Беседы с батюшкой. Протоиерей Алексий Батаногов. 15 сентября 2024

15 сентября 2024 г.

В студии настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексий Батаногов.

– Сегодня память святых благоверных князей Петра и Февронии. 2024 год в России посвящен семье. Тема очень важная, интересная, злободневная. Про семью задают каждый второй вопрос. Так что же такое свобода в семье? Ты женат, у тебя есть обязанности, но при этом настолько хорошие и легкие отношения, что ощущаешь себя свободным? Многие говорят обратное: рутина, быт, перестаешь быть собой.

– Свободу все понимают по-разному. И в этом кроется секрет, почему люди по-разному относятся к браку. С одной стороны, иго Христово, с другой стороны, Бог не нарушает человеческой свободы. Свобода – это дар Божий. Там, где нет свободы, не может быть любви. Не может быть любовь из страха или принуждения. Свобода присуща человеку. Но свобода – это не вседозволенность. Это не одно и то же. Всякий, делающий грех, есть раб греха. И в браке то же самое. Это не свобода грешить, не вседозволенность. Я добровольно вступаю в брак, добровольно сохраняю и укрепляю отношения, приумножаю любовь. И в жизни по заповедям Божьим есть определенные ограничения, но я возлагаю их на себя добровольно.

Я не раз приводил такой пример. Допустим, человек принимает решение получить высшее образование. Это свободное, осознанное, хорошее решение. Человек хочет образовываться, но для этого нужно что-то учить, посещать лекции, рано вставать, ограничивать себя в том и другом, решать задачи, сдавать экзамены. Нарушает ли это свободу? Нет, это свободный выбор, а дальше труд. Конечно, брак, семья, вообще христианская жизнь накладывают определенные обязанности, но человек возлагает их на себя добровольно. Это многогранная тема, но надо понять, что свобода – это не вседозволенность.

– Об этой свободе нужно как-то договариваться?

– Я думаю, что в браке в любом случае нужно договариваться. В брак вступают люди с разным характером и образованием, из разных семей, с разными привычками. Брак – это школа любви. И, конечно, супруги обязательно должны уметь разговаривать и слышать друг друга. Мы все в той или иной степени эгоисты. А брак выкорчевывает эгоизм из человека. Кто-то сказал, что любовь тогда, когда я сначала думаю о том, что хочет сделать моя жена (или муж), и лишь потом о том, что хочу сделать я. То же самое, когда мы исполняем заповеди Божии. Не надо думать, что это поперек моей воли и моего желания. Наоборот, мы должны так себя воспитать, так устроить свое сердце, чтобы наша воля была созвучна воле Божией, чтобы мы хотели поступать по Его заповедям. Это есть духовное возрастание.

Когда человек погряз в грехах и страстях, когда смысл жизни заключается в большой степени удовлетворения своих страстей и желаний, тогда жить по воле Божией или в семье – это вроде как поперек его желаний. Но это не свобода, это именно рабство греху. В Евангелии сказано: Всякий, делающий грех, есть раб греха. Познаете истину, и истина сделает вас свободными. Настоящая свобода приходит в жизнь человека через познание истины.  

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Литургия» переводится таким словом, как «повинность». Получается, это принудительное мероприятие, здесь не идет речи о свободе выбора».  

– «Литургия» не переводится как «повинность». «Литургия» – это «общее дело». Вы где-то почерпнули неправильную информацию.

– Он имеет в виду то, что если мы православные, то должны быть на литургии.

– Мы должны понуждать себя. В силу того, что у нас греховная природа и мы добровольно хотим быть с Богом, хотим преображения, то должны себя понуждать. Минуту назад говорил о примере про образование, тут то же самое. Теоретически мы все понимаем, что молиться Богу нужно, и хорошо, когда человек соединяется с Ним в молитве, заглядывает внутрь своей души, но на практике мы не умеем молиться: засыпаем, зеваем, отвлекаемся, думаем о другом.

