В гостях – клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский.
– Батюшка, нам часто приходят вопросы о таинствах. Сегодня много пришло вопросов об исповеди. Давайте сегодня поговорим на эту тему. Что такое исповедь?
– Исповедь – это таинство примирения с Богом. Возможность человека примириться с Богом. Потому что мы против Бога согрешили, мы от Него удалились. И человек осознает это удаление… А каждый чувствует, что он удалился от Бога: чувство пустоты на душе, неудовлетворенности, утраченная радость, унылость, тоска, печаль – это свидетельства удаленности человека от Бога. На самом деле Бог нас не оставил, это мы от Него отгородились стеной греха. И мы имеем возможность попросить у Бога прощения и получить это прощение, если признаем свою вину в этом отчуждении от Бога. Не Бог виноват и не кто-то другой, а мы сами. И если мы хотим воссоединиться с Ним, то Господь нас милостиво принимает. Это примирение и есть исповедь, оно происходит именно на исповеди.
– А зачем нам исповедоваться?
– Чтобы Господь очистил нас от всех грехов, которые мы в себе удерживаем. На самом деле именно удерживаем. Нам дана власть жить чисто. Но греховная привычка побеждает наше стремление к чистоте и возвращает нас на пути греховные. Мы очищаемся благодатью Божией, которая подается человеку кающемуся. Не сам человек очищается, не словами, которые он произносит на исповеди, иногда это достаточно сумбурно происходит… Главное, чтобы это было искренне, чтобы от всей души желал человек этого очищения. Мы привыкли, что мы «отделены» от Бога, мы не страдаем сильно от этого отчуждения. Но приходит иногда такое чувство, что нам чего-то в жизни не хватает. И Господь нам открывается. Иногда – со страниц Священного Писания, иногда – в беседе с кем-нибудь, иногда – в церковной проповеди, иногда – в какой-то книжке духовной человек прочитает, как это должно быть, какими на самом деле должны быть отношения человека и Бога. И он желает эти отношения восстановить. А через исповедь человек начинает к Богу приближаться. Если через грех удаляется, то через исповедь, через признание своих грехов, через прошение о прощении мы приобретаем ту чистоту, к которой наша душа стремится. Нашей душе не нужно ничего внешнего. Ей не нужно ни одежды, ни еды, ни питья, ей не нужно ничего. Нашей душе нужна та чистота, которая позволяет ей быть рядом с Богом. Вот для чего нужна исповедь.
– А если человек готовится к первой исповеди? Вот он решился. Возможно, кто-то ему посоветовал или сам к этому пришел. Какие ему можно дать советы и что должен знать человек, который решил приступить к исповеди?
– Ну, собраться с духом. Потому что как только человек решает бороться с грехом, идти на исповедь, ему бес начинает нашептывать что-то свое. Пытается его от этого удержать. Иногда пугает. И здесь нужна решимость, уверенность, что другого пути нет. Очень важно вспомнить свои грехи. Обратиться к своей совести: в чем тебя обличает совесть? Хорошо, если человек уже прочитал хотя бы часть Евангелия. Потому что Евангелие компенсирует недостаток чистоты нашей совести. Иногда бывает, что человек совершает что-то греховное и не видит в этом ничего плохого. Даже когда ему кто-то скажет, он говорит: «А что в этом плохого?» Совесть уже немножечко притупилась. И тогда на помощь нам приходит Священное Писание. Ибо что такое грех? Грех, если коротко, – это всякое беззаконие. Нарушая закон Божий, мы совершаем грех. А вот Евангелие всегда есть источник чистейшей воды для нас. Оно нас обличает в том, в чем уже совесть, может быть, и не обличает, в том, чего мы не замечаем, не видим, поэтому важно всегда обращаться к словам Священного Писания. А увидев в себе грех, человек должен быть настроен с ним расстаться. Так бывает, что грех для человека приятен, удобен, комфортен. Ну, например, узнал человек, что многословие – грех. А так ему нравится поговорить! В машине если едет с кем-то, непрестанно говорит, пришел на работу – обязательно с кем-то что-то обсуждает. Домой пришел – опять разговоры, разговоры… Вообще тишины не бывает. И вдруг он узнает, что празднословие – грех. А в Евангелии написано, что за каждое праздно сказанное слово человек даст ответ на Суде. И он думает: «Ох ты!.. Это ж меня теперь будут судить-то как!» И вроде бы надо исправляться. Но в то же время скучно становится в молчании. И тогда начинается поиск самооправдания. Вот этого нельзя делать: себя оправдывать.
