Беседы с батюшкой. Протоиерей Виктор Горбач. 21 апреля 2025

21 апреля 2025 г.

В гостях председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Южно-Сахалинской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач.

– Вот наконец мы дожили до этого праздника, которого не то что весь Великий пост ждали, но и весь прошлый год. Ждали и готовились. Рады, что наконец к этому времени подошли. Пасха у нас всегда встречается по-особенному: для каждого человека это действительно праздник праздников. Проявляется это во всем – и в том, что столы накрываются теперь по-другому. Служба ночная другая – тоже особенная. Цвета в храме резко меняются: вместо темного, черного – красное, светлое, яркое. Почему Пасха, Воскресение Христово имеет для нас такое значение? Почему среди всех праздников, которые существуют, Пасха занимает особое место в душе?

Можно много говорить об этом празднике. Каждый раз, когда задают вопрос о том, что такое Пасха, по-новому начинаешь об этом думать. Сейчас я вспоминаю слова святителя Иоанна Златоуста: «Придите все – постившиеся и непостившиеся». Почему в этот праздник могут прийти и непостившиеся? Мы постились, старались, трудились, а Христос воскрес для всех? Парадокс. Мы вроде бы трудимся, что-то делаем, а Он призывает каждого разделить эту радость с Ним.

А что Он сделал? Он принес Себя в жертву и победил смерть. Смерть побеждена. Мы как личности не исчезнем. Душа наша бессмертна. Если до Христа человек, заканчивая свою земную жизнь, попадал в темное и одинокое место, то сейчас мы можем быть с Ним, в Его Царстве. Удивительно! Это, конечно, дает нам огромную радость. Это значит, что в нашей земной жизни ничего непреодолимого быть не может. Христос победил смерть, и Он дает нам огромную силу и возможность жить, творить, созидать. Самое главное, чтобы у нас была благодарность Богу за то, что Он сделал для нас.

Христиане стараются быть благодарными Христу за то, что Он сделал. Это наше время, когда мы празднуем Пасху, Светлое Христово Воскресение. Мы идем в мир и говорим: «Христос воскресе!» Мир по-разному отвечает на эти слова – кто-то говорит: «Воистину воскресе!» Кто-то отворачивается, кто-то начинает спорить. Я недавно видел газету советского времени, там было написано: «Иисуса не существовало». Люди в XX веке серьезно распространяли эти газеты. Но мы знаем, что Христос с нами, что Он воскрес. Мы имеем возможность приобщиться к этому Воскресению. Мы приходим в храмы на службу, литургию и радуемся. Это удивительная радость!

– Можно ли сказать, что изменилось в моей жизни, жизни моих друзей, близких, людей I века и XXI века после того, как Христос воскрес?

– Конечно, изменилось многое. Если мы посмотрим на нашу человеческую историю, то она ведь линейная – от творения к завершению истории. В какой-то части (мы не знаем, когда закончится история) происходит событие, которое перерезает весь ход истории: рождение, жизнь и воскресение Христа. Поэтому теперь история не просто какая-то линия, а Крест.

Как мы это можем почувствовать и осознать? Во-первых, мы понимаем, что Христос приходит в наш мир, Он становится одним из нас. Это, конечно, дает нам совершенно другое ощущение. Представьте, если к вам в гости приедет какой-нибудь руководитель большого уровня. Ведь вас же сразу ФСО проверять будет, какие-то местные чиновники, пресса. Все будут интересоваться, почему к вам пришли, что вы такого знаете То есть уже контекст вашей жизни совершенно меняется. Хотя событие пройдет в течение нескольких минут или часов, но все равно вы – какой-то непростой человек.

Бог становится одним из нас. Это значит, что мы на земле тоже не просто так живем. Он приходит не для того, чтобы просто проверить, как мы здесь жили, поставить нам какие-то оценки, поругать нас, а для того, чтобы отдать Свою жизнь за нас. Настолько мы для Него важны, что Он приносит Себя в жертву за нас. Он проявляет любовь и силу. Эта сила заключается в том, что Он побеждает ад.

Когда мы смотрим на икону «Воскресение Христово», Христос стоит на дверях ада – они сокрушены, разрушены. Конечно, это придает нашей жизни совершенно иной смысл. Кто-то может сказать: «А я об этом не задумываюсь». Но задумываешься ты или нет, у тебя есть бессмертная душа. От того, как ты живешь эту земную жизнь, очень многое будет зависеть у тебя в будущем.

