнями за то, что Я сказал, что Я Сын Божий?» (см. Ин. 10, 34–36).

Ведь по определению мы все дети Божии, сыны и дщери Бога. Ведь если Бог нас родил, у нас даже нет свободы выбора в этом смысле – мы уже дети Божии, мы как бы маленькие боги, которые имеют в себе потенциал стать настоящими богами. Но это огромный, титанический труд. Читайте Иоанна Лествичника, поступательное движение человека к обожению. Какой это труд!..

Вернемся к знаниям, будем придерживаться сегодняшней темы. Представьте, нам даны знания, а мы ими не пользуемся. В чем тогда их смысл? Это знания, не приносящие никакого плода. Нейрохирурги самых развитых в области медицины стран (таких, как Россия, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Израиль и других) исследуют мозг и говорят, что наш мозг задействован лишь на какую-то малую часть. У нас два полушария, которые связаны между собой нейронными связями, но задействована только малая часть мозга. А остальная часть как бы спит. Но ведь когда Иисус Христос, Богочеловек, воплощался, у Него же были задействованы все 100% мозга, все возможности были задействованы. Он был стопроцентный Человек, носивший в Себе стопроцентного Бога.

Мы созданы по образу и подобию Божьему; это мы читаем в Библии, в Книге Бытия. Господь создает нас по Своему образу и подобию. То есть не Бог воплотился в человеческом теле, а человек был воплощен в том теле, которое Господь приготовил для Себя еще до того, как все это произошло. Ведь все, что происходит, уже есть в Самом Боге. То есть при создании этого мира наличие человека уже было Богом не то чтобы запрограммировано, но Ему было понятно, что это будет. И Он создавал тело для Себя. По образу и подобию Своему Бог сотворил людей; то есть как бы в Свое Божественное тело (это мое богословское мнение) Он поселяет нас, людей. Но мы должны обожиться огромными нашими трудами, делами, познанием Бога, соединением с Богом, и тогда у нас откроются те части мозга, которые открыты у многих преподобных и святых.

Как Мария Египетская ходила по воде? Как Мария Египетская перед старцем Зосимой, молясь, возносилась на воздух? Длительным трудом по очищению себя в пустыне. Как Мария Египетская знала Священное Писание наизусть, никогда его не читая? И как она переместилась в пространстве в день, когда причастилась, в то место, куда 20 дней пути, и умерла там? Как это происходило? Только через огромный труд покаяния, очищения себя. Вот тогда Господь открывает нам то, что в нашем мозгу есть. И мы, видимо, можем все это, но, к сожалению, по нашей греховности никак не можем получить к этому доступ от Бога.

– Вопрос телезрительницы Афродиты из Крыма: «Я, скажем так, впала в некий ступор от того, что знание приносит горе. Как так? Я как педагог, как человек творческий, любящий знания и стремящийся к знаниям, с этим категорически не согласна. Приведу цитату Дионисия Ареопагита: «Тьма исчезает от света, а тем более от многого света; неведение истребляют знания, а тем более многие знания».

– С педагогами, честно говоря (сам уже будучи преподавателем) я чувствую себя всегда учеником. Мне неловко спорить с преподавателями, потому что они нам многое дают. Что я могу сказать? Представьте себе очень образованного, но безнравственного человека: он страшен, потому что может обокрасть целую страну, может сделать какое-то зло, ведь знаний у него много, но он зол, далек от Бога, отдал свою душу темным силам. В этом смысле знания не делают его лучше, чище; наоборот, делают его страшнее, хуже и дают ему возможность творить зло изощренно. К сожалению, посмотрев вокруг, иногда мы можем найти этому подтверждение в современном мире.

И наоборот: если знания в руках человека доброго, нравственного, духовного, это может быть просто феноменально. Возьмем, к примеру, Менделеева: он окончил семинарию, очень любил химию и положил много трудов, чтобы открыть Периодическую таблицу, названную его именем. Ведь не он ее открыл; Господь ему во сне показал. Но это появилось в мире через него, через его труды; через его чистое, доброе сердце Господь дал это открытие человечеству.

А можно изобрести атомную бомбу. Может быть, не во зло миру, а для того, чтобы спасти, чтобы уравновесить эти весы, чтобы не только у зла это было, но и у добра. Сейчас мы живем в очень хрупком мире, в любой момент может разразиться нечто страшное. С другой стороны, это страшное удерживается страхом возмездия, потому что ядерное оружие есть и у сил добра, скажем так.

Вопрос по поводу знаний, изобретений и их использования – непростой. Сколько всего в мире использовано во зло человечеству благодаря огромному количеству знаний? Например, генетически модифицируются продукты. Если у тебя нет таких знаний, можешь ли ты это сотворить? Никак. Изобретаются какие-то вирусы для уничтожения человечества. Это изуверские знания. Сейчас люди, имея серьезные знания и возможности, получают огромные деньги через медицину.

