В студии клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.
– Батюшка, мы в преддверии двунадесятого праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что протестанты не почитают Пресвятую Богородицу, у католиков есть догмат о непорочном зачатии, о Вознесении, а какая история почитания Богородицы в Православной Церкви?
– Эта история очень большая. Но мне хотелось бы начать наш разговор с одной очень важной цитаты из известной книги протоиерея Сергия Булгакова «Православие». Она даст нам определенный контекст, в каком и будет сегодня протекать наша беседа.
Отец Сергий говорит: «Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистою Материю, вера во Христа как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая нераздельна от любви Богоматери. Православная Церковь одним дыханием призывает святейшее имя Иисус вместе со сладчайшим именем Мария (как и на иконах Богоматери, Она изображается вместе с Предвечным Младенцем) и не разделяет Их в любви своей. Кто не почитает Марию, тот не знает и Иисуса, и вера во Христа, не включающая в себя почитание Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным».
Если говорить о Православной Церкви, почитание Божией Матери, конечно же, было с самого начала. И мы знаем о погребении Божией Матери, Ее Успении, о том, как почитали Пречистую Деву Богородицу святые апостолы и что происходило в дальнейшей церковной истории.
Мы знаем, что праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – очень древний праздник. Он был введен в церковный обиход еще с IV века. И удивительно богословие этого праздника. Хотелось бы сказать два слова о том, что вообще означает богословие в нашей Церкви. Богословие в Церкви – это почти то же, что в этом мире – светская наука.
Светская наука описывает природу вокруг, в которой мы живем, так и богословие описывает то, что было вложено Самим Господом в учение о спасении, в то домостроительство, что мы называем как бы постройкой дома – постройкой этого учения, ведущего историю от грехопадения, когда Господь обещал в Первоевангелии, что семя жены сотрет главу змия. Богословие описывает внутреннее состояние этого церковного тела, этого спасения, домостроительства, существующего на протяжении Ветхого и Нового Завета.
Если говорить именно об истории церковного почитания Божией Матери, то открытие этого богословского понимания, раскрытие его через учение о Христе и дает нам эту историю богопочитания. То есть эта история не разделяет какие-то сентиментальные представления, психологические состояния по отношению к Личности Божией Матери, а дает четкое и ясное понимание того, какую роль играет Пречистая Богородица в домостроительстве спасения рода человеческого.
– Какая связь между учением Церкви о Христе и почитанием Богородицы?
– Здесь связь прямая. Мы знаем, в течение трех веков шли гонения на Церковь, а в IV веке уже задумались над тем, Кто такой Христос и как во Христе соединяются две природы: Божественная и человеческая. С богословской точки зрения это довольно сложный вопрос, потому что в течение многих веков шла борьба за истинность понимания того, каким образом Божество соединяется с человечеством, потому что это главный вопрос боговоплощения – каким образом люди могут быть спасаемы.
Мы знаем, что были еретики: Несторий, Феодор Мопсуестийский – учитель Нестория. А ведь Несторий, ни больше ни меньше, с 428 года был патриархом в Константинополе, и он продвигал неправильное, еретическое учение о природах Иисуса Христа.
В этом учении неправильным было то, что Несторий не считал Иисуса Христа Божественной Личностью. Он считал, что это был человек, рожденный девой, и что в него вселился Логос, Сын Божий. Таким образом Христос стал Тем, Кем он Его почитал, то есть для него Он не был Богочеловеком. Именно поэтому Богородица была для него не Богородицей, а Христородицей, то есть Несторий считал, что Она не могла родить Бога.
Но как раз в том и заключается спасительная сила: если Пречистая Дева родила Богочеловека, то таким образом происходит спасение рода человеческого. Богородица – не Христородица, Она родила не простого человека, а именно Богочеловека, и Личность в Иисусе Христе единая, Божественная, что и признает Православная Церковь.
Таким образом, христология – это правильное учение о Боге, и оно дает возможность правильного учения о Самой Богородице, поэтому мы называем Ее Пречистой Девой Богородицей, Всесвятой и почитаем Ее. Григорий Палама говорит, что Пресвятая Дева – это живая граница между миром тварным и нетварным, то есть Самой Троицей, Самим Божеством.