Богу угодно наше добровольное понуждение себя. Я понуждаю себя к молитве, и Бог принимает это. Добровольное принуждение, преодоление своей немощи, греховной природы есть путь к преображению, путь к Богу. Вверх всегда путь трудный, шаг за шагом, дышать тяжело, ноги болят, тут и там спотыкаешься, вниз же соскользнуть очень просто.

– Продолжаем семейную тему. Приведу личный пример. Как-то разговаривал со своим отцом, рассказывал про девушку и какие-то моменты нашего общения. Отец тогда сказал, что мы только начались общаться, а у меня уже негатив; и дальше будет только хуже. Я его не послушался, но дальше действительно стало еще хуже. Потом все-таки вернулся к тому, о чем говорил отец. В какой-то степени мне повезло: много чего подсказали близкие. Но в целом как относиться к будущей избраннице? Какие критерии есть для того, чтобы выбрать своего человека?

– Это серьезный вопрос. Очень часто молодые люди движимы эмоциями, страстью, влечением. Сказать, что это не имеет никакого значения, было бы лукавством. Но бывает совсем греховная страсть. Влюбленность же чувство возвышенное, данное Богом как некий аванс. Так Бог показывает людям, что они могут быть вместе. Влюбленный человек готов меняться и чем-то жертвовать. То есть это высокие проявления.

Влюбленность всегда проходит. Это закон. Хорошо поступают те супружеские пары, которые стараются поддержать друг друга в романтических отношениях. Муж ухаживает за женой, дарит подарки, цветы, оказывает знаки внимания, говорит ласковые слова. И жена так же проявляется по отношению к мужу. Это очень хорошо. Это важно. Но тем не менее на месте влюбленности должна появиться настоящая любовь. Это совершенно другое чувство, это дар Божий, который дается сообразно тому, насколько мы к нему готовы, как очищаем свое сердце, как смиряемся. Только в смиренном сердце живет любовь. Путь к смирению лежит через терпение немощей и скорбей. Это духовная работа. Это не по щелчку пальцев. Желать любить – еще не значит быть готовым любить, не значит быть способным принять этот дар. Влюбленность показывает, что это может быть. Влюбленность – один из критериев. Но здесь должно быть чистое чувство, не испорченное страстью.

Важно смотреть в одном направлении, а не только друг на друга. Для верующего человека важный критерий, чтобы избранник или избранница были верующими. Потому что брак – это не только физическое единство, общие интересы и хобби, общая крыша и финансы, это прежде всего духовное единство. Если один верит во Христа, а другой атеист, какое тут может быть духовное единство?

– Как-то уживаются.

– Бывает так, что уже в браке кто-то уверовал первым и стал менять свою жизнь сообразно заповедям, а другой пока нет. Именно по этому поводу апостол Павел говорит, что если муж верующий, а жена неверующая, пусть живут. И наоборот. Но вступать в такой брак очень большой риск. Каноны Церкви предостерегают от брака с неверующим человеком.

Не надо игнорировать и советы родителей. Конечно, родители могут быть предвзятыми. Бывают случаи, когда мать считает, что никто не достоин ее сына или дочери. Такое предвзятое отношение имеет место, но все-таки мнение родителей не надо игнорировать.

Верующему человеку нужно молиться, чтобы Господь помог, укрепил. Очень важен такой критерий, как духовная польза, обогащает ли меня общение с этим человеком, интересно ли мне, хочу ли я стать лучше. А если человек находится в выборе и вдруг понимает, что влияние отрицательное, то это повод остановиться.

– В этот момент нужен ясный ум, но страсть ослепляет.

– Я всегда советую молиться. Когда человек молится, у него все-таки хоть на время проясняется ум. Важно уметь слышать, смотреть со стороны. На словах это просто, а реализовать в жизни гораздо сложнее.

