Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов. 17 октября 2023

17 октября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы.

– Тема сегодняшнего разговора: «Немощи человеческие». Мы достаточно часто употребляем слово «немощи». Что это такое? Как нам можно их определить?

– Говоря современным языком, это некий сбой системы человеческого организма. Разберем на примере автомобиля. Если он заправлен бензином, смазан, если у него новое оборудование и за рулем хороший водитель, то автомобиль едет нормально. Но если есть какой-то сбой или его не заправили, не так что-то смазали, он будет скрипеть и, скорее всего, никуда не поедет. Так и с человеческим организмом. Когда у нас где-то есть сбой, то мы говорим, что это немощи человеческого естества.

– Почему немощи существуют? В чем их причина?

– Человеческие немощи появились от Адамова греха. Адам проявил гордость, непослушание Богу и тем самым, безусловно, сам совершил этот сбой в системе своего человеческого организма.

Сейчас медики говорят, что большинство болезней от нервов. Это в какой-то степени действительно так. Видите, как проявилась человеческая гордость в Адаме? Человек стал болеть, умирать, в нем нет постоянной живительной силы, энергии. Ее дарует только Господь. Без Него человеческий организм просто расслабляется, приходит в немощь.

– Всегда ли у этого слова отрицательное значение?

– Почему отрицательное? Человек ко всему привыкает. И к Царствию Божьему никакого отношения не имеет, в немощи ты или сильный. По одной причине: Христос спас нас. Он спасал немощного человека, такого, какой есть. Безусловно, Он спасал не только здоровых, высоких, красивых или каких-то еще. Нет. Он спасал всех: и убогих, и приличных, и красивых, и не очень. Всех. Следовательно, человеческий организм не может быть препятствием для достижения Царства Небесного. Немощь не является препятствием для этого.

– Откуда могут приходить немощи? Кто является их виновником? Человек, Бог или злые духи?

– Во-первых, сам человек. Почему? Из-за его гордости. Он думает, что он ого-го! А ему ближние говорят, что он совсем не такой. Ему это не нравится, он расстраивается, нервничает, озлобляется, обвиняет всех. Его смиряют. Такой человек резко теряет силы. 

Когда у вас плохое настроение, вы чувствуете бессилие. И в то же время когда вы бываете по какой-то причине слабы и вдруг приходит вдохновение или радостная мысль, то откуда-то появляются силы. Человек сам из-за гордости является причиной своей немощи. Он теряет жизненную энергию по своей гордыне.

Второй момент – дьявол знает наши слабые места. И он возгревает гордыню. Он знает, что гордый человек не любит сюрпризов, поэтому создает нам те или иные обстоятельства, на которые мы начинаем озлобленно реагировать, тем самым теряя внутренние и телесные силы. Это выгодно дьяволу, потому что тогда мы находимся в состоянии уныния. А значит, он нас поборол. Мы на лопатках. Он может делать с нами что угодно. Именно поэтому уныние является смертным грехом. Это уже служение врагу рода человеческого, ведь ты не молишься, ты далек от Бога и не слышишь Его в этот момент. Ты одинок, и над тобой издевается дьявол.

И третий момент. Когда человек гордый и вроде у него пока еще полно сил, Господь понимает, что тот в опасности, совершает грех, потому не унаследует Царство Небесное. И Бог ставит препоны. Как остановить локомотив, который несется в пропасть? Безусловно, только стеной. И человек разбивает себе голову.

– Бывает ли немощь полезной для человека?

– Да. Как раз если источником обстоятельств является Бог. На все воля Божья. Конечно же, человек должен бороться со своей гордостью и принимать все как есть. И в таком случае, когда он воспринимает даже немощь как некую форму своего креста в этой жизни, он получает от Бога помощь в виде благодати. Об этом есть много высказываний.

Господь действительно помогает. И человек, который правильно воспринял все как есть, в том числе и немощь, лучше понимает, что происходит в окружающем его мире, ему легче полюбить других людей. Он сам знает проблему, видит рядом людей, которые страдают так же, как и он, и соучаствует в этом страдании.

