Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Дудко. 10 февраля 2025

10 февраля 2025 г.

– Батюшка, на грядущей седмице мы будем праздновать двунадесятый праздник – Сретение Господне. Давайте вспомним это удивительное евангельское событие. И вначале хотелось бы спросить, что же такое сретение.

– «Сретение» в переводе с церковнославянского языка – «встреча». И люди всегда ставят вопрос: «Встреча кого и с кем?» Если напрямую обратиться к смыслу этого события, на самом деле оно очень простое: Богоматерь приносит Младенца Иисуса в храм, и там Его встречают старец Симеон и пророчица Анна, дочерь Фануилова. И они что-то говорят Спасителю и Божией Матери.

Это знаменательная встреча. Маленький Иисус принесен родителями в дом Отца Своего и встречен там людьми, которые, как бы мы сейчас сказали, работают при храме. Но в данном случае это, конечно, неуместное сравнение, потому что они не работают – они постоянно пребывают, живут в храме; и, конечно, живут духовной жизнью.

И может быть, второй смысл этого события в том, что встречается Новый Завет в лице Иисуса и Божией Матери с Ветхим Заветом. Почему я так говорю? Потому, что Иисус Христос в первую очередь олицетворяет Собой Новый Завет, собственно говоря, приходящий вместе с Ним.

Новый Завет – это новый договор между Богом и людьми. Обновляется Ветхий Завет, ветхий договор, в свое время заключенный Богом с еврейским народом на горе Синай, когда Он дал ему Скрижали Завета. Сейчас Иисус Христос обновляет этот Завет, и перед Своими страданиями Он говорит: это Новый Завет в Моей крови. То есть это Новый Завет, который Господь дает людям Своими страданиями, Своей жизнью, Своим крестоношением.

Из Ветхого Завета как раз тот самый старец Симеон. По церковному Преданию, Старец Симеон жил очень долго, и, как некоторые говорят, поводом для этой долгой жизни послужило событие, достаточно известное из церковной истории. Египетский правитель царь Птолемей II Филадельф, греческий наместник, решил перевести древнееврейские тексты, то есть Ветхий Завет, с древнееврейского языка, иврита, на греческий.

Одним из семидесяти так называемых толковников, то есть переводчиков с древнееврейского языка на греческий, был тот самый старец Симеон. Тогда, конечно, он не был еще старцем, а сравнительно молодым ученым человеком, способным перевести сложные древние тексты с одного языка на другой. Для этого нужно было не только знать оба языка, но и иметь в виду образность – систему смыслов, образов, что очень нелегко дается даже современным переводчикам.

Этот перевод был достаточно сложным. Церковная история повествует нам, что эти семьдесят толковников сидели в разных кельях, и потом параллельные переводы, получившиеся у них, сравнивались; и выбирали лучший вариант. Одним словом, это была очень сложная работа.

Как-то Симеон наткнулся на одно смутившее его место: Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Но как же Дева может родить? И Симеон исправил слово Дева на слово «женщина». В общем-то, это близкие по смыслу слова, и ему показалось, что это наиболее соответствует здравому смыслу.

Тогда ему явился ангел Господень и сказал, что он не будет знать смерти до тех пор, пока не увидит сбывшимся это пророчество. Старец Симеон жил очень долго. Надо отчетливо понимать, что жизнь в этом возрасте не слишком уж и хороша. Псалмопевец Давид говорит: седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь.

И вот человек перешагнул за 80 лет, а смерти все нет. Он уже живет 100, 200 лет, и это, конечно, очень тяжело. Наконец, в возрасте едва ли не 300 лет, будучи уже удрученным годами, он видит осуществление того пророчества, которое некогда, очень и очень давно, он переводил.

И он воспевает песнь: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. (Владыко – это Царь неба и земли, явившийся в виде Младенца в Иерусалимском храме, раб – он сам. А куда его отпускают? Из этой жизни, которая ему уже очень и очень тяжела.) Это песнопение поется на вечернем богослужении и будет петься и в этот день, может быть, каким-то особенным распевом. Обычно хор учит какой-то специальный распев, чтобы песнопение красиво звучало именно в этот день, и это всегда трогательно для всех присутствующих в храме, кто понимает смысл богослужения.