И если нас слово Божие обличает, то мы должны в этом каяться искренне и исправляться. Поэтому, идя на первую исповедь, нужно быть готовым к изменению, которое последует за этой исповедью. Просто прийти и рассказать священнику, что это сделал не так и то плохо, и на этом остановиться – недостаточно. Представьте себе: человек пришел к врачу и рассказал о том, что у него болит. Выслушал наставления врача, рекомендации, может быть, даже выписанные рецепты забрал с собой – и ничего из рекомендованного не делает. Значит, болезнь-то не отступает. Необходимо делать то, что врач назначил.
Поэтому очень важно иметь готовность исполнить то, к чему нас Господь призывает. Все заповеди Господни направлены на то, чтобы человеку победить грех, перестать быть рабом греха и вернуться в то состояние, к которому стремится наша душа, – состояние богообщения.
– Вопрос от телезрителя: «Христос в Евангелии призывал к покаянию, Он говорил: «покайтесь», а не «исповедуйтесь». То есть получается, что покаяние – это конкретное действие, человек что-то должен делать, хоть немножко. А исповедь, получается, это – современное. Это чисто благие намерения, а куда ведет дорога благих намерений, всем давно известно».
– Исповедь и покаяние неразрывно связаны друг с другом.
– Исповедь и покаяние – это одно и то же или нет? В этом был вопрос.
– Исповедь – это часть покаяния. Покаяние – это, конечно, всеобъемлющее действие, которое охватывает все стороны жизни человека. И исповедь есть обличение себя во грехе, т.е. на исповеди человек себя обличает в этом грехе, в своем несовершенстве признается и призывает молитву священника и благодать Божию на то, чтобы исправиться. То есть человек ставит сам себе диагноз. И должен, конечно, после этого трудиться, чтобы слова, которые произнесены на исповеди, не остались без действия.
Иоанн Креститель приходящим к нему людям говорил: принесите плоды, достойные покаяния. То есть мы должны принести плоды, достойные покаяния. На исповеди человек получает благодать Божию, чтобы справиться с тем грехом, в котором он кается. Многие люди сами свидетельствуют, что после исповеди, во-первых, на душе легче, у человека появляется надежда, что он от этого рабства греху избавится. Да и сам грех уже не так сильно на человека действует. У него есть, может быть, какая-то страсть, какое-то желание греховное, воспоминание, чувство греховное и это жжет. Может быть, злоба, раздражение, обида… Вот прямо его донимает! Человек исповедовался – и стало легче, как-то посветлело на душе. И он может с этим грехом побороться, если будет призывать Бога на помощь и противиться тому, что ему внушает дьявол. Поэтому не могу сказать, что исповедь – это только разговор о чем-то высоком и хорошем, просто разговор.
Тут же важно еще, с какой целью человек приходит на исповедь. Для некоторых это просто пропуск на причастие. У нас в Русской Церкви принято перед причащением Святых Христовых Таин исповедоваться. И вот человек идет за этим пропуском. Иногда об исповедании грехов думает, но всего несколько минут, пока стоит в небольшой очереди к священнику на исповедь. Дома вообще об этом не думал, у него были другие мысли. Вот он пришел, встал в очередь и судорожно начинает думать: в чем бы сегодня исповедоваться? «Так, это уже говорил… Если повторю, батюшка еще отругает, но нужно же что-нибудь…» И начинает из себя выдавливать слова, лишь бы что-то сказать. Такое бывает.
