В студии протоиерей Максим Плетнев, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по благотворительности Санкт-Петербургской епархии.
− Мы сегодня будем говорить на разные темы, и первая из них − как довериться Богу полностью, что называется, на все сто процентов, каким образом это сделать? Начну издалека: сегодня для Петербурга (и не только) особый день, – день памяти Ксении Блаженной. Мы смотрим на образ святой Ксении, а она всегда изображается в мужском платье; правда, с платочком на голове…
− В сюртуке.
− Она взяла на себя подвиг юродства, надела одежду своего мужа, Андрея Петрова. И когда мы говорим о святых людях, которые жили не так давно, когда говорим о святой Ксении, мы же понимаем, что она верила Богу абсолютно, без каких-то оговорок типа: «Господи, я, конечно, Тебе верю, но буду жить так, как хочу». Ксения − юродивая ради Христа, блаженная (то есть «счастливая»). Мы можем говорить о Ксении очень много, но главное для нашей сегодняшней темы то, что она абсолютно доверяла Господу. Так ли это, на Ваш взгляд?
− На мой взгляд, мы не можем точно знать, что было в душе блаженной Ксении Петербургской. Мы видим ее духовную жизнь в отраженном свете, в свете чудес, которые совершались, свидетельств людей, которым она оказывала милость. И ее поступки, действия, даже ее слова сохранились, они отображены в житии святой блаженной Ксении. Все это показывает нам тот самый свет ее души, мы видим его. И именно по этим моментам можем судить о том, как она верила. Ну и, конечно, важны факты чудотворений и почитания святой.
Когда встает вопрос, что тот или иной человек достоин прославления Церковью в лике святых, то для решения этого вопроса есть разные церковные институции, в том числе Синодальная комиссия по канонизации святых. И один из важнейших факторов для причисления человека к лику святых − народное почитание. Здесь, конечно, важны и чудеса, которые были при жизни блаженной Ксении, и чудеса, которые совершаются в том числе и сейчас по молитвам к блаженной Ксении, и удивительное ее почитание. А ведь это одна из немногих русских святых, которая известна и почитаема не только в России. Это свидетельствует о ее верности Богу, ее уникальной вере.
− Но если вспомним, то долгое время люди, петербуржцы, гнали ее. Если и не издевались открыто, то, во всяком случае, называли ее сумасшедшей. И это те же люди, которые потом прибегали к ее молитвенной защите. То есть, даже имея перед глазами пример подвижнической жизни, можно оставаться человеком, который не доверяет Господу ни на один процент.
– Это, собственно говоря, исполнение слов Господа нашего Иисуса Христа: нет пророка в своем отечестве. И мы знаем о судьбах многих святых, которые при жизни были гонимыми. И часто непросто складывалась земная жизнь святых. Поэтому тут нет ничего удивительного.
Конечно, человек, который живет рядом со святым, не видит его святости. Такие великие вещи, наверное, видятся на расстоянии…
− Поэтому мы сейчас − счастливые.
− Мы можем жить среди достойных людей, святых, но видим их недостатки, какие-то личностные особенности, которые нас даже могут смущать. Тем более подвиг юродства – это же совершенно уникальный подвиг. И жизнь юродивых при этом разная. Если посмотреть жития юродивых, то они по-разному себя вели, но, как правило, это был некий вызов обществу. Они вели себя так, как не было принято. Тем не менее они прославляются, являют святость. Это совершенно парадоксальная святость, я бы так сказал, когда внешнее их поведение кажется каким-то невозможным.
− Но мы их называем юродивыми ради Христа.
− Конечно.
− И здесь у меня возникает несколько вопросов. Когда мы думаем о том, как принять Господа всей душой своей, то понимаем, что мы живем как-то не всерьез. Такое впечатление, что мы завтра начнем жить, завтра обязательно пойдем в церковь. Мы сейчас не ходим в церковь, потому что дела. А вот завтра, или в воскресенье, или в следующее воскресенье... Но намерения-то хорошие! И вот здесь вопрос такой: доверие Богу – это что? Это дисциплина? Навык к молитве? Каким образом можно обратить себя к Господу так, чтобы впустить Его в свою жизнь?