Эту встречу очень часто пишут художники, и есть известная картина Рембрандта об этом. Одним словом, этот образ, что называется, на все века, на все времена. Так что олицетворение Ветхого Завета – это старец Симеон, а Нового Завета, конечно же, Спаситель.

На картине Рембрандта, которую я никогда не забуду, старец Симеон встречает Младенца и берет Его старческими, уже негнущимися руками, и видно, что он чрезвычайно стар, заматерел в годах. А Младенец изображен как нечто живое, витальное, что, как росток, прорастает сквозь каменистую почву. И хоть видно, что Младенец еще не оформлен, неполноценен, в том смысле, что еще не взрослый человек, но Он полон жизни, а человек, принимающий Его на руки, уже отходит. И этот контраст нового и старого производит абсолютно потрясающее впечатление.

Я надеюсь, что верующие люди, кто сейчас смотрит нас, тоже будут под впечатлением встречи старого и нового, уходящего и приходящего, живого и уже умирающего. Так что я очень советую всем прийти на службу; и вечером тоже обязательно приходите, ведь будет петься «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».  

– Вопрос от телезрителя: «Я перевел деньги в помощь детскому дому. Перед этим у меня спросили, зачем я так делаю, и я сказал, что хочу сделать доброе дело перед Господом Богом. Мне дали реквизиты, я пошел в банк и перевел деньги. И теперь некоторые мои друзья говорят, что это сумасбродство, а не доброе дело. Отсюда и мой вопрос: доброе ли это дело?»

– Я не очень понимаю, почему друзья так упрекают нашего телезрителя. Возможно, они подозревают, что эти деньги пропадут или пойдут не на детей, а кому-то другому. Наверное, в этом весь смысл.

– Либо они подумали, что он перевел деньги мошенникам.

– Может быть, он действительно перевел деньги каким-то мошенникам. Здесь мне сложно сказать, потому что нужно знать детали, которых в этом вопросе не было. Но в любом случае я должен сказать, что мы никогда не можем знать достоверно, на сто процентов, что то, что мы делаем, будет именно таким, как мы это замыслили, задумали.

Вот шел я, допустим, по переходу здесь, в Москве, или где-то в другом месте, и человек стоял, протягивал ко мне руку и просил: «Дай мне что-нибудь». Я на него посмотрел оценивающе и подумал: «Видно, что человек явно нездоров, бедно одет, дам-ка я ему какую-то посильную сумму. Но, может быть, он пьяница или наркоман… И будет ли это дело добрым?»

Я должен сказать, что к этому нужно относиться внимательно. И если видишь, что человек совсем уже недостойный, то, может быть, лучше дать соседу, который выглядит более достойно, или переслать куда-нибудь действительно нуждающимся. С другой стороны, мы никогда не можем на сто процентов знать, на самом ли деле нуждался тот человек, кому мы дали. Но, уверяю вас, Господь засчитает нам это как доброе дело.

А нуждаемся ли мы в добрых делах? Конечно. Потому что, к сожалению, у каждого из нас много грехов. И грехи не просто изглаживаются тем, что мы приходим на исповедь. Святые отцы советуют заместить злое, соделанное нами, чем-то добрым, то есть сделать доброе дело.

Поэтому должен сказать нашему телезрителю: если он не уверен, что лепта пошла в детский дом, действительно на детей, на какое-то доброе дело, Господь видит его добрые намерения, доброе сердце, и это приведет к хорошему результату. Во-первых, его грехи, которые он сотворил (а грехи имеем мы все), будут постепенно заглаживаться его добрыми делами. А во-вторых, Господь, конечно, даст ему особую благодать на то, чтобы он имел возможность не совершать грехов в дальнейшем.

