Беседы с батюшкой. Протоиерей Владимир Мокренко. 2 декабря 2024

2 декабря 2024 г.

В студии клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Батюшка, мы  в преддверии двунадесятого праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что протестанты не почитают Пресвятую Богородицу, у католиков есть догмат о непорочном зачатии, о Вознесении, а какая история почитания Богородицы в Православной Церкви?

– Эта история очень большая. Но мне хотелось бы начать наш разговор с одной очень важной цитаты из известной книги протоиерея Сергия Булгакова «Православие». Она даст нам определенный контекст, в каком и будет сегодня протекать наша беседа.

Отец Сергий говорит: «Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистою Материю, вера во Христа как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая нераздельна от любви Богоматери. Православная Церковь одним дыханием призывает святейшее имя Иисус вместе со сладчайшим именем Мария (как и на иконах Богоматери, Она изображается вместе с Предвечным Младенцем) и не разделяет Их в любви своей. Кто не почитает Марию, тот не знает и Иисуса, и вера во Христа, не включающая в себя почитание Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным».

Если говорить о Православной Церкви, почитание Божией Матери, конечно же, было с самого начала. И мы знаем о погребении Божией Матери, Ее Успении, о том, как почитали Пречистую Деву Богородицу святые апостолы и что происходило в дальнейшей церковной истории.

Мы знаем, что праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы очень древний праздник. Он был введен в церковный обиход еще с IV века. И удивительно богословие этого праздника. Хотелось бы сказать два слова о том, что вообще означает богословие в нашей Церкви. Богословие в Церкви это почти то же, что в этом мире светская наука.

Светская наука описывает природу вокруг, в которой мы живем, так и богословие описывает то, что было вложено Самим Господом в учение о спасении, в то домостроительство, что мы называем как бы постройкой дома постройкой этого учения, ведущего историю от грехопадения, когда Господь обещал в Первоевангелии, что семя жены сотрет главу змия. Богословие описывает внутреннее состояние этого церковного тела, этого спасения, домостроительства, существующего на протяжении Ветхого и Нового Завета.

Если говорить именно об истории церковного почитания Божией Матери, то открытие этого богословского понимания, раскрытие его через учение о Христе и дает нам эту историю богопочитания. То есть эта история не разделяет какие-то сентиментальные представления, психологические состояния по отношению к Личности Божией Матери, а дает четкое и ясное понимание того, какую роль играет Пречистая Богородица в домостроительстве спасения рода человеческого.

– Какая связь между учением Церкви о Христе и почитанием Богородицы?

– Здесь связь прямая. Мы знаем, в течение трех веков шли гонения на Церковь, а в IV веке уже задумались над тем, Кто такой Христос и как во Христе соединяются две природы: Божественная и человеческая. С богословской точки зрения это довольно сложный вопрос, потому что в течение многих веков шла борьба за истинность понимания того, каким образом Божество соединяется с человечеством, потому что это главный вопрос боговоплощения каким образом люди могут быть спасаемы.

Мы знаем, что были еретики: Несторий, Феодор Мопсуестийский учитель Нестория. А ведь Несторий, ни больше ни меньше, с 428 года был патриархом в Константинополе, и он продвигал неправильное, еретическое учение о природах Иисуса Христа.

В этом учении неправильным было то, что Несторий не считал Иисуса Христа Божественной Личностью. Он считал, что это был человек, рожденный девой, и что в него вселился Логос, Сын Божий. Таким образом Христос стал Тем, Кем он Его почитал, то есть для него Он не был Богочеловеком. Именно поэтому Богородица была для него не Богородицей, а Христородицей, то есть Несторий считал, что Она не могла родить Бога.

Но как раз в том и заключается спасительная сила: если Пречистая Дева родила Богочеловека, то таким образом происходит спасение рода человеческого. Богородица – не Христородица, Она родила не простого человека, а именно Богочеловека, и Личность в Иисусе Христе единая, Божественная, что и признает Православная Церковь.

Таким образом, христология – это правильное учение о Боге, и оно дает возможность правильного учения о Самой Богородице, поэтому мы называем Ее Пречистой Девой Богородицей, Всесвятой и почитаем Ее. Григорий Палама говорит, что Пресвятая Дева – это живая граница между миром тварным и нетварным, то есть Самой Троицей, Самим Божеством.