И еще один очень важный момент. Есть такая пословица про немощных: не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы. Если человек немощный, то у него одно упование – на Бога. И Господь ему поможет, а сильный самоуверен, надеется на себя, горделивый.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Церковь учит, что Бог наделяет человека душой при рождении или при зачатии? Он что, присутствует при каждом зачатии? Но вопрос в другом: когда ребенок рождается мертвым, кто виноват?»

– Безусловно, человеческая душа создается в человеке вместе с его телом, то есть при слиянии мужской и женской клеток. Мы не знаем, в этот момент Бог влагает душу в человека или же родители делятся частичками своих душ – и появляется еще одна индивидуальная душа. Но мы можем четко сказать из Священного Писания, из святых отцов, что человеческая душа создается вместе с телом при зачатии ребенка. А значит, в нем уже с самого начала создается и немощное естество. Он уже с этого момента является наследником Царствия Божия. Об этом человеке уже есть Промысл Божий. У каждого свой крест. Кто-то должен родиться и бороться со всеми грехами всю свою жизнь до глубокой старости, кто-то внезапно уходит в средних летах, кто-то вдруг вынужден уйти в молодости, кто-то в детстве, кто-то в младенчестве, а кто-то и в утробе. На все это есть какой-то особый Божий Промысл.

Я слышал, как один благочестивый священнослужитель вместе со своей супругой в перинатальный период молился Богу о том, чтобы ребенок, которого Он им дал, умер во младенчестве, если потом он не наследует Царство Небесное, чтобы Бог забрал его, пока тот еще не нагрешил. Здесь есть глубокая вера. У каждого свой крест. Крест есть и в утробе. Мы уже несем его. Как только наша клетка начинает делиться, в нас уже есть тот задаток, который несет жизнь. Однажды отца Димитрия Смирнова спросили, чем он займется, если узнает, что завтра конец света. Он сказал, что надо зачать ребенка, чтобы появилась еще одна жизнь для Царствия Небесного. И в этом есть большой смысл. Это очень важно.

– Можно ли роптать на немощи?

– Только если совсем чуть-чуть. Конечно, мы не должны этого делать, но мы немощны и поэтому, неся свой крест, к сожалению, иногда проявляем малодушие и ропщем. Такой эмоциональный всплеск... Если совсем чуть-чуть, если этот ропот не связан с сущностью этого греха, если это просто какая-то эмоция, за которую потом человеку будет стыдно и он будет каяться в этом, то можно. Но если ропот длительный, то это уже трагедия в душе человека. Значит, он отдалился от Бога. Это уже опасная глубокая болезнь. Человек отдаляется от Бога и, естественно, от Царствия Божия.

Если ты не выдержал, сразу же опомнись и пресеки эти нотки малодушия, начни укрепляться в вере и любви, надейся на волю Божью, доверяй Богу. Заставляй себя это делать. Иначе, если пойдешь по пути ропота, погибнешь.

– Как преодолеть собственные немощи?

– Так как мы изначально созданы сильными, то есть без немощи, то должны стремиться к этому гармоничному существованию души, тела и духа, чтобы все работало как часы. Это нормально. Мы должны сделать все возможное.

Но если в нас уже есть некая немощь и мы понимаем, что преодолеть это не в человеческих силах, то можем только принять это и жить с этой немощью, понимая, что это тот крест, который приведет нас в Царство Небесное. Немощь иногда бывает инструментом для входа в Царство Небесное. И за это надо благодарить Господа. Конечно, мы должны говорить: «Господи, сейчас я нахожусь в той или иной болезни, в немощи, и если есть на то святая воля Твоя, исцели меня». Но тут же прибавлять: «Да будет воля Твоя. Если это мой путь, который приведет меня в Царство Небесное, да будет так. Дай тогда мне сил и терпения, чтоб не возроптать». Это очень важно.