Но если у человека нет намерения исправляться, то это ни о чем… Каждый человек, подходящий к священнику на исповедь, имеет шанс в этот момент начать новую жизнь. И этот шанс ему дает Сам Господь Иисус Христос. «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене», – говорит священник человеку, пришедшему на исповедь. Сам Христос невидимо приемлет исповедание. Христу говорить какие-то неправды бесполезно, Он же все знает. Рассказывать какие-то ситуации происшедшие? Да Он это все Сам видел. Для Христа важно, что человек собирается делать дальше.
– Вопрос от Елизаветы: «Я на исповеди каюсь в одних и тех же грехах, раздражаюсь, осуждаю, тщеславлюсь... Я, конечно, стараюсь с ними бороться, но у меня не всегда получается, и они у меня повторяются. Как их победить?»
– Любой грех побеждается исключительно силой Божией. Как Сам Господь сказал, человеку спастись невозможно. Поэтому мы призываем всегда помощь Божию, чтобы нам грех не повторять. Надо всегда смотреть, с чего он начинается. Вот, например, два человека о чем-то сели поговорить. А потом разошлись во мнениях и стали спорить. И в результате спора они поссорились и разошлись в обиде друг на друга. И приходит человек и говорит: «Обиделся я на своего брата. Мы с ним поссорились. Я бы очень не хотел, чтобы это повторялось. Но если мы опять сядем и будем спорить о том, на что у нас взгляды разные, то опять придем к ссоре». Значит, нужно как-то иначе строить разговор. Каких-то тем не касаться, какие-то темы опускать. Где-то смягчать остроту наших мнений, чтобы не было ссоры.
Есть люди, которые сами провоцируют постоянные споры. Они поднимают болезненные темы и вынуждают своего собеседника к спору. С такими людьми просто не нужно общаться. Бесполезно говорить им: не надо, хватит… У них все кипит, горит… От таких людей надо держаться подальше. И тогда не будет этой обиды возникать. Если мы будет повторять одну и ту же ситуацию, то будем приходить к одному и тому же результату: раздражению, обиде, ссоре. Есть у некоторых такая страсть: других учить. Людей это раздражает, и они начинают говорить в ответ что-нибудь обидное, и опять человек в обиде. «Как мне не обижаться?» Ну, перестань других учить. Это первопричина твоих обид. Перестань людей обличать в их грехах, давать им советы, которых они у тебя не спрашивают, и они перестанут тебе отвечать грубо. И тогда не будет на них обиды.
Надо всегда смотреть: вот пришел к какому-то греховному состоянию. Ведь грех – это не просто какой-то единичный поступок. Человек говорит: соблазнился и съел пирожок с яйцом в пятницу. Ну, съел, забыл, что пятница… Это не какое-то событие, а состояние, в котором человек пребывает. И другого состояния не знает. Например, состояние постоянного недовольства. Человек недоволен всем. Проснулся, посмотрел на улицу – недоволен погодой. Недоволен тем, что какие-то вещи не на месте лежат, что завтрак не приготовлен (или он холодный), недоволен, что тесно в автобусе, метро, недоволен своей работой… Просто всем недоволен с утра до вечера. А как бороться с недовольством, когда это уже привычное состояние человеческой души?
Опять же надо увидеть в себе этот грех. Увидеть и понять, что не люди, окружающие тебя, виноваты в этом, а ты сам. Твое отношение ко всему неверное. И идешь к Богу Всесильному, Который может помочь. «Господи, я уже весь прогнил, весь покрыт проказой, от макушки до пят. Этой проказой именуется мое вечное недовольство. Исцели меня, как Ты некогда исцелял прокаженных, описанных в Евангелии! Исцели, Господи! Я не могу больше, меня мучает мой грех, мучает. Он меня уже со всеми поссорил, у меня уже друзей нет… Я сам страдаю от этого и людей заставляю страдать. Помоги!» И постараться изменить образ мыслей. «Покаяние» – в переводе с греческого «перемена ума». Человек должен по-другому начать думать: не все плохо, а все хорошо. Потому что так Бог захотел. Перестать критиковать, всех ругать, перестать участвовать в осуждении, уклоняться от этого. И постоянно молить Бога, чтобы Он избавил от этого, исцелил. Это тяжелая болезнь, она не врачуется быстро. Но со временем меняется отношение человека ко всему происходящему, меняется его чувствование, образ мыслей. И человек становится другим.