Добрые дела сами по себе приносят покой и умиротворение в наши души. Поэтому никогда не жалейте о том, что было. Что было – то было, что отдали – то отдали. Так и отвечайте своим друзьям: «Что я сделал – то сделал. Что сейчас без толку об этом говорить? Ни вы толком ничего не знаете, ни я. А я почувствовал, что мне нужно это сделать, и сделал; и успокоился. И Бог мне воздаст. Тем же, кто, может быть, неправильно употребил эту лепту, Господь тоже воздаст, а я буду за них молиться». Вот и все.

– Вопрос от телезрительницы: «Сейчас идет Неделя покаяния мытаря в храме. Иисус претерпел три искушения, посылаемые Ему от дьявола: сделать камни хлебами, броситься с крыши храма вниз и поклониться дьяволу, – и тогда он даст все, что захочет Христос. У меня очень тяжелая жизненная ситуация. Это мне досталось по наследству в силу определенных обстоятельств. Я и хлебом была, и падала на самое дно, но не была совсем обезумевшей и не погибла. Ко всему прочему у меня было некое, как бы сказать, поклонение, но не могу сказать, что я отпала от Бога. Мне пришлось очень много и усердно потрудиться в храме и ежедневно самостоятельно трудиться, и этот труд был связан с Евангелием и житиями святых. Скажите, пожалуйста, если я попала в такие тяжелые испытания, я уже никак не смогу освободиться от этих дьявольских сетей?»

– Мне не очень понятно, почему здесь упоминается Неделя о мытаре и фарисее, но сейчас действительно идет эта седмица. В воскресенье мы читали притчу о мытаре и фарисее и сравнительно недавно читали текст из Евангелия о трех искушениях Христа. Искушения, конечно же, постигают каждого из нас, и они бывают очень разнообразными. Некоторые из них отчасти напоминают искушения Христовы, они достаточно универсальные.

Конечно, нам нельзя сравнивать себя с Господом, это неправильно. Думаю, что все это понимают. Тем не менее мы должны понимать, каким образом нужно отвечать на искушения, и это коренная вещь, которая должна нами руководить в горе, в испытаниях и трудностях, неизбежно подстерегающих каждого из нас на жизненном пути.

Можно ли избавиться от искушений и испытаний? Насколько я понял, был задан именно этот вопрос. От этого избавиться нельзя, потому что этот мир – юдоль скорби, и, по слову Спасителя, он лежит во зле.

Рано или поздно будет Апокалипсис, и мир закончится. И будет уже новый мир, новое небо, новая земля, о которых говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе. Но до тех пор, пока продолжается этот мир, пока еще не было Второго Пришествия Господня, невозможно сказать, что мы можем пребывать в этом мире без искушений и испытаний. Наше время – это время испытаний, и мы должны с честью пройти эти испытания. Вот единственное, что я могу сказать в ответ на этот вопрос.

В это воскресенье помимо того, что мы читали притчу о мытаре и фарисее, мы еще отмечали Собор новомучеников и исповедников Российских. Посмотрите на их испытания, посмотрите, насколько тяжелые страдания они переносили за Христа, и сравните их хотя бы приблизительно со своими страданиями и испытаниями. И не только с вашими, но и со страданиями всех живущих в наше время. Все-таки наше время с тем временем, когда они переносили эти испытания, никак нельзя сравнивать.

Взирая на подвиг этих великих святых подвижников, мы молимся и просим их, чтобы они помогли нам с честью перенести уже наши испытания. Сравнивая себя с ними, мы отчетливо понимаем, что не можем дорасти до их совершенства. И мы понимаем, что никто их к этому не готовил. Все произошло неожиданно. Была Российская империя, сравнительно процветающая, и вдруг революция, и произошло все то, чего, по свидетельству современников, никто не ожидал.

Так что кто знает, что нас ждет и какие испытания предстоят в сравнении с теми, которые есть сейчас у каждого из нас. Ведь мы знаем, что рано или поздно настанет конец этого мира. Когда это будет, никто не знает, не знают даже ангелы. Знает только Отец Небесный. Но когда это придет, по пророчеству Иоанна Богослова, время будет тягчайшее, такое, какого не было от сложения мира, то есть вообще никогда.