– Ведь смерть есть все равно, как ни крути, жизнь закончится.

– Есть завершение земной жизни как некоего отрезка, который мы все должны пройти. Но если до прихода Христа в мир человек попадал в шеол (ад, место одиночества), то после воскресения Христова человек может обрести, если у него есть это желание, счастливое будущее, вечность вместе с воскресшим Христом. Как однажды воскрес Христос, так и мы все тоже в определенный исторический период воскреснем. Соответственно, от того, как мы жили эту земную жизнь, будет зависеть наша вечность.

– А что будет с теми, кто не признает, что Христос воскрес? Что произойдет с ними после их смерти?

– Мне очень сложно судить, потому что я не знаю, как проявляется любовь Бога в этом мире, как Бог будет их судить. Сегодня человек, допустим, что-то отрицает, а завтра это принимает. Я видел людей, которые приходили к Богу перед смертью, когда их жизнь уже прошла. Кто-то может сказать: «Конечно, хорошо вот так – прожил всю жизнь, а перед смертью покаялся». А попробуйте! Это же очень тяжело, когда остаются буквально дни, часы до завершения твоей жизни, ты ее пересматриваешь и действительно находишь в себе это покаяние, изменение. Поэтому я не стал бы судить каких-то людей, но просто скажу, что те, кто не признает Христа, Его земную жизнь, воскресение, сами себя ограничивают в возможности быть с Создателем, с Творцом.

Мы отмечаем праздник Пасхи, а будет еще Антипасха. Празднование Пасхи длится семь дней. Потом мы вспоминаем Фому. Когда Фома пришел, и ученики ему рассказали о воскресении Христовом, то он не поверил. А почему не поверил? Может быть, кто-то считает, что он сомневался. А может быть, просто у них не было такой радости, с которой они должны были передать эту новость?

– Это примерно так, как они не смогли изгнать беса из юноши, у них чего-то не хватило.

Мы, христиане, тоже ездим в автобусах, в метро, летаем на самолетах – и что выражает наше лицо и как мы вообще живем на фоне такого события – Воскресения Христова? Это же тоже вопрос. Может быть, мы тоже в чем-то виноваты, что люди не пришли к Богу. Мы должны об этом подумать.

Часто так бывает, что человек даже приходит в храм, но встречает такое отношение, что уходит оттуда. Кто за это будет отвечать? Понятно, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», но мы все-таки должны проявлять любовь.

Христос призывает к Себе всех, а мы начинаем делить: мы хорошие, эти чуть-чуть хуже, эти вообще Его не признали, не приняли... Часто человек не может прийти к Богу, потому что ему мешают какие-то грехи. И, наоборот, человек искажает веру тогда, когда совершает какие-то грехи… Опять же надо смотреть в каждой ситуации конкретно – по тому человеку, с кем мы общаемся.

Почему, например, наши близкие не приходят в храм, хотя должны приходить на службу каждую неделю? Они почему-то считают так: «Вы молитесь за нас, а мы дома посидим». Тоже вопрос. Значит, что-то мы им не передали, не объяснили, не рассказали... Но время нашей земной жизни – это очень серьезное испытание для каждого из нас, важно об этом помнить.

Почему Церковь призывает людей читать молитвы утром и вечером, часто ходить в храм? Мы должны этим пропитаться. И тогда даже в какой-то критический момент, когда человек, допустим, едет на огромной скорости и понимает, что свернуть ему сейчас уже не будет возможности, какие слова он будет произносить? В зависимости от того, к чему он предрасположен, чем наполнен. Часто бывает, что люди говорят совершенно не слова молитв. А бывает, человек, сталкиваясь с какой-то сложной ситуацией, не может даже перекреститься или прочитать «Отче наш». Мне один знакомый рассказывал, он участвовал в боевых действиях: «Стою и не могу перекреститься. Какое-то оцепенение. Хочу молитву прочитать и не могу». Он сам признает, что знал ее, но нечасто читал. Вот и результат. Поэтому важно, чтобы мы тратили, расходовали свою жизнь на что-то вечное, а не на преходящее.