– Вопрос от телезрителя из Ярославля: «В молитве, которую нам завещал Иисус Христос, сказано: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. То есть здесь разговор идет о Царстве Божьем на земле, а христиане говорят – где-то на небе. Он сказал: Царство Божие есть внутри вас. Это, наверно, о том, чтобы Царство Божье вместе с Богом строить на земле, чтобы осознать истинного Бога. А «хлеб насущный» – это и есть понятие истины Божьей. Я говорю о том, что о Царстве Божьем разговор идет на земле».
– Даже в молитве «Отче наш» нет ничего о Царстве Божьем на земле. Имеется в виду, что все живущие на земле должны принять волю Божию, как все живущие на небе. А как на небе? Там полнейшая гармония. В центре – Христос. И все – и ангелы, и души святых, и души спасенных людей – находятся в послушании воле Божией. Потому что послушание воле Божией есть истинное счастье для человека и для любого живого существа. Поэтому надо, чтобы на земле люди были так же послушны Богу, как те, кто живет на небе. Вот о чем речь.
О Царствии Небесном Господь говорит прикровенно, всегда в притчах. Потому что невозможно что-то земное напрямую уподобить Царству Небесному. Отсюда такое приточное повествование. А о будущем людей спасенных мы читаем в Откровении Иоанна Богослова, в последних главах. Там говорится о Небесном Иерусалиме, который будет жилищем всех праведников. Земля изменится. Но как это будет? Земли в том виде, в котором мы ее знаем, не будет. Во Второе Пришествие Христа все изменится. Сказано: звезды с небес спадут, солнце померкнет, и луна не даст света. Так описывает Господь последние времена. То есть все изменится, к чему мы привыкли. Представьте: солнце померкло, луны не видно, звезд нет. И это не потому, что тучи на небе. А просто их нет. Все изменится, и земля станет иной. И всех Господь воскресит, всех преобразит. Потом будет Суд, о котором мы читаем в преддверии Великого поста, когда Господь будет судить всех, живых и мертвых. Поэтому мы к нему готовимся.
На самом деле Царство Небесное – это не какое-то место. В Евангелии слово «рай» произносится, по-моему, всего один раз, когда Господь говорит разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю. А в остальных местах всегда: «Царство Небесное». Ибо того рая, в котором были Адам и Ева, уже не будет… Это будет совсем иное. Господь действительно говорит: Царство Небесное внутри вас есть. И когда человек покается и очистится благодатью Божией от греха, то Дух Святой войдет в человеческое сердце и обитель там сотворит. А что есть Царство Небесное, как не жизнь человека в непрестанном общении с Богом? Если Дух Святой вселился в сердце человека, то вот оно и началось. Если человек в непрестанном общении с Духом Святым, Который наставляет его на всякую истину.
– Батюшка, Вы вспомнили молитву, которая читается перед исповедью. Зачастую мы слышим, что христиане, прихожане, особенно новоначальные, стесняются и боятся исповедовать грехи перед священником. Стыдно им. Что мы можем сказать таким людям?
– Стыдно бывает потому, что еще не совсем совесть человеческая умерла. Она обличает человека в неправде. Вообще человеку бывает часто стыдно за свои какие-то слова и поступки. Тогда он прячет их, чтобы это никто не узнал. Стыдится из-за того, что его могут наказать, отругать или посмеяться над ним. Человек привыкает не доверять сокровенное никому. Здесь, конечно, нужно себя преодолеть.
Знаете, есть такая поговорка: «Стыд – как горчичник, он жжет, но лечит». Поэтому пусть пожжет немного стыд. Вернемся к аналогии с врачом и пациентом. Пришел человек, а у него болячка стыдная. Напрямую он сказать боится, а врач не догадывается, о чем идет речь. Ну и разошлись ни с чем. Поэтому придется говорить о чем-то сокровенном с врачом, иначе помощи не будет. Очень важно нам преодолеть этот ложный стыд, как называют его в Церкви.