Мы часто забываем об этом и при тех или иных болезнях никак не можем смириться, никак не можем понять, что в этом есть какой-то глубокий и высокий смысл. А если это была единственная возможность для нас войти в Царство Небесное? А мы просим Бога исцелить нас, сделать не как Его воля, а как наша. Потому что мы так хотим. Он исцелит, но при этом мы лишимся главного – вечной жизни, Царства Небесного. Тогда вся наша жизнь пройдет бесполезно. Что наша жизнь перед вечностью? В этой жизни все равно не может быть чего-то радостного. Сколько бы ты ни создавал себе каких-то условий, все равно здесь будешь страдать. Куда ни выйдешь, везде столкнешься со страданием. Тебе везде чего-то будет не хватать. Ты не будешь удовлетворен. Только в Боге можно иметь удовлетворение. Кстати, принятие немощи создает мир и радость.

–  Вы начали говорить про принятие и смирение, но всякую ли немощь нужно принимать или все-таки есть те, с которыми нужно бороться?

–  Апостол Павел в Священном Писании приводит несколько слов о немощи, в которых по-разному видит ее значение. Есть люди, которые только пришли в Церковь, еще живут теми стереотипами, которые у них были в прошлой жизни. Апостол говорит, что они немощные и что другие члены общины должны относиться к ним с кротостью, с разумением, не должны возгордиться. Относиться к ним с терпением, покрыть все любовью, потому что у этих людей еще остались какие-то привычки, они еще не могут радикально изменить свою жизнь. Сильным членам общины нужно набраться терпения и с любовью помогать им, чтобы эта немощь ушла.

В другом месте апостол Павел говорит коринфянам о том, что может похвалиться только немощью своею. Он обличает их за то, что они идут на поводу у различных лжеучителей и врагов апостола Павла, которые пытаются понизить его авторитет. Апостола Павла обличали в том, что он невзрачно выглядит, ходит весь в царапинах. Тогда что он может дать? Апостол Павел говорит: язвы Господа нашего Иисуса Христа я ношу на теле моем. Он выглядел, наверное, как типичный побитый московский бездомный.  Потому что ему некогда было смотреть за красотой волос (которых у него было очень мало), за одеждой. Он просто не имел такой возможности: то попал в кораблекрушение, то его избили… Он говорил, что только пять раз его избивали иудеи и сколько-то еще римляне. Избивали до такой степени, что бросали, думая, что он уже умер. Они говорят: «Какой же он апостол?» Апостол Павел говорит: «Я не могу хвалиться, я могу сейчас доказать свое апостольское достоинство, но считаю, что могу хвалиться только немощью своей, потому что я был избит, много скорбей перенес, кораблекрушений, много раз смерти в лицо смотрел, но я все время шел, шел и шел для проповеди. А что сделали те, которые на меня клевещут?»

В данном случае он о немощи говорит и в таком смысле, как телесная скорбь. Апостол Павел сказал, что как раз несмотря ни на что, на всякую немощь, благодать Божия покрывала все и давала ему силы, и он совершал больше, чем совершали другие. Как он сам сказал: «Я больше всех других апостолов потрудился во благовествовании». И это действительно так. Вы посмотрите даже географию. Он был и в Аравии (Аравийский полуостров), прошел всю Палестину, и Ливан, и Сирию, и современную территорию Турции, прошел все Балканы, Грецию, Италию, вплоть до Испании. Представьте себе эту географию вдоль Средиземного моря от Аравийского полуострова. Он ходил очень много пешком. Сейчас современному человеку это можно представить? И действительно, сила Божия в немощи совершается. Несмотря на свои болезни (ведь на нем не было живого места от ран), он это сделал. Это можно сделать только с огромной благодатью Божией, поэтому он всегда говорил, что только благодать Божия нам нужна, все остальное не так важно.

– Батюшка, что бы Вы могли посоветовать человеку, который не может терпеть свои немощи?