То время, когда страдали наши новомученики и исповедники, покажется не таким уж и страшным по сравнению с тем, что ждет христиан, доживших до последних тяжелых времен. Так что благодарите Бога за то, что сейчас есть еще возможность ходить в храмы. Просите у Бога милости, и Господь избавит нас от очень и очень многого. Помоги Вам Бог в Ваших испытаниях.

– Новый вопрос от телезрителя: «Как говорят, Бог всех видит и всё слышит. Но как можно одновременно слышать миллиарды людей, говорящих на разных языках?»

– Человеческому разуму это, конечно, непонятно, потому что мы сравниваем Бога с собой. Когда мои дочки начинают одновременно что-то говорить, я прошу: «Давайте по очереди, потому что я не могу услышать всех сразу».

Мы сравниваем Бога в первую очередь с собой. Это то, что на богословском языке называется антропоморфизмом. То есть мы представляем себе Бога таким, как мы сами, как какого-то человека, только более умного, способного, величественного, но не понимаем, что Бог – это нечто иное, причем иное в бесконечно превосходной степени.

Господь говорит в Священном Писании: как небеса возвышаются от земли, так возвышаются… мысли Мои от мыслей ваших. Здесь сравнение небес и земли – это просто фигуральное выражение. Это совсем не означает, что мысль Господня отстоит от мыслей наших, допустим, на 30 километров. Это означает, что она бесконечно отстает. Поэтому сравнивать себя с Богом невозможно, и Бога сравнивать с собой тоже невозможно.

Слышит ли Господь, когда к Нему обращаются сразу двое? Слышит. А если обращаются к Нему миллиарды, слышит ли Он каждого в отдельности? Да, слышит, потому что Бог Бесконечен. Он в состоянии вместить все просьбы, которые обращает к Нему все человечество разом, и Ему важна каждая из этих просьб.

Все ли просьбы Господь выполняет? Нет, не все. Апостол Павел говорит: просите, и не получаете, потому что просите не на добро. Но Господь все равно слышит все, даже шепот, обращенный к Нему, даже наши молитвы, когда мы молимся мысленно, например: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй...

Кстати, некоторые святые отцы говорят, что дьявол не слышит наших мыслей, он может только догадываться, о чем мы думаем, по нашей мимике, жестам или по нашим делам. А Господь все видит. Так что Господь сильнее дьявола и даже всех людей на земном шаре в совокупности. Если бы на земном шаре было 40 или 100 миллиардов, Господь все равно слышал бы каждого. Таков Всемогущий, Всеведущий Бог, Он слышит всех.

– Батюшка, а что для каждого из нас означает встреча с Богом? И как ее не упустить?

– Это, кстати, будет продолжением нашей темы о Сретении, и очень хорошо, что мы к ней вернулись. Встреча с Богом для каждого человека означает очень многое и очень разное. Мы можем встретить Бога даже не один раз в жизни. Мы встречаем Бога в таинствах, и первая наша встреча с Ним произошла в таинстве Крещения, когда мы вступили в Церковь. Младенец становится членом Церкви, когда его крестят, и младенцы не лишены Божественной благодати. У нас принято крестить в детстве, поэтому эта первая встреча с Богом в пределах храма очень похожа на Сретение, о котором мы сейчас говорим.

Вот младенца принесли в храм, подобно тому, как принесли в храм Младенца Иисуса. Служители храма встретили ребенка, и произошло таинство Крещения – первая встреча с Богом. Я думаю, что наши телезрители знают о том, что в большинстве случаев дальше этих детей в храм уже не носят. То есть люди сотворили некий обряд, как говорят, для здоровья, или потому, что есть такая историческая традиция, или потому, что бабушка уговорила, или по какой-то другой причине, и всё, и эти дети в храме уже не появляются.