У людей бывает много иллюзий. «Я его переделаю, он бросит пить». Сколько я сталкивался с такими ситуациями... Если он начал пить при тебе, значит, что-то не так в отношениях; и в этом есть и твоя доля вины. А если уже пил, то зачем же ты вступала с ним в отношения? Такие тяжелые, вредные привычки, зависимости – это красный свет.  

– У одного моего знакомого уже третий брак, в каждом по ребенку. Он шутит, что его любви хватит на всех. Это яркий, добрый человек. Но так получилось, что уже в третьем браке его жена, скажем так, малообразованная, домашняя, родила ребенка и все время проводит с ним. А мужу даже не о чем с ней поговорить.  

– Зачем тогда он вступал в этот брак?

– Это сложный вопрос. И вот он нашел себе еще одну девушку. Та для него готова на все. Яркие эмоции, впечатления. Я спрашиваю, что он будет делать, вступать в четвертый брак? Пока он остается с женой, но при этом спокойно продолжает общаться и с той девушкой.  

– Я думаю, этот человек не очень придерживается заповедей Божьих, раз с легкостью оказался во втором и третьем браке.  

– Да, не совсем верующий.

– Ну и что тут сказать? Не совсем верующий и слушать не будет. Надо ему сказать, что так он расточает себя, обманывает людей, делает их несчастными, дает напрасные надежды. Зачем создавать семью с человеком, с которым тебе заведомо неинтересно? Видимо, это его поспешность, безответственность. Человек позволяет себе все, что хочется. Вступая в отношения, делая предложение, создавая семью, нужно понимать, что теперь ты отвечаешь за эту ситуацию, за другого человека. К сожалению, сейчас это стало очень легковесным. Никто не считает это не то что за грех, для многих это норма. Увы, к сожалению, девальвируются ответственность, отношения, брак. И это большая беда.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если человек не живет по воле Божией, значит ли это, что он живет по воле сатаны? Или он может жить и по своей воле?»

– Интересно, чем продиктован этот вопрос. Верующий человек должен настроить свою волю по заповедям Божьим. Мы каждый день по нескольку раз молимся: «Отче наш, да будет воля Твоя». И это не означает, что у человека нет свободы. Он свободно хочет поступать по воле Божьей, зная, что она благая и совершенная, что Бог есть совершенная любовь, что Он любит человека. «Господи, пусть мне будет по Твоей любви, по Твоей святой воле» – вот к такому устроению должен стремиться верующий человек.

Но это не значит, что у него сразу получится. Конечно, он может где-то своевольничать, попасть в искушение и послушать врага рода человеческого. Но для этого у нас есть покаяние. Когда мы совершаем грех, мы можем покаяться: «Господи, прости, я соблазнился, искусился». Поэтому свободный человек может поступить и по своей воле, и по воле врага рода человеческого, и по воле Божьей. Но верующий человек стремится жить по воле Божьей.

– Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «В Евангелии от Матфея Господь говорит: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. Мы знаем, что душа каждого человека дороже всей вселенной, но порой про грязного, опустившегося человека думаем, что он почти никто, очень грешный, тяжелый. Кого Господь имел в виду, говоря эти слова?»

– Я думаю, что всех. Вы сами ответили на вопрос. Действительно, каждый человек – это образ и подобие Божие. Воля Божия о каждом человеке спастись и прийти в познание истины. Ради всего человечества, ради каждого человека Бог приносит Себя на крестную жертву. Бог любит каждого, радуется об одной заблудшей овечке, которую нашел… Можно долго продолжать цитаты из Священного Писания, которые говорят о любви Божией к каждому человеку.

Бывает, нам кажется, что человек опустившийся. Какие-то ошибки или те или иные обстоятельства привели его к такой жизни. Но мы не знаем, как он кается, не знаем, сколько добра он сделал или сделает, сколько слез покаяния пролил, сколько молитв вознес к Господу. А бывает наоборот: человек внешне благополучный, даже благочестивый, а внутри неизвестно что. Мы видим только внешнее, лишь вершину айсберга, поэтому в Евангелии Господь многократно предостерегает нас не осуждать, прощать, вытащить сначала бревно из своего глаза, а потом уже думать о том, как вытащить сучок из глаза ближнего.