– Большинство людей не терпят немощи. Мне хочется сказать, что нужно себя заставить это делать, потому что иначе будет еще труднее. Как только примешь эту немощь, сразу благодать Божия коснется твоего сердца, сразу мир и спокойствие будут на душе. А если спокойствие, то и радость. Есть такие слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я вам дарую покой». Человек в сытости и в здоровом теле не смотрит в сторону того, что нуждается в Боге. Поэтому человек, который имеет немощь, в какой-то степени очень близок к Богу, потому что он может Его попросить о чем-то, и Бог даст ему благодать. И удивительно, что тогда даже сильные боли, отсутствие рук, ног или какие-то другие ужасные заболевания нашего времени человеку не будут приносить столько негатива и столько страданий.

А ведь к счастью стремятся все. Именно это самый главный момент христианской жизни – получить блаженство, быть счастливым. Счастье может быть, только если мы примем Бога, свою душу очистим от греха, примем Его благодать. Тогда будет радость и будет любовь. Человеку немощному это сделать будет проще, чем здоровому. Действительно, сила Божия в немощи совершается. И такой человек в своей боли говорит: «Господи, не могу терпеть, дай мне сил (или: исцели меня, дай терпение)». И как только он будет доверять Богу, сразу настанет тишина и радость. Болезнь не уйдет, но она не будет занимать столько же времени в сознании, сколько занимала раньше. И ты будешь благодарить за болезнь. Действительно, православные люди, которые приняли болезнь для себя, благодарят Бога за нее. И даже помыслить им страшно, что этой болезни у них бы не было, потому что они понимают, что могли бы не найти Бога. Это очень важный момент.

– А как помочь ближнему, если у него есть какая-то немощь, и вообще нужно ли помогать в этом?

– Конечно, мы должны немощи друг друга носить и так исполнить Закон Христов, а это и есть возлюбить ближнего, как самого себя. Если ты видишь у ближнего своего, что он в болезни, в немощи, ты должен ему помочь. И ведь Господь это прямо сказал и в притче о милосердном самарянине, который помог умирающему человеку, и в притче о Страшном Суде, когда Он говорил грешникам: «Уйдите от Меня в огонь вечный, ибо, когда Я хотел есть, вы не накормили Меня, когда Я болел, вы не посетили Меня, когда Я был наг, вы Меня не одели…» И так далее. Это путь христианский, исполнение закона – это путь любви. Если мы видим, что у кого-то нет сил, мы должны помочь этому человеку.

И вот здесь мы должны руководствоваться принципом: возлюби ближнего, как самого себя. То есть если бы я так заболел, как бы я хотел, чтобы мне помогли? Вот так и помогай.  

– Вопрос от телезрительницы Тамары: «Можно ли причаститься два дня или семь дней подряд, или месяц, или год? Как правильно и как лучше поступить?»

– Есть, безусловно, правило причастия. Православные христиане с самого древнего времени причащались в день Господень, то есть по воскресеньям. Это было четкое правило, и раньше служили Божественную литургию только по воскресным дням. Дальше общины становились большими, и для удобства людей (сначала для паломников) стали делать причастие в Храме Господнем в Иерусалиме ежедневным. Потом эта традиция распространилась через устав Саввы Освященного по всей Церкви. И как здесь быть? Но мы видим, что, несмотря на это, в первые века Церкви литургию служили по воскресеньям, а на другие дни преподавали Причастие каждому (!) домой. (Сейчас мы носим просфору.) И человек соединялся с Господом еще в другие дни. На этом основывается литургия Преждеосвященных Даров.

От оскудения веры причащаться стали реже. И уже бьет тревогу Иоанн Златоуст, говоря: я беспокоюсь, что вы стали причащаться меньше, чем раз в неделю или один раз в две недели. Мы видим, что Церковь четко определила регламент причастия: если человек причащается реже, чем раз в месяц, то по правилам Церкви, которые были на святых Соборах установлены, такой человек отлучается от Церкви. То есть это не какая-то анафема или епитимья, а констатация факта, что человеку, которому не нужно Причастие в течение месяца, и Бог не нужен; значит, он далек от христианских принципов, от Церкви. Причащаться надо не реже, чем раз в месяц. Лучше причащаться, конечно же, чаще. Для довольно опытных благочестивых христиан причастие идет каждое воскресенье.