− Мне кажется, здесь правильно сначала разочароваться в себе, увидеть, что не получается, не знаешь, как жить правильно, куда идти. Усилия не приносят результата, и что бы ни делал, все уводит тебя в какую-то другую сторону. И если действительно человек убедится в своем бессилии в духовной жизни, обретет смирение, покаянные чувства, он перестанет творить свою волю.
Одна из наших основных проблем в том, что мы сами решаем, как правильно надо делать и что делать, а у Бога об этом часто не спрашиваем или спрашиваем запоздало. Бывает, прихожане подходят и просят благословения на дорогу, куда-то собрались поехать, уже и билеты купили, то есть уже всё решили для себя − и просят Божьего благословения через священника. Но благословения не на то, чтобы Бог их направил. Они уже сами знают, куда им надо. А на самом деле, может, туда и не надо ехать...
В этом смысле надо увидеть не просто неполноту своей воли, но наша задача − свою волю подчинить воле Христа. Хотя это звучит как формула. И тут, конечно, встает вопрос: как узнать волю Божию? И есть вопрос смирения, какой-то внутренней остановки своей жизни. А то мы что-то делаем, куда-то спешим, а земные попечения опустошают душу, они действительно привносят в душу пустоту, в которой нет Бога. И надо эту суету земную остановить, надо Бога впустить в свою жизнь. Конечно, Господь милостив, но, бывает, Он входит в нашу жизнь через страдания.
И здесь верный подход заключается в том, чтобы дать Богу возможность указать нам путь и помочь нам по этому пути пойти. Тогда мы поймем, что не можем себе доверять, потому что мы изломаны грехом, падшие существа, потомки Адама и Евы, а это сказывается на каждом человеке, насколько бы он ни был внешне красив.
Порой мы смотрим на человека и думаем: какой замечательный человек, как он хорошо живет, прямо как святой! Буквально вчера я занимался в группе с нашими зависимыми... И один из них говорит: «Отец Максим, как я Вам завидую! У Вас вообще грехов нет! Какие у Вас грехи? Они настолько несерьезные!» Но это же, к сожалению, не так. Может, внешне человек таким и кажется, но внутренне мы все пребываем в этом изломанном бытии. И когда человек это понимает, он понимает и то, что только Господь может ему указать путь. Важно не доверять себе, и от того, что мы себе не верим, мы начинаем верить в Бога.
− Это уже лайфхак!
Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Мы знаем, что Господь никого никогда не наказывает, мы сами себя своими грехами наказываем. Но Он иногда попускает искушения для вразумления, испытания веры, чтобы человек не превозносился. Я хочу сказать о себе. Вот уже год прошел, как мне сделали операцию на левой руке. Во время операции у меня был нарушен нерв. И до сих пор рука у меня болит, хотя дочь водит меня по неврологам. Слава Богу, немножко подлечили, но рука полностью не восстанавливается. Я работаю только правой рукой. Считаю, что это мне по моим тяжким грехам. Но если будет угодно Богу, рука и восстановится. А если нет − буду терпеть и смиряться. Я все равно доверяю Богу и благодарю Боженьку за все! Значит, так надо для моего спасения».
− Мне кажется, это замечательный пример, когда человек даже и в страданиях, и в каких-то скорбях, трудных обстоятельствах жизни никого не обвиняет. И это может укрепить веру. И наша задача, дорогие братья и сестры, переформатировать свое сознание с этой эгоистичной, горделивой и страстной убежденности: я сам все могу! Слово «похоть» не только к каким-то сексуальным проявлениям относится. Это прежде всего именно личностное желание человека: я так хочу! Хорошо бы, конечно, чтобы мы руководствовались в жизни тем, чего Бог хочет. Понимали, чего Он хочет от нас.
И здесь следующая тема возникает. Мы убедились в том, что ничего не понимаем, бессильны в своей жизни, нет у нас полноты истины, мы ею не обладаем. И мы хотим ее у Бога узнать, хотим понять, что же Бог от нас хочет. А как это узнать? Как волю Божию увидеть?
− Но ведь воля Божия нам в заповедях дана, там сказано, как и что делать. Мы, по идее, эту волю Божию знаем.