Наша Святая Православная Церковь почитает Пречистую Деву «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть выше самых высоких Небесных Сил, имеющих космическую славу Бога, выше самых близких существ к Святой Троице. Она превосходит их именно тем, что зачала от Духа Святого и родила Богочеловека Иисуса Христа, Спасителя нашего.

– Вопрос от телезрительницы: «У меня вопрос личного характера. Дело в том, что я не могу приходить на литургию без причастия. Прихожу на всенощную, а если на другой день не причащаюсь, то на литургию не иду по причине того, что Господь призывает: приимите, ядите, а я, получается, отвергаю призыв Господень. В одном храме я исповедовалась о нарушении четвертой заповеди, и батюшка сказал, что у меня правильное отношение к литургии, а как мне поступать, не ответил. Меня это очень волнует и мучает. Скажите, пожалуйста, как мне поступать?»

Я не понял, бывает она на литургии или нет.

Да, бывает.

А в чем тогда вопрос? Я что-то не понял.

– Разговор прервался на том, что она не может приходить на литургию и не причащаться, то есть причащается на каждой литургии. Наверное, телезрительница имела в виду, что в одном храме на исповеди сказали, что это правильно и можно приходить в храм и причащаться каждую литургию, а в другом храме говорят, что этого делать нельзя.

– Это очень конкретный, личностный вопрос к духовнику. На этот вопрос должен ответить человек, который знает Вас в течение какого-то длительного времени. С одной стороны, конечно, хорошо причащаться на каждой Божественной литургии. Для того, собственно, литургия и совершается – чтобы люди причащались Христовых Таин. С другой стороны, человек должен жить определенным образом и быть готовым к причащению, чтобы причащение не стало каким-то ритуалом, чтобы, не дай Бог, не возникло формальное отношение к частому причащению.

Мы знаем святых отцов, которые жили в пустыне и причащались один раз в год, но вся их жизнь была такой, что Причастие сохраняло в них силу в течение всего года. А у нас бывает так, что люди причащаются как бы на бегу, а потом выходят из храма и тотчас забывают об этом и начинают вести обычный образ жизни.

Эти люди не ощущают особой благодати в душе, думая, что Причастие каким-то таинственным, можно сказать, механическим способом будет что-то устроять, помогать, защищать и так далее. То есть это личностный вопрос. На него должен ответить опытный духовник, знающий этого человека, и он может благословить или не благословить такое отношение к причащению. 

– Вопрос от телезрителя: «Если апостолы почитали Мать Христа как Богородицу, почему ни в одном Евангелии, ни в одном послании апостолов не упоминается именно Мать Христа как Богородица? Это понятие появилось только в V веке на Эфесском Соборе под влиянием императрицы Пульхерии, которая во время пасхальной службы рвалась в алтарь, а патриарх Несторий ее туда не пустил. Объясните это, пожалуйста».

– Мы начали говорить как раз по поводу связи христологии – учения о Христе и учения о Боге – с мариологией, и само учение Церкви говорит об этой взаимной связи. То есть не какие-то внешние обстоятельства явились поводом для почитания Богородицы, а именно само христианское учение. Причем это учение не только Нового, но и Ветхого Завета.

Дальше мы будем говорить о том, что представляет собой праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, как он связан с Ветхим Заветом. Так вот, если рассматривать это в совокупности, как Ветхий и Новый Завет (а мы знаем, что Ветхий Завет понимается именно через Новый Завет, то есть покрывало, о котором говорит апостол Павел, снимается через Новый Завет, когда видим уже сбывшимися прообразы, которыми являлась Божия Матерь), тогда мы понимаем, в чем спасение.

Поэтому здесь, конечно, говорится о том, что мы основываемся на Предании. Во-первых, мы знаем, что в Евангелии не написано об Успении и о Введении и еще о многом, тем не менее Церковь, особенно Церковь Православная, признает и Предание, и Писание, в отличие, например, от протестантов, которые Предание не признают и считают, что есть только Писание, толкуют это Писание вкривь и вкось, в общем-то, не имея твердого исторического основания, традиционного богословского взгляда.

Если вы действительно будете изучать христианство не с точки зрения каких-то феноменов истории, что кто-то что-то сделал или не сделал, а именно с точки зрения догматического сознания Церкви, то поймете, что учение о Богородице, Ее почитание в Церкви вполне законно и органично связывается с тем, что признает Церковь.

– О чем нам говорят различные праздники Богородицы? Мы знаем и Рождество, и Благовещение, и Успение Богородицы, и праздники в честь Ее икон.

Да, интересно, что у нас есть несколько двунадесятых праздников Богородицы, тем не менее Святая Церковь очень почитает множество икон. Но иконы опять же не признаются протестантами, считающими их просто какими-то идолами. Конечно, об этом смешно говорить. Ведь святые отцы, богословы уже столько веков назад объяснили, что не доскам мы поклоняемся, а первообразу. Будучи сами образом, сотворенным по образу Божию, мы, естественно, стремимся к своему первообразу, то есть к Богу. И иконы – это лишний повод говорить о том, что почитание Божией Матери в Церкви неотделимо от почитания Самого Христа, потому что оно послужило Его воплощению.

Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Эти слова – слова Личности. Если бы Матерь Божия не согласилась на это, то не было бы спасения; или, может быть, оно было бы каким-то другим. Поэтому эти слова, конечно, являются основополагающими словами.

Господь всем человеком хощет спастися, и в разум истины npиити, и когда Господь обращается к человеку через обстоятельства и призывает его к покаянию, к принятию Тела и Крови Его, Он дает ему возможность духовной жизни, то есть возможность полностью раскрыть себя как личность.

Мы знаем, что есть понятие индивидуальности и понятие личности. Личность это как раз то, что выходит за пределы индивидуального и как бы сливается с понятием образа Божия в человеке. Владимир Николаевич Лосский как раз и говорит, что личность есть образ Божий, явление образа Божия.

Да, может быть, образ Божий еще шире, чем сама личность, но мы в таком положительном, катафатическом варианте оцениваем человека именно в таких рамках, в каких мы можем утвердительно говорить, что личность есть действительно проявление образа Божия в его цельности.

Поэтому все, что относится к почитанию Божией Матери, в том числе и ее иконы, как раз говорит именно о той общей теме, которую мы сегодня поднимаем, о почитании Ее в целом в Православной Церкви, основанном на богословском понимании сотериологии, то есть спасения человека. Матерь Божия играла и играет огромную роль, поскольку Она и на небе, и на земле, и молитвами Своими ограждает человечество от многих бед и опасностей.

Матерь Божия действительно стоит на грани между тварным миром и Самим Богом, и святые говорят, что Ее молитвы больше, чем вместе взятые молитвы и ангелов, и людей на земле. Ее молитвы настолько сильны, что Она действительно отодвигает от нас гнев Божий. И мы знаем это через историю икон.

Из нашей русской истории мы знаем, что те или иные иконы Владимирская, Смоленская, Тихвинская, Казанская играли колоссальную роль в истории нашего государства, нашего народа. Поэтому, конечно, это единое почитание, как говорится, едиными устами и единым сердцем.

Как мы говорили ранее, мы в преддверии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Давайте вспомним историю, содержание данного праздника.

Эта история очень интересная, потому что мы знаем, что спасение состоит как бы из двух частей. Из того, что было до Христа что было уже с момента Его воплощения и Рождества. История Введения, как я уже говорил, началась еще до того, как появилось такое огромное количество людей.  

– У нас есть вопрос от Дмитрия: «Перед тем как задать вопрос, я хочу сказать, что готов засвидетельствовать всей своей жизнью помощь Божией Матери. Я всегда чувствую Ее материнскую любовь. Я знаю, что Она никогда не оставит в беде, всех слышит и всем помогает. А вопрос у меня такой. Я прочитал: «Дева Мария печалится, потому что знает, что вы пренебрегаете приближением к Богу». Хотелось бы знать об этой печали. Что за печаль может быть у Пресвятой Богородицы рядом с Богом? И вообще возможна ли там печаль?»

– Мы знаем, какая это печаль, по крайней мере, с точки зрения общего знания. Конечно, мы не можем войти в эту печаль и разделить ее. Но мы помним, какое было состояние у Пречистой Девы Богородицы во время распятия Ее Возлюбленного Сына. Наверное, так люди страдают за других за близких, родных, которые как бы раздирают свое сердце своим незнанием, непониманием.

Когда верующий человек смотрит на человека неверующего и видит, что тот погибает от той или иной страсти, порока, то, естественно, у него возникает какое-то особое чувство печали, горечи из-за того, что любимый, близкий человек может погибнуть, что он как бы не просыпается от греха, не отрезвляется и не восстает против греха и считает, что его состояние вполне нормальное, потому что все так живут.

Я думаю, что Матерь Божия знает печали всех людей, обращающихся к Ней, ведь Она находится в Духе Святом. И, естественно, печаль и забота о людях на земле каким-то образом влияют на Ее материнское сердце, и Пречистая Дева Мария и там каким-то образом испытывает эту печаль. Мы не знаем, что это за печаль, тем не менее она есть.

Из жития Андрея, Христа ради юродивого, мы знаем, что когда он попал на небо и захотел увидеть Пречистую Богородицу, сопровождавший ангел привел его к обителям Царицы Небесной, но там Ее не оказалось. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» И ангел ответил, что Она на земле, со страждущими людьми.

Божия Матерь уже получила великую благодать Божию, уже находится в преображенном теле и вкушает неимоверные, неземные блага, но знает, что люди, из чьего рода Она вышла, еще на земле, в страданиях, пороках, грехах, и Она ходатайствует за этих людей.

Конечно, она испытывает печаль. Мы не знаем, какая это печаль, не можем говорить за Богородицу, но я думаю, что наверняка у Нее есть эта печаль, огромное сочувствие и радость. И, конечно, когда Она видит, как наши грехи снова распинают Ее Сына, Ей вспоминается то, что Она переживала при Кресте.

– Вопрос от Татьяны: «Меня очень давно мучает такой вопрос: если жена хочет уйти в монастырь, потому что поняла, что это ее, и хочет служить Богу, а муж против этого, можно ли уйти без его разрешения? И второй сопутствующий вопрос: если все-таки муж разрешит, чем это для него, так скажем, чревато? То есть он тоже должен уйти в монастырь или стать монахом в миру?»

– Я думаю, что эта ситуация разрешается только обоюдно. Мы знаем даже великих святых, например преподобного Сергия и преподобного Серафима, которые сначала дожидались смерти своих родителей, а потом уходили в монастырь и становились великими светочами православной веры, тем не менее послушание родителям для них было на первом месте.

А что касается мужа и жены, конечно, лучший вариант, если муж на это согласен и дает добро. В таком случае не будет никаких препятствий для женщины, которая хочет посвятить себя другому служению. Но такие вопросы нужно решать только через духовника, потому что каждая ситуация в своем роде уникальна. Нужно знать, какие на данный момент отношения между мужем и женой, в каком состоянии эта женщина, действительно ли она хочет служить либо это определенного рода искушение, когда человек хочет взять на себя груз, который не сможет понести.

А ведь дьявол часто вводит человека в искушение именно через это – он внушает человеку какую-то добродетель, которую тот по своим силам не может понести и к чему, может быть, он не призван. Но у человека есть навязчивая идея обязательно пойти в монастырь. Я не знаю про этот конкретный случай, но если говорить в целом, то, конечно, нужно приходить к обоюдному согласию, только в этом случае будет успех у того, кто хочет уйти в монастырь.

Если же это делается по какой-то другой причине, допустим, через какой-то скандал, через непонимание, несогласие, через какое-то раздражение и прочее, то в таком случае, я думаю, этого делать не надо. Все-таки не нужно рвать родственные связи. Наверное, нужно дождаться такого жизненного момента, когда это станет возможным и когда Господь сделает так, что обстоятельства действительно будут располагать к этому.

– Как Вы правильно заметили, в первую очередь нужно пообщаться с духовником, со священником на месте и рассказать всю историю, а не решать такие важные и даже судьбоносные вопросы в эфире. 

– Да, такие вопросы всегда нужно решать через духовника.

– Продолжим говорить про Введение во храм Пресвятой Богородицы, про историю этого праздника.

– Мы знаем, что Пречистая Дева, будучи еще трехлетней Отроковицей, была приведена в храм родителями, Иоакимом и Анной, и взошла на эти 15 ступеней, и все это было очень торжественно, с пением и свечами. Удивительным образом Она была введена первосвященником Захарией во Святая святых. Можно сказать, что это непонятное событие, потому что оно могло произойти только с помощью какого-то Божественного наития, ведь во Святая святых мог войти только первосвященник один раз в год, принося жертвы за всех в очищение. А здесь происходит нечто непонятное, необъяснимое.

Пречистая Дева не только один раз вошла в храм в момент Своего Введения, но Она осталась в этом храме, пребывала в нем в течение 12 лет и входила во Святая святых. Мы знаем, что в это время происходило Ее общение с ангелами. Таким образом, этот праздник реализует все то, что было прообразом в Ветхом Завете. А прообразом Самой Девы Марии была скиния Завета, или походный храм. Это была небольшая территория, 50 на 25 метров. Там стоял жертвенник, умывальник и было еще два здания со святилищем и Святая святых.

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы читаются три паремии, рассказывающие именно о том, что Матерь Божия олицетворяла Собой эту скинию. Первая паремия из 40-й главы Книги Исход. В ней говорится о том, что Господь повелевает Моисею обустроить определенным образом эту скинию собрания, и в конце ее покрывает облако, поэтому даже Моисей не мог в нее войти.

Вообще скиния представляла собой место будущего храма, и как раз о храме говорится во второй паремии. Когда Соломон, сын Давидов, строил этот храм, это было очень величественное событие. Когда же храм был построен, были принесены соответствующие жертвы. О размере этих жертв можно судить по тому, что на освящении этого храма было заколото более 22 тысяч быков. Мы знаем, что в Ветхом Завете приносились кровавые жертвы, в жертву приносили животных. Такое колоссальное жертвоприношение было связано с постройкой и освящением храма.

И опять благодать Божия наполнила храм, и Господь снова показал, что Он присутствует среди еврейского народа, потому что еврейский народ был не избран, как об этом говорят, а именно создан через семью Авраама и в дальнейшем через то, что он вышел из Египта, как народ и состоялся как народ, когда отвоевывал территории. В конце концов образовалась эта этническая Церковь, в которой, собственно, и родился Христос, создавший уже Церковь Вселенскую, и мы принадлежим к ней.

В третьей паремии пророк Иезекииль говорит о вратах, через которые прошел Господь; и больше никто не мог через них пройти, ибо врата эти были затворены. Все это говорится непосредственно о Самой Деве Марии, что Она и до рождения, и после рождения от Духа Святого является Девой, Пречистой Богородицей, Которую мы почитаем в Церкви.

Какое значение имеет этот праздник для нас, православных христиан?

Значение его, конечно, одно, и оно очень важно для нас, потому что мы должны быть в постоянной связи с небом, с Богом. Мы должны быть в постоянном контакте с самими собой, должны корректировать свой путь, смотреть, является ли он спасительным в этой жизни.

Жизнь наша очень многообразна и многогранна. И каким образом управлять ею? Это как выйти в море, не зная пути. Кругом вода. И куда нужно плыть кораблю, в каком направлении, чтобы достигнуть цели? И вот мы, находясь в Церкви Божией, ориентируемся на благодать, даваемую нам церковным учением, на контакт с Богом, причем не умозрительно, а непосредственно через причастие Тела и Крови Господа.

Мы стремимся к тому, чтобы молиться, обращаться к Тому, Кто действительно может управить наш путь ко спасению. Пречистая Дева Богородица как раз и является Управительницей, Домостроительницей нашего спасения, почему Ее и почитает Церковь. Поэтому значение почитания Девы Богородицы, значение христианских праздников, в том числе праздников Богородичных, колоссально в нашем спасении.

Батюшка, давайте ответим на неоднократно уже задававшийся вопрос: «Можно ли праздновать день рождения заранее? Мой день рождения всегда приходится на пост. Могу ли я праздновать его раньше либо позже, по окончании поста?»

День рождения – это, конечно, очень важное событие, потому что в этот день мы появились на свет. Господь выводит нас из небытия в бытие, дает нам тело, душу, наполняет эту душу жизнью и в конце концов дает нам вечную жизнь и возможность быть вместе с Ним.