– Есть мысль, что после смерти и Второго Пришествия в результате окончания всей земной истории везде и всюду будет Божия любовь. Те, кто в Бога веровал, был предрасположен к соединению с Ним, попадает в рай, эту любовь принимает, а это любовь во всей полноте, поэтому у них все хорошо, они счастливы. А те, кто от Бога отворачивался, всячески пытался от этой любви закрыться, то она воздействует на них именно как огонь. Отсюда все эти аналогии с адом, геенной огненной, потому что полнота Божественной любви становится для них невыносимой мукой, которую они не могут принять, впустить в себя. Получается, что Бог есть везде, но не в их душе, потому что они Его туда не пускают, и это их сжигает.

– Это очень хороший образ. Но мы ведь не видели этой реальности, как она будет происходить. Тем более что такое вечность? Не просто бесконечность... Когда мы говорим о вечности, то до конца не можем понять, как это будет в нашей жизни. Но это будет такая любовь, которая нас настолько наполнит, что мы уже ни о чем другом не будем думать, нам это будет не нужно, мы будем ощущать эту полноту.

Вместе с тем человек создан со свободной волей. Бывают случаи даже в нашей земной жизни, мы этому, может быть, удивляемся, но человек идет путем саморазрушения. Ему кто-то что-то советует, он это сам понимает, но все равно делает свой выбор. Здесь можно сказать, что действительно будет или всеобщее спасение, или человек, не принимающий Христа, попадает в ад. Есть свобода воли, и человек проявляет ее на земле в своих делах, поступках. Можно сказать: «Люблю». А что за этим стоит? Ведь надо это понять, это слово наполнить смыслом... А если человек ничего не делает, значит, просто это сказал. Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное.

 Говорить и думать про себя можно что угодно, но только дела действительно подкрепляют, подтверждают твое намерениеПасха всегда ассоциируется (и это нормально) с куличами, яйцами, творожными пасхами и их освящением, с уборкой дома. На фоне этой подготовки – заботы о продуктах, столе, уборке дома, чистоте. Хотя это все, конечно, правильные и нужные вещи, но не уходит ли на второй план любовь к ближнему? Что важнее в этой ситуации – приготовить кулич, пасху и покрасить яйца или же помочь кому-то в его беде, нужде, даже помочь ему приготовить кулич и покрасить яйца? Хотя, конечно, помогать ближнему мы можем в любой день года. Тогда, может быть, наоборот, стоит сосредоточиться на куличах и пасхах? Что в этом празднике важнее?

Мы сегодня уже совершили пасхальную службу. У нас впереди еще несколько дней Светлой седмицы. Что нам дальше делать? Как отмечать? Наверное, в первую очередь постараться приходить на службы. Они красивые, яркие, светлые. Стоишь на пасхальной службе (как на утренней, так и на вечерней, когда поется пасхальный канон) и просто наполняешься радостью. Но все ли Пасху отмечают так, как мы? У всех ли радость? В первую очередь, может быть, посмотреть на наших соседей, близких?

В моем детстверодился на Сахалине) храмов не было до 1989 года, и традиций тоже не было. Я помню, у нас в доме жила соседка, тетя Роза, и она на Пасху красила яйца, выходила во двор и угощала всех ребят. Человек был миссионер, он меня познакомил с этим праздником, потому что потом я уже приходил домой и спрашивал: а что это такое? Родители мне начинали рассказывать. Но это она ходила и раздавала крашеные яйца в день Пасхи…

Сегодня понятно, что можно уже включить телевизор, посмотреть в Интернете – информации много, но можно также сделать что-то для наших близких. И не потому, что мы хотим им что-то доказать, а просто ради праздника. Например, можно постучаться к соседям, помочь им, поздравить с этим праздником. Это будет важно и значимо!

Не надо думать, что только в пасхальную ночь мы можем сделать что-то хорошее. В течение сорока дней мы отмечаем этот праздник и делаем всё во славу Божию. Конечно, мы приходим и в различные социальные учреждения, поздравляем с этим праздником детей или пожилых людей, ходим к своим знакомым, родственникам. Почему мы все время думаем, что надо помочь какому-то человеку, условно нуждающемуся? А может, нужно помочь двоюродному брату, тете или бабушке нашему родственнику, который просто нуждается в общении? Ведь многие люди требуют даже не какой-то материальной помощи, а разговора, внимания. И это будет очень важно.