− Да, при этом Евангелие написано удивительно простым языком. Это не какой-то тайный генезис, не какое-то тайное знание, открытое только посвященным. Оно открыто всем! Господь дает единую заповедь любви. И, дорогие телезрители, обращаю ваше внимание на нашу программу «Фавор». Это программа помощи зависимым. При нашем Координационном центре есть благотворительная организация «Фавор». Мы бесплатно помогаем зависимым людям и их родственникам, в том числе и удаленно, у нас есть интернет-реабилитация. В Петербурге два вида помощи: тем людям, которые приходят очно; и людям через Интернет. Прекрасная, интересная программа, можно набрать в Интернете: favor78.ru (или позвонить по телефону: +7-911-170-54-04). Бесплатная и профессиональная программа. И направлена на возрождение в человеке души, того самого образа Божьего. Это духовная, религиозная программа, ведь мы − люди Церкви!
У нас в епархии есть отделы: по благотворительности, Синодальный, общецерковный (при нем есть Координационный центр по противодействию наркомании, его возглавляет владыка Каменский Мефодий). В свое время был издан документ о реабилитации наркозависимых, и первым пунктом шло, что главное действующее Лицо в реабилитации − Бог. Как раз то, о чем мы говорим. Второй пункт: реабилитация должна проходить в христианской общине. Это те условия, которые нам помогают в том числе узнать волю Божию.
− Опять-таки для того, чтобы человеку распроститься с такими тяжелыми грехами, как наркомания и алкоголизм, недостаточно просто, как говорится, «прокапаться». Для этого нужно встретить Бога в своей жизни. Конечно, с помощью, может быть, других людей, но тем не менее встретить Его самостоятельно. И наверняка у вас есть много примеров того, как люди все-таки встретили Бога в своей жизни. Эти люди, я так понимаю, сейчас работают вместе с вами. А как много таких людей было на Вашем веку? Ведь Вы же очень долго работаете в этом центре.
− Я работал не только в этом центре, у нас были и другие программы. С 1997 года, когда я еще был дьяконом, я уже включился в работу Церкви по оказанию помощи зависимым. И здесь, в Координационном центре, почти уже 30 лет. Конечно, многие люди обрели Христа, но только если мы говорим о христианской общине. Она не всегда обязательно вокруг храма строится, особенно когда люди из разных регионов.
Я в пятницу вел занятия в группе в онлайн-режиме. У нас каждый день идут занятия. В лавре есть группы, а онлайн-реабилитация идет в Интернете посредством видеоконференции. И у нас были люди из разных регионов. Из Крыма, Новокузнецка, Ленинградской области, средней полосы России... Бывают люди и из других стран, но, естественно, русскоязычные. И тогда у нас появляется община, какая-то общность, несмотря на то что мы разделены, что не ходим в один храм. Тем не менее эта общность есть, и получается так, что мы как бы вместе с этими людьми живем, мы их включаем в нашу жизнь.
Мы, христиане, идем ко Христу и стараемся, чтобы наш путь был честным, чтобы мы не лукавили. Поэтому очень важная задача − не врать, в своей работе являть честность и прямоту, и тогда все действует, тогда это работает. И мы предлагаем этим людям идти вместе с нами.
Конечно, все церковные проекты помощи зависимым − миссионерские. Это прямо проповедь. Мы можем так сказать: наша задача минимум − трезвость, задача максимум − встреча с Богом и обретение веры. Помочь человеку встать на путь спасения. И это происходит, но, конечно, не у всех. Естественно, есть и те, кто уходит во тьму. Все-таки демоническое влияние присутствует в этих страстях, зависимостях. Это и болезнь, но это и страсть, и грех. А где страсть, грех − там, конечно, темный мир. И иногда все очень жестко и печально заканчивается.
Но в то же время есть примеры (и их много, слава Богу), когда наши реабилитанты, люди, далекие от Церкви, обретали веру и начинали в ней развиваться. А дальше у нас есть проект постреабилитации. Когда люди прошли реабилитацию (а это от трех месяцев до полугода примерно), выполнили все письменные домашние задания, сдали их в группе, начинается период постреабилитации. По сути, этот период должен быть всю жизнь. Человек в трезвости три года, пять лет, а что дальше? Мы с ним общаемся, пытаемся ему помочь дальше идти ко Христу, а это уже сложно, когда проблема зависимости ушла. Тем более у каждого еще какой-то совершенно удивительный, уникальный путь ко Христу, он не похож на путь других людей, у каждого человека свои отношения с Богом. Мы пытаемся людей включить в это движение к Богу. И тут даже не опыт, не формулы какие-то важны: столько-то упражнений молитвенных совершить или дел добрых сделать − и получишь такой-то результат. Нет, здесь важно затянуть человека, чтобы он продвигался к Богу вместе с нами.
− Вопрос от Дмитрия из Гатчины: «Святая Ксения приняла на себя этот подвиг юродства, чтобы восполнить отсутствие покаяния у ее супруга. И можно ли из этого вывод сделать, что когда мы молимся за наших родных, которых любим, то недостаточно одной молитвы, надо еще пытаться как-то своей праведной жизнью или хотя бы стремлением к ней восполнить то, что они не успели сделать в своей земной жизни?»
− Насколько я понял, Дмитрий имеет в виду тех родственников, которые ушли из жизни. Есть замечательные слова преподобного Серафима Саровского, мы эти слова очень часто повторяем: стяжи дух мирен − и вокруг тебя спасутся тысячи. Если мы успешны в своей вере, на пути ко Господу, то вокруг нас меняется и мир. А мир не ограничивается только земным бытием. По нашей молитве меняется и жизнь наших усопших, мы это знаем. А что такое молитва? Это любовь, воплощенная в словах. По нашей любви к близким может меняться их жизнь, даже участь усопших. Но никаких гарантий нет. Порой люди принимают на себя какие-то обеты ради усопших близких (скажем, поститься не только в среду и пятницу, а еще и в понедельник; или что-то жертвовать − есть разные формы, как человек может что-то делать ради своих родных). И, конечно, наша молитва (наша любовь, воплощенная в словах молитвы) оказывает влияние, но мы не знаем какое.
Вообще духовное делание удивительное. Вот я чашку поднял, опустил, передвинул − виден результат моих действий. А если помолился раз, два, три − ничего не видно. Верующий человек, конечно, чувствует, что что-то меняется, когда он молится постоянно, регулярно. Если у него есть какая-то просьба, он видит, как она разрешается. А неверующий человек скажет: это случайность, простое совпадение…
Верующий человек, конечно, не просто чувствует, он знает, видит, как молитва воплощается в реальность, как реальность меняется благодаря нашему молитвенному делу, благодаря тому, когда двое или трое собираются молиться за кого-то. И мы надеемся на милость Божию. Господь говорит: Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?.. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.
И если мы просим не земного благополучия, а именно благословения Божьего, то, конечно, Господь благословляет.
− Вопрос от Ирины из Ярославля: «Сейчас есть такая тенденция. Вроде бы люди и в церковь ходят, но иногда слышишь от них, что надо купить такой-то камень, с ним обретете благополучие. Другой камень − для карьеры, еще один − для здоровья, счастья. Это из-за неверия? Или, может быть, это происки лукавого? Люди обвешиваются этими камнями, чтобы было у них счастье. И даже пишут, что стоило надеть нужный камень, как нашел кошелек с деньгами. Понятно, что этот камень создал Господь, но как ему можно поклоняться?»
− Мы можем назвать это неосознанным оккультизмом. Это вера в магию, вера в то, что какие-то материальные объекты имеют чудодейственную силу и изменят нашу жизнь. Не личное усилие, не присутствие Бога, а магические предметы. К сожалению, даже присутствует некая пропаганда этой магии. Вы рассказали про камни, но есть же и масса других проявлений, те же битвы экстрасенсов. Я ни разу не смотрел их по телевизору, но один наш прихожанин посмотрел и сказал, что там чувствуется присутствие темной энергии, бесовщина. Поэтому, дорогие братья и сестры, берегитесь оккультизма! Надо четко понимать, что у каждого человека есть духовный голод. И вроде бы столько лет прошло после советской власти, а люди порой все еще не знают, куда с этим духовным голодом идти. И они находят не Церковь, а суррогаты. Не находят Христа, а находят Его подмены в том или ином формате. И это, конечно, беда, потому что эти подмены в результате приводят потом к страданиям, боли, разочарованиям и так далее.
Поэтому отторгаем камни. Они, наверное, красивые, но надо помнить, что главный наш камень – это Христос, как мы знаем из Евангелия. Краеугольный камень. В Нем должно быть наше утверждение! И как здорово, когда мы это принимаем всей душой, осознаем. Это и есть дар Божий.
Мы говорили о том, как полностью довериться Богу. Конечно, это невозможно без Божественного благословения, без того, чтобы Господь это даровал. Это не нашими усилиями делается. Надо разочароваться в себе, увидеть, что ничего у тебя не получается, сам себе не веришь. И тогда уже обратиться к Богу. И это будет уже полноценное, полнокровное доверие, вера и познание Бога. Все это дается от Бога, это Его дар. И надо этот дар ценить, беречь, как хрустальный шар.
У нас есть примеры бывших священнослужителей. Раньше нередко бывали случаи, когда монахи, семинаристы, священники писали в своих соцсетях, снимали видео, как они оставляют Христа. Я знал лично одного человека, даже в свое время, когда воцерковлялся, брал с него пример, он был для меня в моем небольшом кругу верующих столпом веры. И вдруг он все бросил публично, стал язычником, стал хулить Христа. Это страшное явление. Есть у нас догадки, что это происходит, наверное, из-за грехопадения. Действительно, этот дар можно потерять.
То, что мы сейчас с вами говорим о Христе, – это же чудо! Чудо в том, что у нас есть православное телевидение, наши беседы транслируются, люди их смотрят. Чудо в том, что я включил не какую-то развлекательную программу, а телеканал «Союз». Это тоже дар Божий! Я ведь мог бы другими вещами интересоваться, а мне интересно духовное развитие, я хочу узнавать о Боге. Надо радоваться и благодарить за это Бога.
Открою маленький секрет. Мы иногда с батюшками, в перерывах между службами, сидим в пономарке и говорим: «Как хорошо, что мы в Церкви! Какое чудо, что Господь нам открыл Себя!» Ведь есть люди, которые вне Церкви, в том числе наши знакомые, иногда родственники. А когда ты со Христом – это такая благодать, такая радость! Ты, может быть, недостойный, неправильный, но Господь тебе открылся, Господь тебе это даровал! И нужно только восхищаться, радоваться и прославлять Бога. Какие тут камни?
Есть единый камень, главная жемчужина и главное сокровище нашей жизни – Христос. Если это понимание у нас есть, то мы ценим Его присутствие в нашей жизни. Но при этом мы осознаем, что далеко не все люди в таком понимании пребывают. Многие находятся в каком-то заблуждении, порой даже в каком-то тяжелом состоянии. И, к сожалению, как показывает практика, сейчас верующих среди нашего народа меньшинство.
– Вы говорите, что нужно прийти к пониманию того, что мы без Господа ничего не можем.
– Можем, но не факт, что это будет хорошо.
– Когда я был в лавре, помню, как люди подходили, спрашивали, где здесь помогают алкоголикам. Человек пришел в то время, когда не было занятий. Я ему объяснил, когда занятия проходят, где, для чего, телефон ему дал. А ему необходимо, что называется, здесь и сейчас. И возникает вопрос. Человек понял, что ему необходима помощь священника в его проблеме, но он не может эту помощь сейчас, сию секунду получить. И тогда он опять напьется. Что делать таким людям, когда им необходима срочная помощь?
– Есть наш телефон; пожалуйста, звоните. У нас две группы реабилитации: одна в лавре, куда люди приходят каждый вечер, в течение нескольких месяцев. Мы занимаемся каждый вечер по 2–3 часа. И есть люди, которые занимаются посредством интернет-связи, выходят в прямой эфир, смотрят видеоконференции, но они тоже каждый день должны участвовать в этом процессе. Это тяжело, с одной стороны, а с другой стороны – дает силу, потому что присутствует и наша духовная поддержка, психологическая, профессиональная поддержка идет. И человек обретает единомышленников. Многие зависимые люди одиноки, и для них очень важно найти близких, единомысленных людей, которые вместе с ними идут в правильную, добрую сторону.
Мы стараемся держаться такого баланса, чтобы эти группы были не очень большие, так как в больших группах пропадает особенность нашей программы – индивидуальная работа. У нас в группах по 10 человек, и мы стараемся этого количества придерживаться. В группе, которая сейчас занимается в лавре, – 10 человек, а на онлайн-реабилитации – 8 человек. У нас иногда бывают даже очереди, и это не очень нам самим нравится. Хорошо, когда человек приходит к нам и мы сразу можем включить его в работу. Он позвонил, пришел – и уже с ним работает специалист.
Сначала обязательна первичная индивидуальная консультация, на которой выясняется проблема, мы понимаем, подходит ли нам такой человек, подходят ли наши программы ему. И дальше уже идет работа.
Мы не рассчитываем, что какая-то одна случайная встреча что-то переломит и изменит в жизни человека. Нет. Мы рассчитываем на долгую, кропотливую работу. И даже если человек пришел на реабилитацию, а ушел через месяц, не окончив ее, мы понимаем, что он к нам, скорее всего, вернется. И часто люди возвращаются. Это может быть не сразу, через полгода, через год.
Программы центра «Фавор» – это долгая работа. Человек, может, услышал нас сейчас, но чтобы позвонить в реабилитационный центр, да еще и церковный, надо иметь внутреннюю решимость. Человек услышал сегодня, а позвонил через полгода, такое тоже бывает, мы к этому спокойно относимся.
И у нас нет задачи всех обязательно спасти. Я сформулирую нашу задачу такими словами: мы идем ко Христу и предлагаем человеку идти вместе с нами. И если говорить именно о духовной стороне нашей реабилитационной работы, мы пытаемся человеку показать реальный религиозный опыт, а это очень сложно. Мы какие-то примеры приводим, естественно, вместе молимся, литургии служим, в паломнические поездки ездим. И очень важно, чтобы встреча с Богом произошла и человек почувствовал действие благодати, за которую можно уже зацепиться.
– Я недавно общался с одним человеком, который в свое время получил очень серьезную травму, он колясочник, практически 17 лет лежал пластом. И у него, конечно, было время, когда он хотел покончить с собой с помощью водки. То есть он решил, что будет пить и допьется до того, что просто скончается. Слава Богу, он не спился, взял себя в руки и пришел к вере в Бога, причем абсолютно серьезно. Но произошло это через встречу со священником. Этот страждущий человек, Игорь, говорил о том, что больше всего на свете он боялся того, что сейчас придет священник и начнет говорить ему, какой он грешный... А священник этого не сказал. И у меня вопрос: насколько нужно человеку ощущать свою греховность? Не переборет ли это ощущение греховности человека его желание встретить Бога и довериться Ему?
– Это все очень индивидуально. Многие люди, наоборот, говорят: у меня нет грехов! Особенно когда первый раз человек приходит на исповедь, у него, к сожалению, часто такое мнение о себе бывает. В чем я грешен? У меня нет грехов! И человек истинно верит в то, что у него нет грехов.
– А у алкоголиков, которые приходят к вам?
– У них есть чувство вины. Чувство вины в психологии иногда считается каким-то негативным явлением. Но мы понимаем, что чувство вины негативно тогда, когда оно разрушает личность. А если помогает? Какое покаяние без чувства вины? Обязательно чувство вины должно быть, но оно должно быть созидательным, должно приводить к Богу. И здесь уже наша задача помочь испытать правильное чувство вины, если можно так сказать. У нас есть некоторый конфликт между христианством и психологией, если рассматривать ее как мировоззрение. Если, скажем, говорить о психологии как о науке, научном знании, то здесь мы стоим в стороне. А если воспринимать ее как мировоззрение, то, конечно, конфликт существует. В том числе в отношении к чувству вины. Нужно правильно, трезвенно относиться к этим движениям духа.
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Полина Митрофанова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Что я должен Богу и что Бог должен мне».
Этот день в истории. 28 марта
День ангела. 28 марта
Церковный календарь 28 марта. Священномученик Михаил Богословский
Евангелие 28 марта. Был также зван Иисус и ученики Его на брак
Читаем Апостол. 28 марта 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!