Каждый человек – это образ и подобие Божие. У каждого есть ангел на небе, который заботится, переживает, молится о нем.

– Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «Бывает ситуация, что женщина никогда не была замужем. А может быть инвалид, и никогда он не был женат. Так что, он хуже других? Он может завидовать другим или считать, что он хуже. Это Промысл Божий?»

– Конечно, Промысл Божий. Почему хуже? Апостол Павел вообще говорит, что лучше  оставаться так, как он. А он был девственником. Также он сказал, что жалеет тех, кто женится, потому что они будут иметь скорби по плоти.

Он не хуже других. Просто это другой путь. Есть люди, которые призваны к монашеству, которые, несмотря на свое, допустим, хорошее здоровье, выбирают путь вне брака, вне семьи, путь служения Богу и берут на себя обеты. Бывают иные обстоятельства жизни. Может быть, человек и не монах, не берет на себя обетов, но по тем или иным причинам не создает семью. Это частный случай. Это просто другой путь. Знаете, и брак, и монастырь – это школы любви. Но любой человек в своих обстоятельствах жизни может жить по воле Божьей, может спасаться. И погибать человек может и в монастыре, и в браке. Поэтому свобода не нарушается. Если ты вступил в брак или ушел в монастырь, это вовсе не означает, что тебе гарантирована праведная жизнь. Бог не отнимает свободу. В любых своих обстоятельствах человек может жить по-христиански, в том числе без брака и без монастыря. Другое дело, что более правильным считается определиться: монастырь или семья. Но существует множество исключений, когда у человека особый путь.

– Знаю тех, что пришли в монастырь послушниками, трудниками, пробыли там пять лет, а потом по пятеро детей. Всякое бывает.

– Да, всякое бывает. А болезнь, физические особенности, инвалидность или еще что-то – это особый Промысл Божий о человеке. Я знаю таких людей. У меня есть один подписчик, который регулярно пишет. Человек глубокой веры, молится, читает слово Божие, в общем, живет полноценной жизнью верующего человека, хотя в силу болезни весьма ограничен.

– А если с женой не о чем поговорить, что это значит? Это глубочайший семейный кризис.

– Иногда хорошо и помолчать вместе.

– А если молчание напрягает? Если ты не можешь ничем поделиться с близким человеком?

– В супружеской жизни, если мы говорим о том, что супруги живут уже долгие годы, конечно, бывает так, что обо всем поговорили, всё обсудили. А если человек живет полноценной жизнью, в первую очередь духовной, у него всегда есть развитие, ему всегда есть о чем поговорить. Если мне самому с собой неинтересно, то почему другому будет? Поэтому выход в том, чтобы оба супруга жили духовной и душевной жизнью, больше читали. Книги есть не только духовные, существует и художественная литература.

Конечно, есть риски, когда женщина сидит дома с детьми, все ее силы и время поглощают домашнее хозяйство, дети, кормление, еда, кухня. Это большой риск. Особенно если семья многодетная, муж работает, развивается, у него карьера, общение. Важно брать этот риск во внимание, и мужу надо обязательно уделять время для жены, для полноценного общения, отпускать ее сходить в театр, в музей, в храм на молитву. Нужно учитывать эти риски, они известны.  

– Нужно думать о другом человеке.

– Действительно, это очень важно. Я знаю немало примеров, когда женщины действительно попадали в эти проблемы. И знаком с женщинами, которые, зная эти риски, обходят опасности, уделяют время и молитве, и чтению, и своему развитию, и общению. Это важно.

– Телезритель задал вопрос, какова роль детей в браке, как правильно к ним относиться. Ведь брак прежде всего – это союз мужчины и женщины.

