Беседы с батюшкой. Протоиерей Петр Мангилев. 24 июля 2024

24 июля 2024 г.

В нашей студии – проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии протоиерей Петр Мангилев.

– Отец Петр, две прошедшие программы с Вашим участием мы посвятили теме 30-летия со дня возобновления духовного образования в Екатеринбургской духовной семинарии, в Екатеринбургской епархии. Мы обсудили время, когда было открыто духовное училище в 1994 году, обсудили последующую историю духовной школы вплоть до 2001 года, когда училище было преобразовано в духовную семинарию. Что способствовало тому, чтобы училище было преобразовано в семинарию? Что для этого потребовалось сделать администрации духовной школы?

– Мы немножко уже говорили об этом в прошлой передаче. Нужно было, во-первых, выстроить учебный план сообразно с семинарским учебным планом. И самое главное – заботиться о качестве преподавания, насколько это было возможно в наших условиях. Правящие архиереи всегда заботились о духовной школе, и вопрос качества образования, улучшения образовательной деятельности всегда был в приоритете.

То, что мы вышли на этот рубеж в начале 2000-х годов, – это, конечно, работа предшествующего времени. Но мы понимали, что одно дело – получить соответствующий статус; другое дело – этому статусу соответствовать. Поскольку требования к духовной школе постоянно возрастают, соответствие статусу духовной семинарии предполагало и предполагает неустанную работу. Если мы посмотрим на духовную школу теперь, то понятно, что она отличается от духовной школы, которая была в 2001–2002 годы, и то, что тогда казалось достижением, сейчас может казаться уже отставанием. Так бывает. Поэтому жизнь учебного заведения – это всегда стремление к тому, чтобы и образовательный процесс становился лучше, и было соответствие новым требованиям. Остановиться – равно тому, чтобы покатиться назад в данном случае.

– Признание со стороны Церкви, безусловно, важно, но я хотел бы спросить и о признании со стороны государства. Расскажите о первой образовательной лицензии, выданной Рособрнадзором.

Здесь два момента, на которые нужно указать. Во-первых, в государстве было осознание, что всякая образовательная деятельность должна лицензироваться государством. Первоначально мы, конечно, не получали лицензию от государства. Но постепенно принимаются соответствующие законы, и мы получаем лицензию на право ведения образовательной деятельности как высшее духовное учебное заведение. Мы не даем дипломы государственного образца, но эта деятельность становится лицензируемой. Получение первых нескольких лицензий не предполагало аккредитации, но эти лицензии должны были быть: если это высшее учебное заведение, государство требовало, чтобы это учебное заведение соответствовало определенному стандарту.

Понятно, что государство не вмешивалось во внутренние дела, очень многое отдавалось на усмотрение Учебного комитета, который контролирует содержательную сторону образовательной деятельности. Государство смотрело за тем, чтобы здание, санитарные условия, общие условия преподавания, уровень степеней (церковных и светских) преподавателей, состояние библиотечного обеспечения соответствовали высшему учебному заведению. То есть чтобы условия образовательной деятельности соответствовали высшему учебному заведению, чтобы не было профанации.

В этом отношении духовной школе пришлось подтягиваться, потому что эти требования законодательства – достаточно высокая планка. И когда был решен один вопрос, пришлось решать следующий: лицензии приходилось и получать, и подтверждать. Мы ездили в Министерство, из Министерства выезжала специальная комиссия совместно с Учебным комитетом. Представители местных вузов входили в состав этой комиссии. Это была большая комиссия, которая работала достаточно долго, смотрела документы. Это первый момент.

Второй момент: была проблема непризнания дипломов духовной школы государством для первых выпускников. То есть люди учились, получали высшее церковное образование (при старании могли получить очень хорошее образование, поступали потом в духовную академию, защищали диссертации по внутренним церковным степеням; поскольку эти диссертации – смежные ряду гуманитарных дисциплин, они получали признание в светских дисциплинах), но ни диплом, ни степень кандидата богословия государством не признавались. Степень кандидата богословия и сейчас не признается государством, она признавалась только для лицензии церковной. И человек, который окончил духовную семинарию, не мог поступить в светскую аспирантуру; приходилось оканчивать светское учебное заведение, чтобы учиться дальше.

Мы ведь заинтересованы часто и в том, чтобы подготовить кадры для себя. И подготовить кадры не только в области богословских дисциплин, но и смежных с богословскими гуманитарных дисциплин, чтобы человек, который преподает эти дисциплины, имел и богословское образование тоже, имел соответствующую квалификацию в этой дисциплине. Потому что для преподавания в духовной школе нужно понимание явлений с разных сторон.