Наша Святая Православная Церковь почитает Пречистую Деву «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть выше самых высоких Небесных Сил, имеющих космическую славу Бога, выше самых близких существ к Святой Троице. Она превосходит их именно тем, что зачала от Духа Святого и родила Богочеловека Иисуса Христа, Спасителя нашего.
– Вопрос от телезрительницы: «У меня вопрос личного характера. Дело в том, что я не могу приходить на литургию без причастия. Прихожу на всенощную, а если на другой день не причащаюсь, то на литургию не иду по причине того, что Господь призывает: приимите, ядите, – а я, получается, отвергаю призыв Господень. В одном храме я исповедовалась о нарушении четвертой заповеди, и батюшка сказал, что у меня правильное отношение к литургии, а как мне поступать, не ответил. Меня это очень волнует и мучает. Скажите, пожалуйста, как мне поступать?»
– Я не понял, бывает она на литургии или нет.
– Да, бывает.
– А в чем тогда вопрос? Я что-то не понял.
– Разговор прервался на том, что она не может приходить на литургию и не причащаться, то есть причащается на каждой литургии. Наверное, телезрительница имела в виду, что в одном храме на исповеди сказали, что это правильно и можно приходить в храм и причащаться каждую литургию, а в другом храме говорят, что этого делать нельзя.
– Это очень конкретный, личностный вопрос к духовнику. На этот вопрос должен ответить человек, который знает Вас в течение какого-то длительного времени. С одной стороны, конечно, хорошо причащаться на каждой Божественной литургии. Для того, собственно, литургия и совершается – чтобы люди причащались Христовых Таин. С другой стороны, человек должен жить определенным образом и быть готовым к причащению, чтобы причащение не стало каким-то ритуалом, чтобы, не дай Бог, не возникло формальное отношение к частому причащению.
Мы знаем святых отцов, которые жили в пустыне и причащались один раз в год, но вся их жизнь была такой, что Причастие сохраняло в них силу в течение всего года. А у нас бывает так, что люди причащаются как бы на бегу, а потом выходят из храма и тотчас забывают об этом и начинают вести обычный образ жизни.
Эти люди не ощущают особой благодати в душе, думая, что Причастие каким-то таинственным, можно сказать, механическим способом будет что-то устроять, помогать, защищать и так далее. То есть это личностный вопрос. На него должен ответить опытный духовник, знающий этого человека, и он может благословить или не благословить такое отношение к причащению.
– Вопрос от телезрителя: «Если апостолы почитали Мать Христа как Богородицу, почему ни в одном Евангелии, ни в одном послании апостолов не упоминается именно Мать Христа как Богородица? Это понятие появилось только в V веке на Эфесском Соборе под влиянием императрицы Пульхерии, которая во время пасхальной службы рвалась в алтарь, а патриарх Несторий ее туда не пустил. Объясните это, пожалуйста».
– Мы начали говорить как раз по поводу связи христологии – учения о Христе и учения о Боге – с мариологией, и само учение Церкви говорит об этой взаимной связи. То есть не какие-то внешние обстоятельства явились поводом для почитания Богородицы, а именно само христианское учение. Причем это учение не только Нового, но и Ветхого Завета.
Дальше мы будем говорить о том, что представляет собой праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, как он связан с Ветхим Заветом. Так вот, если рассматривать это в совокупности, как Ветхий и Новый Завет (а мы знаем, что Ветхий Завет понимается именно через Новый Завет, то есть покрывало, о котором говорит апостол Павел, снимается через Новый Завет, когда видим уже сбывшимися прообразы, которыми являлась Божия Матерь), тогда мы понимаем, в чем спасение.
Поэтому здесь, конечно, говорится о том, что мы основываемся на Предании. Во-первых, мы знаем, что в Евангелии не написано об Успении и о Введении и еще о многом, тем не менее Церковь, особенно Церковь Православная, признает и Предание, и Писание, в отличие, например, от протестантов, которые Предание не признают и считают, что есть только Писание, толкуют это Писание вкривь и вкось, в общем-то, не имея твердого исторического основания, традиционного богословского взгляда.
Если вы действительно будете изучать христианство не с точки зрения каких-то феноменов истории, что кто-то что-то сделал или не сделал, а именно с точки зрения догматического сознания Церкви, то поймете, что учение о Богородице, Ее почитание в Церкви вполне законно и органично связывается с тем, что признает Церковь.
– О чем нам говорят различные праздники Богородицы? Мы знаем и Рождество, и Благовещение, и Успение Богородицы, и праздники в честь Ее икон.
– Да, интересно, что у нас есть несколько двунадесятых праздников Богородицы, тем не менее Святая Церковь очень почитает множество икон. Но иконы опять же не признаются протестантами, считающими их просто какими-то идолами. Конечно, об этом смешно говорить. Ведь святые отцы, богословы уже столько веков назад объяснили, что не доскам мы поклоняемся, а первообразу. Будучи сами образом, сотворенным по образу Божию, мы, естественно, стремимся к своему первообразу, то есть к Богу. И иконы – это лишний повод говорить о том, что почитание Божией Матери в Церкви неотделимо от почитания Самого Христа, потому что оно послужило Его воплощению.
Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Эти слова – слова Личности. Если бы Матерь Божия не согласилась на это, то не было бы спасения; или, может быть, оно было бы каким-то другим. Поэтому эти слова, конечно, являются основополагающими словами.
Господь всем человеком хощет спастися, и в разум истины npиити, и когда Господь обращается к человеку через обстоятельства и призывает его к покаянию, к принятию Тела и Крови Его, Он дает ему возможность духовной жизни, то есть возможность полностью раскрыть себя как личность.
Мы знаем, что есть понятие индивидуальности и понятие личности. Личность – это как раз то, что выходит за пределы индивидуального и как бы сливается с понятием образа Божия в человеке. Владимир Николаевич Лосский как раз и говорит, что личность есть образ Божий, явление образа Божия.
Да, может быть, образ Божий еще шире, чем сама личность, но мы в таком положительном, катафатическом варианте оцениваем человека именно в таких рамках, в каких мы можем утвердительно говорить, что личность есть действительно проявление образа Божия в его цельности.
Поэтому все, что относится к почитанию Божией Матери, в том числе и ее иконы, как раз говорит именно о той общей теме, которую мы сегодня поднимаем, – о почитании Ее в целом в Православной Церкви, основанном на богословском понимании сотериологии, то есть спасения человека. Матерь Божия играла и играет огромную роль, поскольку Она и на небе, и на земле, и молитвами Своими ограждает человечество от многих бед и опасностей.
Матерь Божия действительно стоит на грани между тварным миром и Самим Богом, и святые говорят, что Ее молитвы больше, чем вместе взятые молитвы и ангелов, и людей на земле. Ее молитвы настолько сильны, что Она действительно отодвигает от нас гнев Божий. И мы знаем это через историю икон.
Из нашей русской истории мы знаем, что те или иные иконы – Владимирская, Смоленская, Тихвинская, Казанская – играли колоссальную роль в истории нашего государства, нашего народа. Поэтому, конечно, это единое почитание, как говорится, едиными устами и единым сердцем.
– Как мы говорили ранее, мы в преддверии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Давайте вспомним историю, содержание данного праздника.
– Эта история очень интересная, потому что мы знаем, что спасение состоит как бы из двух частей. Из того, что было до Христа что было уже с момента Его воплощения и Рождества. История Введения, как я уже говорил, началась еще до того, как появилось такое огромное количество людей.
– У нас есть вопрос от Дмитрия: «Перед тем как задать вопрос, я хочу сказать, что готов засвидетельствовать всей своей жизнью помощь Божией Матери. Я всегда чувствую Ее материнскую любовь. Я знаю, что Она никогда не оставит в беде, всех слышит и всем помогает. А вопрос у меня такой. Я прочитал: «Дева Мария печалится, потому что знает, что вы пренебрегаете приближением к Богу». Хотелось бы знать об этой печали. Что за печаль может быть у Пресвятой Богородицы рядом с Богом? И вообще возможна ли там печаль?»
– Мы знаем, какая это печаль, по крайней мере, с точки зрения общего знания. Конечно, мы не можем войти в эту печаль и разделить ее. Но мы помним, какое было состояние у Пречистой Девы Богородицы во время распятия Ее Возлюбленного Сына. Наверное, так люди страдают за других – за близких, родных, которые как бы раздирают свое сердце своим незнанием, непониманием.
Когда верующий человек смотрит на человека неверующего и видит, что тот погибает от той или иной страсти, порока, то, естественно, у него возникает какое-то особое чувство печали, горечи из-за того, что любимый, близкий человек может погибнуть, что он как бы не просыпается от греха, не отрезвляется и не восстает против греха и считает, что его состояние вполне нормальное, потому что все так живут.
Я думаю, что Матерь Божия знает печали всех людей, обращающихся к Ней, ведь Она находится в Духе Святом. И, естественно, печаль и забота о людях на земле каким-то образом влияют на Ее материнское сердце, и Пречистая Дева Мария и там каким-то образом испытывает эту печаль. Мы не знаем, что это за печаль, тем не менее она есть.
Из жития Андрея, Христа ради юродивого, мы знаем, что когда он попал на небо и захотел увидеть Пречистую Богородицу, сопровождавший ангел привел его к обителям Царицы Небесной, но там Ее не оказалось. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» И ангел ответил, что Она на земле, со страждущими людьми.
Божия Матерь уже получила великую благодать Божию, уже находится в преображенном теле и вкушает неимоверные, неземные блага, но знает, что люди, из чьего рода Она вышла, еще на земле, в страданиях, пороках, грехах, и Она ходатайствует за этих людей.
Конечно, она испытывает печаль. Мы не знаем, какая это печаль, не можем говорить за Богородицу, но я думаю, что наверняка у Нее есть эта печаль, огромное сочувствие и радость. И, конечно, когда Она видит, как наши грехи снова распинают Ее Сына, Ей вспоминается то, что Она переживала при Кресте.
– Вопрос от Татьяны: «Меня очень давно мучает такой вопрос: если жена хочет уйти в монастырь, потому что поняла, что это ее, и хочет служить Богу, а муж против этого, можно ли уйти без его разрешения? И второй сопутствующий вопрос: если все-таки муж разрешит, чем это для него, так скажем, чревато? То есть он тоже должен уйти в монастырь или стать монахом в миру?»
– Я думаю, что эта ситуация разрешается только обоюдно. Мы знаем даже великих святых, например преподобного Сергия и преподобного Серафима, которые сначала дожидались смерти своих родителей, а потом уходили в монастырь и становились великими светочами православной веры, тем не менее послушание родителям для них было на первом месте.
А что касается мужа и жены, конечно, лучший вариант, если муж на это согласен и дает добро. В таком случае не будет никаких препятствий для женщины, которая хочет посвятить себя другому служению. Но такие вопросы нужно решать только через духовника, потому что каждая ситуация в своем роде уникальна. Нужно знать, какие на данный момент отношения между мужем и женой, в каком состоянии эта женщина, действительно ли она хочет служить либо это определенного рода искушение, когда человек хочет взять на себя груз, который не сможет понести.
А ведь дьявол часто вводит человека в искушение именно через это – он внушает человеку какую-то добродетель, которую тот по своим силам не может понести и к чему, может быть, он не призван. Но у человека есть навязчивая идея – обязательно пойти в монастырь. Я не знаю про этот конкретный случай, но если говорить в целом, то, конечно, нужно приходить к обоюдному согласию, только в этом случае будет успех у того, кто хочет уйти в монастырь.
Если же это делается по какой-то другой причине, допустим, через какой-то скандал, через непонимание, несогласие, через какое-то раздражение и прочее, то в таком случае, я думаю, этого делать не надо. Все-таки не нужно рвать родственные связи. Наверное, нужно дождаться такого жизненного момента, когда это станет возможным и когда Господь сделает так, что обстоятельства действительно будут располагать к этому.
– Как Вы правильно заметили, в первую очередь нужно пообщаться с духовником, со священником на месте и рассказать всю историю, а не решать такие важные и даже судьбоносные вопросы в эфире.
– Да, такие вопросы всегда нужно решать через духовника.
– Продолжим говорить про Введение во храм Пресвятой Богородицы, про историю этого праздника.
– Мы знаем, что Пречистая Дева, будучи еще трехлетней Отроковицей, была приведена в храм родителями, Иоакимом и Анной, и взошла на эти 15 ступеней, и все это было очень торжественно, с пением и свечами. Удивительным образом Она была введена первосвященником Захарией во Святая святых. Можно сказать, что это непонятное событие, потому что оно могло произойти только с помощью какого-то Божественного наития, ведь во Святая святых мог войти только первосвященник один раз в год, принося жертвы за всех в очищение. А здесь происходит нечто непонятное, необъяснимое.