Но все-таки приходить на службу надо. Если мы не будем эту благодать получать, то нам сложно будет делиться ею нечего будет отдавать. Но, получив ее, нужно стараться делиться этой пасхальной радостью с нашими близкими, с теми людьми, которые нас окружают.

– Давайте теперь поговорим о самом событии Воскресения Христова. Вернее, о том, о чем мы вообще можем сказать и что можем представить. Что произошло в ту ночь в I веке, которую теперь мы отмечаем как ночь Воскресения Христова?

 Жены-мироносицы шли ко гробу, чтобы совершить необходимые погребальные обряды. И когда они уже пришли, стали думать: «Кто же нам отвалит камень?» Прошли дальше и увидели, что камень уже отвален и там нет никого Христос воскрес! Конечно, их наполнила огромная радость. Но апостолы понимали, что женщины могут что-то преувеличить; они пришли сами посмотреть и тоже увидели, что гроб пуст. Тогда они стали вспоминать: о чем же говорил Христос? А Он как раз говорил о том, что Он воскреснет. И тогда они увидели Христа, и Он говорит им о том, что все пророчества, которые должны были свершиться, свершились. И тут учеников наполнили и радость, и изумление, и где-то непонимание того, как это возможно; что дальше делать, как вообще с этим жить...

Дальше мы знаем, что воскресший Христос неоднократно являлся для того, чтобы укрепить веру апостолов. Чтобы они понимали, что это им не показалось, что Он действительно воскрес. Для апостолов было очень сложно понять все, что произошло, а нужно было жить дальше, что-то делать, куда-то идти И когда в день Пятидесятницы на них сошел Святой Дух, их жизнь преобразилась; они стали уже до конца понимать это событие Воскресения.

Очень важно, что Христос явился Своим ученикам, а не явился, например, Пилату или не пришел в Синедрион. Бог укрепляет веру тех людей, которые в Него и так верят. Это приобщение к божественному христианскому учению происходит постепенно, по мере того, как человек открывает свое сердце навстречу Христу. Некоторые люди говорят: «Если бы я увидел ангела, то тогда бы поверил». Нужно чудо...

У меня в жизни был такой момент, когда я участвовал в принесении Благодатного огня: ездил в Иерусалим; мы долго готовились к этому событию. В пятницу мы путешествовали, участвовали в богослужениях. В субботу утром служили литургию, потом шли долгим путем (было все перекрытоочень сложно туда попасть), потом я находился внутри храма, в алтаре напротив Кувуклии, и я видел эти всполохи, видел радость, которая наполняет сердца людей. Все встречали этот огонь. И в одном месте сидел израильский солдат; он был в каске, у него было очень много оружия. И когда все радовались, его глаза ничего не выражали: он жевал жвачку, пил воду и просто сидел… Мне хотелось подойти к нему и сказать: «Слушай, брат! Посмотри, какая радость тут! Почему ты сидишь?» Но у него было столько оружия, что я понял: если я подойду, меня могут задержать. Бывает, что один человек радуется, его сердце наполнено счастьем, а другой ничего не выражает.

– Если человек не расположен к тому, чтобы эту радость принять, надо ли тогда вообще ему об этой радости говорить?

Может быть, человеку не хватает совсем чуть-чуть, чтобы тоже открыть свое сердце. Мы придем и скажем: «Слушай, а Христос-то воскресИ человек подумает: «Что же я сижу здесь? Пойду в храм». Может быть, таким образом мы поможем человеку обрести и веру, и смысл жизни. Конечно, если нас прогоняют, то не надо спорить, доказывать что-то

Я священник, я общаюсь с разными людьми, и бывает, что у нас возникают какие-то дискуссии, споры… Но чем сильнее, чем ярче человек участвует в этой дискуссии, тем ближе он к тому, чтобы принять другую точку зрения. Часто бывают такие случаи, когда человек сначала спорит, а потом готов креститься. Противоположность любви это равнодушие. В Откровении Иоанна Богослова говорится: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! (Откр. 3, 15). Когда человек занимает какую-то позицию, с ним можно разговаривать, а когда он равнодушен тут сложно что-то доказать. Поэтому нужно разговаривать со своими близкими, нужно четко говорить о своей позиции, о своей вере; не нужно стыдиться своей веры перед обществом.