Я был знаком с очень хорошим, удивительным человеком; это Илья Ильич фон Пиноци, барон (из старых русских), он жил в Прибалтике. Когда Прибалтика отошла по пакту Молотова – Риббентропа к Советскому Союзу, он уехал сначала в Италию, потом в Германию, а во времена перестройки вернулся обратно. И я с ним познакомился. Он мне сказал: «Сергей, никогда не употребляй фармакологическую продукцию: таблетки и все остальное». Я говорю: «Как же так? А как же тогда жить?» Но на всякую болячку есть природные средства: корешки, отвары, настои. Самое главное – профилактика, здоровый образ жизни. Если считаешь, что что-то тебе несет вред, откажись от этого.

У меня четверо детей, старшая дочка – врач. Врачи говорят хорошую вещь: «Умные люди профилактируют, а глупые лечатся». Мы же с вами пытаемся лечиться. Сейчас аптеки везде: две аптеки рядом и одна напротив. Они что, заботятся о нашем здоровье? Вы что, никогда не читали «Капитал» Карла Маркса? Ведь это же промышленность, это третий в мире по прибыльности так называемый бизнес, которому нужен сбыт. Фармакологической промышленности нужны больные люди в большом количестве, им не нужны здоровые люди. Им нужны те, что будут потреблять произведенную продукцию. Сколько сейчас стоят лекарства? Например, глазные капли стоят 1200–1300 рублей, без них мои глазки при глаукоме не могут нормально существовать. Люди сидят на лекарствах, подсаженные фармакологической промышленностью, и эти триллиарды улетают в какие-то карманы. Они заботятся о нашем здоровье? Нет. Это люди, у которых нет знаний? Скорее всего это люди, у которых нет совести и которым хочется за счет миллиардов людей, проживающих на Земле, иметь власть над людьми через деньги, через управление обществом, через всевозможные болезни, которые можно насаждать, уничтожая людей. Гений и злодейство. Горе от ума. Это не я сказал.

Когда знания в руках безнравственных и злобных людей, это страшная беда. Но как сделать их добрыми и нравственными? Я думаю, без Бога это невозможно. Без Бога вообще ничто хорошее невозможно. Но ведь каждый получит по заслугам; отвечать придется каждому. Сколько бы триллиардов у тебя ни было в кармане и на счету, перед Богом ты встанешь так же, как и все, и ответишь по полной программе.

Я очень много общаюсь с молодежью. У нас совместно с Александро-Невским братством с 2013 года проводится программа «Будущее России». Тысячи молодых людей и девушек проходят через наши беседы, кинолектории, фестивали «Сыны России» и так далее. Мы видим, что сейчас бедным детям насаждается. Как до них достучаться? Как им рассказать о Боге? Как им рассказать о настоящих истинах, о том, что их ждет, чтобы они были предупреждены и вооружены, чтобы сделали правильный выбор в своей жизни? Кто этим будет заниматься, если не мы с вами? Мы должны спасать наших собственных детей, спасаясь сами. Как сказал преподобный Серафим: «Сам спасись – и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть покажи этот пример.

Некоторым кажется смешным, что у меня, например, в социальных сетях всё на виду. Мол, отец Сергий не пьет, не курит, занимается спортом, музыкой, молодежью, еще чем-то, и все это как бы на виду. Ну а как же подавать пример? Ведь молодежь тебя раскусит с третьей ноты. Это лицемерие, когда ты говоришь, но не делаешь. Иногда делаешь, но не получается; хотелось бы лучше, но не получается. Но ты хотя бы делаешь.

Мне бы хотелось всем своим существом отблагодарить Бога за возможность жить в вечности и эти таланты, о которых мы говорим, приумножить. Приумножать – это удивительное дело. Это так захватывает, когда начинаешь творить добро! И хочется это делать еще больше.

К сожалению, я так и не успел все досказать, отвечая на первый вопрос. Но, знаете, Господь управляет, и я Ему очень верю. Наверное, так зачем-то было нужно.

– Подводя итоги, можно сказать о том, что Бог как Творец создал и нас творческими людьми; и все мы должны нести в себе это творчество. Тогда и знание будет у нас творческим. Вспоминаются слова, которые мы слышим на всенощном бдении: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

– Еще Сократ с Платоном говорили: «Познай себя». Ничего не изменилось. Я пытаюсь познать себя и понимаю, что это огромный труд. Дай Бог нам познать, кто мы такие, и идти по пути к Богу.

Ведущий Глеб Ильинский

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X