А потом, когда человек созрел, когда наступил уже сознательный возраст, он сам выбирает, быть ему с Богом, в храме или нет. Некоторые это выбирают, а некоторые отказываются от этого. И, может быть, только потом те, кто выбрал первое, снова встречаются с Богом, но уже в зрелом возрасте, а проживающие жизнь без Бога очень часто встречаются с Ним уже на пороге кончины, смерти.

Как священник я могу засвидетельствовать, что очень часто люди, уже лежа на смертном одре, вдруг говорят своим родным: «Позовите священника». Или те уговаривают его: «А давай позовем батюшку», – и люди соглашаются. И я могу свидетельствовать о том, что эта встреча, пожалуй, самая трогательная. Потому что понятно, что ребенок приходит к Богу, когда его крестят, а молодой человек – путем каких-то духовных исканий. Все это, конечно, радостно, но не так удивительно. А когда совсем пожилой человек, уже находящийся при смерти, приходит к Богу, для меня это каждый раз подобно чуду.

Уже лежа на смертном одре, человек вдруг вспоминает какие-то свои грехи, и я вижу, как он возвращается в свое детство. Он припоминает все, что делал неправильно, и кается, рассказывает, например, как воровал где-то яблоки, как не слушался родителей, а ему уже 80 лет. Он все это помнит, и все время он нес это тяжелое бремя греха на себе.

И так жалко иногда бывает этих людей, не имевших возможности или желания скинуть это бремя... И наконец они дошли до этого предела, снова встретились с Богом в таинстве Исповеди, и Господь, конечно, их помиловал. Господь принимает даже предсмертную исповедь. И если говорить еще об одной притче, такие люди – работники одиннадцатого часа. А некоторые всю жизнь работали во время дневного зноя…

– И за одну и ту же награду.

– Да, и все они получили одну и ту же награду, и это удивительно. И не надо никому завидовать, потому что у нас всегда есть возможность войти в радость Господа. Но, конечно же, не надо откладывать все на последнее время, потому что дни лукавы. Сегодня мы живы, а завтра не сможем встать с постели или просто не проснемся. И что тогда?

Вот люди ожидали, что покаются в предсмертном часе, а его не оказалось – они не встали с постели. Такое, к сожалению, бывает. Поэтому не нужно откладывать это на потом, но и не нужно отчаиваться, потому что милость Божия велика, и Господь принимает работника последнего часа так же, как и первого часа, и всем Он дает Свою особенную благодать и спасение.

– Вопрос от телезрителя: «Если Бог и человек – это абсолютно разные сущности, то слова из Книги Бытия о том, что человек создан по образу Божию, не подходят. Получается, Дарвин был прав?»

– Но я не говорил, что абсолютно разные. Действительно, человек создан по образу Божию, и это главное положение нашего догматического богословия. Но, с другой стороны, никто не отменял того, что Бог бесконечно превосходит человека. Вы упомянули про сущность, а ведь сущность и образ – это разные понятия. Что мы называем образом? Например, икону. Икона в переводе с греческого и означает «образ». А сущность иконы и сущность святого человека, изображенного на ней, это абсолютно разные вещи. Поэтому мы можем говорить о Сущности, Единой в Святой Троице. Но сущность человеческая и сущность Божественная разные.

А что касается образа, мы сейчас немножечко углубляемся в богословие, возможно, не всем из слушающих нас доступное. Тем не менее я должен сказать, что образ Божий неизгладим в человеке, а уподобиться Богу мы можем уже своими силами с помощью Божией. И это наша задача – стать подобными Богу, как уподобились Богу по преимуществу некоторые святые; например, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие. Так что образ Божий в человеке неизгладим, и мы созданы по образу Божию, но сущность Божественная – это не наша сущность.

– Батюшка, в ближайший воскресный день мы будем вспоминать притчу о блудном сыне. Сейчас идет первая подготовительная неделя к Великому посту, скоро начнется вторая. Давайте вспомним эту притчу, в чем главная ее суть. Почему Церковь предлагает нам именно этот евангельский сюжет и даже называет в честь его целую неделю?