– Дети в браке не главное. Если в семье по каким-то причинам, обстоятельствам, болезням нет детей, разве этот брак неполноценный? Нельзя так сказать. Конечно, рождение детей  имеет большое значение, но это не единственная тема. Когда муж и жена сознательно отказываются от рождения детей, это, конечно, совершенно не христианская идеология. Но бывает, что в браке по разным причинам не рождаются дети.

Дети очень важны. Но если мы поставим их на первое, исключительное место, то брак разрушится. Это обычная история. Это некий подводный риф, на который можно налететь, когда женщина рожает детей и полностью все свое внимание и силы обращает на них. А на мужа нет ни времени, ни сил, по остаточному принципу. Это тревожное состояние.

Дети должны жить в любви. Но часто это понимается неправильно. Вот ребенок один, и все его любят: и папа, и мама, и бабушка, и дедушка, и дядя, и тетя. Кто из него вырастет? Эгоист, не способный делиться. Дети должны видеть любовь родителей. Они любят друг друга, а ребенок живет в их любви. Он видит, что папа заботится о маме, а мама заботится о папе. И вместе они заботятся о ребенке, а также о его братьях и сестрах. Дети должны жить в полноценной семье, где есть любовь между родителями. А не так, что Вовочка встает на табуреточку, вокруг восторженные взгляды, все хлопают в ладоши. Ребенок-кумир. Это путь изуродовать человека. Потом ему самому очень трудно будет создать семью, потому что придется все это выкорчевывать. Растят эгоиста, пупа земли, то не ем, это не ем, куча претензий. Ему дают все лучшее, а в семейной взрослой жизни оказывается по-другому: надо заботиться, проявлять любовь к ближнему, а не тянуть все на себя.

– Дело воспитания детей – это большой труд. Порой не можешь просчитать какие-то моменты даже на шаг вперед.

– Я думаю, что настоящая любовь не может быть слепой. Она должна быть обязательно со строгостью. Не должно быть вседозволенности. У ребенка должны быть свои обязанности сообразно возрасту. У него должны быть границы. Разве можно хамить маме, хулиганить, драться, портить вещи? Нет, должны быть границы. Один замечательный священник сказал, что строгости может быть сколько угодно много, но при условии, что любви больше. Если только любовь и никакой строгости – это вседозволенность.  

– Это очень интересно. Часто из ребенка делают сверхчеловека: много кружков, разных обязанностей. Он должен быть таким, каким хотел бы быть родитель.

– Во всем должна быть мера. Во-первых, ребенок не обязан и не будет исполнять то, в чем не состоялись папа или мама. Это эгоизм родителей: вложить в ребенка свою мечту. Бывает, что ребенок в силу разных обстоятельств воспринял и продолжил дело отца, приумножил его. Но он не обязан это делать. У него свои планы на жизнь, свои взгляды, свои способности, свои мечты. Бог доверил нам ребенка. Это не наш ребенок в полном смысле. Он свободная личность. Часто родителями движет тщеславие, чтобы ребенок лучше всех пел, танцевал, в шахматы играл, еще что-то. Это плохой мотив. Но праздность, как говорят святые отцы, мать всех страстей. Ребенок не должен жить в праздности. Поэтому кружки, занятия должны быть. Они должны приносить ребенку пользу: физическую, умственную, духовную. Часто бывает, что родители озадачены всесторонним развитием ребенка, но не обращают внимания на духовное.

Когда ребенку 6 лет, какое у него может быть духовное развитие, кроме того, что он причащается каждое воскресенье?

– В 6 лет детки уже ходят в воскресную школу, могут потихонечку читать молитвы, заповеди Божьи. Можно учить их добру, заботе, труду. Все должно быть сообразно возрасту. Нельзя требовать с малыша то, что ему не под силу. Это сложная тема: как воспитать ребенка в вере, как соблюдать эту меру. Бывают и переборы. Малыш еле выносит богослужение, а его ведут к началу службы или на всенощное бдение. Бывает, родители сильно усердствуют.