Скрыть грех – себе навредить. Открыть же его перед священником и покаяться – это победа. Нужно отбросить свой стыд. Не бойтесь, священник вас не осудит. И никакого священника, батюшку ничем не удивишь, потому что за священническую жизнь много всего выслушано и пройдено. Наоборот, радость бывает за человека, когда он искренен и самое сокровенное исповедует, потому что это мешает жить.
Почему люди скрывают некоторые грехи? Они не мешают жить. Грех вписывается в мировоззрение человека. Даже не хочется, чтобы его не было. Многие вообще видят в грехе некоторое утешение для себя. Поэтому человек зачастую ругается, выпивает, курит, думая: когда-нибудь потом покаюсь.
Это обманчивая мысль. Бога не обманешь. Человеку мы можем сказать «прости, я не хотел, так получилось». Но Бог ведь знает, что ты лукаво себя вел. В отношениях с Богом нельзя допускать никакого лукавства. Иоанн Креститель, обращаясь к людям, приходящим к нему, говорил: отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16). Вы пришли просить прощения у Всеведущего Бога, Всезнающего. Будьте искренни, откровенны с Ним, не прячьте ничего. А то получится как у Адама с Евой: согрешили и спрятались от Бога за деревьями рая, опоясавшись смоковными листьями. Не прячьтесь от Бога!
Я помню, что отец Димитрий говорил так: «Священник прощает и разрешает, а Бог не прощает и не разрешает, потому что видит лукавство в сердце человека». Если мы хотим, чтобы наше покаяние было принято, чтобы исповедь оказалась действенной, нужно отнять всякое лукавство, не обманывать и не осуждать других. Все как есть.
– Батюшка, также частый вопрос: «Все ли грехи Бог прощает и как узнать, прощен ли грех? Можно ли несколько раз исповедовать один грех или говорить на исповеди не про все грехи?»
– Вернемся к Евангелию. «Нет такого греха, который не простился бы человеку, – говорит Христос, – кроме греха хулы на Святого Духа». Поэтому всякий грех прощается, если человек искренне его исповедует. Не прощается нераскаянный грех. Если пришло на память что-то серьезное, нужно обязательно это исповедовать.
– Ответим на вопрос наших телезрителей: «Два с лишним года назад я в минуту страха и отчаяния дала Богу обет ежедневно читать канон Божией Матери и акафист Ксении Петербургской и никогда не пить спиртного. Поначалу я делала это с легкостью, радостью, а потом стала замечать, что чтение молитв бывает для меня трудным, иногда неудобным. Часто не могла уединиться, чтобы читать канон и акафист, нервничала из-за этого. Это было похоже на обязаловку. Два года и два месяца я держала данный обет. Недавно на исповеди рассказала об этом батюшке. Он посоветовал поставить точку в данном обете. Я отошла от исповеди в тот день с горькими слезами, они самовольно лились. Но пришла домой и сделала так, как велел батюшка. Не является ли снятие обета предательством? Я очень переживаю! Иногда все равно читаю канон Богородице и акафист Ксении Блаженной, но часто думаю: не было ли ошибкой перестать читать эти молитвы ежедневно? не прогневила ли я Бога?»
– Я не могу за Бога сказать. Обстоятельства жизни со временем меняются. Например, женщина дала обет, а потом родила двух детей. Они погодки, маленькие. Она круглые сутки с ними занимается, спит несколько часов за ночь. У нее просто нет сил на то, что она когда-то могла исполнять.
В этой ситуации совсем не грех приостановить исполнение своего обета. Нужно подойти к священнику, с ним посоветоваться и сделать так, как он скажет. Разные ситуации бывают, почему человек не в состоянии исполнять обещание. Если же нет каких-то видимых причин (а причины могут быть разные: дети, болезнь, переезд на новое место жительства, смена работы или график такой, что головы не поднять) и просто одолевает некая леность, то я бы поборолся, не стал оставлять данного правила, тем более что оно уже стало привычным. Иногда бывают пропуски, но в такие дни, когда это не по силам. С ближайшего дня – восстанавливать и продолжать.
Мы все призваны к непрестанной молитве. Какую молитву мы будем творить взамен канона Богородице и акафиста блаженной Ксении? Что-то же должно встать на их место. Бывает так, что человек говорит: «Батюшка, я читал канон Богородице, но можно я теперь буду каждый день читать Покаянный канон? Совесть меня гложет за те мои грехи». Батюшка скажет: «Можно!» Тогда оставляется один канон, а на его место встает другой.
Без молитвы никак нельзя. Полюбить молитву можно только молясь. По-другому никак. Невозможно читать книги о молитве и думать, что ты тоже, как эти подвижники, любишь молитву. Молись, если любишь. А если не молишься, то и не любишь. Как полюбить? Начинай с малого, но только не отпускай.
– Следующий вопрос: «Если осознаешь свои грехи, вспоминаешь старые, обращаешься в течение дня ко Господу и просишь прощения, каешься, плачешь, стараешься исправляться, но в храм приходишь редко, прощает ли тебя Господь или нужна исповедь в храме?
– Исповедь – это обязательное действие, к которому человек должен прибегать. Например, человек согрешил в понедельник, а до воскресенья ему в храм никак не попасть в силу занятости. Что делать? Покаяться перед Христом на вечерней молитве, испросить прощения, помнить об этом покаянии, дождаться воскресенья и грех исповедовать.
Как без храма быть? Шесть дней работай, седьмой день Господу Богу посвяти. А как его посвятить? Начать этот день с богослужения. С исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Воскресный день – это первый день недели. У нас он воспринимается как последний, а вообще с него начинается неделя. Мы испрашиваем Божьего благословения на всю предстоящую седмицу. Как не быть в воскресенье в храме?
Если пришел в храм и у тебя есть на совести грех, то зачем его в себе носить? Ответ: «Я его перед иконой со слезами уже исповедовал». Нет, этого недостаточно. Не надо мучиться, нося в себе грех, исповедовать нужно. Непременно.
– Нас спрашивают: «Если забыл что-то сказать на исповеди, этот грех простится после причастия?»
Перед Чашей бывает такое: подходишь и вспоминаешь те грехи, которые не исповедовал. Например, утром или накануне.
– Я опять же не могу за Господа Бога сказать. Это Он прощает. Если грех не смертный (например, вспомнил человек: «Ох, я же вчера оскорбил собственную бабушку, прощения не попросил и до слез ее довел»), тогда выходи из очереди и иди примиряйся. Если что-то незначительное (что-то съел, слово сказал лишнее), то можно причаститься, но этот грех нужно в ближайшее время исповедовать. Чтобы он не стал забытым по вашей вине. Так бывает, что Господь напомнил человеку о каком-то грехе, а тот все тянет: «Ну ладно, в следующий раз». И потихоньку вообще о грехе забывает. Это уже нерадивость человека, которая будет вменена ему в грех. Господь скажет: «Да я уже пятнадцать раз тебе напомнил! Что ж ты с ним не расстался?» – «Ой, Господи, прости! Я запамятовал».
Нет, не запамятовал, а просто все время откладывал на потом. То ли стыдно было, то ли не хотелось в очереди стоять. Может, еще по какой-то причине. Сколько людей причащается с нераскаянными грехами! Почему нераскаянные? По разным причинам.
Страшно жить с нераскаянным грехом. Не позволяйте сего. Приносите всё Господу и получите от Него прощение и утешение.
– Вопрос: «Нужно ли перед исповедью поститься?»
– Такого правила у нас нет. Пост у нас перед причащением Святых Христовых Таин. Перед исповедью особых молитв или поста нет.
– Правильно, что можно исповедоваться, но необязательно причащаться?
– Да, это два разных таинства.
Ведущий Павел Денисик
Записали Валерия Макарова и Павел Зюзин
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает благочинный Одигитриевского округа, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье священник Петр Панов.
У книжной полки. Аскетические слова преподобного Исаака Сирина
Свет невечерний. В Рай по пропускам
Преображение (Ставрополь). 11 февраля 2025
Читаем Ветхий Завет. «Пророчество о царе Тирском». Священник Константин Корепанов
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!