Вопрос о признании диплома, в общем-то, начал обсуждаться еще в 90-е годы и обсуждался достаточно активно и долго. Было два подхода. Первый: добиваться у государства признания церковных дипломов. Подобного рода решение вопроса было в ряде бывших социалистических стран; в частности, в Болгарии государство признало дипломы духовных учебных заведений. Но у нас это не очень проходило. И обсуждался второй вариант: лицензирование учебных заведений по специальности «теология», тогда церковные учебные заведения могли бы давать образование по стандарту и по специальности «теология». Специальность «теология» – это светский диплом, признаваемый государством, и человек может продолжить свое образование и может быть привлечен к работе в школе, в светском вузе с этим образованием.

Сама по себе специальность «теология» появляется достаточно рано в Российской Федерации. Первый стандарт был написан, по-моему, в 1992 году, но он не был удачным, он был по большому счету списан со стандарта научного атеизма, был модифицированный. Стандарт был написан одним из провинциальных университетов. Когда появился этот стандарт, возникли церковные вузы, которые начали работать по этому стандарту. Но не всегда работали по нему. Например, Православный Свято-Тихоновский институт, возникший в начале 90-х годов, не работал по этому первому стандарту «Теология», он работал по стандарту «Религиоведение». Так получалось, что стандарт «Религиоведение» в первом варианте был лучше стандарта по теологии, давал больше возможностей для получения богословского образования.

Второй стандарт по теологии был разработан, кажется, в 2000 году Свято-Тихоновским университетом. И это был уже очень хороший стандарт. Но вокруг специальности «теология» шла большая дискуссия, насколько вообще возможна эта специальность в вузах, потому что было отторжение, неприятие этого. Сейчас мы знаем, что есть аспирантура по теологии, защищаются диссертации по теологии, но эта проблема обсуждалась на протяжении десятилетий, и было сломано очень много копий в разное время. Каждая ступенька, каждый этап давался с большим трудом и с большими дискуссиями в обществе. Дискуссия была и в отношении того, могут ли семинарии как религиозные организации осуществлять на своих площадках преподавание по этому стандарту, когда стандарт был уже принят. Он, в принципе, был рабочим стандартом, и многие негосударственные вузы уже вели работу по этому стандарту, в частности Православный Свято-Тихоновский университет. Но в отношении того, что этот стандарт придет в семинарию, еще стоял вопрос.

В 2010 году этот вопрос стал решаться. Все проходило не безболезненно. Но сейчас у нас не только лицензировано, но уже аккредитовано направление «теология». И бакалавриат и магистратура по истории Церкви. Выпуск состоялся, выпускники магистратуры уже получили дипломы государственного образца. Это первый выпуск магистратуры, получивший диплом государственного образца. Бакалавриат получает диплом государственного образца уже не первый раз, несколько выпусков уже было.

Но все это – работа двух десятилетий, когда мы начали работать с одной лицензией, другой лицензией, потом с аккредитацией. Эта работа потребовала, с одной стороны, повышения качества преподавания; с другой стороны, многих рабочих моментов в семинарии, о которых мы не задумывались, но которые пришлось выполнять. Это было к пользе, но это большая работа.

Работа в отношении получения лицензии, получения аккредитации была полезной в том плане, что мобилизовывала, ставила задачу и в конечном итоге поднимала образовательный уровень студентов. Хорошо, конечно, иметь диплом государственного образца, но когда за этим дипломом государственного образца не стоит реальное образование, это все-таки немножко дутая бумага. Поэтому когда мы боремся за диплом государственного образца, мы пытаемся бороться и за качество образования. То есть одна работа сопрягается с другой; одна задача тянет за собой решение и другой.

– В 2012 году семинария переехала в центр Екатеринбурга, на территорию Свято-Троицкого кафедрального собора. Как это происходило? Переезд, когда нужно все перевезти, всем переехать, – это всегда проблема.

– Мы переезжали в новое здание. И это было улучшение материального положения семинарии. Как это происходило? Здание было подготовлено, нужно было переезжать. Помню, это было начало второго семестра 2012 года. Непосредственно переездом занимался отец Аркадий. Переезд происходил примерно в течение недели, интенсивно, но в целом не сразу завершился, потому что не было места для фонда библиотеки. Библиотека большая, сейчас она насчитывает больше 60 тысяч томов, а тогда насчитывала больше 40 тысяч томов. Фонд был большой, были оборудованы специальные стеллажи, поэтому библиотека оставалась в основном на прежнем месте. На четвертый этаж нового здания переехал читальный зал, а также учебный фонд – то, что непосредственно нужно семинаристам, а основные фонды оставались на старом месте. Заочное обучение тоже пока проходило в здании на улице Вали Котика. То есть работа по переезду была немножко растянутой.

Потом было получено здание на улице Куйбышева, где сейчас находится библиотека. Тогда смогли демонтировать стеллажи на рельсах, смонтировать их в здании на улице Куйбышева и переместить фонд. Перемещение библиотеки – это, конечно, технически сложная задача, потому что это большой фонд, который нужно в определенном порядке упаковать и в определенном порядке распаковать и расставить. Если что-то поставить не туда, не по номерам и так далее, то потом не найдешь. В общем, есть свои хитрости, свои премудрости, поэтому этот переезд задержался.

Но само по себе это было радостное событие, потому что было получено новое здание. Ведь мы находились в двух зданиях: учебное здание на улице Вали Котика и жилое здание на улице Ильича. Здание на улице Ильича тогда у нас забрали под детский садик, и переезд был вынужденной мерой, в том числе потому, что студентам было негде жить. В новом здании мы получили возможность и учиться, и жить, что всегда хорошо. Плюс это здание при кафедральном соборе, соответственно, студенты оказывались в центре богослужебной жизни епархии.

Мы говорили в прошлых передачах, что главная задача семинарии – подготовка пастырей. Пастырь, как определял Поместный Собор 1917–1918 годов, – прежде всего совершитель таинств, молитвенник за народ и проповедник слова Божия. Есть и еще задачи, но эти три задачи именно в таком порядке. Поэтому участие студента семинарии в богослужении – дело важное. Понятно, что и в старом здании семинарии был храм, и он существует до настоящего времени, но здесь – кафедральный собор, возможность присутствия на архиерейских богослужениях, практического опыта больше. Поэтому это перемещение имело целый ряд плюсов.

Когда владыка Кирилл прибыл на кафедру, одной из первых его забот была семинария, которая как раз оказалась в сложной ситуации. Тогда была проблема с детскими садами в городе. А поскольку приход находится в здании бывшего детского сада, ставился вопрос по возвращению здания. Здание общежития было возвращено, а здание на улице Вали Котика имело ряд моментов, которые осложняли размещение там детского сада. И потом, это здание старое, ему больше 50 лет; чтобы разместить детский сад, нужен капитальный ремонт. Был еще и ряд других сложностей. Поэтому это здание оставалось, но в одном здании мы не могли находиться. И приезд владыки Кирилла состоялся как раз в момент этих проблем.

Хорошо помню, что городская администрация взамен здания на улице Ильича предлагала нам на тех же условиях ряд зданий. Рассматривались здания на Уралмаше. Одно из этих зданий владыка Викентий должен был смотреть 28 июля, после службы в честь святого равноапостольного князя Владимира. Во второй половине дня он должен был приехать к этому зданию, была договоренность с Орджоникидзевской администрацией, что представитель придет и нам покажут это здание бывшей школы (его только сейчас ремонтируют, до этого все годы оно пустовало). Но накануне состоялся Синод, когда произошли перемены на кафедре. И когда я созванивался с владыкой Викентием, он сказал, что уже новый преосвященный будет осматривать это здание.

Владыка Кирилл прибыл на кафедру 9 августа, а 10 августа, после богослужения в Свято-Троицком кафедральном соборе, он посетил семинарию. Он осмотрел оба здания семинарии: общежитие, которое тогда еще оставалось, но должно было освобождаться, и новое здание, которое предлагали. Владыка не нашел его удовлетворительным, потому что оно требовало больших вложений, с одной стороны, а с другой стороны, не решало ряда задач.

В этом здании, в котором сейчас находится семинария, планировались православные школа и детский сад, хотя ни для того, ни для другого оно не очень было приспособлено, там было тесновато. Есть же определенные требования, которые предъявляются к подобного рода зданиям. И владыка решил, что там может разместиться семинария. К семинарии требования тоже есть, но они гораздо меньше, чем к дошкольным и школьным учреждениям.

Мы получили это здание, потом здание библиотеки, которое рядом. То есть сейчас есть два здания, которые близко находятся: в одном месте живут и учатся студенты, в другом месте расположены книги и учебные аудитории (занятия магистратуры сейчас идут в библиотеке). То есть условия для преподавания и для жизни семинаристов резко улучшились в тот момент.

– Прошло 30 лет со дня возобновления духовного образования в Екатеринбурге. Можно ли говорить о том, что в нашем городе сформировалась самостоятельная особая богословская школа? Или пока еще рано об этом говорить?

– Наверное, все-таки рано говорить. Понятно, что у духовной семинарии есть свое лицо, формируются какие-то свои фамильные черты. С одной стороны, 30 лет – это много, а с другой стороны, не так уж и много. Понятно, что мы выпустили определенное количество выпускников, мы уже подготовили из наших выпускников преподавателей нашей семинарии, то есть второе поколение здесь вырастает. Появились какие-то особенности, свои черты, которые были заложены, укрепляются и развиваются в духовной школе. Но для того чтобы школа приобрела определенную устойчивость, нужно, чтобы прошло еще время.

– Школа в большом смысле – это всегда и выпускники тоже. Расскажите о тех выпускниках, которыми семинария особо гордится. Есть такие личности?

– Есть. Я бы боялся говорить обо всех, потому что кого-то назовешь, кого-то не назовешь. Ведь есть очники, есть заочники. За это время семинария выпустила очень много людей. И по количеству лучше спрашивать Вас, чем меня, потому что Вы статистикой владеете в данном случае лучше, это находится непосредственно в сфере Вашей ответственности.

Что бывает отрадно? Когда бываешь где-то (например, был в Челябинске, нынче был в Далматово на юбилейной конференции, посвященной юбилею монастыря), кто-то подходит и говорит: «А я выпускник вашей семинарии, диплом у Вас писал...»

Есть связь с учениками, они звонят, советуются по тем или иным вопросам, как правильно сделать, правильно поступить, что почитать, посмотреть. То есть обратная связь сохраняется.

Есть выпускники, которые были отправлены обучаться в Московскую духовную академию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. Они уже окончили академию. Часть из них вернулась в духовную семинарию в качестве преподавателей, преподают сейчас в духовной школе.

Например, Сергей Юрьевич Акишин заведует кафедрой церковно-практических дисциплин. Наш выпускник – отец Иоанн Никулин, долго преподававший и многое сделавший для духовной школы (сейчас по семейным обстоятельствам он служит не в нашей епархии). Отец Антоний Костылев – наш выпускник, преподающий в духовной школе; он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Еще есть ряд выпускников, которые окончили академию, некоторые вернулись, но не все. Например, зимой Алексей Сартаков защитил диссертацию кандидата богословия в Санкт-Петербурге. Он выпускник семинарии, ученик Сергея Юрьевича Акишина. Тему своей бакалаврской работы он развил в качестве магистерской работы и на основе этого сделал большую, серьезную диссертацию кандидата богословия. То есть его научная работа началась в стенах нашей духовной школы и закончилась диссертацией уже в Санкт-Петербургской духовной академии. Он защитил эту диссертацию и сейчас проректор по учебной работе в Вологодской духовной семинарии.

Многие наши выпускники – настоятели больших приходов; они строят храмы, руководят разнообразной образовательной деятельностью на своих приходах. Например, отец Димитрий Бажанов  –  настоятель храма священномученика Аркадия. Он звонарь, много лет руководит школой колокольного звона и преподает в духовной семинарии в Центре подготовки церковных специалистов.

Семинария ведь большая, у нас есть не только пастырское отделение, но и регентское отделение очень сильное, которому тоже уже больше 20 лет; есть Центр подготовки церковных специалистов. Не секрет, что в нашей епархии сильное движение церковноприходских школ; эта работа поставлена очень хорошо. Была учительская семинария для подготовки преподавателей воскресных школ, теперь она интегрирована в состав семинарии; и есть Центр подготовки церковных специалистов, который готовит не только преподавателей воскресных школ, но и катехизаторов; то есть там разные направления. Это ведь тоже большая и важная работа, и все это осуществляет семинария. То есть семинария – теперь большое учебное заведение.

Кроме того, недавно состоялся выпуск курсов повышения квалификации пастырей. Эти курсы тоже работают на базе семинарии, потому что переподготовка тоже необходима. Есть курсы повышения квалификации для монашествующих. Эта работа тоже совершается через семинарию. То есть семинария – это такой большой образовательный центр, где ведется большая разнонаправленная работа с разными категориями церковных людей и идет подготовка их для разных целей. Потому что церковных служений много, они разные, но всегда эти служения должны совершаться подготовленными специалистами.

Еще есть экспертная, просветительская работа семинарии. Вот Вы, Сергей, ведете передачу «Беседы с батюшкой» и очень многих выпускников Екатеринбургской духовной семинарии приглашаете в это кресло для того, чтобы беседовать с ними. Со многими Вы работаете, и эта работа дает Вам удовлетворение.

– Отец Петр, мы много рассказали о нашей духовной школе. Сейчас идет прием документов абитуриентов. Поэтому хотел бы попросить Вас обратиться к нашим потенциальным абитуриентам, пригласить их в семинарию.

– Мы так много хвалили семинарию, что остается только сказать: пожалуйста, приходите к нам. Прием документов идет. Экзамены у нас будут в конце июля. Думаю, и потом можно будет подать документы тем, кто не успел. Мы всегда рады индивидуально рассмотреть этот вопрос. Поэтому приходите, мы всем будем рады. Адрес семинарии: Екатеринбург, улица Розы Люксембург, 57; рядом со Свято-Троицким кафедральным собором. Прием документов совершается с понедельника по пятницу, с 9 до 17 часов. Канцелярия всегда открыта, документы всегда готовы взять. Ждем.

Ведущий Сергей Новиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове г. Москвы священник Сергий Уваров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X