Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов. 25 июня 2023

25 июня 2023 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине г. Москвы.

– Совсем недавно прозвенели последние звонки. Школьники начинают готовиться к вступительным экзаменам в вузы. Перед ними стоит выбор, куда пойти, что делать. Мотивация у каждого разная. Эти вопросы задают себе не только школьники, очень часто и мы задумываемся о том, кто мы, что нам делать, как зарабатывать и так далее. Как с духовной точки зрения мы можем помочь им выбрать жизненный путь?

– В этом году этот вопрос тревожный и для меня. Дочь выпустилась, будет поступать в институт. Раньше говорили: если ищешь жизненный путь – молись, если ищешь работу – молись дважды, если ищешь супругу – молись трижды. Нам нужна помощь Божья. Его волю трудно найти, но, если есть сомнения, это показатель. Сомнение – вражье дело. Господь говорит: да – да, нет – нет. У человека верующего, который всегда находится в общении с Богом, обычно есть какая-то внутренняя убежденность, которая ему помогает. Можно спросить духовника, попросить молитв о каком-то деле. Иногда воля Божия приходит через него.

– Если есть духовник.

– Да. Я помню случай, когда мы искали жилье. Дело важное, мы переживали, считали свои копейки, думали, где лучше... И вроде нашли замечательный вариант. Попросили духовника помолиться, а он говорит: «Нет. Как же вы в зиму-то?» Я подумал, он же не риелтор, не очень понимает эти моменты, и продолжил решать этот вопрос. Все шло вроде хорошо, но зима прошла, затем весна, а летом и цены подросли, и я как-то отчаялся и смирился: будь как будет, как Бог даст. И в этот самый момент случайно нахожу вариант, который подходит. Но я уже бывалый: спрашиваю молитв у духовника. И вдруг он говорит: «Сейчас да, старайтесь». Не знаю, обдуманно ли он говорил, но все прошло как нужно, реализовалось без проблем.

Очень важно узнавать мнение духовника и просить его молитв. И безусловно: на Бога надейся, а сам не плошай. Нужно максимально разобраться в вопросе, быть рассудительным. По апостолу Петру, рассудительность – это Божье дело. И нужно молиться, а после включать внутреннее чутье и смирение.

Смирение очень важно. «Господи, может этот путь? Я человек грешный, на все воля Твоя». Помолиться и ждать. Господь все устроит. Обычно возникает твердая убежденность в пути. Если есть сомнения, значит, начинай все сначала: раскладывай информацию с их учетом, молись, смиряйся, проси молитв у духовника, у друзей, проси помощи у Бога. Помню слова апостола: не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро. Это очень важные моменты. Действительно, мы иногда говорим: «Господи, дай», а сами боимся: вдруг не даст или даст другое, а нам надо именно это. Тогда это не смирение, а эгоизм. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Но, с другой стороны, сказано: просите, и дано будет вам.

– Мы кого просим? Бога. Мы должны понимать, что взаимодействуем с Ним с точки зрения вечности, поэтому и цель нашей просьбы не должна быть отделена от вечности. Апостол говорит: просите, и не получаете, потому что просите не на добро. Мы просим миллион долларов, а если это будет в погибель? Тогда Господь не может это дать.

– А если нужно кормить семью и ты просишь хорошую работу с хорошей зарплатой?

– Если миллион долларов поможет тебе войти в Царство Небесное, то Господь даст тебе два. Можно просить миллион долларов: Господи, если это будет мне во спасение, дай. Замечательно. Но должны присутствовать рассудительность и смирение. Если молитва эгоцентричная: дай только так, но не иначе, – тогда не стоит надеяться. Как говорит апостол Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

 – Просить с точки зрения вечности, то есть нашего спасения. Телезрители часто спрашивают, кому молиться, у кого просить помощи, чтоб найти работу и так далее. Зачастую наши просьбы Богу связаны с очень житейскими, бытовыми вопросами. Можно ли об этом просить?

– Конечно. Мы каждый день молимся: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Это обязательно нужно просить. Обо всем надо просить у Бога. Он дал нам эту молитву. Он понимает, что нам нужно. Он знает наши нужды еще до того, как мы начали молиться.

Но в этой же молитве есть: да будет воля Твоя… да приидет Царствие Твое. Но если мы просим чего-то и не согласны, чтобы была воля Божья, то это уже магизм какой-то. Значит, мы не доверяем Богу. Надо понимать, к Кому мы обращаемся. Это все равно что подойти к соседу и сказать: «Дорогой, мне понравилась твоя квартира, я хочу в ней жить, пусти меня, но ты мне здесь не нужен». Что мы выслушаем в ответ?

За все бытовые моменты нужно молиться Богу. «Господи, Ты видишь, что у меня маленькая зарплата, мне надо поднимать детей. Я надеюсь на Тебя. Ты говоришь, что заботишься и о птицах, помоги мне, чтобы я не переживал по этому поводу. Я знаю, что Ты все решишь. Я прошу Тебя. Я надеюсь на Тебя. Дай мне ту работу, которая позволит и семью содержать, и от Тебя не отойти, и душевный мир сохранить. И чтоб исполнилось все по воле Твоей». Вот такой искренний разговор должен быть с Богом.

– Господь открывает Свою волю тем, кто живет по Его воле. Как понять, что мы живем по Его воле? С другой стороны, мы же родились, значит, живем по Его воле.

– Мы живем по Его воле, если живем со смирением. Смирение – не значит какое-то раболепство. Хотя если посмотреть, где мы и где Господь, то даже почетно быть рабом Божиим. Но мы Его дети, Его друзья. Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями. А ребенок и друг могут просить. Просить так, как есть. И мы должны это делать.

Как увидеть волю Божию? Искренне просить со смирением. «Господи, не знаю волю Твою, но хочу жить по ней». И Господь обязательно все покажет.  

У меня был сложный жизненный путь. Однажды я обиделся на одного человека, пытался бороться с собой и не знал, как поступить, должен был сделать какой-то выбор. Меня тогда направили в один из монастырей послужить. Я приехал туда и прошу: «Господи, открой мне в этом монастыре Свою волю через этого монаха, с которым я буду завтра служить». Я молился всю ночь, а утром встал, начал потихонечку все делать. И вдруг этот монах начинает в не совсем свойственной ему манере очень грубо отвечать и чуть ли не выгонять меня из храма. Я сначала хотел вспылить, но был тогда уже почтенным священником, потому подумал: «Ты ж молился о воле Божией?» Я стоял и молчал. Он говорит: «Иди, я не дам тебе служить». Я стою дальше, ничего не говорю, пытаюсь себя успокоить. И потихонечку, видя, что я не реагирую, он говорит: «Ладно, один возглас дам». Я говорю: «Спасибо, батюшка». Он: «Ладно, можешь причаститься». Я обрадовался, что могу причаститься. А после службы он меня обнял, благодарил и еще дал какие-то подарки. Я понял, что мне надо было смириться. Слава Богу, у меня хватило ума это сделать и не уйти. Но я рассуждал: «А где же ответ на мой вопрос?» И вдруг, когда мы начали прощаться, звонит его телефон. Он отвечает и полчаса разговаривает, держа меня за руку, и говорит слова, которые нужны были мне. Я просто летел, когда ушел. Батюшка даже не понял, что он открыл мне волю Божию. Это устроил Сам Господь. А мне стало четко понятно, что делать, куда двигаться по жизни.

И таких моментов очень много. Но сначала должно быть смирение. Оно очень важно в этом моменте. Надо смириться и спокойно попросить ответа у Господа, у окружающих, у тех лиц, которые с этим связаны. Говорить: «Да будет воля Твоя». Не фантазировать, не мечтать, не думать, как все сложится. И если нужно, подкорректировать мысль того человека с учетом ваших интересов. Попробовать и так, и так: как решится. Господь почти всегда все устрояет. Даже судя по тем духовным детям, которые обращались ко мне. Но надо решать это серьезно, не впопыхах. Господь открывает Свою волю, и люди, как правило, радуются. Когда воля Божия приходит, появляется тишина, мир и радость. Это очень важный критерий для духовной жизни. Значит, Господь все устрояет. И как будет, мы не знаем. В какой-то период может даже показаться, что поступили опрометчиво. Но это есть и сделано по воле Божией, которая может раскрыться потом, через годы.  

– Должно быть некое физическое спокойствие и согласие с ситуацией. А если будем суетиться и переживать, только инфаркт заработаем.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии, когда речь идет о наказании грешников, Христос часто говорит такие слова: там будет плач и скрежет зубов. Это говорится о человеке в теле, а не об абстрактной душе, потому что она не может скрежетать зубами. У греческих философов было учение о бестелесных душах. Апостол Павел в Послании к Колоссянам предупреждал: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому. Получается, что предупреждение Павла не помогло: увлеклись философией?»

– Апостол Павел четко говорит, что будет новое тело. Он даже рассуждал так, что лучше бы нам не умереть, а измениться. Он объяснял коринфянам: когда Христос придет, настанет всеобщее воскресение; кто умер до этого, воскреснет и у него будет новое тело, а тот, кто был жив, получит нетленное тело (так как не сможет в тленном теле попасть в рай). Поэтому он желает коринфянам дождаться всеобщего воскресения в своем теле и только измениться. У апостола Павла учение было конкретно о человеческом теле в жизни вечной.  

Христос говорил притчами и для конкретных людей. На пир приходили вечером и закрывали двери. Ночью очень холодно и темно, фонарей на улицах не было. Того, кто приходил на пир в неподобающей одежде, отстраняли. Того, кто буянил, выводили за ворота.  И они, не зная, куда идти, были вынуждены дожидаться утра за воротами. Они замерзали и плакали и скрежетали от холода зубами. Господь говорит понятные моменты о том, что ждет человека.

Но аллегорически Христос говорит о вечных мучениях. Понятно, что это будет место, где нет Бога, которое будет вызывать страдания, прежде всего внутренние. Когда у нас сильные внутренние переживания, мы цепенеем и скрежещем зубами даже в теплом помещении.  

– Вернемся к нашей теме. Человек должен заниматься тем, что ему по душе, но не всегда так получается. Как правильно к этому относиться?

– Некоторые духовники говорят, что мы должны взять крест и нести. В нашей жизни должно быть место испытаниям. И в этом плане человеку очень полезно иногда заниматься не тем, чем он хочет. Делать то, что тебе нравится, конечно, замечательно, но тогда Господь будет посылать какие-то испытания извне.

По апостолу Иакову, испытания нужны для совершенствования. Без него не будет Царства Божия. Терпением вашим спасайте души ваши, говорит Господь. Апостол Иаков говорит о том, что надо радоваться, когда приходят испытания. Через них мы приобретаем терпение, а через него – совершенство. Этот процесс неизбежен. В работе ли он будет? Если не в работе, то в семье. Испытания все равно будут. Если работа не радует, можешь взять это как крест, благословиться у Бога: Господи, я буду вырабатывать терпение. И тогда Он не будет посылать других испытаний. Они как бы будут у тебя под контролем. Это интересный момент, на который можно рассчитывать.

Царство Небесное силою берется. Все равно у тебя будет какой-то ежедневный путь, подвиг – распятие. Без него не будет всеобщего воскресения. Без него мы не научимся тому, чему должны научиться. Смирение важно, потому что иначе мы будем идти против Бога. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Смиряться очень важно. Тем более в работе. Не стоит этого бояться.

А работу, как и все другое, можно полюбить. Я не москвич, и раньше, когда приезжал в Москву, я старался побыстрей уехать, был сильно вымотан. Поэтому распределение в Москву было очень тягостным для меня. Долгое время я не мог к этому привыкнуть и с этим смириться. Пока не поговорил со своей знакомой. Она психолог и тоже не москвичка. Однажды в простом дружеском разговоре с ней я посетовал, что никак не могу привыкнуть к Москве. И она мне сказала: «Батюшка, я как-то села в машину и поехала ночью, еду и говорю себе: «Москва, я тебя люблю». И у меня это ушло». Мы дружно посмеялись. Но эта тема мне понятна: ты даешь себе какую-то установку, с которой легче жить. Ночью в Москве пробок нет, вокруг красиво, едешь, любуешься и даешь себе внутреннюю установку: «Москва, ты мой город, я тебя люблю». И стало намного легче. И через какое-то время Москва мне стала нравиться и днем, несмотря на пробки: эти улицы, фасады проспектов…

– В чем-то центр Москвы даже красивее, чем Санкт-Петербург.

– У Санкт-Петербурга другая красота. Москва очень красивый город.

– Да, надо просто выйти из метро и прогуляться по этим переулкам.

– Везде есть какая-то благость. У медали, как и у всего, две стороны. Переверни. Приложи усилие и увидишь другую сторону.

– Вопрос от телезрителя: «Как в неонацистах, которые жесточайше пытали наших пленных, увидеть образ Божий?»

– Мне очень многие задают этот вопрос. Представьте себе экскурсию в психиатрическую лечебницу для буйных. Там много агрессивных людей. И если какой-то больной будет на вас кричать, говорить нецензурную брань в ваш адрес, вы не будете на это реагировать, потому что понимаете, что человек болен. Вы даже улыбнетесь ему и скажете: «Все хорошо, все замечательно, успокойтесь».

Но болеть можно не только душой, но и духом, и идеей. Мы не имеем права презирать или судить даже самого страшного грешника. Потому что он доведен до этого состояния врагом рода человеческого. У нас у каждого есть такой грех, в котором мы себя не видим. Нам противно, когда мы его совершаем, но мы не можем его не совершать. Мы боремся, сопротивляемся, но парализованы в этом моменте врагом рода человеческого. Некоторые пытаются грех оправдать, потому что у них нет силы. И это самое страшное. Они формируют лукавую совесть и так живут. Эта патогенная форма приводит к психопатии. Человек становится психопатом. Человек, который настолько связан дьяволом, что теряет свой облик и превращается в чудовище, – как парализованный. Даже не надейтесь, что он поднимет руку и сам станет за собой ухаживать. Он не сможет. Сколько бы вы на него ни кричали, сколько бы ни пытались его тормошить, он ничего не сможет, так как парализован.

Неонацисты, которых вы описали, находятся в страшном состоянии сатанизма, их воля порабощена. В свое время, когда еще возможно было пройти эту точку невозврата, они не попытались как-то бороться с этим. Они это оправдали и сделали нормой. Они считают, что совершают добро. В их сознании они герои. То, что нам кажется чудовищным, в их голове может казаться благостным. Это психопаты.

В психологии есть выражение: догнать и причинить добро. Добрые дела без рассудительности могут привести к совершенно обратному эффекту. Так часто бывает и в нашей жизни. Иногда родственник очень грубо, чуть ли не физической силой, пытается учить другого жизни: «Я сам знаю, что ему надо. Он не понимает». Но все надо оставлять на суд Божий, только Бог знает нашу мотивацию. И в человеке как раз можно увидеть этот смиренный образ Божий (мы созданы Богом, но, увы, из-за нашего неправильного состояния мы находимся в таком положении), и печалиться, и жалеть, и думать, как так получилось: образ Божий – и так страдает!

Такие люди очень страдают. Они боятся быть наедине с собой. И делают многое безрассудно потому, что пытаются уйти от Бога. Когда они остаются наедине с собой, они начинают чуть-чуть чувствовать Бога – и им становится невыносимо. И поэтому они еще больше погружаются в свое болото. Таких людей можно только пожалеть, потому что впереди у них, к сожалению, только одна перспектива – ад. И эту перспективу может изменить только особое чудо Божие, Его милость или какой-то страшный стресс, который поможет человеку встрепенуться – и у него на мгновение будет шанс выскользнуть из крепких лап врага рода человеческого.

Поэтому, конечно, надо помолиться, чтобы Господь вразумил таких людей, не дал им погибнуть. Потому что мы все  в той или иной степени находимся во вражьих лапах. Апостол Павел говорил: «Бедный я человек! Что хочу делать – не делаю, что не хочу – делаю». Что уж нам говорить… Поэтому не нужно заменять суд Божий. Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12, 19). Лучше сказать: «Господи, Ты все видишь, разберись Сам. Пусть все прославляют имя Твое». Образ Божий можно увидеть и в таком человеке.

– С другой стороны, нам нельзя становиться такими, как он, иначе мы проиграем. Просто иногда хочется, зная о каких-то плохих делах другого человека (особенно о том, что сказал наш телезритель), чтобы ему кто-то сделал плохо. Прямо хочется отмщения. И когда ты узнаешь, что при каких-то обстоятельствах этот человек погиб, например, возникает…

– радость?

– Не то чтобы радость. Просто возникает мысль: ты погиб по заслугам. Можно ли вообще так размышлять? Это корректно в православном ключе?

– Суд не нужно осуществлять. Радоваться гибели врага не нужно. Как говорят военные: мы уважаем врага. Да, они в него стреляют, но должны его уважать. Все же слова «Мне отмщение, Аз воздам» дают спокойствие души. Это очень важно при любых обстоятельствах. Особенно это нужно заставлять себя делать, когда видишь безобразия врага, какие видят на передовой наши ребята. Иногда у них действительно есть желание отомстить, и часто они мстят тому, кто первым попадется (и не так важно, виноват он или нет), чтобы выплеснуть это все. Это уже будет грешно. Исполняй приказ, но имей какую-то рассудительность и смирение при этом. А Бог Сам все решит.

– Выбирая свой жизненный путь, можно посмотреть в свое сердце или вокруг, на своих родителей и так далее. Но когда ты выбираешь профессию, все равно ты смотришь на среду, на общество и на заработок. Можно ли нам, христианам, хотеть много зарабатывать и просить об этом Бога?

– Надо стремиться к этому. Христианин в своей жизни не довольствуется достигнутым. Нам надо всё: и здесь, и там. Надо ставить такую задачу. Почему? Нужно много денег для того, чтобы творить добрые дела. Потому что это таланты, которые Господь дает. Но если их нет, надо это спокойно воспринимать. «Господи, я стараюсь, а получается так, как получается». Это старание всегда должно быть.

Если есть возможность где-то что-то сделать больше и для семьи, и для окружающих, но с учетом христианского понимания, это надо сделать. Если ты себе можешь позволить большее, значит, и на милосердие можешь позволить большее. Значит, рядом с тобой кто-то уже не будет голодать, кому-то ты можешь что-либо сделать: приютить, оказать помощь. Если будет такое сознание, то, конечно же, деньги становятся благом для человека, работают для достижения определенных христианских целей. И к этому нужно стремиться.

Но если это стремление к деньгам возникает из эгоцентричных соображений, то оно введет человека в адскую бездну. Он начинает их тратить на себя, у него начинается объедение, разгул, безрассудные траты. Как правило, гибнет при этом и его дело, он многое теряет. Поэтому рассудительность, как говорит апостол Петр, очень важна. Человек может просить у Бога: «Господи, я хочу накормить всех людей на земле. Господи, если есть Твоя воля и у меня есть талант для этого, дай мне это все, и я буду стараться». Только пусть не забывает об этом, когда с неба вдруг пойдет золотой дождь, а он будет все это сгребать с иной целью.

– Часто бывает, что ты просишь что-то у Бога, проходит очень много лет, все никак не дается, а ты все просишь об этом, как будто уперся. Получается, что зря тратится время. Как правильно все-таки просить и не оплошать потом?

– Надо всегда стараться, даже когда ты очень бедный, оказывать милосердие. Две лепты вдовы – это очень важный пример. Господь сказал, что она получит большую награду. Поэтому ты всегда должен это иметь в своем сознании. Что ты можешь сделать? Сказать доброе слово, что-то руками сделать. Что могла эта вдова? Ничего не могла. И никто с нее эти две лепты не требовал. Она сама от своей любви их подала, хотя знала, что какое-то время будет голодать, ей будет трудно. Но она хотела их принести.

Почему Господь эту ее жертву вознес, хотя там были и богатые люди, которые от своего избытка давали что-то? Но если сопоставить ценность тех двух мелких, ничего не значащих монет, и тех дорогих даров от богатых, то эти две лепты оказались весьма выше.

И если ты просишь Бога о работе, о деньгах и так далее, то ты должен ставить цель, для чего тебе это нужно. Детей прокормить? Замечательно. Так и говори Господу: «Я не могу сейчас накормить детей, мне нужно больше. Не для себя прошу, для детей».

Но есть очень интересный момент. В свое время были такие люди – киллеры. И они иногда приходили ко мне на исповедь (в моей пастырской практике было три таких случая). К сожалению, исповедать я их не смог, потому что у них не было раскаяния. Когда я указал на это занятие, сказав, что его надо бросить, человек ответил: «Как же я уйду? Я должен кормить своего ребенка. Он что – голодный будет у меня?» Я говорю: «А Вы заботились о детях тех людей, которых убивали, оставив их сиротами? Может быть, они сейчас голодные или уже умерли?» – «Это моя работа».

Когда человек обращается к Богу с мирской просьбой, он должен иметь цель, подходящую для Царствия Божия, сказать: «Господи, хочу исполнять Твою волю, но для этого нужны ресурсы. Хочу воспитать своих детей, чтобы они Тебя прославляли. Хочу, чтобы они научились милосердию, а для этого тоже нужны ресурсы. Помоги мне, Господи». Надо так и молиться. Не грешно об этом молиться, если цель связана с вечностью, смирением, любовью и милосердием. Это же очень хорошо.

– Подведем итог. Если очень трудно, а хочется улучшить свои условия, то не надо отчаиваться, а молиться и делать добрые дела, дела милосердия. И тогда Господь на тебя посмотрит.

– Проявлять рассудительность, иметь совет с ближними, просить Господа, чтобы Он дал нам какое-то видение этого вопроса или вразумил, дал терпение. Не бояться, если пути будут какими-то шероховатыми и не всегда нам понравятся. Может быть, надо будет переосмыслить что-то в своей голове и жить по воле Божией.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать