Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Трушин. 22 декабря 2024

22 декабря 2024 г.

– Батюшка, сталкивались ли Вы с такой проблемой, что вокруг много людей, которые ведут себя очень пассивно или боятся брать ответственность за свои поступки? Когда человек не всегда, например, работает как нужно… Что такое личная ответственность? Как ее понимать в нашем православном ключе?

– Хороший вопрос, особенно в конце года, потому что мы все сдаем отчеты, как бы подытоживаем, как прошел год. И тут-то мы спохватываемся, что безответственно отнеслись к тому или иному временному отрезку нашей жизни (короткому или длинному).

Я так понял, что зрители подняли этот вопрос, который Вы озвучили, потому, что ответственность в наше время особенно видна у тех, кто ее несет, и у тех, кто ее избегает. Несколько лет назад мне один из военных рассказывал, что есть некое тестирование при подготовке курсантов. Берут человек пять, допустим, и предлагают им исполнить то или иное задание с группой подчиненных (потому что курсанты – это будущие командиры). Тест заведомо имеет провальный результат, то есть его выполнить невозможно. Но там наблюдают за тем, как курсант будет отвечать. Тот курсант, который свалил вину за невыполненное задание на окружающие обстоятельства, на неразумных подчиненных, на плохую погоду или еще что-нибудь, считается не совсем перспективным. Но если хоть один из пяти сказал: «Да, моя вина, моя промашка», – про него говорят: «Это перспективный курсант, он будет прекрасный командир». То есть человек взял всю ответственность на себя, не стал ее размазывать по окружающим. Это очень показательный тест.

Даже настоятель самого маленького храма, в котором у него помощниками являются его прихожане, тоже занимает административный пост. И очень заметны люди, которые вроде внешне хотят помочь храму, допустим, участвовать в каких-то делах, но потом отходят. То есть в тот момент, когда нужно нести ответственность, выполнять дело, за которое нужно отвечать, далеко не все хотят это делать. И когда слышишь от некоторых священников, что прихожан много, да помощников нет, то понятно, о чем идет речь. Речь идет не о том общем количестве людей, которые на словах хотели бы помогать, а о том человеке, который взял бы ответственность на себя, которому можно поручить какое-то дело – и он будет исполнять его добросовестно.

Сейчас это очень заметно в армии. За время мирного периода жизни нашей страны очень много появилось военных, которые не умеют отвечать за свои поступки. И в критической ситуации, как сейчас, когда военному, особенно руководителю, командиру младшего, среднего, а тем более старшего звена, надо бы взять ответственность на себя, они ее избегают, перекладывают на других. Вы знаете, это заметно. Поэтому дай Бог нашим славным военным, чтобы было больше людей на каждом этапе, которые бы умели или не боялись отвечать за свои поступки. Будь то солдат, которому дано задание, он поставлен на пост и несет ответственность за исполнение порученного дела, или будь это командир высокого ранга, который также готов нести ответственность за порученное ему дело.

Такие черты характера, как и многие другие, проявляются именно в критических ситуациях. То есть пока человеку хорошо, тепло, сытно, вроде бы во всем он хорош. Но как только дело касается серьезных вещей, многие забывают, что они христиане. Господь нам напоминает, что мы будем отвечать за каждое праздно сказанное слово. Святой апостол об этом же говорит.

Есть такая шуточная монашеская поговорка, что каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Проще говоря, ты будешь отвечать за все, что в жизни сделал. А тем более за то, что тебе поручено, когда от тебя зависит жизнь других людей или нормальная жизнь храма. Доверили человеку, предположим, помыть полы – помыл недобросовестно. На следующий день служба, мы приходим, а на полах грязные разводы, потому что человек помахал тряпкой, полы намочил – и достаточно.

Это самый простой пример из многих лет жизни церковной общины. Постепенно формируется инициативная община храма из людей, которых не боишься оставить на том посту, на котором их поставил. То есть знаешь, что человек будет выполнять дело до конца, взяв ответственность на себя.

Вы знаете, это надо воспитывать. Особенно в молодых людях, в юношах ответственность надо воспитывать обязательно. Я думаю, что это составная часть воспитания, то есть питания Духом Святым – воздушного питания, идущего с небес. Как и у супруга постепенно рождается ответственность за свою семью (за жену и детей) – это то, что ему поручено Богом. Не умеет за них отвечать – становится как «перекати-поле». Поэтому наша с вами христианская вера по всем параметрам воспитывает человека таким, чтобы он был самым желанным и в Царстве Небесном, и на земле, среди людей.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Матфея, когда Христос исцеляет двух бесноватых, есть несколько непонятных вопросов. Во-первых, почему Христос пошел на поводу у бесов и пожалел их? Во-вторых, утонули только свиньи, но бесы утонуть не могут, они же бестелесные. В-третьих, если животные пострадали для того, чтобы укорить местных жителей, что они разводили и употребляли свинину, это тоже не помогло. Они просто попросили Христа уйти, а может быть, свинину опять начали разводить. Так в чем тогда смысл?»

– Хочется сказать, Вы глубоко копаете. Христос не пошел на поводу у бесов, мы говорим о том, что бесы не могут ничего сделать без Божьего разрешения. А если мы начнем говорить о животных, тогда, простите, за что пострадали рыбы? Воскресший Господь явился на берегу ученикам, которые всю ночь ловили рыбу, и спросил их, поймали ли они что-нибудь. Они ответили: «Нет». И тогда Он им сказал: «Закиньте невод по правую сторону реки – и получите». Они закинули невод и поймали 153 крупные рыбины, что чуть невод их не прорвался. Помним этот момент? За что пострадали эти рыбы?

Я думаю, что неправильно поставлен вопрос. Мы за этими деталями, которые имеют мнимую ценность, на самом деле теряем самый главный смысл. Я очень хотел бы Вам предложить как священник: давайте прежде всего улавливать главный смысл Евангелия, о чем оно нам говорит. Каждый случай, приведенный в Евангелии, дан нам для поучения, для нашего совершенства. Давайте не будем рассыпаться на детали.

Иногда этот метод применяется некоторыми лекторами-богословами для того, чтобы увлечь слушателей и обратить их внимание на ту или иную деталь просто в качестве отдыха, а потом они возвращаются к основному смыслу. Родные мои, давайте удерживать основной смысл евангельского повествования и прежде всего применять его к своей жизни. Вспомним, о чем говорят святые отцы. Книги имеют определенную цель, и когда мы их читаем, то результат этого может быть в двух направлениях. Либо мы читаем их и потом кому-то пересказываем, кого-то поучаем, либо замолкаем и, читая их, совершенствуемся сами, то есть стремимся идти по пути Христа.

Посмотрите, читая книги, Вы сами меняетесь? Что Вам говорит духовник? Или Вы читаете книги только для того, чтобы поучать окружающих? В этом тоже есть необходимость. Если есть слушатели, есть необходимость поучения, то евангельские учителя, учителя «Закона Божьего» должны быть. Но каков положительный результат для спасения Вашей души? Поэтому, родной мой, давайте так: за мелочами не терять основного смысла. А то мы с Вами выцеживаем комара и упускаем верблюда. Об этом мы тоже знаем из Священного Писания.

– На самом деле, если немного порассуждать об этом, бесы попросили Христа, можно ли им перейти в стадо свиней. И пока Он не разрешил, они не перешли в них. Он вроде как и послушался их, но, с другой стороны, без Его воли ничего этого не могло произойти. А с другой стороны, Господь тем самым показал всем окружающим, какой вред могут принести бесы людям.

– Что они все время творят зло.

– Да, потом они вообще прыгнули в море, погубив стадо. То есть в этом тоже есть некие свои смыслы. Каждый по-разному понимает. В общем, глубоко копать тоже иногда полезно.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли приходить в церковь на покаяние, но после покаяния не причащаться, так как не соблюдал пост в пище? И второй вопрос. Сейчас идет пост, я его полностью все дни не соблюдала, но неделю перед причастием строго постилась. Можно ли мне прийти еще раз покаяться и причаститься? Или, если идет пост, то его нужно соблюдать от и до? И только после этого можно причаститься».

Мне единственное, что хочется добавить: такое отношение к посту может ли быть препятствием к принятию таинства Евхаристии? Давайте просто разъясним, как правильно поститься. Но пойдем по порядку. Первый вопрос был про то, что человек хочет принять участие в таинстве Исповеди и не причащаться, потому что пост не держал.

– Хочется сказать так: ешьте картошку в мундире и смотрите телеканал «Союз». Это будет самое надежное. Можно ли исповедоваться и не причащаться? Можно. Это два разных таинства. Мы знаем случаи, когда постоянных прихожан в каком-нибудь небольшом храме священник, хорошо их знающий, может даже причастить без исповеди.

– Но есть договоренность с ними, что если нет тяжких грехов, то приступаем к причастию с миром.

– Конечно. Нередко на всенощную службу приходят люди, которые хотели бы тщательно исповедоваться. В чем-то эта исповедь перерастает в беседу со священником. То есть задаются вопросы, а священник помогает сориентироваться в посте и вообще в христианской жизни. Это не значит, что человек обязательно должен с утра прийти к причастию. Вообще я считаю, что такие вечерние собеседования полезны. Не перед причастием, когда уже дети бегают и народ стоит за спиной, а надо отдельно прийти и сказать: «Батюшка, я бы хотел с Вами побеседовать».

Поэтому покаяние без причащения может быть. Кстати, может быть, это поможет человеку чаще исповедоваться. Допустим, человек не может какой-то грех преодолеть, и он начинает чаще исповедоваться. Но это не значит, что он должен через день и причащаться.

– А если идешь на покаяние, но причащаться не идешь, потому что не сдержал пост?

– Это не причина не причащаться, я считаю. Друзья мои, нам всем ничто не мешает прийти на исповедь, покаяться в своих грехах и утром приступить ко Святому Причащению.

– Можно батюшке на исповеди сказать о том, что было нарушение пищевого поста.

– Да, а там уже насколько батюшка сочтет серьезным это нарушение. Один не хочет соблюдать пост, а другой оказывается в каких-то обстоятельствах. Я думаю, что это не причина отказа от причащения. За еду не будешь в аду, как говорил архимандрит Павел. Те люди, которые сами себя отстраняют от причастия только потому, что не могут поговеть, воздержаться в пище, неправильно делают.

– А сейчас время поста, поститесь, как предписывает устав (пост вроде не очень строгий).

– Дай Бог, чтобы устав соблюдали, потому что есть и дни без масла, и сухоядение. Просто дай Бог людям сил. Но вновь и вновь хочется повторить: придите к своему духовнику и добросовестно ему скажите, что не получилось соблюсти пост. Я не думаю, что батюшка только из-за того, что человек по каким-то причинам нарушает пост, не будет допускать его к Причастию. Мы живы Причастием. Мы живы тем, что принимаем Тело и Кровь Христовы. И в наше время, когда отовсюду информационная атака, я думаю, Причастие укрепляет человека, утверждает его и в вере, и в состоянии христианского духа.

– Мы часто об этом говорим. Бывает, что людям это прямо нужно, им тяжело не поститься. Но поститесь по мере сил. Я учился в семинарии, и один раз все причащались (были дни, когда нужно было всем причащаться), а я не причастился, потому что что-то нарушил, совесть мне не позволяла. Я потом рассказал духовнику об этом, он меня отругал: «Ты пришел на пир – и просто смотрел. Почему ко мне не подошел? Мы бы с тобой этот вопрос решили». И когда все собратья собирались вместе, я как-то старался, конечно, готовиться, но разное бывало. И я к батюшке смело шел и говорил, как и что было. Он говорил: иди на причастие – и все, молитву прочитай более тщательно. Какую-то маленькую епитимью давали, если совсем уже безобразник. А в целом, конечно же, если вы придумали себе сами причину не причащаться, то, мне кажется, это некая дерзость. Это мое мнение, скажем так, исходя из моего личного опыта.

– Думаю, что и большинство священников также к этому подходит. Нам действительно хватает и каких-то внешних препятствий, которые не так просто преодолеть, чтобы прийти к Причастию. Но сами себе давайте их не будем выдумывать. Поэтому всегда старайтесь приступать ко Святому Причащению, просите благословения у духовника и находите возможность приступить к Чаше с покаянием.

Меня больше заинтересовала сама формулировка: «Я пришла с покаянием». С покаянием-то не все приходят. Исповедоваться приходят многие, а с покаянием – не все. Потому что покаяние подразумевает изменение образа жизни. Все ли, кто приходит на исповедь, к причастию, готовы изменить свою жизнь с момента покаяния? Не все. Поэтому слова нашей замечательной зрительницы, которая сказала, что приходит с покаянием, дорогого стоят. Если Вы пришли с покаянием, не будет такого священника, который из-за нарушения пищевого поста не допустил бы Вас к Причастию. Покаяние прежде всего.

– Бог у нас все-таки не бюрократ.

– Да, и вспоминаем старую шутку: лучше ешь колбасу, чем своего соседа.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос к прекрасным словам апостола Павла: не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). Батюшка, как на деле происходит, что зло побеждается только добром?»

– Замечательный вопрос для личной жизни человека. То есть мы с вами не относим эти слова к ситуации, когда солдат находится на передовой и ему начинают говорить: вы же стреляете во врага, значит, несете зло, а не добро. Нет, это не та ситуация. Эти слова относятся именно к личной жизни. То есть вам сказали гадость, а вы не ответили на нее. Более того, на следующий день с человеком поздоровались очень любезно и сделали вид, что вообще вчера ничего не происходило. А это порой труднее всего сделать.

Поэтому дай Бог сил побеждать то зло, которое относится к тебе лично. Речь идет в первую очередь об этом. Обидел ли кто? Нам с вами Господь говорит: прощайте должникам вашим. Попробуйте простить человека, который у вас одолжил большую сумму и долго не возвращает. Как это непросто, как поднимается зло! Хочется пойти и сказать ему все, что ты о нем думаешь...

А сколько мы с вами слышим гадостей на дорогах? Автомобилисты едва-едва притормаживают, приоткрывают свои окна, и такая гадость несется, такое зло на дороге... Хочется сказать: ребята, мы все в одинаковых условиях. Опять это то, что касается тебя: не говори другому зла.

Я ехал как-то с одним священником, и он все время благословлял водителей. Кто-нибудь хулиганит на дороге, явно ведет себя недостойно, а он говорит: «Господи, прости этого дурака, пожалуйста». То есть человек старался никаких злых помыслов не оставлять.

И у нас с вами в повседневности хватает таких ситуаций. В первую очередь, в отношении к своим близким: мужьям, женам, взрослеющим детям. Это не так просто, когда у тебя дети-подростки и у них наступает период, когда они без конца пытаются бодаться с тобой. Попробуй не злиться на них, прощать им. Конечно, они потом все это будут вспоминать, но главное, как у тебя это в душе получается. Попробуй не ругать начальство, руководство страны, экономику, еще что-нибудь. Посмотрите, как зло из нас прет.

И второе, что хотелось бы вспомнить: нередко люди сердятся на ту или иную ситуацию, и тогда предлагаешь им изменить ее, во-первых, своей молитвой, а во-вторых, своим участием. Вам что-то не нравится? Пожалуйста, вступайте в эти ряды, начинайте там трудиться и сделайте, чтобы все было хорошо, чтоб стало лучше. И тогда люди понимают: если сам не потрудился, то бесполезно злиться на других, потому что они относятся к своему делу так, как считают нужным. Поэтому на все, что выше твоих сил, что ты не можешь изменить, не надо злиться. Об этом надо молиться и принимать все со смирением, с терпением.

– Иногда человек сделал тебе зло и ушел, забыл про тебя, а ты злишься.

– Полно такого.

– И надо его простить и понимать, что добро вернется тебе потом, через какое-то время. Надо еще и смириться, уметь ждать, когда будет результат.

– Борьба со злом – это тяжелая работа над собой. Это то, что многие из нас избегают делать, перекладывают ответственность на других или на ситуацию. То, с чего мы начали, собственно, наш разговор. Не сердись, попробуй сам изменить эту ситуацию и сразу увидишь, насколько сильна твоя молитва. Ты помолился – изменилась ситуация? Нет. И дальше увидишь, насколько твоя душа очищается от злых помыслов, от искушений, от желания погавкать на ближнего.

Так что, друзья мои, Бог в помощь нам. Повторяю, держим крепко Евангелие, не выпускаем из рук. Дай Бог нам с вами, чтобы мы всегда могли в Евангелии найти ответ и утешение.

Я помню, как много лет назад я был в одном из монастырей и пытался заговорить с одним молодым иеромонахом, а он только отмахивался и уходил. А потом мне объяснили местные отцы, что когда у них рукоположат монаха в иеромонахи, то на него накладывают обет молчания. И чтобы он умел отвечать на заданный вопрос только цитатой из Евангелия или приближенными словами из Евангелия. Если не можешь ответить, то молчи. Думаю, теперь понятно, почему этот иеромонах со мной в разговор не вступал. Очевидно, он не мог вспомнить какие-либо подходящие слова или я задал какой-то никчемный вопрос, который не имел отношения к духовной жизни.

Вы знаете, это была очень хорошая практика (не знаю, сейчас она продолжается или нет). Давайте и мы с вами будем так делать в жизни. Мы оказываемся в какой-то ситуации – что нам Евангелие об этом говорит? И поймем, как мы с вами далеки от Евангелия. Не только от знания текста, но и от его выполнения. Так что дай Бог всем нам сил.

– Вопрос телезрителя: «Меня зовут Дмитрий, я восемь лет верю. Мне хотелось бы спросить: если молишься за незнакомых людей, которые просят помолиться, помогает ли им моя молитва? И еще хотел спросить, что происходит с душой после смерти, куда она попадает и что будет на Страшном суде?»

– Вы, Дмитрий, задали все вопросы, ответы на которые есть в Евангелии. Я настойчиво Вам предлагаю со вниманием перечитать Евангелие, и Вы доподлинно получите все ответы на Ваши вопросы.

Начало ваших слов: «Я верю уже восемь лет»… Счастливый человек. Значит, у Вас календарная пометка есть: с сегодняшнего дня я начал верить. День рождения в духовную жизнь можно отмечать. Дмитрий, не обижайтесь, пожалуйста.

– А про молитву за окружающих уточним? Когда молишься, есть помощь тому человеку?

– Я считаю, очень хорошо, что Бог от нас это скрывает. Иначе, если бы мы увидели, что помолились – и человеку стало хорошо, мы бы так возгордились, что тут же наши души уже стали бы пленниками ада. Это ответ на вопрос, что ждет душу после смерти. Поэтому Господь от нас это скрывает. И у отцов мы это встречаем в литературе: не исключено, что какие-то наши молитвы сыграли свою роль, но специально в земной жизни от человека это сокрыто. И когда он придет уже в Царство Небесное, Господь ему покажет: как хорошо, что ты молился здесь, на одном конце страны, а на другом – человеку стало лучше, ему помогли, он получил поддержку.

Я думаю, это обязательно происходит, иначе бы Церковь не молилась. Как говорят, к пустому колодцу за водой не ходят. А в Церкви молитва друг за друга, за весь народ пребывает уже тысячелетиями, и это говорит о том, что огромная помощь приходит.

Хочется еще сказать: может быть, Вам Господь это прямо покажет, как у пророка Илии, который увеличил количество масла у женщины, к которой он пришел с просьбой переночевать, и тут же на ее глазах это масло стало увеличиваться в кувшинах. Или когда оживил ее умершего сына и тут же увидел, что этот человек восстал. Но у пророка, очевидно, была такая простота в душе, что он не возгордился этим. Или пророк Елисей, исцеливший болящего проказой. А нам, по немощи нашей, нельзя это все показывать. А молиться друг за друга мы точно должны. Вот то, что хотелось бы ответить Дмитрию.

А насчет души и ее посмертного состояния мы узнаем в Священном Писании. Я правда Вас очень призываю, чтобы Вы перечитали эти строчки, особенно в Евангелии от Иоанна об этом хорошо сказано. Вы можете увидеть те главы, которые читаются при отпевании, и там все это рассказывается. Поэтому, дорогой Дмитрий, дай Бог вам сил и времени перечитывать Евангелие.

– Мы продолжаем говорить об ответственности. Ответственный православный – какой это человек? Это не тот, которому сказали помолиться и он молится за всех знакомых и незнакомых? Можно ли выделить общий знаменатель этого понятия?

– Это тот, кто Бога боится. Только не как собака боится палки, что наказана будет. Он боится обидеть Бога, как мы боимся обидеть своего друга, своих близких людей. Наверное, ответственный христианин – это богобоязненный человек. Поэтому, чадца мои возлюбленные, давайте с вами просто вспоминать о том, что Бог всегда рядом. И тогда у нас будут, во-первых, отпадать какие-то глупости, которые нам приходят в голову, во-вторых, появится надежда на Бога. Потому что есть ситуации, которые мы с вами разрешить не можем.

В этом плане мне очень нравится интервью, которое давала Фредерика де Грааф, в нем она нередко ссылалась на то, что возлагала печаль на Господа. У нее был когда-то случай: на нее напал мужчина в темноте, в глухом месте. Она сначала закричала, а потом про себя подумала: «Господи, значит – воля Твоя…» И в этот момент он отскочил с ужасом в глазах и кинулся бежать. Она говорит: «Я не знаю, что произошло». Я вдруг поняла, что Христос рядом со мной, я прямо почувствовала Его в этот момент.

Очень хорошо, когда ты не можешь сам изменить ситуацию, призвать Бога и сказать: «Господи, воля Твоя». Нам же надо проходить какие-то испытания, не может быть, чтобы мы всегда находились в тепличных условиях. Поэтому Господь посылает испытания, чтобы наша душа совершенствовалась, очищалась.

У многих из нас понятие: чем больше я молюсь, тем меньше должно быть испытаний. Нет, мы неправильно это понимаем. Надо быть готовыми, как и апостолы были готовы по благословению Божьему идти и проповедовать Его слово, хотя Господь их предупреждал: посылаю вас как овец среди волков. А что же мы прячемся по теплым углам? Дает Господь возможность жить в тепле и уюте – хорошо. А если надо проповедовать Иисуса Христа, не скрывать свою веру, возлагать на Него свою надежду, то давайте стараться это делать.

– Как раз похожий вопрос к нам пришел: «Почему чем больше читаешь молитв, чем чаще ходишь в храм, тем сложнее жизнь, появляются проблемы за проблемами? Может быть, что-то я делаю не так? Как быть?»

– Вы знаете, мне понравился рассказ одного человека. Он бывший офицер, пришел в церковь в уже преклонном возрасте. И он начал молиться за своего пьющего друга. Он говорит: «Я сам не страдал никогда пьянством, мне было легко в этом плане, и, услышав о том, что надо молиться друг за друга, я стал молиться за своего друга, тоже бывшего офицера, который после окончания службы стал спиваться на глазах. И вдруг однажды почувствовал, что хочу выпить. Притом не просто хочу выпить, а мне хочется напиться. Сначала я подумал: ну, мало ли, устал. Потом еще раз, вновь и вновь. Что такое? Мне больше 40 лет. Я никогда не хотел напиться, никогда у меня не было потребности в спиртном, а тут вдруг стало неимоверно тянуть к выпивке». И он понял, что по молитве за пьющего друга Господь дал ему это почувствовать, как бы побыть в его шкуре, хоть чуть-чуть прикоснуться к той трудности, которую испытывает его друг, раз он за него ходатайствует.

И когда люди начинают молиться и говорят, что у них появляются искушения, то, наверное, это самое правильное состояние. То есть Господь дает тебе почувствовать эти трудности, которые появляются при обращении к Богу в борьбе с нечистыми духами. Что такое молитва за человека? Когда ты просишь Бога оградить своего близкого от нападок нечистых духов, может быть, от какой-то определенной страсти. И Господь дает тебе почувствовать это же состояние. А иначе зачем ты молишься?

– Но ты же не берешь в этом случае его грех на себя, правильно? А то люди думают: если будешь молиться за пьяницу, сам будешь пьяницей.

– Ничего подобного. Господь не даст тебе этого. Дай Бог со своими грехами справиться. Это так же, как в том случае, когда люди говорят: крестик валялся на дороге, я не стал поднимать, чтобы мне не взять чужой крест на себя. Говорят, что возьмешь этим чужой грех на себя. Какой чужой грех? Свои грехи дай Бог понести и с ними справиться.

– Я недавно крестик потерял, кто-то его найдет. Вряд ли мне станет легче жить, если он возьмет мой крест.

– У нас была забавная история, еще когда я восстанавливал разрушенный храм. Рядом, на сельской дороге, мальчишка в один день нашел два огромных золотых креста. Уже не знаю, какие крутые ребята потеряли их, но он принес эти кресты размером, наверное, с указательный палец. Так его перепуганная мама примчалась в церковь: батюшка, заберите, мы не можем нести чужие кресты. А парень был сначала счастлив, он надеялся, что что-то за эти кресты получит, какие-нибудь доходы (как любой ребенок мечтает о награде).

Никаких чужих грехов мы с вами взять на себя не можем. Это особый подвиг святых отцов, великих подвижников. Мы с вами знаем о Паисии Святогорце, который специально просил у Бога дать ему болезнь – раковое заболевание, чтобы лучше чувствовать боль тех, за кого он молится. Но он специально просил об этом. И, наверное, Господь видел, что он может понести эту тяжесть. А уж мы-то с вами… Простите, но давайте будем о себе меньшего мнения. Мы просто просим Бога по-дружески: «Господи, спаси, помилуй тех людей, за кого мы молимся».

Хотелось бы сказать, чтобы мы не отступали от этой молитвы. Молитесь друг за друга. Так что эту заповедь будем исполнять с вами прежде всего.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X