Это проблема из-за того, что у нас мало преемственности. Многие семьи сейчас лишь в первом или втором поколении живут церковной жизнью. За советский период произошел отрыв народа от Церкви. Сейчас есть замечательные верующие люди, искренние, но они пришли к вере уже взрослыми, поэтому не знают, как воспитывать детей в вере. Это непростой момент. Сейчас об этом написано много книг. И если с любовью, с желанием и интересом относиться к этому, то можно найти ответы на свои вопросы. Вера не должна быть наказанием для ребенка. Он должен быть радостным. Он должен любить веру, храм, Бога, молитву. Если это ему наказание или в тягость, не по силам, то это большая ошибка.

– Я могу привести столько примеров, как обманывал своих родителей...

– Вы как раз воспитывались в церковной семье. Но не всем так повезло.  

– Я к пяти годам еле выучил «Отче наш», медленно все шло. А многие мои ровесники вовсю уже молитвы читали. Но я смотрю, где они сейчас: там все не очень хорошо.  

– Да, я знаю случаи, когда дети церковных людей, в том числе хороших священников, как раз из-за этой чрезмерности начинали врать. Это плохо. Ребенок не должен врать. Он должен быть радостным, жить счастливой жизнью. Вера не должна делать его несчастным.

– Да, с ребенком должны быть такие отношения, чтобы он мог подойти и сказать, что ему что-то не нравится. Он должен не бояться довериться.  

– Да, чтобы не было страха наказания.

– Мой ребенок недавно подошел ко мне и говорит, что ему не нравится то-то. Я удивился. Но потом задумался: если он об этом сказал, значит, доверяет мне. Значит, с ним можно строить диалог.  

– На самом деле это правильно. Очень важно, чтобы контакт и доверие были. Потому что если начнется вранье, то не будет ничего хорошего.

– Вопрос от телезрителя Николая из Ярославской области: «Если жить по воле Божией, творить ее на земле, то надо знать с позиции Бога, что есть добро и зло, иначе трудно. А как мы поймем это? В Откровении Иоанна Богослова сказано: и  рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. Значит, святые не творили волю Божью на земле так, как понимает Бог?»

– Надеюсь, что я правильно понял вопрос. Когда человек живет духовной жизнью, просвещен таинством Крещения, соединяется со Христом в таинстве Причащения, часто задает себе вопрос, угодно ли Богу то, что он делает, то это не означает, что он безгрешный. Святость – это не безгрешность. Мы знаем из житий святых, что и они ошибались, и у них были периоды в жизни, за которые они раскаивались.

Уместно вспомнить еще о том, что во времена, когда были написаны книги Священного Писания, в том числе Апокалипсис Иоанна Богослова, все христиане называли друг друга святыми. В этом контексте под святыми имеются в виду все христиане. Не наше современное понимание канонизированных, прославленных святых, а просто христиане. Они ошибаются, живут не по воле Божией, творят беззакония. В контексте Нового Завета и раннехристианского периода Церковь, все христиане назывались святыми.

– Давайте подытожим нашу программу.

– Залог счастливой жизни – это вера. Вера – это твердый фундамент, на котором развивается человеческая личность и строится семья. Без глубокой веры не может быть настоящей любви, потому что любовь – это дар Божий, Его благословение. В современном светском, безбожном мире часто происходит подмена понятий: сейчас что только не называют любовью... Поэтому искренне желаю всем нашим слушателям глубокой, искренней веры, пусть она будет фундаментом нашей личной и семейной жизни.

– Даже если кто-то думает, что уже достиг чего-то, надо продолжать работать.

– Всегда надо смиряться. Нет предела совершенству.

– И от себя добавлю, что надо быть настоящим мужчиной.  

– Да, а женщине – настоящей женщиной. И не надо это путать.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X