Пречистая Дева не только один раз вошла в храм – в момент Своего Введения, но Она осталась в этом храме, пребывала в нем в течение 12 лет и входила во Святая святых. Мы знаем, что в это время происходило Ее общение с ангелами. Таким образом, этот праздник реализует все то, что было прообразом в Ветхом Завете. А прообразом Самой Девы Марии была скиния Завета, или походный храм. Это была небольшая территория, 50 на 25 метров. Там стоял жертвенник, умывальник и было еще два здания со святилищем и Святая святых.
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы читаются три паремии, рассказывающие именно о том, что Матерь Божия олицетворяла Собой эту скинию. Первая паремия из 40-й главы Книги Исход. В ней говорится о том, что Господь повелевает Моисею обустроить определенным образом эту скинию собрания, и в конце ее покрывает облако, поэтому даже Моисей не мог в нее войти.
Вообще скиния представляла собой место будущего храма, и как раз о храме говорится во второй паремии. Когда Соломон, сын Давидов, строил этот храм, это было очень величественное событие. Когда же храм был построен, были принесены соответствующие жертвы. О размере этих жертв можно судить по тому, что на освящении этого храма было заколото более 22 тысяч быков. Мы знаем, что в Ветхом Завете приносились кровавые жертвы, в жертву приносили животных. Такое колоссальное жертвоприношение было связано с постройкой и освящением храма.
И опять благодать Божия наполнила храм, и Господь снова показал, что Он присутствует среди еврейского народа, потому что еврейский народ был не избран, как об этом говорят, а именно создан через семью Авраама и в дальнейшем через то, что он вышел из Египта, как народ и состоялся как народ, когда отвоевывал территории. В конце концов образовалась эта этническая Церковь, в которой, собственно, и родился Христос, создавший уже Церковь Вселенскую, и мы принадлежим к ней.
В третьей паремии пророк Иезекииль говорит о вратах, через которые прошел Господь; и больше никто не мог через них пройти, ибо врата эти были затворены. Все это говорится непосредственно о Самой Деве Марии, что Она и до рождения, и после рождения от Духа Святого является Девой, Пречистой Богородицей, Которую мы почитаем в Церкви.
– Какое значение имеет этот праздник для нас, православных христиан?
– Значение его, конечно, одно, и оно очень важно для нас, потому что мы должны быть в постоянной связи с небом, с Богом. Мы должны быть в постоянном контакте с самими собой, должны корректировать свой путь, смотреть, является ли он спасительным в этой жизни.
Жизнь наша очень многообразна и многогранна. И каким образом управлять ею? Это как выйти в море, не зная пути. Кругом вода. И куда нужно плыть кораблю, в каком направлении, чтобы достигнуть цели? И вот мы, находясь в Церкви Божией, ориентируемся на благодать, даваемую нам церковным учением, на контакт с Богом, причем не умозрительно, а непосредственно – через причастие Тела и Крови Господа.
Мы стремимся к тому, чтобы молиться, обращаться к Тому, Кто действительно может управить наш путь ко спасению. Пречистая Дева Богородица как раз и является Управительницей, Домостроительницей нашего спасения, почему Ее и почитает Церковь. Поэтому значение почитания Девы Богородицы, значение христианских праздников, в том числе праздников Богородичных, колоссально в нашем спасении.
– Батюшка, давайте ответим на неоднократно уже задававшийся вопрос: «Можно ли праздновать день рождения заранее? Мой день рождения всегда приходится на пост. Могу ли я праздновать его раньше либо позже, по окончании поста?»
– День рождения – это, конечно, очень важное событие, потому что в этот день мы появились на свет. Господь выводит нас из небытия в бытие, дает нам тело, душу, наполняет эту душу жизнью и в конце концов дает нам вечную жизнь и возможность быть вместе с Ним.
Конечно, отношение к дню рождения может быть разным – от какого-то безудержного, подчас бессмысленного веселья, потакающего только страстям, нажитым нами за эти свои годы, до правильного отношения к жизни. И прежде всего это благодарение Богу. Наверное, в этот день лучшим действием было бы принять Причастие и не думать о каком-то широком застолье.
Я думаю, что Господь выводит нас в этот мир по какому-то Своему особому промыслу, и мы не случайно рождаемся в пост или не в пост. Понятно, что человек, задавший этот вопрос, хотел бы родиться, когда нет поста, чтобы с размахом отметить день рождения, но здесь все-таки нужно иметь смирение. И дело даже не в том, что будет стоять на столе и что можно пить и есть в этот день.
Наверное, все-таки нужно озаботиться тем, чтобы поблагодарить Бога за прожитые годы и попросить благословения Божия на новый год. Я думаю, можно посидеть с друзьями и за постным столом, а также, наверное, можно в какой-то степени облегчить для себя пост в этот день.
Но все же самым главным должно быть именно благодарение Богу, то есть Евхаристия, литургия, происходящая в Церкви, когда мы в этом благодарении причащаемся Тела и Крови Господних. Думаю, это главный момент, и он является главным и в тезоименитстве, когда человек празднует день своего ангела в уже более духовном состоянии.
День рождения не является чем-то малозначащим и недуховным. Наоборот, это великая тайна рождения, такая же, как и тайна смерти, потому что смерть есть не конец жизни, а переход в жизнь вечную. Мы знаем, что, например, Вавилон как раз и занимался тайной рождения, в отличие от Египта, который занимался тайной смерти. Поэтому я думаю, что в этот день, конечно, лучше смириться и принять это календарное число таким, какое оно есть.
– Вопрос от Ольги: «Скажите, пожалуйста, можно ли заниматься йогой просто как спортом, без медитации и философии?»
– Дело в том, что любая религия познается не только по тому, что она декларирует. Все говорят о святости, о Боге, но религия чаще раскрывается в своей аскетике – в упражнениях, которые она предписывает человеку.
Известно, что у йоги есть определенные ступени. Есть ступень новоначальных, когда это просто упражнения, и есть ступени, когда действительно происходит медитация – нечто такое, что соединяет человека не с Богом, а с некими энергиями. Здесь можно вспоминать Григория Паламу, его слова о том, что нет энергии без сущности и за каждой энергией стоит какая-то сущность.
Какие-то космические энергии, о которых говорит йога, не просто энергии безобидные. Это энергии определенных существ, часто как бы прикрывающиеся положительными эмоциями и состояниями от этих упражнений, но дающие очень печальные плоды, когда человек соединяется не с Богом, а с супротивной силой.
Нужно сказать еще об одном очень важном моменте: после грехопадения в человека внедрены, как бы инвазированы некие сущности. Святые отцы (в частности, преподобный Макарий Великий) говорят, что в человеке есть некие греховные змеевидные существа, закрывающиеся, уничтожающиеся тем, что мы причащаемся, исповедуемся, ведем духовный образ жизни. Благодать Божия как бы прикрывает их.
А когда мы начинаем делать некие упражнения, то эти инвазированные существа активизируются. Например, когда известный змей Кунда поднимается по спинномозговому стволу и ударяет в голову, человек просто сходит с ума. И если вы встаете на первую ступень этой лестницы, то понятно, что какое-то влияние на вас уже оказывается. Так что это опасно.
– Вопрос от Богдана из Минска: «Почему на богослужениях каждый год читаются одни и те же главы из Евангелия?»
– Во-первых, это делается для нашего усвоения Евангелия, чтобы, находясь в разных состояниях, мы могли усвоить те или иные смыслы. Человек развивается в той или иной степени в ту или иную сторону, и, естественно, понимание каких-то вещей в этот год и через год будет совершенно разным.
Церковь охватывает огромное количество людей, огромное количество возрастов и поколений, поэтому очень важно доносить истину непосредственно на богослужении. Святые отцы на протяжении веков выбрали какие-то определенные тексты, очень важные для нашего спасения, но это не говорит о том, что мы сами не должны читать, изучать главы Священного Писания, которые не читаются в Церкви.
Ведущий Павел Денисик
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Храм Иоанна Предтечи в селе Осиновка Самарской области
Мое кредо. Диакон Дионисий Сидоренко
Родное слово. Беседа с протоиереем Димитрием Долгушиным
Этот день в истории. 15 января
День ангела. 15 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!