Конечно, отношение к дню рождения может быть разным от какого-то безудержного, подчас бессмысленного веселья, потакающего только страстям, нажитым нами за эти свои годы, до правильного отношения к жизни. И прежде всего это благодарение Богу. Наверное, в этот день лучшим действием было бы принять Причастие и не думать о каком-то широком застолье.

Я думаю, что Господь выводит нас в этот мир по какому-то Своему особому промыслу, и мы не случайно рождаемся в пост или не в пост. Понятно, что человек, задавший этот вопрос, хотел бы родиться, когда нет поста, чтобы с размахом отметить день рождения, но здесь все-таки нужно иметь смирение. И дело даже не в том, что будет стоять на столе и что можно пить и есть в этот день.

Наверное, все-таки нужно озаботиться тем, чтобы поблагодарить Бога за прожитые годы и попросить благословения Божия на новый год. Я думаю, можно посидеть с друзьями и за постным столом, а также, наверное, можно в какой-то степени облегчить для себя пост в этот день.

Но все же самым главным должно быть именно благодарение Богу, то есть Евхаристия, литургия, происходящая в Церкви, когда мы в этом благодарении причащаемся Тела и Крови Господних. Думаю, это главный момент, и он является главным и в тезоименитстве, когда человек празднует день своего ангела в уже более духовном состоянии.

День рождения не является чем-то малозначащим и недуховным. Наоборот, это великая тайна рождения, такая же, как и тайна смерти, потому что смерть есть не конец жизни, а переход в жизнь вечную. Мы знаем, что, например, Вавилон как раз и занимался тайной рождения, в отличие от Египта, который занимался тайной смерти. Поэтому я думаю, что в этот день, конечно, лучше смириться и принять это календарное число таким, какое оно есть.

– Вопрос от Ольги: «Скажите, пожалуйста, можно ли заниматься йогой просто как спортом, без медитации и философии?»

– Дело в том, что любая религия познается не только по тому, что она декларирует. Все говорят о святости, о Боге, но религия чаще раскрывается в своей аскетике в упражнениях, которые она предписывает человеку.

Известно, что у йоги есть определенные ступени. Есть ступень новоначальных, когда это просто упражнения, и есть ступени, когда действительно происходит медитация нечто такое, что соединяет человека не с Богом, а с некими энергиями. Здесь можно вспоминать Григория Паламу, его слова о том, что нет энергии без сущности и за каждой энергией стоит какая-то сущность.

Какие-то космические энергии, о которых говорит йога, не просто энергии безобидные. Это энергии определенных существ, часто как бы прикрывающиеся положительными эмоциями и состояниями от этих упражнений, но дающие очень печальные плоды, когда человек соединяется не с Богом, а с супротивной силой.

Нужно сказать еще об одном очень важном моменте: после грехопадения в человека внедрены, как бы инвазированы некие сущности. Святые отцы (в частности, преподобный Макарий Великий) говорят, что в человеке есть некие греховные змеевидные существа, закрывающиеся, уничтожающиеся тем, что мы причащаемся, исповедуемся, ведем духовный образ жизни. Благодать Божия как бы прикрывает их.

А когда мы начинаем делать некие упражнения, то эти инвазированные существа активизируются. Например, когда известный змей Кунда поднимается по спинномозговому стволу и ударяет в голову, человек просто сходит с ума. И если вы встаете на первую ступень этой лестницы, то понятно, что какое-то влияние на вас уже оказывается. Так что это опасно.

Вопрос от Богдана из Минска: «Почему на богослужениях каждый год читаются одни и те же главы из Евангелия?»

Во-первых, это делается для нашего усвоения Евангелия, чтобы, находясь в разных состояниях, мы могли усвоить те или иные смыслы. Человек развивается в той или иной степени в ту или иную сторону, и, естественно, понимание каких-то вещей в этот год и через год будет совершенно разным.

Церковь охватывает огромное количество людей, огромное количество возрастов и поколений, поэтому очень важно доносить истину непосредственно на богослужении. Святые отцы на протяжении веков выбрали какие-то определенные тексты, очень важные для нашего спасения, но это не говорит о том, что мы сами не должны читать, изучать главы Священного Писания, которые не читаются в Церкви.

Ведущий Павел Денисик

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X