– Ну да, мы должны сказать, что эти подготовительные недели к Великому посту предлагают нам в первую очередь образы (опять приходится употреблять это слово) –  мытаря и фарисея, блудного сына. И опять мы видим иконы, картины, изображения, рассказы об этом.

Очень трогательная история о блудном сыне. И опять мы вспоминаем о том, что у нас есть Отец. Вообще это очень высокое понятие – отец. Не всем посчастливилось знать своего отца. Сейчас, к сожалению, очень много неполных семей, и часто люди знают только свою мать, а отца либо знают понаслышке, либо он не соответствует высокому званию отца.

В притче о блудном сыне мы видим и очень много смыслов. Если бы мы взялись сейчас перечислять все эти смыслы, то, наверное, перечисляли бы их всю ночь, и хотелось бы выделить хотя бы некоторые. И вот смысл этого предложенного нам образа состоит в том, что все мы – дети Единого Небесного Отца. Он даровал нам жизнь, подобно тому, как земной отец дарует жизнь каждому из нас.

Небесный Отец тоже даровал жизнь каждому из нас, и это первое. Второе – это то, что все мы уходим (по крайней мере, на время) от Бога, уходим на страну далече. И, как правило, уйдя на страну далече, первое время мы радуемся, веселимся и транжирим богатство, данное нам Господом.

Этим богатством может быть, например, наше здоровье, какой-то сгусток жизненных сил и энергии, свойственный молодости, а также наши желания. И, пожалуй, в первую очередь нашим богатством может быть благоговение, которое может оставаться с нами. Но оно может и уйти, потому что мы совершаем грехи, и оно имеет свойство улетучиваться. И его очень сложно вернуть обратно.

И вот мы в какой-то момент одумываемся и оказываемся у разбитого корыта, у корыта с рожками для свиней. И этих рожков нам уже никто не дает, подобно тому, как никто ничего не давал блудному сыну. И мы опять вспоминаем об Отце. Сколько раз в жизни это происходит? Мне кажется, что почти у каждого человека это происходит не один и не два раза, а иногда, может быть, и несколько раз на дню. Мы одумываемся и возвращаемся к Отцу Небесному, вспомнив о том, что Он нас ждет.

И это самый трогательный, самый удивительный момент повествования о блудном сыне. Когда блудный сын все-таки возвращается к отцу, тот выходит навстречу сыну, ушедшему, предавшему его, расточившему богатство с блудницами и вернувшемуся совсем не потому, что он захотел увидеть отца, а потому, что ему просто некуда деваться.

И с такой радостью, с таким всепрощением отец встречает своего сына, что это действительно очень трогательно. И для отца это становится великой радостью, потому были и торжество, и пение, и хоры, и музыканты, видимо, приглашенные в честь вернувшегося сына. Правда, здесь не говорится, как блудный сын встретил все это, но нам легко себе представить, что, конечно, он плакал и просил прощения у отца. В Священном Писании об этом не говорится, но это естественно.

И эта притча должна была бы на этом закончиться, но она заканчивается совсем другим, потому что у отца был еще один сын, совсем не блудный и все время работавший на отца. Этот второй сын пришел, увидел это и стал пенять отцу, что блудный сын расточил богатство и теперь отец ради него устраивает праздник, а ему ничего не дает. И эта зависть и претензии к отцу – фактически то же самое, когда фарисей благодарил Господа, а мытаря называл плохим.  

И блудный сын слышит от своего брата: «Он же плохой. Он ушел на страну далече и все расточил. А я хороший, и именно мне нужно и это пение, и ликование, и радость отца, и теленок упитанный. Я этого заслуживаю». И это самое настоящее фарисейство.

Мы понимаем сына, оставшегося с отцом, наверное, в большей степени, чем понимаем фарисея. Ведь что можно взять с фарисея? А вот сын – он же действительно трудился. И это нам большой урок. Конечно, этот урок совсем не в том, что можно побыть блудным сыном, а потом вернуться – и Бог все простит, как, кстати, некоторые и думают. Нет, это совершенно не так. Нам нужно быть с Богом, но не быть фарисеями. Быть с Богом, Отцом своим, но никому не завидовать.

И если увидишь, как Господь принял некого совершенно презренного человека по великой Своей милости, а не потому, что тот заслужил это своей жизнью, и посадил его перед тобой, и дал ему больше, чем дает сейчас тебе, не завидуй. Господь тебе тоже даст, но в свое время, и даст тебе заслуженное. Господь преисполнит тебя настолько, что ты не будешь ни в чем нуждаться. И ты не будешь просить, чтобы Он дал чего-то еще. Господь даст все, что нужно. Так что здесь смыслов очень много, и какие-то я постарался сейчас раскрыть.

– Как набраться сил, мужества, чтобы побороть свой эгоизм, самолюбие, гордыню, страсти и вернуться к Отцу Небесному? Ведь мы часто слышим, что люди, уйдя, как блудный сын, далеко-далеко, отчаиваются, впадают в уныние. Возможно, у них уже появляются мысли вернуться, но они не могут решиться на это.

– Это очень хороший вопрос, потому что сил для такого возвращения к Богу ни у кого не хватает. И здесь, собственно, нужны не силы, а стимул. Стимул в первобытном смысле этого слова – короткая палка, и ею погоняли упрямившихся ослов, не хотевших идти вперед. И этот стимул – это зачастую те бедствия и наказания, которыми учит нас Господь.

Ко мне на исповедь часто приходят люди, в основном мамы, имеющие беспутных сыновей, и говорят: «Батюшка, как мне вразумить моего сына? Он такой нехороший, у него так все сложно и плохо... Мне очень хочется ему помочь, хочется вразумить его. Я уже очень много раз пробовала это делать, но у меня ничего не получалось. Как же мне это сделать?»

Я им всегда говорю: «Остановитесь. Просто помолитесь Богу, и Господь вразумит». Они спрашивают: «А как вразумит?» И я отвечаю: «Испытаниями и наказаниями». Пока испытаний и наказаний не будет, большая часть людей, к сожалению, никогда не обратится к Богу. Они обратятся к Богу только тогда, когда настанет такой момент.

И матери, как правило, приходит в ужас: «Как же так? Мы должны ждать какого-то большого испытания?» А по-другому не получится. К сожалению, очень редко встречаются люди благородной души, которые просто путем каких-то размышлений приходят к этому. Мы знаем примеры таких людей; например, великомученица Екатерина.  

– Все равно Господь Сам открывает Себя для таких людей. Не вы Меня избирали, а Я вас избирал.

– Но все-таки по большей части люди обращаются к Богу через испытания. Поэтому надо молиться, чтобы испытания эти были не слишком тяжелыми, чтобы они были действенными и все-таки привели человека к Богу. И то, что даст Бог блудному сыну, вернувшемуся к Нему, будет несравненно большим, чем те испытания, через которые тому, к сожалению, надлежит пройти. Блудный сын прошел через эти испытания, и они послужили ему на пользу. Поэтому не бойтесь испытаний для ваших дорогих и любимых людей, потому что Господь даст им гораздо больше, чем эти испытания.

– Вопрос от телезрителя: «Как правильно покаяться?»

– Идите на исповедь. Вот опомнился блудный сын и сказал: «Пойду к отцу своему, скажу, что согрешил…» Первый этап Вы уже прошли – Вы задали вопрос, Вы опомнились. Второй этап – нужно собраться и прийти на исповедь.

– И искренне покаяться.

– Да. Разумеется, нужно покаяться в этом грехе. А третий этап самый важный – исправление своей жизни. В таинстве Покаяния Господь не только нас прощает, Он дает еще силы и благодать на то, чтобы пережить эти испытания и измениться. Покаяние – это в первую очередь изменение.

Ведущий Павел Денисик

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X