Это правило сейчас регламентируют духовники. То есть человек приходит к священнику, священник видит его жизнь, определяет эту частоту причастия для него – немощный он еще в вере или уже становится сильным и может что-то осилить. Конечно же, современный человек в связи с его занятостью причащается где-то раз в две недели, но не реже, чем раз в месяц, иначе тогда беда – Церковь констатирует, что в таком человеке не осталось уже благодати Божией, он в опасности, он не может сопротивляться греху,  уязвим врагом рода человеческого – дьяволом. Трудно понять, если нет объективных причин, как такой человек живет духовной жизнью.

– Есть практика, что не за каждой литургией причащаются христиане?

– Священники же простые люди, мы причащаемся тогда, когда мы служим, нельзя сказать, что мы из какого-то другого теста – такие же немощные люди, как и наши прихожане. Наши прихожане, конечно, могут причащаться тогда, когда захотят прийти на службу, но, как я уже говорил, регламентируется это духовником, согласуется с тем священником, у которого они исповедуются.   

– Елена спрашивает: «Скажите, как пережить клевету?»

– Раньше святые отцы этому радовались. И апостол Павел радовался, когда это было возможно, потому что говорил, что сможет пострадать ради Христа, присоединиться к этим страданиям (ведь Христа тоже оклеветали). Мы должны, как Господь, взять крест и последовать за Ним. И когда мы терпим клевету, мы подражаем Господу, и это очень благостно и замечательно. Единственное, что мы, немощные, не всегда это можем вместить и принять. Так, апостол Павел не всегда принимал клевету, но не по своей немощи, а у него была другая причина. Он, когда его оклеветали, начали избивать, позволил, чтобы его избили, а потом сказал: «А как вы могли избить римского гражданина без суда и следствия, не проверив факты?» И те, кто его избивал, поняли, что они попали: римского гражданина без суда нельзя было бичевать. И не просто без суда, а без суда представителя римского императора. Это было такое серьезное нарушение, за которое чиновников могли даже казнить. И они начали с него сдувать пылинки.

Но апостол Павел (так как взяли его публично, и вся Церковь действительно как-то смалодушничала, испугалась) заставил, чтобы так же публично они принесли ему извинения. И это взбодрило Церковь, потому что Павел должен уйти, а община должна остаться: как ей жить, если власти начали избивать за веру? И враги Павла были усмирены, то есть он, можно сказать, провел профилактику этой дальнейшей агрессии в этом городе. И так же должно быть у нас. Если есть силы, если это других не затрагивает, то ты можешь смириться в этой клевете (если это только тебя касается) и приобрести благодать Божию и большую пользу для себя. Если это касается других и того человека, который клевещет (его же надо тоже спасти, потому что он тоже не наследует Царства Божия), то нужно сделать все в рамках закона, в рамках каких-то современных моментов, средств, возможностей, чтобы прекратить эту клевету. Если это невозможно – смириться и приобрести благодать Божию и радоваться, что ты стал соучастником страданий Господа нашего Иисуса Христа, взял крест и пошел за Ним.

– Батюшка, давайте подведем итоги сегодняшней беседы. Прошу Вас дать наставление нашим дорогим телезрителям.

– Мы с вами сегодня говорили о немощи, и стало понятно, что она возникла из-за гордости человеческой. Действительно, мы всегда становимся немощными, когда становимся гордецами. Нам нужно изо всех сил на это обратить внимание, просить у Бога помощи, избавляться от гордости, просить любви, потому что она покрывает гордость, говорить себе: «Я склонен к гордости, поэтому должен быть терпеливее, внимательнее к другим и где-то часто смиряться, радоваться, благодарить Господа». Потому что кроткий человек слышит, чувствует Бога – и у него очень много внутренних сил.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать