Беседы с батюшкой. Протоиерей Геннадий Никитин. 24 января 2025

24 января 2025 г.

– Тема сегодняшней передачи: счастье христианина. Вы сегодня принесли знаменитую икону «Три радости», которая говорит именно о радости. Радость и счастье христианина – это вопрос, который, может быть, поставит в недоумение многих людей: почему христианин – счастливый человек? С другой стороны, есть еще один вопрос. Мы наверняка сегодня прежде всего вспомним заповеди блаженств. А блаженство – это и есть счастье. Поэтому у нас получаются заповеди счастья: счастливы нищие духом и т. д. Во-первых, в чем все-таки христианское счастье? Во-вторых, насколько мы можем представить себе счастье в горе?

– Благодарю за такие вопросы. Многие святые отцы отвечали на них еще в первые века христианства. Да и в Святом Писании об этом сказано неоднократно. Вместо слова «счастье», конечно, использовалось другое слово; например, то же «блаженство». Все-таки каждому человеку нужно для себя лично решить или выбрать это счастье: какое оно, есть оно у него или нет. Нельзя говорить о всеобщем счастье. Как мы знаем, по-настоящему мы будем счастливы только в Царстве Небесном, причем всегда.

А наша жизнь соткана из различных событий, которые бывают и горестными, а не только счастливыми. Даже у христианина. Мы же все рождаемся от родителей, которые, к сожалению, рано или поздно умирают. Затем у нас происходит много событий вплоть до кончины, которую тоже надо пережить как радостный момент. Все святые, которые вошли в Царство Небесное, которые прославлены, это сделали: они в конце жизни были счастливы. Даже мученики! Мы знаем из житий мучеников, что они радовались тому, что Господь посетил их и даже им являлся лично, укреплял их веру, чтобы они скоро пришли в Царство Небесное через страдания.

Поэтому мы должны понимать, что счастье – это не просто результат. Можно сказать, что это процесс, который сопровождает нас всю жизнь. Мы не можем однозначно утверждать, что счастливы всегда. Как христиане, мы понимаем, что есть счастье базовое – дар Божий, который нам дам, а уж то, как мы его используем, как реализуем свою православную веру и как живем, зависит от нас.

Надо читать святых отцов. У них много об этом сказано. Я накануне вспоминал различных святых, которые об этом высказывались, и большая часть святых, особенно древних (например, Иоанн Златоуст, святой Василий Великий и другие), говорили о том, что счастье мимолетно. Оно как тень или призрак, который все время исчезает, убегает за горизонт. В XIX веке Феофан Затворник сказал, что счастье – это как след корабля, который растворяется в воде.

Мы с вами должны обязательно сами решить для себя, счастливы ли мы в жизни вообще. Конечно, христианское счастье отличается. Если бы мы жили в другой традиции, в другой стране, счастье было бы другим. Я не могу о себе сказать, что я счастлив абсолютно. Но я вспоминаю свое детство или юность, когда я осознал, что родился именно там, где родился, у своих родителей, хотя были различные трудности и даже очень горестные моменты, но я был счастлив именно от того, что родился здесь и сейчас. Это и был момент счастья. Сейчас нам, когда мы уже в возрасте, не нужно этого забывать.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «У меня вопрос о сестре. Ей недавно исполнилось 88 лет. Она страдает тяжелым недугом: сосуды больные. Раньше она сама себя обслуживала, а недавно слегла, и за ней стала ухаживать дочь. Только Богу ведомо, сколько она так проживет. Мы хотели позвать священника, чтобы она причастилась, но она отказалась. Раньше она ходила в церковь и причащалась, а теперь не ходит и говорит, что у нее никаких особых грехов нет, потому что она всю жизнь творила только добрые дела. Как нам ее уговорить, чтобы она согласилась причаститься?»

– Дай Бог ей еще пожить! Тут действительно трудно ей передать наше счастье, православное состояние души. Это может только Господь Бог дать, это только дар Божий. Мы должны молиться за болящую, чтобы Господь дал ей крепкую веру. В конце жизни надо иметь очень сильную веру, чтобы не унывать и, главное, не страдать от того, что что-то в жизни было не так, как хотелось. Поэтому нам надо обязательно принять результат жизни как дар Божий и успокоиться, умиротвориться. Это и есть умиротворение, мир души, состояние, которое все святые в конце жизни испытывали на себе. Нам к этому еще надо обязательно заранее готовиться.

Жаль, что сестра нашей телезрительницы не готова к причастию. Но, с другой стороны, мы причащаем людей перед смертью независимо от каких-то личных качеств. Потому что человек может что-то не осознавать, особенно когда он в возрасте. Хорошо, что она делала добрые дела. Это святое дело. Надо, чтобы она благодарила Бога за все в конце жизни. Как известно, Иоанн Златоуст сказал: «Слава Богу за все!» И умер. К тому же хорошо бы, чтобы она не унывала, а радовалась тому, что ей помогают добрые и верующие люди, христиане. Наше милосердие как раз и передастся ей в сердце, а вместе с ним и радость.

Нам всем, а также конкретным людям, которые находятся рядом, надо за нее помолиться. Не надо принуждать ее к чему-то, а просто молиться и пригласить батюшку. А он уже сам разберется. Ей не надо как-то особенно готовиться. Как говорят, перед смертью не надышишься. Не надо читать какие-то большие правила, соблюдать посты. Нужно как можно скорее приглашать священника. Кроме того, в моей практике бывало так, что человек родственникам говорил одно, а священнику – совсем другое. Это надо понимать. Благодать Божия посещает, и человек меняется. Особенно перед кончиной человек очень сильно меняется. Он начинает видеть свою жизнь со стороны и уже чувствует приближение к Богу, к вечности. Поэтому такого человека надо очень любить и помогать ему. Это самое главное. И соборование можно совершить, чтобы простились забытые грехи.

– Самое главное, чтобы она на это согласилась.

– Я думаю, она будет согласна, если рядом верующие люди. Редкий случай бывает, когда человек озлоблен. Такой человек как раз несчастен. Он не хочет ничего. Он уже унывает: «Мне ничего не надо. Жизнь закончилась». Это состояние неверующего человека. Чем мы, православные христиане, отличаемся от всех вообще людей на свете? Тем, что наша вера пасхальная, радостная и сердечная. Мы не веруем от ума, от каких-то доктрин и не можем принимать какие-то идеи, в том числе идею счастья. А таких желающих осчастливить человечество было много. Мы должны это счастье чувствовать всем сердцем, а не умом. В сердце надо быть счастливым и радостным человеком. Наша православная вера дает такую благодать, что в конце концов это чувствуется.

Я лично, может быть, еще и счастлив тем, что вижу счастливых людей, можно сказать, праведников, которые встречались мне на пути: святых монахов, просто даже мирян. В нашем интернате была блаженная Нина. Она почила в 95 лет. Она всегда по жизни радовалась и улыбалась. Она прожила как монахиня в миру. Даже со своим супругом они жили как брат и сестра (как Иоанн Кронштадтский). А почила она в психологическом интернате. Казалось бы, там условия совершенно не домашние. Это казенный дом, в котором и питание, и отношение не такие, как дома. Родственники у нее были, но они уже были старенькими. Мы у нее были вместо родственников. Она за нас молилась, наизусть знала все молитвы и всегда радовалась. Она всегда благодарила Бога. Она делала это каждый раз, когда приходила на службу, а в конце жизни ее привозили на коляске.

Вот такие люди нам передают свою веру и такое состояние сердечной радости. Вы сказали о радости. Но радость не тождественна счастью. Они отличаются. Радость бывает разной: маленькая, большая. А счастье всегда одно. Его нельзя градуировать: маленькое счастье, великое счастье. Когда мы жили в миру, особенно в советское время, там были другие понятия и другие ценности. Я когда-то был мирским человеком. Вера хоть и была, но мы жили по другим правилам.

Если говорить о счастье в высоком понимании, то заповеди блаженств, которые нам Господь даровал, значительно выше заповедей Моисею. Они нам как раз позволяют стать счастливыми. Обычно мы не знаем эти заповеди глубоко. Нужно почитать толкования святых отцов. Хорошее, очень подробное толкование у Николая Сербского. Он именно рассказывает на современном уровне о том, что такое заповеди для нас, современных христиан. Он жил в XX веке, когда были и война, и гонения. Море горя вокруг нас, как говорит один батюшка, а мы счастливы, несмотря на это.

Так вот, Николай Сербский говорит, что первая заповедь блаженств – блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное – база, основа. Но эту заповедь мы не понимаем. Это, конечно же, смирение перед всем и вся. Ксения Блаженная и другие наши святые воплотили это в себе. То есть это сердце, которое ничем не гордится и не ценит себя; оно счастливо и радуется всему на свете, даже несчастью. То есть благодарить Бога за все и всегда радоваться – это как бы база, на которой строится следующая заповедь. Без этой заповеди невозможно исполнить следующую. Например, блаженны плачущие, ибо они утешатся. Или: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Как можно плакать или жаждать правды Божией, если ты не смиренный?

Смирение, мирность души, кротость и так далее даются от Бога по благодати. Мы можем отчасти быть такими по природе. Дети же по природе своей радостные и счастливые. Они не могут быть несчастными, особенно младенцы: они счастливы, потому что находятся рядом с мамой. Даже если мамы нет. Например, я наблюдал за нашими детьми, которые были взяты из детского дома: они радуются всем людям, которые их любят.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Сказано, что настоящее счастье будет у человека только в Царствии Божием, а в земной жизни – страдания и лишения. Но быть счастливым от страданий и лишений может только психически больной человек. Как Вы это объясните?»

– Действительно, святые называли нашу земную жизнь юдолью плачевной. Эта метафора говорит о том, что мы от рождения до смерти испытываем какие-то страдания. Даже рождение связано со страданием, болью, которую испытывает мать. И младенец тоже плачет от боли.  Казалось бы, где найти счастье, если мы все время о чем-то плачем, все время чего-то хотим и не достигаем того, чего хотим? Евгений задает вопрос чисто логически, и он неразрешим с точки зрения логики. Но у христиан нет математической логики. Да, горя у нас хватает, и оно всегда есть в миру. Господь говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире (см. 1 Ин. 2, 15); будете счастливы только тогда, когда будете во Мне». То есть – во Христе, в Царстве Небесном, в Церкви. Церковь – это Царство Небесное на земле. Если мы не вошли в Царство Небесное на земле, если не стали блаженными, не исполнили хотя бы одну заповедь блаженств хоть немножко, как же мы войдем в Царство Небесное? Если мы здесь несчастны, как мы будем счастливы после смерти? Я вообще не понимаю, как можно быть верующим и несчастным.

– Ведь мы можем быть счастливы просто осознанием того, что у нас есть возможность спастись. В этом случае горе и беды, которые мы воспринимаем, будут подчинены высокому счастью. Но мы не можем быть счастливы одномоментно в том понимании, которое вкладывают в понятие «счастье» все люди.

– Евгений, может быть, говорит логично, только с мирской точки зрения. Но что пишут святые о счастье? Например, у меня есть последний дневник батюшки Иоанна Кронштадтского. Он пишет: «От всяких скорбей и печалей избавлял меня и избавляет Господь мой Иисус Христос, и я благодарю Его за то всем сердцем моим». И еще он пишет: «Ценишь ли ты, о иерей, ежедневно священнодействующий и совершающий литургию, плоды причащения Святых Животворящих и Страшных Пренебесных Таин? Чувствуешь ли очищение грехов, обновление, просвещение, возрождение, освящение, мир Божий, превосходящий всякое разумение, иго благое и бремя легкое, свободу духа, радость в Духе Святом? Блажен ты, если все это чувствуешь и благодаришь Бога». То есть он был блаженный.

– При этом он был очень болен.

– Да, у него была онкология, и боли были очень сильные. Он даже обезболивающие средства не принимал, мучился от боли. Но при этом был радостным и блаженным (счастливым), потому что благодарил Бога. И он говорит об этом блаженстве.

Конец жизни – это венец и нашей веры, и жизни, и нашей судьбы. Жизнь дана нам от Бога через родителей, и как мы ее закончим – неизвестно. Но если ты закончишь жизнь счастливым, то будешь в Царстве Небесном; это очевидно. Блаженны верующие, как обещал нам Господь. Мы обязательно должны быть с Богом. Если жить без Христа, то разговора о счастье вообще нет: сплошное горе и в конце вечное забвение, преисподняя; ни счастья, ни радости не будет.

Конечно, мирские радости есть, и счастье мирское есть. О счастье писали многие светские писатели, философы, и психологи рассуждали об этом. Сейчас психологи много исследуют эту тему. Для чего? Многие люди ищут счастье в жизни и хотят узнать закономерность, как его обрести. Всем известна пирамида Маслоу, пирамида достижения счастья, благополучия. Вершина – самореализация, высокое состояние души, удовлетворенность жизнью, а внизу – базовые потребности. Наши российские психологи говорят, что в России не работает эта пирамида, потому что у многих базовые потребности нарушены. Тем не менее счастье было. В советское время священников расстреливали, арестовывали, семьи ссылали. Казалось бы, какое может быть счастье, если все рушилось, целые семьи уничтожали?

Например, у Твардовского Александра Трифоновича семью сослали в Сибирь. После этого только двое остались живы. И, несмотря на это, он был отчасти счастлив, писал свои произведения. Он не горевал так сильно в миру, потому что, по сути, был христианином. Он был крещеным, верующим, наверняка молился за своих родителей, Господь их как-то спасал в Сибири…

– Вопрос телезрительницы из Таганрога: «Сейчас в мире все нестабильно из-за военной ситуации, политики. Постоянная финансовая нестабильность. Как радоваться? Допустим, я утром проснулась. Слава Богу, я проснулась, ночь пережила. Но тут же меня посещает мысль: а переживу ли я этот день? Да, утром у меня нет ни инсульта, ни инфаркта. Но тут же появляется мысль: а кто тебе сказал, что вечером этого не будет?»

– Это наша ментальность. Каждый день с утра до вечера у нас какие-то переживания, мысли. И они, конечно, воздействуют на нашу душу; особенно условия жизни. Вам все-таки хорошо, потому что Вы живете в спокойной обстановке. А представьте себе тех старушек, которые сейчас где-то в Курской, или Донецкой, или Луганской областях, где идет война. Каково им там? Мы видели кадры, как старушка вышла из подвала и благодарила наших воинов: «Мы счастливы, что вы нас освободили». Они живут в подвале, света нет, воды нет, ничего нет, но они счастливы, потому что пришли наши ребята и освободили их от этих бандитов, которые расстреливали мирных жителей.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «У меня такое мнение о счастье, что человек должен быть частью кого-то. Это самое короткое определение. Еще телезритель звонил и говорил, что в этом мире огорчения. Но они даны нам для научения. В Книге Иова об этом очень хорошо сказано. Когда тебя по головке гладят, очень удобно быть хорошим. А ты будь хорошим, когда тебя против шерсти гладят. Вот в чем идея для спасения. Почему нам и дается претерпевать здесь трудности, то есть нести свой крест. У меня вопрос: какой назидательный смысл можно извлечь из евангельского эпизода, когда четыре друга приносят расслабленного к Иисусу Христу? При этом они разобрали крышу».

– Смысл здесь обычный, простой. Не нужно искать какого-то символизма, особого магического смысла в этом. Есть разные толкования, надо почитать и святых отцов, и подробное толкование на Евангелие Гладкова. Друзья делали это из любви. Они видели, что Христос исцеляет людей от болезней, и принесли расслабленного, который лежал на одре. Они хотели ему доставить радость и счастье тем, что он почувствует полноту жизни.

Господь исцеляет болящих не случайно. Казалось бы, зачем исцелять, если мы все равно умрем? Зачем воскрешать, если мы все равно умрем? Главное другое. Вот телезрительница звонила и говорила, что ее каждый день мучают мысли о том, что будет вечером. Это уже от лукавого какое-то искушение или болезненность ума...

– Почему? Мы же произносим в вечерних молитвах: «Неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?»

– При этом мы говорим: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой…» То есть мы готовы к смерти. Когда мы засыпаем, мы умираем, условно говоря. Но бывает, что человек действительно умирает во сне. У нас один человек умер во сне, жена его была рядом. Уверен, что он попал в Царство Небесное, потому что он исповедовался, причащался, молился и умер в мирном состоянии души. Он помогал нашему храму. Хотя смерть во сне – это смерть, которой мы не очень-то желаем; лучше все-таки сознательно умирать, потому что будет встреча с Богом.

Так вот, это пример любви, когда друзья хотят сделать человека счастливым. И он стал счастливым (блаженным) после того, как Господь его исцелил. Всегда так было. Кроме того случая, когда десять прокаженных исцелились, но только один вернулся ко Христу, чтобы поблагодарить Бога. Господь говорит: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17, 17). Остальные ушли. И они опять могут заболеть той же проказой.

Все, кто обращался ко Христу, кого Он исцелял, радуются, счастливы, что Господь исцелил их и они стали верующими во Христа, Бога нашего. В этом большой смысл. Вообще все Евангелие дано нам как научение. Новый Завет нас больше научает. Иов Многострадальный жил все-таки при Ветхом Завете. Между Новым Заветом и Ветхим  большая разница. В Новом Завете ситуация совсем другая, и благодать действует совсем не так, как в Ветхом Завете. Ветхий завет – это закон. По закону трудно быть счастливым, потому что ты не можешь исполнить его полностью. Кто исполнил закон? Христос. Он для нас пример счастья, блаженства во всех отношениях.

Господь дал нам заповедь: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12). Все, что претерпевается в жизни, будет во славу Божию, но только тогда, когда мы будем со Христом, с Богом в сердце, а не в уме. Мы умом не можем быть счастливы; мы люди, а не роботы. Например, у детей ум еще не развит; у стариков появляются заболевания (болезнь Альцгеймера). Но зато мы счастливы сердцем.

Например, я причащаю одну старушку, она многого не помнит, забыла, но она счастливый человек. У нее есть дочь, которая ей помогает. Конец ее жизни сопряжен с радостью, особенно когда священник ее посещает. При этом у нее болезни, страдания. Правильно телезритель сказал, что они даны нам в научение, но при этом они являются не причиной для горя, а наоборот. Святые говорят, что в болезни Господь посещает...

– Недавно митрополит Варсонофий говорил то же самое: когда с нами случаются какие-то беды, то это действительно посещение Господне.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Настоящее счастье и радость – со Христом и во Христе. Но вокруг себя мы видим людей, которые ищут счастья в каких-то греховных мимолетных удовольствиях, гоняются за ними. Как уберечь их от этого? Как им объяснить, что за эту мимолетную радость потом наступает расплата: опустошение, депрессия и тому подобное?»

– Святые тоже говорили на эту тему, хотя наша ситуация мирская сейчас другая, чем в древности. Например, Ефрем Сирин говорил интересно. Мы можем не чувствовать той благодати, которая всегда есть в Церкви. Мы думаем, что мы христиане, хорошие, замечательные, но при этом мы не чувствуем себя теми, кто жил благодатно. Как известно, если ты не видел святого, счастливого человека, ты не можешь и верить по-настоящему. Святые так говорили. Тогда ты будешь знать, как нужно быть верующим…

– Если я не встретил святого в своей жизни, то...

– ...то не имеешь той благодати, не от Бога данной, а от человека передаваемой. Ведь от человека тоже передаются нам научения. Старцы друг от друга передают по наследию благодать. А у нас благодать священства передается от апостолов. Мы не можем абстрактно принять на себя благодать без рукоположения. И, между прочим, это залог того счастья, которое тебе дано от Бога как дар Божий.

Так вот, Ефрем Сирин говорит, что счастье бывает искушением (в мирском понимании). Искушение, испытание может быть к научению или даже ко спасению. Мы думаем, что искушение – это что-то плохое, зло. Например, бесы нас искушают. Но счастье у некоторых мирских людей бывает опасное. Например, блогеры заработали миллионы рублей, а потом пострадали, то есть вообще стали несчастными. Или, например, человек влюбился, а невеста вдруг погибает, или заболевает, или что-то еще происходит…

– Дмитрий задал вопрос, как объяснить людям, что это не есть счастье.

– Объяснить это невозможно. Логики в счастье нет никакой. Можно быть счастливым, будучи нищим. Я встречал таких людей без определенного места жительства. Человек радостный и счастливый, ходит в храм, причащается, и он счастлив в какой-то степени даже больше, чем кто-либо другой. Как говорится, лучше быть здоровым нищим, чем богатым, миллионером, но больным.

Счастье нельзя доказать, нельзя объяснить, его можно показать. Показать через дела милосердия, дела веры, а не так: мол, я счастливый, учитесь у меня. Так делают только протестанты. У одного протестанта был такой значок: «Поступай как я». Это не только не христианство, это какое-то сектантство, когда пытаются от ума кого-то научить и спасти без Божьей благодати.  Мы, православные, не должны так поступать.

Объяснять трудно. Нужно больше помогать, даже соучастием. Молитвой о человеке можно больше сделать, чем, например, тем, что дать ему денег или по головке погладить. Допустим, человек находится в коме. Много таких ситуаций. Отец Сергий Филимонов говорит о том, как нужно вести себя священнику, если человек в коме. Оказывается (это доказано экспериментальным путем), человек слышит в таком состоянии. Он может слышать своих близких, может слышать молитвы, священника, какую-то музыку. И человек одно воспринимает, другое не воспринимает. При этом он находится в бессознательном состоянии, не может показать, что слышит. А потом он выздоравливает, и, оказывается, он был посещен Богом. И человек счастлив, что выздоровел, очнулся. Чудо Божие! Чудеса происходят, но мы должны понимать, что они не происходят по заказу. Должны быть молитва и благодарение Богу.

Вопрос задан правильный, но отвечать на него надо не от ума, а на опыте, в жизни встретить таких людей. У нас есть такие священники и опытные духовники. Нельзя говорить об этом абстрактно, надо у кого-то научиться быть счастливым. Это как в семье: если папа и мама счастливы, то и дети тоже…

– Нет. У каждого своя жизнь.

– Маленькие дети зависят от родителей на сто процентов. Это свидетельства нашей веры и истории из жизни. Я даже не говорю о святых, которые, как мы знаем, переняли свою веру именно от родителей. Федор Михайлович Достоевский вспоминал свою мать с благоговением; молитва спасала его и на каторге, и везде...

Счастье в жизни, в миру, все время исчезает, его нужно ловить за хвост, как птицу счастья. Но я хочу сказать, что мы должны быть как дети. Есть мультфильм «Как ослик счастье искал», он сделан по сценарию Екатерины Каргановой, которая прожила 90 с лишним лет, умерла в 2017 году. Она была счастлива тем, что она верующая, и в советское время писала о том, как найти счастье. Этот персонаж, ослик, искал счастье. Что такое несчастье, он знал, а про счастье не знал. В советское время нельзя же было о вере говорить. Когда ослик нашел девочку, она вернулась домой и сказала: «Какое счастье, что вы меня нашли». И ослик понял, что такое счастье.

То есть это не какая-то умственная операция: надо в жизни найти счастье. Среди бедствий, болезней, страданий оно обязательно посетит тебя, если ты верующий, верный и любящий человек. Потому что без любви к людям нельзя быть счастливым. Ты все время будешь огорчаться, когда кто-либо будет тебя задевать. Вообще мы можем быть счастливы в любой момент. Например, как батюшка Иоанн Кронштадтский. Но тогда надо жить иначе, не по мирским понятиям и не по своим понятиям, а по заповедям Божиим.

Заповеди Божии, заповеди блаженств надо глубоко изучать на практике; не только в теории, но как они осуществляются в жизни. Вот этого нам не хватает. Мы умом желаем одного, а сердцем другого. Но надо, чтобы была гармония сердца и ума и наших желаний. Это гармоничное сочетание и есть счастливая душа. Счастливый человек благодарит за все и радуется всему, что есть в жизни. Горе, особенно потерю близких, нужно пережить, зная, что ты встретишься с этими людьми снова, только в Царстве Небесном...

– Счастье христианина – в Боге, во Христе. Главная книга Иоанна Кронштадтского называлась: «Моя жизнь во Христе».

– В этом было его счастье. И наше тоже. Мы просто не совсем доросли до него.

– Может быть. Во всяком случае, у нас есть такое счастье – жить во Христе.

– И радоваться!

– Благословите наших телезрителей.

– Благослови, Господи, всех наших телезрителей! Дай Бог, чтобы мы были счастливы, несмотря ни на какие горести и беды… Счастливы тем, что обретем Царство Небесное, но не одни, а вместе с другими. Нельзя быть эгоистом, нужно быть вместе.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X