Пройден путь Великого поста; наступила Пасха своего рода новый год: после Пасхи как будто начинается новое время. И чтобы это новое время действительно началось и продолжалось, какие выводы мы должны сделать по итогам Великого поста? Как должна измениться наша жизнь? К чему мы не должны уже возвращаться с наступлением новой Пасхи?

– Каждый человек, размышляя о своей жизни и наблюдая за теми ошибками, которые он совершил, думает: «Следующий Великий пост я уже буду поститься правильно, как нужно». Потом наступает следующий годи человек опять совершает те же самые ошибки. Но постепенно, потихоньку у него появляется смирение: он уже не думает, что все контролирует и все может изменить своими силами; понимает, что нужно все-таки помолиться и попросить, чтобы Господь помог, потому что без воли Божией ничего не сделаешь.

Мы называем Христа Спасителем, а Спаситель кому нужен? Вот человек, мастер спорта по плаванию. Он прекрасно переплывает любую реку: он все контролирует, все знает, все умеет; ему не нужны ни спасательный круг, ни лодка, ни спасатели – он сам все делает. Но в какой-то момент что-то происходит: холодная вода, у него свело ногуи вот он уже идет на дно. И в этот момент он находит в себе силы крикнуть, позвать на помощьздесь ему уже нужны спасатели.

Точно так же и мы (просто мы до конца не всё понимаем): без Христа мы не можем спастись это главное, о чем мы должны помнить и думать. Это вырабатывает в нас смирение перед Богом и осознание того, что без Бога мы ничего хорошего сделать не можем. И когда мы что-то планируем и думаем, что в следующий раз обязательно всё сделаем, скорее всего, это не получится. А когда мы говорим: «Господи, мы поняли, что без Тебя мы ничего сделать не можем, но дай нам дожить до следующего Великого поста, достойно его провести и с Твоей помощью все сделать», это правильно.

Не надо жить завтрашним днем. Некоторые люди все время откладывают всё на потом: сейчас я это доделаю, а потом Сейчас работу закончу, а потом Выйду на пенсию, а потом… Это «потом» может никогда не наступить. Надо жить сегодня: если вы сегодня понимаете, что вам нужно читать Священное Писание, подготовиться к исповеди, к причастию, не откладывайте это на завтра, трудитесь сегодня. И тогда, видя ваше расположение сердца, Господь даст вам все необходимое. И у вас действительно будет положительный результат.

Если резюмировать, о чем мы сегодня говорили, то что есть спасение, о котором мы говорим и от чего нас в этом празднике Пасхи спасает Христос?

Христос нас спасает от смерти: мы обретаем вечность. Христос нас спасает от греха: мы имеем возможность благодатью Божией избавляться от грехов. Когда человек идет на исповедь, он говорит не только о том, что совершил какие-то грехи; он еще просит, чтобы Бог помог ему справиться с этими грехами. Действительно, когда человек сам начинает бороться с какими-то своими страстями, у него это не всегда получается. Иногда человек для этого идет беседовать с психологом, чтобы тот ему рассказал, как это правильно делать, но и здесь не получается. И тогда человек понимает, что нужно обратиться к Создателю, Творцу к Богу. И Бог приходит в этот мир; Бог побеждает смерть. Христос побеждает смерть как раз для того, чтобы нам дать благодать, дать силы жить, совершая поступки во имя Божие: по-настоящему жить христианской жизнью. Это главный, очень радостный праздник нашей христианской жизни и вообще нашего народа, потому что на протяжении столетий наш народ жил этой пасхальной радостью. И дай Бог, чтобы она была в сердце каждого из нас.

Поскольку праздник Пасхи продолжается и еще будет продолжаться, прошу у Вас напутствия на эти пасхальные дни.

Дорогие братья и сестры! Желаю, чтобы пасхальная радость, которую каждый из нас испытал на ночной пасхальной службе, все время пребывала с нами. А для этого нам тоже нужно трудиться. Сейчас удивительное пасхальное время. Постарайтесь найти возможность прийти в храм на службу; почувствуйте эту пасхальную радость. И постарайтесь жить так, чтобы Христос был с вами, чтобы Пасха была с вами. Христос воскресе, дорогие братья и сестры!

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записали Анна Топорова и Иван Игнатов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X